🗊Презентация Грамматические нормы

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Грамматические нормы, слайд №1Грамматические нормы, слайд №2Грамматические нормы, слайд №3Грамматические нормы, слайд №4Грамматические нормы, слайд №5Грамматические нормы, слайд №6Грамматические нормы, слайд №7Грамматические нормы, слайд №8Грамматические нормы, слайд №9Грамматические нормы, слайд №10Грамматические нормы, слайд №11Грамматические нормы, слайд №12Грамматические нормы, слайд №13Грамматические нормы, слайд №14Грамматические нормы, слайд №15Грамматические нормы, слайд №16Грамматические нормы, слайд №17Грамматические нормы, слайд №18Грамматические нормы, слайд №19Грамматические нормы, слайд №20Грамматические нормы, слайд №21Грамматические нормы, слайд №22Грамматические нормы, слайд №23Грамматические нормы, слайд №24Грамматические нормы, слайд №25Грамматические нормы, слайд №26Грамматические нормы, слайд №27Грамматические нормы, слайд №28Грамматические нормы, слайд №29Грамматические нормы, слайд №30Грамматические нормы, слайд №31Грамматические нормы, слайд №32Грамматические нормы, слайд №33Грамматические нормы, слайд №34Грамматические нормы, слайд №35Грамматические нормы, слайд №36Грамматические нормы, слайд №37Грамматические нормы, слайд №38Грамматические нормы, слайд №39Грамматические нормы, слайд №40Грамматические нормы, слайд №41Грамматические нормы, слайд №42Грамматические нормы, слайд №43Грамматические нормы, слайд №44Грамматические нормы, слайд №45Грамматические нормы, слайд №46Грамматические нормы, слайд №47Грамматические нормы, слайд №48Грамматические нормы, слайд №49Грамматические нормы, слайд №50Грамматические нормы, слайд №51Грамматические нормы, слайд №52Грамматические нормы, слайд №53Грамматические нормы, слайд №54Грамматические нормы, слайд №55Грамматические нормы, слайд №56Грамматические нормы, слайд №57Грамматические нормы, слайд №58Грамматические нормы, слайд №59Грамматические нормы, слайд №60Грамматические нормы, слайд №61Грамматические нормы, слайд №62Грамматические нормы, слайд №63

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Грамматические нормы. Доклад-сообщение содержит 63 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Грамматические нормы
Описание слайда:
Грамматические нормы

Слайд 2






Равноценные нормативные варианты
Нормативные, семантически неравноценные варианты
Морфологические нормы
Категория рода имен существительных
Вариантность падежных окончаний:
В родительном падеже единственного числа
В  предложном  падеже  единственного числа
В именительном падеже множественного числа
В родительном падеже множественного числа
Грамматические формы имен прилагательных
Ошибки в употреблении местоимений
Образование и употребление глагольных форм
Задания
Описание слайда:
Равноценные нормативные варианты Нормативные, семантически неравноценные варианты Морфологические нормы Категория рода имен существительных Вариантность падежных окончаний: В родительном падеже единственного числа В предложном падеже единственного числа В именительном падеже множественного числа В родительном падеже множественного числа Грамматические формы имен прилагательных Ошибки в употреблении местоимений Образование и употребление глагольных форм Задания

Слайд 3





Литературные нормы на грамматическом уровне, по сравнению с нормами на других уровнях языковой системы, легче поддаются регламентации; они обстоятельно изучены и кодифицированы. Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям, которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. 
Литературные нормы на грамматическом уровне, по сравнению с нормами на других уровнях языковой системы, легче поддаются регламентации; они обстоятельно изучены и кодифицированы. Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям, которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. 
Таковыми являются равноценные нормативные варианты: 
ставень — ставня, цехи — цеха, нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять граммов — пять грамм, подытоживать — подытаживать 
     (первые — книжные, вторые — разговорные);
Описание слайда:
Литературные нормы на грамматическом уровне, по сравнению с нормами на других уровнях языковой системы, легче поддаются регламентации; они обстоятельно изучены и кодифицированы. Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям, которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Литературные нормы на грамматическом уровне, по сравнению с нормами на других уровнях языковой системы, легче поддаются регламентации; они обстоятельно изучены и кодифицированы. Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям, которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Таковыми являются равноценные нормативные варианты: ставень — ставня, цехи — цеха, нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять граммов — пять грамм, подытоживать — подытаживать (первые — книжные, вторые — разговорные);

Слайд 4





нормативные, семантически неравноценные варианты: 
нормативные, семантически неравноценные варианты: 
до дома — до дому, (поезд) двигается — движется, современный и устаревший (или устаревающий): санаторий — санатория, профессоры — профессора, ТАСС сообщил — ТАСС сообщило,
 литературный и просторечный или диалектный: 
  мурлычет — мурлыкает, ляг — ляжь, шоферы — шофера.
Описание слайда:
нормативные, семантически неравноценные варианты: нормативные, семантически неравноценные варианты: до дома — до дому, (поезд) двигается — движется, современный и устаревший (или устаревающий): санаторий — санатория, профессоры — профессора, ТАСС сообщил — ТАСС сообщило, литературный и просторечный или диалектный: мурлычет — мурлыкает, ляг — ляжь, шоферы — шофера.

Слайд 5





Морфологические нормы
Описание слайда:
Морфологические нормы

Слайд 6





 Категория рода имен существительных
Описание слайда:
Категория рода имен существительных

Слайд 7





Колебания в грамматическом роде имен существительных. Равноценных нормативных родовых вариантов в современном русском языке немного:
Колебания в грамматическом роде имен существительных. Равноценных нормативных родовых вариантов в современном русском языке немного:
   скирд — скирда, эполет — эполета, унт — унта и др. 
Некоторые из них различаются степенью употребительности: вольер — вольера, арабеск — арабеска, клипс — клипса, идиом — идиома, перифраз — перифраза (чаще употребляются формы женского рода), жираф — жирафа, бутс — бутса, лангуст — лангуста (чаще — мужского рода).
Описание слайда:
Колебания в грамматическом роде имен существительных. Равноценных нормативных родовых вариантов в современном русском языке немного: Колебания в грамматическом роде имен существительных. Равноценных нормативных родовых вариантов в современном русском языке немного: скирд — скирда, эполет — эполета, унт — унта и др. Некоторые из них различаются степенью употребительности: вольер — вольера, арабеск — арабеска, клипс — клипса, идиом — идиома, перифраз — перифраза (чаще употребляются формы женского рода), жираф — жирафа, бутс — бутса, лангуст — лангуста (чаще — мужского рода).

Слайд 8





Распространенными являются колебания в грамматическом роде существительных, употребляющихся преимущественно во множественном числе 
Распространенными являются колебания в грамматическом роде существительных, употребляющихся преимущественно во множественном числе 
(туфли, пимы, сандалии, погоны и т.д.);
 современной норме соответствует одна форма:
 туфля, пим, сандалия, погон и т.д.
Описание слайда:
Распространенными являются колебания в грамматическом роде существительных, употребляющихся преимущественно во множественном числе Распространенными являются колебания в грамматическом роде существительных, употребляющихся преимущественно во множественном числе (туфли, пимы, сандалии, погоны и т.д.); современной норме соответствует одна форма: туфля, пим, сандалия, погон и т.д.

Слайд 9





Некоторые параллельные формы мужского и женского рода различаются семантически: 
Некоторые параллельные формы мужского и женского рода различаются семантически: 
пролаз («тесный проход») — пролаза («пройдоха»), 
округ («подразделение государственной территории») — округа («окрестность, окружающая местность»). 
Здесь уже не родовые варианты, а слова-омонимы
Описание слайда:
Некоторые параллельные формы мужского и женского рода различаются семантически: Некоторые параллельные формы мужского и женского рода различаются семантически: пролаз («тесный проход») — пролаза («пройдоха»), округ («подразделение государственной территории») — округа («окрестность, окружающая местность»). Здесь уже не родовые варианты, а слова-омонимы

Слайд 10





Родовые варианты охватывают некоторые имена существительные, употребляющиеся для обозначения лиц женского пола: 
Родовые варианты охватывают некоторые имена существительные, употребляющиеся для обозначения лиц женского пола: 
     преподаватель — преподавательница, переводчик — переводчица, лаборант — лаборантка, корреспондент — корреспондентка, закройщик — закройщица и т.п. 
Данные параллельные формы стилистически нейтральны, однако в официальных документах, номенклатурных наименованиях для обозначения лиц женского пола следует использовать существительные мужского рода. 
Существительные женского рода с суффиксами -ш(а) и -их(а) типа 
     инструкторша, кассирша, дворничиха, врачиха
     характеризуются стилистически сниженным, пренебрежительным оттенком и находятся за пределами литературного языка.
Описание слайда:
Родовые варианты охватывают некоторые имена существительные, употребляющиеся для обозначения лиц женского пола: Родовые варианты охватывают некоторые имена существительные, употребляющиеся для обозначения лиц женского пола: преподаватель — преподавательница, переводчик — переводчица, лаборант — лаборантка, корреспондент — корреспондентка, закройщик — закройщица и т.п. Данные параллельные формы стилистически нейтральны, однако в официальных документах, номенклатурных наименованиях для обозначения лиц женского пола следует использовать существительные мужского рода. Существительные женского рода с суффиксами -ш(а) и -их(а) типа инструкторша, кассирша, дворничиха, врачиха характеризуются стилистически сниженным, пренебрежительным оттенком и находятся за пределами литературного языка.

Слайд 11





     Колебания в роде неизменяемых имен существительных характерны прежде всего для иноязычных по происхождению слов, представляющих исключение из общих правил. 
     Колебания в роде неизменяемых имен существительных характерны прежде всего для иноязычных по происхождению слов, представляющих исключение из общих правил. 
     Сюда относятся слова мужского рода, обозначающие названия 
     -языков (хинди, суахили, урду, бенгали), 
ветров (сирокко, торнадо), 
слово пенальти, 
     а также такие существительные женского рода, как кольраби, салями, авеню, иваси, цеце и др. 
     Данные исключения из правил объясняются активным влиянием слова с родовым понятием: 
хинди — язык, 
пенальти — одиннадцатиметровый штрафной удар, 
кольраби — капуста и т.д.
Описание слайда:
Колебания в роде неизменяемых имен существительных характерны прежде всего для иноязычных по происхождению слов, представляющих исключение из общих правил. Колебания в роде неизменяемых имен существительных характерны прежде всего для иноязычных по происхождению слов, представляющих исключение из общих правил. Сюда относятся слова мужского рода, обозначающие названия -языков (хинди, суахили, урду, бенгали), ветров (сирокко, торнадо), слово пенальти, а также такие существительные женского рода, как кольраби, салями, авеню, иваси, цеце и др. Данные исключения из правил объясняются активным влиянием слова с родовым понятием: хинди — язык, пенальти — одиннадцатиметровый штрафной удар, кольраби — капуста и т.д.

Слайд 12





   Неизменяемые заимствованные слова, обозначающие названия животных и птиц, обычно мужского рода, 
   Неизменяемые заимствованные слова, обозначающие названия животных и птиц, обычно мужского рода, 
   но если они указывают на самку, то в контексте употребляются как существительные женского рода:
Кенгуру прыгала медленно, так как в сумке у нее был детеныш.
Описание слайда:
Неизменяемые заимствованные слова, обозначающие названия животных и птиц, обычно мужского рода, Неизменяемые заимствованные слова, обозначающие названия животных и птиц, обычно мужского рода, но если они указывают на самку, то в контексте употребляются как существительные женского рода: Кенгуру прыгала медленно, так как в сумке у нее был детеныш.

Слайд 13





	Колебания в роде наблюдаются также у неизменяемых топонимов (в названиях рек, озер, городов и т.д.). 
	Колебания в роде наблюдаются также у неизменяемых топонимов (в названиях рек, озер, городов и т.д.). 
    Здесь сказывается влияние аналогии, употребление названия в разных значениях, тенденция относить неизменяемые иноязычные слова, обозначающие неодушевленные предметы, к среднему роду и т.д. 
	Например, 
пятиглавый Бештау (под влиянием названия соседней горы Машук), 
Второе Баку (название места добычи нефти, а не города), 
Большие Сочи, Новые Дели (по аналогии с названием типа Малые Мытищи).
Описание слайда:
Колебания в роде наблюдаются также у неизменяемых топонимов (в названиях рек, озер, городов и т.д.). Колебания в роде наблюдаются также у неизменяемых топонимов (в названиях рек, озер, городов и т.д.). Здесь сказывается влияние аналогии, употребление названия в разных значениях, тенденция относить неизменяемые иноязычные слова, обозначающие неодушевленные предметы, к среднему роду и т.д. Например, пятиглавый Бештау (под влиянием названия соседней горы Машук), Второе Баку (название места добычи нефти, а не города), Большие Сочи, Новые Дели (по аналогии с названием типа Малые Мытищи).

Слайд 14





	Колебаниям в роде подвержены отдельные аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный и заключающие в себе стержневое слово женского или среднего рода 
	Колебаниям в роде подвержены отдельные аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный и заключающие в себе стержневое слово женского или среднего рода 
(ТАСС, НОТ, ЖЭК, ВТЭК), 
	а также инициального и смешанного типов с основой на гласную (РОЭ, района, облоно, гороно, сельпо). 
	Норма для ряда аббревиатур данного типа неустойчива, здесь можно говорить лишь о тенденции ее развития. История языка показывает, что в подобных конфликтных ситуациях побеждает внешняя грамматическая форма. 
	Примером могут служить аббревиатуры 
вуз, загс, нэп, БАМ и другие, прочно перешедшие в разряд слов мужского рода.
Описание слайда:
Колебаниям в роде подвержены отдельные аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный и заключающие в себе стержневое слово женского или среднего рода Колебаниям в роде подвержены отдельные аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный и заключающие в себе стержневое слово женского или среднего рода (ТАСС, НОТ, ЖЭК, ВТЭК), а также инициального и смешанного типов с основой на гласную (РОЭ, района, облоно, гороно, сельпо). Норма для ряда аббревиатур данного типа неустойчива, здесь можно говорить лишь о тенденции ее развития. История языка показывает, что в подобных конфликтных ситуациях побеждает внешняя грамматическая форма. Примером могут служить аббревиатуры вуз, загс, нэп, БАМ и другие, прочно перешедшие в разряд слов мужского рода.

Слайд 15





Вариантность падежных окончаний
Описание слайда:
Вариантность падежных окончаний

Слайд 16





	В родительном падеже единственного числа вариантные формы на -у(-ю) могут образовываться только у существительных мужского рода, называющих неодушевленные предметы, не поддающиеся счету. 
	В родительном падеже единственного числа вариантные формы на -у(-ю) могут образовываться только у существительных мужского рода, называющих неодушевленные предметы, не поддающиеся счету. 
	Сюда относятся вещественные в партитивном значении 
(кусок сыру, тарелка супу, литр квасу),
	отдельные отвлеченные, указывающие на неполный объем признака 
(много смеху, крику, визгу, шуму, страху), 
	а также существительные с предлогами из, от, с, без при обозначении удаления откуда-либо, причины, отсутствия чего-либо 
(выйти из лесу, поднять с полу, умереть с голоду, уйти без спросу)
	 и существительные в составе фразеологических оборотов
(спасу нет, спуску не давать, хватить лишку).
Описание слайда:
В родительном падеже единственного числа вариантные формы на -у(-ю) могут образовываться только у существительных мужского рода, называющих неодушевленные предметы, не поддающиеся счету. В родительном падеже единственного числа вариантные формы на -у(-ю) могут образовываться только у существительных мужского рода, называющих неодушевленные предметы, не поддающиеся счету. Сюда относятся вещественные в партитивном значении (кусок сыру, тарелка супу, литр квасу), отдельные отвлеченные, указывающие на неполный объем признака (много смеху, крику, визгу, шуму, страху), а также существительные с предлогами из, от, с, без при обозначении удаления откуда-либо, причины, отсутствия чего-либо (выйти из лесу, поднять с полу, умереть с голоду, уйти без спросу) и существительные в составе фразеологических оборотов (спасу нет, спуску не давать, хватить лишку).

Слайд 17





	Выбор формы определяется не только грамматическим значением родительного падежа (партитивное — непартитивное значение), но и синтаксической конструкцией. 
	Выбор формы определяется не только грамматическим значением родительного падежа (партитивное — непартитивное значение), но и синтаксической конструкцией. 
В глагольно-именных сочетаниях нормативной продолжает оставаться форма на -у(-ю):
	купить сахару, съесть винограду, нарезать сыру. 
В именных сочетаниях возможно употребление обеих форм: 
	(килограмм) сахара — сахару, (гроздь) винограда — винограду. 
В таких случаях формы на -а(-я) являются стилистически нейтральными, общелитературными по употреблению, а формы на -у(-ю) — стилистически сниженными, разговорными. 
Наличие определения при существительном способствует укреплению флексии -а(-я).
	кусок российского сыра, стакан фруктового сока.
Описание слайда:
Выбор формы определяется не только грамматическим значением родительного падежа (партитивное — непартитивное значение), но и синтаксической конструкцией. Выбор формы определяется не только грамматическим значением родительного падежа (партитивное — непартитивное значение), но и синтаксической конструкцией. В глагольно-именных сочетаниях нормативной продолжает оставаться форма на -у(-ю): купить сахару, съесть винограду, нарезать сыру. В именных сочетаниях возможно употребление обеих форм: (килограмм) сахара — сахару, (гроздь) винограда — винограду. В таких случаях формы на -а(-я) являются стилистически нейтральными, общелитературными по употреблению, а формы на -у(-ю) — стилистически сниженными, разговорными. Наличие определения при существительном способствует укреплению флексии -а(-я). кусок российского сыра, стакан фруктового сока.

Слайд 18





	Наиболее последовательно формы, на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются в двух случаях: 
	Наиболее последовательно формы, на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются в двух случаях: 
в уменьшительных существительных с количественным значением 
	(лучку, кофейку, медку) 
и в составе фразеологизмов (обычно наречного характера), особенно у тех существительных, которые вне фраземы вообще не употребляются 
	(дать деру, сбиться с панталыку, сладу нет, удержу не знать), 
существительные же, употребляющиеся и вне фразеологизма, в составе фраземы могут выступать в обеих формах 
	(с размаху — с размаха, комар носу не подточит — комар носа не подточит, не давать проходу — не давать прохода).
Описание слайда:
Наиболее последовательно формы, на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются в двух случаях: Наиболее последовательно формы, на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются в двух случаях: в уменьшительных существительных с количественным значением (лучку, кофейку, медку) и в составе фразеологизмов (обычно наречного характера), особенно у тех существительных, которые вне фраземы вообще не употребляются (дать деру, сбиться с панталыку, сладу нет, удержу не знать), существительные же, употребляющиеся и вне фразеологизма, в составе фраземы могут выступать в обеих формах (с размаху — с размаха, комар носу не подточит — комар носа не подточит, не давать проходу — не давать прохода).

Слайд 19


Грамматические нормы, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Грамматические нормы, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Грамматические нормы, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22


Грамматические нормы, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Грамматические нормы, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24


Грамматические нормы, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25


Грамматические нормы, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26


Грамматические нормы, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





Грамматические формы имен прилагательных
Описание слайда:
Грамматические формы имен прилагательных

Слайд 28


Грамматические нормы, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29


Грамматические нормы, слайд №29
Описание слайда:

Слайд 30


Грамматические нормы, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31


Грамматические нормы, слайд №31
Описание слайда:

Слайд 32


Грамматические нормы, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33


Грамматические нормы, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34


Грамматические нормы, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35


Грамматические нормы, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36


Грамматические нормы, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37


Грамматические нормы, слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38


Грамматические нормы, слайд №38
Описание слайда:

Слайд 39


Грамматические нормы, слайд №39
Описание слайда:

Слайд 40





Образование и употребление глагольных форм
Описание слайда:
Образование и употребление глагольных форм

Слайд 41


Грамматические нормы, слайд №41
Описание слайда:

Слайд 42


Грамматические нормы, слайд №42
Описание слайда:

Слайд 43





Задание 1.
Задание 1.

Определите род приведенных ниже существительных. Проверьте значение незнакомых слов по словарю. Составьте словосочетания с этими существительными.

	Газель, кенгуру, кадриль, жабо, цунами, бикини, кашне, алоэ, рантье, aтташе, импресарио, контральто, регби, эмбарго, банджо, ралли, пенальти, сирокко, кольраби, салями, авеню, сулугуни, хинди, иваси, какаду, денди, рефери, портье, цеце, конферансье, кюре, гризли, крупье, пери, бра, идальго.
Описание слайда:
Задание 1. Задание 1. Определите род приведенных ниже существительных. Проверьте значение незнакомых слов по словарю. Составьте словосочетания с этими существительными. Газель, кенгуру, кадриль, жабо, цунами, бикини, кашне, алоэ, рантье, aтташе, импресарио, контральто, регби, эмбарго, банджо, ралли, пенальти, сирокко, кольраби, салями, авеню, сулугуни, хинди, иваси, какаду, денди, рефери, портье, цеце, конферансье, кюре, гризли, крупье, пери, бра, идальго.

Слайд 44





Задание 2.
Задание 2.

Объясните, почему для приведенных ниже существительных свойственны колебания в роде. Проверьте значение незнакомых слов по словарю.


	Авто, арго, бренди, виски, медресе, мокко, эсперанто, визави, протеже, инкогнито, колибри, парвеню, хиппи, манго, ноу-хау.
Описание слайда:
Задание 2. Задание 2. Объясните, почему для приведенных ниже существительных свойственны колебания в роде. Проверьте значение незнакомых слов по словарю. Авто, арго, бренди, виски, медресе, мокко, эсперанто, визави, протеже, инкогнито, колибри, парвеню, хиппи, манго, ноу-хау.

Слайд 45





Задание 3.
Задание 3.
Определите род аббревиатур. Объясните, по каким принци­пам распределяются по родам аббревиатуры. Допишите окончания глаголов, согласуя подлежащее со сказуемым.

ЗАГС, ЗАКС, ТЮЗ, ВГИК, СОЭ, ГЭС, ЖЭК, ВАК, НАТО, 	РЭУ, СНГ, НИИ, МИД, РОНО.

МГУ празднова... юбилей.
		ООН приня... к рассмотрению документ.
		РИА сообщи... об этом на прошлой неделе.
		ТАСС 	уполномоче... заявить.
Описание слайда:
Задание 3. Задание 3. Определите род аббревиатур. Объясните, по каким принци­пам распределяются по родам аббревиатуры. Допишите окончания глаголов, согласуя подлежащее со сказуемым. ЗАГС, ЗАКС, ТЮЗ, ВГИК, СОЭ, ГЭС, ЖЭК, ВАК, НАТО, РЭУ, СНГ, НИИ, МИД, РОНО. МГУ празднова... юбилей. ООН приня... к рассмотрению документ. РИА сообщи... об этом на прошлой неделе. ТАСС уполномоче... заявить.

Слайд 46





Задание 4.
Задание 4.
Вставьте пропущенные окончания прилагательных.
1. Солнечн... Сочи.
	2. Широк... Миссисипи.
		3. Полноводн... Эри.
			4. Живописи... Капри.
				5. Знаменит... Лимпопо.
					6. Древн... Баку.
						7. Далек... Килиманджаро.
							8. Загазованн... Мехико.
Описание слайда:
Задание 4. Задание 4. Вставьте пропущенные окончания прилагательных. 1. Солнечн... Сочи. 2. Широк... Миссисипи. 3. Полноводн... Эри. 4. Живописи... Капри. 5. Знаменит... Лимпопо. 6. Древн... Баку. 7. Далек... Килиманджаро. 8. Загазованн... Мехико.

Слайд 47





Задание 5.
Задание 5.

Замените формы множественного числа на формы единственного числа.


	Забавные шимпанзе, белоснежные манжеты, деревянные ставни, проржавевшие рельсы, рыжие бакенбарды, черные ботфорты, изящные фламинго, маленькие пони, пугливые выхухоли, старинные псалтыри.
Описание слайда:
Задание 5. Задание 5. Замените формы множественного числа на формы единственного числа. Забавные шимпанзе, белоснежные манжеты, деревянные ставни, проржавевшие рельсы, рыжие бакенбарды, черные ботфорты, изящные фламинго, маленькие пони, пугливые выхухоли, старинные псалтыри.

Слайд 48





Задание 6.
Задание 6.

Выберите правильный вариант формы единственного числа для следующих существительных. Проверьте правильность употребления этих форм по словарю.


	Георгины, спазмы, тапки, туфли, заусеницы (заусенцы), плацкарты, скирды, банкноты, эполеты, щупальца.
Описание слайда:
Задание 6. Задание 6. Выберите правильный вариант формы единственного числа для следующих существительных. Проверьте правильность употребления этих форм по словарю. Георгины, спазмы, тапки, туфли, заусеницы (заусенцы), плацкарты, скирды, банкноты, эполеты, щупальца.

Слайд 49





Задание 7.
Задание 7.

Раскройте скобки, поставив существительные в форму множественного числа.
1. (Вексель) предъявлены к оплате.
2. Все (директор) прибыли на совещание.
3. На кафедре работают (профессор, кандидат наук).
4. Для воздвигающегося храма отливают (колокол).
5. Над городом возносятся золоченые (купол),
6. Территория делится на отдельные (округ).
7. (Бухгалтер) заполняют приходные (ордер).
8. (Загранпаспорт) оформляются в ОВИРе.
9. На конвертах ставятся (штемпель).
Описание слайда:
Задание 7. Задание 7. Раскройте скобки, поставив существительные в форму множественного числа. 1. (Вексель) предъявлены к оплате. 2. Все (директор) прибыли на совещание. 3. На кафедре работают (профессор, кандидат наук). 4. Для воздвигающегося храма отливают (колокол). 5. Над городом возносятся золоченые (купол), 6. Территория делится на отдельные (округ). 7. (Бухгалтер) заполняют приходные (ордер). 8. (Загранпаспорт) оформляются в ОВИРе. 9. На конвертах ставятся (штемпель).

Слайд 50





Задание 8.
Задание 8.
Объясните смысловую разницу у следующих пар существительных. Образуйте подходящие по смыслу словосочетания с этими существительными


	Образы - образа, тормозы - тормоза, лагери - лагеря, годы - года, кор­пусы - корпуса, мехи - меха, ордены - ордена, пропуски - пропуска, крендели - кренделя.
Описание слайда:
Задание 8. Задание 8. Объясните смысловую разницу у следующих пар существительных. Образуйте подходящие по смыслу словосочетания с этими существительными Образы - образа, тормозы - тормоза, лагери - лагеря, годы - года, кор­пусы - корпуса, мехи - меха, ордены - ордена, пропуски - пропуска, крендели - кренделя.

Слайд 51





Задание 9.
Задание 9.
Поставьте приведеннные существительные в форму родительного падежа множественного числа 
   Рельсы, баржи, чулки, носки, помидоры, рожки, саперы, ремесла, боты, заморозки, ходули, макароны, хоромы, будни, ясли, подмостки, грабли, розги, няни, калмыки, апельсины, дрязги, выкрутасы, дела, умения, болота.
Описание слайда:
Задание 9. Задание 9. Поставьте приведеннные существительные в форму родительного падежа множественного числа Рельсы, баржи, чулки, носки, помидоры, рожки, саперы, ремесла, боты, заморозки, ходули, макароны, хоромы, будни, ясли, подмостки, грабли, розги, няни, калмыки, апельсины, дрязги, выкрутасы, дела, умения, болота.

Слайд 52





Задание 10
Задание 10
Поставьте приведеннные существительные в форму родительного падежа множественного числа
   Граммы, патиссоны, брюки, баклажаны, грузины, гренадеры, амперы, сапоги, хорваты, партизаны, панталоны, омы, турки, яблоки, валенки.
Описание слайда:
Задание 10 Задание 10 Поставьте приведеннные существительные в форму родительного падежа множественного числа Граммы, патиссоны, брюки, баклажаны, грузины, гренадеры, амперы, сапоги, хорваты, партизаны, панталоны, омы, турки, яблоки, валенки.

Слайд 53





Задание 11
Задание 11
От приведенных ниже прилагательных образуйте, где это возможно, сравнительную и превосходную степень, выбирая простую или составную форму степеней сравнения
   Сильный, добрый, живой, постыдный, смелый, деревянный, важным прижимистый, лесной, теплый, плохой, дружественный, передовой, женатый, мерзкий, долгий, ранний, карий, серьезный, сердечный, подходящий, алюминиевый, просторный, американский, тесный, серьезный, продуктивный.
Описание слайда:
Задание 11 Задание 11 От приведенных ниже прилагательных образуйте, где это возможно, сравнительную и превосходную степень, выбирая простую или составную форму степеней сравнения Сильный, добрый, живой, постыдный, смелый, деревянный, важным прижимистый, лесной, теплый, плохой, дружественный, передовой, женатый, мерзкий, долгий, ранний, карий, серьезный, сердечный, подходящий, алюминиевый, просторный, американский, тесный, серьезный, продуктивный.

Слайд 54





Задание 12
Задание 12
Сформулируйте принцип, по которому приведенные ниже словосочетания с превосходной степенью сравнения прилагательного можно разделить на две группы

    Высочайшая гора мира; в самое ближайшее время; крупнейшая планета Солнечной системы; мельчайшие пылинки; изготовить с высочайшей точностью; худшие показатели за весь год; честнейший человек; жесточайшее col противление; старейший сотрудник отдела; для скорейшего окончания кризиса.
Описание слайда:
Задание 12 Задание 12 Сформулируйте принцип, по которому приведенные ниже словосочетания с превосходной степенью сравнения прилагательного можно разделить на две группы Высочайшая гора мира; в самое ближайшее время; крупнейшая планета Солнечной системы; мельчайшие пылинки; изготовить с высочайшей точностью; худшие показатели за весь год; честнейший человек; жесточайшее col противление; старейший сотрудник отдела; для скорейшего окончания кризиса.

Слайд 55





Задание 13
Задание 13
Образуйте краткую форму от приведенных ниже прилагательных. Укажите возможные варианты

   Двойственный, современный, невежественный, мелочный, надменный, торжественный, длинный, таинственный, несомненный, подлинный, победный, обыкновенный, пустынный, забавный.
Описание слайда:
Задание 13 Задание 13 Образуйте краткую форму от приведенных ниже прилагательных. Укажите возможные варианты Двойственный, современный, невежественный, мелочный, надменный, торжественный, длинный, таинственный, несомненный, подлинный, победный, обыкновенный, пустынный, забавный.

Слайд 56





Задание 14
Задание 14
Проанализируйте смысловые различия в приведенных ниже сочетаниях с краткой и полной формами прилагательных 
	Старик больной - старик болен; девушка счастливая - девушка счастлива; шкаф высокий - шкаф высок; брюки короткие - брюки коротки; задача трудная - задача трудна; лицо спокойное -лицо спокойно.
Описание слайда:
Задание 14 Задание 14 Проанализируйте смысловые различия в приведенных ниже сочетаниях с краткой и полной формами прилагательных Старик больной - старик болен; девушка счастливая - девушка счастлива; шкаф высокий - шкаф высок; брюки короткие - брюки коротки; задача трудная - задача трудна; лицо спокойное -лицо спокойно.

Слайд 57





Задание 15
Задание 15
Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагательного 
1. Предложенные к закону поправки и дополнения (существенны, существенные).
2. Требования к работникам завода были (своевременны, своевременные, своевременными).
3. Изменение графика отпусков (нежелательно, нежелательное).
4. Проведение консультаций со специалистами (необходимое, необходимо).
5. Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась (неразрешима, неразрешимая, неразрешимой).
6. Этот ученый (известный, известен) своими работами по биохимии.
7. Учитель был (добрым, добр, добрый) к ученикам.
8. Этот юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен).
9. Каждый работник (ответствен, ответственен) за порученное ему дело.
10. Новый гимн ((торжествен, торжественен).
11. Работа (несвободна, несвободная) от недостатков.
Описание слайда:
Задание 15 Задание 15 Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагательного 1. Предложенные к закону поправки и дополнения (существенны, существенные). 2. Требования к работникам завода были (своевременны, своевременные, своевременными). 3. Изменение графика отпусков (нежелательно, нежелательное). 4. Проведение консультаций со специалистами (необходимое, необходимо). 5. Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась (неразрешима, неразрешимая, неразрешимой). 6. Этот ученый (известный, известен) своими работами по биохимии. 7. Учитель был (добрым, добр, добрый) к ученикам. 8. Этот юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 9. Каждый работник (ответствен, ответственен) за порученное ему дело. 10. Новый гимн ((торжествен, торжественен). 11. Работа (несвободна, несвободная) от недостатков.

Слайд 58





Задание 16
Задание 16
Раскройте скобки, выбрав правильный вариант личного местоимения. Укажите возможность использования обоих вариантов
	Между нами и (ими - ними), при помощи (ее - нее), около (их - них), наперекор (ему - нему), за всеми (ими - ними), без (его - него), по поводу (ее - нее), старше (его - него), за исключением (их - них), для всех (их - них), соответственно (им - ним), перед (ей - ней), мимо (его - него), лучше (их - них).
Описание слайда:
Задание 16 Задание 16 Раскройте скобки, выбрав правильный вариант личного местоимения. Укажите возможность использования обоих вариантов Между нами и (ими - ними), при помощи (ее - нее), около (их - них), наперекор (ему - нему), за всеми (ими - ними), без (его - него), по поводу (ее - нее), старше (его - него), за исключением (их - них), для всех (их - них), соответственно (им - ним), перед (ей - ней), мимо (его - него), лучше (их - них).

Слайд 59





Задание 17
Задание 17
Устраните ошибки

 Вокруг их разгорелся спор.
 Благодаря ней мы смогли пойти на экскурсию.
 Этот вопрос не представляет интереса для их.
 У него нет ни минуты свободного времени.
 Впереди его мелкой рысцой бежала серая лошадка.
 Здание нового цеха -оно окружено цветниками.
Описание слайда:
Задание 17 Задание 17 Устраните ошибки Вокруг их разгорелся спор. Благодаря ней мы смогли пойти на экскурсию. Этот вопрос не представляет интереса для их. У него нет ни минуты свободного времени. Впереди его мелкой рысцой бежала серая лошадка. Здание нового цеха -оно окружено цветниками.

Слайд 60





Задание 18
Задание 18
Прочитайте предложения, выбирая правильный вариант местоимения

1. Кабанова деспотически обращается с членами (ее, своей) семьи.
2. Провинциальных чиновников с (их, своими) интересами Гоголь показал в комедии «Ревизор».
3. Гоголь показал, как чиновники относились к (их, своим) обязанностям.
4. Жена и дочь городничего мало чем отличаются друг от друга У (обоих, обеих) много кокетства и легкомыслия.
5. К Хлестакову являются также Бобчинский и Добчинский, и у (обоих, обеих) он просит взаймы денег.
Описание слайда:
Задание 18 Задание 18 Прочитайте предложения, выбирая правильный вариант местоимения 1. Кабанова деспотически обращается с членами (ее, своей) семьи. 2. Провинциальных чиновников с (их, своими) интересами Гоголь показал в комедии «Ревизор». 3. Гоголь показал, как чиновники относились к (их, своим) обязанностям. 4. Жена и дочь городничего мало чем отличаются друг от друга У (обоих, обеих) много кокетства и легкомыслия. 5. К Хлестакову являются также Бобчинский и Добчинский, и у (обоих, обеих) он просит взаймы денег.

Слайд 61





Задание 19
Задание 19
Определите смысловые и грамматические различия, проявляющиеся в приведенных ниже парах глаголов. Составьте сочетания или предложения с этими глаголами 
   Обессилить - обессилеть, обезволить - обезволеть, обезлесить - обезле­
сеть, обездомить - обездометь, обезводить - обезводеть, обезжирить - обезжиреть.
Описание слайда:
Задание 19 Задание 19 Определите смысловые и грамматические различия, проявляющиеся в приведенных ниже парах глаголов. Составьте сочетания или предложения с этими глаголами Обессилить - обессилеть, обезволить - обезволеть, обезлесить - обезле­ сеть, обездомить - обездометь, обезводить - обезводеть, обезжирить - обезжиреть.

Слайд 62





Задание 20
Задание 20
Попытайтесь образовать формы первого лица единственного числа от приведенных ниже глаголов 
А. Телиться, колоситься, осыпаться, гаснуть, ржаветь, горчить, мерцать,
зеленеть, кипеть, щениться, сквозить, цвести.

Б. Толпиться, сбежаться, сползтись, скопиться, перепадать, набежать, померзнуть.

B. Галдеть, убедить, победить, ерундить, дудеть, ощутить, шелестеть, чудить, колесить, грезить, затмить.

Г. Светать, смеркаться, знобить.
Описание слайда:
Задание 20 Задание 20 Попытайтесь образовать формы первого лица единственного числа от приведенных ниже глаголов А. Телиться, колоситься, осыпаться, гаснуть, ржаветь, горчить, мерцать, зеленеть, кипеть, щениться, сквозить, цвести. Б. Толпиться, сбежаться, сползтись, скопиться, перепадать, набежать, померзнуть. B. Галдеть, убедить, победить, ерундить, дудеть, ощутить, шелестеть, чудить, колесить, грезить, затмить. Г. Светать, смеркаться, знобить.

Слайд 63





Задание 21. 
Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме. Мотивируйте свой выбор.


1) Вскоре мальчики очутились снова на крыше. Вместе запустили (змей) и по очереди держали тугую, гудящую нить. 
2) Я не люблю (трупы) и (покойники), и мне всегда неприятно, когда переходит мою дорогу длинная погребальная процессия. 
3) Пахнет рыбой и лимоном, и духами парижанки, что под зонтиком зеленым и несет (креветки) в банке. 
4) Даже такие фразы: «А вот я (ваш туз) побоку»,- зачем они. 
5) Он /Онегин/ не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за («нравственный эмбрион»). 
6) А не хотите ли со мной есть (устрицы)?
Описание слайда:
Задание 21. Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме. Мотивируйте свой выбор. 1) Вскоре мальчики очутились снова на крыше. Вместе запустили (змей) и по очереди держали тугую, гудящую нить. 2) Я не люблю (трупы) и (покойники), и мне всегда неприятно, когда переходит мою дорогу длинная погребальная процессия. 3) Пахнет рыбой и лимоном, и духами парижанки, что под зонтиком зеленым и несет (креветки) в банке. 4) Даже такие фразы: «А вот я (ваш туз) побоку»,- зачем они. 5) Он /Онегин/ не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за («нравственный эмбрион»). 6) А не хотите ли со мной есть (устрицы)?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию