🗊 Тема: Жизнь в морях и океанах. 5 класс

Категория: Биология
Нажмите для полного просмотра!
  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №1  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №2  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №3  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №4  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №5  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №6  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №7  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №8  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №9  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №10  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №11  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №12  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №13  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №14  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №15  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №16  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №17  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №18  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №19  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №20  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №21  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №22  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №23  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №24  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №25  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №26  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №27  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №28  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №29  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №30  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №31  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №32  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №33  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №34  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №35  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №36  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №37  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №38  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №39  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №40  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №41  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №42  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №43  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №44  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №45  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №46  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №47  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №48  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №49  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №50  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №51

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Тема: Жизнь в морях и океанах. 5 класс . Презентация содержит 51 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Тема: Жизнь в морях и океанах.
5 класс
Описание слайда:
Тема: Жизнь в морях и океанах. 5 класс

Слайд 2





Цели урока.
Ознакомить учащихся с разнообразием растений и животных морей и океанов. 
Формирование умений находить: связи между живыми организмами и черты их приспособленности к разным условиям среды. 
Формирование навыков анализа информации из нескольких источников, выделения главных мыслей и оформление умозаключений в виде таблицы. 
Расширение кругозора.
 Воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала, урок – презентация.
Описание слайда:
Цели урока. Ознакомить учащихся с разнообразием растений и животных морей и океанов. Формирование умений находить: связи между живыми организмами и черты их приспособленности к разным условиям среды. Формирование навыков анализа информации из нескольких источников, выделения главных мыслей и оформление умозаключений в виде таблицы. Расширение кругозора. Воспитание бережного отношения к природе. Тип урока: изучение нового материала, урок – презентация.

Слайд 3






Моря и океаны можно сравнивать с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Знакомство с ними мы начнём с поверхности воды.
(Под руководством учителя учащиеся обсуждают материал презентации и текст учебника стр. 135 – 137 и заполняют таблицу).
«Жизнь в морях и океанах»
Описание слайда:
Моря и океаны можно сравнивать с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Знакомство с ними мы начнём с поверхности воды. (Под руководством учителя учащиеся обсуждают материал презентации и текст учебника стр. 135 – 137 и заполняют таблицу). «Жизнь в морях и океанах»

Слайд 4





Сообщество поверхности воды.
Португальский 
военный кораблик.
Описание слайда:
Сообщество поверхности воды. Португальский военный кораблик.

Слайд 5






Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Знакомство с ними мы начнем с поверхности воды.
Вот плывет небольшое (около 30 см. в длину) странное существо. Синее с красным парусом. Это животное с необычным названием португальский военный кораблик ( в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Существо это – родственник медуз. Оно не тонет, потому что имеет большой легкий воздушный пузырь. Сверху на этом пузыре есть гребень, который и служит парусом. А в низ, в воду, уходят длинные щупальца. С их помощью кораблик ловит себе еду: рачков, рыбок.
Описание слайда:
Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Знакомство с ними мы начнем с поверхности воды. Вот плывет небольшое (около 30 см. в длину) странное существо. Синее с красным парусом. Это животное с необычным названием португальский военный кораблик ( в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Существо это – родственник медуз. Оно не тонет, потому что имеет большой легкий воздушный пузырь. Сверху на этом пузыре есть гребень, который и служит парусом. А в низ, в воду, уходят длинные щупальца. С их помощью кораблик ловит себе еду: рачков, рыбок.

Слайд 6






Хищный моллюск – янтина.
Описание слайда:
Хищный моллюск – янтина.

Слайд 7






На поверхности океана плавают и другие родственники медуз – парусники. (Рассмотрим рисунок на странице 137 учебника).у них плоское, как плот, овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» - маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. 
Хищный моллюск янтина – не столь безобиден: он объедает мягкие ткани парусника.
Описание слайда:
На поверхности океана плавают и другие родственники медуз – парусники. (Рассмотрим рисунок на странице 137 учебника).у них плоское, как плот, овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» - маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. Хищный моллюск янтина – не столь безобиден: он объедает мягкие ткани парусника.

Слайд 8





Морские водомерки.
Описание слайда:
Морские водомерки.

Слайд 9






На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника.
Морские водомерки - насекомые небольшие, обычно они меньше пресноводных. Тело их покрыто мелкими волосками, не смачивающимися водой, потому водомерки и держатся на воде. Хотя при необходимости могут нырять. Возможно, так они спасаются от ударов волн.
Описание слайда:
На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника. Морские водомерки - насекомые небольшие, обычно они меньше пресноводных. Тело их покрыто мелкими волосками, не смачивающимися водой, потому водомерки и держатся на воде. Хотя при необходимости могут нырять. Возможно, так они спасаются от ударов волн.

Слайд 10





Летучие рыбы.
Длина самых крупных рыбок не превышает 50 см.
Находясь в воде, такая рыба достигает скорости около 30 км/час, а на поверхности увеличивает её до 60-65 км/час. Оторвавшись от воды и раскрыв брюшные плавники, она планирует над поверхностью воды. Находится в полёте не более 10 секунд.
Описание слайда:
Летучие рыбы. Длина самых крупных рыбок не превышает 50 см. Находясь в воде, такая рыба достигает скорости около 30 км/час, а на поверхности увеличивает её до 60-65 км/час. Оторвавшись от воды и раскрыв брюшные плавники, она планирует над поверхностью воды. Находится в полёте не более 10 секунд.

Слайд 11





Сообщество толщи воды.
Планктон-живые существа, не способные к активному передвижению (водоросли, лучевики, рачки). Они мелкие и на теле имеют выросты и щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их.
Описание слайда:
Сообщество толщи воды. Планктон-живые существа, не способные к активному передвижению (водоросли, лучевики, рачки). Они мелкие и на теле имеют выросты и щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их.

Слайд 12





Лучевики.
Описание слайда:
Лучевики.

Слайд 13






Лучевики - исключительно морские животные, ведущие планктонный образ жизни. К этому подклассу относится 7-8 тыс. видов. Они встречаются на всех глубинах. Советские экспедиции находили радиолярий на глубинах, превышавших 8000 м. Наиболее многочисленны они в теплых морях.
Большинство радиолярий обладает минеральным сложно устроенным внутренним скелетом. Тело их в большинстве случаев шарообразно, но может быть и другой формы.
Описание слайда:
Лучевики - исключительно морские животные, ведущие планктонный образ жизни. К этому подклассу относится 7-8 тыс. видов. Они встречаются на всех глубинах. Советские экспедиции находили радиолярий на глубинах, превышавших 8000 м. Наиболее многочисленны они в теплых морях. Большинство радиолярий обладает минеральным сложно устроенным внутренним скелетом. Тело их в большинстве случаев шарообразно, но может быть и другой формы.

Слайд 14






2. Активноплавающие организмы.
Кальмары.
Отличные пловцы, развивают скорость 55 км/час. Некоторые даже могут летать: разогнавшись выскакивают из воды, расставляют в сторону плавники и парят 50-60 метров, постепенно опускаясь на воду. Высота полёта 5-6 метров. Может менять окраску, при опасности или преследовании жертвы выбрасывает чернильное пятно.
Описание слайда:
2. Активноплавающие организмы. Кальмары. Отличные пловцы, развивают скорость 55 км/час. Некоторые даже могут летать: разогнавшись выскакивают из воды, расставляют в сторону плавники и парят 50-60 метров, постепенно опускаясь на воду. Высота полёта 5-6 метров. Может менять окраску, при опасности или преследовании жертвы выбрасывает чернильное пятно.

Слайд 15





Дельфины.
Описание слайда:
Дельфины.

Слайд 16






Дельфины - одни из самых загадочных животных на нашей планете. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «людьми моря». Ученые утверждают, что дельфины умнее и сообразительнее всех остальных животных.
Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных. То есть им необходим воздух - они дышат легкими, а не жабрами. Люди всегда могут видеть мордочки дельфинов на поверхности моря, потому что дельфины могут находиться под водой в среднем около 3-5 минут (хотя были зафиксированы случаи, когда дельфины находились под водой от 10 до 15 минут).
Дельфины живут в стаях. Они всегда помогают друг другу и никогда не бросают друг друга в беде. Эти высокоразвитые морские животные очень похожи на людей, им свойственно самопожертвование. Если они слышат звуки с берега, похожие на дельфиний крик о помощи - они выбрасываются на сушу, при этом погибая.
Дельфины могут издавать около десяти различных звуков. Звуки, которые издает дельфин – свист, щелканье, лай.....
Описание слайда:
Дельфины - одни из самых загадочных животных на нашей планете. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «людьми моря». Ученые утверждают, что дельфины умнее и сообразительнее всех остальных животных. Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных. То есть им необходим воздух - они дышат легкими, а не жабрами. Люди всегда могут видеть мордочки дельфинов на поверхности моря, потому что дельфины могут находиться под водой в среднем около 3-5 минут (хотя были зафиксированы случаи, когда дельфины находились под водой от 10 до 15 минут). Дельфины живут в стаях. Они всегда помогают друг другу и никогда не бросают друг друга в беде. Эти высокоразвитые морские животные очень похожи на людей, им свойственно самопожертвование. Если они слышат звуки с берега, похожие на дельфиний крик о помощи - они выбрасываются на сушу, при этом погибая. Дельфины могут издавать около десяти различных звуков. Звуки, которые издает дельфин – свист, щелканье, лай.....

Слайд 17


  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Киты.
Новорожденный китёнок весит около 2 тонн и выпивает за сутки 90-200 литров молока.
Зубов у кита нет. Вместо них на верхней челюсти густо висят роговые пластины - китовый ус. Кит набирает в рот воду с мелкими рачками – крилем – и выпускает её наружу, отцеживая через китовый ус, потом глотает. За день он съедает 2 тонны корма.
Описание слайда:
Киты. Новорожденный китёнок весит около 2 тонн и выпивает за сутки 90-200 литров молока. Зубов у кита нет. Вместо них на верхней челюсти густо висят роговые пластины - китовый ус. Кит набирает в рот воду с мелкими рачками – крилем – и выпускает её наружу, отцеживая через китовый ус, потом глотает. За день он съедает 2 тонны корма.

Слайд 19






Не так много явлений в природе наиболее трагичных, чем вид стаи китов, лежащих беспомощно на берегу. Массовое выбрасывание китов на сушу происходит во всех уголках нашей планеты, но мы не знаем почему. Ученые все еще ищут ответы, которые откроют эту тайну. Есть много теорий о том, почему эти умные животные оказываются на мелководье, а потом выбрасываются на берег. 
Некоторые ученые выдвигали теории, что дельфины и киты поступают так по причине болезни или травмы. Подплывая близко к берегу, они попадают в ловушку мелководья и сильные волны выбрасывают их на берег. А о массовости такого явления, ученые предполагают, что это связано с высоким уровнем социального развития в стаях. Если один из их стаи ранен или болен, его не бросят, а по всюду будут следовать за ним, в том числе и к опасному берегу.
Другие возможные причины дезориентирования китов:
- погодные условия;
- заболевания (вирусы, поражения мозга, паразиты в ушах и пазухах);
- подводная сейсмическая активность;
- магнитная аномалия;
- незнакомый подводный рельеф.
Описание слайда:
Не так много явлений в природе наиболее трагичных, чем вид стаи китов, лежащих беспомощно на берегу. Массовое выбрасывание китов на сушу происходит во всех уголках нашей планеты, но мы не знаем почему. Ученые все еще ищут ответы, которые откроют эту тайну. Есть много теорий о том, почему эти умные животные оказываются на мелководье, а потом выбрасываются на берег.  Некоторые ученые выдвигали теории, что дельфины и киты поступают так по причине болезни или травмы. Подплывая близко к берегу, они попадают в ловушку мелководья и сильные волны выбрасывают их на берег. А о массовости такого явления, ученые предполагают, что это связано с высоким уровнем социального развития в стаях. Если один из их стаи ранен или болен, его не бросят, а по всюду будут следовать за ним, в том числе и к опасному берегу. Другие возможные причины дезориентирования китов: - погодные условия; - заболевания (вирусы, поражения мозга, паразиты в ушах и пазухах); - подводная сейсмическая активность; - магнитная аномалия; - незнакомый подводный рельеф.

Слайд 20





Страшная
загадка 
современности.
Описание слайда:
Страшная загадка современности.

Слайд 21





Акулы.
Описание слайда:
Акулы.

Слайд 22






Очень распространенным мифом является то, что акулы едят людей. А вот что говорят данные: из 400 видов акул, нападают на людей всего 11 видов. Дело в том, что многие акулы слишком малы чтобы нападать на людей. А тем же самым крупным белым акулам люди не по вкусу, правда, они иногда по ошибке нападают на людей, приняв их за морских львов и тюленей, которые являются их любимой пищей. К тому же надо учесть, что акулы живут на глубине и встретиться там с человеком они вряд ли смогут. 
Еще один распространенный миф, что поведение акулы трудно предугадать. Что ж, спешу разочаровать – во многих случаях поведение акулы вполне предсказуемо, ее действия логичны и постоянны, чего, увы, не всегда можно сказать о нас людях. 
Принято считать, что акулы плавают с очень высокой скоростью. На самом же деле, большинство акул плавают очень медленно, не больше пяти миль в час. Хотя существуют и исключения. Например, такие акулы как белые или мако могут развивать скорость до 20 миль в час. 
Описание слайда:
Очень распространенным мифом является то, что акулы едят людей. А вот что говорят данные: из 400 видов акул, нападают на людей всего 11 видов. Дело в том, что многие акулы слишком малы чтобы нападать на людей. А тем же самым крупным белым акулам люди не по вкусу, правда, они иногда по ошибке нападают на людей, приняв их за морских львов и тюленей, которые являются их любимой пищей. К тому же надо учесть, что акулы живут на глубине и встретиться там с человеком они вряд ли смогут.  Еще один распространенный миф, что поведение акулы трудно предугадать. Что ж, спешу разочаровать – во многих случаях поведение акулы вполне предсказуемо, ее действия логичны и постоянны, чего, увы, не всегда можно сказать о нас людях.  Принято считать, что акулы плавают с очень высокой скоростью. На самом же деле, большинство акул плавают очень медленно, не больше пяти миль в час. Хотя существуют и исключения. Например, такие акулы как белые или мако могут развивать скорость до 20 миль в час. 

Слайд 23


  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24






Бывает ли такое, что акула может напасть на человека. Обычно это случается очень редко. Правда, за последние 50 лет такие случаи участились. Всё это связанно с тем, что появление в море большого числа аквалангистов, которые, не зная повадок акул и не умея с ними обращаться своим поведением провоцируют их нападение. Вообще-то акулы страшные трусишки. Людей они боятся и стараются держаться от них подальше.
Описание слайда:
Бывает ли такое, что акула может напасть на человека. Обычно это случается очень редко. Правда, за последние 50 лет такие случаи участились. Всё это связанно с тем, что появление в море большого числа аквалангистов, которые, не зная повадок акул и не умея с ними обращаться своим поведением провоцируют их нападение. Вообще-то акулы страшные трусишки. Людей они боятся и стараются держаться от них подальше.

Слайд 25





Цепи питания.
Водоросли             рачки               сельдь
                Акулы.
Описание слайда:
Цепи питания. Водоросли рачки сельдь Акулы.

Слайд 26





Донное сообщество.
Актинии.                         Рак отшельник.
Описание слайда:
Донное сообщество. Актинии. Рак отшельник.

Слайд 27






Хотя актинии очень похожи на цветы, тем не менее это хищные животные, которые ловят мелкую рыбу и другую 
добычу жалящими щупальцами. На коралловых рифах тропических морей обитает ярко окрашенная рыбка, 
известная под названием рыбы- клоуна или амфиприона, которая фактически живет среди ядовитых щупалец этого 
растения. От хищников ее защищает актиния, а от актинии – собственная покрытая слизью кожа. Актинии также 
извлекают свою выгоду из этих взаимоотношений: рыбки откусывают больные щупальца и убирают мусор со 
своего хозяина.
Отшельники - постоянные бродяги морского мелководья. Так с домом на спине они и ковыляют по песку и камням в поисках пищи: органических остатков и мелких водорослей. Если увидите быстро передвигающуюся раковина моллюска, не сомневайтесь - ее занял под свое жилище рак-отшельник. Из домика торчат только ножки и букет органов чувств — сложные глаза на стебельках, первая и вторая пара антенн. Эти перистые веера — органы осязания и обоняния, а в их основании есть ещё и орган равновесия. 
Описание слайда:
Хотя актинии очень похожи на цветы, тем не менее это хищные животные, которые ловят мелкую рыбу и другую  добычу жалящими щупальцами. На коралловых рифах тропических морей обитает ярко окрашенная рыбка,  известная под названием рыбы- клоуна или амфиприона, которая фактически живет среди ядовитых щупалец этого  растения. От хищников ее защищает актиния, а от актинии – собственная покрытая слизью кожа. Актинии также  извлекают свою выгоду из этих взаимоотношений: рыбки откусывают больные щупальца и убирают мусор со  своего хозяина. Отшельники - постоянные бродяги морского мелководья. Так с домом на спине они и ковыляют по песку и камням в поисках пищи: органических остатков и мелких водорослей. Если увидите быстро передвигающуюся раковина моллюска, не сомневайтесь - ее занял под свое жилище рак-отшельник. Из домика торчат только ножки и букет органов чувств — сложные глаза на стебельках, первая и вторая пара антенн. Эти перистые веера — органы осязания и обоняния, а в их основании есть ещё и орган равновесия. 

Слайд 28





Симбиоз – взаимовыгодное сожительство.
Описание слайда:
Симбиоз – взаимовыгодное сожительство.

Слайд 29






РАК-ОТШЕЛЬНИК (Pagurus prideauxi) и актиния Adamsia palliata всегда живут только совместно. Лишь молодые актинии сидят на камнях, а взрослые — только на раковинах раков отшельников, иногда по несколько экземпляров на одной раковине. После поселения на раке-отшельнике актинии ее подошва разрастается, покрывает почти всю раковину и часто даже продолжается за устье. Если на раковине находятся две или несколько актиний, они располагаются так, чтобы уравновесить друг друга и не свалить на бок раковину и ее обитателя. Меняя раковину, рак отшельник осторожно и заботливо клешнями переносит на новую раковину свою сожительницу. Искусственно разделенные рак- отшельник и актиния порознь потребляют меньше кислорода, чем когда они живут совместно. Рак-отшельник постоянно поедает пищу, обстрелянную стрекательными клетками актинии. В связи с этим, он приобретает иммунитет по отношению к ее яду. Впрыскивание этого яда переносится раком- отшельником безболезненно, в то время как такая же доза вызывает гибель краба Carcinus. Третьим сожителем рака-отшельника и актинии часто бывают многощетинковые черви. Nereilepas fucata обитает в раковине, занятой Pagurus prideauxi, a Nereis cyclurus — в раковинах, занятых P. ochotensis и P. Armatus. Эти черви иногда встречаются и в других условиях —в норах различных животных и в пустых раковинах. Замечательно, что рак-отшельник не трогает «своего» червя, хотя охотно поедает других. Больше того, при переселении в новую раковину он переносит с собой и червя. Черви принимают участие в трапезах рака-отшельника, высовываясь в это время из раковины и подбирая куски разрываемой хозяином пищи. Они приносят пользу своему сожителю, очищая полость его раковины и объедая паразитов с его мягкого брюшка. 
Описание слайда:
РАК-ОТШЕЛЬНИК (Pagurus prideauxi) и актиния Adamsia palliata всегда живут только совместно. Лишь молодые актинии сидят на камнях, а взрослые — только на раковинах раков отшельников, иногда по несколько экземпляров на одной раковине. После поселения на раке-отшельнике актинии ее подошва разрастается, покрывает почти всю раковину и часто даже продолжается за устье. Если на раковине находятся две или несколько актиний, они располагаются так, чтобы уравновесить друг друга и не свалить на бок раковину и ее обитателя. Меняя раковину, рак отшельник осторожно и заботливо клешнями переносит на новую раковину свою сожительницу. Искусственно разделенные рак- отшельник и актиния порознь потребляют меньше кислорода, чем когда они живут совместно. Рак-отшельник постоянно поедает пищу, обстрелянную стрекательными клетками актинии. В связи с этим, он приобретает иммунитет по отношению к ее яду. Впрыскивание этого яда переносится раком- отшельником безболезненно, в то время как такая же доза вызывает гибель краба Carcinus. Третьим сожителем рака-отшельника и актинии часто бывают многощетинковые черви. Nereilepas fucata обитает в раковине, занятой Pagurus prideauxi, a Nereis cyclurus — в раковинах, занятых P. ochotensis и P. Armatus. Эти черви иногда встречаются и в других условиях —в норах различных животных и в пустых раковинах. Замечательно, что рак-отшельник не трогает «своего» червя, хотя охотно поедает других. Больше того, при переселении в новую раковину он переносит с собой и червя. Черви принимают участие в трапезах рака-отшельника, высовываясь в это время из раковины и подбирая куски разрываемой хозяином пищи. Они приносят пользу своему сожителю, очищая полость его раковины и объедая паразитов с его мягкого брюшка. 

Слайд 30





Морские ежи.
Описание слайда:
Морские ежи.

Слайд 31






Многие морские ежи служат объектом промысла. Они являются традиционным блюдом жителей побережий Средиземного моря, Северной и Южной Америки, Новой Зеландиии Японии. Высоко ценятся их молоки и особенно икра, в которой содержится до 34,9 % жиров и 19,2—20,3 % белков. Скорлупа является хорошим удобрением для малоплодородных земель, так как содержит много кальция и фосфора. Помимо этого, современными исследованиями установлено, что пигмент, выделенный из морского ежа (эхинохром), обладает сильной антиоксидантной активностью.
Описание слайда:
Многие морские ежи служат объектом промысла. Они являются традиционным блюдом жителей побережий Средиземного моря, Северной и Южной Америки, Новой Зеландиии Японии. Высоко ценятся их молоки и особенно икра, в которой содержится до 34,9 % жиров и 19,2—20,3 % белков. Скорлупа является хорошим удобрением для малоплодородных земель, так как содержит много кальция и фосфора. Помимо этого, современными исследованиями установлено, что пигмент, выделенный из морского ежа (эхинохром), обладает сильной антиоксидантной активностью.

Слайд 32





Морские звёзды.
Описание слайда:
Морские звёзды.

Слайд 33






Обнаружив двустворчатого моллюска, морская звезда обхватывает его раковину руками, присасывается к ней амбулакральными ножками и за счет мышечного напряжения раздвигает створки. Нижний желудок выворачивается, проникая в раковину, обволакивает мягкие части моллюска и переваривает без заглатывания. Разжиженный корм втягивается затем внутрь тела.

Некоторые морские звёзды причиняют ущерб, уничтожая промысловых моллюсков (устриц, мидий и др.); другие (терновый венец, Acanthaster planci) поедают рифообразующие кораллы.
Продолжительность жизни морской звезды — до 35 лет.
Описание слайда:
Обнаружив двустворчатого моллюска, морская звезда обхватывает его раковину руками, присасывается к ней амбулакральными ножками и за счет мышечного напряжения раздвигает створки. Нижний желудок выворачивается, проникая в раковину, обволакивает мягкие части моллюска и переваривает без заглатывания. Разжиженный корм втягивается затем внутрь тела. Некоторые морские звёзды причиняют ущерб, уничтожая промысловых моллюсков (устриц, мидий и др.); другие (терновый венец, Acanthaster planci) поедают рифообразующие кораллы. Продолжительность жизни морской звезды — до 35 лет.

Слайд 34





Осьминоги.
Описание слайда:
Осьминоги.

Слайд 35






Обитают во всех тропических и субтропических морях и океанах, от мелководья до глубины 100—150 м. Предпочитают скалистые прибрежные зоны, отыскивая для обитанияпещеры и расщелины в скалах. В 2007 году учёные обнаружили «антарктического осьминога».
Осьминогов многие зоопсихологи считают самыми «умными» среди всех беспозвоночных по многим показателям: поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры — маленький квадрат отличает от более крупного; прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально; круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаемы.
Описание слайда:
Обитают во всех тропических и субтропических морях и океанах, от мелководья до глубины 100—150 м. Предпочитают скалистые прибрежные зоны, отыскивая для обитанияпещеры и расщелины в скалах. В 2007 году учёные обнаружили «антарктического осьминога». Осьминогов многие зоопсихологи считают самыми «умными» среди всех беспозвоночных по многим показателям: поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры — маленький квадрат отличает от более крупного; прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально; круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаемы.

Слайд 36





Скаты.
Описание слайда:
Скаты.

Слайд 37






Особым «оружием» наделён отряд электрических скатов, чьи представители с помощью специального органа из преобразованных мышц могут парализовывать добычу, электрическими разрядами от 60 до 230 вольт и свыше 30 ампер.
Большинство видов скатов ведёт придонный образ жизни и питается моллюсками, раками и иглокожими. Пелагические виды питаются планктоном и мелкой рыбой.
Описание слайда:
Особым «оружием» наделён отряд электрических скатов, чьи представители с помощью специального органа из преобразованных мышц могут парализовывать добычу, электрическими разрядами от 60 до 230 вольт и свыше 30 ампер. Большинство видов скатов ведёт придонный образ жизни и питается моллюсками, раками и иглокожими. Пелагические виды питаются планктоном и мелкой рыбой.

Слайд 38





Удильщики.
Описание слайда:
Удильщики.

Слайд 39






 Самки (длина от 5 до 20 см, у некоторых видов — до 120 см) гораздо крупнее самцов, хищники; передний луч спинного плавника у них превращен в «удочку» (иллиций) со светящейся «приманкой» (эской) на конце. Длина тела самцов 1,4—4,6 см. У представителей 6 семейств самцы свободноживущие; питаются рачками. У представителей 4 семейств самцы прикрепляются к самкам и превращаются в придаток, питание их целиком осуществляется за счёт самки (кровеносные сосуды самца и самки срастаются). На самке может паразитировать до 3 самцов.
Описание слайда:
 Самки (длина от 5 до 20 см, у некоторых видов — до 120 см) гораздо крупнее самцов, хищники; передний луч спинного плавника у них превращен в «удочку» (иллиций) со светящейся «приманкой» (эской) на конце. Длина тела самцов 1,4—4,6 см. У представителей 6 семейств самцы свободноживущие; питаются рачками. У представителей 4 семейств самцы прикрепляются к самкам и превращаются в придаток, питание их целиком осуществляется за счёт самки (кровеносные сосуды самца и самки срастаются). На самке может паразитировать до 3 самцов.

Слайд 40





Камбала.
Описание слайда:
Камбала.

Слайд 41






Биологи выяснили, что в основании ее спинного и анального плавников есть железы, которые выделяют слизистое вещество, отпугивающее хищников, в том числе и акул. Исследования в лабораторных бассейнах и в открытом море подтвердили, что слизь камбалы, попав в воду, отпугивает акул на 10 часов.
Этот яд, называемый «пардаксин», является длинной белковой молекулой, образованной 162 аминокислотами. Выяснили и механизм его отпугивающего эффекта - пардаксин изменяет структуру клеточных мембран, в результате чего у акул затрудняется дыхание и кровообращение, вот они и убегают подальше от камбалы. Тут-то появились надежды на создание надежного репеллента для отпугивания акул, сильнодействующего, но в то же время несмертельного, и камбала на какое-то время стала очень популярной среди акулоборцев и акулолюбов. Но оказалось, что пардаксин очень нестоек при хранении, а если его высушить, то от его эффективности остается лишь 30%.
Описание слайда:
Биологи выяснили, что в основании ее спинного и анального плавников есть железы, которые выделяют слизистое вещество, отпугивающее хищников, в том числе и акул. Исследования в лабораторных бассейнах и в открытом море подтвердили, что слизь камбалы, попав в воду, отпугивает акул на 10 часов. Этот яд, называемый «пардаксин», является длинной белковой молекулой, образованной 162 аминокислотами. Выяснили и механизм его отпугивающего эффекта - пардаксин изменяет структуру клеточных мембран, в результате чего у акул затрудняется дыхание и кровообращение, вот они и убегают подальше от камбалы. Тут-то появились надежды на создание надежного репеллента для отпугивания акул, сильнодействующего, но в то же время несмертельного, и камбала на какое-то время стала очень популярной среди акулоборцев и акулолюбов. Но оказалось, что пардаксин очень нестоек при хранении, а если его высушить, то от его эффективности остается лишь 30%.

Слайд 42





Глубоководное сообщество.
Описание слайда:
Глубоководное сообщество.

Слайд 43






Нерест происходит на больших глубинах. Молодь первое время обитает у поверхности океана, но постепенно опускается на глубину. Все глубоководные удильщики характеризуются резко выраженным половым диморфизмом в размерах. По этой причине их взрослые самки крупнее самцов и являются хищниками, обладающими большим ртом, мощными зубами и сильно растягивающимся желудком, что позволяет им заглатывать очень крупную добычу (преимущественно других рыб). В отличие от них, самцы имеют маленький рот и питаются мелкими водными организмами.
Описание слайда:
Нерест происходит на больших глубинах. Молодь первое время обитает у поверхности океана, но постепенно опускается на глубину. Все глубоководные удильщики характеризуются резко выраженным половым диморфизмом в размерах. По этой причине их взрослые самки крупнее самцов и являются хищниками, обладающими большим ртом, мощными зубами и сильно растягивающимся желудком, что позволяет им заглатывать очень крупную добычу (преимущественно других рыб). В отличие от них, самцы имеют маленький рот и питаются мелкими водными организмами.

Слайд 44


  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №44
Описание слайда:

Слайд 45





Сообщество кораллового рифа.
Описание слайда:
Сообщество кораллового рифа.

Слайд 46






Располагаются в основном в Тихом и Индийском океанах. Около трети коралловых рифов мира уже погублено. При существующей тенденции некоторые рифы будут уничтожены к 2030 году.
Коралловые рифы образуют одну из важнейших экосистем Мирового океана. Их главной особенностью является необычайно высокая продуктивность. 
Описание слайда:
Располагаются в основном в Тихом и Индийском океанах. Около трети коралловых рифов мира уже погублено. При существующей тенденции некоторые рифы будут уничтожены к 2030 году. Коралловые рифы образуют одну из важнейших экосистем Мирового океана. Их главной особенностью является необычайно высокая продуктивность. 

Слайд 47


  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48


  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №48
Описание слайда:

Слайд 49


  
  Тема: Жизнь в морях и океанах.  5 класс  , слайд №49
Описание слайда:

Слайд 50






Подумайте!
1. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся? Приведите примеры.
2. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?
3. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Описание слайда:
Подумайте! 1. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся? Приведите примеры. 2. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны? 3. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Слайд 51





Запишите домашнее задание!
Стр. 135 – 138 вопросы 1 – 5 
Сообщение об одном обитателе моря.
Описание слайда:
Запишите домашнее задание! Стр. 135 – 138 вопросы 1 – 5 Сообщение об одном обитателе моря.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию