🗊Годовой цикл жизни земноводных Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7 Климова Светлана Витальевна.

Категория: Биология
Нажмите для полного просмотра!
Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №1Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №2Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №3Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №4Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №5Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №6Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №7Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №8Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №9Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №10Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №11Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №12Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №13Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №14Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №15Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №16Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №17Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №18Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №19Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №20Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №21Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №22Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №23Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №24Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Годовой цикл жизни земноводных Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7 Климова Светлана Витальевна.. Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Годовой цикл жизни земноводных
Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7
Климова Светлана Витальевна.
Описание слайда:
Годовой цикл жизни земноводных Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7 Климова Светлана Витальевна.

Слайд 2





Цели:
сформировать  знания о годовом цикле жизни земноводных, процессе их размножения на примере лягушки;
развивать познавательный интерес к предмету;
расширять кругозор;
развивать умения сравнивать, составлять схемы, таблицы;
осуществлять экологическое воспитание учащихся
Описание слайда:
Цели: сформировать знания о годовом цикле жизни земноводных, процессе их размножения на примере лягушки; развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор; развивать умения сравнивать, составлять схемы, таблицы; осуществлять экологическое воспитание учащихся

Слайд 3





Актуализация знаний(1)
1.Индивидуальный опрос:
- Составить схему пищеварительной системы лягушки.
- Составить схему нервной системы лягушки
 -Сравнить кровеносную систему рыб и земноводных.
Описание слайда:
Актуализация знаний(1) 1.Индивидуальный опрос: - Составить схему пищеварительной системы лягушки. - Составить схему нервной системы лягушки -Сравнить кровеносную систему рыб и земноводных.

Слайд 4





Актуализация знаний(2)
Описание слайда:
Актуализация знаний(2)

Слайд 5





Задания классу
Тестирование 
1 .Земноводные дышат при помощи:
а) жабр    б) только легких
в) только влажной кожи     г) легких и влажной кожи
2.	Для земноводных характерны следующие
особенности:
а)	голова неподвижна, как у рыб
б)	голова подвижно соединена с туловищем
в)	нет шеи   г) конечности из трех отделов
3.	В связи с выходом на сушу у земноводных
появляются:
а) череп и позвоночник     б) веки
в) глаза и ноздри       г) барабанная перепонка
4.	В отличие от рыб у земноводных появляются:
а) желудок     б) печень
в) слюнные железы    г) поджелудочная железа
5.	В клоаку открываются:
а) пищеварительная система б) выделительная
в)	половая система         г) кровеносная
Описание слайда:
Задания классу Тестирование 1 .Земноводные дышат при помощи: а) жабр б) только легких в) только влажной кожи г) легких и влажной кожи 2. Для земноводных характерны следующие особенности: а) голова неподвижна, как у рыб б) голова подвижно соединена с туловищем в) нет шеи г) конечности из трех отделов 3. В связи с выходом на сушу у земноводных появляются: а) череп и позвоночник б) веки в) глаза и ноздри г) барабанная перепонка 4. В отличие от рыб у земноводных появляются: а) желудок б) печень в) слюнные железы г) поджелудочная железа 5. В клоаку открываются: а) пищеварительная система б) выделительная в) половая система г) кровеносная

Слайд 6





Задания классу
Описание слайда:
Задания классу

Слайд 7





Изучение нового материала
1. Годовой цикл жизни земноводных
Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни. При понижении среднесуточной температуры до +12,+8С земноводные перемещаются к местам зимовок, а при дальнейшем понижении температуры в сентябре – начале октября они скрываются в убежищах. При этом отдельные особи могут перемещаться в поисках мест зимовки на многие сотни метров. Озёрная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоёмах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают наиболее глубокие участки там, где водоёмы не промерзают до дна. Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих  пней, под камнями и т.д.
В период зимовки амфибии находятся в оцепенении, у них резко снижается обмен веществ, в 2-3 раза уменьшение кислорода, число дыхательных движений и сокращений сердца.
Описание слайда:
Изучение нового материала 1. Годовой цикл жизни земноводных Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни. При понижении среднесуточной температуры до +12,+8С земноводные перемещаются к местам зимовок, а при дальнейшем понижении температуры в сентябре – начале октября они скрываются в убежищах. При этом отдельные особи могут перемещаться в поисках мест зимовки на многие сотни метров. Озёрная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоёмах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают наиболее глубокие участки там, где водоёмы не промерзают до дна. Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями и т.д. В период зимовки амфибии находятся в оцепенении, у них резко снижается обмен веществ, в 2-3 раза уменьшение кислорода, число дыхательных движений и сокращений сердца.

Слайд 8





2.Размножение лягушки
Ранней весной, с первыми лучами тёплого солнца, пробудившись от зимней спячки амфибии приступают к размножению. В этот период у самцов по бокам головы развиваются парные мешки – резонаторы, которые усиливают звуки. Чем громче и мелодичней звуки, издаваемые самцом, тем больше у них шансов завоевать себе подругу. В момент размножения амфибии разбиваются на пары. Самка вымётывает в воду крупные яйцеклетки, которые называются икрой. Находящийся поблизости самец выпускает на них жидкость, содержащую сперматозоиды. Значит, у лягушки наблюдается наружное оплодотворение.
Описание слайда:
2.Размножение лягушки Ранней весной, с первыми лучами тёплого солнца, пробудившись от зимней спячки амфибии приступают к размножению. В этот период у самцов по бокам головы развиваются парные мешки – резонаторы, которые усиливают звуки. Чем громче и мелодичней звуки, издаваемые самцом, тем больше у них шансов завоевать себе подругу. В момент размножения амфибии разбиваются на пары. Самка вымётывает в воду крупные яйцеклетки, которые называются икрой. Находящийся поблизости самец выпускает на них жидкость, содержащую сперматозоиды. Значит, у лягушки наблюдается наружное оплодотворение.

Слайд 9





3.Развитие лягушки
Через некоторое время оболочка икринок набухает, превращаясь в студенистый, прозрачный слой. Под ним видно оплодотворённое яйцо. Его верхняя сторона тёмная, за счёт чего сильно нагревается от солнца. Очень часто комки и ленты икры всплывают на поверхность воды, где температура выше.
Описание слайда:
3.Развитие лягушки Через некоторое время оболочка икринок набухает, превращаясь в студенистый, прозрачный слой. Под ним видно оплодотворённое яйцо. Его верхняя сторона тёмная, за счёт чего сильно нагревается от солнца. Очень часто комки и ленты икры всплывают на поверхность воды, где температура выше.

Слайд 10





Развитие прудовой лягушки
Как и у большинства земноводных происходит с метаморфозом. Также, как  и у рыб, развитие земноводных протекает в воде. Поэтом никаких зародышевых оболочек у них не образуется. Примерно через одну - две недели из икринок выходят личинки лягушки – головастики. Внешне они напоминают мальков рыб. У них имеется длинный, уплощённый хвост, а также боковая линия. Дышат головастики наружными кожными жабрами, которые со временем становятся внутренними. В отличии от взрослых лягушек у них только один круг кровообращения, и в сердце всегда находится венозная кровь. Первые дни жизни головастики питаются за сечет желтка икринок, затем у них обособляется рот, и они начинают питаться самостоятельно. Пищей им служат разнообразные водоросли, простейшие, а также мелкие водные беспозвоночные
Описание слайда:
Развитие прудовой лягушки Как и у большинства земноводных происходит с метаморфозом. Также, как и у рыб, развитие земноводных протекает в воде. Поэтом никаких зародышевых оболочек у них не образуется. Примерно через одну - две недели из икринок выходят личинки лягушки – головастики. Внешне они напоминают мальков рыб. У них имеется длинный, уплощённый хвост, а также боковая линия. Дышат головастики наружными кожными жабрами, которые со временем становятся внутренними. В отличии от взрослых лягушек у них только один круг кровообращения, и в сердце всегда находится венозная кровь. Первые дни жизни головастики питаются за сечет желтка икринок, затем у них обособляется рот, и они начинают питаться самостоятельно. Пищей им служат разнообразные водоросли, простейшие, а также мелкие водные беспозвоночные

Слайд 11





Развитие земноводных
Описание слайда:
Развитие земноводных

Слайд 12


Годовой цикл жизни земноводных  Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7  Климова Светлана Витальевна., слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Составить схему «Стадии развития лягушки»
Стадии развития лягушки:
Описание слайда:
Составить схему «Стадии развития лягушки» Стадии развития лягушки:

Слайд 14





4. Размножение других земноводных.
Индивидуальные сообщения учащихся
Такие экзотические животные как сумчатая квакша и суринамская жаба пипа воспитывают потомство в особых ячейках в коже спины, так что в момент вылупления и сразу после него можно видеть, как на спине у самки копошится несколько малышей. А самец чилийской лягушки и вовсе оригинал – он носит головастиков в своём голосовом мешке
Описание слайда:
4. Размножение других земноводных. Индивидуальные сообщения учащихся Такие экзотические животные как сумчатая квакша и суринамская жаба пипа воспитывают потомство в особых ячейках в коже спины, так что в момент вылупления и сразу после него можно видеть, как на спине у самки копошится несколько малышей. А самец чилийской лягушки и вовсе оригинал – он носит головастиков в своём голосовом мешке

Слайд 15





5. «Возвращение домой» или хоминг
Маленькие квакши-древесницы (родственницы лягушек) живут на стволах деревьев и кустарников, но для размножения собираются около водоёмов. Известен такой случай. Около одного небольшого пруда всегда собиралось много квакш. Но однажды весной окрестные поля разровняли, пруд засыпали, а весь участок очистили от кустарника. А что же квакши? Через некоторое время, уже на ровном месте, на пашне, где раньше был пруд, было обнаружено десятка три самцов, распевающих брачную песню среди борозд. А ведь не осталось никаких внешних признаков, по которым можно было бы найти место!
Стоит добавить, что другие земноводные жабы – также безошибочно приходят к бывшему пруду, даже если он осушен.
Описание слайда:
5. «Возвращение домой» или хоминг Маленькие квакши-древесницы (родственницы лягушек) живут на стволах деревьев и кустарников, но для размножения собираются около водоёмов. Известен такой случай. Около одного небольшого пруда всегда собиралось много квакш. Но однажды весной окрестные поля разровняли, пруд засыпали, а весь участок очистили от кустарника. А что же квакши? Через некоторое время, уже на ровном месте, на пашне, где раньше был пруд, было обнаружено десятка три самцов, распевающих брачную песню среди борозд. А ведь не осталось никаких внешних признаков, по которым можно было бы найти место! Стоит добавить, что другие земноводные жабы – также безошибочно приходят к бывшему пруду, даже если он осушен.

Слайд 16





Закрепление
1Сравнительная характеристика головастика и лягушки
Описание слайда:
Закрепление 1Сравнительная характеристика головастика и лягушки

Слайд 17





Закрепление
Описание слайда:
Закрепление

Слайд 18





2. Решение биологических задач (1)
Задача №1
В икринках большинства бесхвостых земноводных более тяжёлая часть яйцеклетки всегда обращена книзу. Верхняя тёмная часть яйцеклетки, напротив, обращена вверх. Какое это имеет значение для развития животного?
Задача № 2
Головастик лягушек по внешнему виду больше похож на рыб, чем на своих родителей. У них имеются жабры, органы боковой линии, хвостовой плавник. Нет ли признаков рыбы во внутреннем строении головастика? Если да то какие?
Задача №3
Головастик, превращаясь в лягушку, ничего не ест. Идёт глубокая перестройка пищеварительной системы. Откуда тогда головастик получает энергию, необходимую для его превращения в лягушку?
Задача № 4
С целью выяснения способа регуляции роста численности популяции проделали следующий опыт. В два одинаковых по объёму аквариума поместили разное количество головастиков. В первом аквариуме головастиков насчитывалось в два раза больше, здесь они росли медленно. Из первого аквариума немного воды перелили во второй, не меняя в нём количество головастиков. В результате их рост и развитие, ранее интенсивные, явно замедлились. Сделайте вывод из этого опыта.
Описание слайда:
2. Решение биологических задач (1) Задача №1 В икринках большинства бесхвостых земноводных более тяжёлая часть яйцеклетки всегда обращена книзу. Верхняя тёмная часть яйцеклетки, напротив, обращена вверх. Какое это имеет значение для развития животного? Задача № 2 Головастик лягушек по внешнему виду больше похож на рыб, чем на своих родителей. У них имеются жабры, органы боковой линии, хвостовой плавник. Нет ли признаков рыбы во внутреннем строении головастика? Если да то какие? Задача №3 Головастик, превращаясь в лягушку, ничего не ест. Идёт глубокая перестройка пищеварительной системы. Откуда тогда головастик получает энергию, необходимую для его превращения в лягушку? Задача № 4 С целью выяснения способа регуляции роста численности популяции проделали следующий опыт. В два одинаковых по объёму аквариума поместили разное количество головастиков. В первом аквариуме головастиков насчитывалось в два раза больше, здесь они росли медленно. Из первого аквариума немного воды перелили во второй, не меняя в нём количество головастиков. В результате их рост и развитие, ранее интенсивные, явно замедлились. Сделайте вывод из этого опыта.

Слайд 19





2. Решение биологических задач (2)
Задача № 5
Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?
Задача № 6
Прудовая лягушка, обитающая в водоёмах и вблизи их, активна днём, а травяная, обитающая на болотах и лугах, - в сумерки. Почему?
Задача № 7
Почему у лягушки мышцы задних конечностей развиты более, чем передних?
Задача № 8
Замечено, что лягушка, схватив крупное насекомое, закрывает глаза и втягивает их в ротоглотку. Как можно связать эти два явления: захват добычи ртом и втягивание глаз в ротоглотку?
Описание слайда:
2. Решение биологических задач (2) Задача № 5 Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Задача № 6 Прудовая лягушка, обитающая в водоёмах и вблизи их, активна днём, а травяная, обитающая на болотах и лугах, - в сумерки. Почему? Задача № 7 Почему у лягушки мышцы задних конечностей развиты более, чем передних? Задача № 8 Замечено, что лягушка, схватив крупное насекомое, закрывает глаза и втягивает их в ротоглотку. Как можно связать эти два явления: захват добычи ртом и втягивание глаз в ротоглотку?

Слайд 20





ЛЯГУШКА-КОРОВНИЦА — наделенная сверхъестественными свойствами лягушка, жаба; проклятая девица.
ЛЯГУШКА-КОРОВНИЦА — наделенная сверхъестественными свойствами лягушка, жаба; проклятая девица.

Жабы способны высасывать из тела раковые яды. (Сельское суеверие XVIII в.).

В лягушке часто видели дух умершего, душу ребенка, похороненного некрещеным; 
могут сглазить человека или животное;

появление лягушки в доме служит предвестьем прихода нежеланных гостей, несчастья, смерти в доме;
Описание слайда:
ЛЯГУШКА-КОРОВНИЦА — наделенная сверхъестественными свойствами лягушка, жаба; проклятая девица. ЛЯГУШКА-КОРОВНИЦА — наделенная сверхъестественными свойствами лягушка, жаба; проклятая девица. Жабы способны высасывать из тела раковые яды. (Сельское суеверие XVIII в.). В лягушке часто видели дух умершего, душу ребенка, похороненного некрещеным; могут сглазить человека или животное; появление лягушки в доме служит предвестьем прихода нежеланных гостей, несчастья, смерти в доме;

Слайд 21





Это интересно
…что первый памятник лягушкам был сооружён в Парижском университете Сорбонне в 19 веке, по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара. Второй памятник воздвигнут сравнительно недавно в Токио студентами-медиками. Так отблагодарили учёные своих подопытных животных
Описание слайда:
Это интересно …что первый памятник лягушкам был сооружён в Парижском университете Сорбонне в 19 веке, по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара. Второй памятник воздвигнут сравнительно недавно в Токио студентами-медиками. Так отблагодарили учёные своих подопытных животных

Слайд 22





Общие выводы
В целом, земноводных можно разделить на водные и наземные виды. Одни уходят далеко от водоёмов, возвращаясь к ним в период размножения. Другие всю жизнь проводят в воде. Некоторые амфибии ведут роющий образ жизни.
Описание слайда:
Общие выводы В целом, земноводных можно разделить на водные и наземные виды. Одни уходят далеко от водоёмов, возвращаясь к ним в период размножения. Другие всю жизнь проводят в воде. Некоторые амфибии ведут роющий образ жизни.

Слайд 23






Обмен веществ у амфибий протекает медленно. Все земноводные – холоднокровные животные; зимой они впадают в спячку. Тем не менее, максимальная активность у видов, обитающих в умеренных широтах, наблюдается ночью – в это время нет палящих лучей солнца. Постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности среды. Тропические виды, пережидая засуху, зарываются в почву.
Прудовая лягушка является раздельнополым животным. Её размножение происходит ранней весной. Развитие происходит с метаморфозом, без образования зародышевых оболочек. Личинка прудовой лягушки называется головастик.
Описание слайда:
Обмен веществ у амфибий протекает медленно. Все земноводные – холоднокровные животные; зимой они впадают в спячку. Тем не менее, максимальная активность у видов, обитающих в умеренных широтах, наблюдается ночью – в это время нет палящих лучей солнца. Постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности среды. Тропические виды, пережидая засуху, зарываются в почву. Прудовая лягушка является раздельнополым животным. Её размножение происходит ранней весной. Развитие происходит с метаморфозом, без образования зародышевых оболочек. Личинка прудовой лягушки называется головастик.

Слайд 24





Домашнее задание:
П. 38 (КБК)
Ответить на вопросы ( стр.186)
 Подготовить сообщения об аксолотле, жабе – аге и лягушке – быке (индивидуальные задания).
Описание слайда:
Домашнее задание: П. 38 (КБК) Ответить на вопросы ( стр.186) Подготовить сообщения об аксолотле, жабе – аге и лягушке – быке (индивидуальные задания).

Слайд 25





Используемые источники
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/l/lagu.html- Lenagold- Клипарт- Лягушки
http://www.alfawit.info/13 files/ image 007,008,009.
С.А. Молис Книга для чтения по зоологии,М. Просвещение 1986
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Биология Животные 7 класс, М. «Вента-Граф»1999
Н.Ф.Бодрова Изучение курса «Зоология». Поурочное планирование  Воронеж 2000
Описание слайда:
Используемые источники http://www.lenagold.ru/fon/clipart/l/lagu.html- Lenagold- Клипарт- Лягушки http://www.alfawit.info/13 files/ image 007,008,009. С.А. Молис Книга для чтения по зоологии,М. Просвещение 1986 В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Биология Животные 7 класс, М. «Вента-Граф»1999 Н.Ф.Бодрова Изучение курса «Зоология». Поурочное планирование Воронеж 2000



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию