🗊Презентация Виды и структуры знаний, отражаемые в языке

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №1Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №2Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №3Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №4Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №5Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №6Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №7Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №8Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №9Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №10Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №11Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №12Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №13Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №14Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №15Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №16Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №17Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №18Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №19Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №20Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №21Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №22Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №23Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №24Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №25Виды и структуры знаний, отражаемые в языке, слайд №26

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Виды и структуры знаний, отражаемые в языке. Доклад-сообщение содержит 26 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 3
Виды и структуры знаний, отражаемые в языке

 Виды знаний.
Структуры вербализуемого знания: концепты, фреймы, категории, языковая картина мира.
Описание слайда:
Лекция 3 Виды и структуры знаний, отражаемые в языке Виды знаний. Структуры вербализуемого знания: концепты, фреймы, категории, языковая картина мира.

Слайд 2





Знание:
Языковое:
1. Знание единиц языка и их семантики;
2. Знание употребления единиц, их функций;
3. Знание принципов коммуникации: что, когда, где и как принято говорить.
Описание слайда:
Знание: Языковое: 1. Знание единиц языка и их семантики; 2. Знание употребления единиц, их функций; 3. Знание принципов коммуникации: что, когда, где и как принято говорить.

Слайд 3





По характеру:
Научно-теоретическое:
 характерно для специального общения.
Описание слайда:
По характеру: Научно-теоретическое: характерно для специального общения.

Слайд 4





По месту фиксации:
Языковое:
Компонент наивной картины мира этноса, закодированный в системе языка, его лексике и грамматике.
Описание слайда:
По месту фиксации: Языковое: Компонент наивной картины мира этноса, закодированный в системе языка, его лексике и грамматике.

Слайд 5





По степени выраженности:
Эксплицитное:
Явно выраженное
Описание слайда:
По степени выраженности: Эксплицитное: Явно выраженное

Слайд 6





По отношению к ситуации речи:
Актуальное
Связанное с данной ситуацией речи, находящееся в фокусе внимания, непосредственно обсуждаемое.
Описание слайда:
По отношению к ситуации речи: Актуальное Связанное с данной ситуацией речи, находящееся в фокусе внимания, непосредственно обсуждаемое.

Слайд 7





Виды фоновых знаний
а) социальное – групповое – индивидуальное
б) житейское – научное – художественное
в) обобщенное (типизированное) – уникальное 
г) тривиальное («прописные истины») – нетривиальное, новое
Описание слайда:
Виды фоновых знаний а) социальное – групповое – индивидуальное б) житейское – научное – художественное в) обобщенное (типизированное) – уникальное г) тривиальное («прописные истины») – нетривиальное, новое

Слайд 8





Релевантное знание
Отражает то, что важно, значимо, существенно, релевантно для носителей данного языка и участников коммуникации в их деятельности вообще и конкретной ситуации, в частности.
Описание слайда:
Релевантное знание Отражает то, что важно, значимо, существенно, релевантно для носителей данного языка и участников коммуникации в их деятельности вообще и конкретной ситуации, в частности.

Слайд 9





Структуры вербализуемого знания
Результативные, статические:
Отражают результаты познания:
Концепты
Фреймы
Категории
Картина мира (концептуальная система)
Описание слайда:
Структуры вербализуемого знания Результативные, статические: Отражают результаты познания: Концепты Фреймы Категории Картина мира (концептуальная система)

Слайд 10





Концепт и понятие
Понятие:
Термин, принятый в философии;
Стремится к объективности; отражает  комплекс существенных признаков объекта.
Описание слайда:
Концепт и понятие Понятие: Термин, принятый в философии; Стремится к объективности; отражает комплекс существенных признаков объекта.

Слайд 11





Концепт и значение
   
Концепт имеет более богатое содержание, чем значение слова.
Нередко это содержание вербализуется в слове лишь частично, 
концепт имеет не выраженный явно «остаток».
Для полного выражения содержания концепта необходим контекст рассуждения.
Описание слайда:
Концепт и значение Концепт имеет более богатое содержание, чем значение слова. Нередко это содержание вербализуется в слове лишь частично, концепт имеет не выраженный явно «остаток». Для полного выражения содержания концепта необходим контекст рассуждения.

Слайд 12






Концепт – ментальная единица, отражаемая в плане содержания единиц языка и речи,
однопорядковая с философским термином «понятие» и
соотнесенная с лингвистическими терминами «значение» и «смысл».
Описание слайда:
Концепт – ментальная единица, отражаемая в плане содержания единиц языка и речи, однопорядковая с философским термином «понятие» и соотнесенная с лингвистическими терминами «значение» и «смысл».

Слайд 13





Первые упоминания термина «концепт»
1913 – Шарль Балли. Язык и жизнь. – М.: УРСС, 2002
1923 – 1928 – Густав Густавович Шпет. Эстетические фрагменты.-
                             Сочинения. – М.: Правда, 1989.
1928 – С.А. Аскольдов-Алексеев. Концепт и слово//Русская словесность. М.:Academia, 1997.
Описание слайда:
Первые упоминания термина «концепт» 1913 – Шарль Балли. Язык и жизнь. – М.: УРСС, 2002 1923 – 1928 – Густав Густавович Шпет. Эстетические фрагменты.- Сочинения. – М.: Правда, 1989. 1928 – С.А. Аскольдов-Алексеев. Концепт и слово//Русская словесность. М.:Academia, 1997.

Слайд 14





Подходы к определению концепта
1. Лингвокогнитивный
2. Лингвокультурологический
3. Психолингвистический
Описание слайда:
Подходы к определению концепта 1. Лингвокогнитивный 2. Лингвокультурологический 3. Психолингвистический

Слайд 15





Лингвокогнитивные определения концепта
1. «квант» знания, «оперативная содержательная единица» памяти, ментального лексикона, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» – Е.С. Кубрякова, КСКТ.
2. когнитивная структура, имеющая содержание, организацию и способ репрезентации в сознании носителей языка – 
   Е.О. Опарина, РЖ 1/98
Описание слайда:
Лингвокогнитивные определения концепта 1. «квант» знания, «оперативная содержательная единица» памяти, ментального лексикона, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» – Е.С. Кубрякова, КСКТ. 2. когнитивная структура, имеющая содержание, организацию и способ репрезентации в сознании носителей языка – Е.О. Опарина, РЖ 1/98

Слайд 16





Лингвокультурологические определения
1. дискретная единица коллективного сознания, отражающая предмет реального или идеального мира и хранящаяся в национальной памяти носителей языка в виде вербального субстрата – А.П. Бабушкин, РЖ 1/98
2. «основная ячейка культуры в ментальном мире человека», «структура смысла, и шире – содержания слова» – Ю.С. Степанов, Константы. – М.: 2001.
Описание слайда:
Лингвокультурологические определения 1. дискретная единица коллективного сознания, отражающая предмет реального или идеального мира и хранящаяся в национальной памяти носителей языка в виде вербального субстрата – А.П. Бабушкин, РЖ 1/98 2. «основная ячейка культуры в ментальном мире человека», «структура смысла, и шире – содержания слова» – Ю.С. Степанов, Константы. – М.: 2001.

Слайд 17





Психолингвистические определения
А.А. Залевская различает индивидуальный и инвариантный  концепты. В обоих случаях продуктом научного описания может быть только модель, конструкт, т.к. доступ к сознанию человека ограничен и возможен только через речь, поступки, действия.
1. Инвариантный концепт – продукт социальных взаимодействий.
2. Индивидуальный концепт – обладающее психологической реальностью базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование, подчиняющееся законам психической жизни человека и вследствие этого отличающееся от понятий и значений как продуктов научного описания с позиций  лингвистической теории – 
А.А. Залевская, Воронеж, 2001.
Описание слайда:
Психолингвистические определения А.А. Залевская различает индивидуальный и инвариантный концепты. В обоих случаях продуктом научного описания может быть только модель, конструкт, т.к. доступ к сознанию человека ограничен и возможен только через речь, поступки, действия. 1. Инвариантный концепт – продукт социальных взаимодействий. 2. Индивидуальный концепт – обладающее психологической реальностью базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование, подчиняющееся законам психической жизни человека и вследствие этого отличающееся от понятий и значений как продуктов научного описания с позиций лингвистической теории – А.А. Залевская, Воронеж, 2001.

Слайд 18






Известны также определения концепта следующих ученых:
А. Вежбицкая
В.И. Карасик
З.Д. Попова, И.А. Стернин
М.В. Пименова  и др.
Описание слайда:
Известны также определения концепта следующих ученых: А. Вежбицкая В.И. Карасик З.Д. Попова, И.А. Стернин М.В. Пименова и др.

Слайд 19





Внутренняя структура концепта
Концепт рассматривают как комплексное образование, состоящее из признаков 
     перцептивного,
     понятийного, 
     ценностного,
     ассоциативного 
 характера, образующих его внутреннюю структуру, возможно, различную для разных типов концептов.
Описание слайда:
Внутренняя структура концепта Концепт рассматривают как комплексное образование, состоящее из признаков перцептивного, понятийного, ценностного, ассоциативного характера, образующих его внутреннюю структуру, возможно, различную для разных типов концептов.

Слайд 20






Концепт можно считать молекулярным элементом знания.
Атомарными элементами, из которых строится концепт, могут быть признаны концептуальные признаки.
Описание слайда:
Концепт можно считать молекулярным элементом знания. Атомарными элементами, из которых строится концепт, могут быть признаны концептуальные признаки.

Слайд 21





Методы исследования концептов
Основные:
     дефиниционный анализ
     контекстуальный анализ
Дополнительные:
     интроспекция
     эксперимент
     построение номинативного поля
     интерпретация относительно ментальных категорий.
Описание слайда:
Методы исследования концептов Основные: дефиниционный анализ контекстуальный анализ Дополнительные: интроспекция эксперимент построение номинативного поля интерпретация относительно ментальных категорий.

Слайд 22





Фреймы
Кореферентные термины:
Описание слайда:
Фреймы Кореферентные термины:

Слайд 23






Термин «фрейм» введен для ответа на вопрос: 
на какие единицы можно разбить всю базу знаний, т.е.
 совокупность сведений, необходимых системе Искусственного
 Интеллекта для общения с человеком.
Описание слайда:
Термин «фрейм» введен для ответа на вопрос: на какие единицы можно разбить всю базу знаний, т.е. совокупность сведений, необходимых системе Искусственного Интеллекта для общения с человеком.

Слайд 24





Определения:

1. Фрейм – это структура данных для представления стереотипной ситуации. 
[ Минский М. Фреймы для представления знаний. – М.: Энергия,    1979, англ.: 1974]
  2. Фрейм – это та минимально необходимая структурированная информация, которая однозначно определяет данный класс объектов [Г.С. Поспелов, предисл. к Минскому].
3. Фреймы – это особые унифицированные конструкции знания или связанные схематизации опыта, постигаемые как целостная сущность [Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания// Новое в заруб. лингв-ке, вып. 23. М.: Прогресс, 1988. с. 53-92; англ.: 1985]
Описание слайда:
Определения: 1. Фрейм – это структура данных для представления стереотипной ситуации. [ Минский М. Фреймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979, англ.: 1974] 2. Фрейм – это та минимально необходимая структурированная информация, которая однозначно определяет данный класс объектов [Г.С. Поспелов, предисл. к Минскому]. 3. Фреймы – это особые унифицированные конструкции знания или связанные схематизации опыта, постигаемые как целостная сущность [Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания// Новое в заруб. лингв-ке, вып. 23. М.: Прогресс, 1988. с. 53-92; англ.: 1985]

Слайд 25





По Минскому, фреймы делятся на:
Статические (данные)
ПРИМЕР: День рождения дочери
Данные: Джейн (субъект), подарок (воздушный змей), копилка, одежда (нарядная), украшения, мороженое,торт.
Описание слайда:
По Минскому, фреймы делятся на: Статические (данные) ПРИМЕР: День рождения дочери Данные: Джейн (субъект), подарок (воздушный змей), копилка, одежда (нарядная), украшения, мороженое,торт.

Слайд 26





Методики построения фреймов:
1. Статических: метод анализа словарных дефиниций, подбор синонимов, изучение сочетаемости экспонентов [Р.М. Фрумкина].
2. Динамических:  набор стандартных вопросов, которые нужно задать относительно ситуации: Агенс? Причина действий? Цель? Последствия? Кому выгодно? Инструмент? И т.д. в зависимости от ситуации [ Р.Шенк].
Описание слайда:
Методики построения фреймов: 1. Статических: метод анализа словарных дефиниций, подбор синонимов, изучение сочетаемости экспонентов [Р.М. Фрумкина]. 2. Динамических: набор стандартных вопросов, которые нужно задать относительно ситуации: Агенс? Причина действий? Цель? Последствия? Кому выгодно? Инструмент? И т.д. в зависимости от ситуации [ Р.Шенк].



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию