🗊Презентация ЕГЭ Многоаспектный анализ текста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №1ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №2ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №3ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №4ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №5ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №6ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №7ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №8ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №9ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №10ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №11ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №12ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №13ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №14ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №15ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №16ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №17ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №18ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №19ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №20ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №21ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №22ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №23ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №24ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №25ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №26ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №27ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №28ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №29ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №30ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №31ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №32ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №33ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №34ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №35ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №36ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №37ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №38ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №39ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №40ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №41ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №42ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №43ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №44ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №45ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №46ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №47ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №48ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №49ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №50ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №51ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №52ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №53ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №54ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №55ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №56ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №57ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №58ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №59ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №60ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №61ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №62ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №63ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №64ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №65ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №66ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №67ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №68ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №69ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №70ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №71ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №72ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №73ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №74ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №75ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №76ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №77ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №78ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №79ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №80ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №81

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему ЕГЭ Многоаспектный анализ текста. Доклад-сообщение содержит 81 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





Тексты на ЕГЭ и ГИА
Описание слайда:
Тексты на ЕГЭ и ГИА

Слайд 6





Виды смыслового чтения
Описание слайда:
Виды смыслового чтения

Слайд 7





Тексты на ЕГЭ и ГИА
Описание слайда:
Тексты на ЕГЭ и ГИА

Слайд 8


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





Понимание и интерпретация текста
       Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором.
         Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом. 
        Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор  текста?
Описание слайда:
Понимание и интерпретация текста Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором. Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом. Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор текста?

Слайд 11


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Основной принцип анализа – учёт единства формы и содержания художественного произведения
Описание слайда:
Основной принцип анализа – учёт единства формы и содержания художественного произведения

Слайд 14





Тема, проблема, идея  как взаимосвязанные уровни содержания текста
Описание слайда:
Тема, проблема, идея  как взаимосвязанные уровни содержания текста

Слайд 15





Соотношение темы, проблемы и идеи
Описание слайда:
Соотношение темы, проблемы и идеи

Слайд 16





Анализ изобразительных  средств помогает
Описание слайда:
Анализ изобразительных средств помогает

Слайд 17


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





        (1) На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени, покинув стайку  других таких бабушек, только что отсеменивших вслед за клиром крестный ход, венчающий празднование Благой вести. 
        (1) На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени, покинув стайку  других таких бабушек, только что отсеменивших вслед за клиром крестный ход, венчающий празднование Благой вести. 
             (2)Почему в моем сознании образ ее связался именно с пасхальной службой? (3) Когда я был на ней последний раз? (4)Возможно, незнакомая пожилая женщина напомнила мне мою бабушку Катю, к которой родители давным-давно привозили меня погостить. (5)Память спрятала и без того ограниченное короткими  каникулами счастливое время общения с бабушкой,  но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация. (6)Деталей той ночи почти не осталось в моей памяти, но навязчивое желание вспомнить их поселилось в душе, как только я внимательно рассмотрел нашу новую попутчицу.
               (7)Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия.
        (8)- Здравствуйте, добрые люди.  (9) Чай, не помешаю вам в дороге, уж недолгий до Москвы-то путь остался – ночь одна. 
    (10)- А вы как будто на праздник какой в столицу собрались! -  прервала мои размышления проводница, также с удовольствием разглядывая опрятную пассажирку.
           (11)И бабушка, очевидно, сочтя за радость выговориться, рассказала, присев на край полки, что едет к внуку – он два года назад закончил вуз  («Да головастый, одни пятерочки!»), нашел хорошую работу («Начальник большой!»),  а  через полгода после института  купил в столице квартиру,  и вот завтра празднует день рождения («Слава Богу, здоровый  да сильный вырос!». (12)Приехать к внуку  бабулька  решила сюрпризом («То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!». 
          (13)- Сразу после вуза да квартирка в Москве? (14)Неплохо устроился! –  заметил наш сосед по купе. – (15)Родители, небось, помогают? 
(16)- Да кабы родители, - бабушка вмиг посерьезнела, - померли оба, горемышные… 17)Петюша  еще мелкай был. (18)Дед да я его обуютили. (19)А когда и деда вскорости не стало, вдвоем остались мы. (20)Я пенсию да пособие откладала поманеньку, опосля квартиру его родителей да дом наш продали, я к сестре перебралася, вот и собралось.  (21)Мне-то деньги на кой? (23) Мне не надо, к деду, чай, на тот свет не забрать.
Описание слайда:
(1) На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени, покинув стайку других таких бабушек, только что отсеменивших вслед за клиром крестный ход, венчающий празднование Благой вести. (1) На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени, покинув стайку других таких бабушек, только что отсеменивших вслед за клиром крестный ход, венчающий празднование Благой вести. (2)Почему в моем сознании образ ее связался именно с пасхальной службой? (3) Когда я был на ней последний раз? (4)Возможно, незнакомая пожилая женщина напомнила мне мою бабушку Катю, к которой родители давным-давно привозили меня погостить. (5)Память спрятала и без того ограниченное короткими каникулами счастливое время общения с бабушкой, но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация. (6)Деталей той ночи почти не осталось в моей памяти, но навязчивое желание вспомнить их поселилось в душе, как только я внимательно рассмотрел нашу новую попутчицу. (7)Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия. (8)- Здравствуйте, добрые люди. (9) Чай, не помешаю вам в дороге, уж недолгий до Москвы-то путь остался – ночь одна. (10)- А вы как будто на праздник какой в столицу собрались! - прервала мои размышления проводница, также с удовольствием разглядывая опрятную пассажирку. (11)И бабушка, очевидно, сочтя за радость выговориться, рассказала, присев на край полки, что едет к внуку – он два года назад закончил вуз («Да головастый, одни пятерочки!»), нашел хорошую работу («Начальник большой!»), а через полгода после института купил в столице квартиру, и вот завтра празднует день рождения («Слава Богу, здоровый да сильный вырос!». (12)Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом («То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!». (13)- Сразу после вуза да квартирка в Москве? (14)Неплохо устроился! – заметил наш сосед по купе. – (15)Родители, небось, помогают? (16)- Да кабы родители, - бабушка вмиг посерьезнела, - померли оба, горемышные… 17)Петюша еще мелкай был. (18)Дед да я его обуютили. (19)А когда и деда вскорости не стало, вдвоем остались мы. (20)Я пенсию да пособие откладала поманеньку, опосля квартиру его родителей да дом наш продали, я к сестре перебралася, вот и собралось. (21)Мне-то деньги на кой? (23) Мне не надо, к деду, чай, на тот свет не забрать.

Слайд 19







              (22)И мы услышали  простой, без расчёта на сочувствие окружающих, рассказ о том, как трудно было им воспитывать вдвоем Петю, оставшегося без родителей, о том, как он стал их единственной отрадой, как рос слабеньким и больным и как поздними вечерами, когда засыпал внук, она мыла подъезды, чтобы по совету врачей каждый год  возить его летом на море, как по копеечке всё собиралось на будущее «большого начальника». 
    (23)И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины, так сильно напоминавшем мне голос моей бабушки Кати.
      (24)И вдруг знакомые интонации, точно ключ заржавелый замок, распахнули дверь в памяти, за которую, я думал, уже никогда и не попаду – дверь в ту пасхальную всенощную  – первую ночь в моей жизни, когда мне было разрешено не спать. (25)Бабушка Катя  взяла меня с собой,  и я, мало понимавший смысл происходящего,  не смог выстоять службу до конца и задремал на лавочке у стены, а когда проснулся, хор пел, и толпа вторила ему: «Воистину воскресе!»
(26)- Чему люди радуются, бабушка?
(27)- Тому, что Господь вернулся. 
(28)- А что такое Господь?
(29)- То любовь, внучок. 
(30)Бабушка тогда ничего больше не добавила к этому определению… 
(31)- Алё! (32)Алё, милок! 
(33)Мои воспоминания прервал радостно-взволнованный голос бабушки Петра.  (34)Оказалось, мои попутчики  уговорили её позвонить-таки внуку, чтобы тот встретил на вокзале: действительно, как она сама будет добираться? 
(35)- Приезжаю я завтра на день рождения к тебе, Петенька!(36) Чай, не помешаю денечек-то, а? 
  (37)Мы замерли и, улыбчиво переглядываясь, прислушивались к разговору, и всем нам очень хотелось порадоваться вместе с бабулькой реакции внука. (38)Но улыбка тихонько сползала с её лица , сгорбилась спина, и сухонькая  рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в  кармашке кофточки... 
(39)- Да разве ж я знала? (40)Да что ж мне теперь-то? (41)Да неужто ж я тебя опять не увижу?(42) Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… (43) С днем рождения тебя, внучочек!...
Описание слайда:
(22)И мы услышали простой, без расчёта на сочувствие окружающих, рассказ о том, как трудно было им воспитывать вдвоем Петю, оставшегося без родителей, о том, как он стал их единственной отрадой, как рос слабеньким и больным и как поздними вечерами, когда засыпал внук, она мыла подъезды, чтобы по совету врачей каждый год возить его летом на море, как по копеечке всё собиралось на будущее «большого начальника». (23)И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины, так сильно напоминавшем мне голос моей бабушки Кати. (24)И вдруг знакомые интонации, точно ключ заржавелый замок, распахнули дверь в памяти, за которую, я думал, уже никогда и не попаду – дверь в ту пасхальную всенощную – первую ночь в моей жизни, когда мне было разрешено не спать. (25)Бабушка Катя взяла меня с собой, и я, мало понимавший смысл происходящего, не смог выстоять службу до конца и задремал на лавочке у стены, а когда проснулся, хор пел, и толпа вторила ему: «Воистину воскресе!» (26)- Чему люди радуются, бабушка? (27)- Тому, что Господь вернулся. (28)- А что такое Господь? (29)- То любовь, внучок. (30)Бабушка тогда ничего больше не добавила к этому определению… (31)- Алё! (32)Алё, милок! (33)Мои воспоминания прервал радостно-взволнованный голос бабушки Петра. (34)Оказалось, мои попутчики уговорили её позвонить-таки внуку, чтобы тот встретил на вокзале: действительно, как она сама будет добираться? (35)- Приезжаю я завтра на день рождения к тебе, Петенька!(36) Чай, не помешаю денечек-то, а? (37)Мы замерли и, улыбчиво переглядываясь, прислушивались к разговору, и всем нам очень хотелось порадоваться вместе с бабулькой реакции внука. (38)Но улыбка тихонько сползала с её лица , сгорбилась спина, и сухонькая рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в кармашке кофточки... (39)- Да разве ж я знала? (40)Да что ж мне теперь-то? (41)Да неужто ж я тебя опять не увижу?(42) Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… (43) С днем рождения тебя, внучочек!...

Слайд 20





       (44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас:
(45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? 
       (44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас:
(45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? 
      (47) Внук, как выяснилось, уже  начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал,  людьми, в его собственной квартире. (48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей  даже негде было  остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то! (49)И встретить не смогу – ну гости ведь! (50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила  раньше?  (51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»…
     (52)Оставшийся путь до Москвы мы ехали молча: пили чай в гнетущей тишине, избегая смотреть в глаза друг другу, словно чувствуя за собой какую-то вину, отвернувшись, лежали на полках, а приехав, торопливо выходили из вагона, прощаясь,  кивали с облегчением, словно покидали тесную камеру, в которой вдруг стало нечем дышать…
 (53)Бабушка Петра  подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть,  передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, адрес написан, ты отвези ему . (54)Да не серчай на внучика: Господь-то ему ума дал, а сердца, вишь, пожалел»… 
    (55)Я помог ей купить обратный билет, устроил в зале ожидания и уже в такси, разглядев  аккуратно написанный  адрес на конверте, вспомнил, как перебирал однажды старые фотографии своей бабушки Кати и нашел среди них потертую пасхальную открытку, на которой было старательно выписано: «Послание к Коринфянам святого апостола Павла». Половина слов была затерта так, что невозможно было уже прочитать: «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит…». (56) И в самом низу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
            (57) Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол.
      (58)Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. 
     (59) «Все бабушки одинаковые», - подумал я.
         (60)И картинка вдруг расплылась ...                                                              (По Павловой О.)
Описание слайда:
(44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас: (45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? (44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас: (45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? (47) Внук, как выяснилось, уже начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал, людьми, в его собственной квартире. (48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то! (49)И встретить не смогу – ну гости ведь! (50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»… (52)Оставшийся путь до Москвы мы ехали молча: пили чай в гнетущей тишине, избегая смотреть в глаза друг другу, словно чувствуя за собой какую-то вину, отвернувшись, лежали на полках, а приехав, торопливо выходили из вагона, прощаясь, кивали с облегчением, словно покидали тесную камеру, в которой вдруг стало нечем дышать… (53)Бабушка Петра подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, адрес написан, ты отвези ему . (54)Да не серчай на внучика: Господь-то ему ума дал, а сердца, вишь, пожалел»… (55)Я помог ей купить обратный билет, устроил в зале ожидания и уже в такси, разглядев аккуратно написанный адрес на конверте, вспомнил, как перебирал однажды старые фотографии своей бабушки Кати и нашел среди них потертую пасхальную открытку, на которой было старательно выписано: «Послание к Коринфянам святого апостола Павла». Половина слов была затерта так, что невозможно было уже прочитать: «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит…». (56) И в самом низу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (57) Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (58)Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (59) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (60)И картинка вдруг расплылась ... (По Павловой О.)

Слайд 21





   1.Чтение и определение  стиля, понимание общего содержания текста.
   1.Чтение и определение  стиля, понимание общего содержания текста.
2.Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/ какие чувства героя раскрываются?
3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и чувства героя?
4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации:
- анализ размышлений главного героя, его поведения;
- определение характера взаимоотношений героев;
- анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры...
5. Создание собственного текста.
Описание слайда:
1.Чтение и определение стиля, понимание общего содержания текста. 1.Чтение и определение стиля, понимание общего содержания текста. 2.Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/ какие чувства героя раскрываются? 3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и чувства героя? 4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации: - анализ размышлений главного героя, его поведения; - определение характера взаимоотношений героев; - анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры... 5. Создание собственного текста.

Слайд 22


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23





На какой вопрос НЕТ в тексте ответа?
Как бабушке удалось вырастить внука, рано оставшегося сиротой?
Чем покорила бабушка Петьки случайных попутчиков?
Какова роль цитаты из Евангелия в тексте?
Почему внук вырос черствым, неблагодарным человеком?
Как относится рассказчик к памяти о своей бабушке?
Описание слайда:
На какой вопрос НЕТ в тексте ответа? Как бабушке удалось вырастить внука, рано оставшегося сиротой? Чем покорила бабушка Петьки случайных попутчиков? Какова роль цитаты из Евангелия в тексте? Почему внук вырос черствым, неблагодарным человеком? Как относится рассказчик к памяти о своей бабушке?

Слайд 24








У. Эко: «В текст встроена стратегия его чтения»
   … И бабушка, очевидно сочтя за радость выговориться (почему?) 
(устала от одиночества),
 рассказала, разместившись на своей полке, что едет к внуку... Приехать к внуку  бабулька  решила сюрпризом... (Почему?)
(Не было сомнений в том, что он ей будет рад).
  Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить  недостойный его праздничный стол. 
      (Украсить – в этом у рассказчика нет сомнения, несмотря на то что на столе для «важных гостей» явно были дорогие и красивые яства). 
   (Почему  выбраны эти слова?)
Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко.
 (Почему выбрано такое определение?)
     (Сердечко как будто бабушкино: оно тоже «ссохлось» за время пути – внук ее не ждал…)
«Все бабушки одинаковые», - подумал я. (Почему?)
(Они щедро и бескорыстно отдают сердце, любовь).
         И картинка вдруг расплылась ... (Почему? Как это характеризует рассказчика?)
Описание слайда:
У. Эко: «В текст встроена стратегия его чтения» … И бабушка, очевидно сочтя за радость выговориться (почему?) (устала от одиночества), рассказала, разместившись на своей полке, что едет к внуку... Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом... (Почему?) (Не было сомнений в том, что он ей будет рад). Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (Украсить – в этом у рассказчика нет сомнения, несмотря на то что на столе для «важных гостей» явно были дорогие и красивые яства). (Почему выбраны эти слова?) Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (Почему выбрано такое определение?) (Сердечко как будто бабушкино: оно тоже «ссохлось» за время пути – внук ее не ждал…) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (Почему?) (Они щедро и бескорыстно отдают сердце, любовь). И картинка вдруг расплылась ... (Почему? Как это характеризует рассказчика?)

Слайд 25





                             Роль заглавия текста
Описание слайда:
Роль заглавия текста

Слайд 26


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой  выбор (вариант названия).

Случайная попутчица
Бабушка и внук
Воспоминания о детстве
День рождения внука
Подарок от бабушки
Дорожная история
Описание слайда:
Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор (вариант названия). Случайная попутчица Бабушка и внук Воспоминания о детстве День рождения внука Подарок от бабушки Дорожная история

Слайд 28





Подарок от бабушки
Описание слайда:
Подарок от бабушки

Слайд 29





Подарок от бабушки
Описание слайда:
Подарок от бабушки

Слайд 30





Роль начала художественного текста
Описание слайда:
Роль начала художественного текста

Слайд 31





    Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини рассказа
    Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини рассказа

Чистенькая, аккуратная;  опрятная пассажирка, глаза  наполнены светом и тихой, глубокой радостью; радостное ожидание встречи;  счастливое волнение в голосе;  радостно-взволнованный голос; белоснежный платочек.
Поясните, почему автор выбрала для описания своей героини  имена прилагательные.
Сделайте вывод о функции этой части речи в художественном тексте.
Какова роль этих ключевых слов в тексте?
Как деталь в портрете помогает выявить человеческую сущность?
Описание слайда:
Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини рассказа Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини рассказа Чистенькая, аккуратная; опрятная пассажирка, глаза наполнены светом и тихой, глубокой радостью; радостное ожидание встречи; счастливое волнение в голосе; радостно-взволнованный голос; белоснежный платочек. Поясните, почему автор выбрала для описания своей героини имена прилагательные. Сделайте вывод о функции этой части речи в художественном тексте. Какова роль этих ключевых слов в тексте? Как деталь в портрете помогает выявить человеческую сущность?

Слайд 32





Укажите, какие единицы языка помогают дать характеристику героине на основании её речи
Укажите, какие единицы языка помогают дать характеристику героине на основании её речи

Синтаксис: обращения: добрые люди, милок, родненький, Петюша, внучочек, милой; простые предложения 
    Пунктуация:  («Да головастый, одни пятерочки!» « Начальник большой!», «Слава Богу, здоровый  да сильный вырос!», «То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!» «Да разве ж я знала? Да что ж мне теперь-то? Да неужто ж я тебя опять не увижу?» «Да неужто ж я помешала бы, а? Да что же мне теперь-то?» 
Морфология: глаголы повелит. наклонения (просьбы): не сочти за тяжесть, передай Петюше, отвези ему, не серчай на внучика
Лексика: просторечные, разговорные слова (шибко, кабы, чай, горемышные, обуютили, вскорости, опосля, неужто и т.д.)
Морфемика:  родненький, внучочек, внучик
Описание слайда:
Укажите, какие единицы языка помогают дать характеристику героине на основании её речи Укажите, какие единицы языка помогают дать характеристику героине на основании её речи Синтаксис: обращения: добрые люди, милок, родненький, Петюша, внучочек, милой; простые предложения Пунктуация: («Да головастый, одни пятерочки!» « Начальник большой!», «Слава Богу, здоровый да сильный вырос!», «То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!» «Да разве ж я знала? Да что ж мне теперь-то? Да неужто ж я тебя опять не увижу?» «Да неужто ж я помешала бы, а? Да что же мне теперь-то?» Морфология: глаголы повелит. наклонения (просьбы): не сочти за тяжесть, передай Петюше, отвези ему, не серчай на внучика Лексика: просторечные, разговорные слова (шибко, кабы, чай, горемышные, обуютили, вскорости, опосля, неужто и т.д.) Морфемика: родненький, внучочек, внучик

Слайд 33





     Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)! 
     Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)!
Описание слайда:
Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)! Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)!

Слайд 34





Автор и рассказчик 
в художественном тексте
 В образе автора  отражаются и им определяются  
тема, сюжет, композиция, идея произведения;
изображение событий, героев, их поступков, поведения;
все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста».
Автор «всеведущ»
Описание слайда:
Автор и рассказчик в художественном тексте В образе автора отражаются и им определяются тема, сюжет, композиция, идея произведения; изображение событий, героев, их поступков, поведения; все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста». Автор «всеведущ»

Слайд 35





  Рассказчик передает переживания через точную, выразительную деталь. 
  Рассказчик передает переживания через точную, выразительную деталь. 
Найдите примеры таких деталей в тексте, определите их роль. 
Выпишите средства языка, с помощью которых  читатель может  увидеть эти переживания.
Описание слайда:
Рассказчик передает переживания через точную, выразительную деталь. Рассказчик передает переживания через точную, выразительную деталь. Найдите примеры таких деталей в тексте, определите их роль. Выпишите средства языка, с помощью которых читатель может увидеть эти переживания.

Слайд 36


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38





Исследуем текст
       Память спрятала и без того ограниченное короткими  каникулами счастливое время общения с бабушкой,  но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация.

Какие мысли утверждаются в этом предложении?
 С помощью каких  языковых средств выразительности они передаются? 
Какой смысл вкладывает автор в словосочетание «неистлевшее наследство»? Как называется этот троп?
Описание слайда:
Исследуем текст Память спрятала и без того ограниченное короткими каникулами счастливое время общения с бабушкой, но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация. Какие мысли утверждаются в этом предложении? С помощью каких языковых средств выразительности они передаются? Какой смысл вкладывает автор в словосочетание «неистлевшее наследство»? Как называется этот троп?

Слайд 39


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №39
Описание слайда:

Слайд 40





Рассказчик –
бабушка                                    Пётр - бабушка
   Празднует день рождения с «очень нужными» (а бабушки нет!) людьми, в его собственной квартире. (47) Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей  даже негде было  остановиться.

бессердечие, бессовестность, неприкрытое желание уйти от прошлого
Описание слайда:
Рассказчик – бабушка Пётр - бабушка Празднует день рождения с «очень нужными» (а бабушки нет!) людьми, в его собственной квартире. (47) Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться. бессердечие, бессовестность, неприкрытое желание уйти от прошлого

Слайд 41





Бабушка                                            Петюша
«Баб, ну 
две комнаты всего-то!
 И встретить не смогу – ну гости же! 
Принесло же тебя…
 Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»

Раздражение, нежелание общаться
Описание слайда:
Бабушка Петюша «Баб, ну две комнаты всего-то! И встретить не смогу – ну гости же! Принесло же тебя… Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!» Раздражение, нежелание общаться

Слайд 42





      (47)«Баб, ну две комнаты всего-то! (48)И встретить не смогу – ну гости ведь! (49)Принесло же тебя, ну чего не позвонила  раньше?  (50)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»…
      (47)«Баб, ну две комнаты всего-то! (48)И встретить не смогу – ну гости ведь! (49)Принесло же тебя, ну чего не позвонила  раньше?  (50)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»…
Описание слайда:
(47)«Баб, ну две комнаты всего-то! (48)И встретить не смогу – ну гости ведь! (49)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (50)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»… (47)«Баб, ну две комнаты всего-то! (48)И встретить не смогу – ну гости ведь! (49)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (50)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»…

Слайд 43


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №43
Описание слайда:

Слайд 44





Исследуем текст
 Найдите в тексте скрытую информацию об отношении внука Пети к бабушке.

 Предложение 12: за два года ни разу не была (?) в его новой квартире, хотя до Москвы «всего ночь одна»; 
 предложение  41: «опять (?) не увижу»;
 предложение 42: «не серчай»;
 предложение 47: «вообще не ждал»
 предложение 51: «потом сообщу, когда приехать»
Описание слайда:
Исследуем текст Найдите в тексте скрытую информацию об отношении внука Пети к бабушке. Предложение 12: за два года ни разу не была (?) в его новой квартире, хотя до Москвы «всего ночь одна»; предложение 41: «опять (?) не увижу»; предложение 42: «не серчай»; предложение 47: «вообще не ждал» предложение 51: «потом сообщу, когда приехать»

Слайд 45





Исследуем текст
 Сопоставьте предыдущую выявленную информацию  с информацией предложения 11:
«обуютили» внука;
«мыла подъезды» ночами;
лечила внука,
каждый год возила его на море;
«по копеечке» собирала на будущее Петюши.
Зачем, с какой целью автор сообщает эту информацию?
Сформулируйте эту цель (-и).
Описание слайда:
Исследуем текст Сопоставьте предыдущую выявленную информацию с информацией предложения 11: «обуютили» внука; «мыла подъезды» ночами; лечила внука, каждый год возила его на море; «по копеечке» собирала на будущее Петюши. Зачем, с какой целью автор сообщает эту информацию? Сформулируйте эту цель (-и).

Слайд 46





Какое предложение из текста является ключом к пониманию поведения и поступков бабушки Петра?
 На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени…
Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия.
И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины…
Бабушка Петра  подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть,  передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему – адрес-то я ночью подписала. 
«Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит….А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Описание слайда:
Какое предложение из текста является ключом к пониманию поведения и поступков бабушки Петра? На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени… Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия. И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины… Бабушка Петра подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему – адрес-то я ночью подписала. «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит….А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Слайд 47


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №48
Описание слайда:

Слайд 49





Исследуем текст
- Да разве ж я знала? Да что ж мне теперь-то? Да неужто ж я тебя опять не увижу?

                    ВЕРА ушла, НАДЕЖДЫ нет
 Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… С днем рождения тебя, внучочек!..


ЛЮБОВЬ осталась
Описание слайда:
Исследуем текст - Да разве ж я знала? Да что ж мне теперь-то? Да неужто ж я тебя опять не увижу? ВЕРА ушла, НАДЕЖДЫ нет Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… С днем рождения тебя, внучочек!.. ЛЮБОВЬ осталась

Слайд 50





Исследуем текст
        «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть,  передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему… Да не серчай на внучика…
Описание слайда:
Исследуем текст «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему… Да не серчай на внучика…

Слайд 51





Имя собственное как способ отражения авторской позиции
 В выборе имени персонажа, в учёте его этимологии проявляется  авторская модальность.
Имена персонажей могут определять формы их поведения.
Екатерина – «вечно чистая»
Пётр - от древнегреческого слова «петра» — камень. 
(Из книги П. Флоренского "Имена“). 

Прокомментируйте выбор данных имён автором текста. 
Почему бабушка Петра безымянна, а у внука имя есть?
Почему есть имя у бабушки рассказчика?
Описание слайда:
Имя собственное как способ отражения авторской позиции В выборе имени персонажа, в учёте его этимологии проявляется авторская модальность. Имена персонажей могут определять формы их поведения. Екатерина – «вечно чистая» Пётр - от древнегреческого слова «петра» — камень. (Из книги П. Флоренского "Имена“). Прокомментируйте выбор данных имён автором текста. Почему бабушка Петра безымянна, а у внука имя есть? Почему есть имя у бабушки рассказчика?

Слайд 52





Говорим об особенностях повествования
Описание слайда:
Говорим об особенностях повествования

Слайд 53





Исследуем текст.
 Кульминация
Момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения, когда происходит решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
Кульминация должна выполнять ряд функций: 
разрешать сюжет ,
 идею текста,
выводить героя на самое сложное испытание в его жизни, 
 создавать самое сильное эмоциональное напряжение. 
. 
Задание : обозначьте задачи автора, стилевые черты и языковые средства в кульминации текста.
Описание слайда:
Исследуем текст. Кульминация Момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения, когда происходит решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. Кульминация должна выполнять ряд функций: разрешать сюжет , идею текста, выводить героя на самое сложное испытание в его жизни, создавать самое сильное эмоциональное напряжение. . Задание : обозначьте задачи автора, стилевые черты и языковые средства в кульминации текста.

Слайд 54





Кульминация
Обратимся к тексту. Чем привлекает нас 1–ая часть рассказа?
    (Счастливым и радостным настроением бабушки, её открытостью; атмосферой добра, душевным единением чужих друг другу людей).
 Почему меняется настроение, эмоциональный пафос во второй части текста?
         (Телефонный разговор, свидетелем которого стал рассказчик, разрушает эту атмосферу)
Как развиваются действия после него? (После этого разговора всё меркнет, «сворачивается». Следовательно, диалог бабушки с внуком - кульминационный момент рассказа).
Описание слайда:
Кульминация Обратимся к тексту. Чем привлекает нас 1–ая часть рассказа? (Счастливым и радостным настроением бабушки, её открытостью; атмосферой добра, душевным единением чужих друг другу людей). Почему меняется настроение, эмоциональный пафос во второй части текста? (Телефонный разговор, свидетелем которого стал рассказчик, разрушает эту атмосферу) Как развиваются действия после него? (После этого разговора всё меркнет, «сворачивается». Следовательно, диалог бабушки с внуком - кульминационный момент рассказа).

Слайд 55





       (38)Но улыбка тихонько сползала с её лица , сгорбилась спина, и сухонькая  рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в  кармашке кофточки... 
       (38)Но улыбка тихонько сползала с её лица , сгорбилась спина, и сухонькая  рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в  кармашке кофточки... 
(39)- Да разве ж я знала? (40)Да что ж мне теперь-то? (41)Да неужто ж я тебя опять не увижу?(42) Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… (43)С днем рождения тебя, внучочек!...
       (44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас:
(45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? 
(47) Внук, как выяснилось, уже  начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал,  людьми, в его собственной квартире. (48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей  даже негде было  остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то! (49)И встретить не смогу – ну гости ведь! (50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила  раньше?  (51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»…
       (Задача автора - передать внутреннее состояние героини. 
        Им избран художественный стиль, который определяется основной целью:
 передать читателю свои чувства, собственное  отношение к  изображаемому, 
нарисовать словами живую картину, 
описать событие,
вызвать эмоциональный отклик).
Описание слайда:
(38)Но улыбка тихонько сползала с её лица , сгорбилась спина, и сухонькая рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в кармашке кофточки... (38)Но улыбка тихонько сползала с её лица , сгорбилась спина, и сухонькая рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в кармашке кофточки... (39)- Да разве ж я знала? (40)Да что ж мне теперь-то? (41)Да неужто ж я тебя опять не увижу?(42) Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… (43)С днем рождения тебя, внучочек!... (44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас: (45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? (47) Внук, как выяснилось, уже начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал, людьми, в его собственной квартире. (48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то! (49)И встретить не смогу – ну гости ведь! (50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»… (Задача автора - передать внутреннее состояние героини. Им избран художественный стиль, который определяется основной целью: передать читателю свои чувства, собственное отношение к изображаемому, нарисовать словами живую картину, описать событие, вызвать эмоциональный отклик).

Слайд 56





       - Сцена  отчаяния и растерянности героини нарисована так, что никого не может оставить равнодушным.
       - Сцена  отчаяния и растерянности героини нарисована так, что никого не может оставить равнодушным.
Какими языковыми средствами это достигается?  

глагол несовершенного вида (сползала – процесс длительный)
обособленные обстоятельства (рука.., задрожав, потянулась; не сразу попав в карман, спрятала телефон)
неполные предложения (40, 45)
эпитет (беспомощно посмотрела)
 ряд вопросительных предложений. 
    Усиливает эмоциональное впечатление приём синтаксического параллелизма (Да что ж мне теперь-то?)

     Сделайте вывод о роли «словесной ткани» текста для выражения авторской позиции.
Описание слайда:
- Сцена отчаяния и растерянности героини нарисована так, что никого не может оставить равнодушным. - Сцена отчаяния и растерянности героини нарисована так, что никого не может оставить равнодушным. Какими языковыми средствами это достигается?   глагол несовершенного вида (сползала – процесс длительный) обособленные обстоятельства (рука.., задрожав, потянулась; не сразу попав в карман, спрятала телефон) неполные предложения (40, 45) эпитет (беспомощно посмотрела) ряд вопросительных предложений. Усиливает эмоциональное впечатление приём синтаксического параллелизма (Да что ж мне теперь-то?) Сделайте вывод о роли «словесной ткани» текста для выражения авторской позиции.

Слайд 57





Выводы
          Кульминация делит текст на две части, в которых контрастны описание поведения, психологическое состояние 

а) бабушки;
б) случайных попутчиков;
б) рассказчика.
Описание слайда:
Выводы Кульминация делит текст на две части, в которых контрастны описание поведения, психологическое состояние а) бабушки; б) случайных попутчиков; б) рассказчика.

Слайд 58





Исследуем текст
       Оставшийся путь до Москвы мы ехали молча: пили чай в гнетущей тишине, избегая смотреть в глаза друг другу, словно чувствуя за собой какую-то вину; отвернувшись, лежали на полках, а приехав, торопливо выходили из вагона, прощаясь,  кивали с облегчением, словно покидали тесную камеру, в которой вдруг стало нечем дышать…
 Почему при обилии глаголов и глагольных форм в этой картине нет динамики? Почему время как бы «сгустилось» в одном предложении?
 Зачем автор использовал этот приём? Как  данный приём помогает понять авторскую мысль? 
 Сделайте вывод о выразительной функции глаголов  несовершенного вида.
 Какова роль художественных средств выразительности в этом предложении?
Описание слайда:
Исследуем текст Оставшийся путь до Москвы мы ехали молча: пили чай в гнетущей тишине, избегая смотреть в глаза друг другу, словно чувствуя за собой какую-то вину; отвернувшись, лежали на полках, а приехав, торопливо выходили из вагона, прощаясь, кивали с облегчением, словно покидали тесную камеру, в которой вдруг стало нечем дышать… Почему при обилии глаголов и глагольных форм в этой картине нет динамики? Почему время как бы «сгустилось» в одном предложении? Зачем автор использовал этот приём? Как данный приём помогает понять авторскую мысль? Сделайте вывод о выразительной функции глаголов несовершенного вида. Какова роль художественных средств выразительности в этом предложении?

Слайд 59





Финал текста
      В отличие от фоновых описаний, предлагаемых началом текста, описания, предлагаемые его концом, как правило, лаконичны и прежде всего передают 
эмоциональное состояние,
 чувства персонажей.
         Набор языковых средств и само выделение последнего предложения в абзац нацелено на усиленное экспрессивно-эстетическое воздействие на читателя.
Задание.
Докажите справедливость данных тезисов, проанализировав финал рассказа.
        (57) Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол.
     (58)Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. 
(59) «Все бабушки одинаковые», - подумал я.
         (60)И картинка вдруг расплылась ...
Описание слайда:
Финал текста В отличие от фоновых описаний, предлагаемых началом текста, описания, предлагаемые его концом, как правило, лаконичны и прежде всего передают эмоциональное состояние, чувства персонажей. Набор языковых средств и само выделение последнего предложения в абзац нацелено на усиленное экспрессивно-эстетическое воздействие на читателя. Задание. Докажите справедливость данных тезисов, проанализировав финал рассказа. (57) Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (58)Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (59) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (60)И картинка вдруг расплылась ...

Слайд 60





Образ рассказчика
Каким видится вам  сам рассказчик ? 

       (Душевным, чутким, сострадательным: его сердце глубоко тронула эта драматическая история).

Докажите данную мысль, обратившись к тексту.
Описание слайда:
Образ рассказчика Каким видится вам сам рассказчик ? (Душевным, чутким, сострадательным: его сердце глубоко тронула эта драматическая история). Докажите данную мысль, обратившись к тексту.

Слайд 61





Проверяем восприятие текста
       
      Рассказчик нарисовал точный портрет случайной пожилой попутчицы , и читатель, еще не знакомый с ней, воспринимает новую пассажирку как человека (какого?)…... 
        Автор поднимает проблему разрыва поколений и неизбежно связанной с ней утраты важных нравственных качеств (каких?) – ……
        Уроки своей бабушки рассказчик воспринимает как ценное наследство, которое старается не потерять, потому что…..
       «Все бабушки одинаковые». К концу чтения с этим уже нельзя не согласиться, так как…. 
           В любви находят для себя ответ на все вопросы обе бабушки, и обе они невольно вызывают расположение. Петька же, обделённый этим чувством, -….     
          Каждый человек волен выбирать свою дорогу, но дело только в том, ……      Петька пошел тем путём, который…..
В рассказе показана большая человеческая  драма: (в чём она заключается?)…..
Внук Петя лишен не только чувства любви, но и ……
Описание слайда:
Проверяем восприятие текста Рассказчик нарисовал точный портрет случайной пожилой попутчицы , и читатель, еще не знакомый с ней, воспринимает новую пассажирку как человека (какого?)…... Автор поднимает проблему разрыва поколений и неизбежно связанной с ней утраты важных нравственных качеств (каких?) – …… Уроки своей бабушки рассказчик воспринимает как ценное наследство, которое старается не потерять, потому что….. «Все бабушки одинаковые». К концу чтения с этим уже нельзя не согласиться, так как…. В любви находят для себя ответ на все вопросы обе бабушки, и обе они невольно вызывают расположение. Петька же, обделённый этим чувством, -…. Каждый человек волен выбирать свою дорогу, но дело только в том, …… Петька пошел тем путём, который….. В рассказе показана большая человеческая драма: (в чём она заключается?)….. Внук Петя лишен не только чувства любви, но и ……

Слайд 62


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №62
Описание слайда:

Слайд 63






 Ключевая роль проблематики в произведении 
Это сфера, в которой 
проявляется авторская концепция мира и человека, 
 запечатлеваются размышления и переживания писателя, 
тема рассматривается под определенным углом зрения. 
На уровне проблематики читателю как бы 
предлагается диалог, 
подвергается обсуждению та или иная система ценностей, 
ставятся вопросы,
 приводятся художественные «аргументы» за и против той или иной жизненной мироориентации. 
 В ней максимально проявляется авторская
 индивидуальность, самобытный авторский 
взгляд на мир.
Центральная проблема произведения часто 
оказывается его организующим началом, 
пронизывающим  все элементы художественной 
целостности.
Описание слайда:
Ключевая роль проблематики в произведении Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, запечатлеваются размышления и переживания писателя, тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные «аргументы» за и против той или иной жизненной мироориентации. В ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир. Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности.

Слайд 64





Три блока проблем
    Проблемы, связанные с духовным развитием человека
     Предметом осмысления в таких текстах выступают факторы, способствующие или препятствующие полноценной социализации человека (семья, школа, цели образования, социально-политические условия, государственная идеология, нравственные идеалы, национальные традиции, герои времени, персонажи произведений и т.д.)
      Человек рассматривается как объект различных политических, социальных, культурных, национальных, семейных влияний.
Описание слайда:
Три блока проблем Проблемы, связанные с духовным развитием человека Предметом осмысления в таких текстах выступают факторы, способствующие или препятствующие полноценной социализации человека (семья, школа, цели образования, социально-политические условия, государственная идеология, нравственные идеалы, национальные традиции, герои времени, персонажи произведений и т.д.) Человек рассматривается как объект различных политических, социальных, культурных, национальных, семейных влияний.

Слайд 65





    Проблема нравственной ответственности человека.
    Проблема нравственной ответственности человека.
Ответственность перед
личными идеалами (мечтами, целями, нравственными принципами);
 близкими людьми (родителями, друзьями, соратниками, членами учебного или трудового коллектива);
обществом, воспринимающим те или иные воздействия социально значимой личности (учёного, политического лидера, писателя, врача, педагога, известного артиста и т.д.)
родиной, которая рассматривается как историко-культурный феномен, обеспечивающий единство граждан и жизнеспособность народа.
природой, воплощающей жизнь и красоту, а потому предметом рассмотрения могут быть как проблемы собственно биологического существования (человечество разрушает земную обитель), так и аспекты духовности (равнодушие к красоте приводит к духовному оскудению человека, к утрате нравственных начал, без которых существование людей невозможно).
Описание слайда:
Проблема нравственной ответственности человека. Проблема нравственной ответственности человека. Ответственность перед личными идеалами (мечтами, целями, нравственными принципами); близкими людьми (родителями, друзьями, соратниками, членами учебного или трудового коллектива); обществом, воспринимающим те или иные воздействия социально значимой личности (учёного, политического лидера, писателя, врача, педагога, известного артиста и т.д.) родиной, которая рассматривается как историко-культурный феномен, обеспечивающий единство граждан и жизнеспособность народа. природой, воплощающей жизнь и красоту, а потому предметом рассмотрения могут быть как проблемы собственно биологического существования (человечество разрушает земную обитель), так и аспекты духовности (равнодушие к красоте приводит к духовному оскудению человека, к утрате нравственных начал, без которых существование людей невозможно).

Слайд 66





    Проблемы, связанные с нравственным выбором личности
    Проблемы, связанные с нравственным выбором личности
Предмет анализа в текстах этой группы
 мотивы, обусловившие принятие того или иного решения;
последствия сделанного выбора;
нравственная самооценка с позиций общечеловеческих ценностей.
      Акцент делается не столько на том, как поступает тот или иной человек, а на том, почему он так поступает.
Описание слайда:
Проблемы, связанные с нравственным выбором личности Проблемы, связанные с нравственным выбором личности Предмет анализа в текстах этой группы мотивы, обусловившие принятие того или иного решения; последствия сделанного выбора; нравственная самооценка с позиций общечеловеческих ценностей. Акцент делается не столько на том, как поступает тот или иной человек, а на том, почему он так поступает.

Слайд 67





1. На какой (-ие) вопросы, заданные извне, автор отвечает своим текстом?
1. На какой (-ие) вопросы, заданные извне, автор отвечает своим текстом?
        (сформулированные вопросы - проблематика текста; 
             необходимо выбрать ту проблему, по которой ученик сможет высказаться и привести убедительный аргументы)

2. Над  каким вопросом (-ами) заставил меня задуматься автор?
             
3. Что является предметом
 обсуждения в данном тексте?
Описание слайда:
1. На какой (-ие) вопросы, заданные извне, автор отвечает своим текстом? 1. На какой (-ие) вопросы, заданные извне, автор отвечает своим текстом? (сформулированные вопросы - проблематика текста; необходимо выбрать ту проблему, по которой ученик сможет высказаться и привести убедительный аргументы) 2. Над каким вопросом (-ами) заставил меня задуматься автор? 3. Что является предметом обсуждения в данном тексте?

Слайд 68





Чем определяется характер взаимоотношений между людьми?
Чем определяется характер взаимоотношений между людьми?
Из чего складывается добрая память о человеке?
Что такое чёрная неблагодарность?
Можно ли злом платить за добро?
В чём настоящая красота любви?
Почему важна преемственность поколений?
Описание слайда:
Чем определяется характер взаимоотношений между людьми? Чем определяется характер взаимоотношений между людьми? Из чего складывается добрая память о человеке? Что такое чёрная неблагодарность? Можно ли злом платить за добро? В чём настоящая красота любви? Почему важна преемственность поколений?

Слайд 69


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №69
Описание слайда:

Слайд 70





Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы?
С помощью 
композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин) 
композиционных приёмов (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), которые служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.
типов речи;
художественной идеи, включающей  в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений; 
элементов композиции: предисловий,  диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;
Описание слайда:
Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы? С помощью композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин) композиционных приёмов (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), которые служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте. типов речи; художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений; элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;

Слайд 71





Задание А28
Какое высказывание противоречит содержанию текста?
Петюша  для бабушки – единственная отрада в жизни, её гордость и счастье.
Петя осознает, как много бабушка сделала для него.
Петр вырос здоровым и сильным, стал успешным во многом благодаря своей бабушке.
Пассажиры в вагоне чувствовали свою невольную вину за боль, которую причинил внук бабушке.
Описание слайда:
Задание А28 Какое высказывание противоречит содержанию текста? Петюша для бабушки – единственная отрада в жизни, её гордость и счастье. Петя осознает, как много бабушка сделала для него. Петр вырос здоровым и сильным, стал успешным во многом благодаря своей бабушке. Пассажиры в вагоне чувствовали свою невольную вину за боль, которую причинил внук бабушке.

Слайд 72





Развиваем коммуникативные умения
«… Автор также обращает внимание читателя на то, что из нашей жизни, как надпись на старой открытке, стирается любовь. Читатель невольно задумывается о причине неблагодарности внука и приходит к размышлениям о  том, действительно ли всепрощающая любовь – добродетель? Почему не всегда она может воспитать признательного и любящего человека? От чего это зависит? На эти вопросы каждому из нас  предлагается ответить самостоятельно».
Описание слайда:
Развиваем коммуникативные умения «… Автор также обращает внимание читателя на то, что из нашей жизни, как надпись на старой открытке, стирается любовь. Читатель невольно задумывается о причине неблагодарности внука и приходит к размышлениям о том, действительно ли всепрощающая любовь – добродетель? Почему не всегда она может воспитать признательного и любящего человека? От чего это зависит? На эти вопросы каждому из нас предлагается ответить самостоятельно».

Слайд 73





Обратите внимание!
Идея текста всегда связана с
главным героем текста;
или
с основным   событием текста.

      (Если поступки, поведение, высказывания героя безнравственны,  то отношение автора к нему будет негативным.)
Описание слайда:
Обратите внимание! Идея текста всегда связана с главным героем текста; или с основным событием текста. (Если поступки, поведение, высказывания героя безнравственны, то отношение автора к нему будет негативным.)

Слайд 74


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №74
Описание слайда:

Слайд 75





Выберите из списка предложенных глаголов слово, наиболее точно определяющее позицию автора по проблеме безнравственного отношения внука к бабушке
призывает
предупреждает
осуждает
иронизирует
негодует
обвиняет
упрекает
сожалеет
восхищается
Описание слайда:
Выберите из списка предложенных глаголов слово, наиболее точно определяющее позицию автора по проблеме безнравственного отношения внука к бабушке призывает предупреждает осуждает иронизирует негодует обвиняет упрекает сожалеет восхищается

Слайд 76





Развиваем коммуникативные умения. Личностная позиция
Составьте развернутые метафоры или сравнения о чувстве долга, ответственности, благодарности, используя самые точные, на ваш взгляд, символы. Объясните выбор данных символов.
Какие оценочные слова можно использовать в описании поведения Петра? 
 В рассуждении о безответственном, бездушном отношении внука к бабушке используйте
 вопросно-ответную форму изложения;
 ряд риторических вопросительных предложений.
Переделайте безоценочные предложения в эмоционально окрашенные с явно выраженной субъективностью: Нужно заботиться о стариках;  каждый должен помнить свой долг перед старшим поколением и т.п.
Описание слайда:
Развиваем коммуникативные умения. Личностная позиция Составьте развернутые метафоры или сравнения о чувстве долга, ответственности, благодарности, используя самые точные, на ваш взгляд, символы. Объясните выбор данных символов. Какие оценочные слова можно использовать в описании поведения Петра? В рассуждении о безответственном, бездушном отношении внука к бабушке используйте вопросно-ответную форму изложения; ряд риторических вопросительных предложений. Переделайте безоценочные предложения в эмоционально окрашенные с явно выраженной субъективностью: Нужно заботиться о стариках; каждый должен помнить свой долг перед старшим поколением и т.п.

Слайд 77





    Повысить качество восприятия литературы - повысить нравственное здоровье людей. 
                                                   Д.Лихачев
Заботиться о тех, кому ты многим обязан, — естественное поведение порядочного человека.
 По отношению к старикам любовь может быть разной: любовь-благодарность, любовь-уважение, любовь-забота. Но она всегда должна быть действенной!
Искренние слова благодарности и любви ценнее самых дорогих подарков и полезнее всяких лекарств.
Все случаи подобной неблагодарности – преступление, потому что они просто убивают. 
Неблагодарность как действие ярче всего характеризует самого неблагодарного... Ведь нормальный человек никогда не сможет убедить свою совесть не помнить добро.
Описание слайда:
Повысить качество восприятия литературы - повысить нравственное здоровье людей. Д.Лихачев Заботиться о тех, кому ты многим обязан, — естественное поведение порядочного человека. По отношению к старикам любовь может быть разной: любовь-благодарность, любовь-уважение, любовь-забота. Но она всегда должна быть действенной! Искренние слова благодарности и любви ценнее самых дорогих подарков и полезнее всяких лекарств. Все случаи подобной неблагодарности – преступление, потому что они просто убивают. Неблагодарность как действие ярче всего характеризует самого неблагодарного... Ведь нормальный человек никогда не сможет убедить свою совесть не помнить добро.

Слайд 78





    …Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность  и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!" 
    …Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность  и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!" 
                                               Ричард Бах
Описание слайда:
…Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!" …Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!" Ричард Бах

Слайд 79


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №79
Описание слайда:

Слайд 80


ЕГЭ Многоаспектный анализ текста, слайд №80
Описание слайда:

Слайд 81





  
  

 
Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка.- ФИПИ, 2013

   ЕГЭ-2013. Русский язык. Актив-тренинг (под редакцией Цыбулько И.П.): М., «Национальное образование», 2012
Жаркова Л.П. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ

     Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы.- М.: Астрель, АСТ, 2003 

Сборник «Элективные курсы (русский язык, литература) Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2008 

Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Комментарий к основной проблеме текста и аргументация собственного мнения: М., «Экзамен», 2012
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Практикум. Работаем над комментарием к основной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: М., «Экзамен», 2011
Описание слайда:
Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка.- ФИПИ, 2013 ЕГЭ-2013. Русский язык. Актив-тренинг (под редакцией Цыбулько И.П.): М., «Национальное образование», 2012 Жаркова Л.П. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы.- М.: Астрель, АСТ, 2003 Сборник «Элективные курсы (русский язык, литература) Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2008 Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Комментарий к основной проблеме текста и аргументация собственного мнения: М., «Экзамен», 2012 Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Практикум. Работаем над комментарием к основной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: М., «Экзамен», 2011



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию