Презентация Теория познания Гносеология

Категория: Рекрутинг


500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Теория познания Гносеология . Доклад-сообщение содержит 56 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Гносеология

Слайд 2
Описание слайда:
План: Введение Гносеология как философская дисциплина Теория отражения. Познание и практика Многообразие форм познания Истина и заблуждение Состав, структура и динамика знания

Слайд 3
Описание слайда:
Гносеология как философская дисциплина ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д.

Слайд 4
Описание слайда:
Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнитивной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики и многих других наук, рассматривающих частные аспекты процесса познания. Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира.

Слайд 5
Описание слайда:
Термин «гносеология» в современной литературе употребляется в двух основных значениях: Термин «гносеология» в современной литературе употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках.

Слайд 6
Описание слайда:
Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как: Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как: онтология — учение о бытии, диалектика — учение о всеобщих законах развития бытия и познания, логикой (в ее различных модификациях), методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук.

Слайд 7
Описание слайда:
Методы гносеологии: Это прежде всего философские методы: -аналитический, - трансцендентальный - диалектический, - феноменологический, - герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучными методами: - системный, - структурно-функциональный, - вероятностный.

Слайд 8
Описание слайда:
Познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. Познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. Гносеологическое отношение включает три составляющих; субъект, объект и знание как результат познания. Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом.

Слайд 9
Описание слайда:
В первом случае возникает необходимость В первом случае возникает необходимость уяснить: - каким образом осуществляется переход от источника знания к его потребителю; - как объект становится достоянием субъекта; - как объективное содержание познаваемого явления переносится в голову человека и преобразуется в ней, становится знанием.

Слайд 10
Описание слайда:
В истории философии сложилось несколько моделей гносеологического отношения субъекта к объекту. Одна из первых моделей отношения субъекта и объекта принадлежит древнегреческому мыслителю Демокриту. По его версии, субъект фиксирует не объект познания, а его образ. В истории философии сложилось несколько моделей гносеологического отношения субъекта к объекту. Одна из первых моделей отношения субъекта и объекта принадлежит древнегреческому мыслителю Демокриту. По его версии, субъект фиксирует не объект познания, а его образ. Образ - тончайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвавшись от тела, образ обретает самостоятельность, существует сам по себе. Образы исходят от всех вещей, от растений, но более всего от живых существ, вследствие их энергичного движения и их теплоты.

Слайд 11
Описание слайда:
С поверхности каждого предмета отделяется тонкая пленочка – образ, который совпадает с самим предметом, пустая внутри и недоступная другим органам чувств. В воздухе образы составляют тысячи отпечатков изображений. На встречу им из влажной части глаз движутся изображения – лучи. По этим лучам образы предметов уменьшаются, по закону перспективы продвигаются в глаз. И мы ощущаем эти образы. Из теории истечения следовало, что мысли об объекте имеют свой реальный предмет заблуждения. Демокрит объясняет, что образы могут перепутаться. Ложное от истины отличается разумом. С поверхности каждого предмета отделяется тонкая пленочка – образ, который совпадает с самим предметом, пустая внутри и недоступная другим органам чувств. В воздухе образы составляют тысячи отпечатков изображений. На встречу им из влажной части глаз движутся изображения – лучи. По этим лучам образы предметов уменьшаются, по закону перспективы продвигаются в глаз. И мы ощущаем эти образы. Из теории истечения следовало, что мысли об объекте имеют свой реальный предмет заблуждения. Демокрит объясняет, что образы могут перепутаться. Ложное от истины отличается разумом.

Слайд 12
Описание слайда:
Что касается представителей философии объективного идеализма, то они исходили из посылки о "непосредственной данности" объекта в мысли субъекта. Что касается представителей философии объективного идеализма, то они исходили из посылки о "непосредственной данности" объекта в мысли субъекта. Идеальный мир как объект познания сохраняет свою вечность, неизменность, а стало быть, и ценность для познания. Чувственный мир поставляет мнения, а идеальный мир - знание. Поскольку душа бессмертна, то, приобщаясь к миру вечности, она несет в себе его отраженный свет (информацию). Найти знание в самом себе - это значит припомнить.

Слайд 13
Описание слайда:
В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к чистой духовной активности субъекта. Что касается объекта, то он превращается в проявление, форму этой активности. В ходе познавательной активности снимается внешняя для предмета чувственная форма его проявления в сознании познающего субъекта, в результате чего внутренняя форма бытия предмета – «сущность» совпадает с формой мыслительной деятельности – с «понятием». В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к чистой духовной активности субъекта. Что касается объекта, то он превращается в проявление, форму этой активности. В ходе познавательной активности снимается внешняя для предмета чувственная форма его проявления в сознании познающего субъекта, в результате чего внутренняя форма бытия предмета – «сущность» совпадает с формой мыслительной деятельности – с «понятием».

Слайд 14
Описание слайда:
Уподобление субъекта познания музыкальному инструменту исключало гносеологическую активность субъекта, ставило его в зависимость от объекта. Не выявив роли действительной активности субъекта, нельзя вскрыть и подлинный характер взаимодействия в системе "субъект - объект". Уподобление субъекта познания музыкальному инструменту исключало гносеологическую активность субъекта, ставило его в зависимость от объекта. Не выявив роли действительной активности субъекта, нельзя вскрыть и подлинный характер взаимодействия в системе "субъект - объект". Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии. Эти и другие вопросы заставляют обращаться к гносеологии как объекту философского анализа.

Слайд 15
Описание слайда:
Отсюда возникают трудноразрешимые проблемы познания:

Слайд 16
Описание слайда:
ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

Слайд 17
Описание слайда:
Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств: Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности: Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе.

Слайд 18
Описание слайда:
Знание – форма социальной идеальной памяти, свернутая сфера деятельности, результат осмысления объекта. Знание человека - это способ представления мира в идеальном плане. Знание – форма социальной идеальной памяти, свернутая сфера деятельности, результат осмысления объекта. Знание человека - это способ представления мира в идеальном плане. Знание – это информация. Она не связана с конкретной личностью. Одинаково доступна всем. Знание – личное достояние знающего, оно выступает как виток познавательного процесса.

Слайд 19
Описание слайда:
Познание и практика ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности.

Слайд 20
Описание слайда:
С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений познает ее. С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений познает ее.

Слайд 21
Описание слайда:
Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества.

Слайд 22
Описание слайда:
ФОРМЫ ПРАКТИКИ: · материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; · социальные действия — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т. п.); · научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Слайд 23
Описание слайда:
ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т. д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания и т. п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.

Слайд 24
Описание слайда:
2. Практика выступает как ОСНОВА ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. 2. Практика выступает как ОСНОВА ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.

Слайд 25
Описание слайда:
3. Практика опосредованно является ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для создания полноценной жизни людей. 3. Практика опосредованно является ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для создания полноценной жизни людей.

Слайд 26
Описание слайда:
4. Практика представляет собой решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т. е. позволяет отделять истинные знания от заблуждений. 4. Практика представляет собой решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т. е. позволяет отделять истинные знания от заблуждений.

Слайд 27
Описание слайда:
Многообразие форм познания Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. 1. Материально-технический - производства средств к жизни, труд, практика. 2. Духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта – лишь одно из многих других.

Слайд 28
Описание слайда:
Формы познания Формы познания

Слайд 29
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т. д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т. п. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Слайд 30
Описание слайда:
ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач. ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач.

Слайд 31
Описание слайда:
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика — в фантастическом отражении реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т. д. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика — в фантастическом отражении реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т. д.

Слайд 32
Описание слайда:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т. д. ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т. д.

Слайд 33
Описание слайда:
ФИЛОСОФСКОЕ и РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКОЕ и РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ. Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научной и философской форм познания — рациональность, которая эмоции и веру содержит в качестве подчиненных моментов.

Слайд 34
Описание слайда:
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ НАУКА - это особый вид познавательной деятельности, который опирается на теоретическое, т.е. системное, логическое, доказательное воспроизведение действительности в понятиях. Ее цель – объективные знания, законы и закономерности действительности. НАУКА опирается на чувственный опыт, эксперимент, математический аппарат, и является особым видом общественного разделения труда, т.е. социальным институтом.

Слайд 35
Описание слайда:
ВНЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Слайд 36
Описание слайда:
ВНЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ антинаучное знание — утопичное и сознательно искажаю­ щее представления о действительности. Приставка «анти» подчеркивает, что предмет и способы исследования про­ тивоположны науке. С этой формой вненаучного знания связывают извечную потребность в обнаружении «панацеи», общего, легко доступного «лекарства от всех болезней». • псевдонаучное знание — интеллектуальная активность, спе­кулирующая на совокупности популярных теорий, напри­мер истории о древних астронавтах, снежном человеке, чудовище из озера Лох-Несс. Внутри паранауки существует специальное соотношение оккуль­тизма, эзотеризма, герметизма, теософии и мистики.

Слайд 37
Описание слайда:
Истина и заблуждение Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику.

Слайд 38
Описание слайда:
Непосредственная цель познания в любой его форме — ИСТИНА. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания — ЗАБЛУЖДЕНИЕ Непосредственная цель познания в любой его форме — ИСТИНА. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания — ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Слайд 39
Описание слайда:
ЗАБЛУЖДЕНИЕ — ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. ЗАБЛУЖДЕНИЕ — ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Слайд 40
Описание слайда:
ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности:

Слайд 41
Описание слайда:
ИСТИНА — ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. ИСТИНА — ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности — в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины — непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.)

Слайд 42
Описание слайда:
Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется следующим образом: Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется следующим образом: Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания

Слайд 43
Описание слайда:
СВОЙСТВА ИСТИНЫ ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.

Слайд 44
Описание слайда:
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ — это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ — это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

Слайд 45
Описание слайда:
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Слайд 46
Описание слайда:
Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ — изменчивой стороны каждой истины.

Слайд 47
Описание слайда:
Истина субъектна, т.е. она не существует вне и помимо деятельности людей. Но одновременно она носит объективный характер, ибо ее содержание (правильность отражения человеческим сознанием реальности) не зависит от сознания человека и человечества. Истина субъектна, т.е. она не существует вне и помимо деятельности людей. Но одновременно она носит объективный характер, ибо ее содержание (правильность отражения человеческим сознанием реальности) не зависит от сознания человека и человечества. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Так, любой экономический постулат имеет истинную значимость только в рамках определенных социально-экономических условий, игнорирование которых ведет к заблуждению и откровенной лжи.

Слайд 48
Описание слайда:
ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ — ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ. ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ — ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ. значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т. п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее и точнее.

Слайд 49
Описание слайда:
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху прагматизм (от греч. прагма — дело, действие); то, что соответствует условному соглашению конвенционализм (от лат. конвенцио — договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т. д.

Слайд 50
Описание слайда:
Состав, структура и динамика знания. Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон — чувственного и рационального. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

Слайд 51
Описание слайда:

Слайд 52
Описание слайда:
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств — зрение, слух, осязание и др. Органы чувств — это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств — зрение, слух, осязание и др. Органы чувств — это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Слайд 53
Описание слайда:
ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа — восприятия. ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа — восприятия. ВОСПРИЯТИЕ — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.

Слайд 54
Описание слайда:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти образы воображения. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти образы воображения. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Слайд 55
Описание слайда:
МЫШЛЕНИЕ — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной. МЫШЛЕНИЕ — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной.

Слайд 56
Описание слайда:
Выделяют два основных уровня мышления РАССУДОК — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка — расчленение и исчисление. РАЗУМ (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума — объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.



Похожие презентации

Mypresentation.ru

Загрузить презентацию