Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Издательство «Русское слово» совместно с ФИПИ
Издательство «Русское слово» совместно с ФИПИ
Русский язык
Типичные ошибки
при выполнении заданий
Единого государственного экзамена»
Слайд 2
Описание слайда:
Пособие адресовано учителям,
методистам и учащимся
для самостоятельной подготовки
к ЕГЭ
Слайд 3
Описание слайда:
Ошибки в области фонетики и орфоэпии
«…ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые изображают их в письменной речи.
Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё, квалифицируя его как [э], а не как [о]. Причина такой ошибки
заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик.
Например, в словах поджог и поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки».
Слайд 4
Описание слайда:
«…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот».
«…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот».
Слайд 5
Описание слайда:
Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности), без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись
«…хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ»).Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».
Слайд 6
Описание слайда:
Ошибки в области морфемики и словообразования
«...необходимо обращать внимание на модели образования слов в русском языке, на связь между значением слова и его составом…
Слайд 7
Описание слайда:
Ошибки, связанные с нарушением норм
русского литературного языка
( лексика, морфология, синтаксис)
Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке:
широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста.
Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Слайд 8
Слайд 9
Описание слайда:
Ошибки в области морфологии
Причины :
1. многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;
2. у значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса
Слайд 10
Описание слайда:
Ошибки в области орфографии
Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью
во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также
от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.
Слайд 11
Описание слайда:
«…в центре внимания на уроках
«…в центре внимания на уроках
по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии:
«Правило знаю — применять не умею».
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:
Ошибки в области синтаксиса
Задание А8- самое трудное во всей работе .
Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне.
Слайд 14
Описание слайда:
Ошибки в области речеведения
«…умения определять функционально-смысловые типы речи (А29), средства связи предложений в тексте (В7), средства выразительности (В8) служат основой важнейшего коммуникативного умения — умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста…
Слайд 15
Описание слайда:
Характеристика типичных ошибок при выполнении задания с развернутым ответом
Слайд 16
Описание слайда:
Ошибки по критерию К1
(формулировка проблем исходного текста)
Ошибки фундаментального типа обусловлены неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного:
выделять главное,
вычленять смысловые части,
исследовать развитие мысли,
раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.
Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчинённое реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов( так воспринимают иностранную речь).
Ошибки этого типа – проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного, поэтому работа над устранением таких ошибок является предметом систематического курса
Слайд 17
Описание слайда:
Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.
Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.
Ошибки этого типа зачастую вызваны либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий.
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Описание слайда:
Ошибки по критерию К2 (комментарий
к сформулированной проблеме)
Комментарий ограничен следующим:
• целевой установкой;
• объектом комментирования;
• обязательной направленностью комментария.
Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста;
• объёмом.
Слайд 21
Слайд 22
Описание слайда:
Комментарий текста -«дешифровка» его содержания
В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть:
• свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;
• представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст.
Отклонение от проблемы исходного текста характерно для работ, посвященных анализу текстов художественного стиля.
Автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста
Слайд 23
Описание слайда:
Ошибки по критерию К3 (отражение авторской позиции) связаны с К1
Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, важно руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.
Слайд 24
Описание слайда:
В работе экзаменуемый может использовать
В работе экзаменуемый может использовать
следующие типы аргументов:
Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
Слайд 25
Описание слайда:
6. Определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущ-
6. Определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущ-
ностных признаков определяемого предмета.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.
Слайд 26
Описание слайда:
В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:
В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:
1. Конкретные примеры:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример-текст из художественного произведения).
2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).
Слайд 27
Описание слайда:
1. Мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, общественного деятеля и т.п.
1. Мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, общественного деятеля и т.п.
2. Цитата из авторитетного источника.
3. Мнение специалиста, эксперта.
4. Мнение очевидцев.
5. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Слайд 28
Описание слайда:
Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения по проблеме)
Причины:
Слайд 29
Описание слайда:
Наиболее явное выражение — отсутствие смысловой части, связанной с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок:
Наиболее явное выражение — отсутствие смысловой части, связанной с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок:
1) аргументация не вычленяется как отдельное действие;
2) аргумент не соответствует заявленному тезису
Слайд 30
Описание слайда:
ошибки в содержании сочинения
ошибки в содержании сочинения
обусловлены целым рядом факторов, важнейшими из которых являются:
степень нравственной зрелости и развитости эмоциональной сферы,
уровень владения операционными умениями
общий уровень социокультурных знаний выпускника
Слайд 31
Описание слайда:
Логические ошибки по критерию К5
Типичные ошибки в абзацном членении:
1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части — сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
Слайд 32
Описание слайда:
Грамматические ошибки (критерий К9)
грамматические ошибки (словообразовательные, морфологические, синтаксические) связаны с нарушением структуры языковой единицы — слова, словосочетания, предложения, например:
[Но моральное удовлетворение учёным приносили не только сами открытия, но и их процесс.]
[Нужно мыслить, но чтобы эти мысли были «живыми».] И тогда мы преодолеем всё.
Слайд 33
Описание слайда:
Речевые ошибки (критерий К1)
Группы ошибок:
Неразличение однокоренных слов ( паронимов)
Нарушение лексической сочетаемости
Плеоназм ( употребление лишнего слова)
Нарушение речевой логики в пределах одного предложения
Неудачное употребление местоимений
Неоправданный повтор слов
Включение слов другой стилевой окраски
Ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых выражений
Ошибочное или неуместное использование выразительных средств и устойчивых словосочетаний
Употребление слова в несвойственном ему значении
Слайд 34
Описание слайда:
Этические ошибки
(критерий К11)
«В целом» творчество Пушкина достойно восхищения; Автор «вздумал нас поучать…»;
То, что он пишет, — «враньё»; Автор «нагоняет тоску» на читателей; Бунин «крайне неудачно» изображает…; «Величие Баха признано не только мною, но и всем прогрессивным человечеством»; «Сочинения я вообще-то писать и не умею, всё, что мог, и нацарапал здесь для вас»; «Сижу на экзамене, делать нечего, писать я не умею, вот и придумываю всякий бред, потому что уйти раньше нельзя».
Слайд 35
Описание слайда:
Фактические (фоновые) ошибки (критерий К12)
Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
Слайд 36
Описание слайда:
Обязательное знакомство с общими критериями оценивания – один из аспектов подготовки к экзамену.
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Презентацию на
тему Типичные ошибки ЕГЭ русский язык можно скачать бесплатно ниже: