🗊 А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению. Урок

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №1  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №2  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №3  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №4  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №5  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №6  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №7  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №8  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №9  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №10  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №11  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №12  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №13  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №14  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №15  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №16  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №17  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №18  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №19  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №20  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №21  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №22  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №23  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №24  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №25  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №26  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №27  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №28  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №29  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №30  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №31  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №32  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №33  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №34  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №35  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №36  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №37  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №38  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №39  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №40  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №41  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №42  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №43  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №44  
   А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.   Урок , слайд №45

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению. Урок . Презентация содержит 45 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






А.Н.Толстой «Пётр Первый».
Профессионализм как смысл жизни.
Анализ эпизода прозаического текста.
Подготовка к сочинению.

Урок литературы в 11 классе
Описание слайда:
А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению. Урок литературы в 11 классе

Слайд 2





   
   
   
  
 
  Ясинская
   Светлана 
   Георгиевна
   МОУ «СОШ № 22»
   Череповец
Описание слайда:
Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец

Слайд 3





Содержание
Цель урока
Найдите ошибки
Повторение. Определение эпизода
Повторение. Роль эпизода в тексте
Повторение. Эпизод как часть сюжета
Повторение. Сочинение – рассуждение
Повторение. План анализа эпизода
Анализ эпизода. Вступление сочинения
Анализ эпизода. Основная часть сочинения
Анализ эпизода. Заключение сочинения
Домашнее задание
Литература
Описание слайда:
Содержание Цель урока Найдите ошибки Повторение. Определение эпизода Повторение. Роль эпизода в тексте Повторение. Эпизод как часть сюжета Повторение. Сочинение – рассуждение Повторение. План анализа эпизода Анализ эпизода. Вступление сочинения Анализ эпизода. Основная часть сочинения Анализ эпизода. Заключение сочинения Домашнее задание Литература

Слайд 4





Цель урока
     Сегодня мы два урока посвящаем разбору фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке к сочинению типа анализа эпизода.
    Урок  имеет обобщающий  характер.
Описание слайда:
Цель урока Сегодня мы два урока посвящаем разбору фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке к сочинению типа анализа эпизода. Урок имеет обобщающий характер.

Слайд 5





Найдите ошибки
      1.Василий Голицын ткнулся  на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась…
     - Женить тебя хочу…
     Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой…
     Большие   ступни повернулись носками внутрь.
       2.Синие глаза Петра блестели  возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне . Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого?
Описание слайда:
Найдите ошибки 1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась… - Женить тебя хочу… Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой… Большие ступни повернулись носками внутрь. 2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне . Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого?

Слайд 6





Повторение
              Определение эпизода.
       В науке  определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте
Что объединяет эти определения ?
 В чём различие ?
Назовите  синонимы к слову эпизод.
Описание слайда:
Повторение Определение эпизода. В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте Что объединяет эти определения ? В чём различие ? Назовите синонимы к слову эпизод.

Слайд 7





Определение эпизода
       Эпизод  ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени  завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
      Эпизод  - часть (отрывок , фрагмент ) художественного произведения , имеющая  относительную   законченность и представляющая отдельный момент развития темы.
Описание слайда:
Определение эпизода Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа. Эпизод - часть (отрывок , фрагмент ) художественного произведения , имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Слайд 8





Синонимы
        Отрывок, фрагмент, часть
Описание слайда:
Синонимы Отрывок, фрагмент, часть

Слайд 9





Повторение
Роль эпизода в тексте
     Мы  всегда  пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте,  какова его роль в произведении.
Какие функции эпизода  могут быть в тексте?
Определите роль таких эпизодов : последняя  встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.
Описание слайда:
Повторение Роль эпизода в тексте Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении. Какие функции эпизода могут быть в тексте? Определите роль таких эпизодов : последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

Слайд 10





Роль  эпизода в тексте

     1.Характерологическая.
       Эпизод  раскрывает характер героя, его мировоззрение.
     2.Психологическая.
       Эпизод раскрывает душевное  состояние персонажа.
     3.Поворотная.
      Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
     4.Оценочная.
     Автор даёт характеристику персонажа или события.
Описание слайда:
Роль эпизода в тексте 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.

Слайд 11





Повторение
Эпизод  как часть  сюжета
   Эпизод  входит в какой-либо элемент сюжета. 
Назовите набор сюжетных элементов. 
В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера.
Эпизод может быть внесюжетным  элементом. Назовите  этот набор. 
Приведите примеры таких  фрагментов.
Описание слайда:
Повторение Эпизод как часть сюжета Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Назовите набор сюжетных элементов. В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера. Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор. Приведите примеры таких фрагментов.

Слайд 12





Сюжетные элементы
   1.Экспозиция
   2.Завязка
   3.Развитие действия
   4.Кульминация
   5.Падение действия
   6.Развязка
   7.Эпилог
Описание слайда:
Сюжетные элементы 1.Экспозиция 2.Завязка 3.Развитие действия 4.Кульминация 5.Падение действия 6.Развязка 7.Эпилог

Слайд 13





Внесюжетные элементы
   1.Описание:
    пейзаж
    портрет
    интерьер
  2.Авторские отступления
  3.Вставные эпизоды
Описание слайда:
Внесюжетные элементы 1.Описание: пейзаж портрет интерьер 2.Авторские отступления 3.Вставные эпизоды

Слайд 14





Повторение
 Сочинение – рассуждение
     Анализ  эпизода строится как рассуждение.
    Вспомним схему рассуждения.
Описание слайда:
Повторение Сочинение – рассуждение Анализ эпизода строится как рассуждение. Вспомним схему рассуждения.

Слайд 15





Строение  сочинения – рассуждения
    I. Тезис ( основная мысль сочинения )
    Почему?
    Потому что, так  как.
  II. Обоснование : аргументы и примеры
   Что из этого следует?
   Поэтому , следовательно, итак, таким образом.
   III. Вывод
  Перекликается с тезисом.
Описание слайда:
Строение сочинения – рассуждения I. Тезис ( основная мысль сочинения ) Почему? Потому что, так как. II. Обоснование : аргументы и примеры Что из этого следует? Поэтому , следовательно, итак, таким образом. III. Вывод Перекликается с тезисом.

Слайд 16





Повторение
План анализа эпизода
   Вспомним план анализа эпизода.
А теперь переходим к конкретному эпизоду.
        Книга 3, глава 2 (5)
Описание слайда:
Повторение План анализа эпизода Вспомним план анализа эпизода. А теперь переходим к конкретному эпизоду. Книга 3, глава 2 (5)

Слайд 17





План  анализа  эпизода  прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Вступление
   1.Что такое эпизод? Дать определение.
   2.Предположение о роли этого эпизода в произведении
 (тезис сочинения).
Описание слайда:
План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». Вступление 1.Что такое эпизод? Дать определение. 2.Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).

Слайд 18





План анализа  эпизода  прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Основная часть ( аргументы и примеры )
  1.Сжатый пересказ данного фрагмента.
  2.Место эпизода в  композиции текста.
    Почему  этот эпизод именно здесь расположен? Какие  эпизоды до и после? Какая связь  с другими фрагментами?
  3.Место эпизода в сюжете произведения.
     Завязка , экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
  4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста  нашли отражение в этом эпизоде?
Описание слайда:
План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». Основная часть ( аргументы и примеры ) 1.Сжатый пересказ данного фрагмента. 2.Место эпизода в композиции текста. Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами? 3.Место эпизода в сюжете произведения. Завязка , экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. 4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста нашли отражение в этом эпизоде?

Слайд 19





План  анализа  эпизода  прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
   5.Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.
   6.Каков предметный мир произведения?
     Пейзаж, интерьер, портрет.
     Почему именно это в данном эпизоде?
   7.Мотивы эпизода.
      Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.
      Ассоциации.
     Библейские, фольклорные, античные.
Описание слайда:
План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». 5.Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев. 6.Каков предметный мир произведения? Пейзаж, интерьер, портрет. Почему именно это в данном эпизоде? 7.Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное. Ассоциации. Библейские, фольклорные, античные.

Слайд 20





План  анализа  эпизода  прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
   8.От чьего имени ведется повествование?
    Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ).
    Почему?
   9.Организация речи.
    Повествование , описание, монолог, диалог.
    Почему?
   10.Языковые средства.
    Тропы и фигуры.
Описание слайда:
План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». 8.От чьего имени ведется повествование? Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ). Почему? 9.Организация речи. Повествование , описание, монолог, диалог. Почему? 10.Языковые средства. Тропы и фигуры.

Слайд 21





Схема  анализа  эпизода  прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Заключение ( вывод )
  1.Роль эпизода в произведении    (перекличка со вступлением ).
  2.Какие темы  произведения развиваются в этом эпизоде?
  3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
Описание слайда:
Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте». Заключение ( вывод ) 1.Роль эпизода в произведении (перекличка со вступлением ). 2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде? 3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

Слайд 22





Анализ эпизода
  Вступление сочинения
Каким  может  быть вступление?  
   Предложите тезис рассуждения. 
Может быть и другой тезис.
Прочитайте часть статьи литературоведа М.Свердлова  о романе «Пётр Первый». 
Какую роль играет этот эпизод?
Описание слайда:
Анализ эпизода Вступление сочинения Каким может быть вступление? Предложите тезис рассуждения. Может быть и другой тезис. Прочитайте часть статьи литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый». Какую роль играет этот эпизод?

Слайд 23





Тезис - 1
Новая Россия строится, но какая страшная цена .
 Сложные  отношения царя и народа.
Описание слайда:
Тезис - 1 Новая Россия строится, но какая страшная цена . Сложные отношения царя и народа.

Слайд 24





М. Свердлов
Вопрос о смысле жизни
       Что  же занимает место нравственных исканий в  «Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни? 
   Да, в профессиональной области.
      Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы -лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), 
   кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).
Описание слайда:
М. Свердлов Вопрос о смысле жизни Что же занимает место нравственных исканий в «Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни? Да, в профессиональной области. Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы -лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).

Слайд 25





М. Свердлов
Вопрос о смысле жизни
     В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому)  за безделье  - роль профессионального шута.
Описание слайда:
М. Свердлов Вопрос о смысле жизни В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута.

Слайд 26





М. Свердлов
Вопрос о смысле жизни
       А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«),   по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая  воля.
        Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.
Описание слайда:
М. Свердлов Вопрос о смысле жизни А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля. Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.

Слайд 27





Тезис - 2
   Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов  реформы невозможны.
Описание слайда:
Тезис - 2 Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны.

Слайд 28





Анализ эпизода
Основная часть сочинения
Основная часть  начинается со сжатого пересказа. 
Какое место занимает эпизод  в композиции текста? 
 Что происходит в 4  главке?
Что происходит в 6 главке? 
Как связаны все эти эпизоды?
Описание слайда:
Анализ эпизода Основная часть сочинения Основная часть начинается со сжатого пересказа. Какое место занимает эпизод в композиции текста? Что происходит в 4 главке? Что происходит в 6 главке? Как связаны все эти эпизоды?

Слайд 29





       Событие в 4 главке
    Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII.
Описание слайда:
Событие в 4 главке Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII.

Слайд 30





Событие в 6 главке
     Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход.
Описание слайда:
Событие в 6 главке Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход.

Слайд 31





Связь эпизодов
     Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей  - государственная потребность.
Описание слайда:
Связь эпизодов Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная потребность.

Слайд 32





Анализ эпизода
Какое  место занимает эпизод в сюжете? 
Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте?
 Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде? 
    Докажите текстом.
Описание слайда:
Анализ эпизода Какое место занимает эпизод в сюжете? Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте? Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде? Докажите текстом.

Слайд 33





Место в сюжете
       Развитие действия
Описание слайда:
Место в сюжете Развитие действия

Слайд 34





      Темы и проблемы
    Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра.
Описание слайда:
Темы и проблемы Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра.

Слайд 35





Характеры героев
      Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый , настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый.
Описание слайда:
Характеры героев Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый , настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый.

Слайд 36





Анализ эпизода
Почему у бородатого нет имени? 
Каков предметный мир фрагмента?
    Найдите  пейзаж.
    Найдите портрет. 
     Найдите интерьер.
Зачем они здесь нужны? 
Найдите  мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие.
Какие ассоциации возникают?
Лабораторная работа.
Описание слайда:
Анализ эпизода Почему у бородатого нет имени? Каков предметный мир фрагмента? Найдите пейзаж. Найдите портрет. Найдите интерьер. Зачем они здесь нужны? Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие. Какие ассоциации возникают? Лабораторная работа.

Слайд 37





Символ
    Это символично. Из таких «бородатых» и состоит русский народ.
Описание слайда:
Символ Это символично. Из таких «бородатых» и состоит русский народ.

Слайд 38





Детали
     Детали создают образ эпохи Петра I.
Описание слайда:
Детали Детали создают образ эпохи Петра I.

Слайд 39





Мотивы
     Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные  обманывают царя.
Описание слайда:
Мотивы Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают царя.

Слайд 40





Лабораторная работа
Работа в группах или в парах.
Исследование  формы повествования, организации речи, языковых    средств эпизода.
Описание слайда:
Лабораторная работа Работа в группах или в парах. Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода.

Слайд 41





      Анализ эпизода
Заключение сочинения
Кто уже может сделать вывод?
Какие темы развиты здесь?
Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?
Описание слайда:
Анализ эпизода Заключение сочинения Кто уже может сделать вывод? Какие темы развиты здесь? Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?

Слайд 42





Роль эпизода в тексте
     Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение  людей, ему важны их профессиональные качества.
Описание слайда:
Роль эпизода в тексте Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества.

Слайд 43





Идея
     Пётр сломал  установленный  веками порядок, разворотил жизнь всех людей.  На первый план  выходят люди – профессионалы, способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.
Описание слайда:
Идея Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди – профессионалы, способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.

Слайд 44





Домашнее задание
     Написать черновик сочинения типа анализа эпизода на тему 
  «Роль главы 2 (5) в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».
Описание слайда:
Домашнее задание Написать черновик сочинения типа анализа эпизода на тему «Роль главы 2 (5) в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Слайд 45





Литература
   1.Белова А. В. Лекции в ЧГУ ( г. Череповец )
   2.Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей  Толстой: от Буратино до Петра. - М., 2004
   3.Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа  М. Шолохова «Тихий Дон«. -  Русский язык и литература для школьников,  2003,  
    № 4
   4.Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. -  М., 2002 (Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.)
   5.Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. -  М., 2003
Описание слайда:
Литература 1.Белова А. В. Лекции в ЧГУ ( г. Череповец ) 2.Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. - М., 2004 3.Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон«. - Русский язык и литература для школьников, 2003, № 4 4.Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. - М., 2002 (Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.) 5.Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. - М., 2003



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию