🗊Презентация Этимология слова «культура»

Нажмите для полного просмотра!
Этимология слова «культура», слайд №1Этимология слова «культура», слайд №2Этимология слова «культура», слайд №3Этимология слова «культура», слайд №4Этимология слова «культура», слайд №5Этимология слова «культура», слайд №6Этимология слова «культура», слайд №7Этимология слова «культура», слайд №8Этимология слова «культура», слайд №9Этимология слова «культура», слайд №10Этимология слова «культура», слайд №11Этимология слова «культура», слайд №12Этимология слова «культура», слайд №13Этимология слова «культура», слайд №14Этимология слова «культура», слайд №15Этимология слова «культура», слайд №16

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Этимология слова «культура». Доклад-сообщение содержит 16 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Этимология 
слова «культура»
Происходит от латинского глагола “colere”, который имеет несколько значений – “почитать”, “возделывать”.
Впервые встречается в труде Марка Порция Катона «О сельском хозяйстве» (2 в. до н.э.). Употреблялось в значении сельскохозяйственной обработки земли. До сих пор мы говорим «агрикультура», «посевы сельскохозяйственных культур».
Впервые за пределы этого значения вывел слово “культура” другой известный древнеримский политик и писатель  1 в. до н.э.Марк Туллий Цицерон (см. портрет). Он расширил границы значения этого слова, придав ему смысл “воспитание”, “образование”, которое должно как бы подвергнуть душу обработке.
В значении близком к современному слово «культура» в новое время начал употреблять немецкий историк и правовед Самуил Пуфендорф (1632 - 1694).
На сегодня насчитывается около 200 попыток дать определение слову «культура».
Описание слайда:
Этимология слова «культура» Происходит от латинского глагола “colere”, который имеет несколько значений – “почитать”, “возделывать”. Впервые встречается в труде Марка Порция Катона «О сельском хозяйстве» (2 в. до н.э.). Употреблялось в значении сельскохозяйственной обработки земли. До сих пор мы говорим «агрикультура», «посевы сельскохозяйственных культур». Впервые за пределы этого значения вывел слово “культура” другой известный древнеримский политик и писатель 1 в. до н.э.Марк Туллий Цицерон (см. портрет). Он расширил границы значения этого слова, придав ему смысл “воспитание”, “образование”, которое должно как бы подвергнуть душу обработке. В значении близком к современному слово «культура» в новое время начал употреблять немецкий историк и правовед Самуил Пуфендорф (1632 - 1694). На сегодня насчитывается около 200 попыток дать определение слову «культура».

Слайд 2





“Нет ничего менее определённого, чем слово “культура”, и нет ничего более обманчивого”.


Иоганн Гердер 
«Идеи к философии истории человечества»
Описание слайда:
“Нет ничего менее определённого, чем слово “культура”, и нет ничего более обманчивого”. Иоганн Гердер «Идеи к философии истории человечества»

Слайд 3





Определение культуры
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для достижения поставленных целей и передавать их из поколения в поколение.
Описание слайда:
Определение культуры Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для достижения поставленных целей и передавать их из поколения в поколение.

Слайд 4





«Культура есть вторая природа»

Фридрих Шеллинг
Описание слайда:
«Культура есть вторая природа» Фридрих Шеллинг

Слайд 5





Культура и природа
Культура есть всё созданное человеком как надбиологическим, над природным существом, преобразованная человеком природа.
Культура есть характеристика специфически человеческого бытия в мире как бытия социального, надбиологического существа. 
У животных культуры нет. Культура появилась вместе с выделением человека из мира животных. 
В этом аспекте мир культуры противопоставляется миру природы. Культура – это мир надприродного, надбиологического.
Однако полностью противопоставлять культуру и природу также не следует, их противоположность относительна.
человек неотделим от мира культуры и мир культуры неотделим от человека. 
Отсюда мы можем сделать вывод, что нет некультурных людей или народов. Каждый человек в той или иной степени культурен.
Описание слайда:
Культура и природа Культура есть всё созданное человеком как надбиологическим, над природным существом, преобразованная человеком природа. Культура есть характеристика специфически человеческого бытия в мире как бытия социального, надбиологического существа. У животных культуры нет. Культура появилась вместе с выделением человека из мира животных. В этом аспекте мир культуры противопоставляется миру природы. Культура – это мир надприродного, надбиологического. Однако полностью противопоставлять культуру и природу также не следует, их противоположность относительна. человек неотделим от мира культуры и мир культуры неотделим от человека. Отсюда мы можем сделать вывод, что нет некультурных людей или народов. Каждый человек в той или иной степени культурен.

Слайд 6





Виды культуры
Материальная.
Совокупность достижений человечества в материальной сфере. Все достижения материальной культуры вещественны, их можно, грубо говоря, потрогать руками, ощутить, все они являются продуктами материального производства.
Область материальной культуры представляет собой совокупность того, что принято называть артефактами, то есть искусственно созданными объектами 
Включает в себя культуру быта и производства, технологии, экономическую культуру.
Описание слайда:
Виды культуры Материальная. Совокупность достижений человечества в материальной сфере. Все достижения материальной культуры вещественны, их можно, грубо говоря, потрогать руками, ощутить, все они являются продуктами материального производства. Область материальной культуры представляет собой совокупность того, что принято называть артефактами, то есть искусственно созданными объектами Включает в себя культуру быта и производства, технологии, экономическую культуру.

Слайд 7





Субкультура, контркультура, антикультура
Культура какого-либо социума возникает из гармонии входящих в культуру множества субкультур. Субкультуры не настроены на конфликт с господствующей культурой.
Контркультура отличается от прочих субкультур тем, что она нацелена на борьбу с доминирующей культурой и входящими в неё субкультурами. Контркультура выдвигает свою особую систему идеалов, норм и правил, отличную от принятых в господствующей культуре. Примером контркультуры является христианство в первые века своего существования. 
Антикультурой называется нигилистическое (пренебрежительно-отрицающее) отношение к общепринятым нормам культуры. В отличие от контркультуры антикультура не выдвигает ничего позитивного. Ярче всего проявляется в хулиганском (а часто и преступном) игнорировании общепринятых норм.
Описание слайда:
Субкультура, контркультура, антикультура Культура какого-либо социума возникает из гармонии входящих в культуру множества субкультур. Субкультуры не настроены на конфликт с господствующей культурой. Контркультура отличается от прочих субкультур тем, что она нацелена на борьбу с доминирующей культурой и входящими в неё субкультурами. Контркультура выдвигает свою особую систему идеалов, норм и правил, отличную от принятых в господствующей культуре. Примером контркультуры является христианство в первые века своего существования. Антикультурой называется нигилистическое (пренебрежительно-отрицающее) отношение к общепринятым нормам культуры. В отличие от контркультуры антикультура не выдвигает ничего позитивного. Ярче всего проявляется в хулиганском (а часто и преступном) игнорировании общепринятых норм.

Слайд 8





Функции культуры
1.Преобразующая (креативная) а) Преображающая природу (первоначально культура развивалась как средство выживания в природе, как защита от неё)  б) Преображающая человека (человекотворческая, социализаторская функция).
2. Ценностная (аксиологическая) – формирование ценностей, идеалов, культурных норм, которые способствуют гармонии и оптимальному порядку в обществе. Через нормы осуществляется регуляция человеческой деятельности.
3. Познавательная (гносеологическая). Создание картины мира и познание природы, общества и человека.
4.Деятельностная (праксиологическая). Обеспечивает процесс деятельности человека.
5. Информационная. Культура выступает как средство усвоения, обработки, передачи и хранения информации.
6.Коммуникативная. Культура обеспечивает общение между людьми, определяет правила и способы коммуникации.
Описание слайда:
Функции культуры 1.Преобразующая (креативная) а) Преображающая природу (первоначально культура развивалась как средство выживания в природе, как защита от неё) б) Преображающая человека (человекотворческая, социализаторская функция). 2. Ценностная (аксиологическая) – формирование ценностей, идеалов, культурных норм, которые способствуют гармонии и оптимальному порядку в обществе. Через нормы осуществляется регуляция человеческой деятельности. 3. Познавательная (гносеологическая). Создание картины мира и познание природы, общества и человека. 4.Деятельностная (праксиологическая). Обеспечивает процесс деятельности человека. 5. Информационная. Культура выступает как средство усвоения, обработки, передачи и хранения информации. 6.Коммуникативная. Культура обеспечивает общение между людьми, определяет правила и способы коммуникации.

Слайд 9





Теории происхождения культуры (культурогенеза)
Культура как дар богов или героев (египетский бог Тот – изобретатель письменности и других знаний; шумеро-вавилонский миф о возникновении культуры; Прометей и другие «культурные герои» мифологии), 
Библейская точка зрения на грехопадение как начало культуры.
Описание слайда:
Теории происхождения культуры (культурогенеза) Культура как дар богов или героев (египетский бог Тот – изобретатель письменности и других знаний; шумеро-вавилонский миф о возникновении культуры; Прометей и другие «культурные герои» мифологии), Библейская точка зрения на грехопадение как начало культуры.

Слайд 10





Культура как подражание животным, заимствование навыков от них (Демокрит)
Культура как подражание животным, заимствование навыков от них (Демокрит)
Возникновение культуры как регресс, извращение естественной природы человека (Ж.-Ж. Руссо) «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?».
Описание слайда:
Культура как подражание животным, заимствование навыков от них (Демокрит) Культура как подражание животным, заимствование навыков от них (Демокрит) Возникновение культуры как регресс, извращение естественной природы человека (Ж.-Ж. Руссо) «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?».

Слайд 11





Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил орудийную (трудовую) теорию возникновения культуры.
Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил орудийную (трудовую) теорию возникновения культуры.
 Вся деятельность человека орудийна. Благодаря орудиям человек начал не просто приспособляться к окружающей среде, как это делают животные, а изменять её, преобразовывать. Орудийная деятельность способствовала развитию мышления, сознания и речи.
Описание слайда:
Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил орудийную (трудовую) теорию возникновения культуры. Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил орудийную (трудовую) теорию возникновения культуры. Вся деятельность человека орудийна. Благодаря орудиям человек начал не просто приспособляться к окружающей среде, как это делают животные, а изменять её, преобразовывать. Орудийная деятельность способствовала развитию мышления, сознания и речи.

Слайд 12





Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими органами. Лишь изредка животные используют в качестве орудий какие-либо объекты (камни, палки).
Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими органами. Лишь изредка животные используют в качестве орудий какие-либо объекты (камни, палки).
Человек же действует с помощью специально создаваемых орудий
Деятельность животных инстинктивна, а у человека протекает на сознательном уровне.
Описание слайда:
Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими органами. Лишь изредка животные используют в качестве орудий какие-либо объекты (камни, палки). Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими органами. Лишь изредка животные используют в качестве орудий какие-либо объекты (камни, палки). Человек же действует с помощью специально создаваемых орудий Деятельность животных инстинктивна, а у человека протекает на сознательном уровне.

Слайд 13





Символическая теория Эрнста Кассирера
Философ-неокантианец Э. Кассирер  развил своё понимание сущности человека в работе «Философия символических форм». Человечество выработало культурную надстройку над инстинктами. У человека развилась система символов как надприродной реальности. 
Человек размещён одновременно в физическом (наряду с другими живыми существами) и в символическом универсуме. Даже природная реальность обладает символическим значением. Человек – символическое животное. 

Мир человека для Кассирера является символической вселенной, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Язык, миф, искусство, религия, наука – ступени символического. Социокультурная реальность знаменует собой процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает способность создавать свой идеальный мир.
Описание слайда:
Символическая теория Эрнста Кассирера Философ-неокантианец Э. Кассирер развил своё понимание сущности человека в работе «Философия символических форм». Человечество выработало культурную надстройку над инстинктами. У человека развилась система символов как надприродной реальности. Человек размещён одновременно в физическом (наряду с другими живыми существами) и в символическом универсуме. Даже природная реальность обладает символическим значением. Человек – символическое животное. Мир человека для Кассирера является символической вселенной, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Язык, миф, искусство, религия, наука – ступени символического. Социокультурная реальность знаменует собой процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает способность создавать свой идеальный мир.

Слайд 14





Психоанализ о сущности культуры
Человек считается тем существом, которое может вести борьбу со своим бессознательным (природным началом). Человек создает социокультурную реальность для выживания и эта реальность направлена на борьбу с природой внешней (создание благоприятных и безопасных условий жизни) и внутренней (укрощение инстинктов). Человек – единственное существо, могущее подавлять свои инстинкты.
Человеку тяжело перенести природное состояние; общество ограждает от природы; но и социокультурное состояние сковывает человека, тяготит его. Отсюда амбивалентность (двойственность) отношения к социуму и культуре. Бессознательное стремится избавиться от контроля со стороны культурных норм. Результатом этого являются неврозы.
Совесть является главным отличием человека от животных. Человек – совестливое существо.
Описание слайда:
Психоанализ о сущности культуры Человек считается тем существом, которое может вести борьбу со своим бессознательным (природным началом). Человек создает социокультурную реальность для выживания и эта реальность направлена на борьбу с природой внешней (создание благоприятных и безопасных условий жизни) и внутренней (укрощение инстинктов). Человек – единственное существо, могущее подавлять свои инстинкты. Человеку тяжело перенести природное состояние; общество ограждает от природы; но и социокультурное состояние сковывает человека, тяготит его. Отсюда амбивалентность (двойственность) отношения к социуму и культуре. Бессознательное стремится избавиться от контроля со стороны культурных норм. Результатом этого являются неврозы. Совесть является главным отличием человека от животных. Человек – совестливое существо.

Слайд 15





Структура психики (по Фрейду)
Описание слайда:
Структура психики (по Фрейду)

Слайд 16





Карл Густав
Юнг
(1875 - 1961)
Швейцарский психолог и философ, ближайший последователь З. Фрейда.
Основные работы: «Психология бессознательного», «Архетип и символ»
В понимании бессознательного значительно разошёлся с Фрейдом. Считал, что бессознательное может быть не только индивидуальным, а ещё и коллективным. Также полагал, что бессознательное является не биологическим, а социальным по своей природе.  Если Фрейд видел в бессознательном негативно влияющее начало, с которым следует бороться, то Юнг подчёркивает положительную роль бессознательного, возвышающегося до сверхсознательного.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов, образов имеющихся в подсознании людей различных культур (мировое древо, мать-земля, дорога, мудрый старец и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, мифологии, обрядах и т.д. 
В структуре психики выделял: 1.Самость - центр личности, объединяющий все её части, 2. Персона - роль, которую человек играет в обществе, 3. Тень - вытесненные желания личности, 4. Анима или анимус - образ идеального мужчины или женщины.
Описание слайда:
Карл Густав Юнг (1875 - 1961) Швейцарский психолог и философ, ближайший последователь З. Фрейда. Основные работы: «Психология бессознательного», «Архетип и символ» В понимании бессознательного значительно разошёлся с Фрейдом. Считал, что бессознательное может быть не только индивидуальным, а ещё и коллективным. Также полагал, что бессознательное является не биологическим, а социальным по своей природе. Если Фрейд видел в бессознательном негативно влияющее начало, с которым следует бороться, то Юнг подчёркивает положительную роль бессознательного, возвышающегося до сверхсознательного. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, образов имеющихся в подсознании людей различных культур (мировое древо, мать-земля, дорога, мудрый старец и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, мифологии, обрядах и т.д. В структуре психики выделял: 1.Самость - центр личности, объединяющий все её части, 2. Персона - роль, которую человек играет в обществе, 3. Тень - вытесненные желания личности, 4. Анима или анимус - образ идеального мужчины или женщины.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию