🗊Презентация Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №1Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №2Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №3Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №4Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №5Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №6Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №7Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №8Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №9Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №10Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №11Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №12Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №13Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №14Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №15Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №16Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №17Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №18Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №19Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №20Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №21Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №22Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №23Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №24Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №25Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №26Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №27Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №28Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №29Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №30Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №31Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №32Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №33Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №34Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №35Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №36Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №37Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №38

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России. Доклад-сообщение содержит 38 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России
чтец Кирилл Алексин (ПСТГУ, Венский университет)
Описание слайда:
Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России чтец Кирилл Алексин (ПСТГУ, Венский университет)

Слайд 2





«Способы пастырского действия: анализ бюджетов времени священников» (2016-2018)
Исследовательский проект ПСТГУ под руководством И.В.Забаева 
39 респондентов
Из них 27 приняли наиболее полное участие (shadowing в течение недели и по два интервью)
География: 21 населенный пункт в 16 регионах России
Возраст информантов составил от 24 до 64 лет
Описание слайда:
«Способы пастырского действия: анализ бюджетов времени священников» (2016-2018) Исследовательский проект ПСТГУ под руководством И.В.Забаева 39 респондентов Из них 27 приняли наиболее полное участие (shadowing в течение недели и по два интервью) География: 21 населенный пункт в 16 регионах России Возраст информантов составил от 24 до 64 лет

Слайд 3





Типология по взглядам на Церковь
Описание слайда:
Типология по взглядам на Церковь

Слайд 4





Типология по взглядам на Церковь
Армия
Описание слайда:
Типология по взглядам на Церковь Армия

Слайд 5





Тип Армия: богослужение
Описание слайда:
Тип Армия: богослужение

Слайд 6





Тип Семья: богослужение
Описание слайда:
Тип Семья: богослужение

Слайд 7





Армия и семья
Тип «армия» 
Институциональная модель Церкви.
священник - «офицер Церкви», командированноый в конкретный приход 
действует в управлении как представитель епископа, 
в учительстве как транслятор актуальной церковной позиции, в богослужении – как «имеющий полномочия» на совершение культа.
Описание слайда:
Армия и семья Тип «армия» Институциональная модель Церкви. священник - «офицер Церкви», командированноый в конкретный приход действует в управлении как представитель епископа, в учительстве как транслятор актуальной церковной позиции, в богослужении – как «имеющий полномочия» на совершение культа.

Слайд 8





Нужна типология способов пастырского действия
Описание слайда:
Нужна типология способов пастырского действия

Слайд 9





Имплицитная теология
Духовенство вовлекается во внебогослужебную жизнь
Трансформация повседневной жизни священников и их установок
Вопрос: что заставляет священников действовать тем или иным образом?
Описание слайда:
Имплицитная теология Духовенство вовлекается во внебогослужебную жизнь Трансформация повседневной жизни священников и их установок Вопрос: что заставляет священников действовать тем или иным образом?

Слайд 10





Имплицитная теология священства
Сердцевиной исследования было выяснение того, как священники понимают свое служение (христоцентрично / общиноцентрично; вневременно / в историческом развитии).
Описание слайда:
Имплицитная теология священства Сердцевиной исследования было выяснение того, как священники понимают свое служение (христоцентрично / общиноцентрично; вневременно / в историческом развитии).

Слайд 11





Имплицитная теология священства
«вневременные» клирики (zeitlose Kleriker): понимают свое служение исключительно христоцентрично – от Христа они получают призвание, которое находит выражение в таинстве Хиротонии, они представляют Христа; Призвание глубоко затрагивает все их существо; понимают служение как вневременное.
Противоположный первому типу – «современные» руководители общин (zeitgemäße Gemeindeleiter): рукоположение и непосредственное призвание от Христа – второстепенны; служение «общиноцентрично»; готовы согласиться с тем, что служение развивалось в истории (служение в современном виде – результат исторического процесса; продукт первых общин; не установлено Христом).
«актуальные» люди Церкви (zeitnahe Kirchenmänner): не признают историчность священства; ценят призвание и богоустановленность; в меньшей степени ориентируются на общину; подчеркивают авторитет Церкви и свою связь с ней.
 «открытые времени» служители Бога (zeitoffene Gottesmänner): связь со Христом; служение глубоко охватывает все их существо; связь с общиной; установленность священства Христом + историческое развитие священства (средний тип).
Описание слайда:
Имплицитная теология священства «вневременные» клирики (zeitlose Kleriker): понимают свое служение исключительно христоцентрично – от Христа они получают призвание, которое находит выражение в таинстве Хиротонии, они представляют Христа; Призвание глубоко затрагивает все их существо; понимают служение как вневременное. Противоположный первому типу – «современные» руководители общин (zeitgemäße Gemeindeleiter): рукоположение и непосредственное призвание от Христа – второстепенны; служение «общиноцентрично»; готовы согласиться с тем, что служение развивалось в истории (служение в современном виде – результат исторического процесса; продукт первых общин; не установлено Христом). «актуальные» люди Церкви (zeitnahe Kirchenmänner): не признают историчность священства; ценят призвание и богоустановленность; в меньшей степени ориентируются на общину; подчеркивают авторитет Церкви и свою связь с ней. «открытые времени» служители Бога (zeitoffene Gottesmänner): связь со Христом; служение глубоко охватывает все их существо; связь с общиной; установленность священства Христом + историческое развитие священства (средний тип).

Слайд 12





Церковь
Прежде разговора о ДЕЙСТВИИ Церкви нужно поговорить об образах Церкви, поскольку нормативный образ действия исходит из понимания действующего, т.е. Церкви. 
Для этого мы рассмотрим книгу Эвери Даллеса «Модели Церкви».
Описание слайда:
Церковь Прежде разговора о ДЕЙСТВИИ Церкви нужно поговорить об образах Церкви, поскольку нормативный образ действия исходит из понимания действующего, т.е. Церкви. Для этого мы рассмотрим книгу Эвери Даллеса «Модели Церкви».

Слайд 13





1. Институциональная модель Церкви 
Восточное и Западное богословие Нового времени оперировало определениями Церкви как «общества верующих». Католические авторы говорят о Церкви как о societas perfecta, совершенном обществ – никому не подчиненным и прекрасным в своей институциональной законченности. 
Такое понимание Церкви делает очень важными в ней видимые структуры, в особенности те, в которых выражаются властные отношения и статус церковных должностных лиц. Этот институционализм Даллес мыслит как искушение, деформацию богословского видения Церкви. Однако, замечает он, институционализм не равен принятию институционального измерения в жизни Церкви(Dulles 2002: p. 27). 
Три признака: «Клерикализм», «Юридизм», «Триумфализм».
Сегодня«институции рассматриваются как служащие сами себе, репрессивные и требующие бдительного к себе отношения» Церковь, мыслящая себя как институт, не может не испытывать больших трудностей.
Описание слайда:
1. Институциональная модель Церкви Восточное и Западное богословие Нового времени оперировало определениями Церкви как «общества верующих». Католические авторы говорят о Церкви как о societas perfecta, совершенном обществ – никому не подчиненным и прекрасным в своей институциональной законченности. Такое понимание Церкви делает очень важными в ней видимые структуры, в особенности те, в которых выражаются властные отношения и статус церковных должностных лиц. Этот институционализм Даллес мыслит как искушение, деформацию богословского видения Церкви. Однако, замечает он, институционализм не равен принятию институционального измерения в жизни Церкви(Dulles 2002: p. 27). Три признака: «Клерикализм», «Юридизм», «Триумфализм». Сегодня«институции рассматриваются как служащие сами себе, репрессивные и требующие бдительного к себе отношения» Церковь, мыслящая себя как институт, не может не испытывать больших трудностей.

Слайд 14





1. Клерикальная модель священства.
Категория управления - центральная. 
«Служение слова», – пишет Даллес об этой модели – «подчинено/усвоено (assimilated) правлению (government)». 
Учить слову Божию - значит излагать авторитетное учение, которое должно  послушно приниматься из уважения к чину проповедника(Dulles 1990). 
Все области действия священника оказываются в некоторой степени «юридизированы». 
Рукоположение понимается в институциональной модели как передача власти «вязать и решить», то есть делегирование полномочий совершать таинства. 
В настоящий момент в Западном обществе клерикальная модель священства находится в кризисе.
Описание слайда:
1. Клерикальная модель священства. Категория управления - центральная. «Служение слова», – пишет Даллес об этой модели – «подчинено/усвоено (assimilated) правлению (government)». Учить слову Божию - значит излагать авторитетное учение, которое должно послушно приниматься из уважения к чину проповедника(Dulles 1990). Все области действия священника оказываются в некоторой степени «юридизированы». Рукоположение понимается в институциональной модели как передача власти «вязать и решить», то есть делегирование полномочий совершать таинства. В настоящий момент в Западном обществе клерикальная модель священства находится в кризисе.

Слайд 15





2. Коммунитарная модель Церкви
Вторая предлагаемая Даллесом пара – Церковь как мистическое сообщество и пастырская модель священства. Выделение этой модели зиждется на оппозициях «общество (Gesellschaft) – сообщество (Gemeinschaft)», а также «организм –учреждение (institution)». 
Внутри Церковь есть сообщество, а снаружи – общество, причем общество есть манифестация сообщества вовне, создающее условия для его существования. 
Ив Конгар и Джером Хамер развивали концепцию Церкви как сообщества (community) или общения (communion). С этого по сути начинается экклезиология общения (communion ecclesiology). При этом Хамер различает церковь как сообщество (общение во Христе) от сообщества в социологическом смысле, так как последнее указывает на преимущество горизонтальных связей, в то время как в Церкви отношения конституируются вертикальной связью с Богом во Христе и Святом Духе. 
Понимание Церкви как сообщества или организма широко распространено в современном богословии. С осмысления экклезиологии Шлейермахера И.А.Мёлером органическая теория Церкви начинает набирать силу. Эта тенденция стала особенно сильной благодаря трудам Рудольфа Зома. Эмиль Бруннер и Дитрих Бонхёффер настаивали на не институциональной, а именно общинной природе ранней Церкви и противопоставляли церковный и новозаветный принцип братства ветхозаветному принципу Закона. 
Русское богословие: сильная зависимость тезисов А.С. Хомякова от И.А. Мёлера, а на учение о Церкви протопресвитера Николая Афанасьева оказал огромное влияние Р. Зом.
На Западе: 1943 – Пий XII  Mystici Corporis. 
Понимание Церкви как Народа Божия (II Ват. Соб.).
Постсоборное богословие стало понимать Церковь как общину в более социологическом (горизонтальном) смысле как место реализации «первичных отношений», «личных отношений, основанных на взаимном понимании и любви».  Межличностные взаимоотношения, играющие большую роль в общинной модели, отвечают потребностям общества в эпоху недоверия к институциям.
Описание слайда:
2. Коммунитарная модель Церкви Вторая предлагаемая Даллесом пара – Церковь как мистическое сообщество и пастырская модель священства. Выделение этой модели зиждется на оппозициях «общество (Gesellschaft) – сообщество (Gemeinschaft)», а также «организм –учреждение (institution)». Внутри Церковь есть сообщество, а снаружи – общество, причем общество есть манифестация сообщества вовне, создающее условия для его существования. Ив Конгар и Джером Хамер развивали концепцию Церкви как сообщества (community) или общения (communion). С этого по сути начинается экклезиология общения (communion ecclesiology). При этом Хамер различает церковь как сообщество (общение во Христе) от сообщества в социологическом смысле, так как последнее указывает на преимущество горизонтальных связей, в то время как в Церкви отношения конституируются вертикальной связью с Богом во Христе и Святом Духе. Понимание Церкви как сообщества или организма широко распространено в современном богословии. С осмысления экклезиологии Шлейермахера И.А.Мёлером органическая теория Церкви начинает набирать силу. Эта тенденция стала особенно сильной благодаря трудам Рудольфа Зома. Эмиль Бруннер и Дитрих Бонхёффер настаивали на не институциональной, а именно общинной природе ранней Церкви и противопоставляли церковный и новозаветный принцип братства ветхозаветному принципу Закона. Русское богословие: сильная зависимость тезисов А.С. Хомякова от И.А. Мёлера, а на учение о Церкви протопресвитера Николая Афанасьева оказал огромное влияние Р. Зом. На Западе: 1943 – Пий XII Mystici Corporis. Понимание Церкви как Народа Божия (II Ват. Соб.). Постсоборное богословие стало понимать Церковь как общину в более социологическом (горизонтальном) смысле как место реализации «первичных отношений», «личных отношений, основанных на взаимном понимании и любви».  Межличностные взаимоотношения, играющие большую роль в общинной модели, отвечают потребностям общества в эпоху недоверия к институциям.

Слайд 16





2. Коммунитарная модель Церкви
Вторая предлагаемая Даллесом пара – Церковь как мистическое сообщество и пастырская модель священства. Выделение этой модели зиждется на оппозициях «общество (Gesellschaft) – сообщество (Gemeinschaft)», а также «организм –учреждение (institution)». 
Внутри Церковь есть сообщество, а снаружи – общество, причем общество есть манифестация сообщества вовне, создающее условия для его существования. 
Ив Конгар и Джером Хамер развивали концепцию Церкви как сообщества (community) или общения (communion). С этого по сути начинается экклезиология общения (communion ecclesiology). При этом Хамер различает церковь как сообщество (общение во Христе) от сообщества в социологическом смысле, так как последнее указывает на преимущество горизонтальных связей, в то время как в Церкви отношения конституируются вертикальной связью с Богом во Христе и Святом Духе. 
Понимание Церкви как сообщества или организма широко распространено в современном богословии. С осмысления экклезиологии Шлейермахера И.А.Мёлером органическая теория Церкви начинает набирать силу. Эта тенденция стала особенно сильной благодаря трудам Рудольфа Зома. Эмиль Бруннер и Дитрих Бонхёффер настаивали на не институциональной, а именно общинной природе ранней Церкви и противопоставляли церковный и новозаветный принцип братства ветхозаветному принципу Закона. 
Русское богословие: сильная зависимость тезисов А.С. Хомякова от И.А. Мёлера, а на учение о Церкви протопресвитера Николая Афанасьева оказал огромное влияние Р. Зом.
На Западе: 1943 – Пий XII  Mystici Corporis. 
Понимание Церкви как Народа Божия (II Ват. Соб.).
Постсоборное богословие стало понимать Церковь как общину в более социологическом (горизонтальном) смысле как место реализации «первичных отношений», «личных отношений, основанных на взаимном понимании и любви».  Межличностные взаимоотношения, играющие большую роль в общинной модели, отвечают потребностям общества в эпоху недоверия к институциям.
Описание слайда:
2. Коммунитарная модель Церкви Вторая предлагаемая Даллесом пара – Церковь как мистическое сообщество и пастырская модель священства. Выделение этой модели зиждется на оппозициях «общество (Gesellschaft) – сообщество (Gemeinschaft)», а также «организм –учреждение (institution)». Внутри Церковь есть сообщество, а снаружи – общество, причем общество есть манифестация сообщества вовне, создающее условия для его существования. Ив Конгар и Джером Хамер развивали концепцию Церкви как сообщества (community) или общения (communion). С этого по сути начинается экклезиология общения (communion ecclesiology). При этом Хамер различает церковь как сообщество (общение во Христе) от сообщества в социологическом смысле, так как последнее указывает на преимущество горизонтальных связей, в то время как в Церкви отношения конституируются вертикальной связью с Богом во Христе и Святом Духе. Понимание Церкви как сообщества или организма широко распространено в современном богословии. С осмысления экклезиологии Шлейермахера И.А.Мёлером органическая теория Церкви начинает набирать силу. Эта тенденция стала особенно сильной благодаря трудам Рудольфа Зома. Эмиль Бруннер и Дитрих Бонхёффер настаивали на не институциональной, а именно общинной природе ранней Церкви и противопоставляли церковный и новозаветный принцип братства ветхозаветному принципу Закона. Русское богословие: сильная зависимость тезисов А.С. Хомякова от И.А. Мёлера, а на учение о Церкви протопресвитера Николая Афанасьева оказал огромное влияние Р. Зом. На Западе: 1943 – Пий XII Mystici Corporis. Понимание Церкви как Народа Божия (II Ват. Соб.). Постсоборное богословие стало понимать Церковь как общину в более социологическом (горизонтальном) смысле как место реализации «первичных отношений», «личных отношений, основанных на взаимном понимании и любви».  Межличностные взаимоотношения, играющие большую роль в общинной модели, отвечают потребностям общества в эпоху недоверия к институциям.

Слайд 17





2. Пастырская модель священства
Пастырская модель священства, 
Видит пастыря как лидера общины (congregational leader), строящего Церковь как сообщество (loving, intimate community) или сообщество сообществ. 
Менее значимым оказывается в этой схеме чин (office) и бюрократические отношения, в то время как межличностные отношения и харизма служителя играют большую роль. 
Обязанность поддерживать членов общины во всех служениях («fostering care»).
В рамках коммунитарной модели Церкви священнику предписывается в первую очередь «социо-экклезиальная» и лишь затем «сакрально-освящающая» (sacral-consecratory) функция. То есть, он призван заниматься координацией различных харизм в своей общине и в этом состоит его собственная специфическая харизма. 
Рукоположение понимается в пастырской модели уже не как наделение властью, но скорее как распознавание харизмы или акт признания этой харизмы со стороны общины. Именно поэтому доступ к служению при пастырской модели оказывается несколько проблематизирован. 
Даллес подвергает эту модель частичной критике. Такого рода экклезиология по его мысли, упускает сакраментальное и мистическое измерение священнического служения и воспринимает его сквозь призму современного демократического мышления («in the categories of modern democratic thinking»)(Dulles 2002: p. 158).
Описание слайда:
2. Пастырская модель священства Пастырская модель священства, Видит пастыря как лидера общины (congregational leader), строящего Церковь как сообщество (loving, intimate community) или сообщество сообществ. Менее значимым оказывается в этой схеме чин (office) и бюрократические отношения, в то время как межличностные отношения и харизма служителя играют большую роль. Обязанность поддерживать членов общины во всех служениях («fostering care»). В рамках коммунитарной модели Церкви священнику предписывается в первую очередь «социо-экклезиальная» и лишь затем «сакрально-освящающая» (sacral-consecratory) функция. То есть, он призван заниматься координацией различных харизм в своей общине и в этом состоит его собственная специфическая харизма. Рукоположение понимается в пастырской модели уже не как наделение властью, но скорее как распознавание харизмы или акт признания этой харизмы со стороны общины. Именно поэтому доступ к служению при пастырской модели оказывается несколько проблематизирован. Даллес подвергает эту модель частичной критике. Такого рода экклезиология по его мысли, упускает сакраментальное и мистическое измерение священнического служения и воспринимает его сквозь призму современного демократического мышления («in the categories of modern democratic thinking»)(Dulles 2002: p. 158).

Слайд 18





3. Сакраментальная модель Церкви
Ибо если Христос — Таинство Бога, то Церковь для нас — это Таинство Христа, она нам Его являет, как это во всей полноте понимали издревле: она созидает Его истинное присутствие среди нас. Церковь не просто следует делу Христа, но сама продолжает Его собою в понимании несравненно более реальном, чем-то, что какое-либо человеческое учреждение служит продолжением своего основателя. (Де Любак Анри, Католичество. 1950. С.29).
Церковь сама есть первоначальное таинство, а семь обрядовых таинств есть репрезентации её собственной сакраментальности(Dulles 2002: p. 57). 
Персонализм – становление личности происходит во встрече, в выходе за пределы себя. Тело (материальное) –посредник встречи. Церковь себя проявляет в таинствах, когда материальная их составляющая дает форму духовной, а духовное дает смысл и наполнение материальному. 
Таинство – «видимая форма невидимой благодати» (С. 58). Таинство есть также действующий символ. Он провоцирует или интенсифицирует то, что он обозначает, (С. 59). 
Так, например, как и таинство, Церковь имеет внутреннюю и внешнюю сторону. Институциональный или структурный аспект – внешняя реальность – существенно важен, так как без него Церковь не может быть видимой (а это одно из существенных свойств таинства, что оно «видимый знак…»). При этом структура недостаточна для того, чтобы конституировать Церковь, так как все внешние проявления таинства должны соответствовать внутреннему содержанию. 
Не отрицая лояльности институциональной Церкви, этот подход одновременно дает базу для продуктивной критики самих институций. 
Сакраментальная экклезиология носит эксклюзивный характер: «сакраментальность по самой своей природе подразумевает деятельное участие, поэтому только принадлежащие к Церкви и активно вкладывающиеся в её проявления (как знака) могут участвовать в её реальности как таинства» (Dulles 2002: pp. 64–65)
Описание слайда:
3. Сакраментальная модель Церкви Ибо если Христос — Таинство Бога, то Церковь для нас — это Таинство Христа, она нам Его являет, как это во всей полноте понимали издревле: она созидает Его истинное присутствие среди нас. Церковь не просто следует делу Христа, но сама продолжает Его собою в понимании несравненно более реальном, чем-то, что какое-либо человеческое учреждение служит продолжением своего основателя. (Де Любак Анри, Католичество. 1950. С.29). Церковь сама есть первоначальное таинство, а семь обрядовых таинств есть репрезентации её собственной сакраментальности(Dulles 2002: p. 57). Персонализм – становление личности происходит во встрече, в выходе за пределы себя. Тело (материальное) –посредник встречи. Церковь себя проявляет в таинствах, когда материальная их составляющая дает форму духовной, а духовное дает смысл и наполнение материальному. Таинство – «видимая форма невидимой благодати» (С. 58). Таинство есть также действующий символ. Он провоцирует или интенсифицирует то, что он обозначает, (С. 59). Так, например, как и таинство, Церковь имеет внутреннюю и внешнюю сторону. Институциональный или структурный аспект – внешняя реальность – существенно важен, так как без него Церковь не может быть видимой (а это одно из существенных свойств таинства, что оно «видимый знак…»). При этом структура недостаточна для того, чтобы конституировать Церковь, так как все внешние проявления таинства должны соответствовать внутреннему содержанию. Не отрицая лояльности институциональной Церкви, этот подход одновременно дает базу для продуктивной критики самих институций. Сакраментальная экклезиология носит эксклюзивный характер: «сакраментальность по самой своей природе подразумевает деятельное участие, поэтому только принадлежащие к Церкви и активно вкладывающиеся в её проявления (как знака) могут участвовать в её реальности как таинства» (Dulles 2002: pp. 64–65)

Слайд 19





3. Сакраментальная мод. священства
Священник как посредник (sacred mediator). Основная функция – принесение словесной или вещественной жертвы, передача даров от народа к Богу и благодати от Бога к народу. Также священник являет себя как образ Христа – ходатая, (а не только как пастырь или пророк). 
Особенное внимание вообще уделяется вообще Евхаристическому служению, как собиранию различных вокруг Алтаря Господня, соединяя их одновременно и в вечности (перед лицом абсолютно трансцендентного Бога) и во времени (в конкретном евхаристическом собрании в конкретном месте и времени).
Рукоположение понимается в первую очередь как сакральное действие, направленное на испрашивание благодати Святого Духа для несения служения. В священнической жизни на первый план выходит святость жизни.
Связь с сакральным одновременно является и сильной и слабой стороной сакраментальной модели. Как бы ни секуляризовался образ служителя Церкви, священник настолько остается священником, насколько его деятельность служит встрече людей с Богом. Если пропадает мистическое и символическое содержание – священник становится менеджером среди менеджеров, отличающемся лишь вывеской на двери своего кабинета. Поэтому акцент на посреднической функции оказывается сильной стороной сакраментальной модели. С другой стороны, она может провоцировать (само-)восприятие священника как человека наделенного магической или божественной силой, что приводит к изоляции священника от верных и не собиранию общины, а противопоставлению себя ей. Также сакраментальная модель может приводить священника и общину к нарциссическому эстетизму, сакраментализму в плохом смысле слова и недостаточному вниманию к миссии и диаконии.
Описание слайда:
3. Сакраментальная мод. священства Священник как посредник (sacred mediator). Основная функция – принесение словесной или вещественной жертвы, передача даров от народа к Богу и благодати от Бога к народу. Также священник являет себя как образ Христа – ходатая, (а не только как пастырь или пророк). Особенное внимание вообще уделяется вообще Евхаристическому служению, как собиранию различных вокруг Алтаря Господня, соединяя их одновременно и в вечности (перед лицом абсолютно трансцендентного Бога) и во времени (в конкретном евхаристическом собрании в конкретном месте и времени). Рукоположение понимается в первую очередь как сакральное действие, направленное на испрашивание благодати Святого Духа для несения служения. В священнической жизни на первый план выходит святость жизни. Связь с сакральным одновременно является и сильной и слабой стороной сакраментальной модели. Как бы ни секуляризовался образ служителя Церкви, священник настолько остается священником, насколько его деятельность служит встрече людей с Богом. Если пропадает мистическое и символическое содержание – священник становится менеджером среди менеджеров, отличающемся лишь вывеской на двери своего кабинета. Поэтому акцент на посреднической функции оказывается сильной стороной сакраментальной модели. С другой стороны, она может провоцировать (само-)восприятие священника как человека наделенного магической или божественной силой, что приводит к изоляции священника от верных и не собиранию общины, а противопоставлению себя ей. Также сакраментальная модель может приводить священника и общину к нарциссическому эстетизму, сакраментализму в плохом смысле слова и недостаточному вниманию к миссии и диаконии.

Слайд 20





4. Керигматическая (Herald)модель Церкви.
Слово занимает первое место, а таинство - второе.  
Миссия Церкви – возвещение Евангелия. Церковь есть глашатай, то есть человек, который принял от официальное сообщение и доводит его до сведения народа. Керигматическая модель радикально христоцентрична. Христос есть центр, а Библия – главное свидетельство о нём.  
«Миссия Церкви есть возвещение Слова Божия всему миру…. Церковь есть, таким образом, керигматическое сообщество… Сообщество это случается везде, где дышит Дух, где Слово проповедует и принимается с верой. Церковь есть событие, точка встречи с Богом» (Ричард МакБрайен, цит.по. с.69). 
Карл Барт: противопоставление теологии славы и теологии креста. 
Т.С.: Церковь позиционирует себя как вместилище божественного, соответствующее тому, что в ней проповедуется. Это позиция католичества и модернизма, которые Барт критиковал. 
Т.К.: же действует подобно Иоанну Предтече, который указывал на Иисуса и говорил «Вот Агнец Божий». 
В керигм.мод. правильная позиция Церкви – указывать на Христа, а не подменять Его собой. Поэтому веровать в Церковь уже не значит для её сторонников обязательно признавать какую-то единую структуру, но в действие Духа Божия в конкретном собрании, «где двое или трое собраны во имя Христово». Рудольф Бультман: Церковь – следствие проповеди Евангелия и среда, где оно возвещается. Событие возвещения Слова и принятия его снова для возвещения – они делают Церковь Церковью. Институциональная же Церковь как социальный институт – есть не более, чем недоразумение или парадокс. Лишь конгрегационалистское устройство Церкви оказывается осмысленным.
Описание слайда:
4. Керигматическая (Herald)модель Церкви. Слово занимает первое место, а таинство - второе.  Миссия Церкви – возвещение Евангелия. Церковь есть глашатай, то есть человек, который принял от официальное сообщение и доводит его до сведения народа. Керигматическая модель радикально христоцентрична. Христос есть центр, а Библия – главное свидетельство о нём.  «Миссия Церкви есть возвещение Слова Божия всему миру…. Церковь есть, таким образом, керигматическое сообщество… Сообщество это случается везде, где дышит Дух, где Слово проповедует и принимается с верой. Церковь есть событие, точка встречи с Богом» (Ричард МакБрайен, цит.по. с.69). Карл Барт: противопоставление теологии славы и теологии креста. Т.С.: Церковь позиционирует себя как вместилище божественного, соответствующее тому, что в ней проповедуется. Это позиция католичества и модернизма, которые Барт критиковал. Т.К.: же действует подобно Иоанну Предтече, который указывал на Иисуса и говорил «Вот Агнец Божий». В керигм.мод. правильная позиция Церкви – указывать на Христа, а не подменять Его собой. Поэтому веровать в Церковь уже не значит для её сторонников обязательно признавать какую-то единую структуру, но в действие Духа Божия в конкретном собрании, «где двое или трое собраны во имя Христово». Рудольф Бультман: Церковь – следствие проповеди Евангелия и среда, где оно возвещается. Событие возвещения Слова и принятия его снова для возвещения – они делают Церковь Церковью. Институциональная же Церковь как социальный институт – есть не более, чем недоразумение или парадокс. Лишь конгрегационалистское устройство Церкви оказывается осмысленным.

Слайд 21





4. Керигматическая мод. свящ.
Священник как проповедник. Служение таинств оказывается в этом случае продолжением служения слова. Однако, оба эти служения происходят в общине (community) и адресованы ей, как конкретному свидетельствующему сообществу (witnessing congregation07
Священник-это тот, кто, будучи связан, по крайней мере, с потенциальной общиной, проповедует Слово Божье по поручению Церкви в целом и, следовательно, официально, и таким образом, что ему доверены высшие уровни сакраментальной интенсивности этого слова. (Ранер. Цит. по: МЦ, 163)
Рукоположение понимается, как поручение проповедовать [некоторой общине] Слово Божие и им [Словом] менять материальный мир вокруг через таинства. 
Другой образ, связывающий керигматическую и следующую (служебную) модели – это Церковь как вызов веры (the Summons of Faith). Церковь мыслится  не как сообщество, братство или институция – но именно как событие вызова и ответа.
Описание слайда:
4. Керигматическая мод. свящ. Священник как проповедник. Служение таинств оказывается в этом случае продолжением служения слова. Однако, оба эти служения происходят в общине (community) и адресованы ей, как конкретному свидетельствующему сообществу (witnessing congregation07 Священник-это тот, кто, будучи связан, по крайней мере, с потенциальной общиной, проповедует Слово Божье по поручению Церкви в целом и, следовательно, официально, и таким образом, что ему доверены высшие уровни сакраментальной интенсивности этого слова. (Ранер. Цит. по: МЦ, 163) Рукоположение понимается, как поручение проповедовать [некоторой общине] Слово Божие и им [Словом] менять материальный мир вокруг через таинства. Другой образ, связывающий керигматическую и следующую (служебную) модели – это Церковь как вызов веры (the Summons of Faith). Церковь мыслится не как сообщество, братство или институция – но именно как событие вызова и ответа.

Слайд 22





5. Служебная (Servant) модель Церкви.
Церковь - Слуга, «Отрок Господень». 
Все предшествующие модели представляют Церковь как посредника между Богом и миром. Начиная с эпохи Просвещения мы можем видеть как мир постепенно перестает чувствовать нужду в Церкви. Церковь с тех пор лишь увещевает мир, а тот действует в своей собственной логике. 
При этом Церковь … стремится …продолжать под водительством Духа-Утешителя дело Самого Христа, Который пришел в мир свидетельствовать об истине, дабы спасти, а не судить, послужить, а не чтобы Ему послужили.(GS 1965: para. 3)
«Иисус пришел не только для того, чтобы провозгласить грядущее Царство, но и чтобы отдать себя ради того, чтобы оно стало реальным. Он пришел послужить, исцелить, примирить, перевязать раны. Иисус является Добрым Самарянином в наивысшем выражении этого образа. Лишь он пришла чтобы быть с нам в нашей нужде и в нашей скорби. Он расширяет себя ради нас. В поистине умерает для того, чтобы мы могли жить и служит нам, чтобы мы могли стать здоровыми» (Cushing 1966: p. 6).
«Таким образом, Церковь благовествует пришествие Царства не только в слове – через проповедь и провозвещение – но и конкретнее – в деле: в своем служении примирения, перевязывания ран, старадающего служения, исцеления… И как Господь был "человеком для других", так и Церковь должна быть "сообществом для других"»(Cushing 1966: pp. 7–8).
Далее послание прилагает этот образ к жизни конкретного верного. Христианин должен быть, таким образом, человеком для других, который вместе со Христом участвует в соответствующих апостолатах (посланничествах): миротворчества, антирасизма, применения церквей, искоренения бедности и так далее.  
После 1966 года эта модель являла себя во многих документах разных церквей и церковных общин. Из документов РКЦ это, в первую очередь, Меделлинский документ Второй Генеральной конференции Латиноамериканских епископов 1968 года(CELAM II 1968) и итоговый документ Генеральной ассамблеи Синода епископов РКЦ 1971 года(SYNOD OF BISHOPS 1971).  
Дитрих Бонхёффер еще в своих ранних работах («Общение святых») понимал Церковь как сообщество людей, собранных вместе Христом. В более поздних работах, таких как «Этика» он приближался к керигматической модели. И, наконец, в самых поздних текстах («Письма из тюрьмы») он отходит от бартианского керигматизма и приближается к идее смиренной и служащей Церкви. Он пишет:  
«Церковь есть Церковь только тогда, когда существует для других»(Bonhoeffer 1956: p. 300) 
Секулярно-диалогическое богословие продлжило свое победное шествие по послевоенной протестанской Европе и особенно Америке. Гибсон Винтер («The New Creation as Metropolis»), Харви Кокс («The Secular City»), Джон А.Т. Робинсон («The New Reformation») – каждый из них по-своему говорил о «Церкви-слуге». 
Описание слайда:
5. Служебная (Servant) модель Церкви. Церковь - Слуга, «Отрок Господень». Все предшествующие модели представляют Церковь как посредника между Богом и миром. Начиная с эпохи Просвещения мы можем видеть как мир постепенно перестает чувствовать нужду в Церкви. Церковь с тех пор лишь увещевает мир, а тот действует в своей собственной логике. При этом Церковь … стремится …продолжать под водительством Духа-Утешителя дело Самого Христа, Который пришел в мир свидетельствовать об истине, дабы спасти, а не судить, послужить, а не чтобы Ему послужили.(GS 1965: para. 3) «Иисус пришел не только для того, чтобы провозгласить грядущее Царство, но и чтобы отдать себя ради того, чтобы оно стало реальным. Он пришел послужить, исцелить, примирить, перевязать раны. Иисус является Добрым Самарянином в наивысшем выражении этого образа. Лишь он пришла чтобы быть с нам в нашей нужде и в нашей скорби. Он расширяет себя ради нас. В поистине умерает для того, чтобы мы могли жить и служит нам, чтобы мы могли стать здоровыми» (Cushing 1966: p. 6). «Таким образом, Церковь благовествует пришествие Царства не только в слове – через проповедь и провозвещение – но и конкретнее – в деле: в своем служении примирения, перевязывания ран, старадающего служения, исцеления… И как Господь был "человеком для других", так и Церковь должна быть "сообществом для других"»(Cushing 1966: pp. 7–8). Далее послание прилагает этот образ к жизни конкретного верного. Христианин должен быть, таким образом, человеком для других, который вместе со Христом участвует в соответствующих апостолатах (посланничествах): миротворчества, антирасизма, применения церквей, искоренения бедности и так далее.  После 1966 года эта модель являла себя во многих документах разных церквей и церковных общин. Из документов РКЦ это, в первую очередь, Меделлинский документ Второй Генеральной конференции Латиноамериканских епископов 1968 года(CELAM II 1968) и итоговый документ Генеральной ассамблеи Синода епископов РКЦ 1971 года(SYNOD OF BISHOPS 1971).  Дитрих Бонхёффер еще в своих ранних работах («Общение святых») понимал Церковь как сообщество людей, собранных вместе Христом. В более поздних работах, таких как «Этика» он приближался к керигматической модели. И, наконец, в самых поздних текстах («Письма из тюрьмы») он отходит от бартианского керигматизма и приближается к идее смиренной и служащей Церкви. Он пишет:  «Церковь есть Церковь только тогда, когда существует для других»(Bonhoeffer 1956: p. 300) Секулярно-диалогическое богословие продлжило свое победное шествие по послевоенной протестанской Европе и особенно Америке. Гибсон Винтер («The New Creation as Metropolis»), Харви Кокс («The Secular City»), Джон А.Т. Робинсон («The New Reformation») – каждый из них по-своему говорил о «Церкви-слуге». 

Слайд 23





5. Служебная модель священства.
Священник как борец с разделениями между людьми угнетением в любых его формах (в т.ч. ВНЕ Церкви). 
Социальная и политическая активность (теология освобождения).
КЦ США, 1970е: дискуссия о праве священника участвовать в полит.борьбе. Спорный вопрос. Также он замечает, что молчаливая позиция священника перед лицом несправедливости мира может означать одобрение им этой несправедливости и показывать безразличие к нравственному измерению общественной жизни(Dulles 2002: p. 166).
Описание слайда:
5. Служебная модель священства. Священник как борец с разделениями между людьми угнетением в любых его формах (в т.ч. ВНЕ Церкви). Социальная и политическая активность (теология освобождения). КЦ США, 1970е: дискуссия о праве священника участвовать в полит.борьбе. Спорный вопрос. Также он замечает, что молчаливая позиция священника перед лицом несправедливости мира может означать одобрение им этой несправедливости и показывать безразличие к нравственному измерению общественной жизни(Dulles 2002: p. 166).

Слайд 24





Богословие служения Шильдермана
богословски описывает условия, структуры и процессы реальной пастырской работы в их соотнесении с традицией и Церковью 
Экклезиология, сакраментология, духовность
См. с. 343 АВЦН №1.
Описание слайда:
Богословие служения Шильдермана богословски описывает условия, структуры и процессы реальной пастырской работы в их соотнесении с традицией и Церковью Экклезиология, сакраментология, духовность См. с. 343 АВЦН №1.

Слайд 25





Построение модели для анализа
По Даллесу: стр. 351
Описание слайда:
Построение модели для анализа По Даллесу: стр. 351

Слайд 26


Читая А. Даллеса через Г. Шильдермана: разработка модели для анализа пастырского действия в современной России, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





Спасибо!
UniWien – univie.ac.at
PSTGU / PSTBI – pstgu.ru / pstbi.ru
Pastorales Forum
Описание слайда:
Спасибо! UniWien – univie.ac.at PSTGU / PSTBI – pstgu.ru / pstbi.ru Pastorales Forum

Слайд 28





Сценарий дня
В отличие от большинства профессий в современной России, священники не имеют типичного «сценария дня».
РПЦ – сверх-работодатель
Приход создает свои условия работы
Хаотичное устройство жизни, постоянные переключения и наложения
Описание слайда:
Сценарий дня В отличие от большинства профессий в современной России, священники не имеют типичного «сценария дня». РПЦ – сверх-работодатель Приход создает свои условия работы Хаотичное устройство жизни, постоянные переключения и наложения

Слайд 29





Система статусов и специализаций
Вертикальную ось этой системы составляют статусы – особые послушания (клирик, настоятель, глава епархиального отдела/ благочинный), горизонтальную – специализации (только приходской священник, молодежный, культуртреггер, больничный, «образователь»), и так далее.
Описание слайда:
Система статусов и специализаций Вертикальную ось этой системы составляют статусы – особые послушания (клирик, настоятель, глава епархиального отдела/ благочинный), горизонтальную – специализации (только приходской священник, молодежный, культуртреггер, больничный, «образователь»), и так далее.

Слайд 30





Рабочее / нерабочее время
У священника весьма затруднительно отделить рабочее время от нерабочего
 Незаметный переход к «домашним делам»
Священник 24/7
Описание слайда:
Рабочее / нерабочее время У священника весьма затруднительно отделить рабочее время от нерабочего Незаметный переход к «домашним делам» Священник 24/7

Слайд 31





Типология по времязатратам
Попытка не удалась
Тенденция к стремительному выходу во внебогослужебную область (литург vs соц.активист)
Оценивается негативно
Смена акцентов – мировоззрение стабильно
Описание слайда:
Типология по времязатратам Попытка не удалась Тенденция к стремительному выходу во внебогослужебную область (литург vs соц.активист) Оценивается негативно Смена акцентов – мировоззрение стабильно

Слайд 32





Богослужение мыслится как главная функция
40% рабочего времени – службы и требы
вовлекающее/не вовлекающая позиция священника
Описание слайда:
Богослужение мыслится как главная функция 40% рабочего времени – службы и требы вовлекающее/не вовлекающая позиция священника

Слайд 33





Типология по взглядам на Церковь
Армия
Описание слайда:
Типология по взглядам на Церковь Армия

Слайд 34





Тип Армия: богослужение
Описание слайда:
Тип Армия: богослужение

Слайд 35





Тип Семья: богослужение
Описание слайда:
Тип Семья: богослужение

Слайд 36





В бюджете времени:
Описание слайда:
В бюджете времени:

Слайд 37





Благодарность
Тане Крихтовой
Ивану Забаеву
Описание слайда:
Благодарность Тане Крихтовой Ивану Забаеву

Слайд 38





Спасибо за внимание!
alexin.tf@gmail.com
Описание слайда:
Спасибо за внимание! alexin.tf@gmail.com



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию