Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Живопись Древней Руси
Урок литературы в 9 классе
Слайд 2
Описание слайда:
Цели урока:
Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчества
Узнать о жанрах искусства
Узнать имена знаменитых древнерусских иконописцев
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Описание слайда:
Мозаика
Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды.
Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве.
В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь».
В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.
Слайд 6
Описание слайда:
Фрески
Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199
Слайд 7
Описание слайда:
Иконы
Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.
Слайд 8
Описание слайда:
Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь.
Чины иконостаса.
Слайд 9
Описание слайда:
Богоматерь Оранта (Знамение)
Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия
Слайд 10
Описание слайда:
Богоматерь Знамение Царскосельская
Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус
Слайд 11
Описание слайда:
Одигитрия Синайская
Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него
Слайд 12
Описание слайда:
Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление
Слайд 13
Слайд 14
Описание слайда:
Богоматерь Троеручица
Слайд 15
Описание слайда:
Великая Панагия Шире Небес и Ярославская
Слайд 16
Описание слайда:
Успение Богородицы
Слайд 17
Описание слайда:
Спас Нерукотворный
Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь.
Слайд 18
Описание слайда:
Добрый пастырь
Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».
Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.
Слайд 19
Описание слайда:
Христос-Эммануил
Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил»
Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки.
В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.
Слайд 20
Описание слайда:
Христос - Пантократор
Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса.
Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.
Слайд 21
Описание слайда:
Спас на Престоле
Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда.
Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой.
Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»
Слайд 22
Описание слайда:
Спас в Силах.
Андрей Рублёв. 1410
Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.
Слайд 23
Описание слайда:
Спас Ярое око – икона середины 14 века
В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч».
Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами.
Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.
Слайд 24
Описание слайда:
Феофан Грек.
Христос Вседержитель
Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.
Слайд 25
Описание слайда:
Фрески Феофана Грека
Слайд 26
Описание слайда:
Феофан Грек
Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде
Слайд 27
Описание слайда:
Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.
Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.
Слайд 28
Описание слайда:
Феофан Грек «Преображение»
Икона из Переяславля Залесского
Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.
Слайд 29
Описание слайда:
Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве
Три мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина
Слайд 30
Описание слайда:
Рублёв «Троица»
Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос) благословляет жертвенную чашу, а левый ангел (Бог-отец) благословляет его самого на страдания. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Цвета характерны творческой манере Рублёва. Это светлые и яркие тона.
Слайд 31
Описание слайда:
Дионисий
Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век
Черт, присущие творчеству Дионисия в Ферапонтовом монастыре:
Душевная просветлённость
Гармоническая красота колорита
Отсутствие трагический сцен
Слайд 32
Слайд 33
Описание слайда:
Найдите определение иконы
Слайд 34
Описание слайда:
Какой ряд иконостаса посвящён Саваофу?
Слайд 35
Описание слайда:
Найдите среди данных икон Одигитрию
Слайд 36
Описание слайда:
Каков вид иконы Богоматери, прижимающей ребёнка к себе?
Слайд 37
Описание слайда:
Найдите среди данных икон изображение Пантократора
Слайд 38
Описание слайда:
Найдите феску Феофана Грека
Слайд 39
Описание слайда:
Найдите среди данных икон житийную
Презентацию на
тему Живопись Древней Руси можно скачать бесплатно ниже: