🗊Корни с чередованиями

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Корни с чередованиями, слайд №1Корни с чередованиями, слайд №2Корни с чередованиями, слайд №3Корни с чередованиями, слайд №4Корни с чередованиями, слайд №5Корни с чередованиями, слайд №6Корни с чередованиями, слайд №7Корни с чередованиями, слайд №8Корни с чередованиями, слайд №9Корни с чередованиями, слайд №10Корни с чередованиями, слайд №11Корни с чередованиями, слайд №12Корни с чередованиями, слайд №13Корни с чередованиями, слайд №14Корни с чередованиями, слайд №15Корни с чередованиями, слайд №16Корни с чередованиями, слайд №17

Вы можете ознакомиться и скачать Корни с чередованиями. Презентация содержит 17 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Корни с чередованиями
Описание слайда:
Корни с чередованиями

Слайд 2





Цель работы:
Изучить правила правописания корней с чередующимися гласными.
Описание слайда:
Цель работы: Изучить правила правописания корней с чередующимися гласными.

Слайд 3





СЕМЬЯ СЛОВ.
СЕМЬЯ СЛОВ.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:
Описание слайда:
СЕМЬЯ СЛОВ. СЕМЬЯ СЛОВ. Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:

Слайд 4


Корни с чередованиями, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства -
правильно с чередованием  напиши слова
Описание слайда:
Корень слова - значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства - правильно с чередованием напиши слова

Слайд 6





Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи  относится слово, является ли оно изменяемым, где его основа и окончание. 
Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи  относится слово, является ли оно изменяемым, где его основа и окончание.
Описание слайда:
Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где его основа и окончание. Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где его основа и окончание.

Слайд 7





Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми и даже теряется буква или появляется новая. Также может изменяться и корень. Существует целый ряд чередований гласных.
Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми и даже теряется буква или появляется новая. Также может изменяться и корень. Существует целый ряд чередований гласных.
В ОСНОВАНИИ РАБОТЫ НАД БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ ЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕНИЕ И ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ!
Описание слайда:
Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми и даже теряется буква или появляется новая. Также может изменяться и корень. Существует целый ряд чередований гласных. Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми и даже теряется буква или появляется новая. Также может изменяться и корень. Существует целый ряд чередований гласных. В ОСНОВАНИИ РАБОТЫ НАД БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ ЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕНИЕ И ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ!

Слайд 8





О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок-мак, стой-стай, скоч-скач, плов-плав.
О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок-мак, стой-стай, скоч-скач, плов-плав.
Е//И бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, жег-жиг, чет-чит, леп-лип, мер-мир, стел-стил, блест-блист, сид-сед + вес-вис.
И//ЕЙ би-бей, пи-пей, ви-вей, ши-шей, ли-лей.
А, Я//ИМ, ИН ня-ним, мя-мин, помя-помин, жа-жим, нача-начин.
Описание слайда:
О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок-мак, стой-стай, скоч-скач, плов-плав. О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок-мак, стой-стай, скоч-скач, плов-плав. Е//И бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, жег-жиг, чет-чит, леп-лип, мер-мир, стел-стил, блест-блист, сид-сед + вес-вис. И//ЕЙ би-бей, пи-пей, ви-вей, ши-шей, ли-лей. А, Я//ИМ, ИН ня-ним, мя-мин, помя-помин, жа-жим, нача-начин.

Слайд 9





ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО.
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО.
Глаголы в корнях с чередованием не проверяй ударением! 
ВЫРАСТАЛ, ПРЕДЛАГАЛ - 	нельзя с помощью РОСТ, ПРЕДЛОГ.
2. Под ударением в них пишется то, что слышится! 
РОСТ и ВЫРАЩИВАЛ, СЛОЖИМ и СЛАЖЕНО.
3. А без ударения – то, о чем говорит специальное правило! 
РОСЛА, но РАСТЕНИЕ : перед СТ и Щ – А
ПОЛОЖИЛ, но ПОЛАГАЛ : ЛАГ, когда есть суффикс – А.
Описание слайда:
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО. Глаголы в корнях с чередованием не проверяй ударением! ВЫРАСТАЛ, ПРЕДЛАГАЛ - нельзя с помощью РОСТ, ПРЕДЛОГ. 2. Под ударением в них пишется то, что слышится! РОСТ и ВЫРАЩИВАЛ, СЛОЖИМ и СЛАЖЕНО. 3. А без ударения – то, о чем говорит специальное правило! РОСЛА, но РАСТЕНИЕ : перед СТ и Щ – А ПОЛОЖИЛ, но ПОЛАГАЛ : ЛАГ, когда есть суффикс – А.

Слайд 10





ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП.
ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП.
1 .РАСТ, РАЩ / А перед СТ и Щ .
2. ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОСН.
По суффиксу А:ПРЕДЛАГАТЬ, ПРИЛАГАТЬ, КАСАТЬСЯ, КАСАНИЕ.
По виду: ЛОЖ с О, КОС – с О.
3. В безударном положении ЗАР, ГОР, КЛОН, ТВОР.
4. Запомни слова: ПЛАВ- плавник, поплавок, 
плавучий. ПЛОВ- пловец, пловчиха. ПЛАВЛ- 
всегда с А! сплавлять, выплавлять.
Описание слайда:
ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП. ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП. 1 .РАСТ, РАЩ / А перед СТ и Щ . 2. ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОСН. По суффиксу А:ПРЕДЛАГАТЬ, ПРИЛАГАТЬ, КАСАТЬСЯ, КАСАНИЕ. По виду: ЛОЖ с О, КОС – с О. 3. В безударном положении ЗАР, ГОР, КЛОН, ТВОР. 4. Запомни слова: ПЛАВ- плавник, поплавок, плавучий. ПЛОВ- пловец, пловчиха. ПЛАВЛ- всегда с А! сплавлять, выплавлять.

Слайд 11





РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ.
РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ.
СКАК – всегда с А: скакать, доскакать, скакун, проскакать.
СКАЧ – «верхом»: скачу, проскачу, доскачу, ускачу.
СКОЧ – «не верхом»: проскочу, выскочу, наскочу, отскочу.
МОЧ – всегда с О: мочить, размочить, моченый, вымочить.
МОК – «впитывать жидкость» : промокать, промокашка, намокал, непромокаемый.
МАК – «погружать в жидкость»: макать, макнуть, обмакнуть, промакал.
Описание слайда:
РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ. РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ. СКАК – всегда с А: скакать, доскакать, скакун, проскакать. СКАЧ – «верхом»: скачу, проскачу, доскачу, ускачу. СКОЧ – «не верхом»: проскочу, выскочу, наскочу, отскочу. МОЧ – всегда с О: мочить, размочить, моченый, вымочить. МОК – «впитывать жидкость» : промокать, промокашка, намокал, непромокаемый. МАК – «погружать в жидкость»: макать, макнуть, обмакнуть, промакал.

Слайд 12





СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка, уставать, статья, статейка.
СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка, уставать, статья, статейка.
СТОЙ – «на ногах»: устою, отстою, достоять, застояться.
СТАЙ – «не на ногах»: устаю, отстаю, достаешь, застаешь.
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ Е//И: 
ИРА  -  с И, без ИРЫ – Е!
Изберу – избИРАю                        отпереть – отпИРАю
Обдеру – обдИРАю                   растереть - растИРАю
Умереть - умИРАю
Описание слайда:
СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка, уставать, статья, статейка. СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка, уставать, статья, статейка. СТОЙ – «на ногах»: устою, отстою, достоять, застояться. СТАЙ – «не на ногах»: устаю, отстаю, достаешь, застаешь. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ Е//И: ИРА - с И, без ИРЫ – Е! Изберу – избИРАю отпереть – отпИРАю Обдеру – обдИРАю растереть - растИРАю Умереть - умИРАю

Слайд 13





СЛОВАРИК КОРНЕЙ ИСКЛЮЧЕНИЙ.
- гор -  - гар –
гарки , изгарь, пригарь
- зор -  - зар –
зоревать, зорянка (птица)
- мак -  - моч –
промокательная бумага, промокашка
 - лаг -  - лож –
полог
- плов -  - плав -
пловец, пловчиха
- рос - - раст –
отрасль, росток, Ростов, 
ростовщик, Ростислав, подростковый
Описание слайда:
СЛОВАРИК КОРНЕЙ ИСКЛЮЧЕНИЙ. - гор - - гар – гарки , изгарь, пригарь - зор - - зар – зоревать, зорянка (птица) - мак - - моч – промокательная бумага, промокашка - лаг - - лож – полог - плов - - плав - пловец, пловчиха - рос - - раст – отрасль, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, подростковый

Слайд 14





1.Распределите на группы слова с корнями-омонимами.
Раса, росла, роса, роскошный, расизм, растение, выращен, взращен, росточек, расписание, зарастала, Россия, росистый, растерять, вращать, прирастать, росянка, отрасль, оросительный.
Описание слайда:
1.Распределите на группы слова с корнями-омонимами. Раса, росла, роса, роскошный, расизм, растение, выращен, взращен, росточек, расписание, зарастала, Россия, росистый, растерять, вращать, прирастать, росянка, отрасль, оросительный.

Слайд 15





2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: 
2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: 
Отл…жить газету, предл…ть чашку чая, уютно расп…ложиться, ул…жить куклу.
3. Обозначьте изученную орфограмму:
Вишенка р…сла, подр…стала и, наконец, выросла, сберегли р…стение,выр…щенный юннатами сад, небольшой р…сточек.
4. Выпишите из данных слов чередующиеся гласные в корне слова:
Дор…сти, пос…дить, сл…гать, в…зить, р…сток, тр…ва, вл…жить, выр…сли, выт…нуть, пос…рел, под…вать, прил…гательное,задр…жать,
          изв…нение,повзр…слеть.
Описание слайда:
2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: 2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: Отл…жить газету, предл…ть чашку чая, уютно расп…ложиться, ул…жить куклу. 3. Обозначьте изученную орфограмму: Вишенка р…сла, подр…стала и, наконец, выросла, сберегли р…стение,выр…щенный юннатами сад, небольшой р…сточек. 4. Выпишите из данных слов чередующиеся гласные в корне слова: Дор…сти, пос…дить, сл…гать, в…зить, р…сток, тр…ва, вл…жить, выр…сли, выт…нуть, пос…рел, под…вать, прил…гательное,задр…жать, изв…нение,повзр…слеть.

Слайд 16





Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в корне !!!
Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в корне !!!
Описание слайда:
Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в корне !!! Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в корне !!!

Слайд 17





Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина.
Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина.
Учитель русского языка: Фролова Ольга В.
Учитель информатики: Назарова Марина М.
Описание слайда:
Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина. Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина. Учитель русского языка: Фролова Ольга В. Учитель информатики: Назарова Марина М.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию