🗊Церковь в период формирования централизованного государства XIV-XVI вв

Категория: История
Нажмите для полного просмотра!
Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №1Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №2Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №3Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №4Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №5Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №6Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №7Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №8Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №9Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №10Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства  XIV-XVI вв, слайд №11

Вы можете ознакомиться и скачать Церковь в период формирования централизованного государства XIV-XVI вв. Презентация содержит 11 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Церковь  в  период  формирования  централизованного  государства
XIV-XVI вв
Описание слайда:
Церковь в период формирования централизованного государства XIV-XVI вв

Слайд 2






С конца XIV в. начинается острое политическое
противостояние церкви и светского государства. Усилившись
экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь
стала претендовать на принятие самостоятельных независимых
решений. Светская власть в лице великих князей вынуждена
была искать зачастую компромиссные пути. В середине XV в.
решалась и другая задача - независимости русской церкви от
константинопольского патриарха, которому она подчинялась
со времен христианизации Руси. Вместе с тем возникла
угроза проникновения в русские земли католичества.
Описание слайда:
С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская власть в лице великих князей вынуждена была искать зачастую компромиссные пути. В середине XV в. решалась и другая задача - независимости русской церкви от константинопольского патриарха, которому она подчинялась со времен христианизации Руси. Вместе с тем возникла угроза проникновения в русские земли католичества.

Слайд 3





Автокефалия  русской  церкви
После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще до его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима.
В 1435 году Герасим, обвиненный в измене, погиб в Смоленске. А Иона во второй раз отправился в Константинополь на поставление в митрополиты. Но вновь опоздал: еще до его прибытия патриархия утвердила митрополитом грека Исидора, видного церковного деятеля, широко образованного человека. В апреле 1437 года новый митрополит прибыл в Москву.
Назначение Исидора своей целью ставило обеспечить принятие Русской Церковью предполагавшейся православно-католической унии.
Митрополит Исидор принял деятельное участие в заключении унии, которая была подписана во Флоренции в 1439 году. Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии Православной Церковью католических догматов и признании римского папы главой Церкви при сохранении православных обрядов в богослужении.
По пути из Флоренции в Москву Исидор разослал пастырское послание об унии в польские, литовские и русские земли. Однако терпимое отношение к унии Исидор встретил только в Киеве и Смоленске. Весной 1441 года митрополит прибыл в Москву с грамотой от папы Василию Темному. Но великий князь отказался признать акт о соединении церквей и объявил Исидора еретиком. Тот был арестован и заточен в Чудов монастырь. Оттуда Исидор бежал сначала в Тверь, затем в Литву и, наконец, в Рим.
Описание слайда:
Автокефалия русской церкви После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще до его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима. В 1435 году Герасим, обвиненный в измене, погиб в Смоленске. А Иона во второй раз отправился в Константинополь на поставление в митрополиты. Но вновь опоздал: еще до его прибытия патриархия утвердила митрополитом грека Исидора, видного церковного деятеля, широко образованного человека. В апреле 1437 года новый митрополит прибыл в Москву. Назначение Исидора своей целью ставило обеспечить принятие Русской Церковью предполагавшейся православно-католической унии. Митрополит Исидор принял деятельное участие в заключении унии, которая была подписана во Флоренции в 1439 году. Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии Православной Церковью католических догматов и признании римского папы главой Церкви при сохранении православных обрядов в богослужении. По пути из Флоренции в Москву Исидор разослал пастырское послание об унии в польские, литовские и русские земли. Однако терпимое отношение к унии Исидор встретил только в Киеве и Смоленске. Весной 1441 года митрополит прибыл в Москву с грамотой от папы Василию Темному. Но великий князь отказался признать акт о соединении церквей и объявил Исидора еретиком. Тот был арестован и заточен в Чудов монастырь. Оттуда Исидор бежал сначала в Тверь, затем в Литву и, наконец, в Рим.

Слайд 4






15 декабря 1448 года собор русских епископов в Москве утвердил на митрополичьем престоле ставленника Василия II Иону без санкции константинопольского патриарха. Этот акт ознаменовал формальное начало автокефалии Русской Церкви.
Митрополит Иона стал первым предстоятелем автокефальной Русской Православной Церкви.
Митрополит Иона старался содействовать великому князю как во внутренней, так и во внешней политике. Отчасти благодаря действиям митрополита в Новгороде и Твери образуются промосковские партии, в результате  чего Ивану III удалось  довольно быстро подчинить эти земли Москве .
Преемником митрополита Ионы (с 1461 по 1464 годы) стал архиепископ Ростовский и Ярославский Феодосий.
После его поставления на митрополию на Руси была предпринята попытка обосновать новый порядок вещей, сложившийся в Русской Церкви в связи с переходом к самостоятельности.
Описание слайда:
15 декабря 1448 года собор русских епископов в Москве утвердил на митрополичьем престоле ставленника Василия II Иону без санкции константинопольского патриарха. Этот акт ознаменовал формальное начало автокефалии Русской Церкви. Митрополит Иона стал первым предстоятелем автокефальной Русской Православной Церкви. Митрополит Иона старался содействовать великому князю как во внутренней, так и во внешней политике. Отчасти благодаря действиям митрополита в Новгороде и Твери образуются промосковские партии, в результате чего Ивану III удалось  довольно быстро подчинить эти земли Москве . Преемником митрополита Ионы (с 1461 по 1464 годы) стал архиепископ Ростовский и Ярославский Феодосий. После его поставления на митрополию на Руси была предпринята попытка обосновать новый порядок вещей, сложившийся в Русской Церкви в связи с переходом к самостоятельности.

Слайд 5





Возникновение  ереси 
В 1458 г. православная  церковь распалась на 2 митрополии – Московскую и Киевскую ( в Киеве был поставлен свой митрополит). Внутрицерковная борьба была связана  с появлением  ереси. Возникла ересь стригольников. На голове выстригался крест, полагая, что вера  станет крепче, если будет опираться на разум.
Новый подъем еретического движения произошел в конце XV в. в Новгороде и был связан с деятельностью приехавшего из Литвы в 1471 г. еврея Скария (отсюда название - ересь жидовствующих, из-за схожести с иудаизмом). Эта ересь получила широкое распространение среди низшего новгородского духовенства. Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и видный церковный деятель, игумен и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (Иван Санин). По имени последнего стало называться целое направление религиозной мысли. 

Московский кружок еретиков составляли дьяки и купцы, возглавляемые приближенным Ивана III думным дьяком Иваном Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться с Богом. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты. Сторонники ереси жидовствующих были высланы из Москвы, а в Новгороде их подвергли унизительной расправе.
Описание слайда:
Возникновение ереси В 1458 г. православная  церковь распалась на 2 митрополии – Московскую и Киевскую ( в Киеве был поставлен свой митрополит). Внутрицерковная борьба была связана  с появлением ереси. Возникла ересь стригольников. На голове выстригался крест, полагая, что вера  станет крепче, если будет опираться на разум. Новый подъем еретического движения произошел в конце XV в. в Новгороде и был связан с деятельностью приехавшего из Литвы в 1471 г. еврея Скария (отсюда название - ересь жидовствующих, из-за схожести с иудаизмом). Эта ересь получила широкое распространение среди низшего новгородского духовенства. Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и видный церковный деятель, игумен и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (Иван Санин). По имени последнего стало называться целое направление религиозной мысли.  Московский кружок еретиков составляли дьяки и купцы, возглавляемые приближенным Ивана III думным дьяком Иваном Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться с Богом. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты. Сторонники ереси жидовствующих были высланы из Москвы, а в Новгороде их подвергли унизительной расправе.

Слайд 6






В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентами иосифлян выступали так называемые нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Нестяжатели, например, считали, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться, и что подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни, "нестяжанием" земных богатств и владений. Некоторое время Иван III склонен был поддерживать нестяжателей. 

Но на церковном соборе 1503 г. воинствующие иосифляне оказали упорное сопротивление в вопросе об отказе церкви от землевладения. А уже на следующий год новый церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Московский кружок Курицына был уничтожен. Так начал складываться союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким, который провозглашал "священство выше царства", а устои православия - условием существования самодержавия.
Описание слайда:
В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентами иосифлян выступали так называемые нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Нестяжатели, например, считали, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться, и что подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни, "нестяжанием" земных богатств и владений. Некоторое время Иван III склонен был поддерживать нестяжателей.  Но на церковном соборе 1503 г. воинствующие иосифляне оказали упорное сопротивление в вопросе об отказе церкви от землевладения. А уже на следующий год новый церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Московский кружок Курицына был уничтожен. Так начал складываться союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким, который провозглашал "священство выше царства", а устои православия - условием существования самодержавия.

Слайд 7





Основное  событие 16 века
Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам. Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов – сторонник Годунова.  Ему подчинялись 4 митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий) и 6 архиепископов.
Описание слайда:
Основное событие 16 века Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам. Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов – сторонник Годунова.  Ему подчинялись 4 митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий) и 6 архиепископов.

Слайд 8





Русская  церковь  в 17  веке
Духовенство в середине 17в.  составляло особое сословие: черное духовенство (архиереи и монахи) и  белое духовенство (священники). 
Соборное уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины, что отражало тенденцию подчинения церкви государству. В первых трех главах говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви богохульство карались сожжением на костре. Были ликвидированы “белые” слободы, их население в т.ч. священники,  включалось в  посад.  (“белая” слобода не платила тягло государству). 
В 1652 г. московским патриархом избирается Никон. Стремясь превратить церковь в центр мирового православия, властный и  “крутой” патриарх Никон начинает реформу по установлению  одинаковой  церковной обрядности. За образец были взяты    греческие правила и обряды. Реформы, проводившиеся в условиях  массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви., которые боялись, что перемены подорвут их авторитет. Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви.
Описание слайда:
Русская церковь в 17 веке Духовенство в середине 17в.  составляло особое сословие: черное духовенство (архиереи и монахи) и  белое духовенство (священники). Соборное уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины, что отражало тенденцию подчинения церкви государству. В первых трех главах говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви богохульство карались сожжением на костре. Были ликвидированы “белые” слободы, их население в т.ч. священники,  включалось в  посад.  (“белая” слобода не платила тягло государству). В 1652 г. московским патриархом избирается Никон. Стремясь превратить церковь в центр мирового православия, властный и  “крутой” патриарх Никон начинает реформу по установлению  одинаковой  церковной обрядности. За образец были взяты    греческие правила и обряды. Реформы, проводившиеся в условиях  массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви., которые боялись, что перемены подорвут их авторитет. Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви.

Слайд 9





Церковный  раскол
Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче, вследствие церковных реформ патриарха Никона. К 17в в богослужебных книгах накопилось немало описок, разночтений. Патриарх Никон велел исправить книги, ввести единообразие в обрядах (в частности  креститься двумя или тремя перстами, крестный ход совершать по ходу солнца или против) ). Часть людей не приняла нововведений, их называли старообрядцами (раскольниками). Среди них выделялся протопоп  Аввакум. 
Описание слайда:
Церковный раскол Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче, вследствие церковных реформ патриарха Никона. К 17в в богослужебных книгах накопилось немало описок, разночтений. Патриарх Никон велел исправить книги, ввести единообразие в обрядах (в частности  креститься двумя или тремя перстами, крестный ход совершать по ходу солнца или против) ). Часть людей не приняла нововведений, их называли старообрядцами (раскольниками). Среди них выделялся протопоп  Аввакум. 

Слайд 10






Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов. Наиболее мощным протестом против церковной реформы  было  Соловецкое восстание. Здесь жили противники реформы с достаточным запасом продовольствия, за мощными стенами, но предатель  впустил через тайные ходы царские войска в монастырь, которые всех и  перебили. Аввакум и его единомышленники были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.  С тех пор старообрядцы подвергали себя самосожжению в протест на приход в мир  “Никона-Антихриста”.  Добившись титула “ великого государя” Никон явно переоценил свои силы.  Это привело к конфликту между царём и патриархом, который затянулся на 8 лет. Только в 1666г состоялся церковный собор, который  сместил Никона с поста патриарха. Тот же собор проклял всех сторонников, после чего гонения на раскольников усилились.
Описание слайда:
Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов. Наиболее мощным протестом против церковной реформы  было  Соловецкое восстание. Здесь жили противники реформы с достаточным запасом продовольствия, за мощными стенами, но предатель  впустил через тайные ходы царские войска в монастырь, которые всех и  перебили. Аввакум и его единомышленники были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.  С тех пор старообрядцы подвергали себя самосожжению в протест на приход в мир  “Никона-Антихриста”.  Добившись титула “ великого государя” Никон явно переоценил свои силы.  Это привело к конфликту между царём и патриархом, который затянулся на 8 лет. Только в 1666г состоялся церковный собор, который  сместил Никона с поста патриарха. Тот же собор проклял всех сторонников, после чего гонения на раскольников усилились.

Слайд 11





Вывод:
Таким  образом,  идея  о  «двух  властях» делала  церковную  организацию сильным  конкурентом  для  государственных  органов: в церковном  расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над  государством. Эта  борьба продолжалась  вплоть до  начала 18 века.
Описание слайда:
Вывод: Таким образом, идея о «двух властях» делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала 18 века.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию