🗊Презентация Психология как наука

Нажмите для полного просмотра!
Психология как наука, слайд №1Психология как наука, слайд №2Психология как наука, слайд №3Психология как наука, слайд №4Психология как наука, слайд №5Психология как наука, слайд №6Психология как наука, слайд №7Психология как наука, слайд №8Психология как наука, слайд №9Психология как наука, слайд №10Психология как наука, слайд №11Психология как наука, слайд №12Психология как наука, слайд №13Психология как наука, слайд №14Психология как наука, слайд №15Психология как наука, слайд №16Психология как наука, слайд №17Психология как наука, слайд №18Психология как наука, слайд №19Психология как наука, слайд №20Психология как наука, слайд №21Психология как наука, слайд №22Психология как наука, слайд №23Психология как наука, слайд №24Психология как наука, слайд №25Психология как наука, слайд №26Психология как наука, слайд №27Психология как наука, слайд №28Психология как наука, слайд №29Психология как наука, слайд №30Психология как наука, слайд №31Психология как наука, слайд №32Психология как наука, слайд №33Психология как наука, слайд №34Психология как наука, слайд №35Психология как наука, слайд №36Психология как наука, слайд №37Психология как наука, слайд №38Психология как наука, слайд №39Психология как наука, слайд №40Психология как наука, слайд №41Психология как наука, слайд №42Психология как наука, слайд №43Психология как наука, слайд №44Психология как наука, слайд №45Психология как наука, слайд №46Психология как наука, слайд №47Психология как наука, слайд №48Психология как наука, слайд №49Психология как наука, слайд №50Психология как наука, слайд №51Психология как наука, слайд №52Психология как наука, слайд №53Психология как наука, слайд №54Психология как наука, слайд №55Психология как наука, слайд №56Психология как наука, слайд №57Психология как наука, слайд №58Психология как наука, слайд №59Психология как наука, слайд №60Психология как наука, слайд №61Психология как наука, слайд №62Психология как наука, слайд №63Психология как наука, слайд №64Психология как наука, слайд №65Психология как наука, слайд №66Психология как наука, слайд №67Психология как наука, слайд №68Психология как наука, слайд №69Психология как наука, слайд №70Психология как наука, слайд №71Психология как наука, слайд №72Психология как наука, слайд №73Психология как наука, слайд №74Психология как наука, слайд №75Психология как наука, слайд №76Психология как наука, слайд №77Психология как наука, слайд №78Психология как наука, слайд №79Психология как наука, слайд №80Психология как наука, слайд №81Психология как наука, слайд №82Психология как наука, слайд №83Психология как наука, слайд №84Психология как наука, слайд №85Психология как наука, слайд №86Психология как наука, слайд №87Психология как наука, слайд №88Психология как наука, слайд №89Психология как наука, слайд №90Психология как наука, слайд №91Психология как наука, слайд №92Психология как наука, слайд №93Психология как наука, слайд №94Психология как наука, слайд №95Психология как наука, слайд №96Психология как наука, слайд №97Психология как наука, слайд №98Психология как наука, слайд №99Психология как наука, слайд №100Психология как наука, слайд №101Психология как наука, слайд №102Психология как наука, слайд №103Психология как наука, слайд №104Психология как наука, слайд №105Психология как наука, слайд №106Психология как наука, слайд №107Психология как наука, слайд №108Психология как наука, слайд №109Психология как наука, слайд №110Психология как наука, слайд №111Психология как наука, слайд №112Психология как наука, слайд №113Психология как наука, слайд №114Психология как наука, слайд №115Психология как наука, слайд №116Психология как наука, слайд №117Психология как наука, слайд №118Психология как наука, слайд №119Психология как наука, слайд №120Психология как наука, слайд №121Психология как наука, слайд №122Психология как наука, слайд №123Психология как наука, слайд №124Психология как наука, слайд №125

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Психология как наука. Доклад-сообщение содержит 125 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Психология как наука, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Лекция 1: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Характеристика психологии как науки
Проблема предмета психологии
Современное состояние психологической науки
Описание слайда:
Лекция 1: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Характеристика психологии как науки Проблема предмета психологии Современное состояние психологической науки

Слайд 3





Характеристика психологии как науки
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. 
Психология и очень старая, и совсем молодая наука. 
Выделяют два уровня психологических знаний: житейская и научная психология.
Описание слайда:
Характеристика психологии как науки Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Выделяют два уровня психологических знаний: житейская и научная психология.

Слайд 4





Характеристика психологии как науки
Описание слайда:
Характеристика психологии как науки

Слайд 5





Характеристика психологии как науки
Необходимо сохранять уважение и внимание к житейскому опыту. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, во-вторых, извлекает из него свои задачи и, в-третьих, на последнем этапе им (опытом) проверяется.
Описание слайда:
Характеристика психологии как науки Необходимо сохранять уважение и внимание к житейскому опыту. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, во-вторых, извлекает из него свои задачи и, в-третьих, на последнем этапе им (опытом) проверяется.

Слайд 6





Характеристика психологии как науки
Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания и элементы внутреннего опыта субъекта. 
Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений).
Описание слайда:
Характеристика психологии как науки Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания и элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений).

Слайд 7





Проблема предмета психологии 
Термин «психология» впервые ввел Христиан Вольф в 1732 – 1734 гг. 
Термин образован из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука).
Описание слайда:
Проблема предмета психологии Термин «психология» впервые ввел Христиан Вольф в 1732 – 1734 гг. Термин образован из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука).

Слайд 8





Проблема предмета психологии 
Первым этапом в становлении предмета психологии является изучение души 
- Античный период;
- Средние века;
- Эпоха возрождения.
Рене Декарт открыл рефлекторную природу поведения, ввел понятие о рефлексе.
Описание слайда:
Проблема предмета психологии Первым этапом в становлении предмета психологии является изучение души - Античный период; - Средние века; - Эпоха возрождения. Рене Декарт открыл рефлекторную природу поведения, ввел понятие о рефлексе.

Слайд 9





Проблема предмета психологии 
Второй этап в становлении предмета психологии – это психология сознания

- Вильгельм Вундт создал в 1879 г. первую в истории науки лабораторию 
- В начале ХХ века возникла кризисная ситуация, ее причины:
Отрыв психологии от практики.
Использование метода интроспекции как основного.
Невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии.
Описание слайда:
Проблема предмета психологии Второй этап в становлении предмета психологии – это психология сознания - Вильгельм Вундт создал в 1879 г. первую в истории науки лабораторию - В начале ХХ века возникла кризисная ситуация, ее причины: Отрыв психологии от практики. Использование метода интроспекции как основного. Невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии.

Слайд 10





Проблема предмета психологии 
Третьим этапом становления предмета психологии является множественность предметов: поведение, бессознательное, деятельность, системность психического образа, личность, организация знания и др.
Описание слайда:
Проблема предмета психологии Третьим этапом становления предмета психологии является множественность предметов: поведение, бессознательное, деятельность, системность психического образа, личность, организация знания и др.

Слайд 11





Современное состояние психологической науки 
Бихевиоризм 
Джон Уотсон – предмет исследования «поведение»
S-R
Необихевиоризм 
30-е Эдуард Чейз Толмен  - S-O-R
60-е Бенджамин Скиннер – социальное научение
Описание слайда:
Современное состояние психологической науки Бихевиоризм Джон Уотсон – предмет исследования «поведение» S-R Необихевиоризм 30-е Эдуард Чейз Толмен - S-O-R 60-е Бенджамин Скиннер – социальное научение

Слайд 12





Современное состояние психологической науки 
Гештальтпсихология
Название произошло от немецкого слова «гештальт», что означает: образ, форма.
Предмет: Системность психического образа
Гештальтпсихология выступила против принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Внутренняя системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей.
Представители: М. Вертгеймер, В. Кёллер, К. Левин.
Описание слайда:
Современное состояние психологической науки Гештальтпсихология Название произошло от немецкого слова «гештальт», что означает: образ, форма. Предмет: Системность психического образа Гештальтпсихология выступила против принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Внутренняя системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Представители: М. Вертгеймер, В. Кёллер, К. Левин.

Слайд 13





Современное состояние психологической науки 
Психоанализ 
Зигмунд Фрейд
Предмет: бессознательное.
Основной проблемой психоанализа явилась проблема мотивации. Сознание и бессознательное стали ключевыми понятиями. Бессознательному была отведена особо важная роль в объяснении человеческого поведения.
Описание слайда:
Современное состояние психологической науки Психоанализ Зигмунд Фрейд Предмет: бессознательное. Основной проблемой психоанализа явилась проблема мотивации. Сознание и бессознательное стали ключевыми понятиями. Бессознательному была отведена особо важная роль в объяснении человеческого поведения.

Слайд 14





Современное состояние психологической науки 
30-е гг. – неофрейдизм, который возник как социальноориентированная форма психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами».
Представителей неофрейдизма очень много. Самые знаменитые из них: Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Фромм, Анна Фрейд, Карен Хорни.
Описание слайда:
Современное состояние психологической науки 30-е гг. – неофрейдизм, который возник как социальноориентированная форма психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами». Представителей неофрейдизма очень много. Самые знаменитые из них: Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Фромм, Анна Фрейд, Карен Хорни.

Слайд 15





Современное состояние психологической науки 
Когнитивная психология
Возникла в связи с развитием кибернетики, информатики. Главное внимание обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний.
Р. Солсо, У.  Найсер
Предмет: организация знания в памяти субъекта.
Описание слайда:
Современное состояние психологической науки Когнитивная психология Возникла в связи с развитием кибернетики, информатики. Главное внимание обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. Р. Солсо, У. Найсер Предмет: организация знания в памяти субъекта.

Слайд 16





Современное состояние психологической науки 
Гуманистическая психология
Предмет: личность, как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и другие.
Впервые изучается здоровая личность.
Описание слайда:
Современное состояние психологической науки Гуманистическая психология Предмет: личность, как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и другие. Впервые изучается здоровая личность.

Слайд 17





Современное состояние психологической науки 
Предметом психологии являются: факты, закономерности и механизмы психики
Описание слайда:
Современное состояние психологической науки Предметом психологии являются: факты, закономерности и механизмы психики

Слайд 18





Лекция 2: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ 
Понятие психики
Филогенез и онтогенез психики
Высшие психические функции
Описание слайда:
Лекция 2: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ Понятие психики Филогенез и онтогенез психики Высшие психические функции

Слайд 19





Понятие психики
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Описание слайда:
Понятие психики Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Слайд 20





Понятие психики
Итак, психика – это способность отражать.
Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.
Описание слайда:
Понятие психики Итак, психика – это способность отражать. Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

Слайд 21





Понятие психики
Особенности психического отражения.
1. Принадлежность индивиду, субъекту всего того, что он отражает (испытывает) – мысли, чувства, стремления, всего того, что составляет внутреннее содержание нашей жизни.
Если в результате психического отражения получился некий образ, то его у субъекта отнять уже не удастся никому.
Описание слайда:
Понятие психики Особенности психического отражения. 1. Принадлежность индивиду, субъекту всего того, что он отражает (испытывает) – мысли, чувства, стремления, всего того, что составляет внутреннее содержание нашей жизни. Если в результате психического отражения получился некий образ, то его у субъекта отнять уже не удастся никому.

Слайд 22





Понятие психики
Особенности психического отражения.
2. Психика отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее.
В результате психического отражения возникает образ предметов реального мира. Мы можем лишь преобразовывать, комбинировать и изменять в размерах и формах то, что отразила наша психика.
Описание слайда:
Понятие психики Особенности психического отражения. 2. Психика отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее. В результате психического отражения возникает образ предметов реального мира. Мы можем лишь преобразовывать, комбинировать и изменять в размерах и формах то, что отразила наша психика.

Слайд 23





Понятие психики
Особенности психического отражения.
3. При физическом отражении обязательно идет изменение предметов, веществ, вступивших во взаимодействие (луч света меняет направления, а на поверхности зеркала выбиваются ионы серебра, при диффузии изменяется состав обоих веществ). А при психическом отражении – материальный мир не меняется, меняется только внутренний психический мир.
Мир остался неизменным, а мы уже можем пользоваться его образом. Итак, в результате психического отражения мы построили образ.
Описание слайда:
Понятие психики Особенности психического отражения. 3. При физическом отражении обязательно идет изменение предметов, веществ, вступивших во взаимодействие (луч света меняет направления, а на поверхности зеркала выбиваются ионы серебра, при диффузии изменяется состав обоих веществ). А при психическом отражении – материальный мир не меняется, меняется только внутренний психический мир. Мир остался неизменным, а мы уже можем пользоваться его образом. Итак, в результате психического отражения мы построили образ.

Слайд 24





Понятие психики
Свойства психического образа

1.  Образ обладает идеальностью. 
Потому что существует только в голове человека. Не существует его материального овеществления. Его нельзя потрогать, взвесить.
Описание слайда:
Понятие психики Свойства психического образа 1. Образ обладает идеальностью. Потому что существует только в голове человека. Не существует его материального овеществления. Его нельзя потрогать, взвесить.

Слайд 25





Понятие психики
Свойства психического образа

2.  Образ субъективен.
Психический образ дерева заключает в себе те свойства, которые важны, необходимы отражающему субъекту. Поскольку образ субъективен, он неизбежно несёт на себе печать отдельной личности. Образ не существует вне конкретной личности, он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от опыта людей и т.д.
Описание слайда:
Понятие психики Свойства психического образа 2. Образ субъективен. Психический образ дерева заключает в себе те свойства, которые важны, необходимы отражающему субъекту. Поскольку образ субъективен, он неизбежно несёт на себе печать отдельной личности. Образ не существует вне конкретной личности, он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от опыта людей и т.д.

Слайд 26





Понятие психики
Свойства психического образа

3.  Образ объективен.
Содержание нашего психического отражения более или менее верно отражает предмет. И критерий этому, как известно, практика.
Описание слайда:
Понятие психики Свойства психического образа 3. Образ объективен. Содержание нашего психического отражения более или менее верно отражает предмет. И критерий этому, как известно, практика.

Слайд 27





Понятие психики
Свойства психического образа

4.  Образ демонстрирует неполноту отражения.
Поскольку образ предмета идеален, субъективен, несёт на себе печать личности, то не может отразить всё то многообразие свойств, связей, сущностей, которые заключены в объекте психического отражения. Мир, как известно, одновременно и познаваем, и не познаваем.
Описание слайда:
Понятие психики Свойства психического образа 4. Образ демонстрирует неполноту отражения. Поскольку образ предмета идеален, субъективен, несёт на себе печать личности, то не может отразить всё то многообразие свойств, связей, сущностей, которые заключены в объекте психического отражения. Мир, как известно, одновременно и познаваем, и не познаваем.

Слайд 28





Понятие психики
Формы проявления психики

Психические процессы.
К ним относятся познавательные процессы (внимание, память, мышление и т.д.), мотивация и мотивирование, рефлексия, волевые процессы, творчество.
Описание слайда:
Понятие психики Формы проявления психики Психические процессы. К ним относятся познавательные процессы (внимание, память, мышление и т.д.), мотивация и мотивирование, рефлексия, волевые процессы, творчество.

Слайд 29





Понятие психики
Формы проявления психики

Психические свойства.
Сюда относят все свойства личности, волю, направленность, способности, темперамент и характер, совесть, трудолюбие и т. д.
Описание слайда:
Понятие психики Формы проявления психики Психические свойства. Сюда относят все свойства личности, волю, направленность, способности, темперамент и характер, совесть, трудолюбие и т. д.

Слайд 30





Понятие психики
Формы проявления психики

Психические состояния.
Это огромный класс психических явлений, который, к сожалению, в рамках общей психологии мало затрагивается. В основном рассматриваются эмоциональные состояния: настроения, стресс, аффект, и т.д. Но есть ещё и установка, интерес, вдохновение, убежденность, сомнение, апатия, самоактуализация, паника и многие другие.
Описание слайда:
Понятие психики Формы проявления психики Психические состояния. Это огромный класс психических явлений, который, к сожалению, в рамках общей психологии мало затрагивается. В основном рассматриваются эмоциональные состояния: настроения, стресс, аффект, и т.д. Но есть ещё и установка, интерес, вдохновение, убежденность, сомнение, апатия, самоактуализация, паника и многие другие.

Слайд 31





Филогенез и онтогенез психики
Филогенез психики – (от греч. Phyle – род, племя, вид и genos – происхождение) – историческое формирование группы организмов. это процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Онтогенез – (от греч. – ontos – сущее) – процесс развития индивидуального организма. Изучается формирование основных структур психики индивида от зачатия до смерти.
Антропогенез – (от греч. – antropos – человек) – процесс происхождения человека (Homo sapiens). Изучаются и морфологические преобразования, и глубочайшие качественные изменения поведения и психики от человекоподобной обезьяны до современного человека.
Описание слайда:
Филогенез и онтогенез психики Филогенез психики – (от греч. Phyle – род, племя, вид и genos – происхождение) – историческое формирование группы организмов. это процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Онтогенез – (от греч. – ontos – сущее) – процесс развития индивидуального организма. Изучается формирование основных структур психики индивида от зачатия до смерти. Антропогенез – (от греч. – antropos – человек) – процесс происхождения человека (Homo sapiens). Изучаются и морфологические преобразования, и глубочайшие качественные изменения поведения и психики от человекоподобной обезьяны до современного человека.

Слайд 32





Филогенез и онтогенез психики
Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровня развития психического отражения предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Фабри. Так появилась концепция Леонтьева-Фабри.
Описание слайда:
Филогенез и онтогенез психики Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровня развития психического отражения предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Фабри. Так появилась концепция Леонтьева-Фабри.

Слайд 33





Филогенез и онтогенез психики
Описание слайда:
Филогенез и онтогенез психики

Слайд 34





Филогенез и онтогенез психики
Описание слайда:
Филогенез и онтогенез психики

Слайд 35





Филогенез и онтогенез психики
Дальнейшее развитие психики происходит на уровне сознания. Представитель – человек.
Описание слайда:
Филогенез и онтогенез психики Дальнейшее развитие психики происходит на уровне сознания. Представитель – человек.

Слайд 36





Высшие психические функции 
Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы. 
Высшие психические функции – это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению
Описание слайда:
Высшие психические функции Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, изобретению знаковых систем. У человека возникают высшие психические процессы. Высшие психические функции – это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению

Слайд 37





Высшие психические функции 
Интериоризация (от лат. Interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Самый яркий пример – речь человека. Сначала усваиваем, запоминаем слова в процессе общения, а затем речь становится инструментом мышления, частью личности, неотделимым от нее элементом. Речь интериоризовалась.
Описание слайда:
Высшие психические функции Интериоризация (от лат. Interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Самый яркий пример – речь человека. Сначала усваиваем, запоминаем слова в процессе общения, а затем речь становится инструментом мышления, частью личности, неотделимым от нее элементом. Речь интериоризовалась.

Слайд 38





Высшие психические функции 
Экстериоризация (от лат. Exterior – внешний) – переход внутренних, психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека.
Пример – что-то человек понял, усвоил и в процессе объяснения этого другому человеку он экстериоризирует  данный продукт в речи. Не путать с заученным и пересказанным!
Описание слайда:
Высшие психические функции Экстериоризация (от лат. Exterior – внешний) – переход внутренних, психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека. Пример – что-то человек понял, усвоил и в процессе объяснения этого другому человеку он экстериоризирует данный продукт в речи. Не путать с заученным и пересказанным!

Слайд 39





Лекция 3: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Проблема метода в психологии
Принципы построения и этапы психологического исследования
Классификация методов
Описание слайда:
Лекция 3: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Проблема метода в психологии Принципы построения и этапы психологического исследования Классификация методов

Слайд 40





Проблема метода в психологии
основные проблемы метода в психологии
Отработка своего методологического аппарата, выбор научных методов, выделение принципов исследования.
Проблема адаптации методов, привнесенных из других наук.
Проблема адаптации зарубежных психодиагностических методик к собственной культурной среде.
Проблема объективности.
Проблема этики психологического исследования.
Проблема повышения психологической грамотности населения и быстрого устаревания диагностических методик.
Описание слайда:
Проблема метода в психологии основные проблемы метода в психологии Отработка своего методологического аппарата, выбор научных методов, выделение принципов исследования. Проблема адаптации методов, привнесенных из других наук. Проблема адаптации зарубежных психодиагностических методик к собственной культурной среде. Проблема объективности. Проблема этики психологического исследования. Проблема повышения психологической грамотности населения и быстрого устаревания диагностических методик.

Слайд 41





Принципы построения и этапы психологического исследования
Принцип детерминизма. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Этот принцип говорит, что любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром и о наличии у любого психического явления причины. Поэтому его еще называют принципом причинности.
Описание слайда:
Принципы построения и этапы психологического исследования Принцип детерминизма. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Этот принцип говорит, что любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром и о наличии у любого психического явления причины. Поэтому его еще называют принципом причинности.

Слайд 42





Принципы построения и этапы психологического исследования
Принцип единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу сознание и проявляется и формируется в деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.
Описание слайда:
Принципы построения и этапы психологического исследования Принцип единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу сознание и проявляется и формируется в деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.

Слайд 43





Принципы построения и этапы психологического исследования
Принцип развития (или генетический). Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Психические явления должны изучаться с учетом их развития как у конкретного человека, так и у группы людей.
Описание слайда:
Принципы построения и этапы психологического исследования Принцип развития (или генетический). Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Психические явления должны изучаться с учетом их развития как у конкретного человека, так и у группы людей.

Слайд 44





Принципы построения и этапы психологического исследования
Принцип объективности. Психика субъективна, так как у каждого человека свои образы памяти, свои излюбленные логические операции, свой привычный тип ассоциаций и т.д. Принцип объективности требует чтобы исследование, проведенное при одних и тех же условиях на одних и тех же испытуемых, но разными исследователями дало одни и те же результаты. Т.е. мнение, личная оценка, отношение не должны определять выводов экспериментатора.
Описание слайда:
Принципы построения и этапы психологического исследования Принцип объективности. Психика субъективна, так как у каждого человека свои образы памяти, свои излюбленные логические операции, свой привычный тип ассоциаций и т.д. Принцип объективности требует чтобы исследование, проведенное при одних и тех же условиях на одних и тех же испытуемых, но разными исследователями дало одни и те же результаты. Т.е. мнение, личная оценка, отношение не должны определять выводов экспериментатора.

Слайд 45





Принципы построения и этапы психологического исследования
Этапы психологического исследования.
Подготовительный.
Сбор фактического материала. То есть проведение эксперимента.
Обработка и анализ полученных результатов. Включает качественный и количественный анализ.
Формулировка выводов и практических рекомендаций. Конечно, на основе интерпретации полученных материалов.
Описание слайда:
Принципы построения и этапы психологического исследования Этапы психологического исследования. Подготовительный. Сбор фактического материала. То есть проведение эксперимента. Обработка и анализ полученных результатов. Включает качественный и количественный анализ. Формулировка выводов и практических рекомендаций. Конечно, на основе интерпретации полученных материалов.

Слайд 46





Принципы построения и этапы психологического исследования
Стратегии психологического исследования
Поперечные срезы.  Это одноразовое исследование большой группы людей. 
Лонгитюдное исследование или продольный метод. Это метод изучения небольшого количества людей длительное время. 
Формирующая стратегия. Изучаются отдельные стороны психики в процессе их активного формирования, т.е. при целенаправленном обучении и воспитании. Эта стратегия еще называется экспериментально-генетическая.
Описание слайда:
Принципы построения и этапы психологического исследования Стратегии психологического исследования Поперечные срезы. Это одноразовое исследование большой группы людей. Лонгитюдное исследование или продольный метод. Это метод изучения небольшого количества людей длительное время. Формирующая стратегия. Изучаются отдельные стороны психики в процессе их активного формирования, т.е. при целенаправленном обучении и воспитании. Эта стратегия еще называется экспериментально-генетическая.

Слайд 47





Классификация методов
Описание слайда:
Классификация методов

Слайд 48





Лекция 4:    СОЗНАНИЕ
Понятие сознания
Психологические характеристики сознания
Неосознаваемые психические процессы
Описание слайда:
Лекция 4: СОЗНАНИЕ Понятие сознания Психологические характеристики сознания Неосознаваемые психические процессы

Слайд 49





Понятие сознания
Сознание человека возникло и развивалось вместе с развитием общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания  является совместная, продуктивная, опосредованная речью, орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.
Описание слайда:
Понятие сознания Сознание человека возникло и развивалось вместе с развитием общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, продуктивная, опосредованная речью, орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.

Слайд 50





Понятие сознания
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Описание слайда:
Понятие сознания Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Слайд 51





Понятие сознания
Сознание характеризуется: 
активностью, направленностью на предмет (сознание – это всегда сознание чего-либо); 
способностью к рефлексии и самонаблюдению (осознание самого сознания);
 мотивационно-ценностным характером и различной степенью (уровнями) ясности.
Описание слайда:
Понятие сознания Сознание характеризуется: активностью, направленностью на предмет (сознание – это всегда сознание чего-либо); способностью к рефлексии и самонаблюдению (осознание самого сознания); мотивационно-ценностным характером и различной степенью (уровнями) ясности.

Слайд 52





Психологические характеристики сознания
1) Ощущение себя познающим субъектом. Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем. Поэтому в структуру сознания включают субъект-объектные отношения.
Описание слайда:
Психологические характеристики сознания 1) Ощущение себя познающим субъектом. Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем. Поэтому в структуру сознания включают субъект-объектные отношения.

Слайд 53





Психологические характеристики сознания
2) Мысленное представление и воображение действительности. Эта характеристика тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Поэтому волю также включают в структуру сознания.
Описание слайда:
Психологические характеристики сознания 2) Мысленное представление и воображение действительности. Эта характеристика тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Поэтому волю также включают в структуру сознания.

Слайд 54





Психологические характеристики сознания
3) Цель и воля. Когда говорим о воле и ее связи с сознанием, необходимо сказать, что сознание всегда имеет цель, которую хотел бы достичь субъект. Он антиципирует, т.е. предусматривает конечный результат своих поступков. Поэтому цель наряду с волей входит в структуру сознания.
Описание слайда:
Психологические характеристики сознания 3) Цель и воля. Когда говорим о воле и ее связи с сознанием, необходимо сказать, что сознание всегда имеет цель, которую хотел бы достичь субъект. Он антиципирует, т.е. предусматривает конечный результат своих поступков. Поэтому цель наряду с волей входит в структуру сознания.

Слайд 55





Психологические характеристики сознания
Рефлексивная способность. Это готовность сознания к познанию самого себя как познающего субъекта. Рефлексия – необходимый элемент  в структуре сознания. Благодаря этой способности человек контролирует собственные психические и поведенческие состояния, управляет ими. В структуру сознани– рефлексию, но и его результат – самосознание.я необходимо внести не только этот механизм
Описание слайда:
Психологические характеристики сознания Рефлексивная способность. Это готовность сознания к познанию самого себя как познающего субъекта. Рефлексия – необходимый элемент в структуре сознания. Благодаря этой способности человек контролирует собственные психические и поведенческие состояния, управляет ими. В структуру сознани– рефлексию, но и его результат – самосознание.я необходимо внести не только этот механизм

Слайд 56





Психологические характеристики сознания
5) Способность к коммуникации. Т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Без языка в высших своих формах сознание не существует. Даже если в голове проносятся  какие-то образы в порыве творчества, мы закрепляем их в памяти, обозначая словом. Поэтому язык, с некоторой натяжкой, включают в структуру сознания в качестве его проводника.
Описание слайда:
Психологические характеристики сознания 5) Способность к коммуникации. Т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Без языка в высших своих формах сознание не существует. Даже если в голове проносятся какие-то образы в порыве творчества, мы закрепляем их в памяти, обозначая словом. Поэтому язык, с некоторой натяжкой, включают в структуру сознания в качестве его проводника.

Слайд 57





Психологические характеристики сознания
6) Сознание – это совокупность знаний, объективных законов, свойств и возможностей мира, в котором мы живем. Это знание мы получаем через взаимодействие, кооперацию – через все познавательные процессы. Поэтому еще одним элементом структуры сознания следует назвать совокупность всех познавательных процессов.
Описание слайда:
Психологические характеристики сознания 6) Сознание – это совокупность знаний, объективных законов, свойств и возможностей мира, в котором мы живем. Это знание мы получаем через взаимодействие, кооперацию – через все познавательные процессы. Поэтому еще одним элементом структуры сознания следует назвать совокупность всех познавательных процессов.

Слайд 58





Психологические характеристики сознания
7) В сознании отражаются не все и не случайные, а только  главные, существенные  характеристики предметов, событий и явлений. Т.е. то, что характерно для них, что отличает их от других, внешне похожих предметов и явлений. Все, что отражается в нашем сознании, сопровождается какими-то эмоциями. Поэтому в структуру сознания входит эмоционально-ценностное отношение к миру.
Описание слайда:
Психологические характеристики сознания 7) В сознании отражаются не все и не случайные, а только главные, существенные характеристики предметов, событий и явлений. Т.е. то, что характерно для них, что отличает их от других, внешне похожих предметов и явлений. Все, что отражается в нашем сознании, сопровождается какими-то эмоциями. Поэтому в структуру сознания входит эмоционально-ценностное отношение к миру.

Слайд 59





Психологические характеристики сознания
8) Наличие интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции,  используемые людьми  для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации и т.д.
Описание слайда:
Психологические характеристики сознания 8) Наличие интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации и т.д.

Слайд 60





Психологические характеристики сознания
Функции сознания:
- Отражательная Т.е. отражать мир и себя в мире.
- Порождающая или творчески-креативная. Т.е. порождать знания, идеи, образы.
- Регулятивно-оценочная.
- Рефлексивная.
Описание слайда:
Психологические характеристики сознания Функции сознания: - Отражательная Т.е. отражать мир и себя в мире. - Порождающая или творчески-креативная. Т.е. порождать знания, идеи, образы. - Регулятивно-оценочная. - Рефлексивная.

Слайд 61





Неосознаваемые психические процессы
Бессознательное – это форма психического отражения, в которой образ  действительности и отношение к ней человеком не рефлексируется, т.е. не осознается.
Описание слайда:
Неосознаваемые психические процессы Бессознательное – это форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней человеком не рефлексируется, т.е. не осознается.

Слайд 62





Неосознаваемые психические процессы
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

А) неосознаваемые автоматизмы. Это стереотипы автоматизированного поведения, которые практически никогда не осознаются, такие как ходьба или письмо у взрослого человека. Эти автоматизмы иногда называют образно «свободная голова». Их делят на:
первичные – это ходьба, моргание,
вторичные – это навыки, например, положение рук на фортепиано, поза танцора или спортсмена и т.д.,
Описание слайда:
Неосознаваемые психические процессы 1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий А) неосознаваемые автоматизмы. Это стереотипы автоматизированного поведения, которые практически никогда не осознаются, такие как ходьба или письмо у взрослого человека. Эти автоматизмы иногда называют образно «свободная голова». Их делят на: первичные – это ходьба, моргание, вторичные – это навыки, например, положение рук на фортепиано, поза танцора или спортсмена и т.д.,

Слайд 63





Неосознаваемые психические процессы
Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Б) неосознаваемая установка. Изучалась в грузинской школе. Ее родоначальник Д.Н. Узнадзе, который представляет установку как готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий в определенном направлении (т.е. действовать и реагировать определенным образом), что является основой его целесообразной избирательной активности. 
Виды установок: моторная, перцептивная, мнемическая, мыслительная (когнитивная), поведенческая.
Описание слайда:
Неосознаваемые психические процессы Неосознаваемые механизмы сознательных действий Б) неосознаваемая установка. Изучалась в грузинской школе. Ее родоначальник Д.Н. Узнадзе, который представляет установку как готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий в определенном направлении (т.е. действовать и реагировать определенным образом), что является основой его целесообразной избирательной активности. Виды установок: моторная, перцептивная, мнемическая, мыслительная (когнитивная), поведенческая.

Слайд 64





Неосознаваемые психические процессы
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Парадокс Р. Лапьера — феномен социальных установок. Несовпадение между социальными установками, которые фиксируются в вербальных ответах, и реальным поведением. В эксперименте Лапьера показано, что в то время, как в анкетировании были выражены негативные межнациональные установки, в реальных взаимоотношениях с реальными представителями других народностей они проявляются значительно меньше.
Описание слайда:
Неосознаваемые психические процессы 1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий Парадокс Р. Лапьера — феномен социальных установок. Несовпадение между социальными установками, которые фиксируются в вербальных ответах, и реальным поведением. В эксперименте Лапьера показано, что в то время, как в анкетировании были выражены негативные межнациональные установки, в реальных взаимоотношениях с реальными представителями других народностей они проявляются значительно меньше.

Слайд 65





Неосознаваемые психические процессы
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

В) неосознаваемые  сопровождения сознательных действий. Это такие действия, которые не несут реализационной нагрузки, но они хорошо сопровождают. Пример: язык у первоклассника, когда он старательно выводит первые в своей жизни буквы. Эти действия могут служить индикаторами психического состояния, особенно эмоционального.
Описание слайда:
Неосознаваемые психические процессы 1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий В) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Это такие действия, которые не несут реализационной нагрузки, но они хорошо сопровождают. Пример: язык у первоклассника, когда он старательно выводит первые в своей жизни буквы. Эти действия могут служить индикаторами психического состояния, особенно эмоционального.

Слайд 66





Неосознаваемые психические процессы
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий

А) предсознание. Это та информация, те латентные знания, которые в любую минуту могут быть актуализированны. 

Б) собственно бесознательное. Это неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые желаемым будущим. Эту сферу бессознательного исследовал З.Фрейд.
Описание слайда:
Неосознаваемые психические процессы 2. Неосознаваемые побудители сознательных действий А) предсознание. Это та информация, те латентные знания, которые в любую минуту могут быть актуализированны. Б) собственно бесознательное. Это неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые желаемым будущим. Эту сферу бессознательного исследовал З.Фрейд.

Слайд 67





Неосознаваемые психические процессы
3. Надсознательные процессы
Это такой уровень психической активности личности, который возникает при решении творческих задач, высший этап творческого процесса.
Кроме творчества сюда можно отнести переживание большого горя, которое обтекает человека, и выйти из него невозможно. Далее: любые большие жизненные события которые переворачивают нашу жизнь. Причем одно и то же событие одному человеку перевернет жизнь, а другому нет. Еще один пример – личностные кризисы.
Описание слайда:
Неосознаваемые психические процессы 3. Надсознательные процессы Это такой уровень психической активности личности, который возникает при решении творческих задач, высший этап творческого процесса. Кроме творчества сюда можно отнести переживание большого горя, которое обтекает человека, и выйти из него невозможно. Далее: любые большие жизненные события которые переворачивают нашу жизнь. Причем одно и то же событие одному человеку перевернет жизнь, а другому нет. Еще один пример – личностные кризисы.

Слайд 68





Неосознаваемые психические процессы
4. Проявления субсенсорного восприятия

Субсенсорные – значит неощущаемые. Возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из памяти к сознанию. Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру. Действительность в бессознательном переживается через такие формы, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение.
Описание слайда:
Неосознаваемые психические процессы 4. Проявления субсенсорного восприятия Субсенсорные – значит неощущаемые. Возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из памяти к сознанию. Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру. Действительность в бессознательном переживается через такие формы, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение.

Слайд 69





Лекция 5. ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 
Всеобщей характеристикой живых существ является активность, обеспечивающая связь с окружающим миром. Источником активности живого существа являются его потребности, т.е. состояние живого существа, порождающее активность, нужда в чем-либо. Результатом активности и человека, и животного является поведение.
Описание слайда:
Лекция 5. ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Всеобщей характеристикой живых существ является активность, обеспечивающая связь с окружающим миром. Источником активности живого существа являются его потребности, т.е. состояние живого существа, порождающее активность, нужда в чем-либо. Результатом активности и человека, и животного является поведение.

Слайд 70





ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 
Поведение – это извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая так же и состояние неподвижности.
Оно представляет собой систему последовательно выполняемых действий. Благодаря поведению живой организм достигает цели.
Описание слайда:
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Поведение – это извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая так же и состояние неподвижности. Оно представляет собой систему последовательно выполняемых действий. Благодаря поведению живой организм достигает цели.

Слайд 71





ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 
Источниками поведения являются:
психические побудители, т.е. те, которые регулируют и отражают внешний мир,
исполнительные (т.е. внешние), приближающие или удаляющие организм от определенных объектов.
Описание слайда:
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Источниками поведения являются: психические побудители, т.е. те, которые регулируют и отражают внешний мир, исполнительные (т.е. внешние), приближающие или удаляющие организм от определенных объектов.

Слайд 72





ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 
Формы поведения:
Инстинкт (дословно – побуждение) – это генетически закрепленная форма поведения, общая для всех представителей данного вида. Инстинктивные действия обычно разделяются на две фазы: 1) Поисковая или подготовительная. Она больше учитывает изменения окружающего мира и может меняться от животного к животному; 2) Завершающая, консервативная. Она всегда одна и та же.
Описание слайда:
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Формы поведения: Инстинкт (дословно – побуждение) – это генетически закрепленная форма поведения, общая для всех представителей данного вида. Инстинктивные действия обычно разделяются на две фазы: 1) Поисковая или подготовительная. Она больше учитывает изменения окружающего мира и может меняться от животного к животному; 2) Завершающая, консервативная. Она всегда одна и та же.

Слайд 73





ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 
Формы поведения:
Научение – это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Т.е. на уровне онтогенеза каждый приобретает собственный опыт.
В условиях общения животные научаются с помощью подражания младшего старшему. Такое научение называется викарное. 
Особой формой научения является запечатление, или импринтинг. Это специфическая форма научения животных, при котором в их памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие к активности, действию, некоторые врожденные поведенческие акты. Лучше всего это демонстрирует реакция следования, например утят за первым попавшим в их поле зрения сразу после рождения движущимся объектом.
Описание слайда:
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Формы поведения: Научение – это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Т.е. на уровне онтогенеза каждый приобретает собственный опыт. В условиях общения животные научаются с помощью подражания младшего старшему. Такое научение называется викарное. Особой формой научения является запечатление, или импринтинг. Это специфическая форма научения животных, при котором в их памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие к активности, действию, некоторые врожденные поведенческие акты. Лучше всего это демонстрирует реакция следования, например утят за первым попавшим в их поле зрения сразу после рождения движущимся объектом.

Слайд 74





ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 
Формы поведения:
Интеллектуальные формы поведения животных. Это высший тип поведения животных.
1) Присутствует у обезьян и дельфинов как основной, ведущий. Им доступно объединение сформированных навыков в новые комбинации в связи с изменением среды.
2) Они могут устанавливать связи между различными формами предметов, пространственную связь между предметами.
3) Способность высшими животными решать двухфазные задачи.
Описание слайда:
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Формы поведения: Интеллектуальные формы поведения животных. Это высший тип поведения животных. 1) Присутствует у обезьян и дельфинов как основной, ведущий. Им доступно объединение сформированных навыков в новые комбинации в связи с изменением среды. 2) Они могут устанавливать связи между различными формами предметов, пространственную связь между предметами. 3) Способность высшими животными решать двухфазные задачи.

Слайд 75





ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 
Активность человека с самых ранних лет регулируется требованиями общества. Эта форма активности, этот тип поведения называется деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Описание слайда:
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Активность человека с самых ранних лет регулируется требованиями общества. Эта форма активности, этот тип поведения называется деятельностью. Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Слайд 76





Психологические черты деятельности
1. Содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность – это толчок, а формы и содержание деятельности определяются общественными условиями. Содержание деятельности человека определяется не потребностью, а целью. 
2. Психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими способы достижения поставленной цели.
3. Деятельность должна стимулировать и поддерживать активность, которая сразу же не удовлетворяет потребность. Следовательно, деятельность невозможна без познавательных и волевых процессов.
Описание слайда:
Психологические черты деятельности 1. Содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность – это толчок, а формы и содержание деятельности определяются общественными условиями. Содержание деятельности человека определяется не потребностью, а целью. 2. Психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими способы достижения поставленной цели. 3. Деятельность должна стимулировать и поддерживать активность, которая сразу же не удовлетворяет потребность. Следовательно, деятельность невозможна без познавательных и волевых процессов.

Слайд 77





Основные виды деятельности 
Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, а также на установление взаимопонимания, деловых и личных взаимоотношений, оказания взаимопомощи и влияния людей друг на друга.
Описание слайда:
Основные виды деятельности Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, а также на установление взаимопонимания, деловых и личных взаимоотношений, оказания взаимопомощи и влияния людей друг на друга.

Слайд 78





Основные виды деятельности 
Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не является производство чего-либо; целью ее является сама осуществляемая деятельность, получение отдыха, разрядка напряженности, а у ребенка еще и реализация его активности. Средства этого вида деятельности являются игрушки, как предмет – орудие, слово, тело и т.д.
Описание слайда:
Основные виды деятельности Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не является производство чего-либо; целью ее является сама осуществляемая деятельность, получение отдыха, разрядка напряженности, а у ребенка еще и реализация его активности. Средства этого вида деятельности являются игрушки, как предмет – орудие, слово, тело и т.д.

Слайд 79





Основные виды деятельности 
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Главная особенность учения – оно прямо служит средством психологического развития индивида. Оно может быть организованным и неорганизованным. Организованное учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Неорганизованное происходит попутно в других видах деятельности, в том числе и в труде, игре.
Описание слайда:
Основные виды деятельности Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Главная особенность учения – оно прямо служит средством психологического развития индивида. Оно может быть организованным и неорганизованным. Организованное учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Неорганизованное происходит попутно в других видах деятельности, в том числе и в труде, игре.

Слайд 80





Основные виды деятельности 
Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Это создание и совершенствование орудий труда, производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или идеальных (духовных).
Описание слайда:
Основные виды деятельности Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Это создание и совершенствование орудий труда, производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или идеальных (духовных).

Слайд 81





Лекция 6. Проблема личности в психологии
Понятие личности – самое сложное в психологии и одно из фундаментальных. Относительно этого феномена имеются самые большие расхождения в определении и каждый автор дает его по-своему, даже в словарях. В психологии идут споры о возможности однозначного определения сущности личности. Определение понятию «личность» дать не просто. У каждого автора оно свое. Дело в том, что существует, по крайней мере, 4 уровня понимания категории "личность».
Описание слайда:
Лекция 6. Проблема личности в психологии Понятие личности – самое сложное в психологии и одно из фундаментальных. Относительно этого феномена имеются самые большие расхождения в определении и каждый автор дает его по-своему, даже в словарях. В психологии идут споры о возможности однозначного определения сущности личности. Определение понятию «личность» дать не просто. У каждого автора оно свое. Дело в том, что существует, по крайней мере, 4 уровня понимания категории "личность».

Слайд 82





Понятие личности 
1. Житейский. То понимание, которым пользуемся мы, говоря о человеке "Независимая личность", "Талантливая личность". Обычно личность на житейском уровне определяется через перечисление 2-х – 3-х признаков, качеств, которые оцениваются как положительные в данном социуме, группе.
Описание слайда:
Понятие личности 1. Житейский. То понимание, которым пользуемся мы, говоря о человеке "Независимая личность", "Талантливая личность". Обычно личность на житейском уровне определяется через перечисление 2-х – 3-х признаков, качеств, которые оцениваются как положительные в данном социуме, группе.

Слайд 83





Понятие личности 
2. Философский и социологический. В понятие личность включается сущность человека, как совокупности общественных отношений. Поэтому здесь говорят о социалистической личности, капиталистической.
Описание слайда:
Понятие личности 2. Философский и социологический. В понятие личность включается сущность человека, как совокупности общественных отношений. Поэтому здесь говорят о социалистической личности, капиталистической.

Слайд 84





Понятие личности 
3. Социально-психологический. Здесь личность изучается через ее взаимоотношение в конкретной малой группе и опосредованно, через средства массовой информации, мифы, фольклор и т.д.
Описание слайда:
Понятие личности 3. Социально-психологический. Здесь личность изучается через ее взаимоотношение в конкретной малой группе и опосредованно, через средства массовой информации, мифы, фольклор и т.д.

Слайд 85





Понятие личности 
4. Психологический уровень. Существуют вневременные и внесоциальные характеристики у человека, которые лежат в основе всех других сторон личности. Некоторые ученые сюда относят психические процессы, свойства и психические состояния.
Описание слайда:
Понятие личности 4. Психологический уровень. Существуют вневременные и внесоциальные характеристики у человека, которые лежат в основе всех других сторон личности. Некоторые ученые сюда относят психические процессы, свойства и психические состояния.

Слайд 86





Понятие личности 
Личность - это человек, взятый в системе социально-обусловленных  психологических характеристик, проявляющихся в общественных отношениях,  определяющих нравственные поступки человека и являющихся устойчивыми.
Описание слайда:
Понятие личности Личность - это человек, взятый в системе социально-обусловленных психологических характеристик, проявляющихся в общественных отношениях, определяющих нравственные поступки человека и являющихся устойчивыми.

Слайд 87





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 88





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 89





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 90





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 91





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 92





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 93





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 94





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 95





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 96





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 97





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 98





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 99





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 100





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 101





СТРУКТУРА личности
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности

Слайд 102





СТРУКТУРА личности 
Характер

Характер" (в переводе с греческого "печать", "чеканка) означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности Характер Характер" (в переводе с греческого "печать", "чеканка) означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Слайд 103





СТРУКТУРА личности 
Структура характера 

Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты. При этом, они не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности Структура характера Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты. При этом, они не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Слайд 104





СТРУКТУРА личности 
Структура характера 

Б.Г. Ананьев к основным свойствам относит:
направленность,
привычки,
коммуникативные свойства,
эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности Структура характера Б.Г. Ананьев к основным свойствам относит: направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

Слайд 105





СТРУКТУРА личности 
Структура характера 

А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев описывают такие пары свойств, как:
"уравновешенность – неуравновешенность", 
"сензитивность-агрессивность",
"широта – узость",
"глубина – поверхностность",
"богатство (содержательность) – бедность",
"сила – слабость".
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности Структура характера А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев описывают такие пары свойств, как: "уравновешенность – неуравновешенность", "сензитивность-агрессивность", "широта – узость", "глубина – поверхностность", "богатство (содержательность) – бедность", "сила – слабость".

Слайд 106





СТРУКТУРА личности 
Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: 
содержание,
форму.
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание, форму.

Слайд 107





СТРУКТУРА личности 
Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.

Слайд 108





СТРУКТУРА личности 
В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Слайд 109





СТРУКТУРА личности 
Характер человека проявляется в следующей системе отношений:

1. Отношение к другим людям. Здесь можно выделить такие черты характера, как: "общительность – замкнутость", "правдивость – лживость", "тактичность – грубость";
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности Характер человека проявляется в следующей системе отношений: 1. Отношение к другим людям. Здесь можно выделить такие черты характера, как: "общительность – замкнутость", "правдивость – лживость", "тактичность – грубость";

Слайд 110





СТРУКТУРА личности 
2. Отношение к делу. Здесь можно выделить такие черты характера, как: "ответственность – недобросовестность", "трудолюбие – ленность";
3. Отношение к себе. Здесь можно выделить такие черты характера, как: "скромность – самовлюбленность", "самокритичность – самоуверенность", "гордость – смирение";
4. Отношение к собственности. Здесь можно выделить такие черты характера, как: "щедрость – жадность", "бережливость – расточительность", "аккуратность – неряшливость".
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности 2. Отношение к делу. Здесь можно выделить такие черты характера, как: "ответственность – недобросовестность", "трудолюбие – ленность"; 3. Отношение к себе. Здесь можно выделить такие черты характера, как: "скромность – самовлюбленность", "самокритичность – самоуверенность", "гордость – смирение"; 4. Отношение к собственности. Здесь можно выделить такие черты характера, как: "щедрость – жадность", "бережливость – расточительность", "аккуратность – неряшливость".

Слайд 111





СТРУКТУРА личности 
Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются исследователями как акцентуации характера.
Описание слайда:
СТРУКТУРА личности Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются исследователями как акцентуации характера.

Слайд 112





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
Состав мотивационной сферы:

Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности Состав мотивационной сферы: Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

Слайд 113





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
Состав мотивационной сферы:

Дефицит – Нужда – Потребность – Мотив -|- Деятельность(Цель)
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности Состав мотивационной сферы: Дефицит – Нужда – Потребность – Мотив -|- Деятельность(Цель)

Слайд 114





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
Целью называют тот непосредственно-осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. 
Психологически цель есть то содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. 
Потребности, цели и мотивы – это основные составляющие мотивационной сферы человека.
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности Целью называют тот непосредственно-осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Психологически цель есть то содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Потребности, цели и мотивы – это основные составляющие мотивационной сферы человека.

Слайд 115





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.

Слайд 116





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
Осознанные – это когда человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные – это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности.
К внешним (ситуативным или узким мотивам) относятся такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ и т.д. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают человека к деятельности как к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребность в информации и т.д.
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности Осознанные – это когда человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные – это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К внешним (ситуативным или узким мотивам) относятся такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ и т.д. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают человека к деятельности как к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребность в информации и т.д.

Слайд 117





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация – это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. 

Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин действия и поступков путем указания на социально-приемлемые для него и общества обстоятельства.
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация – это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин действия и поступков путем указания на социально-приемлемые для него и общества обстоятельства.

Слайд 118





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
Направленность личности
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации.
Направленность выступает как система, образующая свойства личности, определяющая ее психологический склад. Направленность влияет на все свойства личности.
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности Направленность личности Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации. Направленность выступает как система, образующая свойства личности, определяющая ее психологический склад. Направленность влияет на все свойства личности.

Слайд 119





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
Виды направленности: 
1.Личная направленность, которая создается преобладанием мотивов собственного благополучия, самоутверждения. 
2.Коллективистическая направленность, когда поступки человека побуждаются интересами общества, коллектива, других людей. 
3.Деловая направленность. Порождается самой деятельностью, увлечением этой деятельностью (спортом, наукой).
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности Виды направленности: 1.Личная направленность, которая создается преобладанием мотивов собственного благополучия, самоутверждения. 2.Коллективистическая направленность, когда поступки человека побуждаются интересами общества, коллектива, других людей. 3.Деловая направленность. Порождается самой деятельностью, увлечением этой деятельностью (спортом, наукой).

Слайд 120





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
В структуре направленности выделяют 3 группы мотивов: 

Простые, к которым можно отнести влечения, желания и хотения. 
2. Сложные: интересы, склонности и идеалы. 
3. Случайные: чувства, аффекты и т.д.
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности В структуре направленности выделяют 3 группы мотивов: Простые, к которым можно отнести влечения, желания и хотения. 2. Сложные: интересы, склонности и идеалы. 3. Случайные: чувства, аффекты и т.д.

Слайд 121





Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности
В целом, направленность личности может быть узколичной или носить широкий общественный характер, являться неустойчивой (всецело зависеть от ситуации) или же устойчивой (длительно определять линию поведения).
Описание слайда:
Лекция 7. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА личности В целом, направленность личности может быть узколичной или носить широкий общественный характер, являться неустойчивой (всецело зависеть от ситуации) или же устойчивой (длительно определять линию поведения).

Слайд 122


Психология как наука, слайд №122
Описание слайда:

Слайд 123


Психология как наука, слайд №123
Описание слайда:

Слайд 124


Психология как наука, слайд №124
Описание слайда:

Слайд 125





Психические познавательные процессы
Описание слайда:
Психические познавательные процессы



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию