Социокультурные и индивидуальные начала научного творчества

Категория: Философия


500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Вы можете ознакомиться и скачать Социокультурные и индивидуальные начала научного творчества . Презентация содержит 28 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:
Социокультурные и индивидуальные начала научного творчества

Слайд 2
Описание слайда:
Истоки научного творчества Природа научного творчества как система, совмещает в себе элементы: божественного (иррационального), человеческого (социокультурного), природного (среда обитания человека).

Слайд 3
Описание слайда:
Истоки научного творчества Французский философ А. Койре: «а) научная мысль никогда не была полностью отделена от философской мысли; б) великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций».

Слайд 4
Описание слайда:
Социокультурные истоки научного творчества О. Тоффлер: «Наука испытывает на себе сильнейшее воздействие со стороны окружающей ее внешней силы, и развитие науки определяется тем, насколько культура восприимчива к научным идеям»

Слайд 5
Описание слайда:
Социокультурные факторы: вовлекаются в саму ткань научного исследования, включаются в процесс формирования научных теорий. Невозможно провести границу между научным знанием и социокультурным окружением. Через философию, мировоззрение, картину мира, идеалы научного знания социокультурное окружение оказывает свое влияние на познавательный процесс.

Слайд 6
Описание слайда:
Индивидуальные начала научного творчества Социокультурные, методологические, экономические, политические и иные детерминанты научного творчества в значительной степени определяют движение ученого к открытию, но не исчерпывают его. В научном и иных видах познания исследователь всякий раз вынужден заново и конкретно определять свой путь к истине. Потому что нет заданного истинного пути ученого к новому знанию.

Слайд 7
Описание слайда:
Индивидуальные начала научного творчества Интуиция ученого – вот что играет весьма существенную роль в выдвижении новых идей и создании новых научных представлений. А. Эйнштейн «подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция».

Слайд 8
Описание слайда:
Интуиция: дает направления исследованиям, формирует наглядные мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследовании.

Слайд 9
Описание слайда:
Характерные черты научной интуиции Все, что совершается интуитивно, должно быть: внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе логично и основано на предшествующем чувственном опыте.

Слайд 10
Описание слайда:
Индивидуальные начала научного творчества правое - восприятие образное, память эпизодическая и автобиографическая, обобщение ситуативное, логика непрерывная и многозначная,

Слайд 11
Описание слайда:
Индивидуальные начала научного творчества Инсайт как результат интуиции, считается следствием некоторого скачка, разрыва в мышлении. Ощущаемый разрыв - это скачок между разными способами обработки информации. Осмысление результата – труднейшая работа. К. Гаусс писал: «Мои результаты я имею уже давно, я только не знаю, как я к ним приду»

Слайд 12
Описание слайда:
Интуиция как самодостраивание С точки зрения синергетики, механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания. Управлять интуицией значит инициировать самопроизвольное достраивание, переструктурирование сенсуального и интеллектуального материала.

Слайд 13
Описание слайда:
Интуиция как самодостраивание Просмотр различных, альтернативных ходов развития мыслей, продумывание и варьирование ассоциаций на заданную тему играют позитивную роль в творческом мышлении. Ф.Ницше выразил эту мысль в поэтической, форме: “Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду”.

Слайд 14
Описание слайда:
Интуиция как самодостраивание Можно предположить, на первоначальном этапе работы творческой интуиции всегда существует некий излишек разнообразия элементов знания и опыта, излишек версий, готовых к “прокручиванию” решения проблемы. Излишняя на первом этапе расточительность, неэкономия творческого мышления оборачивается в итоге выигрышем – большей плодотворностью и жизнеспособностью его результата.

Слайд 15
Описание слайда:
Интуиция в научном творчестве А. Бергсон, «у нас имеется лишь два способа выражения: понятие и образ, а потому плоды интуиции должны в конечном счете воплотиться в них, так как ничего лучшего мы не сумеем найти»

Слайд 16
Описание слайда:
Интуиция в научном творчестве Перескакивая с плоскости чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного и обратно, наша мысль совершает своеобразный маневр – она выходит в «третье измерение», чтобы преодолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости.

Слайд 17
Описание слайда:
Интуиция и воображение Творческое воображение богаче образного представления; оно не совпадает со способностью вызывать чувственные впечатления и не ограничивается заполнением пробелов в картине, доставляемой ощущениями. Без способности придумывать гипотезы и планы нельзя выполнять ничего, кроме «механических» операций.

Слайд 18
Описание слайда:
Интуиция и воображение В науке творческое воображение, лишенное логики, не приводит ни к чему. «Без длительной и терпеливой дедуктивной работы ума не бывает плодотворной интуиции»

Слайд 19
Описание слайда:
Интуиция и воображение Научное предчувствие - это объединяющая или вносящая ясность идея, внезапно возникающая в сознании в качестве решения проблемы, в которой мы глубоко заинтересованы. В типичных случаях оно венчает длительные размышления, но доходит до сознания в то время, когда мы над проблемой сознательно не работаем.

Слайд 20
Описание слайда:
Интуиция и неосознанное Если логическое мышление оперирует открытой наличной информацией, то интуитивное мышление использует информацию, временно неосознаваемую и как бы исключенную из активной работы сознания. Огромную роль при этом играют память и личный опыт.

Слайд 21
Описание слайда:
Интуиция и неосознанное Интуиция не есть беспочвенное наитие, Интуиция - результат напряженной деятельности сознания.

Слайд 22
Описание слайда:
Интуиция в научном творчестве Плодотворность интуиции обусловлена целым комплексом факторов, создающих фундамент ее эффективности. совокупность предшествующего знания, культурно-историческая мотивация научного поиска.

Слайд 23
Описание слайда:
Интуиция и бессознательное Одна из главных задач научного сообщества: создать необходимые условия для развития и реализации гения, таланта. От их интуитивных озарений во многом зависит дальнейшее развитие научной мысли.

Слайд 24
Описание слайда:
Значимость творческого таланта ДАНО: х – число пишущих машинок, за каждой из которых сидит обезьяна, полностью лишенная творческих способностей в области литературы. ВОПРОС: каково должно быть число таких машинок-обезьян, чтобы им посчастливилось написать «Гамлет» - произведение У. Шекспира?

Слайд 25
Описание слайда:
Значимость творческого таланта РЕШЕНИЕ: Положим, при использовании всех клавиш и регистров современной машинки, чтобы первая буква была правильна, нужно 100 независимых ударов обезьянами и такое же число машинок. Тогда, чтобы n начальных букв совпали с текстом «Гамлета», число обезьян х = 100n = 102n.

Слайд 26
Описание слайда:
Значимость творческого таланта Что означает этот результат? Например, для того, чтобы совпали только первые 40 букв текста «Гамлета» число обезьян х должно быть порядка 10 в степени 80, а это – число атомов во всей Вселенной, по данным современных астрономов.

Слайд 27
Описание слайда:
Представления о науке, как об открытой системе, не позволяют говорить об исключительном детерминирующем воздействии того или иного фактора на развитие научного творчества. Представления о науке, как об открытой системе, не позволяют говорить об исключительном детерминирующем воздействии того или иного фактора на развитие научного творчества. Поэтому наука есть скорее калейдоскоп образов, теорий, гипотез, озарений, парадоксов, нелепостей, случайностей, чем как здание, каждый кирпичик которого имеет свое строго определенное место.

Слайд 28
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации

Mypresentation.ru

Загрузить презентацию