🗊Презентация Языковая картина мира

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Языковая картина мира, слайд №1Языковая картина мира, слайд №2Языковая картина мира, слайд №3Языковая картина мира, слайд №4Языковая картина мира, слайд №5Языковая картина мира, слайд №6Языковая картина мира, слайд №7Языковая картина мира, слайд №8Языковая картина мира, слайд №9Языковая картина мира, слайд №10Языковая картина мира, слайд №11Языковая картина мира, слайд №12Языковая картина мира, слайд №13Языковая картина мира, слайд №14Языковая картина мира, слайд №15Языковая картина мира, слайд №16Языковая картина мира, слайд №17Языковая картина мира, слайд №18

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Языковая картина мира. Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 4
Языковая картина мира
Проблема определения ЯКМ
Аспекты ЯКМ как объекта изучения
Структурирование ЯКМ
Описание слайда:
Лекция 4 Языковая картина мира Проблема определения ЯКМ Аспекты ЯКМ как объекта изучения Структурирование ЯКМ

Слайд 2






Языковая картина мира (ЯКМ)– самый крупный ментальный объект, вербализуемый в языке.
Реконструкция ЯКМ – общая задача когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.
Описание слайда:
Языковая картина мира (ЯКМ)– самый крупный ментальный объект, вербализуемый в языке. Реконструкция ЯКМ – общая задача когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.

Слайд 3





Языковая картина мира: синонимы
- образ мира (отражаемый в языке)
- модель мира (в языке)
- ментальный лексикон
- концептуальная система
- информационный тезаурус
Описание слайда:
Языковая картина мира: синонимы - образ мира (отражаемый в языке) - модель мира (в языке) - ментальный лексикон - концептуальная система - информационный тезаурус

Слайд 4





Варианты определения
1. Представление о действительности, отраженное в значениях языковых знаков.
2. Языковое членение мира.
3. Языковое упорядочение знаний о предметах и явлениях.
4. Заложенная в системных значениях слов информация о мире. [И.А. Стернин].
5. Сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире в данной традиции, взятых в их системном и операционном аспекте [Т.В. Цивьян].
Описание слайда:
Варианты определения 1. Представление о действительности, отраженное в значениях языковых знаков. 2. Языковое членение мира. 3. Языковое упорядочение знаний о предметах и явлениях. 4. Заложенная в системных значениях слов информация о мире. [И.А. Стернин]. 5. Сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире в данной традиции, взятых в их системном и операционном аспекте [Т.В. Цивьян].

Слайд 5






   Поскольку когнитивная лингвистика – это лишь один аспект общей когнитивной науки, то и ЯКМ – всего лишь одна сторона – вербализуемая часть – общей или концептуальной картины мира
(ККМ).
Описание слайда:
Поскольку когнитивная лингвистика – это лишь один аспект общей когнитивной науки, то и ЯКМ – всего лишь одна сторона – вербализуемая часть – общей или концептуальной картины мира (ККМ).

Слайд 6





В философии
изучается понятие «субъективного образа объективного мира».
Этот образ существует в сознании человека и поэтому отличается от самого мира: образ идеален.
Построение этого образа зависит от трех родов факторов: социальных, психологических и биологических.
Описание слайда:
В философии изучается понятие «субъективного образа объективного мира». Этот образ существует в сознании человека и поэтому отличается от самого мира: образ идеален. Построение этого образа зависит от трех родов факторов: социальных, психологических и биологических.

Слайд 7






Образ мира в сознании человека несет на себе отпечаток
- того, что в нем отражается (объекты бытия);
- материала, на котором это что-то отпечатывается (структуры мозга/сознания);
- аппарата отражения (механизмов, включающих установки и интенции, влияния социального статуса и жизненного опыта).
[В.П. Тугаринов]
Описание слайда:
Образ мира в сознании человека несет на себе отпечаток - того, что в нем отражается (объекты бытия); - материала, на котором это что-то отпечатывается (структуры мозга/сознания); - аппарата отражения (механизмов, включающих установки и интенции, влияния социального статуса и жизненного опыта). [В.П. Тугаринов]

Слайд 8





В когнитивной науке 
Концептуальная система - это «совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение» [КСКТ] – 
   и вербальных, и невербальных.
Описание слайда:
В когнитивной науке Концептуальная система - это «совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение» [КСКТ] – и вербальных, и невербальных.

Слайд 9





В психолингвистике:
ККМ или «информационный тезаурус человека» - это
 «вместилище всех знаний человека», т.е. имплицируется
 «объединение всех вербальных и невербальных знаний о
 мире». То же, что модель мира или картина мира 
[А.А. Залевская]
Описание слайда:
В психолингвистике: ККМ или «информационный тезаурус человека» - это «вместилище всех знаний человека», т.е. имплицируется «объединение всех вербальных и невербальных знаний о мире». То же, что модель мира или картина мира [А.А. Залевская]

Слайд 10





В когнитивной лингвистике
Собственно языковая картина мира – 
«образ мира, запечатленный в языке и обязательный для всех носителей языка»;
- во многих деталях отличается от научной картины мира,
- подлежит реконструкции «на основе полного описания лексических и грамматических значений» [Ю.Д. Апресян].
Описание слайда:
В когнитивной лингвистике Собственно языковая картина мира – «образ мира, запечатленный в языке и обязательный для всех носителей языка»; - во многих деталях отличается от научной картины мира, - подлежит реконструкции «на основе полного описания лексических и грамматических значений» [Ю.Д. Апресян].

Слайд 11





Способ отражения:
Мир –> сознание –> язык   или  Мир –> язык --> сознание ?
1. «Между реальностью и языком находится мышление и опыт индивидов» [О‘Коннор, Сеймор].
2. «Мир должен быть организован нашим сознанием, а это значит, в основном – языковой системой, хранящейся в нашем сознании» [Б. Уорф].
Описание слайда:
Способ отражения: Мир –> сознание –> язык или Мир –> язык --> сознание ? 1. «Между реальностью и языком находится мышление и опыт индивидов» [О‘Коннор, Сеймор]. 2. «Мир должен быть организован нашим сознанием, а это значит, в основном – языковой системой, хранящейся в нашем сознании» [Б. Уорф].

Слайд 12





Автор картины и его «почерк»
Понятие «субъекта-создателя» картин мира образует шкалу:
Человечество в целом;
Региональная культура (Европейская/Западная, Восточная/ Азиатская), Американская (?) и Латиноамериканская; Русская (?)
Этнос, народ , племя;
Большая группа (возрастная, гендерная и др.);
Малая группа (семья, класс, студенческая группа);
Человек как носитель индивидуального сознания.
Описание слайда:
Автор картины и его «почерк» Понятие «субъекта-создателя» картин мира образует шкалу: Человечество в целом; Региональная культура (Европейская/Западная, Восточная/ Азиатская), Американская (?) и Латиноамериканская; Русская (?) Этнос, народ , племя; Большая группа (возрастная, гендерная и др.); Малая группа (семья, класс, студенческая группа); Человек как носитель индивидуального сознания.

Слайд 13





Пути изучения ЯКМ
От общего к частному:
-построение всеобщей единой модели, представляющей целостный глобальный образ мира, субъектом которого является человечество.
Описание слайда:
Пути изучения ЯКМ От общего к частному: -построение всеобщей единой модели, представляющей целостный глобальный образ мира, субъектом которого является человечество.

Слайд 14





Выделение фрагментов ЯКМ
По принципу единства объекта:
Время
Пространство
Вещи(предметы)
Свойства
Отношения
Качество
Количество и т.д.
Описание слайда:
Выделение фрагментов ЯКМ По принципу единства объекта: Время Пространство Вещи(предметы) Свойства Отношения Качество Количество и т.д.

Слайд 15





Виды картин мира
по принципу выбора средств моделирования
Научная: физическая, биологическая и др., общая для всех наук – философская.
Описание слайда:
Виды картин мира по принципу выбора средств моделирования Научная: физическая, биологическая и др., общая для всех наук – философская.

Слайд 16





Виды ЯКМ 
по отношению к оси времени:
Архаическая
Описание слайда:
Виды ЯКМ по отношению к оси времени: Архаическая

Слайд 17





Элементы структуры ЯКМ
Два типа структур по сфере функционирования:
«Ситуации, которые побуждают человека говорить, охватывают все предметы и события во Вселенной» [Л. Блумфилд] (текстовые структуры).
«Каждый конкретный язык  отражает не весь опыт коммуникантов, а только значимую для данной культуры часть опыта» [Дж.О‘Коннор, Дж. Сеймор] (языковые структуры).
Оппозиция «языковые - текстовые» [В.Б. Касевич]
Описание слайда:
Элементы структуры ЯКМ Два типа структур по сфере функционирования: «Ситуации, которые побуждают человека говорить, охватывают все предметы и события во Вселенной» [Л. Блумфилд] (текстовые структуры). «Каждый конкретный язык отражает не весь опыт коммуникантов, а только значимую для данной культуры часть опыта» [Дж.О‘Коннор, Дж. Сеймор] (языковые структуры). Оппозиция «языковые - текстовые» [В.Б. Касевич]

Слайд 18





Наиболее крупные группировки объектов, отображаемых в структуре ЯКМ
Природа, живая и неживая.
«Вторая природа», мир вещей, созданных человеком,  мир артефактов.
Сам человек, его внутренний мир и социальные отношения.
[Н.Н. Моисеев. Человек и ноосфера. М., 1989. - С. 156]
Описание слайда:
Наиболее крупные группировки объектов, отображаемых в структуре ЯКМ Природа, живая и неживая. «Вторая природа», мир вещей, созданных человеком, мир артефактов. Сам человек, его внутренний мир и социальные отношения. [Н.Н. Моисеев. Человек и ноосфера. М., 1989. - С. 156]



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию