🗊ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ (Часть 1) Лекция 6

Категория: Биология
Нажмите для полного просмотра!
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №1ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №2ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №3ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №4ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №5ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №6ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №7ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №8ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №9ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №10ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №11ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №12ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №13ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №14ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №15ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №16ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №17ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №18ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №19ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №20ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №21ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №22ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №23ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ  (Часть 1)  Лекция 6, слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ (Часть 1) Лекция 6. Презентация содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ 
(Часть 1)
Лекция 6
Описание слайда:
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ (Часть 1) Лекция 6

Слайд 2





Основные закономерности наследования были открыты Г. Менделем и сформулированы им в 1865 г в работе «Опыты над растительными гибридами». 
Основные закономерности наследования были открыты Г. Менделем и сформулированы им в 1865 г в работе «Опыты над растительными гибридами». 
Законы переоткрыты в 1900 г. Г. де Фризом, К. Корренсом и Э. Чермаком. 
Явления сцепления генов различные виды их взаимодействия, оказывающие существенное влияние на процесс реализации наследственной информации описаны Т.Морганом и сотр., 1911.
Описание слайда:
Основные закономерности наследования были открыты Г. Менделем и сформулированы им в 1865 г в работе «Опыты над растительными гибридами». Основные закономерности наследования были открыты Г. Менделем и сформулированы им в 1865 г в работе «Опыты над растительными гибридами». Законы переоткрыты в 1900 г. Г. де Фризом, К. Корренсом и Э. Чермаком. Явления сцепления генов различные виды их взаимодействия, оказывающие существенное влияние на процесс реализации наследственной информации описаны Т.Морганом и сотр., 1911.

Слайд 3





Типы наследования признаков
Описание слайда:
Типы наследования признаков

Слайд 4





Законы Менделя и условия их проявления
 Мендель открыл закономерности наследования, проводя гибридизацию различных сортов гороха. 
Гибридизация - это скрещивание особей с различными генотипами. 
Скрещивание, при котором у родительских особей учитывается одна пара альтернативных признаков, называется моногибридным, две пары признаков - дигибридным, более двух пар - полигибридным.
Описание слайда:
Законы Менделя и условия их проявления Мендель открыл закономерности наследования, проводя гибридизацию различных сортов гороха. Гибридизация - это скрещивание особей с различными генотипами. Скрещивание, при котором у родительских особей учитывается одна пара альтернативных признаков, называется моногибридным, две пары признаков - дигибридным, более двух пар - полигибридным.

Слайд 5





Гибридологический метод
 Г. Менделя
имеет следующие особенности:
1) анализ начинается со скрещивания гомозиготных особей («чистые линии»);
2) анализируются отдельные альтернативные (взаимоисключающие) признаки;
3) проводится точный количественный учет потомков с различной комбинацией признаков (используются математические методы);
4) наследование анализируемых признаков прослеживается в ряду поколений.
Описание слайда:
Гибридологический метод Г. Менделя имеет следующие особенности: 1) анализ начинается со скрещивания гомозиготных особей («чистые линии»); 2) анализируются отдельные альтернативные (взаимоисключающие) признаки; 3) проводится точный количественный учет потомков с различной комбинацией признаков (используются математические методы); 4) наследование анализируемых признаков прослеживается в ряду поколений.

Слайд 6





Первый закон Менделя
закон единообразия гибридов первого поколения. 
Г. Мендель скрещивал чистые линии растений гороха с желтыми и зелеными семенами (альтернативные признаки). 
Чистые линии - это организмы, не дающие расщепления при скрещивании с такими нее по генотипу, т.е. они являются гомозиготными по данному признаку.
При анализе результатов скрещивания оказалось, что все потомки (гибриды) в первом поколении одинаковы по фенотипу (все растения имели горошины желтого цвета) и по генотипу (гетерозиготы).
Описание слайда:
Первый закон Менделя закон единообразия гибридов первого поколения. Г. Мендель скрещивал чистые линии растений гороха с желтыми и зелеными семенами (альтернативные признаки). Чистые линии - это организмы, не дающие расщепления при скрещивании с такими нее по генотипу, т.е. они являются гомозиготными по данному признаку. При анализе результатов скрещивания оказалось, что все потомки (гибриды) в первом поколении одинаковы по фенотипу (все растения имели горошины желтого цвета) и по генотипу (гетерозиготы).

Слайд 7





Первый закон Менделя
   При скрещивании гомозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, наблюдается единообразие гибридов первого поколения как по фенотипу, так и по генотипу.
P:           AA            x                aa
G:           (A)                             (a)
             F1                           Aa
Описание слайда:
Первый закон Менделя При скрещивании гомозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, наблюдается единообразие гибридов первого поколения как по фенотипу, так и по генотипу. P: AA x aa G: (A) (a) F1 Aa

Слайд 8





Второй закон Менделя
закон расщепления. 
    При скрещивании гибридов первого поколения между собой (т.е. гетерозиготных особей) получается следующий результат:
P(F1):           Aa          x           Aa
      G:             (A)      (a)             (A)     (a)
                        F1                  AA,  Aa,  Aa,  aa
   
Особи, содержащие доминантный ген А, имеют желтую окраску семян, а содержащие оба рецессивных - зеленую. Следовательно, отношение особей по фенотипу (окраске семян) - 3:1 (3 части с доминантным признаком и 1 часть - с рецессивным). По генотипу: 1 часть особей - желтые гомозиготы (АА), 2 части - желтые гетерозиготы (Аа) и 1 часть - зеленые гомозиготы (аа).
Описание слайда:
Второй закон Менделя закон расщепления. При скрещивании гибридов первого поколения между собой (т.е. гетерозиготных особей) получается следующий результат: P(F1): Aa x Aa G: (A) (a) (A) (a) F1 AA, Aa, Aa, aa Особи, содержащие доминантный ген А, имеют желтую окраску семян, а содержащие оба рецессивных - зеленую. Следовательно, отношение особей по фенотипу (окраске семян) - 3:1 (3 части с доминантным признаком и 1 часть - с рецессивным). По генотипу: 1 часть особей - желтые гомозиготы (АА), 2 части - желтые гетерозиготы (Аа) и 1 часть - зеленые гомозиготы (аа).

Слайд 9





Второй закон Менделя
при скрещивании гибридов первого поколения (гетерозиготных организмов), анализируемых по одной паре альтернативных признаков, наблюдается расщепление в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.
Описание слайда:
Второй закон Менделя при скрещивании гибридов первого поколения (гетерозиготных организмов), анализируемых по одной паре альтернативных признаков, наблюдается расщепление в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.

Слайд 10





    Для анализа результатов полигибридного скрещивания обычно используют решетку Пеннета. 
    Для анализа результатов полигибридного скрещивания обычно используют решетку Пеннета.
Описание слайда:
Для анализа результатов полигибридного скрещивания обычно используют решетку Пеннета. Для анализа результатов полигибридного скрещивания обычно используют решетку Пеннета.

Слайд 11





Изучив наследование одной пары аллелей, Мендель решил проследить наследование двух признаков одновременно. Для этой цели он использовал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум парам альтернативных признаков: семена желтые гладкие и зеленые морщинистые. 
Изучив наследование одной пары аллелей, Мендель решил проследить наследование двух признаков одновременно. Для этой цели он использовал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум парам альтернативных признаков: семена желтые гладкие и зеленые морщинистые. 
В результате такого скрещивания в первом поколении он получил растения с желтыми гладкими семенами. Этот результат показал, что закон единообразия гибридов первого поколения проявляется не только при моногибридном, но и при полигибридном скрещивании, если родительские формы гомозиготны.
Описание слайда:
Изучив наследование одной пары аллелей, Мендель решил проследить наследование двух признаков одновременно. Для этой цели он использовал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум парам альтернативных признаков: семена желтые гладкие и зеленые морщинистые. Изучив наследование одной пары аллелей, Мендель решил проследить наследование двух признаков одновременно. Для этой цели он использовал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум парам альтернативных признаков: семена желтые гладкие и зеленые морщинистые. В результате такого скрещивания в первом поколении он получил растения с желтыми гладкими семенами. Этот результат показал, что закон единообразия гибридов первого поколения проявляется не только при моногибридном, но и при полигибридном скрещивании, если родительские формы гомозиготны.

Слайд 12





P(F1):    AaBb  x  AaBb
Описание слайда:
P(F1): AaBb x AaBb

Слайд 13





В результате свободного комбинирования гамет в зиготы попадают гены в разных комбинациях. 
В результате свободного комбинирования гамет в зиготы попадают гены в разных комбинациях. 
По фенотипу потомство делится на 4 группы: 
9 частей растений с горошинами желтыми гладкими (А-В-), 
3 части - с желтыми морщинистыми (А-вв), 
3 части - с зелеными гладкими (ааВ-), 
1 часть - с зелеными морщинистыми (аавв), 
т.е. расщепление 9:3:3:1, или (3+1)2. 
Отсюда можно сделать вывод, что при скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся по нескольким парам альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении (3+1)n, где n — число признаков в гетерозиготном состоянии.
Описание слайда:
В результате свободного комбинирования гамет в зиготы попадают гены в разных комбинациях. В результате свободного комбинирования гамет в зиготы попадают гены в разных комбинациях. По фенотипу потомство делится на 4 группы: 9 частей растений с горошинами желтыми гладкими (А-В-), 3 части - с желтыми морщинистыми (А-вв), 3 части - с зелеными гладкими (ааВ-), 1 часть - с зелеными морщинистыми (аавв), т.е. расщепление 9:3:3:1, или (3+1)2. Отсюда можно сделать вывод, что при скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся по нескольким парам альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении (3+1)n, где n — число признаков в гетерозиготном состоянии.

Слайд 14





Если проанализировать расщепление по каждой из пар альтернативных признаков (желтый и зеленый цвет, гладкая и морщинистая поверхность), то получится: 
9 + 3 желтых и 3 + 1 зеленых, соотношение 12:4 или 3:1. 
Если проанализировать расщепление по каждой из пар альтернативных признаков (желтый и зеленый цвет, гладкая и морщинистая поверхность), то получится: 
9 + 3 желтых и 3 + 1 зеленых, соотношение 12:4 или 3:1. 
Следовательно, при дигибридном скрещивании каждая пара признаков в потомстве дает расщепление независимо от другой пары. Это является результатом случайного комбинирования генов (и соответствующих им признаков), что приводит к новым сочетаниям, которых не было у родительских форм. 
Исходные формы гороха имели семена желтые гладкие и зеленые морщинистые, а во втором поколении получено не только такое сочетание признаков, как у родителей, но и растения с желтыми морщинистыми и зелеными гладкими семенами.
Описание слайда:
Если проанализировать расщепление по каждой из пар альтернативных признаков (желтый и зеленый цвет, гладкая и морщинистая поверхность), то получится: 9 + 3 желтых и 3 + 1 зеленых, соотношение 12:4 или 3:1. Если проанализировать расщепление по каждой из пар альтернативных признаков (желтый и зеленый цвет, гладкая и морщинистая поверхность), то получится: 9 + 3 желтых и 3 + 1 зеленых, соотношение 12:4 или 3:1. Следовательно, при дигибридном скрещивании каждая пара признаков в потомстве дает расщепление независимо от другой пары. Это является результатом случайного комбинирования генов (и соответствующих им признаков), что приводит к новым сочетаниям, которых не было у родительских форм. Исходные формы гороха имели семена желтые гладкие и зеленые морщинистые, а во втором поколении получено не только такое сочетание признаков, как у родителей, но и растения с желтыми морщинистыми и зелеными гладкими семенами.

Слайд 15





Третий закон Менделя 
закон независимого комбинирования признаков: 
при скрещивании гомозиготных организмов, анализируемых по двум (или более) парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое комбинирование признаков и соответствующих им генов разных аллельных пар. 
Это обусловлено генным уровнем организации наследственного материала.
Описание слайда:
Третий закон Менделя закон независимого комбинирования признаков: при скрещивании гомозиготных организмов, анализируемых по двум (или более) парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое комбинирование признаков и соответствующих им генов разных аллельных пар. Это обусловлено генным уровнем организации наследственного материала.

Слайд 16





Гипотеза «Чистоты гамет»
Для объяснения результатов скрещивания, проведенного Г. Менделем, У. Бэтсон (1902 г.) предложил гипотезу «чистоты гамет». Ее можно свести к следующим двум основным положениям: 
1) у гибридного организма гены не гибридизируются (не смешиваются), а находятся в чистом аллельном состоянии и 
2) вследствие расхождения гомологичных хромосом и хроматид при мейозе из каждой пары аллелей в гамету попадает только один ген.
Описание слайда:
Гипотеза «Чистоты гамет» Для объяснения результатов скрещивания, проведенного Г. Менделем, У. Бэтсон (1902 г.) предложил гипотезу «чистоты гамет». Ее можно свести к следующим двум основным положениям: 1) у гибридного организма гены не гибридизируются (не смешиваются), а находятся в чистом аллельном состоянии и 2) вследствие расхождения гомологичных хромосом и хроматид при мейозе из каждой пары аллелей в гамету попадает только один ген.

Слайд 17





Условия проявления законов Менделя
Законы Менделя носят статистический характер (выполняются на большом количестве особей) и являются универсальными, т.е. при половом размножении они присущи всем живым организмам.
 Для проявления законов Менделя необходимо соблюдать ряд условий:
1) гены разных аллельных пар должны находиться в разных хромосомах;
2) между генами не должно быть сцепления и взаимодействия (кроме полного доминирования);
3) должна быть равная вероятность образования гамет и зигот разного типа и равная вероятность выживания организмов с разными генотипами (не должно быть летальных генов);
4) должна быть 100% пенетрантность гена, отсутствовать плейотропное действие и мутации гена.
Описание слайда:
Условия проявления законов Менделя Законы Менделя носят статистический характер (выполняются на большом количестве особей) и являются универсальными, т.е. при половом размножении они присущи всем живым организмам. Для проявления законов Менделя необходимо соблюдать ряд условий: 1) гены разных аллельных пар должны находиться в разных хромосомах; 2) между генами не должно быть сцепления и взаимодействия (кроме полного доминирования); 3) должна быть равная вероятность образования гамет и зигот разного типа и равная вероятность выживания организмов с разными генотипами (не должно быть летальных генов); 4) должна быть 100% пенетрантность гена, отсутствовать плейотропное действие и мутации гена.

Слайд 18





Отклонения от ожидаемого расщепления по законам Менделя вызывают летальные гены. 
Отклонения от ожидаемого расщепления по законам Менделя вызывают летальные гены. 
У человека так наследуется доминантный ген брахидактилии (короткие толстые пальцы). У гетерозигот наблюдается брахидактилия, а гомозиготы по этому гену погибают на ранних стадиях эмбриогенеза. 
У человека имеется ген нормального гемоглобина (НвА) и ген серповидно-клеточной анемии (HвS). Гетерозиготы по этим генам жизнеспособны, а гомозиготы по HвS погибают в раннем детском возрасте (гемоглобин S не способен связывать и переносить кислород).
Описание слайда:
Отклонения от ожидаемого расщепления по законам Менделя вызывают летальные гены. Отклонения от ожидаемого расщепления по законам Менделя вызывают летальные гены. У человека так наследуется доминантный ген брахидактилии (короткие толстые пальцы). У гетерозигот наблюдается брахидактилия, а гомозиготы по этому гену погибают на ранних стадиях эмбриогенеза. У человека имеется ген нормального гемоглобина (НвА) и ген серповидно-клеточной анемии (HвS). Гетерозиготы по этим генам жизнеспособны, а гомозиготы по HвS погибают в раннем детском возрасте (гемоглобин S не способен связывать и переносить кислород).

Слайд 19





Решение типовых задач
Моногибридное скрещивание 
Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери - карие. От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?
Описание слайда:
Решение типовых задач Моногибридное скрещивание Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери - карие. От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

Слайд 20





Моногибридное скрещивание
1. Заполняем решетку Пенета
Описание слайда:
Моногибридное скрещивание 1. Заполняем решетку Пенета

Слайд 21





Ответ
Генетическая схема брака:
                            Р.    Аа    х     аа
                            F1          Аа
Таким образом, генотип мужчины аа, 
женщины - Аа, генотип ее ребенка - Аа.
Описание слайда:
Ответ Генетическая схема брака: Р. Аа х аа F1 Аа Таким образом, генотип мужчины аа, женщины - Аа, генотип ее ребенка - Аа.

Слайд 22





Моногибридное скрещивание
Задача 2. Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина, в результате которого развивается слабоумие) наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какими будут дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку? Какова вероятность рождения детей, больных фенилкетонурией?
Описание слайда:
Моногибридное скрещивание Задача 2. Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина, в результате которого развивается слабоумие) наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какими будут дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку? Какова вероятность рождения детей, больных фенилкетонурией?

Слайд 23





Моногибридное скрещивание
Задача 3. Альбинизм - наследственная аутосомно-рецессивная патология. Женщина-альбинос вышла замуж за здорового мужчину и родила ребенка альбиноса. Какова вероятность, что второй ребенок тоже окажется альбиносом?
Описание слайда:
Моногибридное скрещивание Задача 3. Альбинизм - наследственная аутосомно-рецессивная патология. Женщина-альбинос вышла замуж за здорового мужчину и родила ребенка альбиноса. Какова вероятность, что второй ребенок тоже окажется альбиносом?

Слайд 24





Моногибридное скрещивание
Задача 4. У человека доминантный ген D вызывает аномалию развития скелета - черепно-ключичный дизостоз (изменение костей черепа и редукция ключиц). Женщина с нормальным строением скелета вышла замуж за мужчину с черепно-ключичным дизостозом. Ребенок от этого брака имел нормальное строение скелета. Можно ли по фенотипу ребенка определить генотип его отца?
Описание слайда:
Моногибридное скрещивание Задача 4. У человека доминантный ген D вызывает аномалию развития скелета - черепно-ключичный дизостоз (изменение костей черепа и редукция ключиц). Женщина с нормальным строением скелета вышла замуж за мужчину с черепно-ключичным дизостозом. Ребенок от этого брака имел нормальное строение скелета. Можно ли по фенотипу ребенка определить генотип его отца?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию