🗊Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн

Категория: Биология
Нажмите для полного просмотра!
Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №1Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №2Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №3Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №4Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №5Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №6Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №7Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №8Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №9Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №10Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №11Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №12Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №13Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №14Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №15Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №16Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №17Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №18Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №19Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №20Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн. Презентация содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций
Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурной единице вида.
Подготовила Урманова А.Х.
Описание слайда:
Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурной единице вида. Подготовила Урманова А.Х.

Слайд 2


Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций  Цель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурн, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Проблемный вопрос:
Популяция или вид –элементарная единица эволюции?
Описание слайда:
Проблемный вопрос: Популяция или вид –элементарная единица эволюции?

Слайд 4





Вид

Подвид
Популяции
                     
            Стая           Стадо          Прайд
                    (табун)           (семья)
Описание слайда:
Вид Подвид Популяции Стая Стадо Прайд (табун) (семья)

Слайд 5





Термин популяция был введен в 1903году В. Иогансеном
Для обозначения неоднородной в генетическом отношении группы особей одного вида в отличии от однородной чистой линии
Описание слайда:
Термин популяция был введен в 1903году В. Иогансеном Для обозначения неоднородной в генетическом отношении группы особей одного вида в отличии от однородной чистой линии

Слайд 6





Проанализируйте следующие определения популяции:
Совокупность особей одного вида, занимающих обособленную территорию в пределах ареала вида, свободно скрещивающихся друг с другими той или иной степени изолированных от других популяций данного вида.
Любая, способная у самовоспроизведению совокупность особей одного вида, более или менее изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупностей одного и того же вида.
Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию.
Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени населяющего определенное пространство, и внутри которой осуществляется, в известной степени панмиксия (скрещивание) и отделенная от других совокупностей той или иной степенью изоляции.
Описание слайда:
Проанализируйте следующие определения популяции: Совокупность особей одного вида, занимающих обособленную территорию в пределах ареала вида, свободно скрещивающихся друг с другими той или иной степени изолированных от других популяций данного вида. Любая, способная у самовоспроизведению совокупность особей одного вида, более или менее изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупностей одного и того же вида. Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию. Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени населяющего определенное пространство, и внутри которой осуществляется, в известной степени панмиксия (скрещивание) и отделенная от других совокупностей той или иной степенью изоляции.

Слайд 7





Используйте имеющейся материал для формулирования понятия – популяция
Популяция (от лат. Poрulos – народ, население) -
Описание слайда:
Используйте имеющейся материал для формулирования понятия – популяция Популяция (от лат. Poрulos – народ, население) -

Слайд 8





Характеристики популяции
    Экологические:                         Эволюционно – генетические:
- Ареал                                              - Норма реакции
- Численность особей                       - Частота генов, генотипов и  
- Плотность                                          фенотипов
- Динамика                                        -  Внутрипопуляционный 
- Возрастной состав                              полиморфизм
- Половой состав                              - Генетическое единство
Описание слайда:
Характеристики популяции Экологические: Эволюционно – генетические: - Ареал - Норма реакции - Численность особей - Частота генов, генотипов и - Плотность фенотипов - Динамика - Внутрипопуляционный - Возрастной состав полиморфизм - Половой состав - Генетическое единство

Слайд 9





Взаимоотношения организмов в популяциях
Внутрипопуляционные                               Межпопуляционные
   Индивидуальные                   Групповые
                Внутри семьи         Внутри колонии      Внутри стаи
Влияние  факторов:
- конкуренции;
- воздействия хищников;
- обеспеченности ресурсами;
- распространение инфекций, паразитов.
               Популяция – это форма существования вида в конкретных условиях среды.
Описание слайда:
Взаимоотношения организмов в популяциях Внутрипопуляционные Межпопуляционные Индивидуальные Групповые Внутри семьи Внутри колонии Внутри стаи Влияние факторов: - конкуренции; - воздействия хищников; - обеспеченности ресурсами; - распространение инфекций, паразитов. Популяция – это форма существования вида в конкретных условиях среды.

Слайд 10







Особенности популяции:
1. Особи одной популяции характеризуются максимальным сходством признаков
Вследствие высокой возможности скрещивания внутри популяции и одинаковым давлением отбора.
2.Популяции генетически разнообразны

Вследствие непрерывно возникающей наследственной изменчивости
3. Популяции одного вида отличаются друг от друга частотой встречаемости тех или иных признаков

В разных условиях существования естественному отбору подвергаются разные признаки  
4. Каждая популяция характеризуется своим специфическим набором генов - генофондом
Описание слайда:
Особенности популяции: 1. Особи одной популяции характеризуются максимальным сходством признаков Вследствие высокой возможности скрещивания внутри популяции и одинаковым давлением отбора. 2.Популяции генетически разнообразны Вследствие непрерывно возникающей наследственной изменчивости 3. Популяции одного вида отличаются друг от друга частотой встречаемости тех или иных признаков В разных условиях существования естественному отбору подвергаются разные признаки 4. Каждая популяция характеризуется своим специфическим набором генов - генофондом

Слайд 11







5. В популяциях идет борьба за существование.
6. Действует естественный отбор

Благодаря которому выживают и оставляют потомство лишь особи с полезными в данных условиях изменениями.
7. В зонах ареала, где граничат разные популяции одного вида, происходит обмен генами между ними

Обеспечивающий генетическое единство вида
8. Взаимосвязь между популяциями способствует

Большей изменчивости вида и лучшей приспособленности его к условиям обитания
9. Вследствие относительной генетической изоляции

Каждая популяция эволюционирует независимо от других популяций того же вида

Являясь элементарной единицей эволюции
Описание слайда:
5. В популяциях идет борьба за существование. 6. Действует естественный отбор Благодаря которому выживают и оставляют потомство лишь особи с полезными в данных условиях изменениями. 7. В зонах ареала, где граничат разные популяции одного вида, происходит обмен генами между ними Обеспечивающий генетическое единство вида 8. Взаимосвязь между популяциями способствует Большей изменчивости вида и лучшей приспособленности его к условиям обитания 9. Вследствие относительной генетической изоляции Каждая популяция эволюционирует независимо от других популяций того же вида Являясь элементарной единицей эволюции

Слайд 12





       Типы популяций

Географические   Экологические    Локальные     Элементарные 
Лес в Подмосковье    Клесты обита-     Грызуны на     Семья грызунов
и на Урале                  ющие в еловом   склонах и дне
                                    и сосновом         оврага
                                    лесу
Описание слайда:
Типы популяций Географические Экологические Локальные Элементарные Лес в Подмосковье Клесты обита- Грызуны на Семья грызунов и на Урале ющие в еловом склонах и дне и сосновом оврага лесу

Слайд 13





Ответьте на поставленные вопросы:
Может ли отдельная особь быть единицей эволюции? 
2.     Может ли вид быть единицей эволюции?
Почему популяцию считают единицей эволюции? Объясните.
Ответьте на вопросы тестового задания:
Описание слайда:
Ответьте на поставленные вопросы: Может ли отдельная особь быть единицей эволюции? 2. Может ли вид быть единицей эволюции? Почему популяцию считают единицей эволюции? Объясните. Ответьте на вопросы тестового задания:

Слайд 14





Популяции разных видов отличаются   
 
                        
 Размерами     Численностью      Возрастным         Формами
                              особей            и половым         совместного 
                                                     составом            существования
Описание слайда:
Популяции разных видов отличаются Размерами Численностью Возрастным Формами особей и половым совместного составом существования

Слайд 15





Закономерности наследования признаков
Автогамных популяциях                    Аллогамных популяциях 
    Особям этих популяций                       Особям этих популяций     свойственно самооплодот-                  свойственно раздельнопо-
    ворение                                                 лость и перекрестноопы-
                                                                  ляемость
Изучал датский ботаник                                 Установили в 1908                             
        В. Иогансен                                         Дж. Харди и В. Вайнберг
                                                                    закономерность, полу-
                                                                    чившая название закона 
                                                                       Харди-Вайнберга
Описание слайда:
Закономерности наследования признаков Автогамных популяциях Аллогамных популяциях Особям этих популяций Особям этих популяций свойственно самооплодот- свойственно раздельнопо- ворение лость и перекрестноопы- ляемость Изучал датский ботаник Установили в 1908 В. Иогансен Дж. Харди и В. Вайнберг закономерность, полу- чившая название закона Харди-Вайнберга

Слайд 16





Закон Харди-Вайнберга
В идеальной популяции частоты аллелей и генотипов постоянны. 
При условии:
 - численность особей популяции достаточно велика;
 - спаривание (панмиксия)  происходит случайным образом;
 - мутационный процесс отсутствует;
 - отсутствует обмен генами (дрейф генов, поток генов, волны жизни) с другими популяциями;
 - естественный отбор отсутствует (т.е. особи с разными генотипами одинаково плодовиты и жизнеспособны).
Описание слайда:
Закон Харди-Вайнберга В идеальной популяции частоты аллелей и генотипов постоянны. При условии: - численность особей популяции достаточно велика; - спаривание (панмиксия) происходит случайным образом; - мутационный процесс отсутствует; - отсутствует обмен генами (дрейф генов, поток генов, волны жизни) с другими популяциями; - естественный отбор отсутствует (т.е. особи с разными генотипами одинаково плодовиты и жизнеспособны).

Слайд 17





Алгоритм применения Закона Харди Вайнберга
Допустим, что в популяции свободно скрещиваются особи с генотипами АА и аа.
 F1   генотип потомства - Аа
 F2        произойдет расщепление  -1АА: 2Аа:1аа
Обозначим:
                  частоту доминантного аллеля - p
                  частоту рецессивного аллеля - g2
То частота этих аллелей в F1  будет:
                     Р   Аа    .       Аа
Описание слайда:
Алгоритм применения Закона Харди Вайнберга Допустим, что в популяции свободно скрещиваются особи с генотипами АА и аа. F1 генотип потомства - Аа F2 произойдет расщепление -1АА: 2Аа:1аа Обозначим: частоту доминантного аллеля - p частоту рецессивного аллеля - g2 То частота этих аллелей в F1 будет: Р Аа . Аа

Слайд 18





Обозначение
Р - частота доминантного аллеля
g - частота рецессивного аллеля
p2 - гомозиготный доминантный генотип
2pq - гетерозиготный генотип
 q2- гомозиготный рецессивный генотип.
    Сумма встречаемости всех трех генотипов - АА, Аа, аа =1, то
частота встречаемости каждого генотипа будет  следующей:
                                     1АА : 2Аа : аа
                                     0,25  : 0,50 : 0.25
Описание слайда:
Обозначение Р - частота доминантного аллеля g - частота рецессивного аллеля p2 - гомозиготный доминантный генотип 2pq - гетерозиготный генотип q2- гомозиготный рецессивный генотип. Сумма встречаемости всех трех генотипов - АА, Аа, аа =1, то частота встречаемости каждого генотипа будет следующей: 1АА : 2Аа : аа 0,25 : 0,50 : 0.25

Слайд 19





Используя закон Харди -Вайнберга, можно вычислить частоту встречаемости в популяции любого доминантного и рецессивного гена, а также различных генотипов, пользуясь формулами:
Описание слайда:
Используя закон Харди -Вайнберга, можно вычислить частоту встречаемости в популяции любого доминантного и рецессивного гена, а также различных генотипов, пользуясь формулами:

Слайд 20





Практическая работа: «Моделирование закона Харди-Вайнберга
(работа выполняется в группах)
Цель: выяснить частоту всех возможных генотипов, образуемых различным сочетанием данных аллельных генов.
Оборудование: мешочки с шариками (60 белых и 40 красных), три сосуда.
Ход работы: 1. Красные шарики моделируют доминантный ген А, белые - рецессивный ген а.
2. Вытаскивайте из мешочка по 2 шарика одновременно.
3. Записывайте какие комбинации шариков по цвету наблюдаются.
4. Подсчитайте число каждой комбинации: сколько раз вытащили два красных шарика? Сколько раз  - красный и белый шарики? Сколько раз вытащили два белых? Запишите полученные вами цифры.
5. Обобщите ваши данные: какова вероятность вытащить оба красных шарика? Оба белых? Белый и красный?
6. По полученным вами цифрам определите частоту генотипов АА, Аа и аа в данной модельной популяции.
7. Укладываются ли ваши данные в формулу Харди-Вайнберга
     P2(АА) + 2 pq(Аа) + q2(аа) =1 ?
8. Обобщите данные всего класса. Согласуются ли они с законом Харди-Вайнберга? Сделайте вывод по результатам работы.
Описание слайда:
Практическая работа: «Моделирование закона Харди-Вайнберга (работа выполняется в группах) Цель: выяснить частоту всех возможных генотипов, образуемых различным сочетанием данных аллельных генов. Оборудование: мешочки с шариками (60 белых и 40 красных), три сосуда. Ход работы: 1. Красные шарики моделируют доминантный ген А, белые - рецессивный ген а. 2. Вытаскивайте из мешочка по 2 шарика одновременно. 3. Записывайте какие комбинации шариков по цвету наблюдаются. 4. Подсчитайте число каждой комбинации: сколько раз вытащили два красных шарика? Сколько раз - красный и белый шарики? Сколько раз вытащили два белых? Запишите полученные вами цифры. 5. Обобщите ваши данные: какова вероятность вытащить оба красных шарика? Оба белых? Белый и красный? 6. По полученным вами цифрам определите частоту генотипов АА, Аа и аа в данной модельной популяции. 7. Укладываются ли ваши данные в формулу Харди-Вайнберга P2(АА) + 2 pq(Аа) + q2(аа) =1 ? 8. Обобщите данные всего класса. Согласуются ли они с законом Харди-Вайнберга? Сделайте вывод по результатам работы.

Слайд 21





Давайте подумаем!
1.Сформулируйте закон о состоянии популяционного равновесия.
2.При каких условиях соблюдается закон Харди-Вайнберга?
3.Почему проявление закона Харди-Вайнберга можно обнаружить только при бесконечно большой численности популяции?
Описание слайда:
Давайте подумаем! 1.Сформулируйте закон о состоянии популяционного равновесия. 2.При каких условиях соблюдается закон Харди-Вайнберга? 3.Почему проявление закона Харди-Вайнберга можно обнаружить только при бесконечно большой численности популяции?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию