🗊Презентация Происхождение и ранние формы религии

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Происхождение и ранние формы религии, слайд №1Происхождение и ранние формы религии, слайд №2Происхождение и ранние формы религии, слайд №3Происхождение и ранние формы религии, слайд №4Происхождение и ранние формы религии, слайд №5Происхождение и ранние формы религии, слайд №6Происхождение и ранние формы религии, слайд №7Происхождение и ранние формы религии, слайд №8Происхождение и ранние формы религии, слайд №9Происхождение и ранние формы религии, слайд №10Происхождение и ранние формы религии, слайд №11Происхождение и ранние формы религии, слайд №12Происхождение и ранние формы религии, слайд №13Происхождение и ранние формы религии, слайд №14Происхождение и ранние формы религии, слайд №15Происхождение и ранние формы религии, слайд №16Происхождение и ранние формы религии, слайд №17Происхождение и ранние формы религии, слайд №18Происхождение и ранние формы религии, слайд №19Происхождение и ранние формы религии, слайд №20Происхождение и ранние формы религии, слайд №21Происхождение и ранние формы религии, слайд №22Происхождение и ранние формы религии, слайд №23Происхождение и ранние формы религии, слайд №24Происхождение и ранние формы религии, слайд №25Происхождение и ранние формы религии, слайд №26Происхождение и ранние формы религии, слайд №27Происхождение и ранние формы религии, слайд №28Происхождение и ранние формы религии, слайд №29Происхождение и ранние формы религии, слайд №30Происхождение и ранние формы религии, слайд №31Происхождение и ранние формы религии, слайд №32Происхождение и ранние формы религии, слайд №33Происхождение и ранние формы религии, слайд №34Происхождение и ранние формы религии, слайд №35Происхождение и ранние формы религии, слайд №36Происхождение и ранние формы религии, слайд №37Происхождение и ранние формы религии, слайд №38Происхождение и ранние формы религии, слайд №39Происхождение и ранние формы религии, слайд №40Происхождение и ранние формы религии, слайд №41Происхождение и ранние формы религии, слайд №42Происхождение и ранние формы религии, слайд №43Происхождение и ранние формы религии, слайд №44Происхождение и ранние формы религии, слайд №45Происхождение и ранние формы религии, слайд №46Происхождение и ранние формы религии, слайд №47Происхождение и ранние формы религии, слайд №48Происхождение и ранние формы религии, слайд №49Происхождение и ранние формы религии, слайд №50Происхождение и ранние формы религии, слайд №51Происхождение и ранние формы религии, слайд №52Происхождение и ранние формы религии, слайд №53Происхождение и ранние формы религии, слайд №54Происхождение и ранние формы религии, слайд №55Происхождение и ранние формы религии, слайд №56Происхождение и ранние формы религии, слайд №57Происхождение и ранние формы религии, слайд №58Происхождение и ранние формы религии, слайд №59Происхождение и ранние формы религии, слайд №60Происхождение и ранние формы религии, слайд №61Происхождение и ранние формы религии, слайд №62Происхождение и ранние формы религии, слайд №63Происхождение и ранние формы религии, слайд №64Происхождение и ранние формы религии, слайд №65Происхождение и ранние формы религии, слайд №66Происхождение и ранние формы религии, слайд №67Происхождение и ранние формы религии, слайд №68Происхождение и ранние формы религии, слайд №69Происхождение и ранние формы религии, слайд №70Происхождение и ранние формы религии, слайд №71Происхождение и ранние формы религии, слайд №72Происхождение и ранние формы религии, слайд №73Происхождение и ранние формы религии, слайд №74Происхождение и ранние формы религии, слайд №75Происхождение и ранние формы религии, слайд №76Происхождение и ранние формы религии, слайд №77Происхождение и ранние формы религии, слайд №78Происхождение и ранние формы религии, слайд №79Происхождение и ранние формы религии, слайд №80Происхождение и ранние формы религии, слайд №81Происхождение и ранние формы религии, слайд №82Происхождение и ранние формы религии, слайд №83Происхождение и ранние формы религии, слайд №84Происхождение и ранние формы религии, слайд №85Происхождение и ранние формы религии, слайд №86Происхождение и ранние формы религии, слайд №87Происхождение и ранние формы религии, слайд №88Происхождение и ранние формы религии, слайд №89Происхождение и ранние формы религии, слайд №90Происхождение и ранние формы религии, слайд №91Происхождение и ранние формы религии, слайд №92Происхождение и ранние формы религии, слайд №93Происхождение и ранние формы религии, слайд №94Происхождение и ранние формы религии, слайд №95Происхождение и ранние формы религии, слайд №96Происхождение и ранние формы религии, слайд №97Происхождение и ранние формы религии, слайд №98Происхождение и ранние формы религии, слайд №99Происхождение и ранние формы религии, слайд №100Происхождение и ранние формы религии, слайд №101Происхождение и ранние формы религии, слайд №102Происхождение и ранние формы религии, слайд №103Происхождение и ранние формы религии, слайд №104Происхождение и ранние формы религии, слайд №105Происхождение и ранние формы религии, слайд №106Происхождение и ранние формы религии, слайд №107Происхождение и ранние формы религии, слайд №108Происхождение и ранние формы религии, слайд №109Происхождение и ранние формы религии, слайд №110Происхождение и ранние формы религии, слайд №111Происхождение и ранние формы религии, слайд №112Происхождение и ранние формы религии, слайд №113Происхождение и ранние формы религии, слайд №114Происхождение и ранние формы религии, слайд №115Происхождение и ранние формы религии, слайд №116Происхождение и ранние формы религии, слайд №117Происхождение и ранние формы религии, слайд №118Происхождение и ранние формы религии, слайд №119Происхождение и ранние формы религии, слайд №120Происхождение и ранние формы религии, слайд №121Происхождение и ранние формы религии, слайд №122Происхождение и ранние формы религии, слайд №123Происхождение и ранние формы религии, слайд №124Происхождение и ранние формы религии, слайд №125Происхождение и ранние формы религии, слайд №126Происхождение и ранние формы религии, слайд №127Происхождение и ранние формы религии, слайд №128Происхождение и ранние формы религии, слайд №129Происхождение и ранние формы религии, слайд №130Происхождение и ранние формы религии, слайд №131Происхождение и ранние формы религии, слайд №132Происхождение и ранние формы религии, слайд №133Происхождение и ранние формы религии, слайд №134Происхождение и ранние формы религии, слайд №135Происхождение и ранние формы религии, слайд №136Происхождение и ранние формы религии, слайд №137Происхождение и ранние формы религии, слайд №138Происхождение и ранние формы религии, слайд №139Происхождение и ранние формы религии, слайд №140Происхождение и ранние формы религии, слайд №141Происхождение и ранние формы религии, слайд №142Происхождение и ранние формы религии, слайд №143Происхождение и ранние формы религии, слайд №144

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Происхождение и ранние формы религии. Доклад-сообщение содержит 144 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Тема: Происхождение и ранние формы религии.
Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии.
 Древние формы религии: сущность и функции.
Литература
Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990 
Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980 
Тейлор Э. Первобытная культура. М , 1987.
Описание слайда:
Тема: Происхождение и ранние формы религии. Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии. Древние формы религии: сущность и функции. Литература Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990 Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980 Тейлор Э. Первобытная культура. М , 1987.

Слайд 2







1.Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии.


Концепции на проблему возникновения религий:

1. Иррациональная модель или теологическая.
Религия - продукт божественного откровения, основанного на тексте Священного Писания. 

2. Объективно идеалистическая.
Суть - утверждение сверхъестественного источника: 
Бог, «Абсолютный Дух», «Мировой Разум» и т. п.
Он же некое объективное духовное начало, к которому неизменно стремится человек, как к «слиянию с абсолютом», с «высшим, святым».
Описание слайда:
1.Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии. Концепции на проблему возникновения религий: 1. Иррациональная модель или теологическая. Религия - продукт божественного откровения, основанного на тексте Священного Писания. 2. Объективно идеалистическая. Суть - утверждение сверхъестественного источника: Бог, «Абсолютный Дух», «Мировой Разум» и т. п. Он же некое объективное духовное начало, к которому неизменно стремится человек, как к «слиянию с абсолютом», с «высшим, святым».

Слайд 3






Различия:
теологи – сверхъестественный источник религии Господ Бог
объективные идеалисты  – некое объективное начало.
В целом эти концепции идентичны.
Описание слайда:
Различия: теологи – сверхъестественный источник религии Господ Бог объективные идеалисты – некое объективное начало. В целом эти концепции идентичны.

Слайд 4







3. Субъективно-идеалистическая.
(психологи: У. Джеймс и Г.Олпорт). 
Религия - порождение индивидуального сознания как спонтанно возникающих субъективных переживаний человека.
 
4. Биологизаторская концепция (Психоаналитическая) (психоаналитик З.Фрейд, религиовед Г. Хогланд)
Религия - особая форма реагирования человеческого организма на окружающую действительность, способ его биологического приспособления к окружающей среде, своеобразная разрядка эмоций.
Описание слайда:
3. Субъективно-идеалистическая. (психологи: У. Джеймс и Г.Олпорт). Религия - порождение индивидуального сознания как спонтанно возникающих субъективных переживаний человека. 4. Биологизаторская концепция (Психоаналитическая) (психоаналитик З.Фрейд, религиовед Г. Хогланд) Религия - особая форма реагирования человеческого организма на окружающую действительность, способ его биологического приспособления к окружающей среде, своеобразная разрядка эмоций.

Слайд 5






«религиозные представления – есть иллюзии, но выступающие как «исполнения древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества».
 «Тайна силы заключается в силе этих желаний»
Описание слайда:
«религиозные представления – есть иллюзии, но выступающие как «исполнения древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества». «Тайна силы заключается в силе этих желаний»

Слайд 6





5. Человеческая дихотомия.
5. Человеческая дихотомия.
(Э.Фромм, «Психоанализ и религия»)
Религия как результат конфликта между душой и телом. 
Тело - часть природы
Ум, разум - стоят над природой.
Для обретения единства, гармонии плоти и духа -  потребность в вере и в религии.
Описание слайда:
5. Человеческая дихотомия. 5. Человеческая дихотомия. (Э.Фромм, «Психоанализ и религия») Религия как результат конфликта между душой и телом. Тело - часть природы Ум, разум - стоят над природой. Для обретения единства, гармонии плоти и духа - потребность в вере и в религии.

Слайд 7





6.Социологическая концепция - религия как общественный институт 
6.Социологическая концепция - религия как общественный институт 
(Э. Дюркггейм). 
Целостность любого общества - общественное сознание. 
Общественное сознание - система общих ценностных норм, верований, чувств, присущих людям того или иного общества
Вывод:  религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный характер для всех членов общества.
Отсюда - необходимость религии в любом обществе и, следовательно, её вечности.
Описание слайда:
6.Социологическая концепция - религия как общественный институт 6.Социологическая концепция - религия как общественный институт (Э. Дюркггейм). Целостность любого общества - общественное сознание. Общественное сознание - система общих ценностных норм, верований, чувств, присущих людям того или иного общества Вывод: религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный характер для всех членов общества. Отсюда - необходимость религии в любом обществе и, следовательно, её вечности.

Слайд 8





7. Религия как плод страха и бессилия.
7. Религия как плод страха и бессилия.
Источник религии страх перед грозными силами природы. 
Демокрит (460–371 гг. до н.э.) – «Страх создал богов»
Эпикур (341–270 гг. до н.э.) - причислял к этому ещё и страх человека перед смертью. 
Тит Лукреций (99–55 гг. до н.э.) -  «Страх был первым создателем богов на Земле».

8. Концепция обмана.
Религия возникла благодаря обману со стороны духовенства и власть имущих и невежеству народа. 
«Религия возникла там, где первый обманщик встретил первого дурака» (Вольтер).
«Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать».
Описание слайда:
7. Религия как плод страха и бессилия. 7. Религия как плод страха и бессилия. Источник религии страх перед грозными силами природы. Демокрит (460–371 гг. до н.э.) – «Страх создал богов» Эпикур (341–270 гг. до н.э.) - причислял к этому ещё и страх человека перед смертью. Тит Лукреций (99–55 гг. до н.э.) - «Страх был первым создателем богов на Земле». 8. Концепция обмана. Религия возникла благодаря обману со стороны духовенства и власть имущих и невежеству народа. «Религия возникла там, где первый обманщик встретил первого дурака» (Вольтер). «Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать».

Слайд 9





Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием
Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием
и пылким воображением.

9. Диалектико-материалистическая концепция.
( К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). 
«Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные формы принимают формы неземных» (Ф.Энгельс).
Описание слайда:
Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием и пылким воображением. 9. Диалектико-материалистическая концепция. ( К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). «Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные формы принимают формы неземных» (Ф.Энгельс).

Слайд 10





Теории происхождения религии:
Теории происхождения религии:
1) Первая концепция (богословская) концепция «прамонотеизма».  (Э. Лэнг, В. Шмидт)
Суть - сначала существовала вера в единого Бога. 
С развитием культуры разных народов вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм). 
И только на следующем этапе у некоторых народов восстанавливается первоначальная вера в единого Бога.
2) Вторая концепция -  безрелигиозный период в истории человечества. 
Предположения -  первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог сформировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах.
Описание слайда:
Теории происхождения религии: Теории происхождения религии: 1) Первая концепция (богословская) концепция «прамонотеизма».  (Э. Лэнг, В. Шмидт) Суть - сначала существовала вера в единого Бога. С развитием культуры разных народов вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм). И только на следующем этапе у некоторых народов восстанавливается первоначальная вера в единого Бога. 2) Вторая концепция - безрелигиозный период в истории человечества. Предположения - первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог сформировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах.

Слайд 11





Однако!!!
Однако!!!
Источники: археологические, этнографические и др. — показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований. 
Пример, погребальный обряд вера в потустороннюю жизнь, которая так или иначе связана с настоящим.
3) Третья концепция -  данные современной науки.
Простейшие формы религии существовали уже 40 тыс. лет назад.
 Homo sapiens способен к созданию определенного рода абстракций. 
Доказательства: 
1.практика захоронения первобытных людей;
2.пещерная живопись
Описание слайда:
Однако!!! Однако!!! Источники: археологические, этнографические и др. — показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований. Пример, погребальный обряд вера в потустороннюю жизнь, которая так или иначе связана с настоящим. 3) Третья концепция - данные современной науки. Простейшие формы религии существовали уже 40 тыс. лет назад. Homo sapiens способен к созданию определенного рода абстракций. Доказательства: 1.практика захоронения первобытных людей; 2.пещерная живопись

Слайд 12


Происхождение и ранние формы религии, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Причины возникновения религии:
Причины возникновения религии:
Интеллектуальная - нужда в объяснении природных и социальных явлений.
Человек не имея достаточного уровня знаний - создаёт кажущееся ему правдоподобным фантастическое толкование путем аналогии с понятными ему фактами;
Психологическая - древний человек осознавая окружающий мир воспринимал его как нечто непонятное и враждебное, ищет поддержку могущественных сил, способных справится с неразрешимыми проблемами и защитить его от мнимых и реальных опасностей. 
Осознав явление смерти, люди захотели избавиться от страха смерти и получить надежду на вечное существование хотя бы части своей личности в виде души или иной какой-либо иной форме.
Описание слайда:
Причины возникновения религии: Причины возникновения религии: Интеллектуальная - нужда в объяснении природных и социальных явлений. Человек не имея достаточного уровня знаний - создаёт кажущееся ему правдоподобным фантастическое толкование путем аналогии с понятными ему фактами; Психологическая - древний человек осознавая окружающий мир воспринимал его как нечто непонятное и враждебное, ищет поддержку могущественных сил, способных справится с неразрешимыми проблемами и защитить его от мнимых и реальных опасностей. Осознав явление смерти, люди захотели избавиться от страха смерти и получить надежду на вечное существование хотя бы части своей личности в виде души или иной какой-либо иной форме.

Слайд 14





Моральная - любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами. 
Моральная - любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами. 
Религия - высшая сила, способная постоянно и жёстко контролировать каждого и наказывать за отступление от общепринятых норм.
социально-политическая - государство – власть - аппарат отчуждения от общества. 
Религия поддерживала власть для сохранения стабильности политических структур. 
Р. поддерживала государство до тех пор пока государство лояльно относилось к ведущей религии. 
(Пример: возникновение христианства в Римской империи и его путь от гонимой религии до религии государственной).
Описание слайда:
Моральная - любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами. Моральная - любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами. Религия - высшая сила, способная постоянно и жёстко контролировать каждого и наказывать за отступление от общепринятых норм. социально-политическая - государство – власть - аппарат отчуждения от общества. Религия поддерживала власть для сохранения стабильности политических структур. Р. поддерживала государство до тех пор пока государство лояльно относилось к ведущей религии. (Пример: возникновение христианства в Римской империи и его путь от гонимой религии до религии государственной).

Слайд 15





2. Древние формы религии: сущность и функции.
2. Древние формы религии: сущность и функции.
«Религия» (лат. Religio) – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей.
Религия – вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества. 
!!! На ранних этапах общественно организации – единственная форма объяснения мира.
Описание слайда:
2. Древние формы религии: сущность и функции. 2. Древние формы религии: сущность и функции. «Религия» (лат. Religio) – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей. Религия – вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества. !!! На ранних этапах общественно организации – единственная форма объяснения мира.

Слайд 16





Сущность религиозных представлений:
Сущность религиозных представлений:

1.Отражение в верованиях явлений природы и занятий людей. 
(получили отражение лишь те, от которых зависела жизнь человека)
2. Отражение в верованиях социальных сил 
(обожествление правящей верхушки)
Описание слайда:
Сущность религиозных представлений: Сущность религиозных представлений: 1.Отражение в верованиях явлений природы и занятий людей. (получили отражение лишь те, от которых зависела жизнь человека) 2. Отражение в верованиях социальных сил (обожествление правящей верхушки)

Слайд 17





В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира. 
В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира. 
 общественные функции:

- регулировали отношения между людьми в общине, 

- способствовали организации коллективного производственного процесса, 

- утверждали первобытную мораль, 

- удовлетворяли духовные потребности.
Описание слайда:
В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира. В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира.  общественные функции: - регулировали отношения между людьми в общине,  - способствовали организации коллективного производственного процесса,  - утверждали первобытную мораль,  - удовлетворяли духовные потребности.

Слайд 18





Виды религий
Виды религий
Основа выделения:
1. история становления;
2.количество богов, которым поклоняются верующие;
3. отношение к действительной жизни;
4. сущность основной идеи, на которую опирается данная вера.
1.Полидемонизм (язычество) - религии в первобытном обществе  (поли — много, демон — стихийная природная сила, еще не совсем Бог, но обладающий  сверхъестественной силой). 
Формы культа: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм.
Описание слайда:
Виды религий Виды религий Основа выделения: 1. история становления; 2.количество богов, которым поклоняются верующие; 3. отношение к действительной жизни; 4. сущность основной идеи, на которую опирается данная вера. 1.Полидемонизм (язычество) - религии в первобытном обществе  (поли — много, демон — стихийная природная сила, еще не совсем Бог, но обладающий сверхъестественной силой). Формы культа: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм.

Слайд 19





Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (Homo sapiens)
Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (Homo sapiens)
Доказательства:
1.практика захоронения первобытных людей с совершением погребального обряда. 
Вера в то, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

2. наскальная и пещерная живопись ( XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии и др.). 
Рисунки: сцены охоты, изображения людей и животных. 
Вера в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.
3. широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.
Описание слайда:
Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (Homo sapiens) Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (Homo sapiens) Доказательства: 1.практика захоронения первобытных людей с совершением погребального обряда. Вера в то, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие. 2. наскальная и пещерная живопись ( XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии и др.). Рисунки: сцены охоты, изображения людей и животных. Вера в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. 3. широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Слайд 20


Происхождение и ранние формы религии, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Происхождение и ранние формы религии, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22







1. Мана. 
Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».
Термин позаимствован у аборигенов Полинезии и Меланезии. 
Мана - сила, управляющая природными процессами. 
Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь. 
Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь.
Описание слайда:
1. Мана. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана». Термин позаимствован у аборигенов Полинезии и Меланезии. Мана - сила, управляющая природными процессами. Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь. Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь.

Слайд 23





По представлениям полинезийцев, все существующее делится на две самые общие категории: 
По представлениям полинезийцев, все существующее делится на две самые общие категории: 
моа — священное 
ноа — простое. 
Моа -  обладает маной, оно составляет собственность богов и всегда является при этом в той или иной степени табу, т. е. запретным.
Табу составляет и все вредоносное, опасное, от чего следует людей оградить путем запрета.
Описание слайда:
По представлениям полинезийцев, все существующее делится на две самые общие категории: По представлениям полинезийцев, все существующее делится на две самые общие категории: моа — священное ноа — простое. Моа - обладает маной, оно составляет собственность богов и всегда является при этом в той или иной степени табу, т. е. запретным. Табу составляет и все вредоносное, опасное, от чего следует людей оградить путем запрета.

Слайд 24


Происхождение и ранние формы религии, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25


Происхождение и ранние формы религии, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26


Происхождение и ранние формы религии, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





Табу – представляет собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным. 
Табу – представляет собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным. 
Само слово табу чисто полинезийское, оно было впервые привезено из Полинезии Дж. Куком, а впоследствии вошло в качестве научного термина во все европейские языки.
Табу:
1) временное;
2) постоянное:
2.1. вожди; 
2.2. тотемизма: не убивать тотема; не есть мясо животного тотема
Описание слайда:
Табу – представляет собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным. Табу – представляет собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным. Само слово табу чисто полинезийское, оно было впервые привезено из Полинезии Дж. Куком, а впоследствии вошло в качестве научного термина во все европейские языки. Табу: 1) временное; 2) постоянное: 2.1. вожди; 2.2. тотемизма: не убивать тотема; не есть мясо животного тотема

Слайд 28


Происхождение и ранние формы религии, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29


Происхождение и ранние формы религии, слайд №29
Описание слайда:

Слайд 30


Происхождение и ранние формы религии, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31





Табу - важный механизм регулирования социальных отношений. 
Табу - важный механизм регулирования социальных отношений. 
А)половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками;
Б) пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям;
В) табу на гарантию неприкосновенности жилища, очага и т.д.;
Г) табу на правила погребения;
Д) табу на положение в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива и т.д.
Вместе с тем: 
средство общения с тотемом - вкушение его тела (теофагия).
Описание слайда:
Табу - важный механизм регулирования социальных отношений. Табу - важный механизм регулирования социальных отношений. А)половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками; Б) пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям; В) табу на гарантию неприкосновенности жилища, очага и т.д.; Г) табу на правила погребения; Д) табу на положение в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива и т.д. Вместе с тем: средство общения с тотемом - вкушение его тела (теофагия).

Слайд 32





Действия табуированных объектов являются двойственными:
Действия табуированных объектов являются двойственными:
 — опасные
 — полезные.

Чистые — значит невредимые, с ними можно иметь дело.

Нечистые — несущие в себе нечто губительное 
 
Описание слайда:
Действия табуированных объектов являются двойственными: Действия табуированных объектов являются двойственными: — опасные — полезные. Чистые — значит невредимые, с ними можно иметь дело. Нечистые — несущие в себе нечто губительное  

Слайд 33





2.Тотемизм
2.Тотемизм
Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметами).
Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. 
Суть:  осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. 
В рамках тотемизма возникла целая система запретов - табу.
Описание слайда:
2.Тотемизм 2.Тотемизм Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметами). Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Суть: осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. В рамках тотемизма возникла целая система запретов - табу.

Слайд 34


Происхождение и ранние формы религии, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35


Происхождение и ранние формы религии, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36


Происхождение и ранние формы религии, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37





Африка
Африка
Тотем: 
ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо, части отдельных животных или растений (голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п.) Североамериканские племена:
Тотем: 
волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д..
Австралия
Особенность: 
вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. 
Пример, 
у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.;
Описание слайда:
Африка Африка Тотем: ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо, части отдельных животных или растений (голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п.) Североамериканские племена: Тотем: волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.. Австралия Особенность: вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Пример, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.;

Слайд 38


Происхождение и ранние формы религии, слайд №38
Описание слайда:

Слайд 39






у племён в Порт Маккай 
солнце относится к тотему кенгуру,
 луна — к тотему аллигатора.
Описание слайда:
у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.

Слайд 40


Происхождение и ранние формы религии, слайд №40
Описание слайда:

Слайд 41


Происхождение и ранние формы религии, слайд №41
Описание слайда:

Слайд 42


Происхождение и ранние формы религии, слайд №42
Описание слайда:

Слайд 43


Происхождение и ранние формы религии, слайд №43
Описание слайда:

Слайд 44


Происхождение и ранние формы религии, слайд №44
Описание слайда:

Слайд 45


Происхождение и ранние формы религии, слайд №45
Описание слайда:

Слайд 46


Происхождение и ранние формы религии, слайд №46
Описание слайда:

Слайд 47


Происхождение и ранние формы религии, слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48





Проблема изучения тотемизма
Проблема изучения тотемизма
 (известен ещё с конца XVIII в.):
- Мак-Леннан; 
-  Робертсон Смит;
- Д. Фрейзер;
- Тайлор;
Леббок;
- Джевонс; 
-  Говит и Файзон;
- Б. Спенсер и Гиллен.
Описание слайда:
Проблема изучения тотемизма Проблема изучения тотемизма (известен ещё с конца XVIII в.): - Мак-Леннан; - Робертсон Смит; - Д. Фрейзер; - Тайлор; Леббок; - Джевонс; - Говит и Файзон; - Б. Спенсер и Гиллен.

Слайд 49





Причины генезиса тотомизма:
Причины генезиса тотомизма:
1) родовой культ 
(вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных)
 2) партеногенезис
(вера в возможность зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы)
Описание слайда:
Причины генезиса тотомизма: Причины генезиса тотомизма: 1) родовой культ (вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных) 2) партеногенезис (вера в возможность зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы)

Слайд 50





(организатор тотемических обрядов эму, Австралия)
Описание слайда:
(организатор тотемических обрядов эму, Австралия)

Слайд 51





3.Магия
3.Магия
Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Суть - вера в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).
ведовство - вредоносная магия,
знахарство - лечебная магия,
эротические обряды - половая магия,
метеорологическая магия.
Описание слайда:
3.Магия 3.Магия Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах. Суть - вера в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.). ведовство - вредоносная магия, знахарство - лечебная магия, эротические обряды - половая магия, метеорологическая магия.

Слайд 52





Виды магии:
Виды магии:
1.по методам воздействия:
1.1.контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), 
1.2. инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
1.3.парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
1.4.имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).
Описание слайда:
Виды магии: Виды магии: 1.по методам воздействия: 1.1.контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), 1.2. инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности); 1.3.парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы); 1.4.имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Слайд 53


Происхождение и ранние формы религии, слайд №53
Описание слайда:

Слайд 54





2. по социальной направленности и целям воздействия:
2. по социальной направленности и целям воздействия:
2.1.вредоносная (нанесение порчи);
2.2.военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
2.3.любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
2.4.лечебная;
2.5.промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
2.6.метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);
Магия - первобытная наука или пранаукой - содержит элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.
Описание слайда:
2. по социальной направленности и целям воздействия: 2. по социальной направленности и целям воздействия: 2.1.вредоносная (нанесение порчи); 2.2.военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником); 2.3.любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот); 2.4.лечебная; 2.5.промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства); 2.6.метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении); Магия - первобытная наука или пранаукой - содержит элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

Слайд 55





Австралийский колдун и знахари
Описание слайда:
Австралийский колдун и знахари

Слайд 56


Происхождение и ранние формы религии, слайд №56
Описание слайда:

Слайд 57


Происхождение и ранние формы религии, слайд №57
Описание слайда:

Слайд 58


Происхождение и ранние формы религии, слайд №58
Описание слайда:

Слайд 59





4.Фетишизм
4.Фетишизм
Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.
Суть - успех в практической деятельности – помощь  фетиша, и наоборот.
Фетиш - любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. 
Предмету приписывались неприсущие ему свойства: 
- способность исцелять, 
- предохранять от опасности, 
- помогать на охоте и т. п.
Предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок.
Описание слайда:
4.Фетишизм 4.Фетишизм Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой. Суть - успех в практической деятельности – помощь фетиша, и наоборот. Фетиш - любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Предмету приписывались неприсущие ему свойства: - способность исцелять, - предохранять от опасности, - помогать на охоте и т. п. Предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок.

Слайд 60


Происхождение и ранние формы религии, слайд №60
Описание слайда:

Слайд 61


Происхождение и ранние формы религии, слайд №61
Описание слайда:

Слайд 62


Происхождение и ранние формы религии, слайд №62
Описание слайда:

Слайд 63





Разновидность фетишизма -  идолопоклонство.
Разновидность фетишизма -  идолопоклонство.
Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. 
Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.
Описание слайда:
Разновидность фетишизма - идолопоклонство. Разновидность фетишизма - идолопоклонство. Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Слайд 64


Происхождение и ранние формы религии, слайд №64
Описание слайда:

Слайд 65





Фетиши в мужском доме, Меланезия
Описание слайда:
Фетиши в мужском доме, Меланезия

Слайд 66


Происхождение и ранние формы религии, слайд №66
Описание слайда:

Слайд 67





Каменные идолы острова Пасхи
Описание слайда:
Каменные идолы острова Пасхи

Слайд 68





5.Анимизм
5.Анимизм
Анимизм — вера в существование души и духов.
Душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными.
Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. 
Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.
Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи.
Описание слайда:
5.Анимизм 5.Анимизм Анимизм — вера в существование души и духов. Душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи.

Слайд 69


Происхождение и ранние формы религии, слайд №69
Описание слайда:

Слайд 70






Эдуард Тайлор:
- первоначальная стадия развития религии;
- развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов.
Описание слайда:
Эдуард Тайлор: - первоначальная стадия развития религии; - развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов.

Слайд 71


Происхождение и ранние формы религии, слайд №71
Описание слайда:

Слайд 72


Происхождение и ранние формы религии, слайд №72
Описание слайда:

Слайд 73





Два направлениях в анимизме:
Два направлениях в анимизме:
1) результат размышлений древнего человека над феноменами сновидений, болезни, смерти, а также рождалось из переживаний транса после приема галлюциногенов
(Душа, находящейся в теле человека и покидающей его (на время или навсегда)). 
В дальнейшем формируются более сложные представления: 
о существовании души после смерти, 
о переселении душ в новые тела, 
о загробной жизни и т.п. 

2) результат стремления человека олицетворять и одухотворять явления окружающего мира.
Описание слайда:
Два направлениях в анимизме: Два направлениях в анимизме: 1) результат размышлений древнего человека над феноменами сновидений, болезни, смерти, а также рождалось из переживаний транса после приема галлюциногенов (Душа, находящейся в теле человека и покидающей его (на время или навсегда)). В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти, о переселении душ в новые тела, о загробной жизни и т.п. 2) результат стремления человека олицетворять и одухотворять явления окружающего мира.

Слайд 74





Чуринги – вместилища душ, Австралия
Описание слайда:
Чуринги – вместилища душ, Австралия

Слайд 75





Для первобытного человека духи не что-то сверхъестественное, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. 
Для первобытного человека духи не что-то сверхъестественное, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. 
Отличительный признак духов:
— способность быть неуловимыми, 
— принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. 
Мир духов — это невидимый мир, наделен таинственной силой.
Духи:
- добрые,
- злые.
Описание слайда:
Для первобытного человека духи не что-то сверхъестественное, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Для первобытного человека духи не что-то сверхъестественное, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Отличительный признак духов: — способность быть неуловимыми, — принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов — это невидимый мир, наделен таинственной силой. Духи: - добрые, - злые.

Слайд 76


Происхождение и ранние формы религии, слайд №76
Описание слайда:

Слайд 77





6.Шаманизм – «Шаман» (тунгус. язык) = жрец вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов. 
6.Шаманизм – «Шаман» (тунгус. язык) = жрец вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов. 
Шаманы – это группа людей, которые существуют за счет осуществления религиозных обрядов. 
Функции шаманов:
1)  определяли главного объекта религиозного поклонения, 
2) осуществляли психическое воздействие на людей. 
3) совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). 4) во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.
5) шаманы в процессе проведения обрядов входили в экстаз и влияли на настроение общины.
Описание слайда:
6.Шаманизм – «Шаман» (тунгус. язык) = жрец вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов. 6.Шаманизм – «Шаман» (тунгус. язык) = жрец вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов. Шаманы – это группа людей, которые существуют за счет осуществления религиозных обрядов. Функции шаманов: 1) определяли главного объекта религиозного поклонения, 2) осуществляли психическое воздействие на людей. 3) совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). 4) во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных. 5) шаманы в процессе проведения обрядов входили в экстаз и влияли на настроение общины.

Слайд 78






Шаманизм практиковали: 
народы: 
Африки, Азии, Австралии, Америки. 
Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. 
Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. 
.
Описание слайда:
Шаманизм практиковали: народы: Африки, Азии, Австралии, Америки.  Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. .

Слайд 79





Особенности:
Особенности:
Шаман - избранник духов:
1) шаманами становятся не по своей воле;
2) не вследствие обучения;
3) по воле духа, вселяющегося в шамана. 
Иногда встречается термин шаманская болезнь.

Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.

Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
Описание слайда:
Особенности: Особенности: Шаман - избранник духов: 1) шаманами становятся не по своей воле; 2) не вследствие обучения; 3) по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь. Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана. Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.

Слайд 80





Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется  
Бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)
Описание слайда:
Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны. Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны. Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется  Бубен или варган, определённые танцы и заклинания. Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п. Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)

Слайд 81






Во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам — поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир).
Описание слайда:
Во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам — поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир).

Слайд 82


Происхождение и ранние формы религии, слайд №82
Описание слайда:

Слайд 83






Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью» - переход в новую жизнь шамана и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: 
1. нисхождение в Преисподнюю, 
2. вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших,
3. разнообразные откровения шаманской и религиозной природы
1.Родовое шаманство.  
2.Наследственное.
3.Профессиональное
Описание слайда:
Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью» - переход в новую жизнь шамана и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: 1. нисхождение в Преисподнюю, 2. вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших, 3. разнообразные откровения шаманской и религиозной природы 1.Родовое шаманство. 2.Наследственное. 3.Профессиональное

Слайд 84





камлание
Описание слайда:
камлание

Слайд 85


Происхождение и ранние формы религии, слайд №85
Описание слайда:

Слайд 86





Атрибуты шамана
Описание слайда:
Атрибуты шамана

Слайд 87





Фигура шамана
Описание слайда:
Фигура шамана

Слайд 88





Бурятский шаман Бэликто делает подношение духам местности
Описание слайда:
Бурятский шаман Бэликто делает подношение духам местности

Слайд 89


Происхождение и ранние формы религии, слайд №89
Описание слайда:

Слайд 90





7. Миф
7. Миф
Миф - повествование о каких-то природно-человеческих взаимоотношениях, но и не подлежащая сомнению реальность
Суть мифа - отсутствие разделения естественного и сверхъестественного, чувственного и духовного.
Первобытное общественное сознание имело синтетический характер - мифосознание.
Миф в художественной форме отображал мысли о мире, его происхождении, сущности. 
В мифах наивно-реалистические взгляд на мир переплетались с нереальными и фантастическими.
Миф главный носитель информации, он легко запоминался и передавался из поколения в поколение.
Миф -  мировоззрения: в нем подавалась общая оценка мира, формировались ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.
Описание слайда:
7. Миф 7. Миф Миф - повествование о каких-то природно-человеческих взаимоотношениях, но и не подлежащая сомнению реальность Суть мифа - отсутствие разделения естественного и сверхъестественного, чувственного и духовного. Первобытное общественное сознание имело синтетический характер - мифосознание. Миф в художественной форме отображал мысли о мире, его происхождении, сущности. В мифах наивно-реалистические взгляд на мир переплетались с нереальными и фантастическими. Миф главный носитель информации, он легко запоминался и передавался из поколения в поколение. Миф - мировоззрения: в нем подавалась общая оценка мира, формировались ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.

Слайд 91





Для мифов характерны следующие черты:
Для мифов характерны следующие черты:
1) Отождествление фантазии с реальностью. 
2) Объяснение действительности в наглядно-образной форме.
3)  Эмоциональная насыщенность.
4) Связь с магией.
Описание слайда:
Для мифов характерны следующие черты: Для мифов характерны следующие черты: 1) Отождествление фантазии с реальностью. 2) Объяснение действительности в наглядно-образной форме. 3) Эмоциональная насыщенность. 4) Связь с магией.

Слайд 92





Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца.
Пример: 
Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца.
Пример: 
классическая древнегреческая мифология.
Миф способен объяснить происхождение, устройство, свойства вещей или явлений, но он делает это вне логики причинно-следственных связей, заменяя их либо рассказом о возникновении интересующего предмета в некое «изначальное» время путем «перводействия», либо просто ссылаясь на прецедент.
Истинность мифа для «обладателя» мифосознания снимает проблему разделения знания и веры.
Описание слайда:
Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца. Пример: Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца. Пример: классическая древнегреческая мифология. Миф способен объяснить происхождение, устройство, свойства вещей или явлений, но он делает это вне логики причинно-следственных связей, заменяя их либо рассказом о возникновении интересующего предмета в некое «изначальное» время путем «перводействия», либо просто ссылаясь на прецедент. Истинность мифа для «обладателя» мифосознания снимает проблему разделения знания и веры.

Слайд 93





Мифы:
Мифы:
1) обрядовый миф – родился из словесного сопровождения ритуала и призванная объяснить непосвященным основные моменты происходящего действа;
2) культовый миф -  сохраняет историю племени или государственного образования, привязывая ее к определенной религии или культу отдельного божества;
 3) этиологический миф (миф происхождения) 
(Например, 
египетский миф об Осирисе и Изиде);
4) эсхатологический миф (миф о конце света); 
5) миф престижа.
Описание слайда:
Мифы: Мифы: 1) обрядовый миф – родился из словесного сопровождения ритуала и призванная объяснить непосвященным основные моменты происходящего действа; 2) культовый миф - сохраняет историю племени или государственного образования, привязывая ее к определенной религии или культу отдельного божества; 3) этиологический миф (миф происхождения) (Например, египетский миф об Осирисе и Изиде); 4) эсхатологический миф (миф о конце света); 5) миф престижа.

Слайд 94





Мифы творения 
Мифы творения 
– происхождение мира, упорядочение мира;
– поиск первопричин;
– космогенез;
– превращение одних предметов в другие
(Примеры: возникновение мира из грязи, из яйца, тела убитого первочеловека и т.д.)
Есть димиург – творец (чаще всего предки). 
Место сотворения мира -центр мира – мировое дерево, столп.
Мифологические пантеоны.
Изменения представлений, смена хозяйственной деятельности и т.п. приводило к оттеснению старых богов новыми, которые получали негативную оценку,  превращались в сказочных персонажей. 
Боги получали фиксированные роли, атрибуты, функции, биографию
 – богиня плодородия, 
бог – громовержец и т.п
Описание слайда:
Мифы творения Мифы творения – происхождение мира, упорядочение мира; – поиск первопричин; – космогенез; – превращение одних предметов в другие (Примеры: возникновение мира из грязи, из яйца, тела убитого первочеловека и т.д.) Есть димиург – творец (чаще всего предки). Место сотворения мира -центр мира – мировое дерево, столп. Мифологические пантеоны. Изменения представлений, смена хозяйственной деятельности и т.п. приводило к оттеснению старых богов новыми, которые получали негативную оценку, превращались в сказочных персонажей. Боги получали фиксированные роли, атрибуты, функции, биографию – богиня плодородия, бог – громовержец и т.п

Слайд 95





Мифы и представление о смерти – важная тема в любой мифологии. 
Мифы и представление о смерти – важная тема в любой мифологии. 
Смерть, посмертная судьба,  путь в иной мир отражены в любой религии (христианство).
Ритуал динамическая составляющая мифа.
Жизнь человека в архаическом обществе протекала в двух уровнях: 
1. выполнение ритуальной программы жизни;  
2. уровень повседневности.
Описание слайда:
Мифы и представление о смерти – важная тема в любой мифологии. Мифы и представление о смерти – важная тема в любой мифологии. Смерть, посмертная судьба, путь в иной мир отражены в любой религии (христианство). Ритуал динамическая составляющая мифа. Жизнь человека в архаическом обществе протекала в двух уровнях: 1. выполнение ритуальной программы жизни; 2. уровень повседневности.

Слайд 96





8.Культы:
8.Культы:
культ предков (семейно-родовой),
погребальный культ,
материнско-родовой культ,
промысловые культы,
земледельческие культы,
культы тайных союзов,
культы племенных богов,
обряды-испытания перед вступлением во взрослую жизнь (инициации).
Описание слайда:
8.Культы: 8.Культы: культ предков (семейно-родовой), погребальный культ, материнско-родовой культ, промысловые культы, земледельческие культы, культы тайных союзов, культы племенных богов, обряды-испытания перед вступлением во взрослую жизнь (инициации).

Слайд 97


Происхождение и ранние формы религии, слайд №97
Описание слайда:

Слайд 98


Происхождение и ранние формы религии, слайд №98
Описание слайда:

Слайд 99





Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин. 
Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин. 
Считалось, что умершие родственники продолжают оказывать влияние на жизнь племени. 
Культ предков в том или ином виде вошел в вероучения более поздних религий, и даже сегодняшних. 
Современно проявление культа - почитание святых в христианстве, исламе и других религиях.
Описание слайда:
Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин. Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин. Считалось, что умершие родственники продолжают оказывать влияние на жизнь племени. Культ предков в том или ином виде вошел в вероучения более поздних религий, и даже сегодняшних. Современно проявление культа - почитание святых в христианстве, исламе и других религиях.

Слайд 100


Происхождение и ранние формы религии, слайд №100
Описание слайда:

Слайд 101








Культ предков практиковали:
славяне (чуры, щуры (пращуры) – хранили своих потомков, предостерегали их. «Чур меня» – значило «обереги меня предок»; элементы:  Троицкая суббота,  Радоница);
индусы (каждый день приносят предкам «шрадду» из риса, молока, кореньев и плодов:
 ритуалы погребения (антьешти) и обряды поминовения умерших (шраддха), сопровождаемые возлияниями воды (тарпана));
китайцы (Шанди – «верховное божество» и первопредок правителей, первое и высшее божество, осуществляющий абсолютную власть в мире богов и духов);
Описание слайда:
Культ предков практиковали: славяне (чуры, щуры (пращуры) – хранили своих потомков, предостерегали их. «Чур меня» – значило «обереги меня предок»; элементы:  Троицкая суббота,  Радоница); индусы (каждый день приносят предкам «шрадду» из риса, молока, кореньев и плодов: ритуалы погребения (антьешти) и обряды поминовения умерших (шраддха), сопровождаемые возлияниями воды (тарпана)); китайцы (Шанди – «верховное божество» и первопредок правителей, первое и высшее божество, осуществляющий абсолютную власть в мире богов и духов);

Слайд 102


Происхождение и ранние формы религии, слайд №102
Описание слайда:

Слайд 103


Происхождение и ранние формы религии, слайд №103
Описание слайда:

Слайд 104





Алтарь предков, Китай
Описание слайда:
Алтарь предков, Китай

Слайд 105





японцы 
японцы 
1 - почитание всем народом родоначальника императорского дома, 
2 - почитание святого покровителя места - родоначальника какого-либо рода его потомками,
3 - почитание предков членами их семейств); вьетнамцы 
1 - душа умершего человека, находится вмести с их потомками на земле
2 - у мертвых и живущих людей все еще есть духовное общение, в повседневной жизни люди не должны забывать, чем они наслаждаются и что они чувствуют, потому что это так же чувствуют и их умершие родственники;
Описание слайда:
японцы японцы 1 - почитание всем народом родоначальника императорского дома, 2 - почитание святого покровителя места - родоначальника какого-либо рода его потомками, 3 - почитание предков членами их семейств); вьетнамцы 1 - душа умершего человека, находится вмести с их потомками на земле 2 - у мертвых и живущих людей все еще есть духовное общение, в повседневной жизни люди не должны забывать, чем они наслаждаются и что они чувствуют, потому что это так же чувствуют и их умершие родственники;

Слайд 106





Алтарь предков, Вьетнам
Описание слайда:
Алтарь предков, Вьетнам

Слайд 107





народы Африки - развит как у земледельческих; так и у скотоводческих племен;
народы Африки - развит как у земледельческих; так и у скотоводческих племен;
духи предков - существа, покровительствующие семье и род 

у гереро поклонялись душам покойных предков-покровителей — “овакуру”, 
у джага — “вариму”:
три категории: 
1) недавно умершие (вариму ваишиво) — предмет наиболее усердного культа, ибо о них хорошо помнят; 
2) умершие прежде (вариму вангииндука) - как бы оттеснены на второй план и не получают жертв, а потому считаются особенно злыми и мстительными; 
3) давно умершие (вариму валенге -«искромсанные»)
Описание слайда:
народы Африки - развит как у земледельческих; так и у скотоводческих племен; народы Африки - развит как у земледельческих; так и у скотоводческих племен; духи предков - существа, покровительствующие семье и род у гереро поклонялись душам покойных предков-покровителей — “овакуру”, у джага — “вариму”: три категории: 1) недавно умершие (вариму ваишиво) — предмет наиболее усердного культа, ибо о них хорошо помнят; 2) умершие прежде (вариму вангииндука) - как бы оттеснены на второй план и не получают жертв, а потому считаются особенно злыми и мстительными; 3) давно умершие (вариму валенге -«искромсанные»)

Слайд 108






культ предков - обожествление предков вождей, царей.
Описание слайда:
культ предков - обожествление предков вождей, царей.

Слайд 109






народы Центральной Америки  - у индейцев пуэбло (культ начинав), у мексиканцев, у перуанцев (культ уака) и др.;
Описание слайда:
народы Центральной Америки - у индейцев пуэбло (культ начинав), у мексиканцев, у перуанцев (культ уака) и др.;

Слайд 110





погребальный культ
ПК - совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования
1) погребальный культ (культ умерших) -  совокупность религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с погребением умерших или самими умершими,
 2) погребальные обычаи -  различные традиционные способы обращения с телом умершего и другие, связанные с этим действия, которые могут и не заключать в себе ничего религиозного.
ПК – возник в неандертальскую эпоху
Описание слайда:
погребальный культ ПК - совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования 1) погребальный культ (культ умерших) - совокупность религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с погребением умерших или самими умершими, 2) погребальные обычаи - различные традиционные способы обращения с телом умершего и другие, связанные с этим действия, которые могут и не заключать в себе ничего религиозного. ПК – возник в неандертальскую эпоху

Слайд 111


Происхождение и ранние формы религии, слайд №111
Описание слайда:

Слайд 112





способы обращения с умершими на восемь основных типов:
способы обращения с умершими на восемь основных типов:
1) оставление или выбрасывание;
2) водяное погребение;
3) воздушное погребение;
4) зарывание, с двумя разновидностями - зарывание в землю и пещерное погребение;
5) кремация;
6) мумификация;
7) рассечение;
8) каннибализм.
Описание слайда:
способы обращения с умершими на восемь основных типов: способы обращения с умершими на восемь основных типов: 1) оставление или выбрасывание; 2) водяное погребение; 3) воздушное погребение; 4) зарывание, с двумя разновидностями - зарывание в землю и пещерное погребение; 5) кремация; 6) мумификация; 7) рассечение; 8) каннибализм.

Слайд 113





Обычаи и обряды :
Обычаи и обряды :
а) погребальные дары и жертвы;
б) надмогильные огни;
в) погребальная тризна, пиршество и игры;
г) посмертный траур и запреты.
Описание слайда:
Обычаи и обряды : Обычаи и обряды : а) погребальные дары и жертвы; б) надмогильные огни; в) погребальная тризна, пиршество и игры; г) посмертный траур и запреты.

Слайд 114


Происхождение и ранние формы религии, слайд №114
Описание слайда:

Слайд 115


Происхождение и ранние формы религии, слайд №115
Описание слайда:

Слайд 116


Происхождение и ранние формы религии, слайд №116
Описание слайда:

Слайд 117


Происхождение и ранние формы религии, слайд №117
Описание слайда:

Слайд 118





ПО – обряд перехода, идет перемена статуса человека, его переход из одного локуса в вход другой. 
ПО – обряд перехода, идет перемена статуса человека, его переход из одного локуса в вход другой. 
ОП – комплекс с определенными положениями:
- раздел души и тела умершего, через определенные ритуальные действия;
- продолжительность и особая структура и функции погребального обряда, что поможет умершему пересечь границу двух миров;
- погребальный культ традиционного общества ведет к формированию религиозно-магических представлений, чему свидетельствуют древние захоронения.
Описание слайда:
ПО – обряд перехода, идет перемена статуса человека, его переход из одного локуса в вход другой. ПО – обряд перехода, идет перемена статуса человека, его переход из одного локуса в вход другой. ОП – комплекс с определенными положениями: - раздел души и тела умершего, через определенные ритуальные действия; - продолжительность и особая структура и функции погребального обряда, что поможет умершему пересечь границу двух миров; - погребальный культ традиционного общества ведет к формированию религиозно-магических представлений, чему свидетельствуют древние захоронения.

Слайд 119


Происхождение и ранние формы религии, слайд №119
Описание слайда:

Слайд 120





Посмертные маски
Описание слайда:
Посмертные маски

Слайд 121





Материнско-родовой культ
МРК -  олицетворяет саму природу и управляет всеми её процессами. 
оживляет семена, посаженные в землю, 
дарит любовь людям, 
птицы начинают петь песни,
 распускаются цветы и созревают плоды, 
её глаза смотрят на людей с лазурных небес, проливая живительную божественную влагу на всё сущее.
Описание слайда:
Материнско-родовой культ МРК - олицетворяет саму природу и управляет всеми её процессами. оживляет семена, посаженные в землю, дарит любовь людям, птицы начинают петь песни, распускаются цветы и созревают плоды, её глаза смотрят на людей с лазурных небес, проливая живительную божественную влагу на всё сущее.

Слайд 122





Культ Великой Матери-Богини у разных народов мира
В Индии - Пракрити или Шакти, 
у маори – Папа или Мать-Земля, 
у эвенков Подкаменной Тунгуски – Бугады Энинитын,
Деметра в Элладе, 
древнеегипетская Исида, 
малоазиатская Кибела, 
сидонская Астарта, 
Артемида Эфесская, 
карфагенская Танит и др.
Описание слайда:
Культ Великой Матери-Богини у разных народов мира В Индии - Пракрити или Шакти, у маори – Папа или Мать-Земля, у эвенков Подкаменной Тунгуски – Бугады Энинитын, Деметра в Элладе, древнеегипетская Исида, малоазиатская Кибела, сидонская Астарта, Артемида Эфесская, карфагенская Танит и др.

Слайд 123


Происхождение и ранние формы религии, слайд №123
Описание слайда:

Слайд 124


Происхождение и ранние формы религии, слайд №124
Описание слайда:

Слайд 125






Промысловые культы,

Обряды промысловой (охотничьей и др.) магии. 
Практиковались  у народов Северной Азии, Северной Америки и других стран. 
Приемы охотничьей (или рыболовческой) магии -  разнообразные:
1. колдование над промысловым инвентарем; 
2. охотничьи пляски — подражания животным и различные магические запреты и прочие меры предосторожности на промысле.
Описание слайда:
Промысловые культы, Обряды промысловой (охотничьей и др.) магии. Практиковались у народов Северной Азии, Северной Америки и других стран. Приемы охотничьей (или рыболовческой) магии - разнообразные: 1. колдование над промысловым инвентарем; 2. охотничьи пляски — подражания животным и различные магические запреты и прочие меры предосторожности на промысле.

Слайд 126


Происхождение и ранние формы религии, слайд №126
Описание слайда:

Слайд 127


Происхождение и ранние формы религии, слайд №127
Описание слайда:

Слайд 128


Происхождение и ранние формы религии, слайд №128
Описание слайда:

Слайд 129


Происхождение и ранние формы религии, слайд №129
Описание слайда:

Слайд 130


Происхождение и ранние формы религии, слайд №130
Описание слайда:

Слайд 131





Культы тайных союзов- зародышевая форма примитивной государственной власти. 

Цель тайных союзов -  укрепление власти той или иной группы. 
Средство достижения этой цели -  тактика религиозного запугивания, т. е. поддержания в окружающих веры в жутких богов или злых духов, в которых сами члены союза не верили. 
Специфика:
1) важные обряды союза совершаются в строгой тайне, 
2) доступ чужакам туда запрещён под страхом смерти
3) принятие нового члена в союз, его старые религиозные представления разоблачаются, а взамен внушаются новые, но его обязывают поддерживать обман среди непосвящённых.
Описание слайда:
Культы тайных союзов- зародышевая форма примитивной государственной власти. Цель тайных союзов - укрепление власти той или иной группы. Средство достижения этой цели - тактика религиозного запугивания, т. е. поддержания в окружающих веры в жутких богов или злых духов, в которых сами члены союза не верили. Специфика: 1) важные обряды союза совершаются в строгой тайне, 2) доступ чужакам туда запрещён под страхом смерти 3) принятие нового члена в союз, его старые религиозные представления разоблачаются, а взамен внушаются новые, но его обязывают поддерживать обман среди непосвящённых.

Слайд 132





Союз Дук-Дук
Описание слайда:
Союз Дук-Дук

Слайд 133






Распространены ТС 
– Меланезия, Северная Америка, Западная Африка и др.
Обряд принятия в союз тесно связан с идеей смерти и воскресения. 
Церемония принятия в союз – представляет собой символическое убиение посвящаемого или инсценировку его смерти. 
Затем, через определённое время, кандидат «чудесным образом» воскресает.
Описание слайда:
Распространены ТС – Меланезия, Северная Америка, Западная Африка и др. Обряд принятия в союз тесно связан с идеей смерти и воскресения. Церемония принятия в союз – представляет собой символическое убиение посвящаемого или инсценировку его смерти. Затем, через определённое время, кандидат «чудесным образом» воскресает.

Слайд 134





Обряды-испытания перед вступлением во взрослую жизнь (инициации).
Инициа́ция (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества 
Распространение:
Страны Старого и Нового света
Обряды инициации — перехода в то или иное мужское сообщество — бывали и кровавыми.
Описание слайда:
Обряды-испытания перед вступлением во взрослую жизнь (инициации). Инициа́ция (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества Распространение: Страны Старого и Нового света Обряды инициации — перехода в то или иное мужское сообщество — бывали и кровавыми.

Слайд 135





Церемония инициации, деревня Корога на реке Сепик, Папуа-Новая Гвинея, 1975.
Описание слайда:
Церемония инициации, деревня Корога на реке Сепик, Папуа-Новая Гвинея, 1975.

Слайд 136






Сам ритуал перехода (посвящения) складывался из чередования обрядов:
1) отделения (separation), 
2) промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») 
3) включения или восстановления (reagregation).
Описание слайда:
Сам ритуал перехода (посвящения) складывался из чередования обрядов: 1) отделения (separation), 2) промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») 3) включения или восстановления (reagregation).

Слайд 137


Происхождение и ранние формы религии, слайд №137
Описание слайда:

Слайд 138





Кения и Северная Танзания — групповая охота на льва
Описание слайда:
Кения и Северная Танзания — групповая охота на льва

Слайд 139





Кенийский боевой ритуал посвящения
Описание слайда:
Кенийский боевой ритуал посвящения

Слайд 140





Племя каро из Эфиопии. 
Прыжки через быков и коров
Описание слайда:
Племя каро из Эфиопии. Прыжки через быков и коров

Слайд 141





Племя канингара. Шрамирование (рубцевание или скарификация)
Описание слайда:
Племя канингара. Шрамирование (рубцевание или скарификация)

Слайд 142





Австралийские аборигены раскрашены к обряду обрезания
Описание слайда:
Австралийские аборигены раскрашены к обряду обрезания

Слайд 143





На Суматре юношам прокалывают руку
Описание слайда:
На Суматре юношам прокалывают руку

Слайд 144






Современные цивилизованные инициации

Бар-мицва
Конфирмация
Гэмпуку и Моги 
 Калита 
Балы и кольца девственности в США 
Армейские традиции
Описание слайда:
Современные цивилизованные инициации Бар-мицва Конфирмация Гэмпуку и Моги Калита Балы и кольца девственности в США Армейские традиции



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию