🗊в поэзии А.С. Пушкина Автор: Тренихина Наталия

Категория: Наши презентации

Нажмите для полного просмотра!
в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №1в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №2в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №3в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №4в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №5в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №6в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №7в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №8в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №9в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №10в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №11в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №12в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №13в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №14в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №15в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №16в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №17в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №18в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №19в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №20в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №21в поэзии А.С. Пушкина  Автор:   Тренихина Наталия, слайд №22

Вы можете ознакомиться и скачать в поэзии А.С. Пушкина Автор: Тренихина Наталия. Презентация содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1




                    

             
в поэзии А.С. Пушкина
Автор: 
Тренихина Наталия
Описание слайда:
в поэзии А.С. Пушкина Автор: Тренихина Наталия

Слайд 2



Хорошо известно, что…
             Анализ многих произведений искусства, признанных шедеврами,  показывает, что везде проявляются законы симметрии и золотого сечения.
Описание слайда:
Хорошо известно, что… Анализ многих произведений искусства, признанных шедеврами, показывает, что везде проявляются законы симметрии и золотого сечения.

Слайд 3



      Поиск  ответа на этот вопрос  - цель нашего        исследования.
         Поэзия А.С. Пушкина – образец величайшего уровня гармонии. 
          Возникает вопрос: 
Есть ли в ней место симметрии и асимметрии?
Описание слайда:
Поиск ответа на этот вопрос - цель нашего исследования. Поэзия А.С. Пушкина – образец величайшего уровня гармонии. Возникает вопрос: Есть ли в ней место симметрии и асимметрии?

Слайд 4



Муза
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой – и слегка
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной;
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела, 
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем,
И сердце наполнял святым очарованьем.
Описание слайда:
Муза В младенчестве моем она меня любила И семиствольную цевницу мне вручила. Она внимала мне с улыбкой – и слегка По звонким скважинам пустого тростника Уже наигрывал я слабыми перстами И гимны важные, внушенные богами, И песни мирные фригийских пастухов. С утра до вечера в немой тени дубов Прилежно я внимал урокам девы тайной; И, радуя меня наградою случайной, Откинув локоны от милого чела, Сама из рук моих свирель она брала. Тростник был оживлен божественным дыханьем, И сердце наполнял святым очарованьем.

Слайд 5



Симметрия содержания
        По содержанию 14 строк стихотворения отчетливо распадаются на две равные части.  В первых семи юный поэт наигрывает на цевнице то, что умеет сам; в последующих семи он учится у музы.
         Таким образом, в первой половине  ОН играет,  ОНА слушает  (Она внимала мне);  а во второй  ОН слушает  (Прилежно я внимал),  играет ОНА.
           Метрическая схема:  7 + 7
Описание слайда:
Симметрия содержания По содержанию 14 строк стихотворения отчетливо распадаются на две равные части. В первых семи юный поэт наигрывает на цевнице то, что умеет сам; в последующих семи он учится у музы. Таким образом, в первой половине ОН играет, ОНА слушает (Она внимала мне); а во второй ОН слушает (Прилежно я внимал), играет ОНА. Метрическая схема: 7 + 7

Слайд 6



Симметрия посвящения
      Инструменту посвящены  1-2-я  и  13-14-я строки; 
      муза в центре  3-4-й  и  11-12-й строк ;
      а в средних  5, 6, 7, 8, 9, 10  строках   в центре поэт.
        Метрическая схема:  2+2+6+2+2
Описание слайда:
Симметрия посвящения Инструменту посвящены 1-2-я и 13-14-я строки; муза в центре 3-4-й и 11-12-й строк ; а в средних 5, 6, 7, 8, 9, 10 строках в центре поэт. Метрическая схема: 2+2+6+2+2

Слайд 7



Симметрия синтаксической композиции
        Каждая из симметрических половин содержит две фразы, расположенные зеркально друг к другу: в первой половине первая фраза охватывает 2 строки, вторая -5; во второй половине – первая – 5 строк, а вторая – 2.
         Метрическая схема: 2 + 5+ 5 + 2
Описание слайда:
Симметрия синтаксической композиции Каждая из симметрических половин содержит две фразы, расположенные зеркально друг к другу: в первой половине первая фраза охватывает 2 строки, вторая -5; во второй половине – первая – 5 строк, а вторая – 2. Метрическая схема: 2 + 5+ 5 + 2

Слайд 8



Общая схема симметрических структур
          Полная  схема симметрических  структур стихотворения  «Муза»  представляет собой  соединение  всех  приведенных  ранее структур.
           Эти  симметрические  структуры не  вступают в  противоречие,  а  скорее накладываются одна  на  другую  и  взаимно  обогащают,   усиливают  друг  друга. 
           Таким образом, маленькое стихотворение живет одновременно в нескольких измерениях
Описание слайда:
Общая схема симметрических структур Полная схема симметрических структур стихотворения «Муза» представляет собой соединение всех приведенных ранее структур. Эти симметрические структуры не вступают в противоречие, а скорее накладываются одна на другую и взаимно обогащают, усиливают друг друга. Таким образом, маленькое стихотворение живет одновременно в нескольких измерениях

Слайд 9



Сожженное письмо
Прощай письмо любви! Прощай: она велела.
Как долго медлил я! Как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.
Минуту!…вспыхнули! пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит…О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют…грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Описание слайда:
Сожженное письмо Прощай письмо любви! Прощай: она велела. Как долго медлил я! Как долго не хотела Рука предать огню все радости мои! Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет. Минуту!…вспыхнули! пылают – легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит…О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют…грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Слайд 10



Симметрия содержания и посвящения
          В стихотворении три части: 1 – подготовка к сожжению, 2 – само горение,   3 – горечь после сожжения. 1 и 3 части равновелики, процесс горения приходится на центр стихотворения, на 7 и 8 строки.
            1 часть – монолог поэта, обрекающий письмо на гибель, 3 часть- монолог поэта, сулящий сожженному письму (пеплу) бессмертие. Семантически эти части противоположны, как противоположны понятия «смерть» и «бессмертие». 
            Метрическая схема: 4 + 6 + 4
            В стихотворении два действующих лица: поэт и письмо, персонифицированное многократным обращением ( Прощай… гори…), которое в последней части стане обращением к пеплу (Пепел милый…).
            Идея бессмертия подчеркнута еще и добавлением лишней 15-й строки.
Описание слайда:
Симметрия содержания и посвящения В стихотворении три части: 1 – подготовка к сожжению, 2 – само горение, 3 – горечь после сожжения. 1 и 3 части равновелики, процесс горения приходится на центр стихотворения, на 7 и 8 строки. 1 часть – монолог поэта, обрекающий письмо на гибель, 3 часть- монолог поэта, сулящий сожженному письму (пеплу) бессмертие. Семантически эти части противоположны, как противоположны понятия «смерть» и «бессмертие». Метрическая схема: 4 + 6 + 4 В стихотворении два действующих лица: поэт и письмо, персонифицированное многократным обращением ( Прощай… гори…), которое в последней части стане обращением к пеплу (Пепел милый…). Идея бессмертия подчеркнута еще и добавлением лишней 15-й строки.

Слайд 11



Общая схема симметрических структур
Описание слайда:
Общая схема симметрических структур

Слайд 12




        Простота симметрических построений придает стихам красоту, упорядоченность, легкость восприятия, строгость и даже некоторую монументальность.

        Однако поэт нередко идет на « разупорядочивание» заданной стихотворной формы, делает отклонение от нее нормой стихосложения.

         Асимметрия придает стихам живость, подвижность, повышает эмоциональное воздействие.

        Выражением асимметрии, подчиненной законам гармонии, являются
 золотая пропорция  и  числа Фибоначчи.
Описание слайда:
Простота симметрических построений придает стихам красоту, упорядоченность, легкость восприятия, строгость и даже некоторую монументальность. Однако поэт нередко идет на « разупорядочивание» заданной стихотворной формы, делает отклонение от нее нормой стихосложения. Асимметрия придает стихам живость, подвижность, повышает эмоциональное воздействие. Выражением асимметрии, подчиненной законам гармонии, являются золотая пропорция и числа Фибоначчи.

Слайд 13



Числа Фибоначчи в стихосложении
          В произведениях А.С. Пушкина периода 1829-1836 годов, периода создания наиболее совершенных стихов, часто встречаются размеры стихов (по числу строк), тяготеющие к числам 5, 8, 13, 21, 34. 
           Таким образом, поэт явно предпочитает стихотворения, размер которых близок числам Фибоначчи:
             «Я вас любил…»                                        -  8 строк  
             «В крови горит огонь желаний…»         -  8 строк,
             «Пора, мой друг, пора!»                            -  8строк,
             «Сапожник»                                                - 13 строк,
             «Сонет»                                                        - 14 строк,
             «Во глубине сибирских руд…»               - 20 строк,
             «К Чаадаеву»                                             - 21 строка,
             «Зимний вечер»                                        - 32 строки,
             « Анчар»                                                    - 36 строк.
Описание слайда:
Числа Фибоначчи в стихосложении В произведениях А.С. Пушкина периода 1829-1836 годов, периода создания наиболее совершенных стихов, часто встречаются размеры стихов (по числу строк), тяготеющие к числам 5, 8, 13, 21, 34. Таким образом, поэт явно предпочитает стихотворения, размер которых близок числам Фибоначчи: «Я вас любил…» - 8 строк «В крови горит огонь желаний…» - 8 строк, «Пора, мой друг, пора!» - 8строк, «Сапожник» - 13 строк, «Сонет» - 14 строк, «Во глубине сибирских руд…» - 20 строк, «К Чаадаеву» - 21 строка, «Зимний вечер» - 32 строки, « Анчар» - 36 строк.

Слайд 14




          Числа Фибоначчи часто определяют и внутреннюю композицию стихотворений А.С. Пушкина: число стихов и строк в них.

            Во многих стихотворениях стихи состоят из 8 строк, а само количество стихов равняется числам 3, 5, 8,  т.е. стихотворения строятся по схемам  3×8,  5×8,  8×8.
           «Заклинание»                                                    - 3×8,
           «Предчувствие»                                                - 3×8,
           «Чем чаще празднует Лицей…»                     - 5×8.
Описание слайда:
Числа Фибоначчи часто определяют и внутреннюю композицию стихотворений А.С. Пушкина: число стихов и строк в них. Во многих стихотворениях стихи состоят из 8 строк, а само количество стихов равняется числам 3, 5, 8, т.е. стихотворения строятся по схемам 3×8, 5×8, 8×8. «Заклинание» - 3×8, «Предчувствие» - 3×8, «Чем чаще празднует Лицей…» - 5×8.

Слайд 15



          Удивительно, что у Пушкина часто встречаются стихотворения с числом строк равным 5 ( 3 × 5,  5 × 5,  8 × 5), а ведь число 5 нечетное, что затрудняет рифмование строк!  
          Удивительно, что у Пушкина часто встречаются стихотворения с числом строк равным 5 ( 3 × 5,  5 × 5,  8 × 5), а ведь число 5 нечетное, что затрудняет рифмование строк!  
           « Прощание»                                        3 пятистишия,
          « П.А.Осиповой»                                  3 пятистишия,
          «Ночной зефир»                                   5 пятистиший.



           Преобладание в метрике стихотворений А.С.Пушкина  чисел Фибоначчи никак нельзя признать игрой слепого случая!
Описание слайда:
Удивительно, что у Пушкина часто встречаются стихотворения с числом строк равным 5 ( 3 × 5, 5 × 5, 8 × 5), а ведь число 5 нечетное, что затрудняет рифмование строк! Удивительно, что у Пушкина часто встречаются стихотворения с числом строк равным 5 ( 3 × 5, 5 × 5, 8 × 5), а ведь число 5 нечетное, что затрудняет рифмование строк! « Прощание» 3 пятистишия, « П.А.Осиповой» 3 пятистишия, «Ночной зефир» 5 пятистиший. Преобладание в метрике стихотворений А.С.Пушкина чисел Фибоначчи никак нельзя признать игрой слепого случая!

Слайд 16



Золотая пропорция в стихосложении
         Стихотворения большого размера часто включают в себя две мысли, и поэтому состоят как бы из двух частей. 
        
          Такое деление может быть симметричным, а может быть и асимметричным. При асимметричном делении отношение большей части к меньшей очень часто соответствует отношению соседних чисел Фибоначчи, а следовательно, золотой пропорции.
Описание слайда:
Золотая пропорция в стихосложении Стихотворения большого размера часто включают в себя две мысли, и поэтому состоят как бы из двух частей. Такое деление может быть симметричным, а может быть и асимметричным. При асимметричном делении отношение большей части к меньшей очень часто соответствует отношению соседних чисел Фибоначчи, а следовательно, золотой пропорции.

Слайд 17




       В стихотворении «Поедем, я готов»  13 строк. В нем две смысловые части: 8 строк и 5 строк.  13, 8 и 5 – числа Фибоначчи.
          
          В стихотворении «Он между нами жил…»  21 строка. Здесь также  отчетливо выделяются две части: 13 и 8 строк.  21, 13 и 8 – тоже соседние числа Фибоначчи.
Описание слайда:
В стихотворении «Поедем, я готов» 13 строк. В нем две смысловые части: 8 строк и 5 строк. 13, 8 и 5 – числа Фибоначчи. В стихотворении «Он между нами жил…» 21 строка. Здесь также отчетливо выделяются две части: 13 и 8 строк. 21, 13 и 8 – тоже соседние числа Фибоначчи.

Слайд 18



          В одном из последних стихотворений поэта  «Из Пиндемонти»  тоже 21 строка. И здесь четко выделяются две смысловые части: 13 и 8 строк.
Недорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова. 
Иные, лучшие мне дороги права:
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа – 
Не все ли нам равно? Бог с ними.
                                                Никому
Описание слайда:
В одном из последних стихотворений поэта «Из Пиндемонти» тоже 21 строка. И здесь четко выделяются две смысловые части: 13 и 8 строк. Недорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспаривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова. Иные, лучшие мне дороги права: Иная, лучшая потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому

Слайд 19



          Интересно, что и первая часть из 13 строк по смысловому содержанию также делится на две  части:  8 и 5 строк.
Недорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, слова, слова. 
Иные, лучшие мне дороги права:
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа – 
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Описание слайда:
Интересно, что и первая часть из 13 строк по смысловому содержанию также делится на две части: 8 и 5 строк. Недорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспаривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова. Иные, лучшие мне дороги права: Иная, лучшая потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно? Бог с ними.

Слайд 20




         Очень часто в произведении золотое сечение определяет место кульминации. Так 
                             «Пиковая дама»,
                             «Метель»,  
                             «Капитанская дочка», 
                             «Египетские ночи» 
     и многие другие произведения  А.С.Пушкина  -  содержат в своей композиции золотое сечение. Особенно интересна в этом плане восьмая глава «Евгения Онегина».
Описание слайда:
Очень часто в произведении золотое сечение определяет место кульминации. Так «Пиковая дама», «Метель», «Капитанская дочка», «Египетские ночи» и многие другие произведения А.С.Пушкина - содержат в своей композиции золотое сечение. Особенно интересна в этом плане восьмая глава «Евгения Онегина».

Слайд 21



Думал ли Пушкин о симметрии, золотом сечении и числах Фибоначчи, создавая свои творения?
           Скорее всего нет.   Но тем не менее в метрике и композиции произведений А.С.Пушкина сосуществуют два начала, обеспечивающих их гармонию: 
                           симметрия и асимметрия.
          К  симметрии, золотому сечению и числам Фибоначчи привело его интуитивное чувство прекрасного, основой которого и являются законы красоты.
           И эти законы проявляются в мировых шедеврах независимо от того, знают ли о них авторы или нет.
Описание слайда:
Думал ли Пушкин о симметрии, золотом сечении и числах Фибоначчи, создавая свои творения? Скорее всего нет. Но тем не менее в метрике и композиции произведений А.С.Пушкина сосуществуют два начала, обеспечивающих их гармонию: симметрия и асимметрия. К симметрии, золотому сечению и числам Фибоначчи привело его интуитивное чувство прекрасного, основой которого и являются законы красоты. И эти законы проявляются в мировых шедеврах независимо от того, знают ли о них авторы или нет.

Слайд 22



Вместо заключения …
         С древнейших времен люди интуитивно чувствовали истинность мысли, выраженную в начале XX века французским скульптором Э.Бурделем: 
   
 « Искусство –
 это завуалированная алгебра»
Описание слайда:
Вместо заключения … С древнейших времен люди интуитивно чувствовали истинность мысли, выраженную в начале XX века французским скульптором Э.Бурделем: « Искусство – это завуалированная алгебра»



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию