🗊Презентация Прямое и переносное значение слов

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Прямое и переносное значение слов, слайд №1Прямое и переносное значение слов, слайд №2Прямое и переносное значение слов, слайд №3Прямое и переносное значение слов, слайд №4Прямое и переносное значение слов, слайд №5Прямое и переносное значение слов, слайд №6Прямое и переносное значение слов, слайд №7Прямое и переносное значение слов, слайд №8Прямое и переносное значение слов, слайд №9Прямое и переносное значение слов, слайд №10Прямое и переносное значение слов, слайд №11Прямое и переносное значение слов, слайд №12Прямое и переносное значение слов, слайд №13Прямое и переносное значение слов, слайд №14Прямое и переносное значение слов, слайд №15Прямое и переносное значение слов, слайд №16Прямое и переносное значение слов, слайд №17Прямое и переносное значение слов, слайд №18Прямое и переносное значение слов, слайд №19Прямое и переносное значение слов, слайд №20Прямое и переносное значение слов, слайд №21Прямое и переносное значение слов, слайд №22Прямое и переносное значение слов, слайд №23Прямое и переносное значение слов, слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Прямое и переносное значение слов. Доклад-сообщение содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Прямое и переносное значение слов
Описание слайда:
Прямое и переносное значение слов

Слайд 2





Дорогие ребята! 
Дорогие ребята! 
    На этом уроке вы познакомитесь с новыми понятиями — прямое и переносное значение слов. Перед вами стоит важная задача: вы должны научиться определять, когда то или иное слово употреблено в прямом, а когда — в переносном смысле. Учтите, что употребление слова в переносном значении очень часто используется писателями и поэтами для создания художественной образности, но неумелое или неправильное употребление слова может стать причиной речевой или стилистической ошибки.
Описание слайда:
Дорогие ребята! Дорогие ребята! На этом уроке вы познакомитесь с новыми понятиями — прямое и переносное значение слов. Перед вами стоит важная задача: вы должны научиться определять, когда то или иное слово употреблено в прямом, а когда — в переносном смысле. Учтите, что употребление слова в переносном значении очень часто используется писателями и поэтами для создания художественной образности, но неумелое или неправильное употребление слова может стать причиной речевой или стилистической ошибки.

Слайд 3





   Может ли человек быть слоном? Вы умеете есть тарелки и проглатывать кружки?
   Может ли человек быть слоном? Вы умеете есть тарелки и проглатывать кружки?
    Если вы ответили на эти вопросы «да», то не ошиблись.
    Как приятно съесть полную тарелку клубники со сливками или полтарелки черешни. А потом проглотить кружку свежего молока. Только бы не очень растолстеть от всего этого, чтобы тебя не назвали слоном.
Описание слайда:
Может ли человек быть слоном? Вы умеете есть тарелки и проглатывать кружки? Может ли человек быть слоном? Вы умеете есть тарелки и проглатывать кружки? Если вы ответили на эти вопросы «да», то не ошиблись. Как приятно съесть полную тарелку клубники со сливками или полтарелки черешни. А потом проглотить кружку свежего молока. Только бы не очень растолстеть от всего этого, чтобы тебя не назвали слоном.

Слайд 4


Прямое и переносное значение слов, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





     Когда мы переносим названия с одного предмета (признака, действия) на другой по сходству, имеющемуся у этих предметов, то новые значения слов мы называем переносными.
     Когда мы переносим названия с одного предмета (признака, действия) на другой по сходству, имеющемуся у этих предметов, то новые значения слов мы называем переносными.
     Слово в переносном значении мы воспринимаем через другой образ . 
     Железный характер — это характер твёрдый, как железо.
Описание слайда:
Когда мы переносим названия с одного предмета (признака, действия) на другой по сходству, имеющемуся у этих предметов, то новые значения слов мы называем переносными. Когда мы переносим названия с одного предмета (признака, действия) на другой по сходству, имеющемуся у этих предметов, то новые значения слов мы называем переносными. Слово в переносном значении мы воспринимаем через другой образ . Железный характер — это характер твёрдый, как железо.

Слайд 6





   Ледяной взгляд — взгляд холодный, как лёд.
   Ледяной взгляд — взгляд холодный, как лёд.
   Солнечное настроение — настроение яркое и бодрое, радостное, как солнце.
   Тёплая встреча — встреча приятная, как само тепло дома.
Описание слайда:
Ледяной взгляд — взгляд холодный, как лёд. Ледяной взгляд — взгляд холодный, как лёд. Солнечное настроение — настроение яркое и бодрое, радостное, как солнце. Тёплая встреча — встреча приятная, как само тепло дома.

Слайд 7





Рассмотрите рисунки и объясните, на чём основано употребление слова в переносном значении.
          Тьма                             Тьма народу
Описание слайда:
Рассмотрите рисунки и объясните, на чём основано употребление слова в переносном значении. Тьма Тьма народу

Слайд 8





    Перенос названия происходит лишь тогда, когда у предметов есть какое-нибудь сходство.
    Перенос названия происходит лишь тогда, когда у предметов есть какое-нибудь сходство.
    Тьма — вокруг темно, ничего не видно, куда ни глянь, темнота. Тьма народу — множество людей, куда ни посмотришь, люди, люди, люди… И ничего не видно кроме них.
Описание слайда:
Перенос названия происходит лишь тогда, когда у предметов есть какое-нибудь сходство. Перенос названия происходит лишь тогда, когда у предметов есть какое-нибудь сходство. Тьма — вокруг темно, ничего не видно, куда ни глянь, темнота. Тьма народу — множество людей, куда ни посмотришь, люди, люди, люди… И ничего не видно кроме них.

Слайд 9





     Переносное значение часто встречается у глаголов. Так, действия людей могут приписываться неживым предметам: буря плачет, мороз сковал реку, осень разукрасила лес.
     Переносное значение часто встречается у глаголов. Так, действия людей могут приписываться неживым предметам: буря плачет, мороз сковал реку, осень разукрасила лес.
Описание слайда:
Переносное значение часто встречается у глаголов. Так, действия людей могут приписываться неживым предметам: буря плачет, мороз сковал реку, осень разукрасила лес. Переносное значение часто встречается у глаголов. Так, действия людей могут приписываться неживым предметам: буря плачет, мороз сковал реку, осень разукрасила лес.

Слайд 10





  Девочка плачет                  Дождь плачет
  Девочка плачет                  Дождь плачет






Прямое значение           Переносное значение
Описание слайда:
Девочка плачет Дождь плачет Девочка плачет Дождь плачет Прямое значение Переносное значение

Слайд 11





Тренажёр. Переносное значение слов
   Составьте словосочетания, подбирая к существительному слова с переносным значением. 
 1. Взгляд  …
 2. Сердце  …
 3. Ветер  …
 4. Хвост  …
 5. Солнце ….
Описание слайда:
Тренажёр. Переносное значение слов Составьте словосочетания, подбирая к существительному слова с переносным значением. 1. Взгляд … 2. Сердце … 3. Ветер … 4. Хвост … 5. Солнце ….

Слайд 12





Тренажёр. Прямое и переносное значение слов
    Из каждой пары выберите словосочетание с переносным значением. 
Золотая осень — золотое кольцо 
Мягкий характер — мягкая кровать 
Сонные берёзки — сонная девочка 
Тяжёлый груз — тяжёлое чувство 
Деревянный стол — деревянная походка
Описание слайда:
Тренажёр. Прямое и переносное значение слов Из каждой пары выберите словосочетание с переносным значением. Золотая осень — золотое кольцо Мягкий характер — мягкая кровать Сонные берёзки — сонная девочка Тяжёлый груз — тяжёлое чувство Деревянный стол — деревянная походка

Слайд 13





Тренажёр. Переносное значение слов
    Выделите слова, значения которых перенесены с одушевлённых предметов на неодушевлённые. 
Выткался на озере алый свет зари. 
На бору со звонами плачут глухари. 
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. 
Только мне не плачется — на душе светло. 
(С. Есенин.)
Описание слайда:
Тренажёр. Переносное значение слов Выделите слова, значения которых перенесены с одушевлённых предметов на неодушевлённые. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло. (С. Есенин.)

Слайд 14





Использование слов с переносным значением в художественной литературе
    Перенос названия с одного предмета, явления или действия на другой умело используют писатели и поэты для создания образности художественного произведения. Образность языка помогает автору усилить воздействие на читателя.
    Прослушайте рассказ-миниатюру Михаила Михайловича Пришвина.
Описание слайда:
Использование слов с переносным значением в художественной литературе Перенос названия с одного предмета, явления или действия на другой умело используют писатели и поэты для создания образности художественного произведения. Образность языка помогает автору усилить воздействие на читателя. Прослушайте рассказ-миниатюру Михаила Михайловича Пришвина.

Слайд 15





 Осинкам холодно
 Осинкам холодно
    В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку.
    Так иногда в деревнях выходят люди посидеть на завалинке, отдохнуть, поговорить после трудового дня.
Описание слайда:
Осинкам холодно Осинкам холодно В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку. Так иногда в деревнях выходят люди посидеть на завалинке, отдохнуть, поговорить после трудового дня.

Слайд 16





   В этом рассказе автор использует приём олицетворения, который заключается в наделении неодушевлённых явлений природы признаками и свойствами человека. Осинки на опушке похожи на деревенских жителей, которые собрались на завалинке поговорить и отдохнуть.
   В этом рассказе автор использует приём олицетворения, который заключается в наделении неодушевлённых явлений природы признаками и свойствами человека. Осинки на опушке похожи на деревенских жителей, которые собрались на завалинке поговорить и отдохнуть.
Описание слайда:
В этом рассказе автор использует приём олицетворения, который заключается в наделении неодушевлённых явлений природы признаками и свойствами человека. Осинки на опушке похожи на деревенских жителей, которые собрались на завалинке поговорить и отдохнуть. В этом рассказе автор использует приём олицетворения, который заключается в наделении неодушевлённых явлений природы признаками и свойствами человека. Осинки на опушке похожи на деревенских жителей, которые собрались на завалинке поговорить и отдохнуть.

Слайд 17





Завлинка
Описание слайда:
Завлинка

Слайд 18





    Слова, употреблённые в переносном значении, приобретают иной смысл, становятся необычными для нас, утрачивая свою соотнесённость с привычным значением.
    Слова, употреблённые в переносном значении, приобретают иной смысл, становятся необычными для нас, утрачивая свою соотнесённость с привычным значением.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Описание слайда:
Слова, употреблённые в переносном значении, приобретают иной смысл, становятся необычными для нас, утрачивая свою соотнесённость с привычным значением. Слова, употреблённые в переносном значении, приобретают иной смысл, становятся необычными для нас, утрачивая свою соотнесённость с привычным значением. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

Слайд 19





 Дремлет взрытая дорога.
 Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
 
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
                      (С. Есенин.)
Описание слайда:
Дремлет взрытая дорога. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани. (С. Есенин.)

Слайд 20





Задание. Употребление слов в прямом и переносном значении
    Объясните различие в употреблении выделенных слов. Укажите, какое сходство между предметами или явлениями, их качествами, свойствами, действиями сделало возможным употребление этих слов в переносном значении.
Купающийся в озере — купающийся в родительской любви.
Каменный дом — каменное сердце.
Улыбнулся ребёнок — улыбнулись звёзды.
Большой гвоздь — гвоздь программы.
Солнце светит — солнце русской поэзии.
Описание слайда:
Задание. Употребление слов в прямом и переносном значении Объясните различие в употреблении выделенных слов. Укажите, какое сходство между предметами или явлениями, их качествами, свойствами, действиями сделало возможным употребление этих слов в переносном значении. Купающийся в озере — купающийся в родительской любви. Каменный дом — каменное сердце. Улыбнулся ребёнок — улыбнулись звёзды. Большой гвоздь — гвоздь программы. Солнце светит — солнце русской поэзии.

Слайд 21





Проверь себя. Прямое и переносное значение слов
   Отметьте в тексте олицетворения, когда природа «оживляется», наделяется человеческими чертами. 
Запели тёсаные дроги, 
Бегут равнины и кусты. 
Опять часовни на дороге 
И поминальные кресты. 
(С. Есенин.)
Описание слайда:
Проверь себя. Прямое и переносное значение слов Отметьте в тексте олицетворения, когда природа «оживляется», наделяется человеческими чертами. Запели тёсаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. (С. Есенин.)

Слайд 22


Прямое и переносное значение слов, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23





   О негодяях и мымре
   О негодяях и мымре
    В далёком прошлом слово негодяй совершенно не относилось к бранным. Так называли человека, негодного к воинской службе. Негодяй — «негодный».
    И мымра — слово старинное. Сейчас это почти «ругательное» слово, а раньше мымрой называли домоседа. Мумрить (мымрить) означало «сидеть безвылазно дома».
    Может быть, наши предки просто не любили «ругательных» слов. В этом случае возьмём с них пример и откажемся и от негодяя, и от мымры.
Описание слайда:
О негодяях и мымре О негодяях и мымре В далёком прошлом слово негодяй совершенно не относилось к бранным. Так называли человека, негодного к воинской службе. Негодяй — «негодный». И мымра — слово старинное. Сейчас это почти «ругательное» слово, а раньше мымрой называли домоседа. Мумрить (мымрить) означало «сидеть безвылазно дома». Может быть, наши предки просто не любили «ругательных» слов. В этом случае возьмём с них пример и откажемся и от негодяя, и от мымры.

Слайд 24





Важный вывод.
    Ребята, внимательно рассмотрите рисунки, которые помогут вам подвести итоги урока самостоятельно.
Железный гвоздь                Гвоздь программы
Описание слайда:
Важный вывод. Ребята, внимательно рассмотрите рисунки, которые помогут вам подвести итоги урока самостоятельно. Железный гвоздь Гвоздь программы



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию