🗊Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №1Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №2Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №3Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №4Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №5Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №6Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №7Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №8Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №9Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №10Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №11Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №12Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №13Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №14Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №15Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №16Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №17Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №18Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №19Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг. Презентация содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Жанровое своеобразие «Мертвых душ»
Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Описание слайда:
Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2





Цель урока
Познакомить учащихся с особенностями построения произведения
Показать жанровое своеобразие произведение
Описание слайда:
Цель урока Познакомить учащихся с особенностями построения произведения Показать жанровое своеобразие произведение

Слайд 3





«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное»
«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное»
 Л.Н.Толстой
Описание слайда:
«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» «Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» Л.Н.Толстой

Слайд 4





Размышления о жанре произведения
       Сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал
Описание слайда:
Размышления о жанре произведения Сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал

Слайд 5





              «Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…»
              «Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…»
                                                                    В.Г.Белинский
Описание слайда:
«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…» «Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…» В.Г.Белинский

Слайд 6





Вывод 
     Субъективность произведения проявилась:
в лирических отступлениях
по ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях
Описание слайда:
Вывод Субъективность произведения проявилась: в лирических отступлениях по ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях

Слайд 7





     Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит перед собой автор.
     Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит перед собой автор.
Описание слайда:
Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит перед собой автор. Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит перед собой автор.

Слайд 8





     Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической  соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому. 
     Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической  соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому.
Описание слайда:
Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому. Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому.

Слайд 9





Язык лирической части поэмы 
Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое – уничижительное): «Не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разбросанно и неприютно в тебе… слышится что-то восторженно чудное».
Высокая образность
        - метафоры («Как соблазнительно крадется дремота… Какая ночь совершается в вышине… ничто не обольстит взора…» ) ;
Описание слайда:
Язык лирической части поэмы Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое – уничижительное): «Не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разбросанно и неприютно в тебе… слышится что-то восторженно чудное». Высокая образность - метафоры («Как соблазнительно крадется дремота… Какая ночь совершается в вышине… ничто не обольстит взора…» ) ;

Слайд 10





       - метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»);      
       - метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»);      
        - гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»).
3. Поэтический синтаксис: 
      - риторические вопросы («И какой же русский не любит быстрой езды?»);
     - восклицания («Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»);
Описание слайда:
- метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»); - метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»); - гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»). 3. Поэтический синтаксис: - риторические вопросы («И какой же русский не любит быстрой езды?»); - восклицания («Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»);

Слайд 11





       - обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»);
       - обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»);
       - анафоры («Что в ней, в этой песне , что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится  беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»);
    - повторы («Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» -  его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?»);
Описание слайда:
- обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»); - обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»); - анафоры («Что в ней, в этой песне , что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»); - повторы («Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?»);

Слайд 12





      
      
       - ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином  <…> , пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст,  городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой…»);
          - градация («Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?»; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове…»
     - инверсия («Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного , прекрасного далека тебя вижу…»).
Описание слайда:
- ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином <…> , пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой…»); - градация («Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?»; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове…» - инверсия («Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного , прекрасного далека тебя вижу…»).

Слайд 13





Язык эпической части поэмы
Речь героев индивидуализирована.
Широко вводятся:
   - просторечная лексика
   - просторечные устойчивые обороты
   - пословицы и поговорки
Чичиков: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».
Описание слайда:
Язык эпической части поэмы Речь героев индивидуализирована. Широко вводятся: - просторечная лексика - просторечные устойчивые обороты - пословицы и поговорки Чичиков: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».

Слайд 14





Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже.
      Основной мотив лирического пейзажа – простор: «Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно, раскинувшееся!»
Описание слайда:
Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже. Основной мотив лирического пейзажа – простор: «Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно, раскинувшееся!»

Слайд 15





     В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.
     В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.
Описание слайда:
В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального. В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.

Слайд 16





Черты романа в «Мертвых душах»
Романное начало связано прежде всего с образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем романа в традиционном смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй части 1 тома появляются элементы концентрического сюжета.
Возникают намеки на традиционную романную любовную интригу (история с губернаторской дочкой).
Сплетня – также элемент романного сюжета. «Из числа многих в своем роде сметливых предположений было, наконец, одно – странно даже сказать: что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон»)
«Мертвые души» можно сравнить с плутовским романом, популярным жанром европейской литературы XVII – XVIII веков.
Описание слайда:
Черты романа в «Мертвых душах» Романное начало связано прежде всего с образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем романа в традиционном смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй части 1 тома появляются элементы концентрического сюжета. Возникают намеки на традиционную романную любовную интригу (история с губернаторской дочкой). Сплетня – также элемент романного сюжета. «Из числа многих в своем роде сметливых предположений было, наконец, одно – странно даже сказать: что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон») «Мертвые души» можно сравнить с плутовским романом, популярным жанром европейской литературы XVII – XVIII веков.

Слайд 17





Принципы плутовского романа
Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлец
Сюжет построен на логически не связанных эпизодах, которые объединены похождениями и проделками героя (часто сюжетообразующим становится мотив дороги)
Герой не изменяется под воздействием внешних обстоятельств, а пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, поэтому плутовской роман дает возможность показать широкую социальную панораму.
Как правило, плутовской роман имеет сатирическую направленность
Описание слайда:
Принципы плутовского романа Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлец Сюжет построен на логически не связанных эпизодах, которые объединены похождениями и проделками героя (часто сюжетообразующим становится мотив дороги) Герой не изменяется под воздействием внешних обстоятельств, а пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, поэтому плутовской роман дает возможность показать широкую социальную панораму. Как правило, плутовской роман имеет сатирическую направленность

Слайд 18





Вывод 
Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых душ» продолжается 
По проблематике произведение шире плутовского романа
Лирические и эпические картины сменяют друг друга
Вставные элементы также своеобразны по жанру: новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче
Описание слайда:
Вывод Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых душ» продолжается По проблематике произведение шире плутовского романа Лирические и эпические картины сменяют друг друга Вставные элементы также своеобразны по жанру: новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче

Слайд 19


Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Жанровое своеобразие «Мертвых душ»  Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белг, слайд №20
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию