🗊Презентация Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №1Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №2Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №3Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №4Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №5Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №6Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №7Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №8Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №9Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №10Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №11Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №12Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №13Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №14Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №15Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №16Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №17Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №18Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №19Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №20Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №21Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №22Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №23Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №24Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №25Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №26Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №27Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №28Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №29Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №30Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №31

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники. Доклад-сообщение содержит 31 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






ФГБОУ ВО «Национальный Исследовательский Университет«МЭИ»
 
Эволюция философских представлений о технике 
Возникновение философии техники
Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники 
 
 
   
Москва 2016
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Описание слайда:
ФГБОУ ВО «Национальный Исследовательский Университет«МЭИ»   Эволюция философских представлений о технике Возникновение философии техники Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники         Москва 2016                  

Слайд 2





Возникновение философии техники
Описание слайда:
Возникновение философии техники

Слайд 3





Философия техники и современность
    Философское осмысление современных проблем науки и техники – это одно из направлений философствования, характерное для ХХ в. и современности. Появление философии техники вызвано чрезвычайно широким распространением техники и технических средств именно в прошлом веке и всеобъемлющим влиянием науки и техники на все стороны жизни общества, а также стремительным ростом мощных технологий, позволяющих изменить окружающий мир и способных вызвать техногенные катастрофы.
     Однако на современном этапе развития человечества стало ясно, что развитие техники невозможно без глубоких теоретических исследований, а для проведения научных исследований необходима современная техника. И поэтому философия науки и техники, а также технические знания занимают одно из ведущих мест в современной философии.
Описание слайда:
Философия техники и современность Философское осмысление современных проблем науки и техники – это одно из направлений философствования, характерное для ХХ в. и современности. Появление философии техники вызвано чрезвычайно широким распространением техники и технических средств именно в прошлом веке и всеобъемлющим влиянием науки и техники на все стороны жизни общества, а также стремительным ростом мощных технологий, позволяющих изменить окружающий мир и способных вызвать техногенные катастрофы. Однако на современном этапе развития человечества стало ясно, что развитие техники невозможно без глубоких теоретических исследований, а для проведения научных исследований необходима современная техника. И поэтому философия науки и техники, а также технические знания занимают одно из ведущих мест в современной философии.

Слайд 4


Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





Эволюция философских представлений о технике 
      Роль и значение техники в современной культуре оцениваются в зависимости от философской позиции, принятой исследователем.
Античные концепции техники имели в виду не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе. Понятие техника встречается у Платона и Аристотеля, которому принадлежит мысль об аналогии между естественными и искусственными органами труда: руку он называл «инструментом инструментов». 
В Новое время  этот образ использовал немецкий философ Георг Гегель (1770-1831), 
называвший руку «орудием орудий». Он выдвинул плодотворные идеи для понимания развития техники. Технические средства определяются природой объекта. Человек зависит от объективного мира и законы окружающего мира (механической и химической природы) определяют целесообразную деятельность человека. Но, с другой стороны, средство является носителем цели, которая сохраняет и осуществляет себя через техническое средство (кирка и гора). Гегель ставил средство выше конечных целей внешней целесообразности, ибо в своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, хотя по своим целям он скорее подчинен ей. Далее Гегель в своих трудах связал возникновение машины с разделением труда.
Описание слайда:
Эволюция философских представлений о технике Роль и значение техники в современной культуре оцениваются в зависимости от философской позиции, принятой исследователем. Античные концепции техники имели в виду не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе. Понятие техника встречается у Платона и Аристотеля, которому принадлежит мысль об аналогии между естественными и искусственными органами труда: руку он называл «инструментом инструментов». В Новое время  этот образ использовал немецкий философ Георг Гегель (1770-1831),  называвший руку «орудием орудий». Он выдвинул плодотворные идеи для понимания развития техники. Технические средства определяются природой объекта. Человек зависит от объективного мира и законы окружающего мира (механической и химической природы) определяют целесообразную деятельность человека. Но, с другой стороны, средство является носителем цели, которая сохраняет и осуществляет себя через техническое средство (кирка и гора). Гегель ставил средство выше конечных целей внешней целесообразности, ибо в своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, хотя по своим целям он скорее подчинен ей. Далее Гегель в своих трудах связал возникновение машины с разделением труда.

Слайд 7





Исторические школы философии техники
     В Новейшее время начинают выделять исторические школы философии техники: 
 немецкая (Э. Капп, Ф. Рело, Э. Гартиг, А. Ридлер, 
Ф. Дессауэр, М. Хайдеггер, Ф. Бон); 
  российская (П.К. Энгельмейр); 
  американо-французская (А. Эспинас, Л. Мэмфорд, 
Ж. Эллюль); 
  марксистская (К. Маркс).
Описание слайда:
Исторические школы философии техники В Новейшее время начинают выделять исторические школы философии техники: немецкая (Э. Капп, Ф. Рело, Э. Гартиг, А. Ридлер, Ф. Дессауэр, М. Хайдеггер, Ф. Бон); российская (П.К. Энгельмейр); американо-французская (А. Эспинас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль); марксистская (К. Маркс).

Слайд 8


Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





ЭЭэЭ
Описание слайда:
ЭЭэЭ

Слайд 10


Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





Франц Рело (1829-1905)
  немецкий учёный в области механики и машиностроения, лектор Берлинской Королевской 
Технической академии и впоследствии её президент. Автор книг «Конструирование в 
машиностроении», «Теоретическая кинематика», где он пишет: «Искусство и научная техника
не исключают друг друга. Требуются только усилия, чтобы удовлетворить обоим, большая 
стойкость и духовное углубление в тонкие эстетические законы, чтобы отразить напор 
разрушительных влияний машины». 
   на основе историко-культурологического анализа формирует два метода философского 
анализа техники – манганизм и натуризм. 1. образовано от древнегреческого названия 
«manganon», т.е. механизм магов. Это понятие давалось всякому искусственному  устройству 
при помощи которого могло производиться что-нибудь необыкновенное. Манганизм – такое 
использование сил природы, когда добыто знание природных законов и умение этими силами управлять. 
2. Противоположность манганизма - натуризм, когда от сил природы лишь обороняются, таинственно и безотчетно подслушивая у нее кое-какие рецепты. Этими понятиями Рело обозначает два направления в современном культурном развитии, с их помощью разделяет нации и народы на манганистические и натуристические.
 Суть манганизма в культурном расцвете европейской цивилизации (куда он включает и Америку) проявляется не в отдельных искусствах, не в христианстве и не в вещественных изобретениях, а в прогрессе, в мышлении.  Он провозглашает, что «господство на земле принадлежит манганистическим нациям», а «те нации, которые не захотят перейти к манганизму, должны заранее помириться с постепенным своим подчинением или  исчезновением».
Описание слайда:
Франц Рело (1829-1905) немецкий учёный в области механики и машиностроения, лектор Берлинской Королевской Технической академии и впоследствии её президент. Автор книг «Конструирование в машиностроении», «Теоретическая кинематика», где он пишет: «Искусство и научная техника не исключают друг друга. Требуются только усилия, чтобы удовлетворить обоим, большая стойкость и духовное углубление в тонкие эстетические законы, чтобы отразить напор разрушительных влияний машины».  на основе историко-культурологического анализа формирует два метода философского анализа техники – манганизм и натуризм. 1. образовано от древнегреческого названия «manganon», т.е. механизм магов. Это понятие давалось всякому искусственному устройству при помощи которого могло производиться что-нибудь необыкновенное. Манганизм – такое использование сил природы, когда добыто знание природных законов и умение этими силами управлять. 2. Противоположность манганизма - натуризм, когда от сил природы лишь обороняются, таинственно и безотчетно подслушивая у нее кое-какие рецепты. Этими понятиями Рело обозначает два направления в современном культурном развитии, с их помощью разделяет нации и народы на манганистические и натуристические. Суть манганизма в культурном расцвете европейской цивилизации (куда он включает и Америку) проявляется не в отдельных искусствах, не в христианстве и не в вещественных изобретениях, а в прогрессе, в мышлении. Он провозглашает, что «господство на земле принадлежит манганистическим нациям», а «те нации, которые не захотят перейти к манганизму, должны заранее помириться с постепенным своим подчинением или исчезновением».

Слайд 12





Эрнст Гартиг (1836-1900)
известный технолог, первый ректор Дрезденской высшей технической школы (1890 г.) Он отстаивал надобность в логической чистке технических  понятий и отношений между ними, которые возникли в технике чисто эмпирическим путем и считал необходимым создание  новой науки «технологики», направленной на логическую разработку технического материала. Размышлял над патентной деятельностью.
Описание слайда:
Эрнст Гартиг (1836-1900) известный технолог, первый ректор Дрезденской высшей технической школы (1890 г.) Он отстаивал надобность в логической чистке технических понятий и отношений между ними, которые возникли в технике чисто эмпирическим путем и считал необходимым создание новой науки «технологики», направленной на логическую разработку технического материала. Размышлял над патентной деятельностью.

Слайд 13





Алоиз Ридлер (1850-1936)
крупный немецкий инженер, по Энгельмейеру «столп машиностроения», 
возглавлял лабораторию научного испытания автомобилей. 
      На рубеже XX века в историко-культурном аспекте рассматривает 
технику Ридлер в своих работах «Германские высшие технические заве-
дения и запросы двадцатого столетия», «Цели высших технических школ». 
 Он считает, что все заслуги в современном культурном развитии обычно 
приписываются «теоретическим естественным наукам», а не технике. 
     Роль же самой техники сводится лишь к использованию «наличных 
естественно-исторических знаний», что неверно. Теоретические знания 
опережают прогресс в технике только в отдельных отраслях естествознания. 
Чаще «техника» сама создает и использует основы научных знаний еще до того, как становится возможной их теоретическая формулировка. В качестве примера он приводит паровую машину, которая создана и усовершенствована инженерами задолго до создания теории теплоты. Она исключительно «результат инженерного гения».
Описание слайда:
Алоиз Ридлер (1850-1936) крупный немецкий инженер, по Энгельмейеру «столп машиностроения», возглавлял лабораторию научного испытания автомобилей. На рубеже XX века в историко-культурном аспекте рассматривает технику Ридлер в своих работах «Германские высшие технические заве- дения и запросы двадцатого столетия», «Цели высших технических школ». Он считает, что все заслуги в современном культурном развитии обычно приписываются «теоретическим естественным наукам», а не технике. Роль же самой техники сводится лишь к использованию «наличных естественно-исторических знаний», что неверно. Теоретические знания опережают прогресс в технике только в отдельных отраслях естествознания. Чаще «техника» сама создает и использует основы научных знаний еще до того, как становится возможной их теоретическая формулировка. В качестве примера он приводит паровую машину, которая создана и усовершенствована инженерами задолго до создания теории теплоты. Она исключительно «результат инженерного гения».

Слайд 14





Алоиз Ридлер (1850-1936)
Техника является частью истории человеческой культуры, по своему 
значению и содержанию может помериться с историей любой науки. 
В основе техники лежит «творческий разум» и «умственная деятель-
ность инженеров расширяет и сами естественные науки». И технику 
следует считать «не созидательницей науки, но ее мощной сотрудницей». 
     Он предлагает ввести как общеобразовательный предмет в высших 
технических школах «историю инженерного дела», «но не как хронологию,
 а как историю культуры и культурных средств».
Главная цель философии техники – рациональная организация инженерного образования, цель которого «выработать научно образованных и общеобразованных практических инженеров».
Он подчеркивает важную роль соединения техники не только с наукой, но и с искусством (прежде оно соединялось лишь с ремеслом). Именно в этом случае она сможет называть себя «со справедливой гордостью «технэ»,  т.е. искусство, умение и творческое применение».
Описание слайда:
Алоиз Ридлер (1850-1936) Техника является частью истории человеческой культуры, по своему значению и содержанию может помериться с историей любой науки. В основе техники лежит «творческий разум» и «умственная деятель- ность инженеров расширяет и сами естественные науки». И технику следует считать «не созидательницей науки, но ее мощной сотрудницей». Он предлагает ввести как общеобразовательный предмет в высших технических школах «историю инженерного дела», «но не как хронологию, а как историю культуры и культурных средств». Главная цель философии техники – рациональная организация инженерного образования, цель которого «выработать научно образованных и общеобразованных практических инженеров». Он подчеркивает важную роль соединения техники не только с наукой, но и с искусством (прежде оно соединялось лишь с ремеслом). Именно в этом случае она сможет называть себя «со справедливой гордостью «технэ», т.е. искусство, умение и творческое применение».

Слайд 15





Фридрих Дессауэр (1881-1963) 
   Односторонность технического направления в философии техники,
определенного инженерами Каппом и Энгельмейером сменилась
гуманитарным направлением. Первые представители этого 
направления философии техники стали Ф. Дессауэр и Л. Мэмфорд.
Дессауэр - немецкий биофизик, радиолог, философ-неотомист, в 
работе «Философия техники» (1927) считает, что техника – не  только
часть природы, подчиняющаяся ее закономерностям. Она включает 
некоторую «трансцендентную сущность», выходящую за пределы 
человеческого познания и проникающую в область сверхъестественного. 
При этом функции человека трактуются как реализация им «божественного предназначения». Таким образом, в теологическом истолковании, техника есть инструмент сотворчества человека Богу.
 Как философ-неотомист он подверг острой критике концепцию «органопроекции» 
Каппа, отвергая идею о том, что техника создается по образу природы. По Дессауэру, первоначальное бытие предмета техники – это его «возможное бытие» как идея бога, конечная же ступень предмета техники – познанная бытие.
Описание слайда:
Фридрих Дессауэр (1881-1963)  Односторонность технического направления в философии техники, определенного инженерами Каппом и Энгельмейером сменилась гуманитарным направлением. Первые представители этого направления философии техники стали Ф. Дессауэр и Л. Мэмфорд. Дессауэр - немецкий биофизик, радиолог, философ-неотомист, в работе «Философия техники» (1927) считает, что техника – не только часть природы, подчиняющаяся ее закономерностям. Она включает некоторую «трансцендентную сущность», выходящую за пределы человеческого познания и проникающую в область сверхъестественного. При этом функции человека трактуются как реализация им «божественного предназначения». Таким образом, в теологическом истолковании, техника есть инструмент сотворчества человека Богу. Как философ-неотомист он подверг острой критике концепцию «органопроекции» Каппа, отвергая идею о том, что техника создается по образу природы. По Дессауэру, первоначальное бытие предмета техники – это его «возможное бытие» как идея бога, конечная же ступень предмета техники – познанная бытие.

Слайд 16





Мартин Хайдеггер (1889-1976)
крупнейший философ ХХ в. был связан, в частности, с осмыс-
лением феномена техники. Он трактует технику в контексте 
отношения человека к миру. С одной стороны, разъясняет мыслитель,
человек подчиняется «власти техники», а с другой - как бы 
воспринимает «послания бытия». 
Сущность техники связывается им с полезностью для «человечес-
кого действия», это наша первооснова, коренное человеческое начало,
способ самореализации человека.
     
       Во второй половине XX в., в рамках социально-экологического подхода, мировые школы и направления философии во все большей мере укрепляли свою взаимосвязь с осмыслением феномена техники. Обосновывалась точка зрения, в соответствии с которой именно современные формы техники, с одной стороны, обостряют конфликт системы «человек - социум - биосфера», а с другой – эффективное развитие техники и технологии способствуют смягчению конфликта, а в перспективе – и  преодолению.
Описание слайда:
Мартин Хайдеггер (1889-1976) крупнейший философ ХХ в. был связан, в частности, с осмыс- лением феномена техники. Он трактует технику в контексте отношения человека к миру. С одной стороны, разъясняет мыслитель, человек подчиняется «власти техники», а с другой - как бы воспринимает «послания бытия». Сущность техники связывается им с полезностью для «человечес- кого действия», это наша первооснова, коренное человеческое начало, способ самореализации человека. Во второй половине XX в., в рамках социально-экологического подхода, мировые школы и направления философии во все большей мере укрепляли свою взаимосвязь с осмыслением феномена техники. Обосновывалась точка зрения, в соответствии с которой именно современные формы техники, с одной стороны, обостряют конфликт системы «человек - социум - биосфера», а с другой – эффективное развитие техники и технологии способствуют смягчению конфликта, а в перспективе – и преодолению.

Слайд 17





Фред Бон (?-1898)
Немецкий философ в 1898 г. издал концептуально-аналитическое исследование «О долге и добре», где выдвигает в качестве главной задачи философии анализ и точную формулировку понятий, которые употребляются в обыденном языке. 
Техника рассматривалась им как универсальный феномен жизни и деятельности человека.
Он предупреждает от неверного представления о том, будто бы отдельной технической специальности всегда соответствует одна наука (напр., электротехнике – только теория электричества). Невозможно было бы построить паровую машину лишь на основе знания теории теплоты; можно точно знать все законы индукции, но не быть в состоянии сконструировать динамомашину. То есть невозможно на основе высказываний какой-либо одной науки построить техническое высказывание. Для этого необходимо собрать отдельные высказывания многих наук и связать их друг с другом. Ф. Бон интересует концептуальный аспект: исследование того, какие высказывания науки превращаются в технические высказывания.
Выделяет три проблемы, над которыми работает техника: 1. поиск средства, если дана цель; 
2. задача присоединения к данному процессу другого процесса так, чтобы была достигнута нужная цель и установление связи между средством и целью;  3. для данного средства найти цель (т.е. возбудить потребность), достижение цели само оказывается побочным следствием некоторого другого ряда целей, и выбрать соответствующий ей ряд целей.
Описание слайда:
Фред Бон (?-1898) Немецкий философ в 1898 г. издал концептуально-аналитическое исследование «О долге и добре», где выдвигает в качестве главной задачи философии анализ и точную формулировку понятий, которые употребляются в обыденном языке. Техника рассматривалась им как универсальный феномен жизни и деятельности человека. Он предупреждает от неверного представления о том, будто бы отдельной технической специальности всегда соответствует одна наука (напр., электротехнике – только теория электричества). Невозможно было бы построить паровую машину лишь на основе знания теории теплоты; можно точно знать все законы индукции, но не быть в состоянии сконструировать динамомашину. То есть невозможно на основе высказываний какой-либо одной науки построить техническое высказывание. Для этого необходимо собрать отдельные высказывания многих наук и связать их друг с другом. Ф. Бон интересует концептуальный аспект: исследование того, какие высказывания науки превращаются в технические высказывания. Выделяет три проблемы, над которыми работает техника: 1. поиск средства, если дана цель; 2. задача присоединения к данному процессу другого процесса так, чтобы была достигнута нужная цель и установление связи между средством и целью; 3. для данного средства найти цель (т.е. возбудить потребность), достижение цели само оказывается побочным следствием некоторого другого ряда целей, и выбрать соответствующий ей ряд целей.

Слайд 18


Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





Фред Бон
Бон различает технику в узком и широком смысле. Техника в узком смысле – это покоящаяся на высказываниях физики и химии промышленная или инженерная техника. Расширение этого понятия происходит, если двигаться от техники неорганической, основанной на точных науках, к органической технике (земледелие, скотоводство, врачевание и т.д.) и от техники естественных наук к технике наук о духе (политике, педагогике и т.д.). При этом он выделяет общий признак всякой техники – указатель средства для достижения данной цели. Короче говоря, по Бону, любая целенаправленная деятельность имеет свою технику.
Фред Бон разграничивает понятия «техника» и «практика». По его мнению, наука и техника совместно строят здание теории и как таковые противостоят практике. Практика – это любая профессиональная деятельность, в то время как техника дает лишь руководство к осуществлению этой деятельности. Причем техника отличается от науки главным образом лишь иной формой высказываний и другой организацией материала. С его точки зрения, рабочий, монтер, чертежник, конструктор, преподаватель школы и исследователь составляют в промышленной технике один непрерывный ряд. Трудности в разграничении сфер науки, техники и практики заключены в том, что эти три ступени бывают обыкновенно многократно переплетены в одной и той же персоне.
Описание слайда:
Фред Бон Бон различает технику в узком и широком смысле. Техника в узком смысле – это покоящаяся на высказываниях физики и химии промышленная или инженерная техника. Расширение этого понятия происходит, если двигаться от техники неорганической, основанной на точных науках, к органической технике (земледелие, скотоводство, врачевание и т.д.) и от техники естественных наук к технике наук о духе (политике, педагогике и т.д.). При этом он выделяет общий признак всякой техники – указатель средства для достижения данной цели. Короче говоря, по Бону, любая целенаправленная деятельность имеет свою технику. Фред Бон разграничивает понятия «техника» и «практика». По его мнению, наука и техника совместно строят здание теории и как таковые противостоят практике. Практика – это любая профессиональная деятельность, в то время как техника дает лишь руководство к осуществлению этой деятельности. Причем техника отличается от науки главным образом лишь иной формой высказываний и другой организацией материала. С его точки зрения, рабочий, монтер, чертежник, конструктор, преподаватель школы и исследователь составляют в промышленной технике один непрерывный ряд. Трудности в разграничении сфер науки, техники и практики заключены в том, что эти три ступени бывают обыкновенно многократно переплетены в одной и той же персоне.

Слайд 20





Карл Маркс (1818-1883)
В его трудах техника трактуется как материальная форма целесообразной 
деятельности. Тайна техники скрыта в труде, сущность ее может быть понята 
лишь в связи с сущностью труда. 
    Маркс определяет труд как «процесс, в котором человек своей собственной 
деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между 
собой и природой». Только в единстве человека и техники возможен труд. 
В труде участвуют три компонента: человек, средство труда и предмет труда. 
Средство труда (техника) играет роль посредника между человеком (обществом) 
и предметом труда (природой).  Естественные работающие органы человека и его 
искусственные органы (орудия труда) дополняют друг друга и служат средствами  преобразования природы.  Исторически техника формируется именно как дополнение естественных человеческих органов труда, а не как их копия. В свою очередь человек в известной степени дополняет орудия труда своими руками, энергией, нервной системой, мозгом. 
      Среди технических средств важнейшая роль принадлежит орудиям производства и они составляют материальную основу общества, являются показателем тех общественных отношений. Динамика техники обусловлена социальной практикой, социально-экономическими взаимоотношениями, а именно совокупность экономических отношений определяет социальные функции техники.
Описание слайда:
Карл Маркс (1818-1883) В его трудах техника трактуется как материальная форма целесообразной деятельности. Тайна техники скрыта в труде, сущность ее может быть понята лишь в связи с сущностью труда. Маркс определяет труд как «процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Только в единстве человека и техники возможен труд. В труде участвуют три компонента: человек, средство труда и предмет труда. Средство труда (техника) играет роль посредника между человеком (обществом) и предметом труда (природой). Естественные работающие органы человека и его искусственные органы (орудия труда) дополняют друг друга и служат средствами преобразования природы. Исторически техника формируется именно как дополнение естественных человеческих органов труда, а не как их копия. В свою очередь человек в известной степени дополняет орудия труда своими руками, энергией, нервной системой, мозгом. Среди технических средств важнейшая роль принадлежит орудиям производства и они составляют материальную основу общества, являются показателем тех общественных отношений. Динамика техники обусловлена социальной практикой, социально-экономическими взаимоотношениями, а именно совокупность экономических отношений определяет социальные функции техники.

Слайд 21





Карл Маркс (1818-1883)
В своих трудах Маркс дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Он показал, что машинное, фабричное капиталистическое производство уродует и калечит рабочего как в социальном, так и в технологическом отношении (не он применяет машины, а машина его. В отличие от ремесленного труда, где человек является хозяином и творцом всего производственного процесса, для выполнения которого он применяет те или другие ручные инструменты и эпизодически машины, в машинном (фабричном) производстве рабочий не охватывает производственный процесс в целом, не владеет им и не выполняет его как художник, он является лишь необходимым придатком станка - машины, которая сама выполняет какую-то тысячную часть процесса). 
Вместе с тем Маркс (1818-1883) видел и прогрессивный характер машинного капиталистического производства. Фабричный труд основывался на использовании сил природы, а это предопределяло развитие естественных наук и превращение их в непосредственную производительную силу. Научные знания в известном смысле можно также рассматривать как потенциальную технику (технику – как «овеществленную силу знания»), ибо новые технические конструкции создаются на основе познания закономерностей и свойств природы, ибо наука становится непосредственной производительной силой, воплощаясь в технике.
Описание слайда:
Карл Маркс (1818-1883) В своих трудах Маркс дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Он показал, что машинное, фабричное капиталистическое производство уродует и калечит рабочего как в социальном, так и в технологическом отношении (не он применяет машины, а машина его. В отличие от ремесленного труда, где человек является хозяином и творцом всего производственного процесса, для выполнения которого он применяет те или другие ручные инструменты и эпизодически машины, в машинном (фабричном) производстве рабочий не охватывает производственный процесс в целом, не владеет им и не выполняет его как художник, он является лишь необходимым придатком станка - машины, которая сама выполняет какую-то тысячную часть процесса). Вместе с тем Маркс (1818-1883) видел и прогрессивный характер машинного капиталистического производства. Фабричный труд основывался на использовании сил природы, а это предопределяло развитие естественных наук и превращение их в непосредственную производительную силу. Научные знания в известном смысле можно также рассматривать как потенциальную технику (технику – как «овеществленную силу знания»), ибо новые технические конструкции создаются на основе познания закономерностей и свойств природы, ибо наука становится непосредственной производительной силой, воплощаясь в технике.

Слайд 22





Карл Маркс (1818-1883)
К. Маркс изучил, проанализировал и описал технологию фабричного, машинного производства, которое он определил как производство, основанное на системе машин. С техникой и технологией производства К. Маркс связывал крупные социальные изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и экономических показателях труда.
Капиталистическая конкуренция автоматически разъединяет и объединяет рабочих: в этом противоречивом процессе важную роль играет техника. Введение машин разъединяет рабочих, усиливает конкуренцию между ними тем, что во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда становится более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится конкурировать с машинами, из-за машин они лишаются работы; в-третьих, «мелкие промышленные предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции с крупными. Целые слои класса буржуазии отбрасываются в ряды рабочего класса», что увеличивает предложение рабочей силы на ее рынке. Объединению рабочих способствует прежде всего возникновение крупных промышленных центров, дешевых и быстрых средств сообщения.
Роль Маркса в социально-философском анализе техники для всех философов, работающих в этом направлении, является неоспоримой. Именно его труды сыграли значительную роль в повороте философии к технике.
Описание слайда:
Карл Маркс (1818-1883) К. Маркс изучил, проанализировал и описал технологию фабричного, машинного производства, которое он определил как производство, основанное на системе машин. С техникой и технологией производства К. Маркс связывал крупные социальные изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и экономических показателях труда. Капиталистическая конкуренция автоматически разъединяет и объединяет рабочих: в этом противоречивом процессе важную роль играет техника. Введение машин разъединяет рабочих, усиливает конкуренцию между ними тем, что во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда становится более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится конкурировать с машинами, из-за машин они лишаются работы; в-третьих, «мелкие промышленные предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции с крупными. Целые слои класса буржуазии отбрасываются в ряды рабочего класса», что увеличивает предложение рабочей силы на ее рынке. Объединению рабочих способствует прежде всего возникновение крупных промышленных центров, дешевых и быстрых средств сообщения. Роль Маркса в социально-философском анализе техники для всех философов, работающих в этом направлении, является неоспоримой. Именно его труды сыграли значительную роль в повороте философии к технике.

Слайд 23





Американо-французская школа
  Наряду с Каппом  французский философ Альфред Эспинас (1844-1922) 
является одним из первых философов техники, автор книги «Возникнове-
ние технологии» (сборник его работ, помещенных в разных философских 
журналах, он отстаивает идею сакрального происхождения техники и 
формулирует понятие технологии. 
     Технология – это новое учение о человеческой деятельности и полезных
искусствах, которое выделит их исторический характер и даст возможность 
извлечь основные законы человеческой практики в некоторую «общую 
праксеологию».  Это учение заполнит пробел – отсутствие «философии действия».
  Эспинас подчеркивает, что ни одно изобретение не может родиться в пустоте; человек может усовершенствовать свой способ действия, только видоизменяя средства, которыми он уже обладал. Не бессознательная практика, а лишь зрелые искусства порождают технологию. Каждое из таких искусств предполагает специальную технологию, а совокупность этих технологий естественно образует общую, систематическую технологию – праксеологию. 
 Праксеология – наука о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ.    Общая технология – это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации.
Описание слайда:
Американо-французская школа Наряду с Каппом французский философ Альфред Эспинас (1844-1922) является одним из первых философов техники, автор книги «Возникнове- ние технологии» (сборник его работ, помещенных в разных философских журналах, он отстаивает идею сакрального происхождения техники и формулирует понятие технологии. Технология – это новое учение о человеческой деятельности и полезных искусствах, которое выделит их исторический характер и даст возможность извлечь основные законы человеческой практики в некоторую «общую праксеологию». Это учение заполнит пробел – отсутствие «философии действия». Эспинас подчеркивает, что ни одно изобретение не может родиться в пустоте; человек может усовершенствовать свой способ действия, только видоизменяя средства, которыми он уже обладал. Не бессознательная практика, а лишь зрелые искусства порождают технологию. Каждое из таких искусств предполагает специальную технологию, а совокупность этих технологий естественно образует общую, систематическую технологию – праксеологию. Праксеология – наука о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ. Общая технология – это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации.

Слайд 24





Альфред Эспинас (1844-1922) 
    Технология обнимает три рода проблем в зависимости от трех точек зрения рассматривания техники: 1. можно производить аналитическое описание ремесел в том виде, в каком они существуют в данный момент в обществе, определяя их разнообразные виды, и затем систематизируя сводить к немногим типам. Это статическая точка зрения на технику, которая в результате сформировала морфологию технологии. 
 2. можно исследовать, при каких условиях и в силу каких законов устанавливается каждая группа правил, каким причинам они обязаны своей практической деятельностью. Это динамическая точка зрения на технику, результат - физиология технологии. 
3. комбинация динамической и статической точек зрения дает возможность изучать зарождение, апогей и упадок техники в данном обществе или даже эволюцию всей техники человечества, в чередовании традиций и изобретений, которое составляет ритм этой эволюции.
     Предмет его исследования – история технологии, что означает и историю философии действия, т.е. наблюдение за тем, как философия действия следует за развитием индустрии и техники. Основные категории действия – желать, опасаться, начинать, кончать, пробовать, достигать, терпеть неудачу.
Описание слайда:
Альфред Эспинас (1844-1922) Технология обнимает три рода проблем в зависимости от трех точек зрения рассматривания техники: 1. можно производить аналитическое описание ремесел в том виде, в каком они существуют в данный момент в обществе, определяя их разнообразные виды, и затем систематизируя сводить к немногим типам. Это статическая точка зрения на технику, которая в результате сформировала морфологию технологии. 2. можно исследовать, при каких условиях и в силу каких законов устанавливается каждая группа правил, каким причинам они обязаны своей практической деятельностью. Это динамическая точка зрения на технику, результат - физиология технологии. 3. комбинация динамической и статической точек зрения дает возможность изучать зарождение, апогей и упадок техники в данном обществе или даже эволюцию всей техники человечества, в чередовании традиций и изобретений, которое составляет ритм этой эволюции. Предмет его исследования – история технологии, что означает и историю философии действия, т.е. наблюдение за тем, как философия действия следует за развитием индустрии и техники. Основные категории действия – желать, опасаться, начинать, кончать, пробовать, достигать, терпеть неудачу.

Слайд 25





Льюис Мэмфорд (1895-1990)
американский философ и социолог  предлагает технократическую 
концепцию генезиса и развития мировой культуры. В работах «Техника 
и цивилизация» (1934), «Искусство и техника» (1952) и особенно в «Мифе
о машине» (1967-70) Мэмфорд выступает как один из крайних представи-
телей технологического детерминизма. Основную причину всех социальных
зол и потрясений современной эпохи он видит в возрастающем разрыве 
между уровнями технологии и нравственности, этот разрыв уже в недалеком
будущем угрожает человечеству порабощением со стороны безличной 
Мегамашины, т.е. предельно рационализированной, технократической организацией общества.
Работы Мэмфорда стали основой «технического пессимизма» (антитехницизма), в рамках которого акцент ставился на негативныx сторонах современных технических форм для «человеческого развития». 
 Середина 19 в. породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.
Описание слайда:
Льюис Мэмфорд (1895-1990) американский философ и социолог  предлагает технократическую концепцию генезиса и развития мировой культуры. В работах «Техника и цивилизация» (1934), «Искусство и техника» (1952) и особенно в «Мифе о машине» (1967-70) Мэмфорд выступает как один из крайних представи- телей технологического детерминизма. Основную причину всех социальных зол и потрясений современной эпохи он видит в возрастающем разрыве между уровнями технологии и нравственности, этот разрыв уже в недалеком будущем угрожает человечеству порабощением со стороны безличной Мегамашины, т.е. предельно рационализированной, технократической организацией общества. Работы Мэмфорда стали основой «технического пессимизма» (антитехницизма), в рамках которого акцент ставился на негативныx сторонах современных технических форм для «человеческого развития». Середина 19 в. породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

Слайд 26





Жак Эллюль (1912-1994)
французский философ и социолог трактует философию техники
 не только как совокупность машин и механизмов, но и как определен-
ный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации. 
Техника, созданная как средство подчинения природной среды 
человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу
совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. 
     Фетишизация и демонизация техники превращает ее в некий 
абсолют-машину, порабощающую человека. В результате все 
компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность, 
заполняются механическими процессами. 
     Таким образом, техника превращается в фактор закабаления человека и в быту. 
Главную задачу Эллюль видит не в отвержении техники как таковой, а в радикальном отвержении идеологии техники. Это и будет подлинной революцией. Тогда использование автоматизации и информатизации создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества. 
 
Описание слайда:
Жак Эллюль (1912-1994) французский философ и социолог трактует философию техники не только как совокупность машин и механизмов, но и как определен- ный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации. Техника, созданная как средство подчинения природной среды человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной.  Фетишизация и демонизация техники превращает ее в некий абсолют-машину, порабощающую человека. В результате все компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность, заполняются механическими процессами. Таким образом, техника превращается в фактор закабаления человека и в быту. Главную задачу Эллюль видит не в отвержении техники как таковой, а в радикальном отвержении идеологии техники. Это и будет подлинной революцией. Тогда использование автоматизации и информатизации создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества.  

Слайд 27





Российская школа философии техники
возникла в конце XIX в. и активно развивалась в первой половине XX в. Основателем этого направления социально-философского знания считается российский философствующий инженер Петр Климентьевич Энгельмейер, он сформулировал задачи философии техники в брошюре «Технический итог ХIХ века» (1898 г.). В основу его философских представлений о технике были положены определяющие доктрины конца XIX - начала XX вв.: позитивизм, прагматизм, интуитивизм. 
Его определение техники: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса».
Описание слайда:
Российская школа философии техники возникла в конце XIX в. и активно развивалась в первой половине XX в. Основателем этого направления социально-философского знания считается российский философствующий инженер Петр Климентьевич Энгельмейер, он сформулировал задачи философии техники в брошюре «Технический итог ХIХ века» (1898 г.). В основу его философских представлений о технике были положены определяющие доктрины конца XIX - начала XX вв.: позитивизм, прагматизм, интуитивизм. Его определение техники: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса».

Слайд 28





Петр Климентьевич 
Энгельмейер (1855-1941)
Первый философ техники в России, автор целого ряда трудов, 
являющихся классикой философии техники. При жизни его труды больше
были известны в Германии, чем в России. В последнее время в связи с 
заинтересованностью философией техники его имя стало приобретать 
известность. 
 
«Мы должны изучать вопрос о том, что представляет собой техника, 
какие цели она преследует прежде всего, какие она применяет методы, где следует искать границы ее компетентности, какие другие сферы человеческой деятельности соотнесены с ней наиболее тесно и близко, ее отношение к науке, этике, искусству и т.д.… Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем возможно большее количество форм проявления технической деятельности.., ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития»
Описание слайда:
Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1941) Первый философ техники в России, автор целого ряда трудов, являющихся классикой философии техники. При жизни его труды больше были известны в Германии, чем в России. В последнее время в связи с заинтересованностью философией техники его имя стало приобретать известность.  «Мы должны изучать вопрос о том, что представляет собой техника, какие цели она преследует прежде всего, какие она применяет методы, где следует искать границы ее компетентности, какие другие сферы человеческой деятельности соотнесены с ней наиболее тесно и близко, ее отношение к науке, этике, искусству и т.д.… Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем возможно большее количество форм проявления технической деятельности.., ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития»

Слайд 29





П.К. Энгельмейер (1855-1941)
Техника рассматривалась им, прежде всего, как инструмент прогресса и путь к новым горизонтам бытия, а теория органопроекции Э. Каппа подвергалась резкой критике: «В самом деле, лишь ограниченное число доисторических орудий, вроде молотка и топора, можно, пожалуй, рассматривать как проекции наших конечностей. Но уже для стрелы принцип Каппа становится под знак вопроса; а колесо доисторической повозки уже не имеет прототипа в животном организме, а потому принцип проектирования органов к машине уже совсем неприложим. Капп насильно распространяет свой принцип на машину и говорит: «Хотя общая форма паровой машины мало, даже совсем не похожа на человеческое тело, но отдельные органы похожи». Какие? Капп благоразумно умалчивает, ибо одно упоминание о цилиндре с поршнем, о коленчатом вале, вращающемся в подшипнике, отрицает проектирование органов как принцип создания механизмов».
Энгельмейер выделил две линии  в новом философском направлении: первая идет от «философствующих инженеров» (Э. Гартиг, Фр. Рело и А. Ридлер), вторая – от философов – Э. Капп, А. Эспинас, Ф. Бон.  Философствующие инженеры «не покидая инженерной профессии, ... стали задумываться над тем, что такое техника?».
Описание слайда:
П.К. Энгельмейер (1855-1941) Техника рассматривалась им, прежде всего, как инструмент прогресса и путь к новым горизонтам бытия, а теория органопроекции Э. Каппа подвергалась резкой критике: «В самом деле, лишь ограниченное число доисторических орудий, вроде молотка и топора, можно, пожалуй, рассматривать как проекции наших конечностей. Но уже для стрелы принцип Каппа становится под знак вопроса; а колесо доисторической повозки уже не имеет прототипа в животном организме, а потому принцип проектирования органов к машине уже совсем неприложим. Капп насильно распространяет свой принцип на машину и говорит: «Хотя общая форма паровой машины мало, даже совсем не похожа на человеческое тело, но отдельные органы похожи». Какие? Капп благоразумно умалчивает, ибо одно упоминание о цилиндре с поршнем, о коленчатом вале, вращающемся в подшипнике, отрицает проектирование органов как принцип создания механизмов». Энгельмейер выделил две линии в новом философском направлении: первая идет от «философствующих инженеров» (Э. Гартиг, Фр. Рело и А. Ридлер), вторая – от философов – Э. Капп, А. Эспинас, Ф. Бон. Философствующие инженеры «не покидая инженерной профессии, ... стали задумываться над тем, что такое техника?».

Слайд 30





 Классическая концепция – концепция «органопроекции»
 Классическая концепция – концепция «органопроекции»
 Неклассическая концепция, основные идеи данной концепции: 
     - техника – это  путь к новым горизонтам бытия.
     - всё можно сделать лучше, чем делалось до этого.
 Постнекласическая концепция, основные идеи данной концепции: 
    - прогресс во имя прогресса.
    - идея искусственного интеллекта.
Описание слайда:
Классическая концепция – концепция «органопроекции» Классическая концепция – концепция «органопроекции» Неклассическая концепция, основные идеи данной концепции: - техника – это путь к новым горизонтам бытия. - всё можно сделать лучше, чем делалось до этого. Постнекласическая концепция, основные идеи данной концепции: - прогресс во имя прогресса. - идея искусственного интеллекта.

Слайд 31






Благодарю за внимание!
Описание слайда:
Благодарю за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию