🗊Презентация Выдающиеся композиторы Чувашии

Нажмите для полного просмотра!
Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №1Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №2Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №3Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №4Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №5Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №6Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №7Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №8Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №9Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №10Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №11Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №12Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №13Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №14Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №15Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №16Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №17Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №18Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №19Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №20Выдающиеся композиторы Чувашии, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Выдающиеся композиторы Чувашии. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


    Выдающиеся композиторы  Чувашии
Описание слайда:
Выдающиеся композиторы Чувашии

Слайд 2


  Павлов Федор Павлович  (1892-1931)
Описание слайда:
Павлов Федор Павлович (1892-1931)

Слайд 3


  Родился 25 сентября 1892 года в семье крестьянина -середняка села Богатырево Цивильского района Чувашской Республики. Федор Павлович принадлежит к числу наиболее крупных деятелей чувашской музыкальной культуры 20-х годов. талант его был разносторонним. Он  - незаурядный драматург (комедия "Сутра", драма "Ялта"), поэт, публицист, ученый, деятель юстиции. Как музыкант-педагог, хоровой дирижер, скрипач (играл в оркестре, ансамблях и сольно); собирал и обрабатывал народные песни, создавал песни нового быта, исследовал история и теорию чувашской музыки, выступал как критик и даже как певец (в годы работы в Симбирской чувашской школе). Трудовую деятельность начал в Симбирской чувашской школе учителем пения (1911-1913). В Чебоксарах преподавал в музыкальной школе (1920-1922), где вел класс скрипки, музыкальную этнографию и историю музыки; на педагогических курсах - музыку и пение; в Чувашском музыкальном техникуме (с 1929) - хоровое пение, сольфеджио. В 1923-1929 гг. одновременно работал в органах юстиции. В 1928 - 1930 гг. был дирижером Чувашского государственного хора.  Как музыкант Ф.Павлов сформировался в Симбирской чувашской школе. Здесь он изучал теорию музыки, овладел скрипичной игрой, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре. В постановке отдельных сцен из оперы М.Глинки "Жизнь за царя" (1913) он даже пел партию Сусанина и дирижировал  в финале. В годы работы в Центральном чувашском педтехникуме Ф.Павловым был подготовлен большой сборник песен "Сăрнай" (1924). Для своих хоровых произведений Павлов брал песни разных жанров и тематических групп: хороводные, игровые, молодежные, обрядовые, лирические, плясовые. Вершина его хорового творчества -обработки последних лет жизни, такие, как "Йӗс таканлӑ "  (1927), "Сӗрен", "Туй юрри", "Çырма хӗрне ансассӑн" (1928), "Тӳттӗл"  (1929).  Его перу принадлежат также первое произведение чувашской симфонической музыки - балетная фантазия "Сӑрнайпа палнай" (1928), возникшая, как и вокальные сочинения, под прямым воздействием фольклора. Благодаря яркой мелодичности, живописи и увлекательности основных музыкальных образов она остается и в настоящее время одним из репертуальнейших оркестровых произведений. Ценным материалом для исследователей народной музыки служат его музыкально-энографические очерки "Чуваши и их песенное и музыкальное творчество" статьи "Чӑваш музыки", "Чӑваш кӗсли" (Чувашские гусли), "Çырмари юрă" (Овражная песня), "Чарăннă сасă" (Умолкнувшие звуки) и другие работы, напечатанные в двадцатые годы. Умер Федор Павлович Павлов в Сочи 2 июня 1931 года после тяжелой болезни, находясь на лечении в санатории. Его именем названы музыкальное училище и одно  из улиц в Чебоксарах.   
Описание слайда:
Родился 25 сентября 1892 года в семье крестьянина -середняка села Богатырево Цивильского района Чувашской Республики. Федор Павлович принадлежит к числу наиболее крупных деятелей чувашской музыкальной культуры 20-х годов. талант его был разносторонним. Он  - незаурядный драматург (комедия "Сутра", драма "Ялта"), поэт, публицист, ученый, деятель юстиции. Как музыкант-педагог, хоровой дирижер, скрипач (играл в оркестре, ансамблях и сольно); собирал и обрабатывал народные песни, создавал песни нового быта, исследовал история и теорию чувашской музыки, выступал как критик и даже как певец (в годы работы в Симбирской чувашской школе). Трудовую деятельность начал в Симбирской чувашской школе учителем пения (1911-1913). В Чебоксарах преподавал в музыкальной школе (1920-1922), где вел класс скрипки, музыкальную этнографию и историю музыки; на педагогических курсах - музыку и пение; в Чувашском музыкальном техникуме (с 1929) - хоровое пение, сольфеджио. В 1923-1929 гг. одновременно работал в органах юстиции. В 1928 - 1930 гг. был дирижером Чувашского государственного хора.  Как музыкант Ф.Павлов сформировался в Симбирской чувашской школе. Здесь он изучал теорию музыки, овладел скрипичной игрой, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре. В постановке отдельных сцен из оперы М.Глинки "Жизнь за царя" (1913) он даже пел партию Сусанина и дирижировал  в финале. В годы работы в Центральном чувашском педтехникуме Ф.Павловым был подготовлен большой сборник песен "Сăрнай" (1924). Для своих хоровых произведений Павлов брал песни разных жанров и тематических групп: хороводные, игровые, молодежные, обрядовые, лирические, плясовые. Вершина его хорового творчества -обработки последних лет жизни, такие, как "Йӗс таканлӑ "  (1927), "Сӗрен", "Туй юрри", "Çырма хӗрне ансассӑн" (1928), "Тӳттӗл"  (1929).  Его перу принадлежат также первое произведение чувашской симфонической музыки - балетная фантазия "Сӑрнайпа палнай" (1928), возникшая, как и вокальные сочинения, под прямым воздействием фольклора. Благодаря яркой мелодичности, живописи и увлекательности основных музыкальных образов она остается и в настоящее время одним из репертуальнейших оркестровых произведений. Ценным материалом для исследователей народной музыки служат его музыкально-энографические очерки "Чуваши и их песенное и музыкальное творчество" статьи "Чӑваш музыки", "Чӑваш кӗсли" (Чувашские гусли), "Çырмари юрă" (Овражная песня), "Чарăннă сасă" (Умолкнувшие звуки) и другие работы, напечатанные в двадцатые годы. Умер Федор Павлович Павлов в Сочи 2 июня 1931 года после тяжелой болезни, находясь на лечении в санатории. Его именем названы музыкальное училище и одно  из улиц в Чебоксарах.  

Слайд 4


  Максимов Степан Максимович  (1892-1951)
Описание слайда:
Максимов Степан Максимович (1892-1951)

Слайд 5


  Степан Максимович Максимов - композитор-фольклорист, педагог, один из основоположников чувашской профессиональной музыки. Родился 30 октября 1892 года в бедной крестьянской семье в селе Яншихово-Норваши (Енӗш Нӑрваш) Янтиковского района Чувашской Республики. С 1911 по 1925 гг. работал в Симбирске и в селе Средние Тимерсяны Симбирского уезда; учителем скрипичной игры и пения Чувашской учительской школы ; в 1919-1921 гг. и в 1924 г. - учителем Средне-Тимерсянской начальной школы. С октября 1925 года работал в Чебоксарах зав. музыкальным техникумом - позже училищем. Для учащихся чувашских общеобразовательных школ Максимов издал в Москве несколько сборников, в числе которых  "Чувашские песни" (1924, 1926), "Сборник революционных песен" (1926), "Школьные песни" (1928). А в Чебоксарах выпустил на чувашском языке "Учебник нотной грамоты" (1935). Начало композиторской деятельности Максимова относится к 1917 году . Большое распространение  завоевывают его хоровые гармонизации "Лутраях та шӗшкӗ", "Тиек йытти", "Çула тӑрӑх анама", "Уй варринче" и др., в Симбирске выходит сборник "Чувашские народные песни" (1918). Особую популярность завоевали хоровые, и сольные обработки 20-30-х годов. Среди них: "Алран кайм" , "ВӗÇ, вӗÇ, куккук", "Ан авӑн, шӗшкӗ", "Анатран хӑпарать шурӑ пӑрахут". и др. Наиболее ценным в творческом наследии композитора следует считать его многочисленные (свыше двух тысяч) записи чувашского музыкального фольклора. Фольклорные сборники Степана Максимовича ( особенно "Песни верховых чувашей" и "146 чувашских народных песен") привлекают многих композиторов - и не только чувашских. Кипучая деятельность композитора-фольклориста была поистине безгранична. Максимов Степан Максимович явился организатором этнографических концертов чувашской музыки, проведенных в концерте 20-х гг. в Москве и Чебоксарах. При его активном участии прошли первые республиканские олимпиады народного творчества в Чувашии (1932, 1935), первые выступления Чувашского государственного хора в Москве (1929).
Описание слайда:
Степан Максимович Максимов - композитор-фольклорист, педагог, один из основоположников чувашской профессиональной музыки. Родился 30 октября 1892 года в бедной крестьянской семье в селе Яншихово-Норваши (Енӗш Нӑрваш) Янтиковского района Чувашской Республики. С 1911 по 1925 гг. работал в Симбирске и в селе Средние Тимерсяны Симбирского уезда; учителем скрипичной игры и пения Чувашской учительской школы ; в 1919-1921 гг. и в 1924 г. - учителем Средне-Тимерсянской начальной школы. С октября 1925 года работал в Чебоксарах зав. музыкальным техникумом - позже училищем. Для учащихся чувашских общеобразовательных школ Максимов издал в Москве несколько сборников, в числе которых  "Чувашские песни" (1924, 1926), "Сборник революционных песен" (1926), "Школьные песни" (1928). А в Чебоксарах выпустил на чувашском языке "Учебник нотной грамоты" (1935). Начало композиторской деятельности Максимова относится к 1917 году . Большое распространение  завоевывают его хоровые гармонизации "Лутраях та шӗшкӗ", "Тиек йытти", "Çула тӑрӑх анама", "Уй варринче" и др., в Симбирске выходит сборник "Чувашские народные песни" (1918). Особую популярность завоевали хоровые, и сольные обработки 20-30-х годов. Среди них: "Алран кайм" , "ВӗÇ, вӗÇ, куккук", "Ан авӑн, шӗшкӗ", "Анатран хӑпарать шурӑ пӑрахут". и др. Наиболее ценным в творческом наследии композитора следует считать его многочисленные (свыше двух тысяч) записи чувашского музыкального фольклора. Фольклорные сборники Степана Максимовича ( особенно "Песни верховых чувашей" и "146 чувашских народных песен") привлекают многих композиторов - и не только чувашских. Кипучая деятельность композитора-фольклориста была поистине безгранична. Максимов Степан Максимович явился организатором этнографических концертов чувашской музыки, проведенных в концерте 20-х гг. в Москве и Чебоксарах. При его активном участии прошли первые республиканские олимпиады народного творчества в Чувашии (1932, 1935), первые выступления Чувашского государственного хора в Москве (1929).

Слайд 6


  Воробьев Василий Петрович  (1887-1954)
Описание слайда:
Воробьев Василий Петрович (1887-1954)

Слайд 7


  Родился Василий Петрович 19 марта 1887 года в семье крестьянина-бедняка в дер. Алдиарово Янтиковского района Чувашской Республики. Огромны заслуги В.П. Воробьева в развитии хорового искусства в Чувашии. Организованный им хор рабочих и солдат после образования автономной области пополнился молодежью из учебных заведений, а также любителями-певцами. Репертуар его стал обогащаться национальными хоровыми произведениями (Ф. Павлова, С. Максимова, Г. Лискова). В 1924 г. на базе этого хора, а также хорового коллектива, руководимого Ф. Павловым, был организован Чувашский государственный хор. Дальнейшая творческая деятельность В. Воробьева протекала главным образом в этом коллективе, дирижером которого он был вплоть до начала Отечественной войны. С деятельностью Воробьева-дирижера связаны лучшие страницы истории Чувашского государственного хора. Воробьев на основе народных мелодий создавал новые, современные песни. Содержание его произведений тесно связано с новым советским бытом, жизнью колхозного крестьянства. В. Воробьева справедливо называли певцом чувашской деревни. Из песен 20-х годов особенно популярны "Кай, кай Ивана", "Килмен те курман Шупашкарне", "Тӑпачӑ юрри", "Хресчен юрри". Горячий отклик у массового слушателя нашла песня - кантата "Октябрь Çулӗ" (Путь Октября). В.П. Воробьев был одним из первых руководителей Союза композиторов республики (1945-1948), возглавлял и Чебоксарское музыкальное училище (1947-1948). Его именем названа Чебоксарская музыкальная школа №2.
Описание слайда:
Родился Василий Петрович 19 марта 1887 года в семье крестьянина-бедняка в дер. Алдиарово Янтиковского района Чувашской Республики. Огромны заслуги В.П. Воробьева в развитии хорового искусства в Чувашии. Организованный им хор рабочих и солдат после образования автономной области пополнился молодежью из учебных заведений, а также любителями-певцами. Репертуар его стал обогащаться национальными хоровыми произведениями (Ф. Павлова, С. Максимова, Г. Лискова). В 1924 г. на базе этого хора, а также хорового коллектива, руководимого Ф. Павловым, был организован Чувашский государственный хор. Дальнейшая творческая деятельность В. Воробьева протекала главным образом в этом коллективе, дирижером которого он был вплоть до начала Отечественной войны. С деятельностью Воробьева-дирижера связаны лучшие страницы истории Чувашского государственного хора. Воробьев на основе народных мелодий создавал новые, современные песни. Содержание его произведений тесно связано с новым советским бытом, жизнью колхозного крестьянства. В. Воробьева справедливо называли певцом чувашской деревни. Из песен 20-х годов особенно популярны "Кай, кай Ивана", "Килмен те курман Шупашкарне", "Тӑпачӑ юрри", "Хресчен юрри". Горячий отклик у массового слушателя нашла песня - кантата "Октябрь Çулӗ" (Путь Октября). В.П. Воробьев был одним из первых руководителей Союза композиторов республики (1945-1948), возглавлял и Чебоксарское музыкальное училище (1947-1948). Его именем названа Чебоксарская музыкальная школа №2.

Слайд 8


   Воробьев Геннадий Васильевич  (1918-1939)
Описание слайда:
 Воробьев Геннадий Васильевич (1918-1939)

Слайд 9


  Геннадий Васильевич - один из наиболее одаренных представителей нового поколения чувашских композиторов одаренных представителей нового поколения чувашских композиторов, выдвинувшихся в конце 30-х годов. Он прожил очень короткую жизнь - всего 21 год, но навсегда вошёл в историю чувашской музыки. В его творческом наследии осталось около 70 произведений в разных жанрах. Г.Воробьев был первым чувашским профессиональным композитором, сумевшим вынести музыку своего народа на всесоюзную эстраду. Родился Геннадий Васильевич 13 августа 1918 г в Чебоксарахв семе композитора и хорового дирижера Василия Петровича  Воробьева. Тонкая художественная натура мальчика вызывала склонность к сочинению. В восьмилетнем возрасте он сочиняет "Чувашскую мелодию" для фортепиано, которая сохранилась до наших дней. Уже в ранних сочинениях намечаются два драгоценнейших качества: любовь к родному музыкальному фольклору и стремление воплотить в музыке программные образы. из сочинений этого периода большую популярность завоевали обработки "КӗтӳÇӗ" и "Тинтин шӑнкрав", а также  "Детская сюита" для фортепиано, вошедшие в репертуар певцов и музыкантов.  Не стареют сочинения Г. Воробьевым  хоровые песни на стихи И. Ивника - "ЮрӑÇсем", "Пӗрле ӳснӗ тантӑшсем", "ĔÇ умĕнхи", "Улма йывăÇ авăнать" и другие. Наиболее крупное произведение Г. Воробьева - четырехчастная Симфония, над которой он работал последние два года своей короткой жизни. Ее можно отнести не только к наивысшим творческим достижениям композитора, но и к лучшим созданиям чувашской музыки за весь период ее развития. Вместе с тем она является первым национальным произведением этого жанра, написанным чувашским композитором.
Описание слайда:
Геннадий Васильевич - один из наиболее одаренных представителей нового поколения чувашских композиторов одаренных представителей нового поколения чувашских композиторов, выдвинувшихся в конце 30-х годов. Он прожил очень короткую жизнь - всего 21 год, но навсегда вошёл в историю чувашской музыки. В его творческом наследии осталось около 70 произведений в разных жанрах. Г.Воробьев был первым чувашским профессиональным композитором, сумевшим вынести музыку своего народа на всесоюзную эстраду. Родился Геннадий Васильевич 13 августа 1918 г в Чебоксарахв семе композитора и хорового дирижера Василия Петровича  Воробьева. Тонкая художественная натура мальчика вызывала склонность к сочинению. В восьмилетнем возрасте он сочиняет "Чувашскую мелодию" для фортепиано, которая сохранилась до наших дней. Уже в ранних сочинениях намечаются два драгоценнейших качества: любовь к родному музыкальному фольклору и стремление воплотить в музыке программные образы. из сочинений этого периода большую популярность завоевали обработки "КӗтӳÇӗ" и "Тинтин шӑнкрав", а также  "Детская сюита" для фортепиано, вошедшие в репертуар певцов и музыкантов.  Не стареют сочинения Г. Воробьевым  хоровые песни на стихи И. Ивника - "ЮрӑÇсем", "Пӗрле ӳснӗ тантӑшсем", "ĔÇ умĕнхи", "Улма йывăÇ авăнать" и другие. Наиболее крупное произведение Г. Воробьева - четырехчастная Симфония, над которой он работал последние два года своей короткой жизни. Ее можно отнести не только к наивысшим творческим достижениям композитора, но и к лучшим созданиям чувашской музыки за весь период ее развития. Вместе с тем она является первым национальным произведением этого жанра, написанным чувашским композитором.

Слайд 10


  Хирбю Григорий Яковлевич  (1911-1983)
Описание слайда:
Хирбю Григорий Яковлевич (1911-1983)

Слайд 11


  Григорий Яковлевич - композитор, чье имя занимает одно из самых почетных мест в чувашской музыке. Он явился одним из зачинателей жанра чувашской массовой песни и одним из первопроходцев в области чувашской оперы: его "Нарспи" зазвучала во весь голос и заняла прочное место в музыкальном театре республики. В золотой фонд чувашской музыки вошли его хоры, оратории, оркестровые произведения. Родился он 27 ноября 1911 г. в бедной крестьянской семье, в деревне Чикмезино Маринско-Посадског района.  Хотя Хирбю работал в разных жанрах, песни, хоры и обработки занимают в его творческой биографии ведущее место. Они принесли композитору заслуженную славу и опубликованы в шестнадцати авторских сборниках, три из них изданы в Москве: "Избранные песни" (1959), "Утро Родины" и "Я верю в тебя!" (1967). Песни его разнообразны по содержанию и жанровым признакам: среди них песни, воспевающие Родину и ее просторы ("Çӗршыв илемĕ», «Атăл»); бодрые массовые песни, связанные с актуальными темами ("Туслӑх маршĕ», «Пирӗн туслăх ĕмӗре»); песни о жизни колхозного крестьянства ("Телейлё пурнăÇ юрри". Особенно много песен посвящено темам из жизни молодежи. Одни из них звучат в характере светлой «песни-марша ("Комсомол маршё"), другие воспринимаются как восторженное ликование молодежи («Çăмрăклăх», «Пирĕн юрӑ янтарӑр ялан»), третьи посвящены интимной лирике и теме светлой любви – «Укӑлча умĕнче», «Ах, пӗлесчĕ», «Çӗмĕрт», «Калаймарӑм».  Обработки народных песен написаны в большей части для хора. Наибольшую ценность из них представляют те сочинения, в которых тема подвергается активной разработке. Таковы "Ытарма Çук", "ĂÇтакаян, чӗкеÇ", "Çурхи кунсем", "Нимене". Для солистов, хора и симфонического оркестра написаны две оратории, одна из них " Патриотическая оратория". Трудно назвать национальное оперное произведение, которое было бы более любимо в Чувашии, чем опера "Нарспи" Г. Хирбю, написанная на сюжет поэмы К.В. Иванова. Имя композитора Г.Я. Хирбю занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1971). Умер Григорий Яковлевич Хирбю 17 августа 1983 г. в Чебоксарах. 
Описание слайда:
Григорий Яковлевич - композитор, чье имя занимает одно из самых почетных мест в чувашской музыке. Он явился одним из зачинателей жанра чувашской массовой песни и одним из первопроходцев в области чувашской оперы: его "Нарспи" зазвучала во весь голос и заняла прочное место в музыкальном театре республики. В золотой фонд чувашской музыки вошли его хоры, оратории, оркестровые произведения. Родился он 27 ноября 1911 г. в бедной крестьянской семье, в деревне Чикмезино Маринско-Посадског района.  Хотя Хирбю работал в разных жанрах, песни, хоры и обработки занимают в его творческой биографии ведущее место. Они принесли композитору заслуженную славу и опубликованы в шестнадцати авторских сборниках, три из них изданы в Москве: "Избранные песни" (1959), "Утро Родины" и "Я верю в тебя!" (1967). Песни его разнообразны по содержанию и жанровым признакам: среди них песни, воспевающие Родину и ее просторы ("Çӗршыв илемĕ», «Атăл»); бодрые массовые песни, связанные с актуальными темами ("Туслӑх маршĕ», «Пирӗн туслăх ĕмӗре»); песни о жизни колхозного крестьянства ("Телейлё пурнăÇ юрри". Особенно много песен посвящено темам из жизни молодежи. Одни из них звучат в характере светлой «песни-марша ("Комсомол маршё"), другие воспринимаются как восторженное ликование молодежи («Çăмрăклăх», «Пирĕн юрӑ янтарӑр ялан»), третьи посвящены интимной лирике и теме светлой любви – «Укӑлча умĕнче», «Ах, пӗлесчĕ», «Çӗмĕрт», «Калаймарӑм».  Обработки народных песен написаны в большей части для хора. Наибольшую ценность из них представляют те сочинения, в которых тема подвергается активной разработке. Таковы "Ытарма Çук", "ĂÇтакаян, чӗкеÇ", "Çурхи кунсем", "Нимене". Для солистов, хора и симфонического оркестра написаны две оратории, одна из них " Патриотическая оратория". Трудно назвать национальное оперное произведение, которое было бы более любимо в Чувашии, чем опера "Нарспи" Г. Хирбю, написанная на сюжет поэмы К.В. Иванова. Имя композитора Г.Я. Хирбю занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1971). Умер Григорий Яковлевич Хирбю 17 августа 1983 г. в Чебоксарах. 

Слайд 12


  Лукин Филипп Миронович  (1913-1994)
Описание слайда:
Лукин Филипп Миронович (1913-1994)

Слайд 13


  Филипп Миронович Лукин - композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.  Ф. М. Лукин - композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Один из первых выпускников Чувашского музыкально-театрального техникума (1932) он стал и одним из первых чувашских музыкантов, получивших высшее образование в консерватории (1942). С его именем связаны наиболее яркие достижения в песенном творчестве чувашских композиторов. Родился Филипп Миронович 3 июля 1913 г. в дер. Сявал-Сирма Красноармейского р-на Чувашской Республики. Общее образование получил в Чадукасах и Ишакской школе-восьмилетке. В 1928 поступил в Чебоксарскую музшколу, а через год - в техникум, который окончил по классу хорового дирижирования. Затем три года пел в Чувашском госхоре, был там помощником дирижера (В. П. Воробьева). В 1935-42 учился на дирижерско-хоровом факультете Московской консерватории. Затем, в 1942-56, был худ. руководителем и гл. дирижером Чувашского гос. ансамбля песни и танца. Более 30 лет преподавал хоровое дирижирование в Чебоксарском музучилище, в 1948-77 гг. бессменно возглавлял Союз композиторов Чувашии. Был также председателем правления Хорового общества, Музыкального общества. Первые свои песни написал в музтехникуме, консультируясь у Ф. П. Павлова и В. М. Кривоносова (ранняя публикация - в 1931 г.). Но активную композиторскую деятельность начал позже, после консерватории, создавая репертуар для руководимого им ансамбля. Всего написано около 800 песен, семнадцать сборников издано в Чебоксарах, двенадцать — в Москве. Родина, Россия, любовь к родному краю и его природе, выражение благородных чувств и дум нашего современника — вот основное содержание песен. В них органично сочетаются национальные особенности чуваш, песни с песенными традициями композиторов России - мастеров песенного жанра. Никто из чуваш, композиторов не написал столько массовых песен, сколько Ф. Лукин. Они разные по характеру и жанровым признакам: маршеобразные и напевные, бодрые и задушевные, частушечные и лирические, в большей части близкие к народным напевам. Творчество и общественная деятельность композитора отмечены пятью орденами и Государственной премией СССР (1952). Ему присвоены почетные звания народного артиста Российской Федерации (1970), заслуженного деятеля искусств России (1960), Чувашии (1945).
Описание слайда:
Филипп Миронович Лукин - композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.  Ф. М. Лукин - композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Один из первых выпускников Чувашского музыкально-театрального техникума (1932) он стал и одним из первых чувашских музыкантов, получивших высшее образование в консерватории (1942). С его именем связаны наиболее яркие достижения в песенном творчестве чувашских композиторов. Родился Филипп Миронович 3 июля 1913 г. в дер. Сявал-Сирма Красноармейского р-на Чувашской Республики. Общее образование получил в Чадукасах и Ишакской школе-восьмилетке. В 1928 поступил в Чебоксарскую музшколу, а через год - в техникум, который окончил по классу хорового дирижирования. Затем три года пел в Чувашском госхоре, был там помощником дирижера (В. П. Воробьева). В 1935-42 учился на дирижерско-хоровом факультете Московской консерватории. Затем, в 1942-56, был худ. руководителем и гл. дирижером Чувашского гос. ансамбля песни и танца. Более 30 лет преподавал хоровое дирижирование в Чебоксарском музучилище, в 1948-77 гг. бессменно возглавлял Союз композиторов Чувашии. Был также председателем правления Хорового общества, Музыкального общества. Первые свои песни написал в музтехникуме, консультируясь у Ф. П. Павлова и В. М. Кривоносова (ранняя публикация - в 1931 г.). Но активную композиторскую деятельность начал позже, после консерватории, создавая репертуар для руководимого им ансамбля. Всего написано около 800 песен, семнадцать сборников издано в Чебоксарах, двенадцать — в Москве. Родина, Россия, любовь к родному краю и его природе, выражение благородных чувств и дум нашего современника — вот основное содержание песен. В них органично сочетаются национальные особенности чуваш, песни с песенными традициями композиторов России - мастеров песенного жанра. Никто из чуваш, композиторов не написал столько массовых песен, сколько Ф. Лукин. Они разные по характеру и жанровым признакам: маршеобразные и напевные, бодрые и задушевные, частушечные и лирические, в большей части близкие к народным напевам. Творчество и общественная деятельность композитора отмечены пятью орденами и Государственной премией СССР (1952). Ему присвоены почетные звания народного артиста Российской Федерации (1970), заслуженного деятеля искусств России (1960), Чувашии (1945).

Слайд 14


  Лебедев Герман Степанович  (1913-1980)
Описание слайда:
Лебедев Герман Степанович (1913-1980)

Слайд 15


  Герман Степанович Лебедев - представитель второго поколения композиторов республики, ученик В. М. Кривоносова. Один из лучших мастеров чувашской песни, творчество которого связано с Государственным ансамблем песни и танца Чувашии. Более тридцати лет работал в этом коллективе, и многие песни, написанные им для ансамбля, стали подлинно народными, а мелодия и слова знаменитой "Песни о Родине" - Государственным гимном Чувашской Республики (1992). Его именем назван в Чебоксарах Чувашский национальный лицей-интернат, где воспитываются и будущие музыканты. Родился 28 апреля 1913 года в дер. Салабайкасы Чебоксарского р-на Чувашской Республики. Начальное образование получил в дер. Варпоси, а в У-У1П классах учился в Анат-Кинярской школе, где учителем пения был воспитанник Симбирской чувашской школы Т. С. Малышев. Под влиянием этого педагога и развивались музыкальные способности мальчика, поступившего в 1930 в Чувашский музыкально-театраль¬ный техникум. Здесь Г. Лебедев учился на дирижерско-хоровом и композиторском отделениях (окончил в 1935 г.). В 1936-40 Г. Лебедев жил и работал в г. Шумерля ЧР, куда был направлен для руководства художественной самодеятельностью деревообрабатывающего комбината. С 1941 в Чебоксарах: зав. учебной частью, директор музучилища, в 1943-75 - дирижер-хормейстер, гл. хормейстер ансамбля песни и танца. Периодически возглавлял филармонию, вокальный ансамбль Чувашрадио, Хоровое общество республики. Удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств ЧАССР (1945) и заслуженного деятеля искусств РСФСР (1970). Умер в Чебоксарах. Сочинять музыку начал в 1932, будучи студентом техникума. Из сочинений предвоенного периода выделяются хоровые песни лирического звучания на стихи И. Ивника (напр., "Певцы"). Лирическая направленность дарования композитора позднее стала одной из типичных сторон его творческого стиля ("Хороводная", "Праздничная хороводная", "Как встретишь на лугу цветы", "Вышивальщицы", "Любимая" и др.). Подлинно народными стали песни на шуточные и плясовые темы: "Эх, Иван", "Русый парень", "Тальянка", "Выйдем в хоровод", "Танец победителей" и др. Для Чувашского ансамбля песни и танца создано тринадцать вокально-танцевальных сюит - "Праздник в колхозе", "Приглашаем на свадьбу", "После трудового дня", "Акатуй", "Чувашская рапсодия" и др. В них широко разрабатываются народные и оригинальные песенные и танцевальные темы.
Описание слайда:
Герман Степанович Лебедев - представитель второго поколения композиторов республики, ученик В. М. Кривоносова. Один из лучших мастеров чувашской песни, творчество которого связано с Государственным ансамблем песни и танца Чувашии. Более тридцати лет работал в этом коллективе, и многие песни, написанные им для ансамбля, стали подлинно народными, а мелодия и слова знаменитой "Песни о Родине" - Государственным гимном Чувашской Республики (1992). Его именем назван в Чебоксарах Чувашский национальный лицей-интернат, где воспитываются и будущие музыканты. Родился 28 апреля 1913 года в дер. Салабайкасы Чебоксарского р-на Чувашской Республики. Начальное образование получил в дер. Варпоси, а в У-У1П классах учился в Анат-Кинярской школе, где учителем пения был воспитанник Симбирской чувашской школы Т. С. Малышев. Под влиянием этого педагога и развивались музыкальные способности мальчика, поступившего в 1930 в Чувашский музыкально-театраль¬ный техникум. Здесь Г. Лебедев учился на дирижерско-хоровом и композиторском отделениях (окончил в 1935 г.). В 1936-40 Г. Лебедев жил и работал в г. Шумерля ЧР, куда был направлен для руководства художественной самодеятельностью деревообрабатывающего комбината. С 1941 в Чебоксарах: зав. учебной частью, директор музучилища, в 1943-75 - дирижер-хормейстер, гл. хормейстер ансамбля песни и танца. Периодически возглавлял филармонию, вокальный ансамбль Чувашрадио, Хоровое общество республики. Удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств ЧАССР (1945) и заслуженного деятеля искусств РСФСР (1970). Умер в Чебоксарах. Сочинять музыку начал в 1932, будучи студентом техникума. Из сочинений предвоенного периода выделяются хоровые песни лирического звучания на стихи И. Ивника (напр., "Певцы"). Лирическая направленность дарования композитора позднее стала одной из типичных сторон его творческого стиля ("Хороводная", "Праздничная хороводная", "Как встретишь на лугу цветы", "Вышивальщицы", "Любимая" и др.). Подлинно народными стали песни на шуточные и плясовые темы: "Эх, Иван", "Русый парень", "Тальянка", "Выйдем в хоровод", "Танец победителей" и др. Для Чувашского ансамбля песни и танца создано тринадцать вокально-танцевальных сюит - "Праздник в колхозе", "Приглашаем на свадьбу", "После трудового дня", "Акатуй", "Чувашская рапсодия" и др. В них широко разрабатываются народные и оригинальные песенные и танцевальные темы.

Слайд 16


  КАЗАКОВ Николай Нилович    (16. 9.1962)
Описание слайда:
КАЗАКОВ Николай Нилович   (16. 9.1962)

Слайд 17


  КАЗАКОВ Николай Нилович  (р. 16. 9.1962, село Турмыши Янтиковского района Чувашской Республики) - композитор, музыкальный обществен­ный деятель, член Союза композиторов СССР (1988). Окончил музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического института (1981) и Казанскую го­сударственную консерваторию (класс ком­позиции профессора А.Б. Луппова, 1986). Лауреат Всесоюзного конкурса молодых композиторов (1983). С 1985 - консультант Союза композиторов ЧР. В 1994—97 - заведующий музыкальной частью Чувашского театра юного зрителя; в 1997-99 - президент Фонда новой чувашской музыки. С 2001 - директор Чувашской государственной филармонии.  Среди лучших сочи­нений в жанрах академической музыки - «Старинный напев» для оркес­тра народных инструментов, поэма «Плач матери» для меццо-сопрано и ансамбля инструментов, Соната для скрипки соло. Важное направление творчества - создание музыки к театральным спектаклям (более 40 работ). Успешно выступает в сфере эстрадного искусства как композитор (один из основоположников чувашской национальной эстрадной музыки) и орга­низатор вокальных групп «Сансǎр» (1989), «Тин» (2003). Новое слово в развитии оперного жанра в Чувашии и грандиозный прорыв в области национальной эстрады - постановка первой чувашской рок-оперы (мюзикла) Николая Казакова «Нарспи» (2008). Автор музыки уникальной музыкально-театрализованной программы «Авалхи сас» (Голос предков), призванной возродить вышедшие из обихода старинные чувашские народные инструменты (2010). Оба произведения поставлены на средства гранта Президента Чувашской Республики.  С 1988 года Николай Казаков - заместитель председателя СК ЧР, с 2003 года -  председатель правления. В 1990-1995 гг. - депутат Верховного Совета Чувашской Республики, ныне член комиссий при Президенте Чувашской Республики по Государственным премиям в области литературы и искусства и по Государственным молодежным премиям.  Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики (2002). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литерату­ры и искусства (2004) и Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства (2009).   
Описание слайда:
КАЗАКОВ Николай Нилович  (р. 16. 9.1962, село Турмыши Янтиковского района Чувашской Республики) - композитор, музыкальный обществен­ный деятель, член Союза композиторов СССР (1988). Окончил музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического института (1981) и Казанскую го­сударственную консерваторию (класс ком­позиции профессора А.Б. Луппова, 1986). Лауреат Всесоюзного конкурса молодых композиторов (1983). С 1985 - консультант Союза композиторов ЧР. В 1994—97 - заведующий музыкальной частью Чувашского театра юного зрителя; в 1997-99 - президент Фонда новой чувашской музыки. С 2001 - директор Чувашской государственной филармонии. Среди лучших сочи­нений в жанрах академической музыки - «Старинный напев» для оркес­тра народных инструментов, поэма «Плач матери» для меццо-сопрано и ансамбля инструментов, Соната для скрипки соло. Важное направление творчества - создание музыки к театральным спектаклям (более 40 работ). Успешно выступает в сфере эстрадного искусства как композитор (один из основоположников чувашской национальной эстрадной музыки) и орга­низатор вокальных групп «Сансǎр» (1989), «Тин» (2003). Новое слово в развитии оперного жанра в Чувашии и грандиозный прорыв в области национальной эстрады - постановка первой чувашской рок-оперы (мюзикла) Николая Казакова «Нарспи» (2008). Автор музыки уникальной музыкально-театрализованной программы «Авалхи сас» (Голос предков), призванной возродить вышедшие из обихода старинные чувашские народные инструменты (2010). Оба произведения поставлены на средства гранта Президента Чувашской Республики. С 1988 года Николай Казаков - заместитель председателя СК ЧР, с 2003 года -  председатель правления. В 1990-1995 гг. - депутат Верховного Совета Чувашской Республики, ныне член комиссий при Президенте Чувашской Республики по Государственным премиям в области литературы и искусства и по Государственным молодежным премиям. Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики (2002). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литерату­ры и искусства (2004) и Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства (2009).  

Слайд 18


  Никитин Анатолий Никитич  13.06.1948
Описание слайда:
Никитин Анатолий Никитич 13.06.1948

Слайд 19


  Чувашский композитор, баянист и педагог, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики (1999), член Союза композиторов Российской Федерации (1996).  Родился в д. Хирпоси (Хирпуç) Вурнарского района Чувашской Республики.  А. Никитин – выпускник Московского государственного института культуры и Уфимского государственного института искусств (класс З. Г. Исмагилова). Многие годы работал баянистом–концертмейстером в Чувашском ансамбле песни и танца, художественным руководителем фольклорного ансамбля «Çавал», преподавателем Чувашского республиканского училища культуры по классу баяна, в настоящее время руководит детским эстрадно–фольклорным ансамблем «Шевле» и эстрадной группой «Янташ».  Начало композиторской деятельности А. Никитина относится к середине 1980–х гг. Автор свыше 100 песен, в т. ч.: «Тăван яла таврăнсан» (В родной деревне), «Телей, телей» (Счастье), «Тăванлăх юрри» (Вовек нам быть родными), «Урхамахсем тăраç тапăртатса» (Бьют копытами аргамаки); симфонической поэмы «Сказание о суварах»; квартета для двух скрипок, альта и виолончели; трио для скрипки, виолончели и фортепиано; цикла романсов на стихи Ю. Семендера и др.  Награжден Почетной грамотой Государственного Совета Чувашской Республики (2008).
Описание слайда:
Чувашский композитор, баянист и педагог, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики (1999), член Союза композиторов Российской Федерации (1996). Родился в д. Хирпоси (Хирпуç) Вурнарского района Чувашской Республики. А. Никитин – выпускник Московского государственного института культуры и Уфимского государственного института искусств (класс З. Г. Исмагилова). Многие годы работал баянистом–концертмейстером в Чувашском ансамбле песни и танца, художественным руководителем фольклорного ансамбля «Çавал», преподавателем Чувашского республиканского училища культуры по классу баяна, в настоящее время руководит детским эстрадно–фольклорным ансамблем «Шевле» и эстрадной группой «Янташ». Начало композиторской деятельности А. Никитина относится к середине 1980–х гг. Автор свыше 100 песен, в т. ч.: «Тăван яла таврăнсан» (В родной деревне), «Телей, телей» (Счастье), «Тăванлăх юрри» (Вовек нам быть родными), «Урхамахсем тăраç тапăртатса» (Бьют копытами аргамаки); симфонической поэмы «Сказание о суварах»; квартета для двух скрипок, альта и виолончели; трио для скрипки, виолончели и фортепиано; цикла романсов на стихи Ю. Семендера и др. Награжден Почетной грамотой Государственного Совета Чувашской Республики (2008).

Слайд 20


  Адюков Виталий Иванович  02.01.1958
Описание слайда:
Адюков Виталий Иванович 02.01.1958

Слайд 21


  Композитор, исполнитель чувашский народных песен, член Ассоциации композиторов Чувашской Республики, лауреат молодежной премии Чувашии им. М. Сеспеля (1994), лауреат благотворительного фонда «Eткер» им. И. Я. Яковлева Ульяновской области, дипломант Всероссийского конкурса народных песен «Голоса России» (2004), участник международного фестиваля «Eвромузыка» (1994), заслуженный работник культуры Чувашской Республики (2014).  Родился в с. Большие Яльчики (Аслă Eлчĕк) Яльчикского района Чувашской Республики.  В. Адюков – выпускники Чувашского государственного педагогического института (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. Трудовую деятельность начал в 1979 г. учителем Большеяльчикской средней школы. Преподавал в Яльчикской районной детской музыкальной школе. Работал музыкальным редактором Чувашского радио. С 1983 по 1990 гг. был музыкальным руководителем ансамбля «Ҫавал» Чувашской государственной филармонии. С 1990 по 1996 гг. – сотрудник республиканского научно-методического центра, с 1996 г. – композитор-исполнитель, мастер-изготовитель забытых чувашских музыкальных инструментов, участник различных музыкальных конкурсов и фестивалей.  Основные песни: «Ватăлатпăр çав тăван, ватăлатпăр» (Стареем, милые, стареем), «Каç та пулса кайрĕ» (Уж наступает вечер), «Чечексем» (Цветы), «Юхан шыв» (Река), «Лар, тăванăм, çума» (Присядь, дорогой), «Сар сăрине пит юратать» (Очень любит янтарное пиво) и т. д.  Награжден Почетной грамотой Государственного Совета Чувашской Республики (2009).
Описание слайда:
Композитор, исполнитель чувашский народных песен, член Ассоциации композиторов Чувашской Республики, лауреат молодежной премии Чувашии им. М. Сеспеля (1994), лауреат благотворительного фонда «Eткер» им. И. Я. Яковлева Ульяновской области, дипломант Всероссийского конкурса народных песен «Голоса России» (2004), участник международного фестиваля «Eвромузыка» (1994), заслуженный работник культуры Чувашской Республики (2014). Родился в с. Большие Яльчики (Аслă Eлчĕк) Яльчикского района Чувашской Республики. В. Адюков – выпускники Чувашского государственного педагогического института (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. Трудовую деятельность начал в 1979 г. учителем Большеяльчикской средней школы. Преподавал в Яльчикской районной детской музыкальной школе. Работал музыкальным редактором Чувашского радио. С 1983 по 1990 гг. был музыкальным руководителем ансамбля «Ҫавал» Чувашской государственной филармонии. С 1990 по 1996 гг. – сотрудник республиканского научно-методического центра, с 1996 г. – композитор-исполнитель, мастер-изготовитель забытых чувашских музыкальных инструментов, участник различных музыкальных конкурсов и фестивалей. Основные песни: «Ватăлатпăр çав тăван, ватăлатпăр» (Стареем, милые, стареем), «Каç та пулса кайрĕ» (Уж наступает вечер), «Чечексем» (Цветы), «Юхан шыв» (Река), «Лар, тăванăм, çума» (Присядь, дорогой), «Сар сăрине пит юратать» (Очень любит янтарное пиво) и т. д. Награжден Почетной грамотой Государственного Совета Чувашской Республики (2009).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию