🗊Презентация Русская литература второй половины XX века

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Русская литература второй половины XX века, слайд №1Русская литература второй половины XX века, слайд №2Русская литература второй половины XX века, слайд №3Русская литература второй половины XX века, слайд №4Русская литература второй половины XX века, слайд №5Русская литература второй половины XX века, слайд №6Русская литература второй половины XX века, слайд №7Русская литература второй половины XX века, слайд №8Русская литература второй половины XX века, слайд №9Русская литература второй половины XX века, слайд №10Русская литература второй половины XX века, слайд №11Русская литература второй половины XX века, слайд №12Русская литература второй половины XX века, слайд №13Русская литература второй половины XX века, слайд №14Русская литература второй половины XX века, слайд №15Русская литература второй половины XX века, слайд №16Русская литература второй половины XX века, слайд №17Русская литература второй половины XX века, слайд №18Русская литература второй половины XX века, слайд №19Русская литература второй половины XX века, слайд №20Русская литература второй половины XX века, слайд №21Русская литература второй половины XX века, слайд №22Русская литература второй половины XX века, слайд №23Русская литература второй половины XX века, слайд №24Русская литература второй половины XX века, слайд №25Русская литература второй половины XX века, слайд №26Русская литература второй половины XX века, слайд №27Русская литература второй половины XX века, слайд №28Русская литература второй половины XX века, слайд №29Русская литература второй половины XX века, слайд №30Русская литература второй половины XX века, слайд №31Русская литература второй половины XX века, слайд №32Русская литература второй половины XX века, слайд №33Русская литература второй половины XX века, слайд №34Русская литература второй половины XX века, слайд №35Русская литература второй половины XX века, слайд №36Русская литература второй половины XX века, слайд №37

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Русская литература второй половины XX века. Доклад-сообщение содержит 37 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Русская литература второй половины XX века
Описание слайда:
Русская литература второй половины XX века

Слайд 2





План  
Тема Великой Отечественной войны в литературе
Лирика военных лет.
Публицистика как самый оперативный жанр военных лет.
Три потока военной прозы.
Состояние русской литературы в первое послевоенное десятилетие
Литература периода «оттепели»
Литературные споры и состояние публицистики
«Деревенская» проза, темы, конфликты, авторы
«Лагерная» проза. Тема «архипелага ГУЛАГ»
«Интеллектуальная» проза
«Историческая» проза
«Молодежная» проза
Литературный процесс 80-х годов
Состояние публицистики
«Возвращенная» литература
Тема истории в литературе
Литература постмодернизма
Литературный процесс 90-х годов
Описание слайда:
План Тема Великой Отечественной войны в литературе Лирика военных лет. Публицистика как самый оперативный жанр военных лет. Три потока военной прозы. Состояние русской литературы в первое послевоенное десятилетие Литература периода «оттепели» Литературные споры и состояние публицистики «Деревенская» проза, темы, конфликты, авторы «Лагерная» проза. Тема «архипелага ГУЛАГ» «Интеллектуальная» проза «Историческая» проза «Молодежная» проза Литературный процесс 80-х годов Состояние публицистики «Возвращенная» литература Тема истории в литературе Литература постмодернизма Литературный процесс 90-х годов

Слайд 3


Русская литература второй половины XX века, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





   Поэзия
Жанры лирики – самые популярные .
Описание слайда:
Поэзия Жанры лирики – самые популярные .

Слайд 5






ЛИРИКА. 
Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах. 
Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.
Многие военные стихи становились популярными песнями (« Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Землянка» А. Сурков и др.)
Описание слайда:
ЛИРИКА. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах. Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков. Многие военные стихи становились популярными песнями (« Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Землянка» А. Сурков и др.)

Слайд 6





ПОЭМЫ
                     1941
К.Симонов «Сын артиллериста»
                    1942 
М.Алигер «Зоя»
М.Светлов «Двадцать восемь»
О.Берггольц «Февральский  дневник»
                   1943 
В.Инбер «Пулковский меридиан»
П.Антокольский «Сын»
Описание слайда:
ПОЭМЫ 1941 К.Симонов «Сын артиллериста» 1942 М.Алигер «Зоя» М.Светлов «Двадцать восемь» О.Берггольц «Февральский дневник» 1943 В.Инбер «Пулковский меридиан» П.Антокольский «Сын»

Слайд 7





Публицистика – ведущий жанр
Описание слайда:
Публицистика – ведущий жанр

Слайд 8


Русская литература второй половины XX века, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Русская литература второй половины XX века, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Русская литература второй половины XX века, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





К.Симонов «Живые и мертвые» 
К.Симонов «Живые и мертвые» 
В.Гроссман «Жизнь и судьба» 
Ю.Бондарев «Батальоны просят огня», «Последние залпы»
Г.Бакланов «Южнее главного удара», «Пядь земли»
В.Быков «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовая страница»
В.Астафьев «Звездопад»
К.Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой»
В.Некрасов «В окопах Сталинграда»…
Описание слайда:
К.Симонов «Живые и мертвые» К.Симонов «Живые и мертвые» В.Гроссман «Жизнь и судьба» Ю.Бондарев «Батальоны просят огня», «Последние залпы» Г.Бакланов «Южнее главного удара», «Пядь земли» В.Быков «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовая страница» В.Астафьев «Звездопад» К.Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой» В.Некрасов «В окопах Сталинграда»…

Слайд 12





Третий поток
В.Распутин «Живи и помни»
Ю.Бондарев «Горячий снег»
В.Быков «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться»
Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»
В.Богомолов «В августе сорок четвертого», «В кригере»
Г.Владимов «Генерал и его армия»…
Описание слайда:
Третий поток В.Распутин «Живи и помни» Ю.Бондарев «Горячий снег» В.Быков «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться» Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние» В.Богомолов «В августе сорок четвертого», «В кригере» Г.Владимов «Генерал и его армия»…

Слайд 13





Пропал запал. 
По всем приметам
Пропал запал. 
По всем приметам
Твой горький день вступил в права. 
Всем - звоном, запахом и цветом - 
Нехороши тебе слова; 
Недостоверны мысли, чувства, 
Ты строго взвесил их - не те... 
И все вокруг мертво и пусто, 
И тошно в этой пустоте.
Описание слайда:
Пропал запал. По всем приметам Пропал запал. По всем приметам Твой горький день вступил в права. Всем - звоном, запахом и цветом - Нехороши тебе слова; Недостоверны мысли, чувства, Ты строго взвесил их - не те... И все вокруг мертво и пусто, И тошно в этой пустоте.

Слайд 14





После смерти И. В. Сталина в 1953 году началась новая эпоха в жизни общества, в общественном сознании возникло ощущение скорых перемен, теперь уже благоприятных. Писатели первыми почувствовали и запечатлели в своих произведениях изменение общественного климата.
После смерти И. В. Сталина в 1953 году началась новая эпоха в жизни общества, в общественном сознании возникло ощущение скорых перемен, теперь уже благоприятных. Писатели первыми почувствовали и запечатлели в своих произведениях изменение общественного климата.
Описание слайда:
После смерти И. В. Сталина в 1953 году началась новая эпоха в жизни общества, в общественном сознании возникло ощущение скорых перемен, теперь уже благоприятных. Писатели первыми почувствовали и запечатлели в своих произведениях изменение общественного климата. После смерти И. В. Сталина в 1953 году началась новая эпоха в жизни общества, в общественном сознании возникло ощущение скорых перемен, теперь уже благоприятных. Писатели первыми почувствовали и запечатлели в своих произведениях изменение общественного климата.

Слайд 15





Образ просыпающейся, вечно обновляющейся природы становится символом торжества жизни, преодоления трагедии, символом стойкости человеческого духа. 
Образ просыпающейся, вечно обновляющейся природы становится символом торжества жизни, преодоления трагедии, символом стойкости человеческого духа.
Описание слайда:
Образ просыпающейся, вечно обновляющейся природы становится символом торжества жизни, преодоления трагедии, символом стойкости человеческого духа. Образ просыпающейся, вечно обновляющейся природы становится символом торжества жизни, преодоления трагедии, символом стойкости человеческого духа.

Слайд 16





В годы "оттепели", как и в любой переломный исторический период, многократно возросла роль периодических изданий. 
В годы "оттепели", как и в любой переломный исторический период, многократно возросла роль периодических изданий. 
Большое значение имел уже тот факт, в каком журнале публиковалось то или иное произведение или статья.
Демократические устремления общества выражали журналы "Новый мир", "Юность" или альманах "Литературная Москва", тогда как консерваторы объединялись вокруг журнала "Октябрь".
Описание слайда:
В годы "оттепели", как и в любой переломный исторический период, многократно возросла роль периодических изданий. В годы "оттепели", как и в любой переломный исторический период, многократно возросла роль периодических изданий. Большое значение имел уже тот факт, в каком журнале публиковалось то или иное произведение или статья. Демократические устремления общества выражали журналы "Новый мир", "Юность" или альманах "Литературная Москва", тогда как консерваторы объединялись вокруг журнала "Октябрь".

Слайд 17





Начало многих творческих процессов второй половины XX  века  связано с  журналом "Новый мир", возглавляемым А. Твардовским.
Начало многих творческих процессов второй половины XX  века  связано с  журналом "Новый мир", возглавляемым А. Твардовским.
Главный редактор и его единомышленники вели ежедневную, изматывающую борьбу за подлинную, талантливую, внутренне свободную литературу. 
Важнейшим аргументом в споре о вкладе "Нового мира" в историю литературной и общественной мысли стали опубликованные на его страницах авторы, многим из которых он открыл дорогу в большую литературу. 
Целое литературное направление шестидесятых годов, названное критикой очерковым, социально-критическим или социально-аналитическим, связано с именем "Нового мира"
Описание слайда:
Начало многих творческих процессов второй половины XX века связано с журналом "Новый мир", возглавляемым А. Твардовским. Начало многих творческих процессов второй половины XX века связано с журналом "Новый мир", возглавляемым А. Твардовским. Главный редактор и его единомышленники вели ежедневную, изматывающую борьбу за подлинную, талантливую, внутренне свободную литературу. Важнейшим аргументом в споре о вкладе "Нового мира" в историю литературной и общественной мысли стали опубликованные на его страницах авторы, многим из которых он открыл дорогу в большую литературу. Целое литературное направление шестидесятых годов, названное критикой очерковым, социально-критическим или социально-аналитическим, связано с именем "Нового мира"

Слайд 18





«Деревенская» проза - 
произведения о деревне, созданные в 60-80 годы Ф.Абрамовым, В. Астафьевым, В. Беловым, Е. Носовым, В. Распутиным, В. Шукшиным, которые объединяет не только тема, но и во многом единство взгляда на жизнь, её опоры, смысл, характер развития.
Описание слайда:
«Деревенская» проза - произведения о деревне, созданные в 60-80 годы Ф.Абрамовым, В. Астафьевым, В. Беловым, Е. Носовым, В. Распутиным, В. Шукшиным, которые объединяет не только тема, но и во многом единство взгляда на жизнь, её опоры, смысл, характер развития.

Слайд 19





Федор Абрамов 
«Братья и сестры»
Главное внимание Абрамова направлено на создание коллективного портрета пекашинцев. Коллективный герой романа "Братья и сестры" - единый, живущий общей судьбой, связанный одной целью, одной волей крестьянский мир, сила которого в этой слитности, нерасколотости. 
В названии романа очевиден обобщающий, метафорический смысл, дух единства, общности народа. Братья и сестры - это родные люди, одна семья. Так в романе определяется важнейший его аспект: тема семьи, дома как основы человеческого бытия.
Описание слайда:
Федор Абрамов «Братья и сестры» Главное внимание Абрамова направлено на создание коллективного портрета пекашинцев. Коллективный герой романа "Братья и сестры" - единый, живущий общей судьбой, связанный одной целью, одной волей крестьянский мир, сила которого в этой слитности, нерасколотости. В названии романа очевиден обобщающий, метафорический смысл, дух единства, общности народа. Братья и сестры - это родные люди, одна семья. Так в романе определяется важнейший его аспект: тема семьи, дома как основы человеческого бытия.

Слайд 20





Василий Шукшин
Герои Шукшина остро реагируют на зло и несправедливость, живут по своим нравственным законам, по велению сердца, нередко испытывают неудовлетворенность жизнью, хотя не всегда осознают причину этого чувства
Истоки конфликтов его произведений  - в разрушении самобытного крестьянского мира с его патриархальными обычаями и представлениями, в массовом исходе из деревни. 
Отрыв от земли, родного дома, болезненные попытки приспособиться в чуждой городской цивилизации, разрыв семейно-родственных связей, одиночество стариков – таковы  нравственные последствия социальных явлений современной действительности.
Описание слайда:
Василий Шукшин Герои Шукшина остро реагируют на зло и несправедливость, живут по своим нравственным законам, по велению сердца, нередко испытывают неудовлетворенность жизнью, хотя не всегда осознают причину этого чувства Истоки конфликтов его произведений - в разрушении самобытного крестьянского мира с его патриархальными обычаями и представлениями, в массовом исходе из деревни. Отрыв от земли, родного дома, болезненные попытки приспособиться в чуждой городской цивилизации, разрыв семейно-родственных связей, одиночество стариков – таковы нравственные последствия социальных явлений современной действительности.

Слайд 21





Юрий Казаков
Вопросы  взаимоотношений человека и природы, острое осознание  опасность сугубо потребительского отношения к природе, предупреждают о пагубности стремления своевольно её преобразовывать, не заботясь о будущем. 
Главный духовный центр– напряженная и всё более трудно разрешаемая связь челове5ка и природного мира, полная драм, нота вины перед природой, мотив покаяния, искупления греха насилия над великим и свободным миром природы, напоминание, что, кроме текущей общественной жизни, кроме человеческой истории, есть ещё главная жизнь – природная, вечная, внеисторическая, и человек ответственен перед ней.
Описание слайда:
Юрий Казаков Вопросы взаимоотношений человека и природы, острое осознание опасность сугубо потребительского отношения к природе, предупреждают о пагубности стремления своевольно её преобразовывать, не заботясь о будущем. Главный духовный центр– напряженная и всё более трудно разрешаемая связь челове5ка и природного мира, полная драм, нота вины перед природой, мотив покаяния, искупления греха насилия над великим и свободным миром природы, напоминание, что, кроме текущей общественной жизни, кроме человеческой истории, есть ещё главная жизнь – природная, вечная, внеисторическая, и человек ответственен перед ней.

Слайд 22





«Лагерная» проза 
Тема  «архипелага ГУЛАГ», тема трагической судьбы инакомыслящих или просто оговоренных людей, оказавшихся в советских тюрьмах и концлагерях воплощена в таких произведениях «задержанной» литературы, как «Колымские рассказы» Варлама Шаламова,  стихах Анатолия Жигулина и его автобиографической повести «Черные камни». 
Александр Солженицын, чудесным образом исцелившийся от злокачественной опухоли, позднее увидел в этом волю провидения, призвавшего его к осуществлению главного дела жизни – выстраданного рассказа о «нестерпимой были» пережитого им самим и теми людьми, кто разделил с ним его трагическую судьбу.
Описание слайда:
«Лагерная» проза Тема «архипелага ГУЛАГ», тема трагической судьбы инакомыслящих или просто оговоренных людей, оказавшихся в советских тюрьмах и концлагерях воплощена в таких произведениях «задержанной» литературы, как «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, стихах Анатолия Жигулина и его автобиографической повести «Черные камни». Александр Солженицын, чудесным образом исцелившийся от злокачественной опухоли, позднее увидел в этом волю провидения, призвавшего его к осуществлению главного дела жизни – выстраданного рассказа о «нестерпимой были» пережитого им самим и теми людьми, кто разделил с ним его трагическую судьбу.

Слайд 23





«Интеллектуальная» проза
Трагические  конфликты эпохи осмысляет в своих романах «Факультет ненужных вещей» и «Хранитель древностей»  Ю Домбровского
Автор цитирует в романе мысли многих знаменитых деятелей и писателей прошлого, цитирует, чтобы затем обсудить, поразмышлять над этими входящими в текст романа цитатами. Неоднократно обращается автор и к Евангелиям. Трагизм происходящего в стране в годы сталинщины раскрывается в романе в изображении подлинных событий  на фоне размышлений о созданных человечеством культурных и нравственных ценностях, которые в это время оказались «ненужными вещами».
Описание слайда:
«Интеллектуальная» проза Трагические конфликты эпохи осмысляет в своих романах «Факультет ненужных вещей» и «Хранитель древностей» Ю Домбровского Автор цитирует в романе мысли многих знаменитых деятелей и писателей прошлого, цитирует, чтобы затем обсудить, поразмышлять над этими входящими в текст романа цитатами. Неоднократно обращается автор и к Евангелиям. Трагизм происходящего в стране в годы сталинщины раскрывается в романе в изображении подлинных событий на фоне размышлений о созданных человечеством культурных и нравственных ценностях, которые в это время оказались «ненужными вещами».

Слайд 24





«Историческая» проза
П. Нилин «Жестокость», С. Залыгин «Соленая падь», Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Стремление  к объективному взгляду и исключительной достоверности, восстановление многих "белых пятен"  официальной истории
Внимание  привлекает не традиционное изображение схватки "двух миров" в революции и гражданской войне, а внутренние драмы революции, противоречия внутри революционного лагеря, столкновение полярных точек зрения и моральных позиций людей, ставших частью исторической драмы 
Народ  не просто безмолвный зритель, но главный участник событий, от выбора которого зависит исход братоубийственной гражданской войны, судьба края, всей России
Описание слайда:
«Историческая» проза П. Нилин «Жестокость», С. Залыгин «Соленая падь», Б. Пастернак «Доктор Живаго» Стремление к объективному взгляду и исключительной достоверности, восстановление многих "белых пятен" официальной истории Внимание привлекает не традиционное изображение схватки "двух миров" в революции и гражданской войне, а внутренние драмы революции, противоречия внутри революционного лагеря, столкновение полярных точек зрения и моральных позиций людей, ставших частью исторической драмы Народ не просто безмолвный зритель, но главный участник событий, от выбора которого зависит исход братоубийственной гражданской войны, судьба края, всей России

Слайд 25





«Молодежная» проза
Герои-бунтари, протестующие против мелочной регламентации во всем, включая стандартный образ жизни, вкусы, привычки. Формой выражения этого протеста становился вызывающий внешний вид ("стиляги"), увлечение западной музыкой, разрыв с родителями, скептическое отношение к идейным и нравственным ценностям старшего поколения, доходящее до полного отрицания моральных ценностей 
Важнейшая примета стиля – исповедальность, широко используются внутренние монологи, форму повествования от первого лица
Конфликт - произведений первые столкновения со сложными реалиями "взрослой" жизни и неминуемые разочарования, попытки понять себя, обрести свое место в жизни, найти дело по душе, отношения с родными и друзьями, счастье и горечь первой любви -обо всем этом с подкупающей искренностью поведали книги .А Гладилина, В Аксенова, Г. Владимова
Описание слайда:
«Молодежная» проза Герои-бунтари, протестующие против мелочной регламентации во всем, включая стандартный образ жизни, вкусы, привычки. Формой выражения этого протеста становился вызывающий внешний вид ("стиляги"), увлечение западной музыкой, разрыв с родителями, скептическое отношение к идейным и нравственным ценностям старшего поколения, доходящее до полного отрицания моральных ценностей Важнейшая примета стиля – исповедальность, широко используются внутренние монологи, форму повествования от первого лица Конфликт - произведений первые столкновения со сложными реалиями "взрослой" жизни и неминуемые разочарования, попытки понять себя, обрести свое место в жизни, найти дело по душе, отношения с родными и друзьями, счастье и горечь первой любви -обо всем этом с подкупающей искренностью поведали книги .А Гладилина, В Аксенова, Г. Владимова

Слайд 26





Результаты «оттепели»
В годы "оттепели" начался процесс восстановления разорванных литературных связей и традиций. 
Включение в литературный процесс книг больших художников оказало влияние на уровень мастерства молодых писателей, которые стали более активно обращаться к вечным темам и проблемам, к героям философского склада, к приемам условности. предшественников. 
В результате многочисленных творческих дискуссий в противовес официальной точке зрения о целостном творческом методе советской литературы сформировалось представление о существовании различных эстетических школ и литературных направлений, о сложности и реальном многообразии литературного процесса.
Описание слайда:
Результаты «оттепели» В годы "оттепели" начался процесс восстановления разорванных литературных связей и традиций. Включение в литературный процесс книг больших художников оказало влияние на уровень мастерства молодых писателей, которые стали более активно обращаться к вечным темам и проблемам, к героям философского склада, к приемам условности. предшественников. В результате многочисленных творческих дискуссий в противовес официальной точке зрения о целостном творческом методе советской литературы сформировалось представление о существовании различных эстетических школ и литературных направлений, о сложности и реальном многообразии литературного процесса.

Слайд 27





В 1985-1986 годах в фокусе общественного внимания оказались три романа 
В 1985-1986 годах в фокусе общественного внимания оказались три романа 
"Пожар" В. Распутина, 
"Плаха" Ч. Айтматова
"Печальный детектив" В. Астафьева. 
Общим в этих произведениях разной стилистики было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Публицистический накал трех указанных произведений предвещал общий процесс стилистической эволюции перестроечной литературы: она стала быстро наращивать удельный вес злободневности в тематике и полемичности в выражении авторских взглядов.
Описание слайда:
В 1985-1986 годах в фокусе общественного внимания оказались три романа В 1985-1986 годах в фокусе общественного внимания оказались три романа "Пожар" В. Распутина, "Плаха" Ч. Айтматова "Печальный детектив" В. Астафьева. Общим в этих произведениях разной стилистики было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Публицистический накал трех указанных произведений предвещал общий процесс стилистической эволюции перестроечной литературы: она стала быстро наращивать удельный вес злободневности в тематике и полемичности в выражении авторских взглядов.

Слайд 28





Приметы  новой литературно-общественной ситуации 
Резкая эстетическая и общемировоззренческая поляризация в российской писательской среде
Ощущение  трагичности переживаемой эпохи, оцениваемой либо как катастрофа и тупик, либо как переходная к более высокому качеству жизни
Возрастание  непримиримости во взаимных оценках противостоящих друг другу группировок.
Описание слайда:
Приметы новой литературно-общественной ситуации Резкая эстетическая и общемировоззренческая поляризация в российской писательской среде Ощущение трагичности переживаемой эпохи, оцениваемой либо как катастрофа и тупик, либо как переходная к более высокому качеству жизни Возрастание непримиримости во взаимных оценках противостоящих друг другу группировок.

Слайд 29





«Возвращенная» литература
На страницах журналов появились произведения, созданные в прежние шесть десятилетий , но неизвестные широкому советскому читателю.
Полностью и окончательно вернулись к отечественному читателю М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, О. Мандельштам, эмигрантский И. Бунин и другие опальные художники, чьи книги частично издавались уже в 60-е годы. 
Они воспринимались читателем как факты истории литературы, как живые явления литературы современной, прочитывались как свидетельские показания людей, оппозиционных тоталитарному режиму. В оценке этих произведений преобладали не эстетические, а исторические и нравственные критерии
Описание слайда:
«Возвращенная» литература На страницах журналов появились произведения, созданные в прежние шесть десятилетий , но неизвестные широкому советскому читателю. Полностью и окончательно вернулись к отечественному читателю М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, О. Мандельштам, эмигрантский И. Бунин и другие опальные художники, чьи книги частично издавались уже в 60-е годы. Они воспринимались читателем как факты истории литературы, как живые явления литературы современной, прочитывались как свидетельские показания людей, оппозиционных тоталитарному режиму. В оценке этих произведений преобладали не эстетические, а исторические и нравственные критерии

Слайд 30





Самым сложным и долгим оказалось "возвращение" писателей, чьи произведения были идеологически нейтральными, но чья эстетика кардинально расходилась со стандартными нормами реализма. 
Самым сложным и долгим оказалось "возвращение" писателей, чьи произведения были идеологически нейтральными, но чья эстетика кардинально расходилась со стандартными нормами реализма. 
Читатель постепенно начинал открывать для себя произведения Л. Добычина, К. Вагинова, С. Кржижановского и, наконец, В. Набокова. 
В начале 90-х годов именно этот пласт наследия русской литературы оказал весьма заметное влияние на стилевую эволюцию современной русской литературы.
Описание слайда:
Самым сложным и долгим оказалось "возвращение" писателей, чьи произведения были идеологически нейтральными, но чья эстетика кардинально расходилась со стандартными нормами реализма. Самым сложным и долгим оказалось "возвращение" писателей, чьи произведения были идеологически нейтральными, но чья эстетика кардинально расходилась со стандартными нормами реализма. Читатель постепенно начинал открывать для себя произведения Л. Добычина, К. Вагинова, С. Кржижановского и, наконец, В. Набокова. В начале 90-х годов именно этот пласт наследия русской литературы оказал весьма заметное влияние на стилевую эволюцию современной русской литературы.

Слайд 31





Усиление  интереса писателей к исторической теме. было связано со спецификой переживаемого страной исторического поворота, когда резко возросла потребность общества в переоценке исторического пути, пройденного Россией, во внимательном освоении ее исторического опыта. 
Усиление  интереса писателей к исторической теме. было связано со спецификой переживаемого страной исторического поворота, когда резко возросла потребность общества в переоценке исторического пути, пройденного Россией, во внимательном освоении ее исторического опыта. 
Заметный читательский интерес вызвали несколько произведений, посвященных судьбам людей в "сталинский" период жизни страны. Среди них романы А. Рыбакова "Дети Арбата" и В. Дудинцева "Белые одежды", Б. Можаева "Изгой", Б. Окуджавы  "Упраздненный театр»,  В. Аксенова "Московская сага", эпопея А. И. Солженицына "Красное колесо".
Описание слайда:
Усиление интереса писателей к исторической теме. было связано со спецификой переживаемого страной исторического поворота, когда резко возросла потребность общества в переоценке исторического пути, пройденного Россией, во внимательном освоении ее исторического опыта. Усиление интереса писателей к исторической теме. было связано со спецификой переживаемого страной исторического поворота, когда резко возросла потребность общества в переоценке исторического пути, пройденного Россией, во внимательном освоении ее исторического опыта. Заметный читательский интерес вызвали несколько произведений, посвященных судьбам людей в "сталинский" период жизни страны. Среди них романы А. Рыбакова "Дети Арбата" и В. Дудинцева "Белые одежды", Б. Можаева "Изгой", Б. Окуджавы "Упраздненный театр», В. Аксенова "Московская сага", эпопея А. И. Солженицына "Красное колесо".

Слайд 32





Сюжеты и предметный мир идеологически тенденциозных романов близки к материалам текущей журналистики, а высокая степень полемичности, проявляемая авторами, приводит к тенденциозной иллюстративности. 
Сюжеты и предметный мир идеологически тенденциозных романов близки к материалам текущей журналистики, а высокая степень полемичности, проявляемая авторами, приводит к тенденциозной иллюстративности. 
Наиболее продуктивной и художественно состоятельной в конце 80-х - начале 90-х годов была литература, ориентированная на собственно изобразительные цели, на исследование социально-психологических и этических координат окружающей жизни. 
Душа конкретного, "маленького" человека для таких писателей, как Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Маканин, не менее сложна и загадочна, чем исторические катаклизмы. Мастеров современной прозы объединил круг общих, не менее значимых, вопросов, а именно проблематика отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы опошления или сохранения нравственной состоятельности.
Описание слайда:
Сюжеты и предметный мир идеологически тенденциозных романов близки к материалам текущей журналистики, а высокая степень полемичности, проявляемая авторами, приводит к тенденциозной иллюстративности. Сюжеты и предметный мир идеологически тенденциозных романов близки к материалам текущей журналистики, а высокая степень полемичности, проявляемая авторами, приводит к тенденциозной иллюстративности. Наиболее продуктивной и художественно состоятельной в конце 80-х - начале 90-х годов была литература, ориентированная на собственно изобразительные цели, на исследование социально-психологических и этических координат окружающей жизни. Душа конкретного, "маленького" человека для таких писателей, как Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Маканин, не менее сложна и загадочна, чем исторические катаклизмы. Мастеров современной прозы объединил круг общих, не менее значимых, вопросов, а именно проблематика отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы опошления или сохранения нравственной состоятельности.

Слайд 33





Постмодернизм 
Постмодернистские тенденции в мировой литературе нарастали с 1930-40-х годов нашего века,
Теоретическая  база постмодернизма сложилась в гуманитарных науках Запада (прежде всего - во Франции) в 1960-70-е годы. 
Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму Вен. Ерофеева "Москва-Петушки", лирику Иосифа Бродского, роман А. Битова "Пушкинский дом", романы писателя третьей волны эмиграции Саши Соколова "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия". 
Постмодернистское мироощущение в России сложилось в конце 1960-х годов, когда в общественном развитии закончился период "оттепели".
Описание слайда:
Постмодернизм Постмодернистские тенденции в мировой литературе нарастали с 1930-40-х годов нашего века, Теоретическая база постмодернизма сложилась в гуманитарных науках Запада (прежде всего - во Франции) в 1960-70-е годы. Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму Вен. Ерофеева "Москва-Петушки", лирику Иосифа Бродского, роман А. Битова "Пушкинский дом", романы писателя третьей волны эмиграции Саши Соколова "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия". Постмодернистское мироощущение в России сложилось в конце 1960-х годов, когда в общественном развитии закончился период "оттепели".

Слайд 34





Принципы постмодернизма
Отрицание  какой-либо иерархии, мировоззренческой цельности, возможности овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. 
Отказ  от следования какой-либо одной программе. 
Активное заимствование, разноцветье приемов и стилей
Отказ  искусству в  способности и принципиальной возможности выразить истину
Любая  словесная формулировка - роман, рекламный ролик, общественная программа или газетная передовица - прежде всего факт языка. Термин "произведение" уступает место термину "текст". 
Замена мировоззрения - независимостью критических суждений, непредубежденностью, терпимостью, открытостью, любовью к многообразию образов, игровой раскованностью, способностью к иронии и самоиронии. 
Стирание  границ между "высокими" и "низкими" стилями и жанрами, элитарной и массовой литературой, между критикой и беллетристикой, между искусством и неискусством. 
Использование  динамичных сюжетных схем, увлечение читателя необычными судьбами или невероятными метаморфозами в жизни героев.
Описание слайда:
Принципы постмодернизма Отрицание какой-либо иерархии, мировоззренческой цельности, возможности овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Отказ от следования какой-либо одной программе. Активное заимствование, разноцветье приемов и стилей Отказ искусству в способности и принципиальной возможности выразить истину Любая словесная формулировка - роман, рекламный ролик, общественная программа или газетная передовица - прежде всего факт языка. Термин "произведение" уступает место термину "текст". Замена мировоззрения - независимостью критических суждений, непредубежденностью, терпимостью, открытостью, любовью к многообразию образов, игровой раскованностью, способностью к иронии и самоиронии. Стирание границ между "высокими" и "низкими" стилями и жанрами, элитарной и массовой литературой, между критикой и беллетристикой, между искусством и неискусством. Использование динамичных сюжетных схем, увлечение читателя необычными судьбами или невероятными метаморфозами в жизни героев.

Слайд 35





Литературная ситуация 90-х годов
Тиражи  "толстых" ежемесячников упали в десятки раз,  книгоиздательскую политику определяли коммерческие критерии - низкокачественная беллетристика вытеснила серьезную литературу. 
Серьезнейшее воздействие на положение литературы в современной культуре оказала глобальная переориентация аудитории на зрелищные формы художественной информации. лидирующее место на рынке информационных услуг заняли телевидение и видеопродукция , "шоу-бизнес" потеснил серьезные литературу, изобразительное искусство, классическую музыку. 
Наиболее значительные достижения современной литературы связаны с исследованием  глубин человеческого существования. 
В распоряжении современного писателя - богатейший арсенал приемов и выразительных средств, разработанных в прошлом самыми разными литературными направлениями. 
Заметную  роль в литературном процессе 1990-х годов стал играть институт присуждения литературных премий.
Описание слайда:
Литературная ситуация 90-х годов Тиражи "толстых" ежемесячников упали в десятки раз, книгоиздательскую политику определяли коммерческие критерии - низкокачественная беллетристика вытеснила серьезную литературу. Серьезнейшее воздействие на положение литературы в современной культуре оказала глобальная переориентация аудитории на зрелищные формы художественной информации. лидирующее место на рынке информационных услуг заняли телевидение и видеопродукция , "шоу-бизнес" потеснил серьезные литературу, изобразительное искусство, классическую музыку. Наиболее значительные достижения современной литературы связаны с исследованием глубин человеческого существования. В распоряжении современного писателя - богатейший арсенал приемов и выразительных средств, разработанных в прошлом самыми разными литературными направлениями. Заметную роль в литературном процессе 1990-х годов стал играть институт присуждения литературных премий.

Слайд 36





Лауреаты 
Буккеровской премии
М. Харитонов "Линии судьбы, или Сундучок Милошевича" 
В. Маканин "Стол, покрытый сукном и с графином посередине"
Б. Окуджава "Упраздненный театр"
Г. Владимов "Генерал и его армия"
А. Сергеев "Альбом для марок. Коллекция людей, вещей, слов и отношений"
А. Азольский "Клетка"
М. Бутов "Свобода"
Описание слайда:
Лауреаты Буккеровской премии М. Харитонов "Линии судьбы, или Сундучок Милошевича" В. Маканин "Стол, покрытый сукном и с графином посередине" Б. Окуджава "Упраздненный театр" Г. Владимов "Генерал и его армия" А. Сергеев "Альбом для марок. Коллекция людей, вещей, слов и отношений" А. Азольский "Клетка" М. Бутов "Свобода"

Слайд 37





Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос -
Бог сохраняет все; особенно - слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.


Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос -
Бог сохраняет все; особенно - слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.
Описание слайда:
Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос - Бог сохраняет все; особенно - слова прощенья и любви, как собственный свой голос. Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос - Бог сохраняет все; особенно - слова прощенья и любви, как собственный свой голос.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию