🗊Презентация Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №1Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №2Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №3Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №4Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №5Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №6Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №7Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №8Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №9Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №10Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №11Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №12Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №13Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №14Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №15Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №16Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №17Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №18Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №19Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №20Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №21Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №22Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №23Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №24Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №25Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №26Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №27Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №28Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №29Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №30Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №31Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №32Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №33Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №34Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №35Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №36Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №37Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №38Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №39Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №40Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №41Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №42Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №43Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №44Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №45Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №46Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №47Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №48Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №49Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №50Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №51Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №52Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №53Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №54Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №55Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №56Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №57Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №58Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №59Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №60Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №61Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №62Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №63Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №64Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №65Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №66Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №67Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №68

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь. Доклад-сообщение содержит 68 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Русский язык 
и 
культура речи
Тема 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь.
Описание слайда:
Русский язык и культура речи Тема 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь.

Слайд 2






«Перед вами громада – русский язык! 
Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Перечитайте все грамматики, какие у нас вышли, перечитайте для того, чтобы увидеть, какие страшные необработанные поля и пространства вокруг вас…»
Н.В. Гоголь
Описание слайда:
«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Перечитайте все грамматики, какие у нас вышли, перечитайте для того, чтобы увидеть, какие страшные необработанные поля и пространства вокруг вас…» Н.В. Гоголь

Слайд 3





План.

1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения.
2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка.
3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 
4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.
Описание слайда:
План. 1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения. 2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка. 3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.

Слайд 4





План.

1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения.
2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка.
3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 
4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.
Описание слайда:
План. 1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения. 2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка. 3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.

Слайд 5





Цель-
повышение языковой и речевой компетенции студентов,                           
формирование навыков эффективной коммуникации в профессиональной сфере.
Описание слайда:
Цель- повышение языковой и речевой компетенции студентов, формирование навыков эффективной коммуникации в профессиональной сфере.

Слайд 6





Задачи:

1. Теоретическое изучение структуры и развития языковой системы и особенностей функционирования языковых единиц.
2. Изучение основ культуры речи.
3. Практическое освоение языковых норм и функциональных стилей речи.
4. Формирование умения строить устную и письменную речь в зависимости от коммуникативной задачи,  овладение приемами делового общения.
Описание слайда:
Задачи: 1. Теоретическое изучение структуры и развития языковой системы и особенностей функционирования языковых единиц. 2. Изучение основ культуры речи. 3. Практическое освоение языковых норм и функциональных стилей речи. 4. Формирование умения строить устную и письменную речь в зависимости от коммуникативной задачи, овладение приемами делового общения.

Слайд 7





Структура дисциплины

Модуль 1. Основы языкознания
1. Структурные и коммуникативные свойства языка (основы лингвистики и семиотики, структура языка и его уровни, соотношение языка и речи, типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая).
2. Русский национальный язык и литературный язык (соотношение понятий, история формирования, место среди мировых языков).
Модуль 2. Культура речи
3. Нормы современного русского литературного языка (системное представление о нормах, нормы устной и письменной речи, общелитературные нормы, в том числе орфографические и пунктуационные).
4. Функциональные стили речи (понятие стилевой дифференциации литературной речи, факторы, влияющие на выделение функциональных стилей речи, жанры письменной научной речи, официально-деловая письменная речь). 
5.Культура речи (нормативный, коммуникативный и этический аспекты изучения культуры речи, трудности правописания и пунктуации ).
Модуль 3. Деловая риторика
6. Основы речевой коммуникации (основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, дискурс, структура речевой коммуникации, эффективность речевой коммуникации, понятие речевого воздействия, механизмы восприятия и понимания).
7.  Деловая риторика (особенности устного делового общения, основные жанры: деловая беседа, переговоры, основы красноречия).
Описание слайда:
Структура дисциплины Модуль 1. Основы языкознания 1. Структурные и коммуникативные свойства языка (основы лингвистики и семиотики, структура языка и его уровни, соотношение языка и речи, типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая). 2. Русский национальный язык и литературный язык (соотношение понятий, история формирования, место среди мировых языков). Модуль 2. Культура речи 3. Нормы современного русского литературного языка (системное представление о нормах, нормы устной и письменной речи, общелитературные нормы, в том числе орфографические и пунктуационные). 4. Функциональные стили речи (понятие стилевой дифференциации литературной речи, факторы, влияющие на выделение функциональных стилей речи, жанры письменной научной речи, официально-деловая письменная речь). 5.Культура речи (нормативный, коммуникативный и этический аспекты изучения культуры речи, трудности правописания и пунктуации ). Модуль 3. Деловая риторика 6. Основы речевой коммуникации (основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, дискурс, структура речевой коммуникации, эффективность речевой коммуникации, понятие речевого воздействия, механизмы восприятия и понимания). 7. Деловая риторика (особенности устного делового общения, основные жанры: деловая беседа, переговоры, основы красноречия).

Слайд 8





Литература 
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2008. – 536 с.
Волошина, Т.Ю. Русский язык и культура речи [Текст]: для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов / Т.Ю. Волошина, Е.В. Ганапольская, А.В. Голубева, В.Г. Костомаров, В.И. Максимов, М.О. Насонкина, З.Н. Пономарева, Т.И.Попова. – М., 2010. – 358 с.
Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М., 2002. – 432 с.
Лобанов, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.Б. Лобанов. – М.: Академический проект, 2007. – 375с.
Описание слайда:
Литература Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2008. – 536 с. Волошина, Т.Ю. Русский язык и культура речи [Текст]: для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов / Т.Ю. Волошина, Е.В. Ганапольская, А.В. Голубева, В.Г. Костомаров, В.И. Максимов, М.О. Насонкина, З.Н. Пономарева, Т.И.Попова. – М., 2010. – 358 с. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М., 2002. – 432 с. Лобанов, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.Б. Лобанов. – М.: Академический проект, 2007. – 375с.

Слайд 9





Литература 
б) дополнительная литература: 
 
Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст] / Б. Н. Головин. – М., 1990. – 456 с.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. – М, 1983. – 460 с.
Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка [Текст] / К. С. Горбачевич. – М., 1989. – 583 с.
Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / М. Н. Кожина. – М., 1993. – 458 с.
Культура устной и письменной речи делового человека [Текст]: справочник. – М., 2002. – 314 с.
Розенталь, Д. Э. Русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М., 1995. – 300с.
Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; под ред. И. Б. Голуб. – 8-е изд., испр. и доп. – М., 2003. – 368 с.
Описание слайда:
Литература б) дополнительная литература:   Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст] / Б. Н. Головин. – М., 1990. – 456 с. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. – М, 1983. – 460 с. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка [Текст] / К. С. Горбачевич. – М., 1989. – 583 с. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / М. Н. Кожина. – М., 1993. – 458 с. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст]: справочник. – М., 2002. – 314 с. Розенталь, Д. Э. Русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М., 1995. – 300с. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; под ред. И. Б. Голуб. – 8-е изд., испр. и доп. – М., 2003. – 368 с.

Слайд 10





Литература 
в) программное обеспечение: 
Словари  на портале Rambler http://www.rambler.ru/dict
1. Справочно-информационный портал «Русские словари» [Электронный ресурс] / http://www.slovari.ru  http://www.agama.ru/filolog.html

2. Словарь сокращений русского языка (Словарь акронимов, аббревиатур и сложносоставных слов русского языка) [Электронный ресурс] / http://www.sokr.ru 

3. Справочно-информационный портал «Грамота.ру» [Электронный ресурс] / http://www.slovarv.gramota.ru http://www.spravka.gramota.ru 

4. Словарно-справочная система по русскому языку «Русский филолог» [Электронный ресурс]  

5. Тематические толковые словари по экономике, биологии, технике и т. п. [Электронный ресурс] / http://www.glossarv.ru 

6. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / http://mega.km.ru 

7. Версии различных словарей [Электронный ресурс] / http://www.gramota.ru
Описание слайда:
Литература в) программное обеспечение: Словари на портале Rambler http://www.rambler.ru/dict 1. Справочно-информационный портал «Русские словари» [Электронный ресурс] / http://www.slovari.ru http://www.agama.ru/filolog.html 2. Словарь сокращений русского языка (Словарь акронимов, аббревиатур и сложносоставных слов русского языка) [Электронный ресурс] / http://www.sokr.ru 3. Справочно-информационный портал «Грамота.ру» [Электронный ресурс] / http://www.slovarv.gramota.ru http://www.spravka.gramota.ru 4. Словарно-справочная система по русскому языку «Русский филолог» [Электронный ресурс] 5. Тематические толковые словари по экономике, биологии, технике и т. п. [Электронный ресурс] / http://www.glossarv.ru 6. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / http://mega.km.ru 7. Версии различных словарей [Электронный ресурс] / http://www.gramota.ru

Слайд 11





Место дисциплины в системе обучения
Описание слайда:
Место дисциплины в системе обучения

Слайд 12





преемственность дисциплин
Описание слайда:
преемственность дисциплин

Слайд 13





План.

1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения.
2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка.
3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 
4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.
Описание слайда:
План. 1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения. 2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка. 3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.

Слайд 14





Система – это единство взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность.
Описание слайда:
Система – это единство взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность.

Слайд 15





Язык – это система
Описание слайда:
Язык – это система

Слайд 16





Язык – это система
Описание слайда:
Язык – это система

Слайд 17





система гласных звуков
И    Ы     У
 Е       О
А
Описание слайда:
система гласных звуков И Ы У Е О А

Слайд 18





система согласных звуков
по участию голосовых связок: сонорные Й, Р Р’;Л,Л’,М,М’Н, Н’ и шумные (глухие и звонкие) остальные.
по месту образования преграды: губные и язычные. 
по способу образования преграды: смычные (смычно-взрывные и смычно-проходные), щелевые (фрикативные) и аффрикаты;
по работе средней спинки языка (палатализации): твердые (непалатализованные) и  мягкие (палатализованные); 
по работе небной занавески: чистые и носовые.
Описание слайда:
система согласных звуков по участию голосовых связок: сонорные Й, Р Р’;Л,Л’,М,М’Н, Н’ и шумные (глухие и звонкие) остальные. по месту образования преграды: губные и язычные. по способу образования преграды: смычные (смычно-взрывные и смычно-проходные), щелевые (фрикативные) и аффрикаты; по работе средней спинки языка (палатализации): твердые (непалатализованные) и мягкие (палатализованные); по работе небной занавески: чистые и носовые.

Слайд 19





Язык – это система
Описание слайда:
Язык – это система

Слайд 20


Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21





Язык – это система
Описание слайда:
Язык – это система

Слайд 22






«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи» (Н.В. Гоголь)
Описание слайда:
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи» (Н.В. Гоголь)

Слайд 23





языковой знак — слово

Т ,  К,  О
КОТ, ТОК 
1. Фонетическая (а для письменной речи - графическая) оформленность.
2. Определенное значение. 
3. Постоянство звучания и значения. 
4.Непроницаемость: 
5. Одно основное ударение  
6. Грамматическая оформленность. 
7. Цельность и единооформленность 
8. Воспроизводимость
9. Употребление в соединении с другими словами в процессе общения.
10. Изолируемость. 
11. Номинативность, 
12. Фразеологичность
Описание слайда:
языковой знак — слово Т , К, О КОТ, ТОК 1. Фонетическая (а для письменной речи - графическая) оформленность. 2. Определенное значение. 3. Постоянство звучания и значения. 4.Непроницаемость: 5. Одно основное ударение 6. Грамматическая оформленность. 7. Цельность и единооформленность 8. Воспроизводимость 9. Употребление в соединении с другими словами в процессе общения. 10. Изолируемость. 11. Номинативность, 12. Фразеологичность

Слайд 24





СЛОВО
Описание слайда:
СЛОВО

Слайд 25





Язык – это система
Описание слайда:
Язык – это система

Слайд 26





Система частей речи
Описание слайда:
Система частей речи

Слайд 27





Язык – это система
Описание слайда:
Язык – это система

Слайд 28





Единицы синтаксиса
Описание слайда:
Единицы синтаксиса

Слайд 29





Язык — знаковая система
естественные (знаки-признаки)
Описание слайда:
Язык — знаковая система естественные (знаки-признаки)

Слайд 30





Язык — знаковая система
искусственные (знаки-информанты)
Описание слайда:
Язык — знаковая система искусственные (знаки-информанты)

Слайд 31





Язык — знаковая система
Описание слайда:
Язык — знаковая система

Слайд 32





свойства языкового знака 
1) двусторонность  - единство материальной, чувственно воспринимаемой и идеальной сторон;
2) системность : языковой знак - элемент знаковой системы;
3) воспроизводимость –языковой знак воспроизводится;
4) способность обобщать - языковой знак может замещать не только конкретный объект, но и целый класс однородных объектов;
5) комбинационность – способность языкового знака комбинироваться с другими знаками
Описание слайда:
свойства языкового знака 1) двусторонность - единство материальной, чувственно воспринимаемой и идеальной сторон; 2) системность : языковой знак - элемент знаковой системы; 3) воспроизводимость –языковой знак воспроизводится; 4) способность обобщать - языковой знак может замещать не только конкретный объект, но и целый класс однородных объектов; 5) комбинационность – способность языкового знака комбинироваться с другими знаками

Слайд 33





«Стул-предмет мебели, представляющий собой специальное приспособление для сидения одного человека, которое имеет спинку и не имеет подлокотников»
Описание слайда:
«Стул-предмет мебели, представляющий собой специальное приспособление для сидения одного человека, которое имеет спинку и не имеет подлокотников»

Слайд 34





Функции языковых единиц
Сигнификативная
Перцептивная
Описание слайда:
Функции языковых единиц Сигнификативная Перцептивная

Слайд 35


Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36





 Функции языка: 
коммуникативная (общения);
номинативная (называния);
когнитивная (познавательная) ;
аккумулятивная (сохранения и передачи информации);
эмотивная (эмоциональная) ;
волюнтативная (воздействия)
Описание слайда:
 Функции языка: коммуникативная (общения); номинативная (называния); когнитивная (познавательная) ; аккумулятивная (сохранения и передачи информации); эмотивная (эмоциональная) ; волюнтативная (воздействия)

Слайд 37


Структурные и коммуникативные свойства языка. Язык и речь, слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38





План.

1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения.
2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка.
3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 
4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.
Описание слайда:
План. 1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения. 2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка. 3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.

Слайд 39





Язык и речь.
Описание слайда:
Язык и речь.

Слайд 40





Характеристики речи
а) материальность;
б) линейная организация;
в) зависимость от речевой ситуации;
г) индивидуальность;
д)вариативность;
е) динамичность, синхроничность
Описание слайда:
Характеристики речи а) материальность; б) линейная организация; в) зависимость от речевой ситуации; г) индивидуальность; д)вариативность; е) динамичность, синхроничность

Слайд 41





Мышление и речь
В речи мы формулируем мысль, 
но, формулируя, мы сплошь 
и рядом её формируем. 

С.Л. Рубинштейн
Описание слайда:
Мышление и речь В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом её формируем. С.Л. Рубинштейн

Слайд 42





Мышление и речь
Учения Л.С. Выготского, 
А.А. Леонтьева, 
Н.И. Жинкина,
А.Р. Лурии, 
Ж. Пиаже
Описание слайда:
Мышление и речь Учения Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, Ж. Пиаже

Слайд 43





Мышление и речь
Единицы мышления и единицы речи не совпадают
Мотив – первая инстанция в порождении речи, в формировании коммуникативной готовности 
Превращение мысли в слово совершается во внутренней речи
«В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом её формируем» (С.Л. Рубинштейн).
Описание слайда:
Мышление и речь Единицы мышления и единицы речи не совпадают Мотив – первая инстанция в порождении речи, в формировании коммуникативной готовности Превращение мысли в слово совершается во внутренней речи «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом её формируем» (С.Л. Рубинштейн).

Слайд 44





Письменная и устная формы речи
Описание слайда:
Письменная и устная формы речи

Слайд 45





Письменная и устная формы речи
Описание слайда:
Письменная и устная формы речи

Слайд 46





План.

1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения.
2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка.
3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 
4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.
Описание слайда:
План. 1. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи». Структура дисциплины. Место дисциплины в системе обучения бакалавров. Планируемые результаты изучения. 2. Язык как система. Уровни языка. Единицы языка. Функции языка. 3. Язык и речь. Мышление и речь. Речь устная и письменная. 4. Типы монологической речи: информационная, убеждающая, побуждающая.

Слайд 47





Диалог
«состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог — это в сущности цепь реплик» 
Л. В. Щерба
Описание слайда:
Диалог «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог — это в сущности цепь реплик» Л. В. Щерба

Слайд 48





Цель диалога— 
получить информацию, побудить к какому-то действию.
Описание слайда:
Цель диалога— получить информацию, побудить к какому-то действию.

Слайд 49






Лука Лукич. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор? 

Городничий. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему. 

Аммос Федорович. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены. 

Городничий. Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
Н.В. Гоголь. Ревизор
Описание слайда:
Лука Лукич. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор? Городничий. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему. Аммос Федорович. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены. Городничий. Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. Н.В. Гоголь. Ревизор

Слайд 50






Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском: 
- Здорово, браток! 
- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал: 
- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил: 
-Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь? 
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки. 
Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что. 
М. А.Шолохов. Судьба человека
Описание слайда:
Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском: - Здорово, браток! - Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал: - Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил: -Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь? С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки. Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что. М. А.Шолохов. Судьба человека

Слайд 51





Монолог-
связная речь одного лица. 
Цель монолога — сообщение о каких-то фактах.
Описание слайда:
Монолог- связная речь одного лица. Цель монолога — сообщение о каких-то фактах.

Слайд 52






«Монолог — это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке...» 
Л.В. Щерба
Описание слайда:
«Монолог — это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке...» Л.В. Щерба

Слайд 53






Чацкий
В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция. Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам, такие же наряды…
Он рад, но мы не рады.
А.С. Грибоедов. Горе от ума
Описание слайда:
Чацкий В той комнате незначащая встреча: Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами; Приехал — и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция. Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком; Такой же толк у дам, такие же наряды… Он рад, но мы не рады. А.С. Грибоедов. Горе от ума

Слайд 54





«ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ»
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
Описание слайда:
«ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ» Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

Слайд 55





Типы монологической речи:
     информационная 
   убеждающая 
         побуждающая
Описание слайда:
Типы монологической речи: информационная убеждающая побуждающая

Слайд 56





Типы монологической речи:
Описание слайда:
Типы монологической речи:

Слайд 57





информационная
«Прошедшая выставка, с одной стороны, была широкой рекламой малого бизнеса вообще. С другой - демонстрацией достижений предприятий, участвовавших в этой выставке. С третьей - выставка дала возможность пообщаться коллегам по бизнесу. Но самая главная задача подобного мероприятия, я считаю, - просветительская»
Описание слайда:
информационная «Прошедшая выставка, с одной стороны, была широкой рекламой малого бизнеса вообще. С другой - демонстрацией достижений предприятий, участвовавших в этой выставке. С третьей - выставка дала возможность пообщаться коллегам по бизнесу. Но самая главная задача подобного мероприятия, я считаю, - просветительская»

Слайд 58





Типы монологической речи:
Описание слайда:
Типы монологической речи:

Слайд 59





убеждающая
«Произошло событие поистине историческое, мы открываем памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Мы, наконец-то, выполняем свой долг перед гением мировой литературы. Авторы монумента создали образ зрелого, мудрого, погруженного в себя человека. «Я всегда закутываюсь плащом своим, когда иду по Невскому проспекту», - писал он. Именно таким мы увидели сегодня Гоголя»
речь губернатора 
г. Санкт-Петербурга 
на открытии памятника Н. В. Гоголю
Описание слайда:
убеждающая «Произошло событие поистине историческое, мы открываем памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Мы, наконец-то, выполняем свой долг перед гением мировой литературы. Авторы монумента создали образ зрелого, мудрого, погруженного в себя человека. «Я всегда закутываюсь плащом своим, когда иду по Невскому проспекту», - писал он. Именно таким мы увидели сегодня Гоголя» речь губернатора г. Санкт-Петербурга на открытии памятника Н. В. Гоголю

Слайд 60





Типы монологической речи:
Описание слайда:
Типы монологической речи:

Слайд 61





побуждающая
«Уверен, что наша совместная работа, ответственность на всех уровнях, понятные для общества и эффективные шаги в экономической и социальной сфере дадут значимые результаты для развития области, для людей. И мы сделаем жизнь в Самарской области лучше, а наш регион, как это и должно быть, одним из самых успешных в стране»
Николай Меркушкин 
из послания депутатам 
Самарской Губернской Думы 
и жителям региона.
Описание слайда:
побуждающая «Уверен, что наша совместная работа, ответственность на всех уровнях, понятные для общества и эффективные шаги в экономической и социальной сфере дадут значимые результаты для развития области, для людей. И мы сделаем жизнь в Самарской области лучше, а наш регион, как это и должно быть, одним из самых успешных в стране» Николай Меркушкин из послания депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона.

Слайд 62





ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МОНОЛОГА
ораторская речь, 
художественный монолог, 
официально-деловой монолог и другие
Описание слайда:
ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МОНОЛОГА ораторская речь, художественный монолог, официально-деловой монолог и другие

Слайд 63





ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ МОНОЛОГА
описание, 
     
      повествование, 
         
              рассуждение
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ МОНОЛОГА описание, повествование, рассуждение

Слайд 64





описание 
Структура :зачин – центральная часть – вывод (концовка).
Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар. На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. 
К. Паустовский
Описание слайда:
описание Структура :зачин – центральная часть – вывод (концовка). Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар. На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. К. Паустовский

Слайд 65





повествование
Структура: зачин – основная часть – вывод (заключение).
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час. 
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. 
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. 
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!" Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя. 
К. Паустовский
Описание слайда:
повествование Структура: зачин – основная часть – вывод (заключение). Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!" Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя. К. Паустовский

Слайд 66





рассуждение
Структура: тезис-доказательства-вывод
Театр — синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. К ним принадлежат литература, живопись, архитектура, музыка, вокальное искусство, искусство танца и т. д. В числе этих искусств находится одно такое, которое принадлежит только театру. Это — искусство актера. Актер неотделим от театра, и театр неотделим от актера. Вот почему мы можем сказать, что актер — носитель специфики театра. Синтез искусств в театре — их органическое соединение в спектакле — возможен только в том случае, если каждое из этих искусств будет выполнять определенную театральную функцию. При выполнении этой театральной функции произведение любого из искусств приобретает новое для него театральное качество. Ибо театральная живопись не то же самое, что просто живопись, театральная музыка не то же самое, что просто музыка, и т.д. Только актерское искусство театрально по своей природе. (Б.Е. Захарова. Мастерство актера и режиссера)
Описание слайда:
рассуждение Структура: тезис-доказательства-вывод Театр — синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. К ним принадлежат литература, живопись, архитектура, музыка, вокальное искусство, искусство танца и т. д. В числе этих искусств находится одно такое, которое принадлежит только театру. Это — искусство актера. Актер неотделим от театра, и театр неотделим от актера. Вот почему мы можем сказать, что актер — носитель специфики театра. Синтез искусств в театре — их органическое соединение в спектакле — возможен только в том случае, если каждое из этих искусств будет выполнять определенную театральную функцию. При выполнении этой театральной функции произведение любого из искусств приобретает новое для него театральное качество. Ибо театральная живопись не то же самое, что просто живопись, театральная музыка не то же самое, что просто музыка, и т.д. Только актерское искусство театрально по своей природе. (Б.Е. Захарова. Мастерство актера и режиссера)

Слайд 67





Вопросы для самопроверки
Почему  язык  является системой? Назовите элементы языковой системы.

Каковы основные функции языка?

Можно ли назвать речь практической реализацией  языка?
Описание слайда:
Вопросы для самопроверки Почему язык является системой? Назовите элементы языковой системы. Каковы основные функции языка? Можно ли назвать речь практической реализацией языка?

Слайд 68






СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию