Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
подготовила учитель
русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Поляковка
давлекановского района
республики башкортостан
зубарева о.в.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - ТРЕНИНГ
Правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий настоящего времени
Слайд 2
Описание слайда:
Задание А 15 : В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И (либо Е)?
Аналитический отчёт ФИПИ: «…Возникают ошибки в вариантах, где производящие слова являются исключением, да ещё и имеют приставку, то есть дополнительную сложность в выборе спряжения… Затруднение происходит и из-за того, что экзаменуемые смешивают виды глагола, а значит, и спряжение…. Правописание глаголов и причастий по-прежнему представляет серьёзную трудность для экзаменуемых.»
Слайд 3
Описание слайда:
Спряжение глаголов с безударным личным окончанием легко определяется по неопределенной форме.
1 спряжение
глаголы брить, стелить, зиждиться
и все остальные глаголы
Слайд 4
Описание слайда:
Окончания глаголов
1 спряжение
-Ут -ют
Е
Слайд 5
Описание слайда:
Обратите внимание на схожесть окончаний глаголов с суффиксами причастий!
Пишите в действительных причастиях, образованных от глаголов I спряжения, -ущ-, -ющ-, -ем-
Слайд 6
Описание слайда:
Обратите внимание!
Глаголы :
лаЯть, блеЯть, каЯться, веЯть, лелеЯть, маЯться, надеЯться, чуЯть, чаЯть, хаЯть, реЯть, сеЯть, таЯть относятся к I cпряжению
Исключение: клеИть
Слайд 7
Описание слайда:
Как правильно определить спряжение и не ошибиться в выборе окончания глагола или суффикса причастия?
Сразу ставьте глагол в неопределенную форму,
А затем посмотрите, на что оканчивается инфинитив,
Только потом пишите окончание или суффикс!!!
Слайд 8
Описание слайда:
НАПРИМЕР: глагол открыва…т
НАПРИМЕР: глагол открыва…т
Начальная форма — открывАТЬ.
Значит, это глагол I спряжения,
в ед.ч. пишем -ешь, ет,
во мн. ч. — ем, -ете, -ют,
а в причастии -ющ: открываЮЩий.
Слайд 9
Описание слайда:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
Слайд 10
Описание слайда:
Всегда определяйте вид глагола — совершенный или несовершенный, а иначе легко можно ошибиться в выборе правильного окончания!!!
Например:
выгоня..т кошку (что делают?)
и выгон..т кошку (что сделают?).
Прежде чем поставить глаголы в неопределенную форму, определим вид:
В первом случае у нас глагол I спряжения, значит, выгоняЕТ, а во втором — глагол-исключение II спряжения, значит, выгонИТ.
Слайд 11
Описание слайда:
Особое внимание следует уделить приставке вы-, которая часто притягивает к себе ударение и делает окончание глагола безударным (вЫспятся, вЫберет).
Особое внимание следует уделить приставке вы-, которая часто притягивает к себе ударение и делает окончание глагола безударным (вЫспятся, вЫберет).
В подобных случаях сомнительное окончание проверяйте бесприставочной формой:
(вЫспятся — спЯт, вЫберет- берЁт)
Слайд 12
Описание слайда:
Повелительное наклонение глагола образуется с помощью суффикса -и-
Повелительное наклонение глагола образуется с помощью суффикса -и-
и окончания -те:
ВышлИТЕ книгу
Глаголы I спряжения в форме 2-го лица мн.ч. изъявительного наклонения имеют окончание -ете-:
Когда вышлЕТЕ письма, сообщите об этом.
Слайд 13
Описание слайда:
В каком ряду в обоих случаях пропущена буква я?
1) краски выгор..т, колебл..щиеся листья
2) рабочие стро..т, привлека..щийся к ответу
3) маляры крас..т, ненавид..щий обман
4) флаги ре..т, люб..щие искусство
Слайд 14
Описание слайда:
1. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?
1) рыбы меч..т икру, мельники перемел..т в муку
2) ребятишки плещ..тся, кле..щий кораблик
3) искры брызж..т, кудахч..т куры
4) женщины полощ..т бельё, туристы задерж..тся в походе
Слайд 15
Описание слайда:
2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?
1) они просмотр..т, дремл..щий щенок
2) бор..щиеся отряды, они догон..т
3) та..щий снег, стел..щийся туман
4) они кол..т дрова, стро..щийся дом
Слайд 16
Описание слайда:
3. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?
1) они кле..т, мысл..щий человек
2) бре..щийся человек, они мес..т тесто
3) ненавид..щий ложь, родители колебл..тся
4) они бор..тся за победу, завис..щий от учителя
Слайд 17
Описание слайда:
4. В каком ряду в обоих словах пропущена буква е?
1) зерно мел..тся, колебл..мый ветром
2) возьмите и вынес..те вещи, рассматрива..мый
3) кто замет..т ошибку, незамеч..нная ошибка
4) малыш плач..т, невид..мый объект
Слайд 18
Описание слайда:
5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?
1) их выгон..т, почу..вший запах
2) расстила..щаяся по долине, собаки дремл..т
3) щипл..щий гусь, их увид..т
4) они завод..т спор, колебл..щийся лист
Слайд 19
Описание слайда:
6. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?
1) назнач..т директором, пряч..щий ключ
2) люди повер..т ему, стро..щееся здание
3) все хлопоч..т о деле, держ..щий власть
4) дети увид..т мир, беле..щий парус
Слайд 20
Описание слайда:
7. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?
1) засе..ть поле, знач..щий поступок
2) они хохоч..т до утра, часто дыш..щий
3) солдаты пиш..т письма, кле..щий карандаш
4) все души не ча..т, громко ла..щий
Слайд 21
Описание слайда:
8. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?
1) изделия слав..тся стариной, хлопоч..щая хозяйка
2) зелене..щая поляна, они пиш..т письмо
3) клокоч..щий вулкан, они сбре..т бороды
4) собаки зала..т, дремл..щая долина
Слайд 22
Описание слайда:
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) возглавля..мый, он езд..т, выгор..л
2) испыту..мый, он посе..т, завис..л
3) постро..нный, он потерп..т, выпрям..лся
4) взвеш..нный, он выскаж..т, посе..л
Слайд 23
Описание слайда:
10. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква у?
1) дети пряч..тся; дыш..щего свежестью утра
2) пыш..щее здоровьем лицо; рабочие слыш..т гудок
3) снега та..т; хлещ..щими брызгами
4) природа жажд..щих степей; клокоч..т водопады
Слайд 24
Описание слайда:
11. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?
1) они возненавид..т, скач..щий всадник
2) бор..щийся за свободу, они не успе..т
3) леч..щий врач, они не обид..тся
4) они кол..т дрова, лесники руб..т лес.
Слайд 25
Описание слайда:
12. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?
1) видне..щийся горизонт, поля пропаш..т
2) зыбл..щийся песок, ветры ве..т
3) всевид..щее око, они дремл..т
4) кле..щий обои, мужчина, пил..щий дерево
Слайд 26
Описание слайда:
13. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква ю?
1) стел..тся травы, гон..щие зайца собаки
2) стел..щийся туман, пыш..т синевой небеса
3) дети громко плач..т, зре..щие колосья
4) бор..щиеся за свободу, пастухи дремл..т
Слайд 27
Описание слайда:
14. В каком примере в обоих случаях пропущена одна и та же буква?
1) Ласковый маш..т вершинами лес, солнце приветливей смотр..т с небес.
2) Не буд..те закаляться — не выдерж..те всех трудностей похода.
3) Что накрош..шь, то и выхлеба..шь.
4) Снова замерло все до рассвета, — дверь не скрипн..т, не вспыхн..т огонь.
Слайд 28
Описание слайда:
15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1) они держ..т, дыш<..щий
2) все смотр..т, слыш..щий
3) разуч..т, кол..щий
4) выключ..т, реж..щий
Слайд 29
Описание слайда:
16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?
1) леле..щий сына, у нас не кур..т
2) плав..щийся металл, туманы стел..тся
3) езд..щий верхом, терп..т бедствие
4) беды стар..т, спортсмены бор..тся
Слайд 30
Описание слайда:
Желаю Удачи!
При создании презентации за основу взяты материалы сайта:
http://peressa2009.narod2.ru/EGE_po_russkomu_yaziku/
Презентацию на
тему Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий можно скачать бесплатно ниже: