Описание слайда:
5. Служебная (Servant) модель Церкви.
Церковь - Слуга, «Отрок Господень».
Все предшествующие модели представляют Церковь как посредника между Богом и миром. Начиная с эпохи Просвещения мы можем видеть как мир постепенно перестает чувствовать нужду в Церкви. Церковь с тех пор лишь увещевает мир, а тот действует в своей собственной логике.
При этом Церковь … стремится …продолжать под водительством Духа-Утешителя дело Самого Христа, Который пришел в мир свидетельствовать об истине, дабы спасти, а не судить, послужить, а не чтобы Ему послужили.(GS 1965: para. 3)
«Иисус пришел не только для того, чтобы провозгласить грядущее Царство, но и чтобы отдать себя ради того, чтобы оно стало реальным. Он пришел послужить, исцелить, примирить, перевязать раны. Иисус является Добрым Самарянином в наивысшем выражении этого образа. Лишь он пришла чтобы быть с нам в нашей нужде и в нашей скорби. Он расширяет себя ради нас. В поистине умерает для того, чтобы мы могли жить и служит нам, чтобы мы могли стать здоровыми» (Cushing 1966: p. 6).
«Таким образом, Церковь благовествует пришествие Царства не только в слове – через проповедь и провозвещение – но и конкретнее – в деле: в своем служении примирения, перевязывания ран, старадающего служения, исцеления… И как Господь был "человеком для других", так и Церковь должна быть "сообществом для других"»(Cushing 1966: pp. 7–8).
Далее послание прилагает этот образ к жизни конкретного верного. Христианин должен быть, таким образом, человеком для других, который вместе со Христом участвует в соответствующих апостолатах (посланничествах): миротворчества, антирасизма, применения церквей, искоренения бедности и так далее.
После 1966 года эта модель являла себя во многих документах разных церквей и церковных общин. Из документов РКЦ это, в первую очередь, Меделлинский документ Второй Генеральной конференции Латиноамериканских епископов 1968 года(CELAM II 1968) и итоговый документ Генеральной ассамблеи Синода епископов РКЦ 1971 года(SYNOD OF BISHOPS 1971).
Дитрих Бонхёффер еще в своих ранних работах («Общение святых») понимал Церковь как сообщество людей, собранных вместе Христом. В более поздних работах, таких как «Этика» он приближался к керигматической модели. И, наконец, в самых поздних текстах («Письма из тюрьмы») он отходит от бартианского керигматизма и приближается к идее смиренной и служащей Церкви. Он пишет:
«Церковь есть Церковь только тогда, когда существует для других»(Bonhoeffer 1956: p. 300)
Секулярно-диалогическое богословие продлжило свое победное шествие по послевоенной протестанской Европе и особенно Америке. Гибсон Винтер («The New Creation as Metropolis»), Харви Кокс («The Secular City»), Джон А.Т. Робинсон («The New Reformation») – каждый из них по-своему говорил о «Церкви-слуге».