🗊Презентация Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №1Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №2Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №3Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №4Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №5Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №6Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №7Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №8Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №9Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №10Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №11Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №12Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №13Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №14Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №15Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №16Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №17Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №18Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №19Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №20

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс). Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1











       Использование фразеологизмов в речи
                   6 класс
Автор: Ковалёва Галина Васильевна
Донецкая общеобразовательная школа № 58
Описание слайда:
Использование фразеологизмов в речи 6 класс Автор: Ковалёва Галина Васильевна Донецкая общеобразовательная школа № 58

Слайд 2






Цель: пополнить словарь школьника фразеологизмами, совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, работать со словарём.

                                                 Дорогой друг!
       Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Как много  в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Наука Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых - самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. Во фразеологии отразились исторические события, народное отношение к ним, выразился взгляд народа на человеческие достоинства и недостатки. Точность и образность – главные особенности фразеологизмов. Писатели видят в ней великолепные примеры образного выражения действительности. Учёный-лингвист  А.И.Ефимов  говорил так: «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы русского языка».  Знание фразеологии, умелое использование ее - неотъемлемая часть речевой культуры человека. Открой для себя удивительный и занимательный мир фразеологизмов!
Описание слайда:
Цель: пополнить словарь школьника фразеологизмами, совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, работать со словарём. Дорогой друг! Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Наука Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых - самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. Во фразеологии отразились исторические события, народное отношение к ним, выразился взгляд народа на человеческие достоинства и недостатки. Точность и образность – главные особенности фразеологизмов. Писатели видят в ней великолепные примеры образного выражения действительности. Учёный-лингвист А.И.Ефимов говорил так: «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы русского языка». Знание фразеологии, умелое использование ее - неотъемлемая часть речевой культуры человека. Открой для себя удивительный и занимательный мир фразеологизмов!

Слайд 3


Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





Продолжи предложение:
 Лексикология -  
Лексика –  
Лексическое значение –
Лексикон -
Слово -   
Словосочетание -
Предложение -
Описание слайда:
Продолжи предложение: Лексикология - Лексика – Лексическое значение – Лексикон - Слово - Словосочетание - Предложение -

Слайд 5





Изучаем теорию

В русском языке, кроме отдельных слов  с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, есть более сложные единицы – устойчивые сочетания слов. 
В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность. Смысл имеет всё выражение в целом. Эти устойчивые сочетания называются фразеологизмами, или фразеологическими оборотами. Например, уносить ноги – убегать, куриная память – плохая память, ломать голову  - усиленно думать.
 Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология.
   Фразеологией называется раздел науки о языке, который изучает фразеологический оборот. Слово фразеология произошло от греческих слов фразис  - выражение, логос – слово, учение.
  Устойчивые сочетания отличаются от свободных тем, что в них нельзя заменить или переставить ни одного слова.
Описание слайда:
Изучаем теорию В русском языке, кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, есть более сложные единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность. Смысл имеет всё выражение в целом. Эти устойчивые сочетания называются фразеологизмами, или фразеологическими оборотами. Например, уносить ноги – убегать, куриная память – плохая память, ломать голову - усиленно думать. Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологией называется раздел науки о языке, который изучает фразеологический оборот. Слово фразеология произошло от греческих слов фразис - выражение, логос – слово, учение. Устойчивые сочетания отличаются от свободных тем, что в них нельзя заменить или переставить ни одного слова.

Слайд 6






Основная часть фразеологизмов русского языка исконно русского происхождения, источником их является, например, профессиональная речь 
   (точить лясы, бить баклуши, без сучка и задоринки, снять стружку, сесть на мель, играть первую скрипку). 
Некоторые попали в литературный язык из жаргона и разговорной речи. Некоторые фразеологизмы пришли из диалектов и связаны с трудом крестьянства 
  (поворачивать оглобли, из кулька в рогожку, на воде вилами написано). 
Многие фразеологизмы имеют своим источником богослужебные книги 
   (святая святых, исчадие ада, по образу и подобию, глас вопиющего в пустыне, земля обетованная).
Описание слайда:
Основная часть фразеологизмов русского языка исконно русского происхождения, источником их является, например, профессиональная речь (точить лясы, бить баклуши, без сучка и задоринки, снять стружку, сесть на мель, играть первую скрипку). Некоторые попали в литературный язык из жаргона и разговорной речи. Некоторые фразеологизмы пришли из диалектов и связаны с трудом крестьянства (поворачивать оглобли, из кулька в рогожку, на воде вилами написано). Многие фразеологизмы имеют своим источником богослужебные книги (святая святых, исчадие ада, по образу и подобию, глас вопиющего в пустыне, земля обетованная).

Слайд 7





Фразеологизмы 
Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях. Наиболее употребительные фразеологизмы включаются в толковые словари под специальным значком. 
   Например, зарубить на носу (или на лбу) – принять к сведению, запомнить навсегда. Происхождение фразеологизма объясняют так: носом в старину называли переднюю часть памятной дощечки (бирки), которую носили неграмотные люди, делая на ней пометки – зарубки.
  Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения.
                          Ребята работали  засучив рукава. (как? прилежно)
 К  фразеологизмам относятся и народные пословицы, поговорки, «крылатые выражения» писателей, учёных, общественных деятелей. 
     Например, Не в коня корм.  Сейте разумное, доброе, вечное. ( Н. Некрасов).
Описание слайда:
Фразеологизмы Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях. Наиболее употребительные фразеологизмы включаются в толковые словари под специальным значком. Например, зарубить на носу (или на лбу) – принять к сведению, запомнить навсегда. Происхождение фразеологизма объясняют так: носом в старину называли переднюю часть памятной дощечки (бирки), которую носили неграмотные люди, делая на ней пометки – зарубки. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения. Ребята работали засучив рукава. (как? прилежно) К фразеологизмам относятся и народные пословицы, поговорки, «крылатые выражения» писателей, учёных, общественных деятелей. Например, Не в коня корм. Сейте разумное, доброе, вечное. ( Н. Некрасов).

Слайд 8


Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





3АДАНИЕ.  Определи,  какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему.

Медвежья берлога, медвежья услуга.
Волчий хвост, волчий аппетит. 
Важная деталь, важная птица. 
Горькая микстура, горькая правда. 
Завязать узел, завязать переписку.
Сбивать с дерева, сбивать с толку
Описание слайда:
3АДАНИЕ. Определи, какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему. Медвежья берлога, медвежья услуга. Волчий хвост, волчий аппетит. Важная деталь, важная птица. Горькая микстура, горькая правда. Завязать узел, завязать переписку. Сбивать с дерева, сбивать с толку

Слайд 10





Отгадай! 
    Ее заваривают, затевая какое-то неприятное «хлопотное» дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее  «просят»  рваные  туфли
Описание слайда:
Отгадай! Ее заваривают, затевая какое-то неприятное «хлопотное» дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просят» рваные туфли

Слайд 11





Отгадай!
     Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом, ее  набирают  в  рот, когда  молчат, ею  нельзя  разлить  неразлучных  друзей.
Описание слайда:
Отгадай! Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом, ее набирают в рот, когда молчат, ею нельзя разлить неразлучных друзей.

Слайд 12





Учимся сопоставлять.

  Задание. Найди четвёртое «лишнее». 
1. Кот наплакал , капля в море, на всех парах, с мизинец.
2. Во всю прыть, что есть духу, сломя голову, хоть пруд пруди. 
3. В то же миг, сесть в калошу, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.
Описание слайда:
Учимся сопоставлять. Задание. Найди четвёртое «лишнее». 1. Кот наплакал , капля в море, на всех парах, с мизинец. 2. Во всю прыть, что есть духу, сломя голову, хоть пруд пруди. 3. В то же миг, сесть в калошу, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Слайд 13





 
                                                   Попались на удочку.
          Пригласил  нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - … .
Мы, конечно, обрадовались, … , слушаем. Мой братишка так … от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, … ". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы … .
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров …  отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот пустомеля, - возмутился дед,- все время кому-нибудь … .
У братишки слезы …  .  Я, конечно, тоже … .
"Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете".
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была - … . 
Для справок: пальчики оближешь, одним духом, собаку на этом съел, не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать; уши развесили, потерял голову, попались на удочку, в три ручья, морочит голову.
Описание слайда:
Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - … . Мы, конечно, обрадовались, … , слушаем. Мой братишка так … от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, … ". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы … . Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров … отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, - возмутился дед,- все время кому-нибудь … . У братишки слезы … . Я, конечно, тоже … . "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была - … . Для справок: пальчики оближешь, одним духом, собаку на этом съел, не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать; уши развесили, потерял голову, попались на удочку, в три ручья, морочит голову.

Слайд 14





Развиваем творческое воображение.
 Узнай фразеологизм!
Описание слайда:
Развиваем творческое воображение. Узнай фразеологизм!

Слайд 15







Развиваем умение доказывать 
свою точку зрения. 
Какие фразеологизмы характеризуют человека с положительной  и отрицательной стороны?
Описание слайда:
Развиваем умение доказывать свою точку зрения. Какие фразеологизмы характеризуют человека с положительной и отрицательной стороны?

Слайд 16





Допиши фразеологизм!
Труслив как…        Хитёр как…          Надут как…
Описание слайда:
Допиши фразеологизм! Труслив как… Хитёр как… Надут как…

Слайд 17





Исправь ошибки!

1.Человек был семи пядей в плечах. 
2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши . 
3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей . 
4. Она с детства узнала, почём кило лиха . 
5. Ребята решили вывести его на свежую воду . 
6. Нам грозили показать, где раки ночуют .
Описание слайда:
Исправь ошибки! 1.Человек был семи пядей в плечах. 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши . 3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей . 4. Она с детства узнала, почём кило лиха . 5. Ребята решили вывести его на свежую воду . 6. Нам грозили показать, где раки ночуют .

Слайд 18





Подведём итоги.
Описание слайда:
Подведём итоги.

Слайд 19


Использование фразеологизмов в речи (урок русского языка, 6 класс), слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20







МОЛОДЕЦ!
Описание слайда:
МОЛОДЕЦ!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию