🗊Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В. ( уч

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №1Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №2Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №3Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №4Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №5Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №6Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №7Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №8Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №9Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №10Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №11Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №12Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №13Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №14Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс  Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.  ( уч, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В. ( уч. Презентация содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Употребление суффиксов
существительных –чик-, -щик-
5 класс
Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В.
( учебник под редакцией М.М. Разумовской , П.А.Леканта )
Описание слайда:
Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- 5 класс Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №139» Огнева И.В. ( учебник под редакцией М.М. Разумовской , П.А.Леканта )

Слайд 2





I. Организационный момент
Настроить учащихся на изучение нового материала
На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.
Описание слайда:
I. Организационный момент Настроить учащихся на изучение нового материала На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

Слайд 3





II. Создание мотивационной установки на изучение темы
Создание положительного эмоционального настроя  на восприятие темы
Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» - официальное объявление о своей специальности (лат.) - 
Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить  их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы:
-чик, -щик, -ник, -ист, - ец, -арь, -ёр, -ач
Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач)
Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.
Описание слайда:
II. Создание мотивационной установки на изучение темы Создание положительного эмоционального настроя на восприятие темы Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» - официальное объявление о своей специальности (лат.) - Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы: -чик, -щик, -ник, -ист, - ец, -арь, -ёр, -ач Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач) Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

Слайд 4





1.Ориентировочно-мотивационный акт
Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости  изучения этого правила.
Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность
Описание слайда:
1.Ориентировочно-мотивационный акт Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого правила. Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

Слайд 5






Задание

   Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию.
   Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик
Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием.
Вывод: произношение   не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-.
Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать правильное написание –чик- или –щик-?
Описание слайда:
Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию. Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием. Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать правильное написание –чик- или –щик-?

Слайд 6





III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт)

1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе
Описание слайда:
III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт) 1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе

Слайд 7





Основной метод работы – беседа, коллективный диалог
Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса.
Подсказка: пять лучей – пять условий.
Учащиеся высказывают свое мнение
Описание слайда:
Основной метод работы – беседа, коллективный диалог Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса. Подсказка: пять лучей – пять условий. Учащиеся высказывают свое мнение

Слайд 8





В ходе обсуждения пришли к выводу: суффикс –чик пишется после д-т-з-с-ж.
Описание слайда:
В ходе обсуждения пришли к выводу: суффикс –чик пишется после д-т-з-с-ж.

Слайд 9





Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует  еще один способ – запомнить фразу «Зося ждет», в которой есть все согласные,  после которых пишется суффикс -чик.
Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует  еще один способ – запомнить фразу «Зося ждет», в которой есть все согласные,  после которых пишется суффикс -чик.
Описание слайда:
Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует еще один способ – запомнить фразу «Зося ждет», в которой есть все согласные, после которых пишется суффикс -чик. Правило «Звезды» - это один из способов запоминания орфограммы, существует еще один способ – запомнить фразу «Зося ждет», в которой есть все согласные, после которых пишется суффикс -чик.

Слайд 10





IV. Практический этап

Учащиеся учатся применять полученные  теоретические знания для решения частных практических задач. 
Задание . Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике.
Из данных предложений выпишите в первый столбик существительные с суффиксом  -чик-, во второй – с суффиксом –щик. Объясните графически выбор букв ч,щ в суффиксах.
С какой целью мы будем выполнять это задание?
Учащиеся самостоятельно формулируют цель этого этапа: Знать: способ действия при выборе написания в существительных суффиксов  -щик- и -чик-. Уметь: применять этот способ действия 
Будет вечер- заговор..ик и обман..ик, темнотой на мостовые упадет, но вглядись, и ты увидишь, как веселый барабан..ик с барабаном вдоль по улице идет. Урал! Опорный край державы, и добыт..ик, и кузнец! Он перевоз..ика зовет, и перевоз..ик  беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет.  Мотор обкат..ик заведет и выезжает из ворот.
Описание слайда:
IV. Практический этап Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. Задание . Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике. Из данных предложений выпишите в первый столбик существительные с суффиксом -чик-, во второй – с суффиксом –щик. Объясните графически выбор букв ч,щ в суффиксах. С какой целью мы будем выполнять это задание? Учащиеся самостоятельно формулируют цель этого этапа: Знать: способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -щик- и -чик-. Уметь: применять этот способ действия Будет вечер- заговор..ик и обман..ик, темнотой на мостовые упадет, но вглядись, и ты увидишь, как веселый барабан..ик с барабаном вдоль по улице идет. Урал! Опорный край державы, и добыт..ик, и кузнец! Он перевоз..ика зовет, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет. Мотор обкат..ик заведет и выезжает из ворот.

Слайд 11





В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько. Найдите еще одну орфограмму, спрятавшуюся в словах с суффиксом –щик (обманщик, заговорщик, барабанщик – отсутствие Ь в буквосочетаниях нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ)
В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько. Найдите еще одну орфограмму, спрятавшуюся в словах с суффиксом –щик (обманщик, заговорщик, барабанщик – отсутствие Ь в буквосочетаниях нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ)
Задание. Цель – актуализация имеющихся знаний по орфограмме «Написание сочетаний –нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ» (§15).
Упражнение 691.
Описание слайда:
В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько. Найдите еще одну орфограмму, спрятавшуюся в словах с суффиксом –щик (обманщик, заговорщик, барабанщик – отсутствие Ь в буквосочетаниях нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ) В слове может встречаться не одна орфограмма, а сразу несколько. Найдите еще одну орфограмму, спрятавшуюся в словах с суффиксом –щик (обманщик, заговорщик, барабанщик – отсутствие Ь в буквосочетаниях нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ) Задание. Цель – актуализация имеющихся знаний по орфограмме «Написание сочетаний –нч, -чн, -чк, -нщ, -щн,-рщ» (§15). Упражнение 691.

Слайд 12





Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда обозначает мягкий звук, - это буква «Л»,
Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда обозначает мягкий звук, - это буква «Л»,
Описание слайда:
Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда обозначает мягкий звук, - это буква «Л», Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда обозначает мягкий звук, - это буква «Л»,

Слайд 13





Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689 (2).
Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689 (2).
Различение омонимичных суффиксов.
В упражнении, где надо было вставить согласную в суффиксы,  встретилось слово «барабан…ик».Пятиклассник Саша написал  слово «барабанщик», а Петя – «барабанчик». Кто, по вашему мнению, допустил ошибку? (Никто, потому что есть слово «барабанчик» - с уменьшительно-ласкательным значением и «барабанщик» - со значением «человек по роду его занятий»). Обратите внимание, что наше правило действует только для суффиксов, имеющих значение «человек по роду его занятий».
Описание слайда:
Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689 (2). Давайте посмотрим, как это получится на практике. Выполним упражнение 689 (2). Различение омонимичных суффиксов. В упражнении, где надо было вставить согласную в суффиксы, встретилось слово «барабан…ик».Пятиклассник Саша написал слово «барабанщик», а Петя – «барабанчик». Кто, по вашему мнению, допустил ошибку? (Никто, потому что есть слово «барабанчик» - с уменьшительно-ласкательным значением и «барабанщик» - со значением «человек по роду его занятий»). Обратите внимание, что наше правило действует только для суффиксов, имеющих значение «человек по роду его занятий».

Слайд 14





V. Рефлексивно-оценочный акт
Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам.
Задание.
Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.
Описание слайда:
V. Рефлексивно-оценочный акт Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание. Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.

Слайд 15





VI. Этап домашнего задания
Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей.
Задание.
Напишите текст, употребив в нем как можно больше слов с суффиксами –чик, -щик. Это может быть рассказ, сказка на тему профессий.
Описание слайда:
VI. Этап домашнего задания Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей. Задание. Напишите текст, употребив в нем как можно больше слов с суффиксами –чик, -щик. Это может быть рассказ, сказка на тему профессий.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию