Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ЗОЛОТОЙ ВЕК КЛАССИЦИЗМА
Проект для девятого класса
Слайд 2
Описание слайда:
Результат вашего проекта
создайте
модель понятия «классицизм»
Слайд 3
Описание слайда:
Предположите, что окажется важным для создания модели понятия «классицизм»?
Определите основные компоненты модели этого понятия
Слайд 4
Описание слайда:
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:
Для создания модели понятия «классицизм» окажется необходимым понять:
Концепцию человека в восприятии художников-классицистов;
Картину мира, отраженную в произведениях классицистов;
Основные эстетические принципы классицизма, то есть концепцию прекрасного.
Слайд 5
Описание слайда:
Почему век классицизма называют «золотым»?
Ответить на этот вопрос вам помогут разные виды искусства:
Живопись (какова концепция человека, отраженная в живописи классицизма?);
Архитектура (как отразился в архитектуре классицизма античный идеал гармонии?);
Скульптура (какое художественное воплощение нашли основные принципы классицизма в скульптуре?)
Садово-парковое искусство (в чем истоки прелести и пышной красоты садов и парков классицизма?)
Слайд 6
Описание слайда:
Эпоха возникновения классицизма как литературного направления
Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый, изучаемый в классе) возник во Франции в 17 веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности. Однако ей предшествовали общественная смута, исторический хаос: после смерти короля Людовика тринадцатого его сыну – будущему «королю-солнце» Людовику четырнадцатому - не было и пяти лет, а потому фактически страной правил фаворит королевы итальянец кардинал Мазарини. Национальная гордость французов была настолько уязвлена, что все социальные слои приняли участие в гражданской войне против власти кардинала.
Слайд 7
Описание слайда:
Людовик четырнадцатый – «король-солнце»
Слайд 8
Описание слайда:
Возникновение классицизма в России
Слайд 9
Описание слайда:
Золотой век Екатерины
При Екатерине Второй, пришедшей к власти после череды смутных, тревожных лет, классицизм пережил эпоху наибольшего расцвета. Екатерина продолжила укрепление самодержавной государственности, усиление экономической и военной мощи России – страны, вошедшей на равных в европейскую цивилизацию.
Слайд 10
Описание слайда:
Как вы думаете, что эпоха укрепления абсолютизма требовала от искусства?
Слайд 11
Описание слайда:
Проверьте свои предположения:
Искусство призвано прославлять монарха, служить укреплению монархического абсолютистского государства;
Основной пафос искусства – служение обществу, утверждение человека – деятеля, подчинившего чувства разуму, способного на самопожертвование во имя выполнения высшего долга;
Долг искусства – утверждать веру в то, что гармония противостоит хаосу – и внешнему (разобщенность и смута), и внутреннему (стихия страстей в человеке).
Слайд 12
Описание слайда:
Классицизм в живописи
Величайшим художником классицизма был французский живописец Никола Пуссен (18 век). Господствующий в произведениях художника ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека.
Слайд 13
Описание слайда:
В основе сюжета картины «Танкред и Эрминия» лежит легенда о том, как герой Танкред берет в плен прекрасную волшебницу Эрминию, полюбившую его. Танкред сражается с мавром и, несмотря на победу, умирает от ран. На полотне Пуссена изображен момент, когда Эрминия отсекает мечом свои прекрасные волосы, обладающие волшебной силой, чтобы перевязать своему любимому раны и спасти его.
Слайд 14
Описание слайда:
Картина Пуссена «Аркадские пастухи» написана на античный сюжет. По античному преданию, счастливые пастухи страны Аркадии не знали зла и смерти. Но подпись на гробнице: «И я был в Аркадии», - повергает их в смущение и печаль. Оказывается, в мире есть смерть – открытие этого закона мироздания пришло к героям картины лишь сейчас.
Картина Пуссена «Аркадские пастухи» написана на античный сюжет. По античному преданию, счастливые пастухи страны Аркадии не знали зла и смерти. Но подпись на гробнице: «И я был в Аркадии», - повергает их в смущение и печаль. Оказывается, в мире есть смерть – открытие этого закона мироздания пришло к героям картины лишь сейчас.
Каков общий эмоциональный тон картины: ощущается в состоянии пастухов трагизм этого открытия или нет?
Слайд 15
Описание слайда:
«Человек и мироздание». Как решает Пуссен эту вечную философскую тему: подчинен человек законам мироздания или противостоит им?
Слайд 16
Описание слайда:
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА
МАСТЕР РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА - Антон Лосенко.
Картина «Владимир и Рогнеда» создана на исторический сюжет: новгородский князь Владимир просил руки половецкой княжны Рогнеды, однако получил отказ. Гнев оскорбленного князя был разрушителен: он убил отца и двух братьев Рогнеды, взяв ее в жены против воли. Художник изобразил момент, когда Рогнеда узнает о коварном убийстве.
По законам классицистической эстетики художник помещает главные фигуры в центре, выделяя их цветом и светом. Страдание не может обезобразить благородные лики, и в горе герои сохраняют изящество и величие. Вся группа напоминает театральную сцену: уравновешенность композиции, скульптурная статика поз и жестов, чистый, почти без оттенков, цвет.
Слайд 17
Описание слайда:
Как вы думаете, почему художник изобразил Владимира не жестоким убийцей, а влюбленным рыцарем? Как в этом отразилась классицистическая концепция человека?
Слайд 18
Описание слайда:
Русский парадный портрет 18 века
Один из крупнейших портретистов 18 века – Дмитрий Левицкий.
Его творчество включает все виды портрета – от монументально-парадного до камерного. Екатерина Великая изображена Левицким в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Всё: поза, жест императрицы, выражение ее лица – обнаруживает величие защитницы справедливости и общественной гармонии.
Слайд 19
Описание слайда:
Перед вами два парадных портрета Екатерины Второй кисти австрийского художника И.Б.Лампи, приглашенного в Россию Потёмкиным в качестве придворного живописца. Как вы думаете, почему эти картины так схожи?
Слайд 20
Описание слайда:
Камерный портрет
Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему присущая живописная манера: лики словно выступают из мерцающего мрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотна Рокотова отличаются от традиционной классицистической живописи изысканностью и богатством цветовых сочетаний. Художника привлекает гармония внешней и внутренней красоты, одухотворенность человека. Рокотову особенно удавались женские образы, с их мягкостью и лирическим очарованием. Один из таких образов – портрет А.П.Струйской.
Слайд 21
Описание слайда:
Вступите в диалог с искусствоведами: прокомментируйте каждое из следующих положений
Живопись классицизма отличает уравновешенность композиции: явно выделенный композиционный центр, в котором размещены главные герои. Полотно часто напоминает театральную сцену.
Художники стремились подчеркнуть в человеке только возвышенное, прекрасное и совершенное, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое. Даже страдание героев не искажает их лица: они остаются изящны и благородны, как прекрасные герои античных трагедий.
В колорите доминируют ясные, чистые цвета. Нет полутонов и оттенков, смешения и «буйства» красок.
Русский парадный портрет подчеркивает не столько индивидуальность человека, сколько его общественную роль: «монарх», «ученый», «поэт».
Слайд 22
Описание слайда:
Классицизм в архитектуре
Удивительна по своей гармонии архитектура классицизма. Пожалуй, именно в архитектуре и садово-парковом искусстве традиции классицизма сохранились дольше всего. Всемирной славой пользуются произведения российского зодчества 18-начала 19 веков, в первую очередь ансамбли Петербурга и его пригородов. Они придают «Северной Пальмире» неповторимый облик, который превратил ее в один из самых красивых городов мира.
Один из памятников раннего классицизма в Северной столице – Адмиралтейство, созданное по проекту А.Захарова. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле – флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга.
Слайд 23
Описание слайда:
Градостроительство классицизма развивало концепцию «идеального города».Обратите внимание на эти прямые линии улиц, симметрию и уравновешенность архитектурных ансамблей. Как это обнаруживает классицистический идеал прекрасного?
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Описание слайда:
Перед вами Дом Пашкова в Москве, созданный архитектором Василием Баженовым.
Какие черты классицизма вы видите?
Слайд 27
Описание слайда:
Русская дворянская усадьба
Удивительны русские дворянские усадебные ансамбли: Архангельское, Останкино, Кусково и многие другие.
Слайд 28
Описание слайда:
Основной комплекс поместья обычно располагался на высоком берегу реки или холме, а потому был виден издалека. Белые колонны символизировали свет и чистоту, желтые стены здания – «золотой век», зеленые крыши вместе с окружающей зеленью садов и парков – надежду и вечную молодость, обширные поляны и лужайки – Елисейские поля.
Слайд 29
Описание слайда:
Русская дворянская усадьба не раз вдохновляла художников своей нежной поэтичностью, легкой печалью, тонкой красотой
( картины С.Жуковского и В.Борисова-Мусатова).
Слайд 30
Описание слайда:
Идеал античности в эстетике классицизма
Всмотритесь в эти архитектурные произведения: Парфенон – храм Афины Парфенос в Греции, созданный в середине 5 века до нашей эры; колоннада Казанского собора в Петербурге, Пантеон в Париже. Что общего вы в них находите? Что это обращение к идеалу античности открывает нам в классицистической концепции Прекрасного?
Слайд 31
Описание слайда:
Скульптура классицизма
Слайд 32
Описание слайда:
Этьен Фальконе
«Медный всадник»
В середине 18 века Екатерина Вторая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому, для чего был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе. В духе просветительской философии 18 века Фальконе представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса, стремительный порыв сочетается в ней с торжественным величием. Доставка цельного камня, прозванного «гром-камнем», на котором высится фигура Петра, заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем переправляли на барже по воде.
Слайд 33
Описание слайда:
Как вы думаете, что в скульптуре Петра Великого символизируют:
Вздыбленный конь.
Россию, которую реформы Петра превратили в мощное государство.
Цельный камень в виде огромной волны.
Память о том, что именно Петр Первый завоевал для России выход к морю.
Змея, которую попирает конь Петра.
Противники петровских реформ.
Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость.
Главные цели реформаторской деятельности Петра: просвещение, торговля и военная мощь.
Слайд 34
Описание слайда:
Обратите внимание на один из основных художественных приемов классицистов – аллегоричность (отражение отвлеченного понятия через конкретный образ)
В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Победить льва ему помогает Бог. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.
Слайд 35
Описание слайда:
Садово-парковое искусство классицизма
Замечательным образцом садово-паркового искусства классицизма является Версаль – резиденция французских королей, возведенная при Людовике четырнадцатом. Три проспекта, как три луча, стянуты к дворцовому комплексу.
Слайд 36
Описание слайда:
В парке, созданном по проекту А.Ленотра, природа приняла рациональные, подчас геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Строгая симметрия аллей и прудов, ряды подстриженных цветников и деревьев, скульптуры античных богов и героев, среди которых также изваяния царственных особ французского двора, - таков парк Версаля.
Слайд 37
Описание слайда:
Версаль часто становился источником вдохновения для русских художников – прежде всего Александра Бенуа
Слайд 38
Описание слайда:
Петергоф
Удивителен и ансамбль Петергофа. Хотя он и создавался почти на столетие позже Версаля, в нем отразились многие черты классицизма. Понаблюдайте и скажите – какие?
Слайд 39
Описание слайда:
Проверьте себя
Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающего своими просторами и чистотой пропорций.
В комплекс входят архитектурные павильоны, которые строгим благородством линий и колоннами напоминают античные сооружения;
Перед нами рукотворная красота, природа лишена ее естественного облика – всё подчинено разумной уравновешенности: строго продуманные дорожки и тропинки, симметрия, разумная правильность.
Слайд 40
Описание слайда:
Регулярный парк и картина мира в классицизме
Сады и парки, подобные Версалю и Петергофу, называются регулярными: их удивительная красота сотворена по законам гармонии, симметрии, уравновешенности и обнаруживает представление классицистов о мире, противостоящем стихии хаоса. Эта «украшенная природа» есть воплощение не столько естественности, сколько идеального образа мира, стройного и гармоничного целого.
Слайд 41
Описание слайда:
Обратите внимание на синтез архитектурных сооружений, скульптурных композиций, природного окружения – это характерно для классицизма. Как вы думаете – о чем говорит эта идея архитектурно-природного комплекса?
Слайд 42
Описание слайда:
Создайте модель понятия «классицизм», используя следующие параметры:
Слайд 43
Описание слайда:
Почему же век классицизма называют «золотым»?
Презентацию на
тему Золотой век классицизма можно скачать бесплатно ниже: