🗊Презентация Венский классицизм

Категория: Музыка
Нажмите для полного просмотра!
Венский классицизм, слайд №1Венский классицизм, слайд №2Венский классицизм, слайд №3Венский классицизм, слайд №4Венский классицизм, слайд №5Венский классицизм, слайд №6Венский классицизм, слайд №7Венский классицизм, слайд №8Венский классицизм, слайд №9Венский классицизм, слайд №10Венский классицизм, слайд №11Венский классицизм, слайд №12Венский классицизм, слайд №13Венский классицизм, слайд №14Венский классицизм, слайд №15Венский классицизм, слайд №16Венский классицизм, слайд №17Венский классицизм, слайд №18Венский классицизм, слайд №19Венский классицизм, слайд №20Венский классицизм, слайд №21Венский классицизм, слайд №22Венский классицизм, слайд №23Венский классицизм, слайд №24Венский классицизм, слайд №25Венский классицизм, слайд №26Венский классицизм, слайд №27Венский классицизм, слайд №28Венский классицизм, слайд №29Венский классицизм, слайд №30Венский классицизм, слайд №31Венский классицизм, слайд №32Венский классицизм, слайд №33Венский классицизм, слайд №34Венский классицизм, слайд №35Венский классицизм, слайд №36Венский классицизм, слайд №37Венский классицизм, слайд №38Венский классицизм, слайд №39Венский классицизм, слайд №40Венский классицизм, слайд №41Венский классицизм, слайд №42Венский классицизм, слайд №43Венский классицизм, слайд №44Венский классицизм, слайд №45

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Венский классицизм. Доклад-сообщение содержит 45 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Венский классицизм
Описание слайда:
Венский классицизм

Слайд 2





Рождение стиля «классицизм» 
(от лат. «classicus» - образцовый)
Во Франции в XVII веке. 
Вершина французского классицизма - трагедии Корнеля и Расина, на чье творчество опирался Люлли.  
Идеалы французских художников: 
идеи порядка, разумности, гармонии; 
воплощение высоких нравственных идеалов;
ориентация на античное искусство                использование античных сюжетов и образов, приспособленных к условиям дворцового этикета.
Описание слайда:
Рождение стиля «классицизм» (от лат. «classicus» - образцовый) Во Франции в XVII веке. Вершина французского классицизма - трагедии Корнеля и Расина, на чье творчество опирался Люлли. Идеалы французских художников: идеи порядка, разумности, гармонии; воплощение высоких нравственных идеалов; ориентация на античное искусство использование античных сюжетов и образов, приспособленных к условиям дворцового этикета.

Слайд 3





XVIII век – век Просвещения
Расцвет немецкой поэзии: Гёте, Шиллер.
Возникновение художественной критики.
Провозглашение  силы и стройности идеалов античного искусства: 
- И.И. Винкельман «История искусства древности» (1764); 
- Г. Э.  Лессинг «Лаокоон» (1766), «Гамбургская драматургия» (1769).
Высокое развитие философии, выдвижение новых гуманистических идеалов: Гердер, Кант, Гегель. 
Влияние на австро-немецкую культуру общественно-политических, этических и эстетических идей французских просветителей: 
- Руссо: лозунг свободы и естественности, «назад к природе»;
идей Великой французской революции.     
Рационализм мышления        обобщенный характер музыкальных образов, логически-конструктивный тип их развития.
Описание слайда:
XVIII век – век Просвещения Расцвет немецкой поэзии: Гёте, Шиллер. Возникновение художественной критики. Провозглашение силы и стройности идеалов античного искусства: - И.И. Винкельман «История искусства древности» (1764); - Г. Э. Лессинг «Лаокоон» (1766), «Гамбургская драматургия» (1769). Высокое развитие философии, выдвижение новых гуманистических идеалов: Гердер, Кант, Гегель. Влияние на австро-немецкую культуру общественно-политических, этических и эстетических идей французских просветителей: - Руссо: лозунг свободы и естественности, «назад к природе»; идей Великой французской революции.     Рационализм мышления обобщенный характер музыкальных образов, логически-конструктивный тип их развития.

Слайд 4





Венская классическая школа
Вторая половина XVIII – начало XIX вв. 
Кристоф Виллибальд Глюк
Йозеф Гайдн 
Вольфганг Амадей Моцарт 
Людвиг ван Бетховен
Описание слайда:
Венская классическая школа Вторая половина XVIII – начало XIX вв. Кристоф Виллибальд Глюк Йозеф Гайдн Вольфганг Амадей Моцарт Людвиг ван Бетховен

Слайд 5





Главная тема классицизма XVIII века
 героический поступок, 
готовность принести себя в жертву ради дружбы, любви и счастья других.
Описание слайда:
Главная тема классицизма XVIII века героический поступок, готовность принести себя в жертву ради дружбы, любви и счастья других.

Слайд 6





Оперные герои Глюка:
 Альцеста, Орфей, Ифигения, Агамемнон 
Борцы за справедливость, люди чести, живущие в мире больших страстей и испытаний: любовь к Отечеству, стремление к свободе, готовность к жертве во имя великой цели. 
Борьба долга с человеческими слабостями: страхом перед страданием и жалостью к самим себе. 
Доказательство превосходства общего над личным, первенство интересов Родины и семьи над собственными интересами и желаниями.
Описание слайда:
Оперные герои Глюка: Альцеста, Орфей, Ифигения, Агамемнон Борцы за справедливость, люди чести, живущие в мире больших страстей и испытаний: любовь к Отечеству, стремление к свободе, готовность к жертве во имя великой цели. Борьба долга с человеческими слабостями: страхом перед страданием и жалостью к самим себе. Доказательство превосходства общего над личным, первенство интересов Родины и семьи над собственными интересами и желаниями.

Слайд 7





Оперы Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787)
В «Орфее» герой бесстрашно спускается в подземное царство в поисках умершей супруги. 
Героиня «Альцесты» готова умереть вместо любимого мужа Адмета, а он – вместо нее; Геракл сражается с обитателями Аида за счастье супругов. 
Героиня «Ифигении в Авлиде» добровольно приносит себя в жертву, чтобы гнев богов смягчился и паруса греческих кораблей наполнились ветром. 
В «Ифигении в Тавриде» богиня Диана не только спасает героев, но устанавливает новые справедливые законы, отменяющие кровавые жертвоприношения скифов; показана жертвенная дружба Ореста и Пилада.
Описание слайда:
Оперы Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787) В «Орфее» герой бесстрашно спускается в подземное царство в поисках умершей супруги. Героиня «Альцесты» готова умереть вместо любимого мужа Адмета, а он – вместо нее; Геракл сражается с обитателями Аида за счастье супругов. Героиня «Ифигении в Авлиде» добровольно приносит себя в жертву, чтобы гнев богов смягчился и паруса греческих кораблей наполнились ветром. В «Ифигении в Тавриде» богиня Диана не только спасает героев, но устанавливает новые справедливые законы, отменяющие кровавые жертвоприношения скифов; показана жертвенная дружба Ореста и Пилада.

Слайд 8





Орфей и Эвридика
Орфей и Эвридика
Описание слайда:
Орфей и Эвридика Орфей и Эвридика

Слайд 9





Бурная полемика вокруг исполнений 
опер Глюка в Париже
Возникновение 3 противоборствующих партий: 
-поклонников старой французской оперы Люлли и Рамо;
- сторонников итальянской музыки Йомелли и Пиччини;
- приверженцев Глюка.
«Война глюкистов и пиччинистов» после парижской постановки «Альцесты» в 1773 г.
Поражение «пиччинистов» после триумфа оперы «Ифигения в Тавриде» в 1779 г. 
Признание самим Пиччини победы Глюка.
Описание слайда:
Бурная полемика вокруг исполнений опер Глюка в Париже Возникновение 3 противоборствующих партий: -поклонников старой французской оперы Люлли и Рамо; - сторонников итальянской музыки Йомелли и Пиччини; - приверженцев Глюка. «Война глюкистов и пиччинистов» после парижской постановки «Альцесты» в 1773 г. Поражение «пиччинистов» после триумфа оперы «Ифигения в Тавриде» в 1779 г. Признание самим Пиччини победы Глюка.

Слайд 10





Оперная реформа Глюка
Истоки: призыв французского энциклопедиста Руссо вернуться в оперном жанре к простоте. 
Глюк: «Простота, правда и естественность суть великие законы красоты в любом виде творчества». 
Сочетание строгости и соразмерности формы с драматизмом, патетикой и вдохновением.
Насыщение оперы глубоким драматическим содержанием. Рождение музыкальной драмы, где театр и музыка поддерживают и дополняют друг друга. 
Раскрытие на сцене подлинных человеческих чувств в противовес опере-сериа, превратившейся в концерт в костюмах.
Описание слайда:
Оперная реформа Глюка Истоки: призыв французского энциклопедиста Руссо вернуться в оперном жанре к простоте. Глюк: «Простота, правда и естественность суть великие законы красоты в любом виде творчества». Сочетание строгости и соразмерности формы с драматизмом, патетикой и вдохновением. Насыщение оперы глубоким драматическим содержанием. Рождение музыкальной драмы, где театр и музыка поддерживают и дополняют друг друга. Раскрытие на сцене подлинных человеческих чувств в противовес опере-сериа, превратившейся в концерт в костюмах.

Слайд 11





Предисловие к «Альцесте» - манифест новой оперной эстетики
Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями.
Описание слайда:
Предисловие к «Альцесте» - манифест новой оперной эстетики Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями.

Слайд 12





Подчинение всех компонентов оперного спектакля единому замыслу: 
сольного пения, хора, оркестра, балета
 Отказ в ариях от виртуозных излишеств и внешней помпезности; разнообразие арий, трактованных как индивидуальные высказывания героев. 
 Усиление декламационной выразительности в речитативных эпизодах.
Повышение роли оркестра и оркестрового сопровождения, углубление значения балетных инструментальных сцен и увертюры, ставшей «вступительным обзором содержания».
Нацеленность инструментальных и вокальных средств на выявление смысла текста.
Описание слайда:
Подчинение всех компонентов оперного спектакля единому замыслу: сольного пения, хора, оркестра, балета Отказ в ариях от виртуозных излишеств и внешней помпезности; разнообразие арий, трактованных как индивидуальные высказывания героев. Усиление декламационной выразительности в речитативных эпизодах. Повышение роли оркестра и оркестрового сопровождения, углубление значения балетных инструментальных сцен и увертюры, ставшей «вступительным обзором содержания». Нацеленность инструментальных и вокальных средств на выявление смысла текста.

Слайд 13





Стремление преодолеть мозаичность 
и схематизм номерной структуры оперы
 Объединение ряда эпизодов в большие сцены, построенные на едином драматическом развитии.
Описание слайда:
Стремление преодолеть мозаичность и схематизм номерной структуры оперы Объединение ряда эпизодов в большие сцены, построенные на едином драматическом развитии.

Слайд 14





Величественное звучание хора
Хор, как и в греческой трагедии, - это голос народа, активный участник действа. 
Классические черты в трактовке хоровой партии: 
    - экономность и лаконизм;
   - простота и строгость звучания.
Описание слайда:
Величественное звучание хора Хор, как и в греческой трагедии, - это голос народа, активный участник действа. Классические черты в трактовке хоровой партии: - экономность и лаконизм; - простота и строгость звучания.

Слайд 15





Синтезирование в реформе Глюка достижений разных национальных школ
От итальянцев  - мелодизм, но в благородной форме, без формальных вокализов. 
От французов – мастерство музыкальной декламации.
Описание слайда:
Синтезирование в реформе Глюка достижений разных национальных школ От итальянцев - мелодизм, но в благородной форме, без формальных вокализов. От французов – мастерство музыкальной декламации.

Слайд 16





Ограниченность реформы Глюка
Отсутствие национального своеобразия вследствие обращения к античности. 
Создание отвлечённых образов героев, воплощавших обобщённые идеи: супружеской верности, подчинения долгу. 
Преобладание общего сурового, возвышенного тона.
Отсутствие жизненного многообразия ситуаций и характеров.
Описание слайда:
Ограниченность реформы Глюка Отсутствие национального своеобразия вследствие обращения к античности. Создание отвлечённых образов героев, воплощавших обобщённые идеи: супружеской верности, подчинения долгу. Преобладание общего сурового, возвышенного тона. Отсутствие жизненного многообразия ситуаций и характеров.

Слайд 17





Венская симфоническая школа
Представители: Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Следование общим идеалам классицизма:  гармония, ясность выражения,возвышенность. 
Отход полифонии на второй план.
Опора на гомофонно-гармонический склад.
Усвоение достижений: 
- ранней венской школы: Вагензейль (1715-77), Монн (1717-50), Муффат (1690-1770), Й. Старцер (1726-87); 
мангеймской школы, сложившейся в Баварии: Стамиц (1717-57), Рихтер (1709-89), Каннабих (1731-98); 
итальянской оперной и инструментальной музыки; 
- Баха и его сыновей, Генделя и Глюка.
Описание слайда:
Венская симфоническая школа Представители: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Следование общим идеалам классицизма: гармония, ясность выражения,возвышенность. Отход полифонии на второй план. Опора на гомофонно-гармонический склад. Усвоение достижений: - ранней венской школы: Вагензейль (1715-77), Монн (1717-50), Муффат (1690-1770), Й. Старцер (1726-87); мангеймской школы, сложившейся в Баварии: Стамиц (1717-57), Рихтер (1709-89), Каннабих (1731-98); итальянской оперной и инструментальной музыки; - Баха и его сыновей, Генделя и Глюка.

Слайд 18





Симфонизм – тип композиторского мышления, оперирующего не данностями, а процессами 
Симфонизм – тип композиторского мышления, оперирующего не данностями, а процессами 

                                                                           Чередниченко
Описание слайда:
Симфонизм – тип композиторского мышления, оперирующего не данностями, а процессами Симфонизм – тип композиторского мышления, оперирующего не данностями, а процессами Чередниченко

Слайд 19





Стилевые черты
Яркость тематизма, связанного с венской бытовой музыкой.
Утверждение музыкальной темы как художественного образа, имеющего богатые возможности развития и преобразования при сохранении наиболее существенных черт.
Логичность и целеустремлённость развития. 
Строгость и вместе с тем одухотворённость.
 Членение музыкальной ткани на относительно краткие построения – квадратные периоды  из 2 предложений (в соответствии с периодичными структурами песенно-танцевальных мелодий).
Описание слайда:
Стилевые черты Яркость тематизма, связанного с венской бытовой музыкой. Утверждение музыкальной темы как художественного образа, имеющего богатые возможности развития и преобразования при сохранении наиболее существенных черт. Логичность и целеустремлённость развития. Строгость и вместе с тем одухотворённость. Членение музыкальной ткани на относительно краткие построения – квадратные периоды из 2 предложений (в соответствии с периодичными структурами песенно-танцевальных мелодий).

Слайд 20





Жанры: 

симфония
соната
квартет
концерт
Описание слайда:
Жанры: симфония соната квартет концерт

Слайд 21





Симфония
Сложилась  в творчестве Йозефа Гайдна (1732-1809). 
У Гайдна - более 100 симфоний.
У Моцарта (1756-1791) – ок.50 (последняя - №41 «Юпитер»). 
У Бетховена (1770-1827) – 9.
Описание слайда:
Симфония Сложилась в творчестве Йозефа Гайдна (1732-1809). У Гайдна - более 100 симфоний. У Моцарта (1756-1791) – ок.50 (последняя - №41 «Юпитер»). У Бетховена (1770-1827) – 9.

Слайд 22





Трактовка сонатно-симфонического цикла как:

- абсолютной музыки, 
- выражение идеи и смысла истории,
- концепции жизни человека.

«Абсолютная музыка  возвышает настоящее к вечности, раскрывает единство жизненного в идее», т.е. осуществляет ту же духовную работу, что и метафизика
Описание слайда:
Трактовка сонатно-симфонического цикла как: - абсолютной музыки, - выражение идеи и смысла истории, - концепции жизни человека. «Абсолютная музыка возвышает настоящее к вечности, раскрывает единство жизненного в идее», т.е. осуществляет ту же духовную работу, что и метафизика

Слайд 23





Сонатно-симфонический цикл:

1 часть - наиболее активна, драматична, в быстром темпе, в  сонатной форме, основанная на противопоставлении и борьбе 2 контрастных образов-тем: ГП и ПП. 
2 часть – Andante или Adagio - медленная, лиричная. Это созерцание природы, философское размышление. Форма: вариации, трехчастная, трехпятичастная.
3 ч. – Менуэт – старинный галантный придворный танец  (у Гайдна, Моцарта) или Скерцо (у Бетховена) в быстром, вихревом движении. 
Иногда медленная часть и скерцо меняются местами.
4 часть – быстрый финал в форме рондо или сонатной форме.
Описание слайда:
Сонатно-симфонический цикл: 1 часть - наиболее активна, драматична, в быстром темпе, в сонатной форме, основанная на противопоставлении и борьбе 2 контрастных образов-тем: ГП и ПП. 2 часть – Andante или Adagio - медленная, лиричная. Это созерцание природы, философское размышление. Форма: вариации, трехчастная, трехпятичастная. 3 ч. – Менуэт – старинный галантный придворный танец (у Гайдна, Моцарта) или Скерцо (у Бетховена) в быстром, вихревом движении. Иногда медленная часть и скерцо меняются местами. 4 часть – быстрый финал в форме рондо или сонатной форме.

Слайд 24


Венский классицизм, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25





Первая часть
Концентрированное выражение идеи событийного развития через:
 
1) метаморфозы и взаимоотношения тем;  
2) тональную логику.
Описание слайда:
Первая часть Концентрированное выражение идеи событийного развития через: 1) метаморфозы и взаимоотношения тем; 2) тональную логику.

Слайд 26





Сонатная форма
Описание слайда:
Сонатная форма

Слайд 27


Венский классицизм, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28


Венский классицизм, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29





Характеристика партий в экспозиции
Главная партия исполняет ключевую роль:
- содержит ведущую музыкальную мысль; 
- задает активный («мужественный») характер движения; 
- утверждает основную тональность. 
Связующая партия (может отсутствовать) – «ход» к ПП.
Описание слайда:
Характеристика партий в экспозиции Главная партия исполняет ключевую роль: - содержит ведущую музыкальную мысль; - задает активный («мужественный») характер движения; - утверждает основную тональность. Связующая партия (может отсутствовать) – «ход» к ПП.

Слайд 30


Венский классицизм, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31





Темы ГП и ПП в разработке:
- путешествуют по различным тональностям,
- дробятся на отдельные мотивы, 
- обнаруживают родство и несовместимость.
Конфликт доводится до кульминации, отмеченной:
 - неустойчивостью гармонии;
- предельным столкновением разных мотивных комплексов.
Описание слайда:
Темы ГП и ПП в разработке: - путешествуют по различным тональностям, - дробятся на отдельные мотивы, - обнаруживают родство и несовместимость. Конфликт доводится до кульминации, отмеченной: - неустойчивостью гармонии; - предельным столкновением разных мотивных комплексов.

Слайд 32


Венский классицизм, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33





Сближение тем в репризе
Проведение ГП и ПП в основной тональности, выявление их внутреннего родства. 
Восприятие произошедшего конфликтного развития как необходимого единого процесса -  целенаправленного и целесообразного. 
Функция репризы - «оправдание истории» или личной судьбы.
Описание слайда:
Сближение тем в репризе Проведение ГП и ПП в основной тональности, выявление их внутреннего родства. Восприятие произошедшего конфликтного развития как необходимого единого процесса - целенаправленного и целесообразного. Функция репризы - «оправдание истории» или личной судьбы.

Слайд 34


Венский классицизм, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35





Формирование классического, парного малого  состав оркестра в творчестве Гайдна и Моцарта
Струнный квинтет: 2 партии скрипок, альты, виолончели и контрабасы. 
2 флейты, 
2 фагота, 
2 валторны, 
2 трубы,
2 литавры 
Кларнеты появляются редко.
Описание слайда:
Формирование классического, парного малого состав оркестра в творчестве Гайдна и Моцарта Струнный квинтет: 2 партии скрипок, альты, виолончели и контрабасы. 2 флейты, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 2 литавры Кларнеты появляются редко.

Слайд 36





Оркестр Бетховена
Введение тромбонов в Пятой симфонии Бетховена для усиления драматизма и отражения концепции «от мрака – к свету, через борьбу – к победе». 
Применение большого состава симфонического оркестра в Девятой симфонии с добавлением инструментов:
 флейта-пикколо, 
контрафагот, 
3 тромбона и туба, 
треугольник, тарелки и большой барабан.
Описание слайда:
Оркестр Бетховена Введение тромбонов в Пятой симфонии Бетховена для усиления драматизма и отражения концепции «от мрака – к свету, через борьбу – к победе». Применение большого состава симфонического оркестра в Девятой симфонии с добавлением инструментов: флейта-пикколо, контрафагот, 3 тромбона и туба, треугольник, тарелки и большой барабан.

Слайд 37





Сходное строение:
Струнные квартеты (2 скрипки, альт и виолончель) – 4 части.
Сонаты  - из 3 (чаще) или 4 частей. 
У Бетховена - 32 сонаты, в т. ч. «Аппассионата», «Патетическая», «Лунная», «Аврора». 
Концерты - 3 части: «выпадает» Менуэт.
Описание слайда:
Сходное строение: Струнные квартеты (2 скрипки, альт и виолончель) – 4 части. Сонаты - из 3 (чаще) или 4 частей. У Бетховена - 32 сонаты, в т. ч. «Аппассионата», «Патетическая», «Лунная», «Аврора». Концерты - 3 части: «выпадает» Менуэт.

Слайд 38





Эволюция сонатно-симфонических концепций
Описание слайда:
Эволюция сонатно-симфонических концепций

Слайд 39





Йозеф Гайдн (1732-1809)
Изобретательная игра в контраст тем-характеров в оперном смысле.
Близость тем оперным увертюрам и ариям. 
Гайдн  - «отец симфонии». 
Создание симфоний на протяжении всей жизни - 104 симфонии. 
Наличие программных заголовков у некоторых симфоний (даны не самим композитором): 
«Часы», 
«Медведь», 
«Курица», 
«Военная»,
«Прощальная», 
«Детская».  
Исключение – 3 ранние симфонии, названные самим композитором: «Утро», «Полдень», «Вечер». 
Традиционная форма большинства симфоний:  
1 часть  - сонатное аллегро с медленным вступлением, 
2 часть – медленная, часто в форме вариаций, 
3 часть – менуэт 
Финал чаще всего в сонатной форме с использованием фольклорного тематизма. 
Театральность финала 5-тичастной «Прощальной симфонии» (1772): истаивание в финале + визуальное действо: музыканты по одному уходят со сцены, гася свечи на пюпитрах.
Создание лучших симфоний в 90-е годы  ХXIII века -   12 «Лондонских симфоний».
Описание слайда:
Йозеф Гайдн (1732-1809) Изобретательная игра в контраст тем-характеров в оперном смысле. Близость тем оперным увертюрам и ариям. Гайдн - «отец симфонии». Создание симфоний на протяжении всей жизни - 104 симфонии. Наличие программных заголовков у некоторых симфоний (даны не самим композитором): «Часы», «Медведь», «Курица», «Военная», «Прощальная», «Детская». Исключение – 3 ранние симфонии, названные самим композитором: «Утро», «Полдень», «Вечер». Традиционная форма большинства симфоний: 1 часть - сонатное аллегро с медленным вступлением, 2 часть – медленная, часто в форме вариаций, 3 часть – менуэт Финал чаще всего в сонатной форме с использованием фольклорного тематизма. Театральность финала 5-тичастной «Прощальной симфонии» (1772): истаивание в финале + визуальное действо: музыканты по одному уходят со сцены, гася свечи на пюпитрах. Создание лучших симфоний в 90-е годы ХXIII века - 12 «Лондонских симфоний».

Слайд 40





Клавирные сонаты Гайдна (более 50)
3-частные циклы с традиционным соотношением частей: 
- сонатное аллегро без конфликтности в тематическом контрасте, 
- медленная часть,
 - быстрый финал.
Примеры:  сонаты Ми-бемоль мажор, ми-минор, Ре мажор.
Описание слайда:
Клавирные сонаты Гайдна (более 50) 3-частные циклы с традиционным соотношением частей: - сонатное аллегро без конфликтности в тематическом контрасте, - медленная часть, - быстрый финал. Примеры: сонаты Ми-бемоль мажор, ми-минор, Ре мажор.

Слайд 41





В.А. Моцарт (1756-1791)
Гармоничное соотношение театра  и «абсолютной музыки».
Отход от народно-жанрового тематизма. 
Универсализм интонационного словаря:  кантабильность тем, привнесенная из оперного искусства, использование полифонических приемов развития. 
Около 50 симфоний. 
Опора на четырехчастную схему цикла.  
Черты дивертисментного стиля в ранних симфониях. 
В зрелых симфониях - углубление  контраста между: 
- частями сонатного цикла, 
-партиями сонатного аллегро, 
внутри тем. 
Лучшие - три последние симфонии: 
№39 Ми-бемоль мажор 
№40 соль минор: повышенная эмоциональность, драматизм, единство цикла, наличие связей между первой частью и финалом.
№ 41  До мажор«Юпитер» (название дано не композитором): эпичность, монументальность, устремленность развития к финалу, венчающему симфонию, как величественный купол грандиозного собора.
Описание слайда:
В.А. Моцарт (1756-1791) Гармоничное соотношение театра и «абсолютной музыки». Отход от народно-жанрового тематизма. Универсализм интонационного словаря: кантабильность тем, привнесенная из оперного искусства, использование полифонических приемов развития. Около 50 симфоний. Опора на четырехчастную схему цикла. Черты дивертисментного стиля в ранних симфониях. В зрелых симфониях - углубление контраста между: - частями сонатного цикла, -партиями сонатного аллегро, внутри тем. Лучшие - три последние симфонии: №39 Ми-бемоль мажор №40 соль минор: повышенная эмоциональность, драматизм, единство цикла, наличие связей между первой частью и финалом. № 41 До мажор«Юпитер» (название дано не композитором): эпичность, монументальность, устремленность развития к финалу, венчающему симфонию, как величественный купол грандиозного собора.

Слайд 42





Клавирное творчество Моцарта (19)
Главенствующий принцип сюжетно-ситуативной организации – театрализация, участие персонажей из комедии dell’arte и собственных опер Моцарта в качестве героев сюжетов сонат.
 Тесная связь с исполнительской деятельностью, т.к. большинство произведений созданы для собственных концертных выступлений.
Переход от клавесина и клавикорда к фортепиано. 
Стабилизация классического трехчастного цикла в сонате и концерте. 
Обогащение фактуры.
Расширение образно-эмоционального содержания от мягкой лирики, задушевности до острого драматизма. 
Сохранение формы цикла при наличии исключений: Соната Ля мажор без сонатной формы ( вариации, менуэт и рондо в турецком стиле).
Описание слайда:
Клавирное творчество Моцарта (19) Главенствующий принцип сюжетно-ситуативной организации – театрализация, участие персонажей из комедии dell’arte и собственных опер Моцарта в качестве героев сюжетов сонат. Тесная связь с исполнительской деятельностью, т.к. большинство произведений созданы для собственных концертных выступлений. Переход от клавесина и клавикорда к фортепиано. Стабилизация классического трехчастного цикла в сонате и концерте. Обогащение фактуры. Расширение образно-эмоционального содержания от мягкой лирики, задушевности до острого драматизма. Сохранение формы цикла при наличии исключений: Соната Ля мажор без сонатной формы ( вариации, менуэт и рондо в турецком стиле).

Слайд 43





Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Симфонизм Бетховена  - образец «абсолютной музыки, философско-исторической концепционности: 
-музыки - социальной философии, 
-музыки - утопической идеологии, 
- музыки - эмоциональной апологии активности, деятельности, свершения.
Титанический порыв к идеалу, звучащий в логике совершенного динамизма.
Утрата темами масштабных сонатных аллегро пластической протяженности, концентрация энергии в головном мотиве, подчас предельно лаконичном (например, в Пятой симфонии). 
Чрезвычайная насыщенность «течения» главной темы событиями тональных модуляций, ритмических модификаций, мотивной работы, не исчерпывающий свой потенциал в конфликтах разработки и примирениях репризы. 
Сочетание предельной конструктивной лаконичности начальных импульсов и колоссальных масштабов развития.
Драматизация и наделение чертами сонатной формы, импульсами борьбы и преодоления остальных частей (2 части, финала).
Описание слайда:
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) Симфонизм Бетховена - образец «абсолютной музыки, философско-исторической концепционности: -музыки - социальной философии, -музыки - утопической идеологии, - музыки - эмоциональной апологии активности, деятельности, свершения. Титанический порыв к идеалу, звучащий в логике совершенного динамизма. Утрата темами масштабных сонатных аллегро пластической протяженности, концентрация энергии в головном мотиве, подчас предельно лаконичном (например, в Пятой симфонии). Чрезвычайная насыщенность «течения» главной темы событиями тональных модуляций, ритмических модификаций, мотивной работы, не исчерпывающий свой потенциал в конфликтах разработки и примирениях репризы. Сочетание предельной конструктивной лаконичности начальных импульсов и колоссальных масштабов развития. Драматизация и наделение чертами сонатной формы, импульсами борьбы и преодоления остальных частей (2 части, финала).

Слайд 44





Фортепианные сонаты
Л.Бетховен - выдающийся пианист, виртуоз, импровизатор. 
Фортепианные сонаты - лаборатория творчества, где формируются новые приемы драматургии, средства ладо-гармонического и фактурного развития. 
Эволюция фортепианного творчества:
- первые сонаты – близость образцам классицизма; 
-  зрелые сонаты - проявление зрелого стиля композитора; 
- поздние сонаты - предвосхищение романтического пианизма.
Описание слайда:
Фортепианные сонаты Л.Бетховен - выдающийся пианист, виртуоз, импровизатор. Фортепианные сонаты - лаборатория творчества, где формируются новые приемы драматургии, средства ладо-гармонического и фактурного развития. Эволюция фортепианного творчества: - первые сонаты – близость образцам классицизма; - зрелые сонаты - проявление зрелого стиля композитора; - поздние сонаты - предвосхищение романтического пианизма.

Слайд 45





Дальнейшая эволюция симфонии в XIX веке
Отход жанра симфонии и сонаты   на    второй    план в творчестве композиторов романтиков: К. М. Вебера, Ф. Шопена, Ф. Листа,, Р. Вагнера, Р. Шумана, отчасти                     Ф. Мендельсона. 
Распространение  философски значимой динамической процессуальности симфонии в жанрах:
- программной   увертюры (Ф.   Мендельсон,  Г.   Берлиоз);     
- оперы  ( Р. Вагнер, П. И. Чайковский); 
- симфонической поэмы (Ф. Лист); 
- масштабных сочинений для фортепиано (Р. Шуман).
Описание слайда:
Дальнейшая эволюция симфонии в XIX веке Отход жанра симфонии и сонаты на второй план в творчестве композиторов романтиков: К. М. Вебера, Ф. Шопена, Ф. Листа,, Р. Вагнера, Р. Шумана, отчасти Ф. Мендельсона. Распространение философски значимой динамической процессуальности симфонии в жанрах: - программной увертюры (Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз); - оперы ( Р. Вагнер, П. И. Чайковский); - симфонической поэмы (Ф. Лист); - масштабных сочинений для фортепиано (Р. Шуман).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию