🗊Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №1Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №2Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №3Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №4Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №5Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №6Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №7Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №8Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №9Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №10Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №11Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №12Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №13Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №14Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №15Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №16Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №17Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №18Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Презентация содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Композиция романа А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»
Описание слайда:
Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Слайд 2





Жанр произведения
Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.
    ВЫВОД: жанр свободного романа во многом определил композицию «Евгения Онегина».
Описание слайда:
Жанр произведения Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. ВЫВОД: жанр свободного романа во многом определил композицию «Евгения Онегина».

Слайд 3





Сюжетные линии романа
      1 сюжетная линия
     Онегин – Татьяна:
Знакомство – вечер у Лариных (Пора пришла – она влюбилась)
Разговор с няней – письмо Онегину
Через два дня объяснение в саду
Сон Татьяны. Именины
Татьяна приходит в дом Онегина
Отъезд в Москву
Вечер у Татьяны (Сомненья нет увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен…)
Письмо к Татьяне. Объяснение
Описание слайда:
Сюжетные линии романа 1 сюжетная линия Онегин – Татьяна: Знакомство – вечер у Лариных (Пора пришла – она влюбилась) Разговор с няней – письмо Онегину Через два дня объяснение в саду Сон Татьяны. Именины Татьяна приходит в дом Онегина Отъезд в Москву Вечер у Татьяны (Сомненья нет увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен…) Письмо к Татьяне. Объяснение

Слайд 4





Композиция 
Глава 1 – развернутая экспозиция
Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)
Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)
Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии)
Глава 8 – развязка I сюжетной линии
Описание слайда:
Композиция Глава 1 – развернутая экспозиция Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским) Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной) Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии) Глава 8 – развязка I сюжетной линии

Слайд 5





Открытость романа – важная композиционная особенность
   Необычность развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского: 
                                               Быть может, он для блага мира
                                        Иль хоть для славы был рожден…

                                        А может быть и то: поэта
                                        Обыкновенный ждал удел

      Развязка I линии:
                                                 И здесь героя моего,
                                         В минуту, злую для него,
                                         Читатель, мы теперь оставим,
                                          Надолго… навсегда.
Описание слайда:
Открытость романа – важная композиционная особенность Необычность развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел Развязка I линии: И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда.

Слайд 6





Принцип организации романа
   Основной принцип романа – симметрия и параллелизм.
    Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах:
встреча – письмо – объяснение
     Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.
Описание слайда:
Принцип организации романа Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.

Слайд 7





Параллелизм романа
Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина

Онегин 

 
                                       - Но я не создан для блаженства,                     - Пред вами в муках замирать
                                   Ему чужда душа моя.                                         Бледнеть и гаснуть … вот блаженство!
                                  Напрасны ваши совершенства:
                                  Их вовсе недостоин я…



Татьяна




Я вас люблю (к чему лукавить?)…
Описание слайда:
Параллелизм романа Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина Онегин - Но я не создан для блаженства, - Пред вами в муках замирать Ему чужда душа моя. Бледнеть и гаснуть … вот блаженство! Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я… Татьяна Я вас люблю (к чему лукавить?)…

Слайд 8





  2. Два письма, композиция которых параллельна
  2. Два письма, композиция которых параллельна
   Ожидание ответа – реакция адресата – два  объяснения
  3. Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах)
   4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава)
Описание слайда:
2. Два письма, композиция которых параллельна 2. Два письма, композиция которых параллельна Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения 3. Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах) 4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава)

Слайд 9





Антитеза частей романа
Глава 1 -      Петербург – жизнь Онегина
Глава 2 -       Деревня – жизнь Татьяны
Описание слайда:
Антитеза частей романа Глава 1 - Петербург – жизнь Онегина Глава 2 - Деревня – жизнь Татьяны

Слайд 10





Основная композиционная единица романа - глава
   Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета.

           Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.
Описание слайда:
Основная композиционная единица романа - глава Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.

Слайд 11





Композиционная роль лирических отступлений
      Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:
                              Я знал красавиц недоступных,
                           Холодных, чистых, как зима,
                           Неумолимых , неподкупных,
                           Непостижимых для ума…
2.             Разный размер лирических отступлений – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»)  до нескольких строф (глава 1, LVII – LX).
Описание слайда:
Композиционная роль лирических отступлений Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам: Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых , неподкупных, Непостижимых для ума… 2. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII – LX).

Слайд 12





Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу.
Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу.
  Начало 8 главы:
                                     В те дни, когда в садах Лицея
                                Я безмятежно расцветал… 
   Конец 1 главы:
                                    Иди же к невским берегам        
                               Новорожденное творенье.
                               И заслужи мне славы дань:
                               Кривые толки шум и брань. 
Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.
                                          У нас теперь не то в предмете:
                                 Мы лучше поспешим на бал,
                                 Куда стремглав в ямской карете
                                 Уж мой Онегин поскакал…
Описание слайда:
Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Начало 8 главы: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Конец 1 главы: Иди же к невским берегам Новорожденное творенье. И заслужи мне славы дань: Кривые толки шум и брань. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал…

Слайд 13





Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.
Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.
Перед объяснением с Онегиным;
Перед сном Татьяны;
Перед дуэлью.
Часто содержат обращения к читателю, что позволяет сочетать лирическое и эпическое:
                                Все это значило, друзья:
                            С приятелем стреляюсь я.
Описание слайда:
Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия. Перед объяснением с Онегиным; Перед сном Татьяны; Перед дуэлью. Часто содержат обращения к читателю, что позволяет сочетать лирическое и эпическое: Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я.

Слайд 14





Композиционная роль пейзажа
Показывает ход времени в романе.
Характеризует духовный мир героев.
Часто сопутствует образу Татьяны.
Описание слайда:
Композиционная роль пейзажа Показывает ход времени в романе. Характеризует духовный мир героев. Часто сопутствует образу Татьяны.

Слайд 15





Роль вставных элементов
Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.
Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.
Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе:
        - песня девушек – перед объяснением с Онегиным;
        - сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.
Описание слайда:
Роль вставных элементов Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом. Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: - песня девушек – перед объяснением с Онегиным; - сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.

Слайд 16





Композиционная роль внутреннего времени романа
       Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».
В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав… поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.
В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.
Описание слайда:
Композиционная роль внутреннего времени романа Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине». В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав… поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням. В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.

Слайд 17





Композиционная роль предметно-бытовой детали
Новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа
Описание слайда:
Композиционная роль предметно-бытовой детали Новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа

Слайд 18





Авторское отношение к композиции
          Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку.
          Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.
Описание слайда:
Авторское отношение к композиции Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.

Слайд 19


Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», слайд №19
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию