🗊Презентация Лекция 4 (1)

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Лекция 4 (1), слайд №1Лекция 4 (1), слайд №2Лекция 4 (1), слайд №3Лекция 4 (1), слайд №4Лекция 4 (1), слайд №5Лекция 4 (1), слайд №6Лекция 4 (1), слайд №7Лекция 4 (1), слайд №8Лекция 4 (1), слайд №9Лекция 4 (1), слайд №10Лекция 4 (1), слайд №11Лекция 4 (1), слайд №12

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лекция 4 (1). Доклад-сообщение содержит 12 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1











































институт психологии и образования





Психология подросткового и юношеского возраста
Описание слайда:
институт психологии и образования Психология подросткового и юношеского возраста

Слайд 2







 
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)

Социальная ситуация развития – подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Подростковому возрасту свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).
Описание слайда:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) Социальная ситуация развития – подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Подростковому возрасту свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).

Слайд 3







 
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)
Ведущая деятельность в подростковом возрасте – это общение со сверстниками. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, «быть значимым» – реализуется в сообществе сверстников. 
Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста:
-    желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет);
мотив занять определенное место в коллективе (12-13 лет);                  
стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет).
По мнению Д.И.Фельдштейна, главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально-одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, художественная или спортивная, но главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности.
Описание слайда:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) Ведущая деятельность в подростковом возрасте – это общение со сверстниками. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, «быть значимым» – реализуется в сообществе сверстников. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: - желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет); мотив занять определенное место в коллективе (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет). По мнению Д.И.Фельдштейна, главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально-одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, художественная или спортивная, но главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности.

Слайд 4







 
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)
Новообразования подросткового возраста
 Познавательное развитие в подростковом возрасте. 
Возрастает познавательная активность, расширяются познавательные интересы.
Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью.
Качественно улучшаются все основные параметры внимания.
Память внутренне опосредована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер.
Оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое  дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому.
Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация учебной деятельности.
Описание слайда:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) Новообразования подросткового возраста Познавательное развитие в подростковом возрасте. Возрастает познавательная активность, расширяются познавательные интересы. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания. Память внутренне опосредована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация учебной деятельности.

Слайд 5







 
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)
Специфические особенности психики и поведения подростков
Переходность психики подростка состоит в одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для младшего возраста. К ним относят следующие:
Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и др.
2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративных прогулках, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.
3. Реакция имитации. Данная реакция проявляется в подражании взрослым.
4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.
5. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.
6. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости – настойчивое стремление к физическим достижениям, при стеснительности и застенчивости – к общественной жизни и т.д.).
Описание слайда:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) Специфические особенности психики и поведения подростков Переходность психики подростка состоит в одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для младшего возраста. К ним относят следующие: Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и др. 2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративных прогулках, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные. 3. Реакция имитации. Данная реакция проявляется в подражании взрослым. 4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. 5. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. 6. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости – настойчивое стремление к физическим достижениям, при стеснительности и застенчивости – к общественной жизни и т.д.).

Слайд 6







 
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)
Специфические особенности психики и поведения подростков
Подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:
1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. 
2. Реакция «отрицательной имитации». Борьба за независимость.
3. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.
4. Реакция группирования. Она выражается в стремлении к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.
5. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание, более типичны для девочек.
6. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).
Описание слайда:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) Специфические особенности психики и поведения подростков Подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период: 1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. 2. Реакция «отрицательной имитации». Борьба за независимость. 3. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. 4. Реакция группирования. Она выражается в стремлении к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. 5. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание, более типичны для девочек. 6. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).

Слайд 7







 
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)
Развитие личности и кризис перехода к юности
Л.С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он выделил несколько групп интересов («доминант») подростка:

— «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности);

— «доминанта дали» (большая субъективная значимость отдаленных событий, чем текущих и ближайших);

— «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.);

— «доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, приключениям).
Описание слайда:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) Развитие личности и кризис перехода к юности Л.С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он выделил несколько групп интересов («доминант») подростка: — «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности); — «доминанта дали» (большая субъективная значимость отдаленных событий, чем текущих и ближайших); — «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.); — «доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, приключениям).

Слайд 8







 
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)
Развитие личности и кризис перехода к юности
Подростковый кризис — ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка. Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например, шизофрения). Подростковая психиатрия выделена как самостоятельный раздел психиатрии. Самосознание. Новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости, — это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.
Описание слайда:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) Развитие личности и кризис перехода к юности Подростковый кризис — ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка. Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например, шизофрения). Подростковая психиатрия выделена как самостоятельный раздел психиатрии. Самосознание. Новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости, — это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.

Слайд 9







 
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)
Выделено и описано несколько видов взрослости:
— подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение;
— стремление подростков - мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость и т.п.;
— социальная взрослость — как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;
— интеллектуальная взрослость — связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.
«Чувство взрослости» обнаруживает себя по-разному. Задача взрослых — «изучить язык этого чувства, чтобы вовремя услышать его первый лепет и надлежащим образом ответить»; помочь подросткам в поиске культурных средств выражения «чувства взрослости», чтобы избежать малоприятных для взрослого сообщества форм.
Описание слайда:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) Выделено и описано несколько видов взрослости: — подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение; — стремление подростков - мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость и т.п.; — социальная взрослость — как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку; — интеллектуальная взрослость — связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы. «Чувство взрослости» обнаруживает себя по-разному. Задача взрослых — «изучить язык этого чувства, чтобы вовремя услышать его первый лепет и надлежащим образом ответить»; помочь подросткам в поиске культурных средств выражения «чувства взрослости», чтобы избежать малоприятных для взрослого сообщества форм.

Слайд 10







 
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)

Я-концепция как новый уровень самосознания — центральное новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности. Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные. В значительной мере это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы «извне», интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно, неопределенно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные - конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми красками.
Описание слайда:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) Я-концепция как новый уровень самосознания — центральное новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности. Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные. В значительной мере это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы «извне», интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно, неопределенно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные - конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми красками.

Слайд 11









ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя «изнутри» и понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности. 
К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость).
 Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. 
Кризис перехода к юности (15—18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.
Описание слайда:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя «изнутри» и понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности. К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Кризис перехода к юности (15—18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Слайд 12


Лекция 4 (1), слайд №12
Описание слайда:



Теги Лекция 4 (1)
Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию