🗊Презентация Философско-методологические проблемы естествознания

Нажмите для полного просмотра!
Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №1Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №2Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №3Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №4Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №5Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №6Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №7Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №8Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №9Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №10Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №11Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №12Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №13Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №14Философско-методологические проблемы естествознания, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Философско-методологические проблемы естествознания. Доклад-сообщение содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Философско-методологические проблемы естествознания 
Гилязова Земфира 6801
Описание слайда:
Философско-методологические проблемы естествознания Гилязова Земфира 6801

Слайд 2





Взаимосвязь естествознания и философии
Проблема и ее понимание определяет многое: и решение вопроса о степени существенности связи этих двух областей человеческой культуры, и понимание механизма взаимодействия философского и естественнонаучного знания, и необходимость использования когнитивных ресурсов философии и естествознания для успешного функционирования и развития каждого из них.
Описание слайда:
Взаимосвязь естествознания и философии Проблема и ее понимание определяет многое: и решение вопроса о степени существенности связи этих двух областей человеческой культуры, и понимание механизма взаимодействия философского и естественнонаучного знания, и необходимость использования когнитивных ресурсов философии и естествознания для успешного функционирования и развития каждого из них.

Слайд 3





Концепции взаимосвязи философии и естествознания
Можно выделить четыре альтернативных концепции взаимосвязи философии и естествознания, каждая из которых представляется достаточно «кредитоспособной» с точки зрения как ее теоретической разработанности, так и степени ее массовой поддержки естествоиспытателями и философами: 
1) натурфилософскую, 
2) позитивистскую, 
3) антиинтеракционистскую 
4) диалектическую.
Описание слайда:
Концепции взаимосвязи философии и естествознания Можно выделить четыре альтернативных концепции взаимосвязи философии и естествознания, каждая из которых представляется достаточно «кредитоспособной» с точки зрения как ее теоретической разработанности, так и степени ее массовой поддержки естествоиспытателями и философами: 1) натурфилософскую, 2) позитивистскую, 3) антиинтеракционистскую 4) диалектическую.

Слайд 4





Натурфилософская концепция
Натурфилософская концепция - самая «долгоживущая». Она прошла длительную эволюцию в своем развитии. От античности до середины 19 в. она пользовалась почти всеобщим признанием не только в среде философов, но и у естествоиспытателей. Даже классический труд И. Ньютона по классической механике назывался «Математические начала натуральной философии». Суть натурфилософской концепции выражается формулами: «Философия - наука наук», «Философия - царица наук», «Любая частная наука есть прикладная философия».
Описание слайда:
Натурфилософская концепция Натурфилософская концепция - самая «долгоживущая». Она прошла длительную эволюцию в своем развитии. От античности до середины 19 в. она пользовалась почти всеобщим признанием не только в среде философов, но и у естествоиспытателей. Даже классический труд И. Ньютона по классической механике назывался «Математические начала натуральной философии». Суть натурфилософской концепции выражается формулами: «Философия - наука наук», «Философия - царица наук», «Любая частная наука есть прикладная философия».

Слайд 5





Натурфилософская концепция
Согласно натурфилософам, естествознание занимает подчиненное положение по отношению к философии и не должно противоречить ее «высшим истинам».
Описание слайда:
Натурфилософская концепция Согласно натурфилософам, естествознание занимает подчиненное положение по отношению к философии и не должно противоречить ее «высшим истинам».

Слайд 6





Позитивистская концепция
Ее суть выражается формулами: «Наука - сама себе философия» (Конт), «Физика, берегись метафизики» (Ньютон) - или установкой на полную самодостаточность и независимость естествознания от философии («метафизики»), традиционно понимавшейся в качестве некоей всеобщей теории бытия и познания. Сформулированная и обоснованная впервые в 30-х годах XIX в. французским философом О. Контом, позитивистская концепция об отношении естествознания к философии отражала не только резко возросшую роль науки в европейской культуре нового времени, но и стремление ученых ускорить прогресс науки.
Описание слайда:
Позитивистская концепция Ее суть выражается формулами: «Наука - сама себе философия» (Конт), «Физика, берегись метафизики» (Ньютон) - или установкой на полную самодостаточность и независимость естествознания от философии («метафизики»), традиционно понимавшейся в качестве некоей всеобщей теории бытия и познания. Сформулированная и обоснованная впервые в 30-х годах XIX в. французским философом О. Контом, позитивистская концепция об отношении естествознания к философии отражала не только резко возросшую роль науки в европейской культуре нового времени, но и стремление ученых ускорить прогресс науки.

Слайд 7





Позитивистская концепция
В ходе эволюции позитивизма на роль «научной философии» выдвигались разные претенденты: 
1) общая методология науки как результат эмпирического обобщения, систематизации и описания реальных методов различных конкретных наук (О. Конт);
2) логика науки как учение о методах открытия и доказательства научных истин (причинно-следственных зависимостей) (Дж.Ст. Милль);
3) общая научная картина мира, полученная путем обобщения и интеграции знаний разных наук о природе (Г. Спенсер);
Описание слайда:
Позитивистская концепция В ходе эволюции позитивизма на роль «научной философии» выдвигались разные претенденты: 1) общая методология науки как результат эмпирического обобщения, систематизации и описания реальных методов различных конкретных наук (О. Конт); 2) логика науки как учение о методах открытия и доказательства научных истин (причинно-следственных зависимостей) (Дж.Ст. Милль); 3) общая научная картина мира, полученная путем обобщения и интеграции знаний разных наук о природе (Г. Спенсер);

Слайд 8





Позитивистская концепция
4) психология научного творчества (Э. Мах);
5) всеобщая теория организации (А. Богданов);
6) логический анализ языка науки средствами математической логики и логической семантики (Р. Карнап и др.);
7) теория развития науки (К. Поппер и др.);
8) теория, техника и методология лингвистического анализа (Л. Витгенштейн, Дж. Райл, Дж. Остин и др.).
Описание слайда:
Позитивистская концепция 4) психология научного творчества (Э. Мах); 5) всеобщая теория организации (А. Богданов); 6) логический анализ языка науки средствами математической логики и логической семантики (Р. Карнап и др.); 7) теория развития науки (К. Поппер и др.); 8) теория, техника и методология лингвистического анализа (Л. Витгенштейн, Дж. Райл, Дж. Остин и др.).

Слайд 9





Антиинтеракционистская концепция
Проповедует дуализм во взаимоотношениях между естествознанием и философией, их абсолютное культурное равноправие и самодостаточность, отсутствие внутренней взаимосвязи и взаимовлияния в процессе развития и функционирования каждого из этих важнейших элементов культуры. Развитие, функционирование естествознания (и науки в целом) и философии идет как бы по параллельным путям и в целом независимо друг от друга. Сторонники антиинтеракционистской концепции в философии обосновывают свои взгляды так: у философии и естествознания свои, совершенно несхожие предметы и методы, исключающие саму возможность сколько-нибудь существенного влияния философии на развитие естествознания, и наоборот.
Описание слайда:
Антиинтеракционистская концепция Проповедует дуализм во взаимоотношениях между естествознанием и философией, их абсолютное культурное равноправие и самодостаточность, отсутствие внутренней взаимосвязи и взаимовлияния в процессе развития и функционирования каждого из этих важнейших элементов культуры. Развитие, функционирование естествознания (и науки в целом) и философии идет как бы по параллельным путям и в целом независимо друг от друга. Сторонники антиинтеракционистской концепции в философии обосновывают свои взгляды так: у философии и естествознания свои, совершенно несхожие предметы и методы, исключающие саму возможность сколько-нибудь существенного влияния философии на развитие естествознания, и наоборот.

Слайд 10





Антиинтеракционистская концепция
В конечном счете они исходят из идеи разделения всей человеческой культуры на две разные культуры: естественнонаучную (нацеленную в основном на выполнение прагматических, утилитарных функций адаптации и выживания человечества за счет роста его материального могущества) и гуманитарную (нацеленную в конечном счете на увеличение духовного потенциала человечества, взращивание и совершенствование в каждом человеке его духовной составляющей). Философия в этом разделении, безусловно, относится к гуманитарной культуре, наряду с искусством, религией, моралью, историей и другими формами самоидентификации человека в отличие от окружающих его других существ и предметов.
Описание слайда:
Антиинтеракционистская концепция В конечном счете они исходят из идеи разделения всей человеческой культуры на две разные культуры: естественнонаучную (нацеленную в основном на выполнение прагматических, утилитарных функций адаптации и выживания человечества за счет роста его материального могущества) и гуманитарную (нацеленную в конечном счете на увеличение духовного потенциала человечества, взращивание и совершенствование в каждом человеке его духовной составляющей). Философия в этом разделении, безусловно, относится к гуманитарной культуре, наряду с искусством, религией, моралью, историей и другими формами самоидентификации человека в отличие от окружающих его других существ и предметов.

Слайд 11





Диалектическая концепция
В отличие от натурфилософского и позитивистского редукционизма, стремления подчинить науку философии в одном случае и философию науке - в другом, диалектическая концепция настаивает на равноправии философии и науки как взаимодействующих систем знания, на когнитивной привлекательности особенностей каждого вида знания, на уважительных и партнерских отношениях между ними (минусы и плюсы каждого стоят друг друга). Как показывает исторический опыт взаимоотношения философии и естествознания, только этот путь равноправного партнерства оказывается наиболее эффективным и приносит действительно значимые результаты.
Описание слайда:
Диалектическая концепция В отличие от натурфилософского и позитивистского редукционизма, стремления подчинить науку философии в одном случае и философию науке - в другом, диалектическая концепция настаивает на равноправии философии и науки как взаимодействующих систем знания, на когнитивной привлекательности особенностей каждого вида знания, на уважительных и партнерских отношениях между ними (минусы и плюсы каждого стоят друг друга). Как показывает исторический опыт взаимоотношения философии и естествознания, только этот путь равноправного партнерства оказывается наиболее эффективным и приносит действительно значимые результаты.

Слайд 12





Философия - Естествознание
Как показывает реальный опыт построения и функционирования современных фундаментальных теорий естествознания (теории относительности, космологии, квантовой механики, молекулярной генетики, синтетической теории эволюции, общей теории систем, кибернетики, геохимии, геологии, синергетики и многих других), - все эти теории в своем возникновении, обосновании и функционировании в существенной степени опираются на определенные философские идеи, используя по существу когнитивные ресурсы философии.
Философия выполняет по отношению к естественнонаучным теориям роль, аналогичную той, которую конкретно-научные теории выполняют по отношению к эмпирическому знанию в самой науке.
Описание слайда:
Философия - Естествознание Как показывает реальный опыт построения и функционирования современных фундаментальных теорий естествознания (теории относительности, космологии, квантовой механики, молекулярной генетики, синтетической теории эволюции, общей теории систем, кибернетики, геохимии, геологии, синергетики и многих других), - все эти теории в своем возникновении, обосновании и функционировании в существенной степени опираются на определенные философские идеи, используя по существу когнитивные ресурсы философии. Философия выполняет по отношению к естественнонаучным теориям роль, аналогичную той, которую конкретно-научные теории выполняют по отношению к эмпирическому знанию в самой науке.

Слайд 13





Философские основания науки
Существуют различные виды философских оснований науки в соответствии с важнейшими разделами философии: онтологические, гносеологические, логические, аксиологические, социальные. Приведем примеры каждого из указанных видов философских оснований. 
Онтологическое: «Бог не играет в кости» (А. Эйнштейн);
гносеологическое: «Все объективно значимые теоретические понятия науки должны быть сводимы к эмпирическим» (Э. Мах); 
аксиологическое: «Истина - высшая ценность науки» (К. Поппер); 
социальное: «Содержание науки определяется практическими потребностями общества» (Дж. Бернал).
Описание слайда:
Философские основания науки Существуют различные виды философских оснований науки в соответствии с важнейшими разделами философии: онтологические, гносеологические, логические, аксиологические, социальные. Приведем примеры каждого из указанных видов философских оснований. Онтологическое: «Бог не играет в кости» (А. Эйнштейн); гносеологическое: «Все объективно значимые теоретические понятия науки должны быть сводимы к эмпирическим» (Э. Мах); аксиологическое: «Истина - высшая ценность науки» (К. Поппер); социальное: «Содержание науки определяется практическими потребностями общества» (Дж. Бернал).

Слайд 14





Современные концепции естествознания
принцип детерминизма (господства однозначных причинно-следственных отношений между явлениями природы), 
принцип чистой объективности научного знания,
принцип абсолютной истинности научного знания,
принцип невозможности альтернативных научных истин об одном и том же предмете, 
принцип непрерывного, постепенного развития науки, 
принцип наличия универсального научного метода,
принцип прогрессивного развития научного знания и др.
Описание слайда:
Современные концепции естествознания принцип детерминизма (господства однозначных причинно-следственных отношений между явлениями природы), принцип чистой объективности научного знания, принцип абсолютной истинности научного знания, принцип невозможности альтернативных научных истин об одном и том же предмете, принцип непрерывного, постепенного развития науки, принцип наличия универсального научного метода, принцип прогрессивного развития научного знания и др.

Слайд 15





Какие уроки современная философия может дать естествознанию?
Если исходить из того, что главной задачей философии является построение общих рациональных, моделей, основных типов отношения человека к окружающему его миру, то одним из главных уроков, который дает философия современному естествознанию, является вывод о непричинном типе отношения между бытием и сознанием (в том числе и между объектом и научным знанием о нем).
Самый главный урок современной философии для естествознания заключается в том, что как бы ни была велика относительная самостоятельность, мощь науки и ее роль в развитии цивилизации, ученые всегда должны помнить, что их главное предназначение - способствовать продолжению человеческого рода, его духовному и материально-энергетическому росту и могуществу.
Описание слайда:
Какие уроки современная философия может дать естествознанию? Если исходить из того, что главной задачей философии является построение общих рациональных, моделей, основных типов отношения человека к окружающему его миру, то одним из главных уроков, который дает философия современному естествознанию, является вывод о непричинном типе отношения между бытием и сознанием (в том числе и между объектом и научным знанием о нем). Самый главный урок современной философии для естествознания заключается в том, что как бы ни была велика относительная самостоятельность, мощь науки и ее роль в развитии цивилизации, ученые всегда должны помнить, что их главное предназначение - способствовать продолжению человеческого рода, его духовному и материально-энергетическому росту и могуществу.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию