🗊Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №1Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №2Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №3Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №4Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №5Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №6Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №7Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №8Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №9Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №10Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №11Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №12Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №13Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №14Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №15Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №16Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №17Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №18Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №19Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №20Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №21Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №22Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №23Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №24Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку. Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Презентация "Анализ поэтического текста по концентрической схеме" - скачать презентации по Русскому языку, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения.
Тема стихотворения.
Жанровая форма (лирическое раздумье, пейзажная зарисовка, на фоне которой даются авторские раздумья и т.д.).
Модальность (проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).
Описание слайда:
Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения. Тема стихотворения. Жанровая форма (лирическое раздумье, пейзажная зарисовка, на фоне которой даются авторские раздумья и т.д.). Модальность (проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).

Слайд 3





Маска 
неискушенного читателя
«Возможно, кто-то, прочитав это 
стихотворение, недоуменно пожмет 
плечами, не найдя в нем ничего, кроме 
незатейливого описания осеннего леса: 
где же здесь глубокий 
художественный смысл, где 
жизнь человеческого сердца, 
где же тут, наконец, поэзия?»

• «Маска» позволяет мотивировать
исследование стихотворения, искать 
весомые аргументы, опровергающие 
исходную точку зрения.
Описание слайда:
Маска неискушенного читателя «Возможно, кто-то, прочитав это стихотворение, недоуменно пожмет плечами, не найдя в нем ничего, кроме незатейливого описания осеннего леса: где же здесь глубокий художественный смысл, где жизнь человеческого сердца, где же тут, наконец, поэзия?» • «Маска» позволяет мотивировать исследование стихотворения, искать весомые аргументы, опровергающие исходную точку зрения.

Слайд 4





Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы.
Название.
Метрико-строфическая форма.
Фоника.
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность.
Интонационно-синтаксическая выразительность.
Лирический сюжет.
Лирический герой.
Описание слайда:
Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы. Название. Метрико-строфическая форма. Фоника. Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность. Интонационно-синтаксическая выразительность. Лирический сюжет. Лирический герой.

Слайд 5





Название стихотворения
Разновидности:
представляет основную тему или 
    проблему произведения.
задает сюжетную перспективу 
    произведения: а)весь сюжетный ряд;
    б)важнейший с точки зрения 
    развития действия момент;
обозначает главных героев;
обозначает время и 
    пространство.
Описание слайда:
Название стихотворения Разновидности: представляет основную тему или проблему произведения. задает сюжетную перспективу произведения: а)весь сюжетный ряд; б)важнейший с точки зрения развития действия момент; обозначает главных героев; обозначает время и пространство.

Слайд 6





Метрико-строфическая форма
Рифма: параллельная (ААВВ), 
   перекрестная (АВАВ), 
   опоясывающая (АВВА).
Рифма: мужская- последний слог в строке
   ударный (         ), женская – после ударного 
   есть заударный слог (        ).
Стихотворный размер:
   хорей(        ), ямб(        );
   дактиль(             ), 
   амфибрахий(             ), 
   анапест(             ).
Описание слайда:
Метрико-строфическая форма Рифма: параллельная (ААВВ), перекрестная (АВАВ), опоясывающая (АВВА). Рифма: мужская- последний слог в строке ударный ( ), женская – после ударного есть заударный слог ( ). Стихотворный размер: хорей( ), ямб( ); дактиль( ), амфибрахий( ), анапест( ).

Слайд 7





Фоника
По характеру звука: аллитерация 
   (повтор согласного), ассонанс 
   (повтор гласного).
По количеству звуков: простые (А…А), 
   сложные (АВС…АВС).
По расположению звуков 
   в повторе: анафора 
   (единоначалие А…А…),
эпифора (повтор в конце …А…А),
стык (…АА…), кольцо(А…-…А).
Описание слайда:
Фоника По характеру звука: аллитерация (повтор согласного), ассонанс (повтор гласного). По количеству звуков: простые (А…А), сложные (АВС…АВС). По расположению звуков в повторе: анафора (единоначалие А…А…), эпифора (повтор в конце …А…А), стык (…АА…), кольцо(А…-…А).

Слайд 8





Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность

Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон произведения.
Словообразовательная 
   выразительность – 
   экспрессивные возможности
   приставок, суффиксов, 
   намеренное использование слов
   определенной части речи.
Описание слайда:
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон произведения. Словообразовательная выразительность – экспрессивные возможности приставок, суффиксов, намеренное использование слов определенной части речи.

Слайд 9





Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Эпитет – художественное определение, 
    отмечающее существенную для данного 
    контекста черту в изображаемом явлении. 
    Чаще- прилагательные в переносном 
    смысле («очи синие, бездонные»), 
    нередко- существительные 
    («волшебница-зима»), наречия
    («На севере диком стоит одиноко»),
    деепричастия («волны несутся, 
    гремя и сверкая»).
Описание слайда:
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Эпитет – художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. Чаще- прилагательные в переносном смысле («очи синие, бездонные»), нередко- существительные («волшебница-зима»), наречия («На севере диком стоит одиноко»), деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»).

Слайд 10





Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Сравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными способами:
творительным падежом
(«и с каждым днем уходит дымом»);
формой сравнительной степени прилагательного 
или наречия («Душа ее зефира тише/
И зрак прекраснее рая»);
оборотами с различными союзами 
(как, будто, точно, словно);
лексически (при помощи слов 
подобный, похожий, это: 
«Глаза твои подобны звездам»).
Описание слайда:
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Сравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными способами: творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»); формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/ И зрак прекраснее рая»); оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно); лексически (при помощи слов подобный, похожий, это: «Глаза твои подобны звездам»).

Слайд 11





Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов. В основу метафоризации м.б. положено сходство по цвету, объему, форме и т.д.
«В дымных тучках пурпур розы,
    отблеск янтаря» (А.Фет).
«Лениво дышит полдень 
    мглистый» (Ф.Тютчев).
Описание слайда:
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов. В основу метафоризации м.б. положено сходство по цвету, объему, форме и т.д. «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» (А.Фет). «Лениво дышит полдень мглистый» (Ф.Тютчев).

Слайд 12





Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. 
     Смежность м.б. проявлением связи:
между содержанием и содержащим:
«Ну, скушай же еще тарелочку!»;
между автором и произведением: «Ругал Гомера, 
Феокрита, зато читал Адама Смита»;
между действием и орудием этого 
действия: «Их села и нивы за буйный 
набег/Обрек он мечам и пожарам»;
между предметом и материалом, 
из которого предмет сделан: 
«Янтарь в устах его дымился»;
между местом и людьми, находящимися 
в этом месте: «Вся столица молилась».
Описание слайда:
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность м.б. проявлением связи: между содержанием и содержащим: «Ну, скушай же еще тарелочку!»; между автором и произведением: «Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита»; между действием и орудием этого действия: «Их села и нивы за буйный набег/Обрек он мечам и пожарам»; между предметом и материалом, из которого предмет сделан: «Янтарь в устах его дымился»; между местом и людьми, находящимися в этом месте: «Вся столица молилась».

Слайд 13





Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:
К нему и птица не летит,
   И тигр нейдет…
                           А.Пушкин
Описание слайда:
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… А.Пушкин

Слайд 14





Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:
«автор «Героя нашего времени» 
    вместо «М.Ю.Лермонтов»;
«Колумб российский через воды
     Спешит в неведомы народы»
     (М.Ломоносов).
Описание слайда:
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: «автор «Героя нашего времени» вместо «М.Ю.Лермонтов»; «Колумб российский через воды Спешит в неведомы народы» (М.Ломоносов).

Слайд 15





Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
Литота – непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.
Мужчина так кричал, что 
в соседних домах стекла 
повылетали.
«Ниже тоненькой былиночки 
надо голову клонить» (Н.Некрасов).
Описание слайда:
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Мужчина так кричал, что в соседних домах стекла повылетали. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.Некрасов).

Слайд 16





Интонационно-синтаксическая выразительность
Синтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное), характеристика предложений по цели высказывания.
Знаки препинания.
Стилистические фигуры – 
    обороты речи, которые 
    воспринимаются как 
    отступления от некоторой 
    языковой нормы и эмоционально 
    воздействуют на читателя.
Описание слайда:
Интонационно-синтаксическая выразительность Синтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное), характеристика предложений по цели высказывания. Знаки препинания. Стилистические фигуры – обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя.

Слайд 17





Стилистические фигуры
Риторический вопрос – вопрос ставится не
с целью получить на него ответ, а чтобы 
привлечь внимание читателя к тому или иному 
явлению («Быть или не быть?»).
Риторическое восклицание – восклицание, 
усиливающее эмоциональное 
восприятие («О, как душа стихает вся до 
дна!» А.Фет).
Риторическое обращение – подчеркнутое 
обращение к кому-либо или чему-либо для 
усиления выразительности речи 
(«Паситесь, мирные народы!/Вас не 
разбудит чести клич.» А.Пушкин)
Описание слайда:
Стилистические фигуры Риторический вопрос – вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению («Быть или не быть?»). Риторическое восклицание – восклицание, усиливающее эмоциональное восприятие («О, как душа стихает вся до дна!» А.Фет). Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи («Паситесь, мирные народы!/Вас не разбудит чести клич.» А.Пушкин)

Слайд 18





Стилистические фигуры
Повтор наиболее значимого слова, звука или предложения.
Анафора – единоначалие
Лениво дышит полдень мглистый.
Лениво катится река.
Анадиплосис (подхват)– повтор 
   последнего слова в начале 
   следующей строки.
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Эпифора – повтор в конце строки.
Описание слайда:
Стилистические фигуры Повтор наиболее значимого слова, звука или предложения. Анафора – единоначалие Лениво дышит полдень мглистый. Лениво катится река. Анадиплосис (подхват)– повтор последнего слова в начале следующей строки. О, весна без конца и без краю- Без конца и без краю мечта! Эпифора – повтор в конце строки.

Слайд 19





Стилистические фигуры
Рефрен – повтор самостоятельного 
предложения, логически обособленного от 
основного текста (припев в песне).
Градация – нагнетание образов, их нарастание 
или убывание. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок)
Инверсия – неправильный 
порядок слов.
    Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом.
                               М.Лермонтов.
Правильный порядок: одинокий парус 
белеет в голубом тумане моря.
Описание слайда:
Стилистические фигуры Рефрен – повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста (припев в песне). Градация – нагнетание образов, их нарастание или убывание. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок) Инверсия – неправильный порядок слов. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. М.Лермонтов. Правильный порядок: одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

Слайд 20





Стилистические фигуры
Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова. 
Ввели и – чарку – стук ему! (А.Твардовский).
Умолчание – начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
                            М.Лермонтов.
Описание слайда:
Стилистические фигуры Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова. Ввели и – чарку – стук ему! (А.Твардовский). Умолчание – начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя. Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже… М.Лермонтов.

Слайд 21





Стилистические фигуры
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
По небу плывут тощие тучи.
Над рекой висят серые клочья тумана.
В душе затаилась угрюмая боль.
Антитеза – противопоставление.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Оксюморон – соединение двух
противоречащих друг другу 
понятий, логически исключающих 
друг друга («горькая радость», 
«сладкий яд», «горький мед», «звонкая тишина»).
Описание слайда:
Стилистические фигуры Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль. Антитеза – противопоставление. Ученье – свет, а неученье – тьма. Оксюморон – соединение двух противоречащих друг другу понятий, логически исключающих друг друга («горькая радость», «сладкий яд», «горький мед», «звонкая тишина»).

Слайд 22





Лирический сюжет
Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства, авторской оценки.
4 направления развития лирич.сюжета:
от гармонии человека и мира 
к осознанию их дисгармонической 
обособленности;
от дисгармонии к построению 
гармонии;
от гармонии к ощущению еще 
большей, более глубокой гармонии;
от дисгармонии к открытию еще 
более страшной дисгармонии.
Описание слайда:
Лирический сюжет Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства, авторской оценки. 4 направления развития лирич.сюжета: от гармонии человека и мира к осознанию их дисгармонической обособленности; от дисгармонии к построению гармонии; от гармонии к ощущению еще большей, более глубокой гармонии; от дисгармонии к открытию еще более страшной дисгармонии.

Слайд 23





Лирический сюжет. Вопросы.
Какой жизненный материал используется в стихотворении?
Какое противоречие послужило источником для развития лирического сюжета?
Как соотносятся начало и финал? Тема 
возвращается к исходной точке? Сюжет 
обрывается в момент наивысшего 
развития чувства? Тема остается 
нерешенной (открытый конец)?
•Какие типы речи включены 
в лирический сюжет? Какова их функция?
•На какие этапы можно разделить 
развитие лирического сюжета?
Описание слайда:
Лирический сюжет. Вопросы. Какой жизненный материал используется в стихотворении? Какое противоречие послужило источником для развития лирического сюжета? Как соотносятся начало и финал? Тема возвращается к исходной точке? Сюжет обрывается в момент наивысшего развития чувства? Тема остается нерешенной (открытый конец)? •Какие типы речи включены в лирический сюжет? Какова их функция? •На какие этапы можно разделить развитие лирического сюжета?

Слайд 24





Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Это своего рода маска, художественный двойник автора, в образе которого выражается отношение к внешнему миру.
Возможные «маски»: летописец,
   оратор, судья, менестрель, 
   мечтатель, мыслитель.
Описание слайда:
Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Это своего рода маска, художественный двойник автора, в образе которого выражается отношение к внешнему миру. Возможные «маски»: летописец, оратор, судья, менестрель, мечтатель, мыслитель.

Слайд 25






Практические задания для отработки 
   навыков по анализу поэтического текста 
   вы найдете в книге В.Н Александрова, 
   О.И.Александровой «Анализ поэтического 
   текста», Челябинск, «Взгляд», 2004. 

Презентацию целесообразно 
   использовать на обучающих 
   уроках по теории литературы, 
   дополнив ее своими примерами 
   и заданиями.
Описание слайда:
Практические задания для отработки навыков по анализу поэтического текста вы найдете в книге В.Н Александрова, О.И.Александровой «Анализ поэтического текста», Челябинск, «Взгляд», 2004. Презентацию целесообразно использовать на обучающих уроках по теории литературы, дополнив ее своими примерами и заданиями.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию