🗊Презентация Типологизация и паспортизация регионов РФ

Нажмите для полного просмотра!
Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №1Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №2Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №3Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №4Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №5Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №6Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №7Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №8Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №9Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №10Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №11Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №12Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №13Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №14Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №15Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №16Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №17Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №18Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №19Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №20Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №21Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №22Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №23Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №24Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №25Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №26

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Типологизация и паспортизация регионов РФ. Доклад-сообщение содержит 26 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 3: Типологизация и паспортизация регионов РФ
План:
1. Типологизация регионов: эволюция подходов
2. Типы проблемных регионов России
3. Паспортизация регионов
Описание слайда:
Лекция 3: Типологизация и паспортизация регионов РФ План: 1. Типологизация регионов: эволюция подходов 2. Типы проблемных регионов России 3. Паспортизация регионов

Слайд 2





1 вопрос: Типологизация регионов: эволюция подходов
Типологизация регионов – выделение и группировка регионов по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.
Описание слайда:
1 вопрос: Типологизация регионов: эволюция подходов Типологизация регионов – выделение и группировка регионов по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.

Слайд 3





Завершенная типология должна отвечать ряду требований:
а) должна охватывать все возможные или все фактические выделенные типы и подтипы; 
б) должна строго удовлетворять требованиям логики: единство основания деления, последовательность деления от общего к частному, полнота и четкость деления; 
в) должна давать систему признаков, позволяющую отличать каждый тип от смежных.
Н.Н. Баранский
Описание слайда:
Завершенная типология должна отвечать ряду требований: а) должна охватывать все возможные или все фактические выделенные типы и подтипы; б) должна строго удовлетворять требованиям логики: единство основания деления, последовательность деления от общего к частному, полнота и четкость деления; в) должна давать систему признаков, позволяющую отличать каждый тип от смежных. Н.Н. Баранский

Слайд 4





В советский период попытки типологизации регионов предпринимались в рамках двух научных школ –  географической (С.А. Ковалев, А.И. Алексеев, А.А. Ткаченко и др.) и социологической (под руководством Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной). 
В условиях переходного периода исследованию неравномерности территориального развития и вопросов типологизации регионов были посвящены работы российских ученых-регионалистов В.Н. Лексина, А.Н. Швецова, Н.В. Зубаревич, В.В. Михайлова и др.
Описание слайда:
В советский период попытки типологизации регионов предпринимались в рамках двух научных школ – географической (С.А. Ковалев, А.И. Алексеев, А.А. Ткаченко и др.) и социологической (под руководством Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной). В условиях переходного периода исследованию неравномерности территориального развития и вопросов типологизации регионов были посвящены работы российских ученых-регионалистов В.Н. Лексина, А.Н. Швецова, Н.В. Зубаревич, В.В. Михайлова и др.

Слайд 5





Н.В. Зубаревич выделяет типы регионов по уровню их экономического развития:

группа лидеров – регионы, экономика которых пережила спад, ориентируясь на экспорт сырья и промышленной продукции первого передела;
срединная группа (большинство регионов), «размытая» по своим экономическим характеристикам;
группа аутсайдеров, включающая слаборазвитые и депрессивные регионы.
Описание слайда:
Н.В. Зубаревич выделяет типы регионов по уровню их экономического развития: группа лидеров – регионы, экономика которых пережила спад, ориентируясь на экспорт сырья и промышленной продукции первого передела; срединная группа (большинство регионов), «размытая» по своим экономическим характеристикам; группа аутсайдеров, включающая слаборазвитые и депрессивные регионы.

Слайд 6





В программе «Реформы и развитие российской экономики в 1995 – 1997 годах» были сформулированы типологические критерии отнесения регионов и территорий к депрессивным и кризисным
Депрессивные - регионы и территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризующиеся устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, растущей безработицей.
Кризисные - регионы, отличающиеся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов.
Описание слайда:
В программе «Реформы и развитие российской экономики в 1995 – 1997 годах» были сформулированы типологические критерии отнесения регионов и территорий к депрессивным и кризисным Депрессивные - регионы и территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризующиеся устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, растущей безработицей. Кризисные - регионы, отличающиеся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов.

Слайд 7





Другие подходы к типологизации
1 группа - простые регионы, выделяемые по единичным признакам, например: объем ВРП; темпы экономического роста; тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный); коэффициент плотности населения; характер хозяйственной специализации региона. 
2 группа - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Описание слайда:
Другие подходы к типологизации 1 группа - простые регионы, выделяемые по единичным признакам, например: объем ВРП; темпы экономического роста; тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный); коэффициент плотности населения; характер хозяйственной специализации региона. 2 группа - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Слайд 8





Продолжение
3 группа - выделяют ключевые проблемы регионального развития, соответственно различают депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;  стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития; пионерные регионы - регионы нового освоения;  программные (плановые) регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которых не совпадают с существующими границами территориального районирования. 

4 группа (возможности региона осуществлять самостоятельную экономическую политику) включает "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).
Описание слайда:
Продолжение 3 группа - выделяют ключевые проблемы регионального развития, соответственно различают депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития; стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития; пионерные регионы - регионы нового освоения; программные (плановые) регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которых не совпадают с существующими границами территориального районирования. 4 группа (возможности региона осуществлять самостоятельную экономическую политику) включает "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).

Слайд 9





В соответствии с хозяйственной структурой и формой организации регионы делятся на:
1) многоотраслевые, где имеется большое промышленное насыщение, развитые сельское хозяйство и инфраструктура (регионы Центра, Центральночерноземного района); 
2) промышленные, где доминирует промышленность и подчиненную роль играет сельское хозяйство (Центральный и Южный Урал, Верхняя Волга, Московская, Тульская области и др..
3) аграрно-промышленные - территории с явной ориентацией на интенсивное сельское хозяйство (третьей группе относятся Краснодарский, Ставропольский края, Оренбургская и др. области).
4) трудоизбыточные, не имеющие достаточного количества мест приложения труда (Республики Северного Кавказа и некоторые другие территории);
5) с особым режимом хозяйствования (территории Крайнего Севера, зоны вахтового освоения, закрытые территории, а также специальные экономические зоны.
Описание слайда:
В соответствии с хозяйственной структурой и формой организации регионы делятся на: 1) многоотраслевые, где имеется большое промышленное насыщение, развитые сельское хозяйство и инфраструктура (регионы Центра, Центральночерноземного района); 2) промышленные, где доминирует промышленность и подчиненную роль играет сельское хозяйство (Центральный и Южный Урал, Верхняя Волга, Московская, Тульская области и др.. 3) аграрно-промышленные - территории с явной ориентацией на интенсивное сельское хозяйство (третьей группе относятся Краснодарский, Ставропольский края, Оренбургская и др. области). 4) трудоизбыточные, не имеющие достаточного количества мест приложения труда (Республики Северного Кавказа и некоторые другие территории); 5) с особым режимом хозяйствования (территории Крайнего Севера, зоны вахтового освоения, закрытые территории, а также специальные экономические зоны.

Слайд 10





По доле занятых в первичном, вторичном и третичном секторах экономики выделяют четыре типа регионов.
Регионы аграрные и сервисно-аграрные, где больше всего работников занято в сельском хозяйстве и сфере услуг (сосредоточены на Кавказе и на юге Сибири). 
Индустриальные и индустриально-аграрные регионы находятся в старых промышленных областях Центра и Урала. Однако спад промышленности привёл к тому, что сейчас в ней занято не более трети работающего населения, число таких регионов сократилось.
Однако увеличилось число сервисно-индустриально-аграрных регионов с равной долей всех трёх секторов. Они расположены в основном в южной части Европейской России.
Описание слайда:
По доле занятых в первичном, вторичном и третичном секторах экономики выделяют четыре типа регионов. Регионы аграрные и сервисно-аграрные, где больше всего работников занято в сельском хозяйстве и сфере услуг (сосредоточены на Кавказе и на юге Сибири). Индустриальные и индустриально-аграрные регионы находятся в старых промышленных областях Центра и Урала. Однако спад промышленности привёл к тому, что сейчас в ней занято не более трети работающего населения, число таких регионов сократилось. Однако увеличилось число сервисно-индустриально-аграрных регионов с равной долей всех трёх секторов. Они расположены в основном в южной части Европейской России.

Слайд 11





Сервисно-индустриальные регионы делятся на три группы
В первой (в Нечерноземье) - сервисный и индустриальный секторы по доле занятых работников равны. 
Регионы второй группы расположены на Севере. Доля занятых в сфере услуг больше, чем в промышленности, а порой даже выше, чем в Москве. Однако живут эти регионы не благодаря прибыли от развития сферы услуг, а за счёт добычи сырья: нефти, газа и др. Т
Третья группа (столичная) отличается наукоёмкой промышленностью и развитым четвертичным сектором. Это Москва, Петербург и Подмосковье с его сетью научных городков.
Описание слайда:
Сервисно-индустриальные регионы делятся на три группы В первой (в Нечерноземье) - сервисный и индустриальный секторы по доле занятых работников равны. Регионы второй группы расположены на Севере. Доля занятых в сфере услуг больше, чем в промышленности, а порой даже выше, чем в Москве. Однако живут эти регионы не благодаря прибыли от развития сферы услуг, а за счёт добычи сырья: нефти, газа и др. Т Третья группа (столичная) отличается наукоёмкой промышленностью и развитым четвертичным сектором. Это Москва, Петербург и Подмосковье с его сетью научных городков.

Слайд 12





2 вопрос. Типы проблемных регионов России
признаки проблемных регионов : 1) недостаток собственных возможностей для обеспечения нормального функционирования и развития; 
2) особая кризисность проявления проблемы (спад производства и т. д.); 
3) значительный ресурсный потенциал региона (производственный, научно-технический, трудовой, природный) федерального значения; 
4) особое значение геополитического и экономического положения региона для стратегических интересов государства.
Описание слайда:
2 вопрос. Типы проблемных регионов России признаки проблемных регионов : 1) недостаток собственных возможностей для обеспечения нормального функционирования и развития; 2) особая кризисность проявления проблемы (спад производства и т. д.); 3) значительный ресурсный потенциал региона (производственный, научно-технический, трудовой, природный) федерального значения; 4) особое значение геополитического и экономического положения региона для стратегических интересов государства.

Слайд 13





Типы проблемных регионов РФ
Описание слайда:
Типы проблемных регионов РФ

Слайд 14


Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15


Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





3 вопрос: Паспортизация регионов
К первоочередным задачам МРР РФ относится задача мониторинга социально-экономических процессов в регионах и субъектах Российской Федерации, а также эффективности использования государственных средств, выделяемых субъектам РФ
Описание слайда:
3 вопрос: Паспортизация регионов К первоочередным задачам МРР РФ относится задача мониторинга социально-экономических процессов в регионах и субъектах Российской Федерации, а также эффективности использования государственных средств, выделяемых субъектам РФ

Слайд 17





Цели паспортизации субъектов РФ: 

анализ тенденций развития субъекта РФ  в соответствии с целями Правительства РФ; 
оценка эффективности административных мер и управленческих решений, планируемых органами власти субъектов РФ, по достижению заявленных целевых показателей в стратегиях развития;
анализ динамики показателей развития региона
Описание слайда:
Цели паспортизации субъектов РФ: анализ тенденций развития субъекта РФ в соответствии с целями Правительства РФ; оценка эффективности административных мер и управленческих решений, планируемых органами власти субъектов РФ, по достижению заявленных целевых показателей в стратегиях развития; анализ динамики показателей развития региона

Слайд 18





В основу Паспорта были заложены две новации:
- унифицированная система показателей
 - типология регионов, разработанная в МРР РФ на основе представленной 30.06.2005 г. «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ».
Описание слайда:
В основу Паспорта были заложены две новации: - унифицированная система показателей - типология регионов, разработанная в МРР РФ на основе представленной 30.06.2005 г. «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ».

Слайд 19


Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22


Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Типологизация и паспортизация регионов РФ, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Структура Паспорта Субъекта РФ
Вводная часть включает:
краткое описание субъекта, 
населения,
руководство
отраслевую структуру экономики.
Вторая часть содержит характеристику социально-экономического развития субъекта в рамках принятой типологии. 
Третья часть содержит полную базу данных показателей из Унифицированной системы.
Описание слайда:
Структура Паспорта Субъекта РФ Вводная часть включает: краткое описание субъекта, населения, руководство отраслевую структуру экономики. Вторая часть содержит характеристику социально-экономического развития субъекта в рамках принятой типологии. Третья часть содержит полную базу данных показателей из Унифицированной системы.

Слайд 25





Паспорт позволял:

1. Отобразить и оценить динамику развития региона.	
2. Оценить соответствие стратегических приоритетов субъектов РФ  федеральным приоритетам и целям развития.
3. Оценить соответствие административных мер заявленным администрацией субъектов РФ целевым показателям.
4. Оценить эффективность деятельности администраций субъектов РФ.
5. Выработать предложения по корректировке стратегических целей субъектов РФ и механизмов их  реализации.
Описание слайда:
Паспорт позволял: 1. Отобразить и оценить динамику развития региона. 2. Оценить соответствие стратегических приоритетов субъектов РФ федеральным приоритетам и целям развития. 3. Оценить соответствие административных мер заявленным администрацией субъектов РФ целевым показателям. 4. Оценить эффективность деятельности администраций субъектов РФ. 5. Выработать предложения по корректировке стратегических целей субъектов РФ и механизмов их реализации.

Слайд 26





Однако процесс подготовки Паспортов не был автоматизирован.
Был объявлен конкурс, к решению этой задачи был привлечен научный коллектив «Центра общественных финансов» под руководством В.В.Клеманова.  
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации»
Описание слайда:
Однако процесс подготовки Паспортов не был автоматизирован. Был объявлен конкурс, к решению этой задачи был привлечен научный коллектив «Центра общественных финансов» под руководством В.В.Клеманова. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации»



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию