🗊Презентация Художественная культура Древней Руси

Нажмите для полного просмотра!
Художественная культура Древней Руси, слайд №1Художественная культура Древней Руси, слайд №2Художественная культура Древней Руси, слайд №3Художественная культура Древней Руси, слайд №4Художественная культура Древней Руси, слайд №5Художественная культура Древней Руси, слайд №6Художественная культура Древней Руси, слайд №7Художественная культура Древней Руси, слайд №8Художественная культура Древней Руси, слайд №9Художественная культура Древней Руси, слайд №10Художественная культура Древней Руси, слайд №11Художественная культура Древней Руси, слайд №12Художественная культура Древней Руси, слайд №13Художественная культура Древней Руси, слайд №14Художественная культура Древней Руси, слайд №15Художественная культура Древней Руси, слайд №16Художественная культура Древней Руси, слайд №17Художественная культура Древней Руси, слайд №18Художественная культура Древней Руси, слайд №19

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Художественная культура Древней Руси. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА  
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА  
ДРЕВНЕЙ РУСИ
Описание слайда:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 2





Восточноевропейское средневековье – тысячелетний период первоначальной истории славян (6-10 вв.). 
Восточноевропейское средневековье – тысячелетний период первоначальной истории славян (6-10 вв.).
Описание слайда:
Восточноевропейское средневековье – тысячелетний период первоначальной истории славян (6-10 вв.). Восточноевропейское средневековье – тысячелетний период первоначальной истории славян (6-10 вв.).

Слайд 3





Три основных этапа формирования и истории восточнославянского региона:
Три основных этапа формирования и истории восточнославянского региона:

Раннее средневековье (6-10 вв.): 
-переход от земледельческих посёлков и полукочевий к торгово-ремесленным городищам (наличие торга, посада, капища, укреплений, ремесленного производства); 
-«пульсирующее»  (М.С.Каган) в этническом отношении население; 
-развитие межплеменного и международного культурного обмена («из варяг в греки»,  «великий шёлковый путь»);  
-военная дружина, обеспечивающая силу княжеской власти; 
-нарастание социальных различий; 
-доминирование народной культуры и народного творчества.
Описание слайда:
Три основных этапа формирования и истории восточнославянского региона: Три основных этапа формирования и истории восточнославянского региона: Раннее средневековье (6-10 вв.): -переход от земледельческих посёлков и полукочевий к торгово-ремесленным городищам (наличие торга, посада, капища, укреплений, ремесленного производства); -«пульсирующее» (М.С.Каган) в этническом отношении население; -развитие межплеменного и международного культурного обмена («из варяг в греки», «великий шёлковый путь»); -военная дружина, обеспечивающая силу княжеской власти; -нарастание социальных различий; -доминирование народной культуры и народного творчества.

Слайд 4





Зрелое средневековье (11-15 вв.): 
Зрелое средневековье (11-15 вв.): 
Возникновение феодального государства.  
Рост и укрепление городов. 
Продолжение классовой и сословной дифференциации.
Разделение славян на три культурно-исторические группы: западные  (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы),
 южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы) 
восточные (русские, украинцы, белорусы)
8-9 вв. Образование древнерусской (восточнославянской) народности  
Перерождение дружинно-княжеской культуры в государственно-церковную. 
Двойственность художественной культуры: 
1)земледельческая, 
2)княжеская и церковная; 
феномен двоеверия (язычество и христианство); 
византийский стиль –  «образная формула христианства» (М.С.Каган); 
воздействие византийской культуры как  «трансплантация» и   результат  этого воздействия как «славянская редакция» регионального типа художественной культуры  (Д.С.Лихачёв);  
Формирование области «культуры-посредника»: общеславянская письменность, деятельность Кирилла и Мефодия, единая литературная судьба,  сходство художественного стиля; 
взаимосвязь византийского канона и собственно русских представлений о красоте (летописание, уникальный жанр иконописного подлинника);.
Описание слайда:
Зрелое средневековье (11-15 вв.): Зрелое средневековье (11-15 вв.): Возникновение феодального государства. Рост и укрепление городов. Продолжение классовой и сословной дифференциации. Разделение славян на три культурно-исторические группы: западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы) восточные (русские, украинцы, белорусы) 8-9 вв. Образование древнерусской (восточнославянской) народности Перерождение дружинно-княжеской культуры в государственно-церковную. Двойственность художественной культуры: 1)земледельческая, 2)княжеская и церковная; феномен двоеверия (язычество и христианство); византийский стиль – «образная формула христианства» (М.С.Каган); воздействие византийской культуры как «трансплантация» и результат этого воздействия как «славянская редакция» регионального типа художественной культуры (Д.С.Лихачёв); Формирование области «культуры-посредника»: общеславянская письменность, деятельность Кирилла и Мефодия, единая литературная судьба, сходство художественного стиля; взаимосвязь византийского канона и собственно русских представлений о красоте (летописание, уникальный жанр иконописного подлинника);.

Слайд 5





Четьи-Минеи (от слав. «ежемесячные чтения») – сборники житий святых, изложенных в порядке празднования их памяти по православному церковному календаою.
Четьи-Минеи (от слав. «ежемесячные чтения») – сборники житий святых, изложенных в порядке празднования их памяти по православному церковному календаою.
Описание слайда:
Четьи-Минеи (от слав. «ежемесячные чтения») – сборники житий святых, изложенных в порядке празднования их памяти по православному церковному календаою. Четьи-Минеи (от слав. «ежемесячные чтения») – сборники житий святых, изложенных в порядке празднования их памяти по православному церковному календаою.

Слайд 6





Факторы, повлиявшие на формирование восточнославянской художественной культуры (М.С.Каган):
Факторы, повлиявшие на формирование восточнославянской художественной культуры (М.С.Каган):
- военно-политическое давление кочевников евразийских степей;
- военная угроза со стороны северо-западных соседей (печенеги, половцы, татаро-монголы);
- военные, торговые и культурные связи с югом Европы.
Описание слайда:
Факторы, повлиявшие на формирование восточнославянской художественной культуры (М.С.Каган): Факторы, повлиявшие на формирование восточнославянской художественной культуры (М.С.Каган): - военно-политическое давление кочевников евразийских степей; - военная угроза со стороны северо-западных соседей (печенеги, половцы, татаро-монголы); - военные, торговые и культурные связи с югом Европы.

Слайд 7





Восточнославянский фольклор: 
Восточнославянский фольклор: 
-обрядовые праздники
-обрядовый фольклор
-волшебные и бытовые сказки 
-бывальщины 
-трудовые песни 
-заговоры 
-заклинания 
-народные игрища.
Описание слайда:
Восточнославянский фольклор: Восточнославянский фольклор: -обрядовые праздники -обрядовый фольклор -волшебные и бытовые сказки -бывальщины -трудовые песни -заговоры -заклинания -народные игрища.

Слайд 8





Архитектура
Архитектура
Чувство природы, присущее русским зодчим. 
Связь архитектуры с ландшафтом: монастырский храм в лесной глуши; 
величественный городской собор, окружённый  мощными крепостными стенами. 
Особое место культовых сооружений.
Описание слайда:
Архитектура Архитектура Чувство природы, присущее русским зодчим. Связь архитектуры с ландшафтом: монастырский храм в лесной глуши; величественный городской собор, окружённый мощными крепостными стенами. Особое место культовых сооружений.

Слайд 9


Художественная культура Древней Руси, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (11 В.):  
СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (11 В.):  
собор «премудрости божьей»; 
возведён на месте разгрома Ярославом печенегов, осадивших Киев в 1036 г.; 
византийская система крестово-купольной церкви;  
принцип ступенчатого нарастания массы здания; 
массивность,
 тяжеловесность, 
грандиозность, 
торжественность как основные стилевые черты внешнего облика;  
различные размеры куполов (куполов всего 13); 
волнистые линии закомар (полукруглых завершений фасадов); 
широкая внешняя галерея;  
динамичность внутреннего пространства; 
огромная алтарная арка; 
максимальная заполненность купола, стен, сводов, столбов фресками и мозаиками;
Описание слайда:
СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (11 В.): СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (11 В.): собор «премудрости божьей»; возведён на месте разгрома Ярославом печенегов, осадивших Киев в 1036 г.; византийская система крестово-купольной церкви; принцип ступенчатого нарастания массы здания; массивность, тяжеловесность, грандиозность, торжественность как основные стилевые черты внешнего облика; различные размеры куполов (куполов всего 13); волнистые линии закомар (полукруглых завершений фасадов); широкая внешняя галерея; динамичность внутреннего пространства; огромная алтарная арка; максимальная заполненность купола, стен, сводов, столбов фресками и мозаиками;

Слайд 11





Христос Пантократор – Вседержитель 
Христос Пантократор – Вседержитель 
Изображён в медальоне купола; 
поза несколько скована,  
круглая рама, очерчивающая композицию, усиливает это впечатление, как бы лишая фигуру воздуха.
Описание слайда:
Христос Пантократор – Вседержитель Христос Пантократор – Вседержитель Изображён в медальоне купола; поза несколько скована, круглая рама, очерчивающая композицию, усиливает это впечатление, как бы лишая фигуру воздуха.

Слайд 12





Богоматерь-Оранта – «Нерушимая стена» 
Богоматерь-Оранта – «Нерушимая стена» 
Изображение занимает всю апсиду; фигура представлена фронтально; канонические цвета одежды: 
плащ-мафорий окрашен пурпуром – царственным цветом, 
платье синее – цвет небесной сущности,– символ божественнлинии складок золотые ости; 
приземистые пропорции фигуры; голова немного увеличена;
глаза сильно увеличены. 
Четыре архангела, апостолы, евангелисты, святители, монахи-аскеты, святые-воины, многочисленные сцены; 
изысканность колорита (сочетание серо-фиолетовых, голубоватых и ярко-жёлтых тонов на  переливающемся золотом фоне);  
величественность и одухотворённость образов;  суровое выражение лиц.
Описание слайда:
Богоматерь-Оранта – «Нерушимая стена» Богоматерь-Оранта – «Нерушимая стена» Изображение занимает всю апсиду; фигура представлена фронтально; канонические цвета одежды: плащ-мафорий окрашен пурпуром – царственным цветом, платье синее – цвет небесной сущности,– символ божественнлинии складок золотые ости; приземистые пропорции фигуры; голова немного увеличена; глаза сильно увеличены. Четыре архангела, апостолы, евангелисты, святители, монахи-аскеты, святые-воины, многочисленные сцены; изысканность колорита (сочетание серо-фиолетовых, голубоватых и ярко-жёлтых тонов на переливающемся золотом фоне); величественность и одухотворённость образов; суровое выражение лиц.

Слайд 13





Церковь Покрова на Нерли (1194-1197) 
Церковь Покрова на Нерли (1194-1197) 
Один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества: 
-мощный белокаменный фундамент; 
-первоначальная пирамидальная ступенчатая композиция; 
-неразрывная связанность с пейзажем;  
-изящная устремлённость вверх; 
-воздушность; 
-богато профилированные порталы;
 -ажурный скульптурный декор; 
-лёгкий и светлый интерьер; 
-«открытый» характер внутреннего пространства.
Описание слайда:
Церковь Покрова на Нерли (1194-1197) Церковь Покрова на Нерли (1194-1197) Один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества: -мощный белокаменный фундамент; -первоначальная пирамидальная ступенчатая композиция; -неразрывная связанность с пейзажем; -изящная устремлённость вверх; -воздушность; -богато профилированные порталы; -ажурный скульптурный декор; -лёгкий и светлый интерьер; -«открытый» характер внутреннего пространства.

Слайд 14





Дмитровский собор во Владимире (1193-1197): 
Дмитровский собор во Владимире (1193-1197): 
пышность, «дворцовость» и «скульптурность» облика; 
-подчёркнутый вертикальный ритм; 
-вырезанные из камня  фигуры святых и растительные формы, заполняющие промежутки между колоннами; 
-богатая украшенность скульптурой.
Описание слайда:
Дмитровский собор во Владимире (1193-1197): Дмитровский собор во Владимире (1193-1197): пышность, «дворцовость» и «скульптурность» облика; -подчёркнутый вертикальный ритм; -вырезанные из камня фигуры святых и растительные формы, заполняющие промежутки между колоннами; -богатая украшенность скульптурой.

Слайд 15





Прикладное искусство и художественные ремёсла: 
Прикладное искусство и художественные ремёсла: 
-чернение по серебру 
-техника перегородчатой эмали 
-ковка серебряной посуды 
-керамика
-изделия из стекла 
Превращение вещи из амулета и оберега в украшение
-яркая красочность 
-геральдические композиции 
-тонкие, изящные контуры 
-сложная орнаментация 
-языческая тематика
-мотивы птиц, растений, животных.
Описание слайда:
Прикладное искусство и художественные ремёсла: Прикладное искусство и художественные ремёсла: -чернение по серебру -техника перегородчатой эмали -ковка серебряной посуды -керамика -изделия из стекла Превращение вещи из амулета и оберега в украшение -яркая красочность -геральдические композиции -тонкие, изящные контуры -сложная орнаментация -языческая тематика -мотивы птиц, растений, животных.

Слайд 16


Художественная культура Древней Руси, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





Колокола и колокольные звоны. 
Колокола и колокольные звоны. 
Колокольные звон – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. 
Он употребляется для призыва христиан к богослужению и «для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан» (Н.И.Басов).   
При церквах колокола употребляются на Западе с 8 в. (по другим данным – с 4 в.). 
До этого применялись била или клепала.  
В церковном обиходе колокола назывались кампаны (от римской провинции Кампании, где их в первый раз отлили из меди) и тяжкая (от греч. сильный звук большого колокола). 
По употреблению колокола делятся на праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, зазвонный, малые. 
По происхождению, т.е. на какие средства построены – царский, боярский, слободской и др. 
Колокола размещаются на крыше храма, в башне одного из куполов, но чаще всего – на колокольне, которая  делается выше храма, чтобы звук колокола доносился дальше.
Описание слайда:
Колокола и колокольные звоны. Колокола и колокольные звоны. Колокольные звон – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется для призыва христиан к богослужению и «для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан» (Н.И.Басов). При церквах колокола употребляются на Западе с 8 в. (по другим данным – с 4 в.). До этого применялись била или клепала. В церковном обиходе колокола назывались кампаны (от римской провинции Кампании, где их в первый раз отлили из меди) и тяжкая (от греч. сильный звук большого колокола). По употреблению колокола делятся на праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, зазвонный, малые. По происхождению, т.е. на какие средства построены – царский, боярский, слободской и др. Колокола размещаются на крыше храма, в башне одного из куполов, но чаще всего – на колокольне, которая делается выше храма, чтобы звук колокола доносился дальше.

Слайд 18





Колокольные звоны бывают четырёх родов:
Колокольные звоны бывают четырёх родов:
благовест – мерные удары в какой-нибудь один колокол; обычно служит призывом к богослужению;
перезвон – удары во все колокола по очереди; употребляется перед водосвятными молебнами, литургией и др.;
собственно колокольный звон – одновременно ударяют в два или более колокола;   
трезвон – звонят в несколько колоколов или во все колокола (во все тяжкие), в три приёма (три звона).

В католических и протестантских церквах колокольный звон производится раскачиванием самих колоколов, 
а в православных – раскачиванием языка. 
Звонари-виртуозы доводят колокольный звон до степени музыкальных мелодий, которые  иногда исполняются по нотам.
Описание слайда:
Колокольные звоны бывают четырёх родов: Колокольные звоны бывают четырёх родов: благовест – мерные удары в какой-нибудь один колокол; обычно служит призывом к богослужению; перезвон – удары во все колокола по очереди; употребляется перед водосвятными молебнами, литургией и др.; собственно колокольный звон – одновременно ударяют в два или более колокола; трезвон – звонят в несколько колоколов или во все колокола (во все тяжкие), в три приёма (три звона). В католических и протестантских церквах колокольный звон производится раскачиванием самих колоколов, а в православных – раскачиванием языка. Звонари-виртуозы доводят колокольный звон до степени музыкальных мелодий, которые иногда исполняются по нотам.

Слайд 19





Одни из самых известных  – ростовские звоны. 
Одни из самых известных  – ростовские звоны. 
В Ростовском Кремле звонница Успенского собора имеет 15 колоколов (17 в.): 
самый низкий колокол (басовый) называется Сысой, весит 32 т, слышен на расстоянии 20 км. 
«Полиелейный», весит 16 т. 
«Лебедь», весит 8 т. 
Эти три колокола звучат домажорным трезвучием.
Опорой ритма и мелодики русского звона является речь, слово. 
В звонах сочетается семиотический ряд церковнославянского языка и ритмико-фразеологические свойства народной речи и плясовой музыки. 
Большие колокола способны издавать инфразвуки, не воспринимаемые слухом, но оказывающие эмоциональное воздействие.
Описание слайда:
Одни из самых известных – ростовские звоны. Одни из самых известных – ростовские звоны. В Ростовском Кремле звонница Успенского собора имеет 15 колоколов (17 в.): самый низкий колокол (басовый) называется Сысой, весит 32 т, слышен на расстоянии 20 км. «Полиелейный», весит 16 т. «Лебедь», весит 8 т. Эти три колокола звучат домажорным трезвучием. Опорой ритма и мелодики русского звона является речь, слово. В звонах сочетается семиотический ряд церковнославянского языка и ритмико-фразеологические свойства народной речи и плясовой музыки. Большие колокола способны издавать инфразвуки, не воспринимаемые слухом, но оказывающие эмоциональное воздействие.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию