🗊 ЛЕКЦИЯ 6 тема: РЕФЛЕКСИЯ

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №1  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №2  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №3  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №4  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №5  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №6  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №7  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №8  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №9  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №10  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №11  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №12  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №13  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №14  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №15  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №16  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №17  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №18  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №19  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №20  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №21  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №22  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №23  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №24  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №25  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №26  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №27  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №28  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №29  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №30  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №31  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №32  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №33  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №34  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №35  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №36  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №37  
  ЛЕКЦИЯ 6 тема:  РЕФЛЕКСИЯ    , слайд №38

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать ЛЕКЦИЯ 6 тема: РЕФЛЕКСИЯ . Презентация содержит 38 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ЛЕКЦИЯ 6
тема: 
РЕФЛЕКСИЯ
Описание слайда:
ЛЕКЦИЯ 6 тема: РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 2





    В лекции будет 
           3 части:

1) феноменально-смысловое введение;
2) обзор исторических точек зрения на рефлексию;
3) механизмы методологической рефлексии
Описание слайда:
В лекции будет 3 части: 1) феноменально-смысловое введение; 2) обзор исторических точек зрения на рефлексию; 3) механизмы методологической рефлексии

Слайд 3





       1 часть:
Феноменально-  
    смысловое    
      введение   
    рефлексии
Описание слайда:
1 часть: Феноменально- смысловое введение рефлексии

Слайд 4





    ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ?
– базовый механизм сознания (Дж.Локк)

 – сущность мышления (В.Гумбольдт)
 
 – опосредование вообще (Г.Гегель)

- механизм перескоков между «пустыми местами» мышления (Г.П.Щедровицкий)

- установление отношений по содержанию (Н.Г.Алексеев)

– функция  человеческой активности (С.В.Попов)
Описание слайда:
ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ? – базовый механизм сознания (Дж.Локк) – сущность мышления (В.Гумбольдт) – опосредование вообще (Г.Гегель) - механизм перескоков между «пустыми местами» мышления (Г.П.Щедровицкий) - установление отношений по содержанию (Н.Г.Алексеев) – функция человеческой активности (С.В.Попов)

Слайд 5





   ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА     
      РЕФЛЕКСИЯ?
- для различения и удержания разного (отвечает за существование);
- для поддержания актуальности мира;
- для обеспечения «умственного здоровья»;
- для развития;
Описание слайда:
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕФЛЕКСИЯ? - для различения и удержания разного (отвечает за существование); - для поддержания актуальности мира; - для обеспечения «умственного здоровья»; - для развития;

Слайд 6





   ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
«reflexio» - от латинского «повёрнутый назад», «отраженный»;
«reflexus» - внутренняя, обращенная к морю и отражающая волны, сторона залива.
(отсюда же – «рефлектор» - отражающая часть прожектора)
Описание слайда:
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «reflexio» - от латинского «повёрнутый назад», «отраженный»; «reflexus» - внутренняя, обращенная к морю и отражающая волны, сторона залива. (отсюда же – «рефлектор» - отражающая часть прожектора)

Слайд 7





В XVII в. Дж. Локк ввёл другой смысл:
«осознание опыта»

В России XVIII в. с тем же смыслом  
использовался термин:
«восклонение»,
иначе говоря:
«восхождение-склонение»
Описание слайда:
В XVII в. Дж. Локк ввёл другой смысл: «осознание опыта» В России XVIII в. с тем же смыслом использовался термин: «восклонение», иначе говоря: «восхождение-склонение»

Слайд 8





До XIX в физике была
«рефлексия света»

В XIX в. Белинский  ввёл в литературу
«рефлексивного героя»
 
В биологии ХХ в. – 
«рефлекс Павлова»
Описание слайда:
До XIX в физике была «рефлексия света» В XIX в. Белинский ввёл в литературу «рефлексивного героя» В биологии ХХ в. – «рефлекс Павлова»

Слайд 9





Феноменальные проявления рефлексии
Описание слайда:
Феноменальные проявления рефлексии

Слайд 10





Раньше говорили так:
«задумался – и ушёл в монастырь»
(рефлексия, опосредующая переход в другой мир)

В восточных единоборствах: только бой начинается – боец сразу же определяет школу противника
(рефлексия деятельностных средств)
Описание слайда:
Раньше говорили так: «задумался – и ушёл в монастырь» (рефлексия, опосредующая переход в другой мир) В восточных единоборствах: только бой начинается – боец сразу же определяет школу противника (рефлексия деятельностных средств)

Слайд 11





А.Парибок: 
«В буддизме сознание раскладывают на несколько позиций, а потом по определённой схеме собирают в новую структуру (следующего уровня посвящения)»
(конструктивная рефлексия сознания)
Описание слайда:
А.Парибок: «В буддизме сознание раскладывают на несколько позиций, а потом по определённой схеме собирают в новую структуру (следующего уровня посвящения)» (конструктивная рефлексия сознания)

Слайд 12





Работа архитектора при строительстве дома:
его рефлексия напоминает движения сплавщиков леса при молевом сплаве
(конструктивная рефлексия мышления)
Описание слайда:
Работа архитектора при строительстве дома: его рефлексия напоминает движения сплавщиков леса при молевом сплаве (конструктивная рефлексия мышления)

Слайд 13






Солженицын, живя в США, писал сразу по несколько книг одновременно, каждую – в отдельном доме. В каждом доме было по несколько столов, на которых был свой особый «беспорядок» в бумагах. И никто не имел права к ним прикасаться
(организующая рефлексия)
Описание слайда:
Солженицын, живя в США, писал сразу по несколько книг одновременно, каждую – в отдельном доме. В каждом доме было по несколько столов, на которых был свой особый «беспорядок» в бумагах. И никто не имел права к ним прикасаться (организующая рефлексия)

Слайд 14





Притча 
Трёх строителей Кёльнского собора спросили: что делаете здесь?
Первый сказал: «Таскаю камни»;
Второй – «Зарабатываю на хлеб семье»;
Третий – «Строю собор».
(рефлексия разных рамок деятельности)
Описание слайда:
Притча Трёх строителей Кёльнского собора спросили: что делаете здесь? Первый сказал: «Таскаю камни»; Второй – «Зарабатываю на хлеб семье»; Третий – «Строю собор». (рефлексия разных рамок деятельности)

Слайд 15





Если ребёнку говоришь: «…такой-сякой, вместо того, чтобы учить уроки, сидишь в «компе» и играешь в игрушки!» -
в ответ получишь весь спектр рефлексивных реакций – от обмана до прямого хамства
(рефлексивная защита сознания)
Описание слайда:
Если ребёнку говоришь: «…такой-сякой, вместо того, чтобы учить уроки, сидишь в «компе» и играешь в игрушки!» - в ответ получишь весь спектр рефлексивных реакций – от обмана до прямого хамства (рефлексивная защита сознания)

Слайд 16





Шутка: 
Сороконожку спросили, как она ходит со своими 40 ногами? Она задумалась и перестала ходить

И серьёзно: 
Если художник задумается, как он пишет картины, он перестанет быть художником
(проблематизирующая рефлексия)
Описание слайда:
Шутка: Сороконожку спросили, как она ходит со своими 40 ногами? Она задумалась и перестала ходить И серьёзно: Если художник задумается, как он пишет картины, он перестанет быть художником (проблематизирующая рефлексия)

Слайд 17






Школьник при решении задачи говорит себе: 
«Что-то не получается;  попробую-ка я решить задачу по-другому»
(рефлексия способов решения задачи)

На стене университета перед сессией было написано: Я даже не знаю, знаю я или не знаю…
(рефлексия рефлексии)
Описание слайда:
Школьник при решении задачи говорит себе: «Что-то не получается; попробую-ка я решить задачу по-другому» (рефлексия способов решения задачи) На стене университета перед сессией было написано: Я даже не знаю, знаю я или не знаю… (рефлексия рефлексии)

Слайд 18





Герой рассказа А.Герцена лежит на диване и думает:
«Может быть, встать? А зачем? Ну, хотя бы, чтобы поесть? Но я есть не хочу. И потом ведь снова ложиться придётся. А может быть, всё же, встать?...» 
(рефлексивная возгонка)
Описание слайда:
Герой рассказа А.Герцена лежит на диване и думает: «Может быть, встать? А зачем? Ну, хотя бы, чтобы поесть? Но я есть не хочу. И потом ведь снова ложиться придётся. А может быть, всё же, встать?...» (рефлексивная возгонка)

Слайд 19





Подвыпившего водителя останавливает инспектор ГИБДД:
«Влип», - думает водитель
(рефлексия ситуации)
Описание слайда:
Подвыпившего водителя останавливает инспектор ГИБДД: «Влип», - думает водитель (рефлексия ситуации)

Слайд 20









рефлексия – это то, без чего :
- то, что было – не было; 
- то, что есть – не существует;
- то, что будет – не появится.
(рефлексия условий существования)
Описание слайда:
рефлексия – это то, без чего : - то, что было – не было; - то, что есть – не существует; - то, что будет – не появится. (рефлексия условий существования)

Слайд 21





Рефлексия по Лефевру:
«Я думаю, что он думает, что я думаю»

Рассуждение шахматиста: «Если он сходит, пешкой, я подставлю под неё слона. Если он возьмёт его, у меня открыватся фланг…»
(взаимный рефлексивный расчёт конфликтующих структур)
Описание слайда:
Рефлексия по Лефевру: «Я думаю, что он думает, что я думаю» Рассуждение шахматиста: «Если он сходит, пешкой, я подставлю под неё слона. Если он возьмёт его, у меня открыватся фланг…» (взаимный рефлексивный расчёт конфликтующих структур)

Слайд 22





Рефлексия по ГП:

«Представьте себе мясорубку, из которой вылезает фарш, который становится частью самой мясорубки – этот эффект и есть рефлексия мышления»
(рефлексия перефункционализации  организованностей мыследеятельности)
Описание слайда:
Рефлексия по ГП: «Представьте себе мясорубку, из которой вылезает фарш, который становится частью самой мясорубки – этот эффект и есть рефлексия мышления» (рефлексия перефункционализации организованностей мыследеятельности)

Слайд 23





Условия появления рефлексии:
- когда нужно установить отношения между разнородными сущностями;

- когда двигаться надо, но двигаться дальше не можешь;

- когда задают рефлексивные вопросы (как? за счёт чего?);

- когда хочешь что-то понять, чтобы  сделать (через рефлексию понятое переводится в действие);
Описание слайда:
Условия появления рефлексии: - когда нужно установить отношения между разнородными сущностями; - когда двигаться надо, но двигаться дальше не можешь; - когда задают рефлексивные вопросы (как? за счёт чего?); - когда хочешь что-то понять, чтобы сделать (через рефлексию понятое переводится в действие);

Слайд 24





ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСИИ:
- отражение поступившего извне неким субстратом;
- то, что отражается, всегда преобразованное;
- отражение направлено на уже бывшее.

Следствие: рефлексии над пустотой не бывает.
Описание слайда:
ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСИИ: - отражение поступившего извне неким субстратом; - то, что отражается, всегда преобразованное; - отражение направлено на уже бывшее. Следствие: рефлексии над пустотой не бывает.

Слайд 25





2 часть:
Обзор исторических точек зрения на рефлексию
Описание слайда:
2 часть: Обзор исторических точек зрения на рефлексию

Слайд 26





Рефлексия – оборачивание назад и рассматривание того, что было.
Но, что смотрит? Куда смотрит? Как (для чего) смотрит? – в истории решалось по-разному
Описание слайда:
Рефлексия – оборачивание назад и рассматривание того, что было. Но, что смотрит? Куда смотрит? Как (для чего) смотрит? – в истории решалось по-разному

Слайд 27






РЕФЛЕКСИЮ 
не надо путать с событийным воспоминанием того, что было когда-то
Память в рефлексии служит рамкой, а не содержанием
Описание слайда:
РЕФЛЕКСИЮ не надо путать с событийным воспоминанием того, что было когда-то Память в рефлексии служит рамкой, а не содержанием

Слайд 28









Аристотель: Бог – это самомыслящее мышление 
мета-метафизическая трактовка РЕ
 
Локк: РЕ - осознание человеком собственного эмпирического опыта 
РЕ эмпирического психологизма

Лейбниц: РЕ - осознание человеком способов работы сознания по построению понятий 
РЕ логического психологизма

Кант: РЕ - творческое воображение условий (способностей) познания 
методологическая, трансцендентальная РЕ
Описание слайда:
Аристотель: Бог – это самомыслящее мышление мета-метафизическая трактовка РЕ Локк: РЕ - осознание человеком собственного эмпирического опыта РЕ эмпирического психологизма Лейбниц: РЕ - осознание человеком способов работы сознания по построению понятий РЕ логического психологизма Кант: РЕ - творческое воображение условий (способностей) познания методологическая, трансцендентальная РЕ

Слайд 29





Фихте: РЕ – объективирование конструктивного построения мысли, освобождение от собственной мысли 
субъективно-деятельностная трактовка РЕ

Гегель: РЕ – механизм самореализации абсолютного духа (мышление над мышлением)
объективно-деятельностная трактовка РЕ

Маркс: РЕ – механизм привязки мышления к исторически разворачиващемуся бытию
РЕ исторически организованного мышления
Описание слайда:
Фихте: РЕ – объективирование конструктивного построения мысли, освобождение от собственной мысли субъективно-деятельностная трактовка РЕ Гегель: РЕ – механизм самореализации абсолютного духа (мышление над мышлением) объективно-деятельностная трактовка РЕ Маркс: РЕ – механизм привязки мышления к исторически разворачиващемуся бытию РЕ исторически организованного мышления

Слайд 30





Есть и другие формы рефлексии – предметные:
- в психологии: РЕ – самопознание индивидом внутренних психологических актов и состояний;
- социальной психологии: РЕ – процесс зеркального взаимоотражения субъектов в пространстве социальных взаимодействий
- в научной теории (любой): РЕ – процесс замыкания на объект исследования
Описание слайда:
Есть и другие формы рефлексии – предметные: - в психологии: РЕ – самопознание индивидом внутренних психологических актов и состояний; - социальной психологии: РЕ – процесс зеркального взаимоотражения субъектов в пространстве социальных взаимодействий - в научной теории (любой): РЕ – процесс замыкания на объект исследования

Слайд 31





Современные методологические трактовки рефлексии
Описание слайда:
Современные методологические трактовки рефлексии

Слайд 32





В.А. Лефевр: РЕ - взаимное осознание конфликтующих сознаний
РЕ психологии взаимодействий субъектов

Г.П.Щедровицкий: РЕ – дефициентности (недостаточности) средств развития деятельности
РЕ логики бессубъектной кооперативной мыследеятельности

С.В. Попов: РЕ – взаимодействия замкнутых миров (разных культур)
РЕ организации общественных изменений
Описание слайда:
В.А. Лефевр: РЕ - взаимное осознание конфликтующих сознаний РЕ психологии взаимодействий субъектов Г.П.Щедровицкий: РЕ – дефициентности (недостаточности) средств развития деятельности РЕ логики бессубъектной кооперативной мыследеятельности С.В. Попов: РЕ – взаимодействия замкнутых миров (разных культур) РЕ организации общественных изменений

Слайд 33





Типы и классификационные признаки рефлексии
Описание слайда:
Типы и классификационные признаки рефлексии

Слайд 34





3 типа рефлексий:

- рефлексия сознания по поводу деятельности 
(Локк, Лейбниц, Фихте)

- рефлексия мышления по поводу деятельности
(Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, ГП)
 
- рефлексия мышления по поводу взаимодействий с сознаниями
(Лефевр, Попов)
Описание слайда:
3 типа рефлексий: - рефлексия сознания по поводу деятельности (Локк, Лейбниц, Фихте) - рефлексия мышления по поводу деятельности (Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, ГП) - рефлексия мышления по поводу взаимодействий с сознаниями (Лефевр, Попов)

Слайд 35





По функциональной интенции можно различить:
Описание слайда:
По функциональной интенции можно различить:

Слайд 36





- выделяющую РЕ 
(чего не хватает в ряду: 1, 2, 4, 5, 7 ?)
- расслаивающую РЕ
(вопрос Платона: по очереди заменяем доски на галере; остается ли галера той же или становится другой?)
- конструктивную РЕ
(поскользнулся – упал: в чем причина падения? В зависимости от ответа – конструирование разных средств, предотвращающих падения в будущем)
- самоопределяющую РЕ
(профессиональная, схематизирующая собственный способ работы)
- критическую РЕ
(высвобождение из культуры Аристотеля, Канта, Декарта, Гегеля, Маркса, Гуссерля, ГП, Попова)
- замыкающую РЕ
(рефлексивное замыкание мышления или мира)
Описание слайда:
- выделяющую РЕ (чего не хватает в ряду: 1, 2, 4, 5, 7 ?) - расслаивающую РЕ (вопрос Платона: по очереди заменяем доски на галере; остается ли галера той же или становится другой?) - конструктивную РЕ (поскользнулся – упал: в чем причина падения? В зависимости от ответа – конструирование разных средств, предотвращающих падения в будущем) - самоопределяющую РЕ (профессиональная, схематизирующая собственный способ работы) - критическую РЕ (высвобождение из культуры Аристотеля, Канта, Декарта, Гегеля, Маркса, Гуссерля, ГП, Попова) - замыкающую РЕ (рефлексивное замыкание мышления или мира)

Слайд 37





По временной направленности различают:

- ситуативную РЕ

- ретроспективную РЕ

- проспективную РЕ
Описание слайда:
По временной направленности различают: - ситуативную РЕ - ретроспективную РЕ - проспективную РЕ

Слайд 38










 


По типу организации различают РЕ:

- топическую (рамочную) 
- разноуровневую (рефлексивную возгонку к основаниям)
- объектную (теоретическую)
Описание слайда:
По типу организации различают РЕ: - топическую (рамочную) - разноуровневую (рефлексивную возгонку к основаниям) - объектную (теоретическую)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию