🗊Презентация Язык литературоведческого анализа

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Язык литературоведческого анализа, слайд №1Язык литературоведческого анализа, слайд №2Язык литературоведческого анализа, слайд №3Язык литературоведческого анализа, слайд №4Язык литературоведческого анализа, слайд №5Язык литературоведческого анализа, слайд №6Язык литературоведческого анализа, слайд №7Язык литературоведческого анализа, слайд №8Язык литературоведческого анализа, слайд №9Язык литературоведческого анализа, слайд №10Язык литературоведческого анализа, слайд №11Язык литературоведческого анализа, слайд №12Язык литературоведческого анализа, слайд №13Язык литературоведческого анализа, слайд №14Язык литературоведческого анализа, слайд №15Язык литературоведческого анализа, слайд №16

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Язык литературоведческого анализа. Доклад-сообщение содержит 16 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Описание слайда:
ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Слайд 2





ТРЕБОВАНИЯ 
Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.
Ученик сам определяет методы и приемы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.
 Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию смысла высказывания автора и его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.
Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулезное описание всех его структурных уровней –– от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нем и в наибольшей степени “работают” на раскрытие заложенных в нем смыслов. 
Анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе еще не означает научности. Гораздо важнее сказать о своем понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозировано.
Описание слайда:
ТРЕБОВАНИЯ Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки. Ученик сам определяет методы и приемы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей. Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию смысла высказывания автора и его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения. Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулезное описание всех его структурных уровней –– от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нем и в наибольшей степени “работают” на раскрытие заложенных в нем смыслов. Анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе еще не означает научности. Гораздо важнее сказать о своем понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозировано.

Слайд 3





КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. 
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30 
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. 
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. 
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. 53 
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. 
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5 
Итого: максимальный балл – 70 баллов
Описание слайда:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30 2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. 53 Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5 Итого: максимальный балл – 70 баллов

Слайд 4





ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК «СЛОЖНО ПОСТРОЕННЫЙ СМЫСЛ» (Ю.М. ЛОТМАН)
1. ОБОЗНАЧИТЬ ПРОБЛЕМУ, ИДЕЮ.
2. НЕОБХОДИМО ВЫДЕЛИТЬ
 ДОМИНАНТЫ ТЕКСТА.
3. ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ  КАК СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ОДНОЙ ИДЕИ.
Описание слайда:
ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК «СЛОЖНО ПОСТРОЕННЫЙ СМЫСЛ» (Ю.М. ЛОТМАН) 1. ОБОЗНАЧИТЬ ПРОБЛЕМУ, ИДЕЮ. 2. НЕОБХОДИМО ВЫДЕЛИТЬ ДОМИНАНТЫ ТЕКСТА. 3. ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ КАК СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ОДНОЙ ИДЕИ.

Слайд 5





АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Композиция (сколько частей и как они взаимосвязаны)
Образный ряд (ключевые образы и образы –символы и т.п.)
Звуковой строй текста (звукопись и ее роль)
Лексический строй языка (количественные и качественные характеристики частей  речи). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)
Синтаксический строй текста. Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры).
Поэтические интонации. Изменение настроения текста.
Стихотворный размер и его смысловая роль.
Особенность рифмовки и ее смысловая роль.
Строфика, ее особенности и смысловая роль.
Пространственно-временные отношения и их смысловая роль.
Смысл названия стихотворения
Внутренний облик лирического героя.
Описание слайда:
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Композиция (сколько частей и как они взаимосвязаны) Образный ряд (ключевые образы и образы –символы и т.п.) Звуковой строй текста (звукопись и ее роль) Лексический строй языка (количественные и качественные характеристики частей речи). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы) Синтаксический строй текста. Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры). Поэтические интонации. Изменение настроения текста. Стихотворный размер и его смысловая роль. Особенность рифмовки и ее смысловая роль. Строфика, ее особенности и смысловая роль. Пространственно-временные отношения и их смысловая роль. Смысл названия стихотворения Внутренний облик лирического героя.

Слайд 6





Помните, что называя средство выразительности, нужно привести пример и ОБЯЗАТЕЛЬНО обозначить его роль в раскрытии авторской идеи.
Помните, что называя средство выразительности, нужно привести пример и ОБЯЗАТЕЛЬНО обозначить его роль в раскрытии авторской идеи.
В стихотворении есть метафоры, сравнения, эпитеты – так НЕЛЬЗЯ
Скука и грусть - основное настроение стихотворения Пушкина «Зимняя дорога» -  в самом начале передается с помощью эпитетов (печальные поляны, льет печально), олицетворения (пробирается луна) и инверсия во втором стихе – так ПРАВИЛЬНО
Описание слайда:
Помните, что называя средство выразительности, нужно привести пример и ОБЯЗАТЕЛЬНО обозначить его роль в раскрытии авторской идеи. Помните, что называя средство выразительности, нужно привести пример и ОБЯЗАТЕЛЬНО обозначить его роль в раскрытии авторской идеи. В стихотворении есть метафоры, сравнения, эпитеты – так НЕЛЬЗЯ Скука и грусть - основное настроение стихотворения Пушкина «Зимняя дорога» - в самом начале передается с помощью эпитетов (печальные поляны, льет печально), олицетворения (пробирается луна) и инверсия во втором стихе – так ПРАВИЛЬНО

Слайд 7





АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Место стихотворения в творчестве поэта (в мировом культурном процессе)
Историко-культурные и биографические комментарии
Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль 
Тематика стихотворения, отражение в нем основных мотивов творчества поэта
Эпиграф и его смысловая роль
Скрытые цитаты т, литературные и культурные ассоциации, переклички.
Посвящение и его смысловая роль
Подзаголовок и его смысловая роль
Датировка, место написания
Условность описаний в лирическом тексте
Описание слайда:
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ Место стихотворения в творчестве поэта (в мировом культурном процессе) Историко-культурные и биографические комментарии Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль Тематика стихотворения, отражение в нем основных мотивов творчества поэта Эпиграф и его смысловая роль Скрытые цитаты т, литературные и культурные ассоциации, переклички. Посвящение и его смысловая роль Подзаголовок и его смысловая роль Датировка, место написания Условность описаний в лирическом тексте

Слайд 8





УРОВНИ ТЕКСТА
Фонетический
Графический
Морфолого-грамматический
Лексический
Синтаксический
Текстовой
Контекстный
Описание слайда:
УРОВНИ ТЕКСТА Фонетический Графический Морфолого-грамматический Лексический Синтаксический Текстовой Контекстный

Слайд 9





ЗВУКОВОЙ УРОВЕНЬ
Смуглый отрок бродил по аллеям,
 У озерных грустил берегов, 
И столетие мы лелеем
 Еле слышный шелест шагов. 
Иглы сосен густо и колко
 Устилают низкие пни… 
Здесь лежала его треуголка 
И растрепанный том Парни.
Аллитерация в 4 стихе (ш) передает шелест шагов, метафорически соединяя шелест листьев и шагов невидимо присутствующего Пушкина. Она же вводит тему осени – знакового для поэта времени года, творческой поры. Свистящие звуки 5 и 6 строк поддерживают аллитерацию 4  стиха.
Все стихотворение строится на повторении звуков л и р (смуглый отрок), эти звуки близки гармоничной поэзии Пушкина. Отсутствие одного из звуков маркирует  3 и 8 стихи. Окружение 3 стиха (р – во втором и явная аллитерация в 4) подчеркивают мягкость и плавность 3 строки, где нет р, но много л, что в свою очередь усиливает значение ключевого для стиха слова – лелеем. Нежность и плавность строке придает и обилие в ней гласных звуков.
Описание слайда:
ЗВУКОВОЙ УРОВЕНЬ Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. Аллитерация в 4 стихе (ш) передает шелест шагов, метафорически соединяя шелест листьев и шагов невидимо присутствующего Пушкина. Она же вводит тему осени – знакового для поэта времени года, творческой поры. Свистящие звуки 5 и 6 строк поддерживают аллитерацию 4 стиха. Все стихотворение строится на повторении звуков л и р (смуглый отрок), эти звуки близки гармоничной поэзии Пушкина. Отсутствие одного из звуков маркирует 3 и 8 стихи. Окружение 3 стиха (р – во втором и явная аллитерация в 4) подчеркивают мягкость и плавность 3 строки, где нет р, но много л, что в свою очередь усиливает значение ключевого для стиха слова – лелеем. Нежность и плавность строке придает и обилие в ней гласных звуков.

Слайд 10





МОРФОЛОГО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
 ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ 
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов, 
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов. 
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни… 
Здесь лежала его треуголка 
И растрепанный том Парни.
Время – непосредственно связанная с памятью категория – реализуется через глаголы и специальные слова.
В тексте противопоставлены два времени – прошлое (бродил, грустил) и настоящее (лелеем). Композиция текста: прошлое-настоящее; настоящее-прошлое.
Оппозиция поддержана антитезой единственного и множественного числа , что выражается и в местоимениях(мы-его). 
Но во второй строфе эта оппозиция снимается словом ЗДЕСЬ (указание на место – Царское Село), соединяющим прошлое и настоящее (в первой строфе было столетие – подчеркивалась временная дистанция). Соединение времен поддерживается природными образами 5 и 6 строк, это было во времена Пушкина, происходит и сейчас.
Стихотворение принадлежит к ранней лирике Ахматовой («Вечер»), в этот период интимной, любовной лирики для нее не характерно говорить от лица всего поколения (мы) – можно соотнести с более поздними текстами гражданской тематики.
Описание слайда:
МОРФОЛОГО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. Время – непосредственно связанная с памятью категория – реализуется через глаголы и специальные слова. В тексте противопоставлены два времени – прошлое (бродил, грустил) и настоящее (лелеем). Композиция текста: прошлое-настоящее; настоящее-прошлое. Оппозиция поддержана антитезой единственного и множественного числа , что выражается и в местоимениях(мы-его). Но во второй строфе эта оппозиция снимается словом ЗДЕСЬ (указание на место – Царское Село), соединяющим прошлое и настоящее (в первой строфе было столетие – подчеркивалась временная дистанция). Соединение времен поддерживается природными образами 5 и 6 строк, это было во времена Пушкина, происходит и сейчас. Стихотворение принадлежит к ранней лирике Ахматовой («Вечер»), в этот период интимной, любовной лирики для нее не характерно говорить от лица всего поколения (мы) – можно соотнести с более поздними текстами гражданской тематики.

Слайд 11





ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов, 
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов. 
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни… 
Здесь лежала его треуголка 
И растрепанный том Парни.
Важно, что имя поэта нигде не называется, а дается через перифраз (Смуглый отрок), отсылки, метонимические образы (треуголка, Парни). 
Создается образ Пушкина-лицеиста, вечно молодого Пушкина.
Описание слайда:
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. Важно, что имя поэта нигде не называется, а дается через перифраз (Смуглый отрок), отсылки, метонимические образы (треуголка, Парни). Создается образ Пушкина-лицеиста, вечно молодого Пушкина.

Слайд 12





СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов, 
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов. 
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни… 
Здесь лежала его треуголка 
И растрепанный том Парни.
В первой строфе противопоставление времен снимается объединением в одно предложение, соединенное союзом И, что подчеркивает причинно-следственную связь.
Особый смысл соединения времен, бессмертия поэта, выражаемый 7 и 8 стихами, дается отграничением их от предыдущего текста многоточием.
Описание слайда:
СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. В первой строфе противопоставление времен снимается объединением в одно предложение, соединенное союзом И, что подчеркивает причинно-следственную связь. Особый смысл соединения времен, бессмертия поэта, выражаемый 7 и 8 стихами, дается отграничением их от предыдущего текста многоточием.

Слайд 13





СТРУКТУРА АНАЛИЗА
Введение 
Основная часть (анализ основных элементов формы и содержания как способов выражения идеи)
Заключение
Описание слайда:
СТРУКТУРА АНАЛИЗА Введение Основная часть (анализ основных элементов формы и содержания как способов выражения идеи) Заключение

Слайд 14





ВВЕДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как можно начать?


Как следует закончить? 
Не забывайте, что начало и конец – сильные позиции текста. Именно по ним, во многом бессознательно, эксперты будут оценивать общий уровень вашей работы. Не оставляйте эти части текста без внимания.
Описание слайда:
ВВЕДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как можно начать? Как следует закончить? Не забывайте, что начало и конец – сильные позиции текста. Именно по ним, во многом бессознательно, эксперты будут оценивать общий уровень вашей работы. Не оставляйте эти части текста без внимания.

Слайд 15





КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
Орфографические ошибки
Пунктуационные ошибки
Грамматические ошибки
Речевые ошибки
Логические ошибки
Фактические ошибки
Описание слайда:
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК Орфографические ошибки Пунктуационные ошибки Грамматические ошибки Речевые ошибки Логические ошибки Фактические ошибки

Слайд 16





HTTP://WWW.ROSOLYMP.RU/
Описание слайда:
HTTP://WWW.ROSOLYMP.RU/



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию