🗊Презентация Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3)

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №1Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №2Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №3Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №4Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №5Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №6Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №7Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №8Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №9Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №10Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №11Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №12Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №13Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №14Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №15Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №16Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №17Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №18Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №19Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №20Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №21Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №22Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №23Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №24Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №25Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №26Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №27Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №28Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №29Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №30Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №31Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №32Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №33Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №34Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №35Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №36Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №37Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №38Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №39Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №40Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №41Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №42Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №43Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №44Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №45Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №46Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №47Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №48Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №49Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №50Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3), слайд №51

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Свертывание информации. Виды свертывания. Понятие и структура текста. (Тема 3). Доклад-сообщение содержит 51 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Тема 3: СВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Свертывание, информационное свертывание,  развертывание, семантическое свертывание в языке, опущение, совмещение, замещение, текст, знак, значение, информация, информация социальная, информативность, содержательность синтакси­ческая структура текста, сложное синтаксичес­кое целое, автосемантическое предложение,  синсемантические предложение, микротекст,  цельный микротекст, коннекторы, коммуникативная структура текста, синтаксическая струк­тура предложения, текстовые субъекты,   текстовые предикаты, содержательный аспект.



3.1. Понятие “свертывание информации”.
3.2. Виды свертывания.
3.3. Понятие и структура текста.
Описание слайда:
Тема 3: СВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Свертывание, информационное свертывание, развертывание, семантическое свертывание в языке, опущение, совмещение, замещение, текст, знак, значение, информация, информация социальная, информативность, содержательность синтакси­ческая структура текста, сложное синтаксичес­кое целое, автосемантическое предложение, синсемантические предложение, микротекст, цельный микротекст, коннекторы, коммуникативная структура текста, синтаксическая струк­тура предложения, текстовые субъекты, текстовые предикаты, содержательный аспект. 3.1. Понятие “свертывание информации”. 3.2. Виды свертывания. 3.3. Понятие и структура текста.

Слайд 2





3.1. Понятие “свертывание информации”

Свертывание – это совокупность операций аналитико-синтетической переработки информации, преследующих цель выразить содержание исходного текста в более краткой форме при сохранении или некотором уменьшении его информативности в производном тексте.
Описание слайда:
3.1. Понятие “свертывание информации” Свертывание – это совокупность операций аналитико-синтетической переработки информации, преследующих цель выразить содержание исходного текста в более краткой форме при сохранении или некотором уменьшении его информативности в производном тексте.

Слайд 3





Развертывание – это увеличение физического объема текста за счет вне­сения в него необходимых дополнений, уточнений, пояснений, коммента­риев, обеспечивающих наилучшее его восприятие, понимание. Развертыва­ние повышает информативность текста.
Развертывание – это увеличение физического объема текста за счет вне­сения в него необходимых дополнений, уточнений, пояснений, коммента­риев, обеспечивающих наилучшее его восприятие, понимание. Развертыва­ние повышает информативность текста.
Описание слайда:
Развертывание – это увеличение физического объема текста за счет вне­сения в него необходимых дополнений, уточнений, пояснений, коммента­риев, обеспечивающих наилучшее его восприятие, понимание. Развертыва­ние повышает информативность текста. Развертывание – это увеличение физического объема текста за счет вне­сения в него необходимых дополнений, уточнений, пояснений, коммента­риев, обеспечивающих наилучшее его восприятие, понимание. Развертыва­ние повышает информативность текста.

Слайд 4








Процесс свертывания можно представить в следующем виде:
 
Описание слайда:
Процесс свертывания можно представить в следующем виде:  

Слайд 5





Уровни свертывания текста
                                       Текст           
                               _______________
                         
                                   Информация   
                                ______________               
                 
                                       Смысл    
                                     ————
              
                                     Значение
Описание слайда:
Уровни свертывания текста Текст _______________ Информация ______________ Смысл ———— Значение

Слайд 6





В основе процедуры информационного свертывания лежит психолингвистический механизм обратной связи, который в многоуровневой цепочке текстопорождения (“смысл – текст”) обеспечивает постоянную корреляцию меж­ду реальным результатом речевой деятельности и смысловым образом, порожденным на этапе мотивации этой деятельности. Этот механизм опреде­ляет необходимый и достаточный набор лексических средств и синтаксичес­ких конструкций, который использует отправитель информации, чтобы обес­печить оптимальные условия коммуникации.
В основе процедуры информационного свертывания лежит психолингвистический механизм обратной связи, который в многоуровневой цепочке текстопорождения (“смысл – текст”) обеспечивает постоянную корреляцию меж­ду реальным результатом речевой деятельности и смысловым образом, порожденным на этапе мотивации этой деятельности. Этот механизм опреде­ляет необходимый и достаточный набор лексических средств и синтаксичес­ких конструкций, который использует отправитель информации, чтобы обес­печить оптимальные условия коммуникации.
Описание слайда:
В основе процедуры информационного свертывания лежит психолингвистический механизм обратной связи, который в многоуровневой цепочке текстопорождения (“смысл – текст”) обеспечивает постоянную корреляцию меж­ду реальным результатом речевой деятельности и смысловым образом, порожденным на этапе мотивации этой деятельности. Этот механизм опреде­ляет необходимый и достаточный набор лексических средств и синтаксичес­ких конструкций, который использует отправитель информации, чтобы обес­печить оптимальные условия коммуникации. В основе процедуры информационного свертывания лежит психолингвистический механизм обратной связи, который в многоуровневой цепочке текстопорождения (“смысл – текст”) обеспечивает постоянную корреляцию меж­ду реальным результатом речевой деятельности и смысловым образом, порожденным на этапе мотивации этой деятельности. Этот механизм опреде­ляет необходимый и достаточный набор лексических средств и синтаксичес­ких конструкций, который использует отправитель информации, чтобы обес­печить оптимальные условия коммуникации.

Слайд 7





3.2. Виды свертывания
Семантическое свертывание в языке – это стихийный процесс терминообразования, в ходе которого возникают понятия более краткие, чем их синонимичные предшественники, например, компьютер и ЭВМ. Семантическое свертывание терминов в языке пред­стает в виде логического произведения некоторых атомарных значений – сем, семантических множителей. Так, к примеру, в качестве сем лексемы транс­форматор могут выступать слова устройство, изменение, напряжение.
Описание слайда:
3.2. Виды свертывания Семантическое свертывание в языке – это стихийный процесс терминообразования, в ходе которого возникают понятия более краткие, чем их синонимичные предшественники, например, компьютер и ЭВМ. Семантическое свертывание терминов в языке пред­стает в виде логического произведения некоторых атомарных значений – сем, семантических множителей. Так, к примеру, в качестве сем лексемы транс­форматор могут выступать слова устройство, изменение, напряжение.

Слайд 8





Семантическое свертывание в речи:

а) с изменением информативности путем обобщения (или, наоборот, деле­ния) понятий и целых смысловых отрезков или опущения (или, наоборот, вне­сения) некоторых деталей, подробностей, уточнений;
б) с изменением информативности путем перевода в иную систему поня­тий.
Пример изменения информативности путем обобщения.
1. Свертывание.
Давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в XIX веке при помощи мето­дов точных наук, так и не была решена.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке в XIX веке не была решена.
Другими примерами высокого уровня обобщения больших фрагментов текстов могут служить заголовки и подзаголовки в документах, фразы в аннотациях, тезисы к докладам и пр.
Описание слайда:
Семантическое свертывание в речи: а) с изменением информативности путем обобщения (или, наоборот, деле­ния) понятий и целых смысловых отрезков или опущения (или, наоборот, вне­сения) некоторых деталей, подробностей, уточнений; б) с изменением информативности путем перевода в иную систему поня­тий. Пример изменения информативности путем обобщения. 1. Свертывание. Давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в XIX веке при помощи мето­дов точных наук, так и не была решена. Проблема соотношения биологического и социального в человеке в XIX веке не была решена. Другими примерами высокого уровня обобщения больших фрагментов текстов могут служить заголовки и подзаголовки в документах, фразы в аннотациях, тезисы к докладам и пр.

Слайд 9





Развертывание
Социология – это наука об обществе; социология – это наука, изучаю­щая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах; социология – это наука об обществе как социальной системе в целим, функционировании и раз­витии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Пример изменения информативности путем перевода в иную систему поня­тий:
Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни.
Бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, име­ющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
При лексическом свертывании производится преобразование знаковой формы сообщения при сохранении его информативности. В отдельных случа­ях в результате лексического свертывания информативность может даже воз­растать за счет повышения читабельности текста (путем опущения неинфор­мативных, паразитных слов, упрощения синтаксической конструкции и пр.).
Описание слайда:
Развертывание Социология – это наука об обществе; социология – это наука, изучаю­щая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах; социология – это наука об обществе как социальной системе в целим, функционировании и раз­витии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. Пример изменения информативности путем перевода в иную систему поня­тий: Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни. Бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, име­ющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. При лексическом свертывании производится преобразование знаковой формы сообщения при сохранении его информативности. В отдельных случа­ях в результате лексического свертывания информативность может даже воз­растать за счет повышения читабельности текста (путем опущения неинфор­мативных, паразитных слов, упрощения синтаксической конструкции и пр.).

Слайд 10





Различают три способа лексического свертывания:

– опущение, при котором то или иное место в предложении, предназначенное для определенных повторяющихся или не повторяющихся в тексте язы­ковых единиц, остается пустым, но может быть заполнено этими единицами благодаря опоре на сохраняющиеся в предложении элементы (например: В котором часу ты придешь? - В седьмом);
– совмещение, при котором два или несколько предложений, некоторые элементы которых тождественны, накладываются друг на друга, образуя со­кращенную конструкцию, где тождественный компонент употреблен только однажды, но сохраняет самостоятельные связи с нетождественными частями совмещенных предложений;
– замещение, при котором повторяющийся или неповторяющийся отре­зок текста замещается другим, более кратким, с сохранением в последнем необходимого уровня смысла первого (например, замена местоимением слова или выражения, применение более кратких синонимичных вариантов).
Описание слайда:
Различают три способа лексического свертывания: – опущение, при котором то или иное место в предложении, предназначенное для определенных повторяющихся или не повторяющихся в тексте язы­ковых единиц, остается пустым, но может быть заполнено этими единицами благодаря опоре на сохраняющиеся в предложении элементы (например: В котором часу ты придешь? - В седьмом); – совмещение, при котором два или несколько предложений, некоторые элементы которых тождественны, накладываются друг на друга, образуя со­кращенную конструкцию, где тождественный компонент употреблен только однажды, но сохраняет самостоятельные связи с нетождественными частями совмещенных предложений; – замещение, при котором повторяющийся или неповторяющийся отре­зок текста замещается другим, более кратким, с сохранением в последнем необходимого уровня смысла первого (например, замена местоимением слова или выражения, применение более кратких синонимичных вариантов).

Слайд 11





К перечисленным видам лексического свертывания можно добавить так­же применение аббревиатур, условных сокращений, перевод в иную знаковую систему (употребление формул, графиков, кодов и т.п.). Возможно, в качестве одной из форм лексического свертывания можно рассматривать употребление метафор. 
К перечисленным видам лексического свертывания можно добавить так­же применение аббревиатур, условных сокращений, перевод в иную знаковую систему (употребление формул, графиков, кодов и т.п.). Возможно, в качестве одной из форм лексического свертывания можно рассматривать употребление метафор. 
Например: Трудно даже перечислить все затронутые в книге воп­росы: читатель как бы попадает на интеллектуальный пир, откуда он не уйдет голодным, хотя некоторые блюда ему, может быть, не придутся по вкусу (М. В. Арапов).
Описание слайда:
К перечисленным видам лексического свертывания можно добавить так­же применение аббревиатур, условных сокращений, перевод в иную знаковую систему (употребление формул, графиков, кодов и т.п.). Возможно, в качестве одной из форм лексического свертывания можно рассматривать употребление метафор. К перечисленным видам лексического свертывания можно добавить так­же применение аббревиатур, условных сокращений, перевод в иную знаковую систему (употребление формул, графиков, кодов и т.п.). Возможно, в качестве одной из форм лексического свертывания можно рассматривать употребление метафор. Например: Трудно даже перечислить все затронутые в книге воп­росы: читатель как бы попадает на интеллектуальный пир, откуда он не уйдет голодным, хотя некоторые блюда ему, может быть, не придутся по вкусу (М. В. Арапов).

Слайд 12





Таким образом, в процессе информационного свертывания не просто со­кращается текст, а именно “сворачивается”, причем так, чтобы иметь возмож­ность затем вновь его развернуть на основе сохраненных “смысловых вех”, “смысловых опорных пунктов”. Это особенно наглядно проявляется при со­ставлении индивидуального конспекта (мы записываем обычно то, что позво­ляет нам впоследствии мысленно восстановить конспектируемый текст), но это также характерно и для других видов свертывания.
Таким образом, в процессе информационного свертывания не просто со­кращается текст, а именно “сворачивается”, причем так, чтобы иметь возмож­ность затем вновь его развернуть на основе сохраненных “смысловых вех”, “смысловых опорных пунктов”. Это особенно наглядно проявляется при со­ставлении индивидуального конспекта (мы записываем обычно то, что позво­ляет нам впоследствии мысленно восстановить конспектируемый текст), но это также характерно и для других видов свертывания.
Свертывание можно классифицировать и по ряду других критериев, на­пример, по степени формализации процесса – интуитивное, алгоритмизиро­ванное (анкетное в том числе), автоматизированное; по количеству свертывае­мых документов – отдельных или некоторого множества (к примеру, реферат и реферативный обзор); по глубине (степени) свертывания – библиографическое описание, реферат) и т.д.
Описание слайда:
Таким образом, в процессе информационного свертывания не просто со­кращается текст, а именно “сворачивается”, причем так, чтобы иметь возмож­ность затем вновь его развернуть на основе сохраненных “смысловых вех”, “смысловых опорных пунктов”. Это особенно наглядно проявляется при со­ставлении индивидуального конспекта (мы записываем обычно то, что позво­ляет нам впоследствии мысленно восстановить конспектируемый текст), но это также характерно и для других видов свертывания. Таким образом, в процессе информационного свертывания не просто со­кращается текст, а именно “сворачивается”, причем так, чтобы иметь возмож­ность затем вновь его развернуть на основе сохраненных “смысловых вех”, “смысловых опорных пунктов”. Это особенно наглядно проявляется при со­ставлении индивидуального конспекта (мы записываем обычно то, что позво­ляет нам впоследствии мысленно восстановить конспектируемый текст), но это также характерно и для других видов свертывания. Свертывание можно классифицировать и по ряду других критериев, на­пример, по степени формализации процесса – интуитивное, алгоритмизиро­ванное (анкетное в том числе), автоматизированное; по количеству свертывае­мых документов – отдельных или некоторого множества (к примеру, реферат и реферативный обзор); по глубине (степени) свертывания – библиографическое описание, реферат) и т.д.

Слайд 13





Наиболее важным основанием классификации видов свертывания являет­ся вид анализа – документографический, фактографический и концептографический. 
Наиболее важным основанием классификации видов свертывания являет­ся вид анализа – документографический, фактографический и концептографический. 
Виды свертывания и порождаемые на его основе документы приведе­ны в таблице.
Описание слайда:
Наиболее важным основанием классификации видов свертывания являет­ся вид анализа – документографический, фактографический и концептографический. Наиболее важным основанием классификации видов свертывания являет­ся вид анализа – документографический, фактографический и концептографический. Виды свертывания и порождаемые на его основе документы приведе­ны в таблице.

Слайд 14





Классификация видов свертывания информации
Описание слайда:
Классификация видов свертывания информации

Слайд 15





Понятие текста
Текст – это многоуровневая система, причем не только в семиотическом аспекте (знак-слово, знак-предложение, знак-сложное син­таксическое целое), но и с точки зрения других измерений ею синтаксической, коммуникативной, семантической, информа-тивной  структуры и др.
Описание слайда:
Понятие текста Текст – это многоуровневая система, причем не только в семиотическом аспекте (знак-слово, знак-предложение, знак-сложное син­таксическое целое), но и с точки зрения других измерений ею синтаксической, коммуникативной, семантической, информа-тивной структуры и др.

Слайд 16





Синтаксическая структура текста
Текст с точки зрения его синтакси­ческой структуры представляет собой сложную многоуровневую систему су­персинтаксических единиц, очищающихся друг от друга «масштабностью» сво­их микротем. 
[В литературе эти суперсинтаксические единицы называются по-разному – “сложное синтаксическое целое”, “суперсинтаксическое един­ство”, “прозаическая строфа”, “сегмент”, “суперсегмент”, “субтекст” и др.]
Описание слайда:
Синтаксическая структура текста Текст с точки зрения его синтакси­ческой структуры представляет собой сложную многоуровневую систему су­персинтаксических единиц, очищающихся друг от друга «масштабностью» сво­их микротем. [В литературе эти суперсинтаксические единицы называются по-разному – “сложное синтаксическое целое”, “суперсинтаксическое един­ство”, “прозаическая строфа”, “сегмент”, “суперсегмент”, “субтекст” и др.]

Слайд 17





Автосемантическое предложение
Автосемантическим является то предложение, которое, будучи изъятым, из контекста, не содержит в себе никаких эксплицитно, т. е. явно, выра­женных связей с другими предложениями, оно всегда самостоятельно и имеет твердое начало (начинается с существительного-подлежащего или группы под­лежащего).
Описание слайда:
Автосемантическое предложение Автосемантическим является то предложение, которое, будучи изъятым, из контекста, не содержит в себе никаких эксплицитно, т. е. явно, выра­женных связей с другими предложениями, оно всегда самостоятельно и имеет твердое начало (начинается с существительного-подлежащего или группы под­лежащего).

Слайд 18





Синсемантическое предложение 
Синсемантические предложения подчинены контексту и вне его ли­шаются ситуативной определенности, т. е. несамостоятельны и имеют мягкие начала (соединительный союз или глагол-сказуемое, указательные, притяжа­тельные или личные местоимения 3-го лица, неполное предложение, т. е. сло­ва-заместители, слова-связки).
Описание слайда:
Синсемантическое предложение Синсемантические предложения подчинены контексту и вне его ли­шаются ситуативной определенности, т. е. несамостоятельны и имеют мягкие начала (соединительный союз или глагол-сказуемое, указательные, притяжа­тельные или личные местоимения 3-го лица, неполное предложение, т. е. сло­ва-заместители, слова-связки).

Слайд 19





Особенность рассмотрения сложного синтаксического целого как объекта свер­тывания
Автосемантические предло­жения обычно выступают в качестве метаинформативных элементов слож­ного синтаксического целого, синсемантические –  в качестве его информативных элементов. Поэтому, если стоит задача в процессе свертыва­ния повысить уровень метаинформативности сложного синтаксического це­лого, из него последовательно удаляется определенное количество синсемантических предложений. При этом важно, чтобы в оставшихся синсемантических предложениях слова – заместители (типа эти, такой, по­добный, они и т.д.) были заменены на соответствующие им смысловые эле­менты из удаляемых вышестоящих предложений. В противном случае свер­нутое сложное синтаксическое целое потеряет свое смысловое единство.
Описание слайда:
Особенность рассмотрения сложного синтаксического целого как объекта свер­тывания Автосемантические предло­жения обычно выступают в качестве метаинформативных элементов слож­ного синтаксического целого, синсемантические – в качестве его информативных элементов. Поэтому, если стоит задача в процессе свертыва­ния повысить уровень метаинформативности сложного синтаксического це­лого, из него последовательно удаляется определенное количество синсемантических предложений. При этом важно, чтобы в оставшихся синсемантических предложениях слова – заместители (типа эти, такой, по­добный, они и т.д.) были заменены на соответствующие им смысловые эле­менты из удаляемых вышестоящих предложений. В противном случае свер­нутое сложное синтаксическое целое потеряет свое смысловое единство.

Слайд 20





Основные текстообразующие признаки сложного синтаксического целого
Цельность
Цельным называется такой текст, который воспринимается как осмыслен­ное целесообразное  единство. Цельный текст характеризуется иерархией смыс­ловых предикатов. В этом смысле можно определить цельный текст как такой текст, который при переходе от одной последовательной ступени смысловой компрессии к другой, более “глубокой”, каждый раз сохраняет свое смысловое тождество, лишаясь  маргинальных (т.е. пограничных) элементов.
Описание слайда:
Основные текстообразующие признаки сложного синтаксического целого Цельность Цельным называется такой текст, который воспринимается как осмыслен­ное целесообразное единство. Цельный текст характеризуется иерархией смыс­ловых предикатов. В этом смысле можно определить цельный текст как такой текст, который при переходе от одной последовательной ступени смысловой компрессии к другой, более “глубокой”, каждый раз сохраняет свое смысловое тождество, лишаясь маргинальных (т.е. пограничных) элементов.

Слайд 21





Тематичность
Тематичность
Тематичность текста характеризуется единством предмета высказывания. Во всяком тексте, если он относительно закончен и последователен, высказана одна основная мысль, один тезис, одно положение. Все остальное подводит к этой мысли, развивает ее, аргументирует, разрабатывает.
Описание слайда:
Тематичность Тематичность Тематичность текста характеризуется единством предмета высказывания. Во всяком тексте, если он относительно закончен и последователен, высказана одна основная мысль, один тезис, одно положение. Все остальное подводит к этой мысли, развивает ее, аргументирует, разрабатывает.

Слайд 22





Связность
Связность
Одним из важнейших текстообразующих факторов общепризнанно явля­ется связность, без которой текст как функционально завершенное целое вооб­ще немыслим. Различают содержательный, логический и композиционный аспекты связности
Описание слайда:
Связность Связность Одним из важнейших текстообразующих факторов общепризнанно явля­ется связность, без которой текст как функционально завершенное целое вооб­ще немыслим. Различают содержательный, логический и композиционный аспекты связности

Слайд 23





Содержательный аспект связности 
Содержательный аспект связности проявляется через употребление лексико-грамматических средств связи самостоятельных предложений и абзацев: лексические повторы, указательные и личные (3-го лица) местоимения, наре­чия с причинно-следственным, пространственным и временным значениями.
Описание слайда:
Содержательный аспект связности Содержательный аспект связности проявляется через употребление лексико-грамматических средств связи самостоятельных предложений и абзацев: лексические повторы, указательные и личные (3-го лица) местоимения, наре­чия с причинно-следственным, пространственным и временным значениями.

Слайд 24





Логический аспект связности
Логический аспект связности проявляется через выражение логических отношений между предложениями, абзацами и т.д. посредством функциональ­но-синтаксических средств – вводные слова типа так, таким образом, сле­довательно, итак, кроме того, наконец и др.; наречия и наречные слова сюда, отсюда, тогда, здесь, оттого, потому, затем, теперь, сейчас, сначала, спер­ва, после, выше, ниже и др.; союзы и, а, но, да, а и, однако, однако же и др.
Описание слайда:
Логический аспект связности Логический аспект связности проявляется через выражение логических отношений между предложениями, абзацами и т.д. посредством функциональ­но-синтаксических средств – вводные слова типа так, таким образом, сле­довательно, итак, кроме того, наконец и др.; наречия и наречные слова сюда, отсюда, тогда, здесь, оттого, потому, затем, теперь, сейчас, сначала, спер­ва, после, выше, ниже и др.; союзы и, а, но, да, а и, однако, однако же и др.

Слайд 25





Композиционный аспект связности
Композиционный аспект связности выражается с помощью так называемых конструкций связи: рассмотрим, заметим, что; важно подчеркнуть что; можно предположить, что; следует иметь в виду, что; понятно, что; как будет показано ниже; согласно сказанному заключается в следующем и др., относящихся также к функционально-синтаксическим средствам.
Описание слайда:
Композиционный аспект связности Композиционный аспект связности выражается с помощью так называемых конструкций связи: рассмотрим, заметим, что; важно подчеркнуть что; можно предположить, что; следует иметь в виду, что; понятно, что; как будет показано ниже; согласно сказанному заключается в следующем и др., относящихся также к функционально-синтаксическим средствам.

Слайд 26





Пример:
Пример:
“Я пошел в кино. Кино на Остоженке. Остоженка – одна из самых старых улиц Москвы. Москва – центр всех железнодорожных путей страны”. 
С другой стороны можно создавать вполне связные тексты без специальных сигналов связи.
Описание слайда:
Пример: Пример: “Я пошел в кино. Кино на Остоженке. Остоженка – одна из самых старых улиц Москвы. Москва – центр всех железнодорожных путей страны”. С другой стороны можно создавать вполне связные тексты без специальных сигналов связи.

Слайд 27





Структуры связного текста
В случае цепочной структуры текста все предложения оказываются связанными между собой так, что каждое данное предложение связано ним предыдущим предложением, либо с одним предыдущим и одним последующим. При этом наблюдаются простые цепочки, когда каждое предложение связано с предыдущим с помощью лишь одного средства связи (либо повтора, либо коннектора и т. п.), и сложные, что встречаются чаще, когда предложения присоединяются друг к другу различными “скрепами”.
Описание слайда:
Структуры связного текста В случае цепочной структуры текста все предложения оказываются связанными между собой так, что каждое данное предложение связано ним предыдущим предложением, либо с одним предыдущим и одним последующим. При этом наблюдаются простые цепочки, когда каждое предложение связано с предыдущим с помощью лишь одного средства связи (либо повтора, либо коннектора и т. п.), и сложные, что встречаются чаще, когда предложения присоединяются друг к другу различными “скрепами”.

Слайд 28





В случае рамочной структуры текста сколь угодно много предложений текста образуют относительно законченное целое, состоящее из трех частей, которая по тем или иным причинам требует раскрытия в последующем контексте, средней (конкретизирующей) части, раскрывающей начальную (вводную) часть, и заключительной (обобщающей) части, – она подводит, итог образует своеобразную рамку.
В случае рамочной структуры текста сколь угодно много предложений текста образуют относительно законченное целое, состоящее из трех частей, которая по тем или иным причинам требует раскрытия в последующем контексте, средней (конкретизирующей) части, раскрывающей начальную (вводную) часть, и заключительной (обобщающей) части, – она подводит, итог образует своеобразную рамку.
Описание слайда:
В случае рамочной структуры текста сколь угодно много предложений текста образуют относительно законченное целое, состоящее из трех частей, которая по тем или иным причинам требует раскрытия в последующем контексте, средней (конкретизирующей) части, раскрывающей начальную (вводную) часть, и заключительной (обобщающей) части, – она подводит, итог образует своеобразную рамку. В случае рамочной структуры текста сколь угодно много предложений текста образуют относительно законченное целое, состоящее из трех частей, которая по тем или иным причинам требует раскрытия в последующем контексте, средней (конкретизирующей) части, раскрывающей начальную (вводную) часть, и заключительной (обобщающей) части, – она подводит, итог образует своеобразную рамку.

Слайд 29





Средства внутритекстовой связности
лексические и семантические повторы, 
соотнесенность временных форм глаголов,
анафорические и логико-смысловые коннекторы.
Описание слайда:
Средства внутритекстовой связности лексические и семантические повторы, соотнесенность временных форм глаголов, анафорические и логико-смысловые коннекторы.

Слайд 30





Виды повторов
–  основные: 
а) когда каждое предложение включает некоторую словофор­му одного и того же имени существительного, 
б) когда предложения включают синонимичные имена существительные (строительство – постройка), 
в) когда предложения включают имена существительные, находящиеся в парадигмати­ческих отношениях тина подчинения (врач – кардиолог), 
г) когда последую­щие предложения включают прилагательные или глаголы с той же основой, что и существительные первого предложения (опора – опорный);
Описание слайда:
Виды повторов – основные: а) когда каждое предложение включает некоторую словофор­му одного и того же имени существительного, б) когда предложения включают синонимичные имена существительные (строительство – постройка), в) когда предложения включают имена существительные, находящиеся в парадигмати­ческих отношениях тина подчинения (врач – кардиолог), г) когда последую­щие предложения включают прилагательные или глаголы с той же основой, что и существительные первого предложения (опора – опорный);

Слайд 31





– расширенные: 
– расширенные: 
а) когда предложения включают имена существительные, являющиеся синонимами в рамках данного контекста (контекстуальными си­нонимами), 
б) когда в последующих предложениях имя существительное за­менено на личное, притяжательное или указательное местоимение.
Описание слайда:
– расширенные: – расширенные: а) когда предложения включают имена существительные, являющиеся синонимами в рамках данного контекста (контекстуальными си­нонимами), б) когда в последующих предложениях имя существительное за­менено на личное, притяжательное или указательное местоимение.

Слайд 32





Разновидности коннекторов
Описание слайда:
Разновидности коннекторов

Слайд 33





Разновидности коннекторов
Описание слайда:
Разновидности коннекторов

Слайд 34





Коммуникативная структура текста
В отличие от синтаксической (формально-грамматической) струк­туры предложения, включающей несколько членов предложения, коммуникативная структура опирается на смысловое членение высказыва­ния. Коммуникативная структура всегда двучленна. Она состоит из субъекта – темы (Т), т.е. о чем сообщается в данном предложении (известное, данное), и предиката – ремы (Р), т.е. что сообщается в данной теме (новое). Однако прин­цип смыслового членения характерен не только для предложения (высказы­вания), но и для текста в целом и различных его частей.
Описание слайда:
Коммуникативная структура текста В отличие от синтаксической (формально-грамматической) струк­туры предложения, включающей несколько членов предложения, коммуникативная структура опирается на смысловое членение высказыва­ния. Коммуникативная структура всегда двучленна. Она состоит из субъекта – темы (Т), т.е. о чем сообщается в данном предложении (известное, данное), и предиката – ремы (Р), т.е. что сообщается в данной теме (новое). Однако прин­цип смыслового членения характерен не только для предложения (высказы­вания), но и для текста в целом и различных его частей.

Слайд 35





Текст в целом можно рассматривать как выражение суждения, субъект которого сформулирован в заглавии, а предикат – весь остальной текст. Этот принцип позволяет делить целый текст на смысловые фрагменты (единицы), которые в свою очередь представляют собой текстовое суждение более низ­кого уровня иерархии, включающие свои текстовые субъекты (темы) и тексто­вые предикаты (ремы). Следует, однако, иметь в виду, что предмет текстового субъекта не совпадает с предметом логического субъекта; не совпадают, соот­ветственно, по содержанию текстовой и логический предикаты, поскольку ло­гические субъекты и предикаты представляют собой понятия, а текстовые субъект и предикат – логические суждения (предложения, сегменты и т.д.). Для коммуникативной структуры научного текста характерны в основном четыре вида отношений типа Т – Р (или четыре типа коммуникативных цепочек) в рам­ках того или иного сложного синтаксического целого.
Текст в целом можно рассматривать как выражение суждения, субъект которого сформулирован в заглавии, а предикат – весь остальной текст. Этот принцип позволяет делить целый текст на смысловые фрагменты (единицы), которые в свою очередь представляют собой текстовое суждение более низ­кого уровня иерархии, включающие свои текстовые субъекты (темы) и тексто­вые предикаты (ремы). Следует, однако, иметь в виду, что предмет текстового субъекта не совпадает с предметом логического субъекта; не совпадают, соот­ветственно, по содержанию текстовой и логический предикаты, поскольку ло­гические субъекты и предикаты представляют собой понятия, а текстовые субъект и предикат – логические суждения (предложения, сегменты и т.д.). Для коммуникативной структуры научного текста характерны в основном четыре вида отношений типа Т – Р (или четыре типа коммуникативных цепочек) в рам­ках того или иного сложного синтаксического целого.
Описание слайда:
Текст в целом можно рассматривать как выражение суждения, субъект которого сформулирован в заглавии, а предикат – весь остальной текст. Этот принцип позволяет делить целый текст на смысловые фрагменты (единицы), которые в свою очередь представляют собой текстовое суждение более низ­кого уровня иерархии, включающие свои текстовые субъекты (темы) и тексто­вые предикаты (ремы). Следует, однако, иметь в виду, что предмет текстового субъекта не совпадает с предметом логического субъекта; не совпадают, соот­ветственно, по содержанию текстовой и логический предикаты, поскольку ло­гические субъекты и предикаты представляют собой понятия, а текстовые субъект и предикат – логические суждения (предложения, сегменты и т.д.). Для коммуникативной структуры научного текста характерны в основном четыре вида отношений типа Т – Р (или четыре типа коммуникативных цепочек) в рам­ках того или иного сложного синтаксического целого. Текст в целом можно рассматривать как выражение суждения, субъект которого сформулирован в заглавии, а предикат – весь остальной текст. Этот принцип позволяет делить целый текст на смысловые фрагменты (единицы), которые в свою очередь представляют собой текстовое суждение более низ­кого уровня иерархии, включающие свои текстовые субъекты (темы) и тексто­вые предикаты (ремы). Следует, однако, иметь в виду, что предмет текстового субъекта не совпадает с предметом логического субъекта; не совпадают, соот­ветственно, по содержанию текстовой и логический предикаты, поскольку ло­гические субъекты и предикаты представляют собой понятия, а текстовые субъект и предикат – логические суждения (предложения, сегменты и т.д.). Для коммуникативной структуры научного текста характерны в основном четыре вида отношений типа Т – Р (или четыре типа коммуникативных цепочек) в рам­ках того или иного сложного синтаксического целого.

Слайд 36





Первый вид – простая линейная корреляция 
Т и Р 
В этом случае каждая рема предыдущего предложения является темой для ремы следующего предложения. Такой вид контекста иногда называют пос­ледовательным строем:
Т1 – Р1
Т2 (=Р1) – Р2
Т3 (=Р2) –  3  и т.д.

Пример: Человеческая культура неотделима от традиций. Традиции, существующие десятки и сотни тысяч лет, могут превратиться в социальный ин­ститут. Институт – не помещающаяся в рамки традиции массовая при­вычка что-либо делать определенным образом.
Описание слайда:
Первый вид – простая линейная корреляция Т и Р В этом случае каждая рема предыдущего предложения является темой для ремы следующего предложения. Такой вид контекста иногда называют пос­ледовательным строем: Т1 – Р1 Т2 (=Р1) – Р2 Т3 (=Р2) – 3 и т.д. Пример: Человеческая культура неотделима от традиций. Традиции, существующие десятки и сотни тысяч лет, могут превратиться в социальный ин­ститут. Институт – не помещающаяся в рамки традиции массовая при­вычка что-либо делать определенным образом.

Слайд 37





Второй вид – последовательная корреляция Т и Р с постоянной темой (связь типа “нанизывание”)
В этом случае при одной повторяющейся теме имеется некоторое количество рем:
                         Т1 – Р1
                            
                         Т1 – Р2

                         Т1 – Р3
Пример: Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению. Ценности служат эталонам, иде­алам для всех людей.
Описание слайда:
Второй вид – последовательная корреляция Т и Р с постоянной темой (связь типа “нанизывание”) В этом случае при одной повторяющейся теме имеется некоторое количество рем: Т1 – Р1   Т1 – Р2 Т1 – Р3 Пример: Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению. Ценности служат эталонам, иде­алам для всех людей.

Слайд 38





Третий вид – предложения объединены параллельной связью
Здесь разраба­тывается (развертывается) не рема, а тема. последующие темы являются произ­водными от тем других тем, а не рем:
Т
1————— Т —————1   . . .
Т1–Р1        Т2–Р2             Т3–Р3

Пример: Т. Парсонс (США) рассматривает три системы. Социальная система включает совокупность институтов и структур, обеспечиваю­щих социальные требования и организацию совместной жизни людей. Система личности состоит из способов организации мотивированного действия. Система культуры направляет взаимодействие людей, чтобы примирить личность и общество, поддержать порядок.
Описание слайда:
Третий вид – предложения объединены параллельной связью Здесь разраба­тывается (развертывается) не рема, а тема. последующие темы являются произ­водными от тем других тем, а не рем: Т 1————— Т —————1 . . . Т1–Р1 Т2–Р2 Т3–Р3 Пример: Т. Парсонс (США) рассматривает три системы. Социальная система включает совокупность институтов и структур, обеспечиваю­щих социальные требования и организацию совместной жизни людей. Система личности состоит из способов организации мотивированного действия. Система культуры направляет взаимодействие людей, чтобы примирить личность и общество, поддержать порядок.

Слайд 39





Четвертый вид – смесь 1-го и 2-го видов (смешанный тип).
 Т1 – Р1        или          Т1 –  Р1             или                        Т1
        
  Т2 – Р2                         Т2 – Р2                              Р1     Р2     Р3      Р4
 

  Т2 – Р3                                   Т3 – Р3 и т.д.                               Т2 – Р5
                                                                                                                            
                                                                                                               Р6 и т.д.
Пример текста, имеющего структуру, изображенную последним графом:
К социально-демографической подструктуре (Т1) относятся различия по полу (Р1), возрасту (Р2), образованию (Р3), семейному положению (Р4). Се­мейное положение (Т2) зависит от ряда признаков (Р5), характерных для данной социальной структуры (Р6).
Описание слайда:
Четвертый вид – смесь 1-го и 2-го видов (смешанный тип). Т1 – Р1 или Т1 – Р1 или Т1   Т2 – Р2 Т2 – Р2 Р1 Р2 Р3 Р4   Т2 – Р3 Т3 – Р3 и т.д. Т2 – Р5 Р6 и т.д. Пример текста, имеющего структуру, изображенную последним графом: К социально-демографической подструктуре (Т1) относятся различия по полу (Р1), возрасту (Р2), образованию (Р3), семейному положению (Р4). Се­мейное положение (Т2) зависит от ряда признаков (Р5), характерных для данной социальной структуры (Р6).

Слайд 40





Аспектная структура текста
Семантический анализ текста (докумен­та) предполагает разбиение его на отдельные содержательные аспекты, набор которых в достаточной степени универсален для однотипных документов. Под содержательным аспектом понимают контекст, характеризующий тот или иной предмет рассмотрения в документе с определенной точки зрения: его развития, назначения, принципа действия, условий применения и т.д., либо логике изло­жения содержания документа (постановка проблемы, целевая установка, опи­сание предлагаемого варианта решения и т. д.). В практике реферирования та­кие перечни аспектов часто называют “сетками”. Можно выделить два типа содержательных аспектов: первый отражает структуру (логику) вида докумен­та, например статьи, другой –  структуру (логику) той или иной области знания или группы объектов.
Описание слайда:
Аспектная структура текста Семантический анализ текста (докумен­та) предполагает разбиение его на отдельные содержательные аспекты, набор которых в достаточной степени универсален для однотипных документов. Под содержательным аспектом понимают контекст, характеризующий тот или иной предмет рассмотрения в документе с определенной точки зрения: его развития, назначения, принципа действия, условий применения и т.д., либо логике изло­жения содержания документа (постановка проблемы, целевая установка, опи­сание предлагаемого варианта решения и т. д.). В практике реферирования та­кие перечни аспектов часто называют “сетками”. Можно выделить два типа содержательных аспектов: первый отражает структуру (логику) вида докумен­та, например статьи, другой – структуру (логику) той или иной области знания или группы объектов.

Слайд 41





В качестве примера характерной сетки первого типа можно привести следующий перечень аспектов:
В качестве примера характерной сетки первого типа можно привести следующий перечень аспектов:
1. Известный вариант решения (ИВР).
2. Недостатки и оценки известного варианта решения (ОцИВР).
3. Постановка проблемы (целевая установка) (ПП, ЦУ).
4. Описание предлагаемого варианта решения (ОПВР).
5. Оценка предлагаемого варианта решения (ОцПВР).
6. Особенности предлагаемого варианта решения (ОсПВР).
7. Экспериментальная проверка (ЭП).
8. Эффективность (экономическая, социальная) (Э).
9. Область применения (ОП).
10. Выводы (В).
11. Результаты (Р).
12. Рекомендации (Рек.).
Описание слайда:
В качестве примера характерной сетки первого типа можно привести следующий перечень аспектов: В качестве примера характерной сетки первого типа можно привести следующий перечень аспектов: 1. Известный вариант решения (ИВР). 2. Недостатки и оценки известного варианта решения (ОцИВР). 3. Постановка проблемы (целевая установка) (ПП, ЦУ). 4. Описание предлагаемого варианта решения (ОПВР). 5. Оценка предлагаемого варианта решения (ОцПВР). 6. Особенности предлагаемого варианта решения (ОсПВР). 7. Экспериментальная проверка (ЭП). 8. Эффективность (экономическая, социальная) (Э). 9. Область применения (ОП). 10. Выводы (В). 11. Результаты (Р). 12. Рекомендации (Рек.).

Слайд 42





Подобная структура документа отражает, как правило, саму логику иссле­дования: вначале изучается состояние вопроса – что уже сделано, достигнуто в данной области, чем достигнутое не удовлетворяет требованиям нового этапа практики, т.е. в чем суть рассогласования между существующим и требуемым. Этот этап разработки находит отражение в аспектах ИВР и ОцИВР. Затем на основе анализа существующей ситуации формулируется ведущая гипотеза о способах и средствах устранения имеющегося рассогласования. Этот этап от­ражается в аспектах ПП, ЦУ. Далее следует сама разработка (эксперименты, расчеты и пр.) и осмысление полученных результатов с анализом их досто­инств, ограничений, особенностей и возможностей дальнейшего использова­ния. Эти этапы находят отражение, соответственно, в аспектах ОцПВР, ОсПВР, В, Рек и др.
Подобная структура документа отражает, как правило, саму логику иссле­дования: вначале изучается состояние вопроса – что уже сделано, достигнуто в данной области, чем достигнутое не удовлетворяет требованиям нового этапа практики, т.е. в чем суть рассогласования между существующим и требуемым. Этот этап разработки находит отражение в аспектах ИВР и ОцИВР. Затем на основе анализа существующей ситуации формулируется ведущая гипотеза о способах и средствах устранения имеющегося рассогласования. Этот этап от­ражается в аспектах ПП, ЦУ. Далее следует сама разработка (эксперименты, расчеты и пр.) и осмысление полученных результатов с анализом их досто­инств, ограничений, особенностей и возможностей дальнейшего использова­ния. Эти этапы находят отражение, соответственно, в аспектах ОцПВР, ОсПВР, В, Рек и др.
Описание слайда:
Подобная структура документа отражает, как правило, саму логику иссле­дования: вначале изучается состояние вопроса – что уже сделано, достигнуто в данной области, чем достигнутое не удовлетворяет требованиям нового этапа практики, т.е. в чем суть рассогласования между существующим и требуемым. Этот этап разработки находит отражение в аспектах ИВР и ОцИВР. Затем на основе анализа существующей ситуации формулируется ведущая гипотеза о способах и средствах устранения имеющегося рассогласования. Этот этап от­ражается в аспектах ПП, ЦУ. Далее следует сама разработка (эксперименты, расчеты и пр.) и осмысление полученных результатов с анализом их досто­инств, ограничений, особенностей и возможностей дальнейшего использова­ния. Эти этапы находят отражение, соответственно, в аспектах ОцПВР, ОсПВР, В, Рек и др. Подобная структура документа отражает, как правило, саму логику иссле­дования: вначале изучается состояние вопроса – что уже сделано, достигнуто в данной области, чем достигнутое не удовлетворяет требованиям нового этапа практики, т.е. в чем суть рассогласования между существующим и требуемым. Этот этап разработки находит отражение в аспектах ИВР и ОцИВР. Затем на основе анализа существующей ситуации формулируется ведущая гипотеза о способах и средствах устранения имеющегося рассогласования. Этот этап от­ражается в аспектах ПП, ЦУ. Далее следует сама разработка (эксперименты, расчеты и пр.) и осмысление полученных результатов с анализом их досто­инств, ограничений, особенностей и возможностей дальнейшего использова­ния. Эти этапы находят отражение, соответственно, в аспектах ОцПВР, ОсПВР, В, Рек и др.

Слайд 43





Аспектная структура сеток второго типа 
Аспектная структура сеток второго типа определяется характером описы­ваемого в документе объекта – описывается ли методика в целом, отдельный метод, материал, конструкция и т. д.
Для документов –  статей, посвященных, например, изложению техноло­гического процесса, аспектная сетка будет иметь вид:
1. Сущность технологического процесса.
2. Последовательность отдельных технологических операций.
3. Объект, подвергавшийся обработке.
4. Применяемое оборудование и инструмент.
5. Результаты процесса, качество и свойства полученных изделий.
6. Область применения процесса.
Описание слайда:
Аспектная структура сеток второго типа Аспектная структура сеток второго типа определяется характером описы­ваемого в документе объекта – описывается ли методика в целом, отдельный метод, материал, конструкция и т. д. Для документов – статей, посвященных, например, изложению техноло­гического процесса, аспектная сетка будет иметь вид: 1. Сущность технологического процесса. 2. Последовательность отдельных технологических операций. 3. Объект, подвергавшийся обработке. 4. Применяемое оборудование и инструмент. 5. Результаты процесса, качество и свойства полученных изделий. 6. Область применения процесса.

Слайд 44





Сетки, отражающие логику того или иного вида документа (первого типа), имеют значение прежде всего в практике реферирования (аннотирования) и, как правило, носят универсальный характер для многих отраслей знания. Сетки вто­рого типа также используются для описания структуры вторичного документа, однако имеют большее значение для фрагментирования документов, выделения из них содержательно самостоятельных типовых фрагментов текста.
Сетки, отражающие логику того или иного вида документа (первого типа), имеют значение прежде всего в практике реферирования (аннотирования) и, как правило, носят универсальный характер для многих отраслей знания. Сетки вто­рого типа также используются для описания структуры вторичного документа, однако имеют большее значение для фрагментирования документов, выделения из них содержательно самостоятельных типовых фрагментов текста.
Описание слайда:
Сетки, отражающие логику того или иного вида документа (первого типа), имеют значение прежде всего в практике реферирования (аннотирования) и, как правило, носят универсальный характер для многих отраслей знания. Сетки вто­рого типа также используются для описания структуры вторичного документа, однако имеют большее значение для фрагментирования документов, выделения из них содержательно самостоятельных типовых фрагментов текста. Сетки, отражающие логику того или иного вида документа (первого типа), имеют значение прежде всего в практике реферирования (аннотирования) и, как правило, носят универсальный характер для многих отраслей знания. Сетки вто­рого типа также используются для описания структуры вторичного документа, однако имеют большее значение для фрагментирования документов, выделения из них содержательно самостоятельных типовых фрагментов текста.

Слайд 45





Несмотря на многообразие научных документов (множество типов и ви­дов научной литературы, отраслей знания), различие в языке и стиле их авто­ров, в структуре научных документов наиболее часто встречаются следующие аспекты содержания:
Несмотря на многообразие научных документов (множество типов и ви­дов научной литературы, отраслей знания), различие в языке и стиле их авто­ров, в структуре научных документов наиболее часто встречаются следующие аспекты содержания:
Семантический блок    Аспекты содержания
1. Вводная часть         Актуальность проблемы
Известный вариант решения Недостатки известного варианта решения Целевая установка
2. Основная часть     Предлагаемый вариант решения или предмет рассмотрения Особенность предлагаемого варианта решения Место исследования Область применения (назначения) Методы исследования Оборудование или технические средства реализации
Примеры: Наглядное представление информации   Математический аппарат Экспериментальная проверка   Преимущества предлагаемого варианта решения
3. Заключение          Результаты
                               Выводы
                               Рекомендации
Описание слайда:
Несмотря на многообразие научных документов (множество типов и ви­дов научной литературы, отраслей знания), различие в языке и стиле их авто­ров, в структуре научных документов наиболее часто встречаются следующие аспекты содержания: Несмотря на многообразие научных документов (множество типов и ви­дов научной литературы, отраслей знания), различие в языке и стиле их авто­ров, в структуре научных документов наиболее часто встречаются следующие аспекты содержания: Семантический блок Аспекты содержания 1. Вводная часть Актуальность проблемы Известный вариант решения Недостатки известного варианта решения Целевая установка 2. Основная часть Предлагаемый вариант решения или предмет рассмотрения Особенность предлагаемого варианта решения Место исследования Область применения (назначения) Методы исследования Оборудование или технические средства реализации Примеры: Наглядное представление информации Математический аппарат Экспериментальная проверка Преимущества предлагаемого варианта решения 3. Заключение Результаты Выводы Рекомендации

Слайд 46





Информативная структура текста
С точки зрения информативной структуры, в терминах теории информации текст представляет собой последо­вательность сигналов (знаков), отражающих содержание какого-либо объекта и несущих не только новую информацию, но и некоторое количество информа­ции известной (в сумме – полезную информацию), а также и неизбежные по­мехи.
Новая информация – это целенаправленно создаваемая часть текста, кото­рая, по мнению автора (коммуниканта), способна внести изменения в структуру как общественного, так и индивидуального тезаурусов. Это содержательная часть текста.
Описание слайда:
Информативная структура текста С точки зрения информативной структуры, в терминах теории информации текст представляет собой последо­вательность сигналов (знаков), отражающих содержание какого-либо объекта и несущих не только новую информацию, но и некоторое количество информа­ции известной (в сумме – полезную информацию), а также и неизбежные по­мехи. Новая информация – это целенаправленно создаваемая часть текста, кото­рая, по мнению автора (коммуниканта), способна внести изменения в структуру как общественного, так и индивидуального тезаурусов. Это содержательная часть текста.

Слайд 47





ШУМ
Составной частью новой информации является шум, который в то же, вре­мя относится и к сфере помех (но не входит в сферу полезной информации).
Шум – это дезинформация, вольно или невольно закравшаяся в текст: ошибки в расчетах и обобщениях, предвзятые, необоснованные выводы и ре­комендации, недостаточно корректно трактуемые результаты экспериментов и др. Шум – самая опасная категория помех, поскольку снижает уровень содер­жательности информации.
Искажения выступают в виде различных стилистических ошибок, нечет­ких формулировок и пр.
Описание слайда:
ШУМ Составной частью новой информации является шум, который в то же, вре­мя относится и к сфере помех (но не входит в сферу полезной информации). Шум – это дезинформация, вольно или невольно закравшаяся в текст: ошибки в расчетах и обобщениях, предвзятые, необоснованные выводы и ре­комендации, недостаточно корректно трактуемые результаты экспериментов и др. Шум – самая опасная категория помех, поскольку снижает уровень содер­жательности информации. Искажения выступают в виде различных стилистических ошибок, нечет­ких формулировок и пр.

Слайд 48





Избыточная информация
К избыточной информации относятся уже известные сведения, повторе­ния, излишние подробности. Избыточная информация разделяется на релеван­тную и нерелевантную, причем граница между ними весьма подвижна и зави­сит от степени развитости тезауруса человека и уровня свертывания ситуации в сообщении.
Наряду с избыточной нерелевантной информацией в документе не только допустима, но и обязательна избыточная релевантная информация, обеспечи­вающая понимание и восприятие новой информации. Известно, что ничто но­вое не может быть воспринято без введения его в контекст известного. Задача заключается в том, чтобы известное было изложено на уровне свертывания, соответствующем назначению документа. Таким образом, избыточная инфор­мация может относиться не к сфере помех, а к полезной информации. Полез­ностью обладают также и метаинформативные элементы текста, ориентирую­щие в структуре документа.
Описание слайда:
Избыточная информация К избыточной информации относятся уже известные сведения, повторе­ния, излишние подробности. Избыточная информация разделяется на релеван­тную и нерелевантную, причем граница между ними весьма подвижна и зави­сит от степени развитости тезауруса человека и уровня свертывания ситуации в сообщении. Наряду с избыточной нерелевантной информацией в документе не только допустима, но и обязательна избыточная релевантная информация, обеспечи­вающая понимание и восприятие новой информации. Известно, что ничто но­вое не может быть воспринято без введения его в контекст известного. Задача заключается в том, чтобы известное было изложено на уровне свертывания, соответствующем назначению документа. Таким образом, избыточная инфор­мация может относиться не к сфере помех, а к полезной информации. Полез­ностью обладают также и метаинформативные элементы текста, ориентирую­щие в структуре документа.

Слайд 49





Функционально-смысловая структура
Традиционно различают три типа речи (текста): описание, повествование, рассуждение (иногда добавляют опре­деление).
Текст-описание характеризуется перечислением признаков описываемого объекта или его частей. Здесь построение текста определяется структурой и признаками данного объекта.
Для текста-повествования характерно сообщение о развивающихся дей­ствиях, событиях, состояниях. Здесь материал излагается часто в хронологи­ческой последовательности, отражая процессуальность жизни.
Описание слайда:
Функционально-смысловая структура Традиционно различают три типа речи (текста): описание, повествование, рассуждение (иногда добавляют опре­деление). Текст-описание характеризуется перечислением признаков описываемого объекта или его частей. Здесь построение текста определяется структурой и признаками данного объекта. Для текста-повествования характерно сообщение о развивающихся дей­ствиях, событиях, состояниях. Здесь материал излагается часто в хронологи­ческой последовательности, отражая процессуальность жизни.

Слайд 50





В текстах-рассуждениях содержатся причинно-следственные (выводные) конструкции, авторские оценки, модальные слова. Здесь тексты отражают, как правило, ход процесса мышления. Подобная функционально-смысловая типо­логия текстов применима лишь к сравнительно небольшим фрагментам тек­ста, так как более крупные текстовые образования содержат в себе нередко все три типа речи.
В текстах-рассуждениях содержатся причинно-следственные (выводные) конструкции, авторские оценки, модальные слова. Здесь тексты отражают, как правило, ход процесса мышления. Подобная функционально-смысловая типо­логия текстов применима лишь к сравнительно небольшим фрагментам тек­ста, так как более крупные текстовые образования содержат в себе нередко все три типа речи.
Описание слайда:
В текстах-рассуждениях содержатся причинно-следственные (выводные) конструкции, авторские оценки, модальные слова. Здесь тексты отражают, как правило, ход процесса мышления. Подобная функционально-смысловая типо­логия текстов применима лишь к сравнительно небольшим фрагментам тек­ста, так как более крупные текстовые образования содержат в себе нередко все три типа речи. В текстах-рассуждениях содержатся причинно-следственные (выводные) конструкции, авторские оценки, модальные слова. Здесь тексты отражают, как правило, ход процесса мышления. Подобная функционально-смысловая типо­логия текстов применима лишь к сравнительно небольшим фрагментам тек­ста, так как более крупные текстовые образования содержат в себе нередко все три типа речи.

Слайд 51





В рамках различных функциональных стилей (научного, официально-де­лового, публицистичного) типы изложения (речи) в общем универсальны и, попадая в любой из стилей, сохраняют присущие им как типам изложения лин­гвистические черты. Однако в пределах конкретного функционального стиля (в нашем случае – научного) доля разных способов изложения меняется в зависимости от вида науки. Так, в экспериментальных науках и в работах, описы­вающих эксперимент, чаще используется повествовательный тип речи. В логи­ко-теоретических науках (философии, например), а также в работах теорети­ческого характера (независимо от принадлежности к той или иной науке) чаще используется такой тип речи, как рассуждение. Для наук описательных харак­терен, естественно, описательный тип речи.
В рамках различных функциональных стилей (научного, официально-де­лового, публицистичного) типы изложения (речи) в общем универсальны и, попадая в любой из стилей, сохраняют присущие им как типам изложения лин­гвистические черты. Однако в пределах конкретного функционального стиля (в нашем случае – научного) доля разных способов изложения меняется в зависимости от вида науки. Так, в экспериментальных науках и в работах, описы­вающих эксперимент, чаще используется повествовательный тип речи. В логи­ко-теоретических науках (философии, например), а также в работах теорети­ческого характера (независимо от принадлежности к той или иной науке) чаще используется такой тип речи, как рассуждение. Для наук описательных харак­терен, естественно, описательный тип речи.
Описание слайда:
В рамках различных функциональных стилей (научного, официально-де­лового, публицистичного) типы изложения (речи) в общем универсальны и, попадая в любой из стилей, сохраняют присущие им как типам изложения лин­гвистические черты. Однако в пределах конкретного функционального стиля (в нашем случае – научного) доля разных способов изложения меняется в зависимости от вида науки. Так, в экспериментальных науках и в работах, описы­вающих эксперимент, чаще используется повествовательный тип речи. В логи­ко-теоретических науках (философии, например), а также в работах теорети­ческого характера (независимо от принадлежности к той или иной науке) чаще используется такой тип речи, как рассуждение. Для наук описательных харак­терен, естественно, описательный тип речи. В рамках различных функциональных стилей (научного, официально-де­лового, публицистичного) типы изложения (речи) в общем универсальны и, попадая в любой из стилей, сохраняют присущие им как типам изложения лин­гвистические черты. Однако в пределах конкретного функционального стиля (в нашем случае – научного) доля разных способов изложения меняется в зависимости от вида науки. Так, в экспериментальных науках и в работах, описы­вающих эксперимент, чаще используется повествовательный тип речи. В логи­ко-теоретических науках (философии, например), а также в работах теорети­ческого характера (независимо от принадлежности к той или иной науке) чаще используется такой тип речи, как рассуждение. Для наук описательных харак­терен, естественно, описательный тип речи.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию