🗊Презентация Богатство речи русского языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Богатство речи русского языка, слайд №1Богатство речи русского языка, слайд №2Богатство речи русского языка, слайд №3Богатство речи русского языка, слайд №4Богатство речи русского языка, слайд №5Богатство речи русского языка, слайд №6Богатство речи русского языка, слайд №7Богатство речи русского языка, слайд №8Богатство речи русского языка, слайд №9Богатство речи русского языка, слайд №10Богатство речи русского языка, слайд №11Богатство речи русского языка, слайд №12Богатство речи русского языка, слайд №13Богатство речи русского языка, слайд №14Богатство речи русского языка, слайд №15Богатство речи русского языка, слайд №16Богатство речи русского языка, слайд №17Богатство речи русского языка, слайд №18Богатство речи русского языка, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Богатство речи русского языка. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Богатство речи русского языка
Язык неистощим в соединении слов.
А. Пушкин.
Описание слайда:
Богатство речи русского языка Язык неистощим в соединении слов. А. Пушкин.

Слайд 2





Разнообразие и богатство русского языка воздействует на наше воображение и чувства, передаёт мысли и чувства , использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью и эмоциональностью. Особенно ярко мы можем проанализировать эти особенности русской речи в художественных произведениях.
Разнообразие и богатство русского языка воздействует на наше воображение и чувства, передаёт мысли и чувства , использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью и эмоциональностью. Особенно ярко мы можем проанализировать эти особенности русской речи в художественных произведениях.
Описание слайда:
Разнообразие и богатство русского языка воздействует на наше воображение и чувства, передаёт мысли и чувства , использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью и эмоциональностью. Особенно ярко мы можем проанализировать эти особенности русской речи в художественных произведениях. Разнообразие и богатство русского языка воздействует на наше воображение и чувства, передаёт мысли и чувства , использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью и эмоциональностью. Особенно ярко мы можем проанализировать эти особенности русской речи в художественных произведениях.

Слайд 3





Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. 
Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент.
Описание слайда:
Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент.

Слайд 4





Произведения Пушкина  гениальны не только как творения литературы, но и как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального  русского языка, Пушкин  установил новые принципы соединения слов.
Произведения Пушкина  гениальны не только как творения литературы, но и как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального  русского языка, Пушкин  установил новые принципы соединения слов.
Зима!..Крестьянин, торжествуя
На дровнях  обновляет путь…
Описание слайда:
Произведения Пушкина гениальны не только как творения литературы, но и как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов. Произведения Пушкина гениальны не только как творения литературы, но и как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов. Зима!..Крестьянин, торжествуя На дровнях обновляет путь…

Слайд 5





1. В русском живом языке  и в художественных  произведениях широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Используется не только лексика литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
1. В русском живом языке  и в художественных  произведениях широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Используется не только лексика литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
Описание слайда:
1. В русском живом языке и в художественных произведениях широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Используется не только лексика литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. 1. В русском живом языке и в художественных произведениях широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Используется не только лексика литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

Слайд 6





Средства  художественной выразительности
Тропы – слова и обороты речи в переносном, иносказательном значении.

Тропы – важный элемент художественного мышления
Стилистические фигуры – обороты речи, применяемые для усиления выразительности высказывания
Описание слайда:
Средства художественной выразительности Тропы – слова и обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы – важный элемент художественного мышления Стилистические фигуры – обороты речи, применяемые для усиления выразительности высказывания

Слайд 7


Богатство речи русского языка, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8





Виды тропов
Метафора - употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений
Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, что бы пояснить одно из них при помощи другого.
Эпитет - образное определение.
Метонимия - троп, состоящий в том, что вместо  названия одного предмета даётся название другого.
Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого – либо явления.
Литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого – либо явления.
Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному 
Аллегория  - выражения отвлеченного понятия  или идеи в конкретном художественном образе
Описание слайда:
Виды тропов Метафора - употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, что бы пояснить одно из них при помощи другого. Эпитет - образное определение. Метонимия - троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого – либо явления. Литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого – либо явления. Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному Аллегория - выражения отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе

Слайд 9





Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств  человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств  человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
Перифаза - троп, состоящий  в замене обычного  однословного  названия  какого – либо предмета описательным выражением
Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения 
Эпифора – повторение слов или выражения в конце соседних, смежных предложений
Градация -  такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.
Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.
Гротеск – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.
Образ – обобщённое художественное отражение действительности. Поэты мыслят образами.
Описание слайда:
Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Перифаза - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого – либо предмета описательным выражением Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения Эпифора – повторение слов или выражения в конце соседних, смежных предложений Градация - такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение. Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Гротеск – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Образ – обобщённое художественное отражение действительности. Поэты мыслят образами.

Слайд 10





Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур.
Метафоры
… ветренное племя
Растёт, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Сравнение.
И вы подобно  так падёте,
Как с древ упавший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний  раб умрёт.
(Г.Р. Державин, «Властителям и судиям»)
Эпитеты
Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,
А там лазури тающая нежность…
Как будто из действительности чудной
Уносишься в волшебную безбрежность.
(А,А. Фет, «Горное ущелье»)
Метонимии
Такой нам надобен язык, как был у греков
Какой у римлян был и, следуя в том им,
Как ныне говорит  Италии и Рим.
(А. Сумароков)
Описание слайда:
Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур. Метафоры … ветренное племя Растёт, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин») Сравнение. И вы подобно так падёте, Как с древ упавший лист падёт! И вы подобно так умрёте, Как ваш последний раб умрёт. (Г.Р. Державин, «Властителям и судиям») Эпитеты Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный, А там лазури тающая нежность… Как будто из действительности чудной Уносишься в волшебную безбрежность. (А,А. Фет, «Горное ущелье») Метонимии Такой нам надобен язык, как был у греков Какой у римлян был и, следуя в том им, Как ныне говорит Италии и Рим. (А. Сумароков)

Слайд 11





 
Синекдоха.
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз…
(М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)
Гипербола 
«В одном месте  дожди пролились, так что река, которую  за сутки раньше заяц проплывал , вздулась   и на десять вёрст разлилась».
(М.Е Салтыков – Щедрин «Самоотверженный заяц»).
Аллегория
В те дни, в таинственных долинах,
Весной при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине, 
Являться муза стала мне.
(А,С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Анафора 
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…
(Н,А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
Градация
Пусть громы небо потрясают ,
Злодеи слабых угнетают ,
Безумцы хвалят разум  свой!
Мой друг! Мы не тому виной.
(Н.М. Карамзин)
Описание слайда:
Синекдоха. И слышно было до рассвета, Как ликовал француз… (М.Ю. Лермонтов, «Бородино») Гипербола «В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц проплывал , вздулась и на десять вёрст разлилась». (М.Е Салтыков – Щедрин «Самоотверженный заяц»). Аллегория В те дни, в таинственных долинах, Весной при криках лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. (А,С. Пушкин, «Евгений Онегин») Анафора Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная… (Н,А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо») Градация Пусть громы небо потрясают , Злодеи слабых угнетают , Безумцы хвалят разум свой! Мой друг! Мы не тому виной. (Н.М. Карамзин)

Слайд 12





Инверсии 
Инверсии 
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
(М.Ю. Лермонтов, «Родина»)
Рефрен
Солнца луч промеж  лип был и жгуч, и высок,
Пред  скамьей ты чертила блестящий песок,
Я мечтам золотым отдавался вполне, - 
Ничего ты на все не ответила.
Я давно угадал, что мы сердцем родня,
Что ты счастье своё отдал за меня , 
Я рвался, я  твердил  не нашей вине, -
Ничего ты на все не ответил мне.
(А.А.  Фет, «Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок…)
Антитеза 
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Куда блеснет  в дали дорожной
Мгновенный взор издалека…
(А. Блок , «Россия»)
Описание слайда:
Инверсии Инверсии Ни полный гордого доверия покой, Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (М.Ю. Лермонтов, «Родина») Рефрен Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок, Пред скамьей ты чертила блестящий песок, Я мечтам золотым отдавался вполне, - Ничего ты на все не ответила. Я давно угадал, что мы сердцем родня, Что ты счастье своё отдал за меня , Я рвался, я твердил не нашей вине, - Ничего ты на все не ответил мне. (А.А. Фет, «Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок…) Антитеза И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Куда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор издалека… (А. Блок , «Россия»)

Слайд 13





 Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.
 Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.
Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
- Нет, нет, я одна. Туды я одна.
Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)
Описание слайда:
Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции. Дарья нам минуту замешкалась и отказала: - Нет, нет, я одна. Туды я одна. Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)

Слайд 14





 Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
 Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
Бурлит река вся в кружеве белой пены.
На бархате лугов алеют маки.
На рассвете родился мороз.
                                            (М. Пришвин).
Описание слайда:
Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи. Бурлит река вся в кружеве белой пены. На бархате лугов алеют маки. На рассвете родился мороз. (М. Пришвин).

Слайд 15





 Воплощение образной мысли автора
 Воплощение образной мысли автора
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня.
Я на башню всходил. И дрожали ступени.
 И дрожали ступени под ногой у меня
                                                          (К. Бальмонт)
Описание слайда:
Воплощение образной мысли автора Воплощение образной мысли автора Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня. Я на башню всходил. И дрожали ступени. И дрожали ступени под ногой у меня (К. Бальмонт)

Слайд 16





 Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
 Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
    Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
    Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.
Описание слайда:
Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду. Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Слайд 17





 Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
 Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
     Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда   время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами.  (М. Пришвин).
     В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)
Описание слайда:
Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов. Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин). В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)

Слайд 18





 Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно). 
 Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно). 
     Григорий спустился  к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)
Описание слайда:
Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно). Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно). Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Слайд 19


Богатство речи русского языка, слайд №19
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию