🗊Презентация Язык и общество

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Язык и общество, слайд №1Язык и общество, слайд №2Язык и общество, слайд №3Язык и общество, слайд №4Язык и общество, слайд №5Язык и общество, слайд №6Язык и общество, слайд №7Язык и общество, слайд №8Язык и общество, слайд №9Язык и общество, слайд №10Язык и общество, слайд №11Язык и общество, слайд №12Язык и общество, слайд №13Язык и общество, слайд №14Язык и общество, слайд №15Язык и общество, слайд №16Язык и общество, слайд №17Язык и общество, слайд №18Язык и общество, слайд №19Язык и общество, слайд №20Язык и общество, слайд №21Язык и общество, слайд №22Язык и общество, слайд №23Язык и общество, слайд №24Язык и общество, слайд №25Язык и общество, слайд №26Язык и общество, слайд №27Язык и общество, слайд №28Язык и общество, слайд №29Язык и общество, слайд №30Язык и общество, слайд №31

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Язык и общество. Доклад-сообщение содержит 31 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1








       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  
                                                 профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

                                           

КУРС ЛЕКЦИЙ 
ПО ДИСЦИПЛИНЕ 
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Описание слайда:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Слайд 2






Лекция 1
Тема: «Язык и общество»


План:

1. Предмет, цели и задачи курса «Русский язык и культура речи»

2. Происхождение русского языка

3. Формы существования языка

4. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
Описание слайда:
Лекция 1 Тема: «Язык и общество» План: 1. Предмет, цели и задачи курса «Русский язык и культура речи» 2. Происхождение русского языка 3. Формы существования языка 4. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка

Слайд 3





Список литературы:
1. Блохина Н.Г. и др. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. Учеб. пособие. Тамбов, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl159.htm свободный
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. Г.
3. Маслов В.Г. Культура русской речи. Учеб. пособие. М., 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl194.htm свободный
4.Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Высшее образование, 2008. Г.
5. Русский язык и культура речи. Учебник. / Под ред. О.Я. Гойхмана. М., 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl157.htm свободный
Описание слайда:
Список литературы: 1. Блохина Н.Г. и др. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. Учеб. пособие. Тамбов, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl159.htm свободный 2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. Г. 3. Маслов В.Г. Культура русской речи. Учеб. пособие. М., 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl194.htm свободный 4.Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Высшее образование, 2008. Г. 5. Русский язык и культура речи. Учебник. / Под ред. О.Я. Гойхмана. М., 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl157.htm свободный

Слайд 4





цели и задачи курса 
«Русский язык и культура речи»
1. Качественное повышение уровня речевой культуры.
2. Формирование коммуникативной компетенции, т.е. умения человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами адекватными ситуациям общения.
3.Формирование умения оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.
Описание слайда:
цели и задачи курса «Русский язык и культура речи» 1. Качественное повышение уровня речевой культуры. 2. Формирование коммуникативной компетенции, т.е. умения человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами адекватными ситуациям общения. 3.Формирование умения оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.

Слайд 5





          Предмет курса « Русский язык и культура речи»
Язык – это форма отражения реальной действительности в сознании человека, которая выражается
естественной, 
исторически сложившейся 
и развивающейся 
в человеческом обществе 
системой 
звуковых, лексических и грамматических средств, предназначенных для общения (коммуникации)
Описание слайда:
Предмет курса « Русский язык и культура речи» Язык – это форма отражения реальной действительности в сознании человека, которая выражается естественной, исторически сложившейся и развивающейся в человеческом обществе системой звуковых, лексических и грамматических средств, предназначенных для общения (коммуникации)

Слайд 6





Язык – знаковая система
Язык есть система, т.е. объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы( напр. звуки, морфемы) объединяются и образуют уровни языка.
Морфема, слово, предложение, высказывание, текст – языковые знаки разной степени сложности.
Описание слайда:
Язык – знаковая система Язык есть система, т.е. объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы( напр. звуки, морфемы) объединяются и образуют уровни языка. Морфема, слово, предложение, высказывание, текст – языковые знаки разной степени сложности.

Слайд 7






Функции языка

Язык по своей природе полифункционален
Описание слайда:
Функции языка Язык по своей природе полифункционален

Слайд 8






Происхождение русского 
языка
Описание слайда:
Происхождение русского языка

Слайд 9






Происхождение русского языка
? семья языков

? ветвь
 
  ? группа
Описание слайда:
Происхождение русского языка ? семья языков ? ветвь ? группа

Слайд 10






Происхождение русского языка
По своему происхождению относится к
 индоевропейской семье языков (индоевропейский праязык VI-V тыс. до н.э.)

славянской ветви
 (общеславянский язык V-VI в. н.э.)
 восточнославянской группе
Описание слайда:
Происхождение русского языка По своему происхождению относится к индоевропейской семье языков (индоевропейский праязык VI-V тыс. до н.э.) славянской ветви (общеславянский язык V-VI в. н.э.) восточнославянской группе

Слайд 11






Все языки народов мира относятся к определенным языковым семьям, каждая из которых объединяет сходные по лингвистическому строю и происхождению языки. 
Процесс формирования языковых семей связан с обособлением различных народов друг от друга в процессе расселения человечества по земному шару.
Выделяют около ста языковых семей (семито-хамитская, дравидская, тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, мяо-яо и др.)
Описание слайда:
Все языки народов мира относятся к определенным языковым семьям, каждая из которых объединяет сходные по лингвистическому строю и происхождению языки. Процесс формирования языковых семей связан с обособлением различных народов друг от друга в процессе расселения человечества по земному шару. Выделяют около ста языковых семей (семито-хамитская, дравидская, тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, мяо-яо и др.)

Слайд 12





   
Наиболее широко распространенная в мире. Более 2,5 млрд. человек – т.е. около половины всего населения земного шара – говорят на индоевропейских языках. 

Все основные языки Западной цивилизации являются индоевропейскими. 

Название «индоевропейский» является условным. В Германии раньше употреблялся термин «индогерманский», а в Италии – «ариоевропейский».
Описание слайда:
Наиболее широко распространенная в мире. Более 2,5 млрд. человек – т.е. около половины всего населения земного шара – говорят на индоевропейских языках. Все основные языки Западной цивилизации являются индоевропейскими. Название «индоевропейский» является условным. В Германии раньше употреблялся термин «индогерманский», а в Италии – «ариоевропейский».

Слайд 13





                  
На одиноком осиротелом языке, не похожем ни на какой другой, говорят баски — народ, что живет на границе Испании с Францией.
Возможно, баскский язык — это все, что осталось от языков, на которых люди говорили в Европе 
     до распространения индоевропейского. 
Дело в том, что миллионный баскский народ живет в горной стране, которую индоевропейцы, вероятно, обошли стороной, когда проникли в Испанию. Эта местность и поныне остается в стороне от главных проездных и торговых путей.
Описание слайда:
На одиноком осиротелом языке, не похожем ни на какой другой, говорят баски — народ, что живет на границе Испании с Францией. Возможно, баскский язык — это все, что осталось от языков, на которых люди говорили в Европе до распространения индоевропейского. Дело в том, что миллионный баскский народ живет в горной стране, которую индоевропейцы, вероятно, обошли стороной, когда проникли в Испанию. Эта местность и поныне остается в стороне от главных проездных и торговых путей.

Слайд 14





Языки сироты
На одном из Японских островов живет племя айну, их язык — тоже сирота.
Описание слайда:
Языки сироты На одном из Японских островов живет племя айну, их язык — тоже сирота.

Слайд 15






В XIV-XV вв. в результате распада Киевского государства
 возникло три самостоятельных языка
Описание слайда:
В XIV-XV вв. в результате распада Киевского государства возникло три самостоятельных языка

Слайд 16






В XIV-XV вв. в результате распада Киевского государства
 возникло три самостоятельных языка
Описание слайда:
В XIV-XV вв. в результате распада Киевского государства возникло три самостоятельных языка

Слайд 17





     
Начало формирования национального русского языка относится к ? веку,
      а завершение – к ? веку
Описание слайда:
Начало формирования национального русского языка относится к ? веку, а завершение – к ? веку

Слайд 18





     
Начало формирования национального русского языка относится к XVII в.,
      а завершение – к XIX в. 
и связано с именем
  великого русского поэта …..
Описание слайда:
Начало формирования национального русского языка относится к XVII в., а завершение – к XIX в. и связано с именем великого русского поэта …..

Слайд 19





     
Начало формирования национального русского языка относится к XVII в., а завершение – к XIX в. и связано с именем   А.С. Пушкина.
Творческий гений Пушкина синтезировал в единую систему разнообразные речевые стихии: 
 А.С. Пушкин – основоположник   современного русского литературного языка.
Описание слайда:
Начало формирования национального русского языка относится к XVII в., а завершение – к XIX в. и связано с именем А.С. Пушкина. Творческий гений Пушкина синтезировал в единую систему разнообразные речевые стихии: А.С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка.

Слайд 20






Формы существования языка
Описание слайда:
Формы существования языка

Слайд 21





Формы существования языка
Описание слайда:
Формы существования языка

Слайд 22






Основа современного русского языка – литературный язык, система норм которого общеобязательна и закрепляется в словарях.
Главный признак литературного языка – нормативность.
Описание слайда:
Основа современного русского языка – литературный язык, система норм которого общеобязательна и закрепляется в словарях. Главный признак литературного языка – нормативность.

Слайд 23





Понятие языковой нормы
Норма в языке – это исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из вариантов языкового знака в качестве предпочтительного и рекомендуемого.
Норма  складывается под воздействием авторитетных деятелей общества, т.е. держится в значительной степени  на культурной традиции
Описание слайда:
Понятие языковой нормы Норма в языке – это исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из вариантов языкового знака в качестве предпочтительного и рекомендуемого. Норма складывается под воздействием авторитетных деятелей общества, т.е. держится в значительной степени на культурной традиции

Слайд 24


Язык и общество, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25





                    
                    
Куда?
поехать    на или в    Украину
Язык находится в постоянном развитии и, как временное состояние в нем постоянно присутствует некоторое количество традиционных, устаревших норм, конкурирующих с новыми вариантами
Описание слайда:
Куда? поехать на или в Украину Язык находится в постоянном развитии и, как временное состояние в нем постоянно присутствует некоторое количество традиционных, устаревших норм, конкурирующих с новыми вариантами

Слайд 26





            Варьирование формы  -  это неизбежное следствие языковой эволюции   
            Варьирование формы  -  это неизбежное следствие языковой эволюции   

«Язык изменяется, оставаясь самим собой» 

Наличие вариативности(т.е. старого и нового качества) полезно, т.к. помогает нам привыкнуть к новой форме и делает сдвиг нормы менее болезненным.
Описание слайда:
Варьирование формы - это неизбежное следствие языковой эволюции Варьирование формы - это неизбежное следствие языковой эволюции «Язык изменяется, оставаясь самим собой» Наличие вариативности(т.е. старого и нового качества) полезно, т.к. помогает нам привыкнуть к новой форме и делает сдвиг нормы менее болезненным.

Слайд 27





                                   
                                   
выводится 
на динамическом 
основании
булочная
Описание слайда:
выводится на динамическом основании булочная

Слайд 28





 В соответствии с языковыми уровнями выделяются следующие нормы: 
 В соответствии с языковыми уровнями выделяются следующие нормы: 
орфоэпические, 
акцентологические, 
морфологические (грамматические), 
словоупотребительные,
синтаксические.
Описание слайда:
В соответствии с языковыми уровнями выделяются следующие нормы: В соответствии с языковыми уровнями выделяются следующие нормы: орфоэпические, акцентологические, морфологические (грамматические), словоупотребительные, синтаксические.

Слайд 29





Ценность  языковой нормы
                    
Ценность нормы связана  с тем , что   она в значительной  мере обеспечивает:
1) единообразие употребления речевого факта и лучшее взаимопонимание людей;
2) сдерживание языковых изменений и стабилизацию литературного языка;  
3)  регуляцию речевого поведения людей.
Описание слайда:
Ценность языковой нормы Ценность нормы связана с тем , что она в значительной мере обеспечивает: 1) единообразие употребления речевого факта и лучшее взаимопонимание людей; 2) сдерживание языковых изменений и стабилизацию литературного языка; 3) регуляцию речевого поведения людей.

Слайд 30





Тест к Лекции № 1
Вариант I
1.Основным свойством литературного языка является:
А) сжатость
Б) широкое использование терминологии
В) нормированность
Г) логичность
2. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений называется   … нормой
А) литературной
Б) орфоэпической
В) грамматической
Г) словообразовательной
Описание слайда:
Тест к Лекции № 1 Вариант I 1.Основным свойством литературного языка является: А) сжатость Б) широкое использование терминологии В) нормированность Г) логичность 2. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений называется … нормой А) литературной Б) орфоэпической В) грамматической Г) словообразовательной

Слайд 31





Тест к лекции № 1
3. Культуру речевого поведения регулирует:
А) коммуникативная целесообразность
Б) вариантность
В) кодификация
4. Какой компонент не является составляющим понятия «культура речи»:
А) нормативный
Б) коммуникативный
В) синтаксический
5. Речь городского малообразованного населения называется:
А) жаргон
Б) диалект
В) просторечие
Описание слайда:
Тест к лекции № 1 3. Культуру речевого поведения регулирует: А) коммуникативная целесообразность Б) вариантность В) кодификация 4. Какой компонент не является составляющим понятия «культура речи»: А) нормативный Б) коммуникативный В) синтаксический 5. Речь городского малообразованного населения называется: А) жаргон Б) диалект В) просторечие



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию