Описание слайда:
ТЕХНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДА
Большая часть территории Украины подвергается различного рода деформациям, связанным с загрязнением воздуха, воды, почвенно-растительного покрова, эрозией и дефляцией почв, нарушением гидрологического режима, сведением лесов, деградацией ценных природных комплексов, памятников истории и архитектуры.
Протяженная территория страны, контрастные различия в природных и социально-экономических условиях предопределили неодинаковое состояние окружающей среды в отдельных областях и городах Украины. По самым ориентировочным оценкам можно считать, что западные, юго-западные и центральные районы находятся в наименее благоприятной экологической ситуации. Северные и восточные районы находятся в более благоприятных условиях. В целом экологическая ситуация может быть оценена следующим образом: экологически неблагоприятная обстановка наблюдается во всех городах с населением свыше 1 млн. человек, в 60% городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек и в 25% городов с населением от 250 тыс. до 500 тыс. жителей.
В промышленных городах России уровень техногенного воздействия на окружающую среду достиг той фазы, когда дальнейшее освоение этих районов без проведения специальных исследований и мероприятий чревато возникновением аварий и катастроф не только локального, но и регионального и даже глобального масштаба. По загрязнению воздуха промышленными предприятиями «рекордсменами» являются индустриальные центры – Днепр, Горловка, Одесса, Каменское (бывший Днепродзержинск), Кривой Рог, Запорожье. К катастрофическим зонам относится Днепр с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды, заболеваемости и смертности населения. Архитекторы, работающие в области промышленной архитектуры, идут по пути строительства новых типов предприятий, так называемых мини-заводов, научно-производственных комплексов, технопарков, наукоградов. Такой опыт имеет место в различных странах, где новые предприятия зачастую функционируют с более высокими технико-экономическими и экологическими показателями, чем крупные комбинаты. Вместе с тем технические методы при всем их значении пока не могут полностью гарантировать защиту воздуха в городах от загрязнения. Они должны быть дополнены планировочными методами: взаимное размещение промышленных предприятий и мест расселения с учетом санитарно-защитных зон, повышение интенсивности использования промышленных территорий путем превращения их в комплексные экономические зоны. Необходима разработка стратегии массовой реорганизации и перепрофилирования производственных зон городов, занимающих в ряде случаев до 40% городских земель. В них – огромный внутренний ресурс интенсификации и развития российских городов. В крупных и крупнейших городах основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы автомобильного транспорта, содержащие более двухсот химических соединений, что является особенно опасным для детского организма. В настоящее время разрабатываются перспективные виды автотранспорта, работающие на безвредном газовом, водородном топливе.