🗊«Луч света» или «Привлекательная иллюзия»? Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского «Гроза» подготовлен учителем рус

Категория: Обществознание
Нажмите для полного просмотра!
«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №1«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №2«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №3«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №4«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №5«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №6«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №7«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №8«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №9«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №10«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №11«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №12«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №13«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №14«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №15«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №16«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №17«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №18«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №19«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №20«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать «Луч света» или «Привлекательная иллюзия»? Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского «Гроза» подготовлен учителем рус. Презентация содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





«Луч света» 
или «Привлекательная иллюзия»?

Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза» 
подготовлен учителем русского языка и литературы 
МОУ СОШ № 46 г.Белгорода
Захаровой Л.Н.
Описание слайда:
«Луч света» или «Привлекательная иллюзия»? Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского «Гроза» подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2





Цель урока
Познакомить учащихся с критическими статьями 1860-х годов о пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Обучить некоторым приемам дискуссии на примере этих статей
Развивать критическое мышление учащихся
Закрепить умение выборочного конспектирования критической статьи
Обобщить изученный материал
Описание слайда:
Цель урока Познакомить учащихся с критическими статьями 1860-х годов о пьесе А.Н.Островского «Гроза» Обучить некоторым приемам дискуссии на примере этих статей Развивать критическое мышление учащихся Закрепить умение выборочного конспектирования критической статьи Обобщить изученный материал

Слайд 3





Текстовое наполнение урока
А.Н.Островский. Драма «Гроза» (1857 г.)
А.Н.Добролюбов., «Луч света в темном царстве» (1860 г.)
А.Григорьев, «После «Грозы» Островского» (1860 г.)
Д.И.Писарев, «Мотивы русской драмы» (1864 г.)
М.А.Антонович, «Промахи» (1865 г.)
Описание слайда:
Текстовое наполнение урока А.Н.Островский. Драма «Гроза» (1857 г.) А.Н.Добролюбов., «Луч света в темном царстве» (1860 г.) А.Григорьев, «После «Грозы» Островского» (1860 г.) Д.И.Писарев, «Мотивы русской драмы» (1864 г.) М.А.Антонович, «Промахи» (1865 г.)

Слайд 4





Предварительная подготовка к уроку
Выборочный конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» (I вариант) 
Выборочный конспект статьи Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы» (II вариант)
Определить свое отношение к тезисам статьи, подобрать аргументацию
Описание слайда:
Предварительная подготовка к уроку Выборочный конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» (I вариант) Выборочный конспект статьи Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы» (II вариант) Определить свое отношение к тезисам статьи, подобрать аргументацию

Слайд 5





Индивидуальные задания к уроку
Подготовить краткие сведения о литературно-критической деятельности Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, А.Григорьева, М.Антоновича 
Выбрать из статьи А.Антоновича фрагменты полемики с Д.И.Писаревым
Определить, в чем особенности критического разбора драмы «Гроза», сделанного Аполлоном Григорьевым
Описание слайда:
Индивидуальные задания к уроку Подготовить краткие сведения о литературно-критической деятельности Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, А.Григорьева, М.Антоновича Выбрать из статьи А.Антоновича фрагменты полемики с Д.И.Писаревым Определить, в чем особенности критического разбора драмы «Гроза», сделанного Аполлоном Григорьевым

Слайд 6





Ход урока
Вступительное слово учителя
               Ни одно по-настоящему талантливое произведение
не оставляет равнодушным никого: одни восхищаются им,
другие – высказывают свое критическое суждение. Так
произошло и с драмой А.Н.Островского «Гроза». Поклонники 
писателя называли ее поистине народным произведением, 
восхищались решительностью по-настоящему талантливое 
произведение и смелостью Катерины; но были и те, кто 
отзывался довольно резко, отказывая героине в уме. Такие 
неоднозначные оценки были высказаны 
Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым, известными 
литературными критиками 1860-х годов.
              
             Чтобы лучше их понять, давайте послушаем 
выступления, подготовленные ребятами.
Описание слайда:
Ход урока Вступительное слово учителя Ни одно по-настоящему талантливое произведение не оставляет равнодушным никого: одни восхищаются им, другие – высказывают свое критическое суждение. Так произошло и с драмой А.Н.Островского «Гроза». Поклонники писателя называли ее поистине народным произведением, восхищались решительностью по-настоящему талантливое произведение и смелостью Катерины; но были и те, кто отзывался довольно резко, отказывая героине в уме. Такие неоднозначные оценки были высказаны Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым, известными литературными критиками 1860-х годов. Чтобы лучше их понять, давайте послушаем выступления, подготовленные ребятами.

Слайд 7





Николай Алексеевич Добролюбов
Критик, публицист, поэт, прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника. Учился на историко-филологическом факультете Главного педагогического института Санкт-Петербурга. В годы учебы сформировались его материалистические взгляды.
Описание слайда:
Николай Алексеевич Добролюбов Критик, публицист, поэт, прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника. Учился на историко-филологическом факультете Главного педагогического института Санкт-Петербурга. В годы учебы сформировались его материалистические взгляды.

Слайд 8





Дмитрий Иванович Писарев
Литературный критик, публицист. Родился в небогатой дворянской семье. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Именно в университете прорастает в юноше «ядовитое зерно скептицизма».
Описание слайда:
Дмитрий Иванович Писарев Литературный критик, публицист. Родился в небогатой дворянской семье. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Именно в университете прорастает в юноше «ядовитое зерно скептицизма».

Слайд 9





Как трактовала образ Катерины Кабановой критика 1860-х годов?
Описание слайда:
Как трактовала образ Катерины Кабановой критика 1860-х годов?

Слайд 10


«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





Дискуссионный вопрос
Чья позиция вам ближе? 
Аргументируйте свою точку зрения.
Описание слайда:
Дискуссионный вопрос Чья позиция вам ближе? Аргументируйте свою точку зрения.

Слайд 13





Неприятные трактовки образа Катерины высказал в своей статье критик Максим Антонович, сотрудник журнала «Современник».  
Максим Алексеевич Антонович – радикальный русский критик, писатель, публицист. Родился в семье дьячка. Учился в Петербургской духовной академии. Был сотрудником журнала «Современник». Отстаивал взгляды на искусство Чернышевского и Добролюбова.
Описание слайда:
Неприятные трактовки образа Катерины высказал в своей статье критик Максим Антонович, сотрудник журнала «Современник». Максим Алексеевич Антонович – радикальный русский критик, писатель, публицист. Родился в семье дьячка. Учился в Петербургской духовной академии. Был сотрудником журнала «Современник». Отстаивал взгляды на искусство Чернышевского и Добролюбова.

Слайд 14





Ответ, данный Антоновичем критику Д.И.Писареву
«Писарев решился разоблачать Добролюбова… и исправлять его ошибки, к которым он причисляет одну из лучших статей его «Луч света в темном царстве». Эту-то статью г. Писарев силится залить мутною водою своих фраз и общих мест… Взгляд Добролюбова Писарев называет ошибкою и приравнивает его к поборникам чистого искусства…»
Описание слайда:
Ответ, данный Антоновичем критику Д.И.Писареву «Писарев решился разоблачать Добролюбова… и исправлять его ошибки, к которым он причисляет одну из лучших статей его «Луч света в темном царстве». Эту-то статью г. Писарев силится залить мутною водою своих фраз и общих мест… Взгляд Добролюбова Писарев называет ошибкою и приравнивает его к поборникам чистого искусства…»

Слайд 15





Ответ, данный Антоновичем критику Д.И.Писареву
2. «Писареву почудилось, будто бы Добролюбов представляет себе Катерину женщиной с развитым умом, которая будто бы и решилась на протест только вследствие образования и развития ума, потому будто бы и названа «лучом света»… Писарев навязал Добролюбову свою собственную фантазию и стал опровергать ее так, как будто бы она принадлежала Добролюбову»…
3. «Так-то вы, г. Писарев, внимательны к Добролюбову и так-то вы понимаете, что хотите опровергать?»
Описание слайда:
Ответ, данный Антоновичем критику Д.И.Писареву 2. «Писареву почудилось, будто бы Добролюбов представляет себе Катерину женщиной с развитым умом, которая будто бы и решилась на протест только вследствие образования и развития ума, потому будто бы и названа «лучом света»… Писарев навязал Добролюбову свою собственную фантазию и стал опровергать ее так, как будто бы она принадлежала Добролюбову»… 3. «Так-то вы, г. Писарев, внимательны к Добролюбову и так-то вы понимаете, что хотите опровергать?»

Слайд 16





Ответ, данный Антоновичем критику Д.И.Писареву
4. В пылу полемики Антонович высказывается довольно грубо, используя такие выражения, как  «фанфаронада г. Писарева», «заносчивые фразы г. Писарева», «критиковать подобным образом глупо»…

Вывод: доводы его не слишком убедительны, поскольку Антонович не приводит доказательной аргументации, основанной на хорошем знании материала. Проще говоря, в полемике с Писаревым автор не скрывает свою личную неприязнь к нему.
Описание слайда:
Ответ, данный Антоновичем критику Д.И.Писареву 4. В пылу полемики Антонович высказывается довольно грубо, используя такие выражения, как «фанфаронада г. Писарева», «заносчивые фразы г. Писарева», «критиковать подобным образом глупо»… Вывод: доводы его не слишком убедительны, поскольку Антонович не приводит доказательной аргументации, основанной на хорошем знании материала. Проще говоря, в полемике с Писаревым автор не скрывает свою личную неприязнь к нему.

Слайд 17





Подведем итог размышлениям
М.Антонович был инициатором полемики «Современника» с «Русским словом». Эти демократические журналы расходились в понимании самих путей прогрессивных преобразований.
Ставка Писарева на научный прогресс приводила к определенному пересмотру взглядов Чернышевского и Добролюбова. Это наглядно проявлялось в писаревской трактовке образа Катерины.
Антонович в статье «Промахи» подверг резкой критике эту попытку ревизии Добролюбова, инкриминируя Писареву искажение смысла статьи Добролюбова.
Описание слайда:
Подведем итог размышлениям М.Антонович был инициатором полемики «Современника» с «Русским словом». Эти демократические журналы расходились в понимании самих путей прогрессивных преобразований. Ставка Писарева на научный прогресс приводила к определенному пересмотру взглядов Чернышевского и Добролюбова. Это наглядно проявлялось в писаревской трактовке образа Катерины. Антонович в статье «Промахи» подверг резкой критике эту попытку ревизии Добролюбова, инкриминируя Писареву искажение смысла статьи Добролюбова.

Слайд 18





Аполлон Александрович Григорьев
Поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета.
 Начал печататься как поэт с 1843 года.
Как критик известен своими работами об Островском («После «Грозы» Островского», 1860), Некрасове («Стихотворения Н.Некрасова, 1862), Л.Толстом («Граф Л.Толстой и его сочинения», 1862).
Описание слайда:
Аполлон Александрович Григорьев Поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета. Начал печататься как поэт с 1843 года. Как критик известен своими работами об Островском («После «Грозы» Островского», 1860), Некрасове («Стихотворения Н.Некрасова, 1862), Л.Толстом («Граф Л.Толстой и его сочинения», 1862).

Слайд 19





Совершенно иной подход к анализу произведения демонстрирует А.Григорьев
Перед нами впервые критическая статья, написанная поэтом. Отсюда и ее существенные отличия от предыдущих работ, в частности, Добролюбова и Писарева. А.Григорьев попытался увидеть в «Грозе» прежде всего произведение искусства. В своей статье он указал, что достоинством Островского является способность достоверно и поэтично изобразить национальную русскую жизнь: «Имя этого писателя – не сатирик, а народный поэт». Критику интересны были не глухие заборы г. Калинова, а живописный обрыв над Волгой. Там, где Добролюбов искал обличения, поэт Григорьев старался найти восхищение. Григорьев замечал в «Грозе» лишь красоту русской природы и прелесть провинциального быта, как будто забывая о трагизме изображенных в пьесе событий. Писатель считал ошибкой мнение некоторых «теоретиков» «подводить мгновенные итоги под всякую полосу жизни». Такие «теоретики», считал он, мало уважают жизнь и ее безграничные тайны.
Описание слайда:
Совершенно иной подход к анализу произведения демонстрирует А.Григорьев Перед нами впервые критическая статья, написанная поэтом. Отсюда и ее существенные отличия от предыдущих работ, в частности, Добролюбова и Писарева. А.Григорьев попытался увидеть в «Грозе» прежде всего произведение искусства. В своей статье он указал, что достоинством Островского является способность достоверно и поэтично изобразить национальную русскую жизнь: «Имя этого писателя – не сатирик, а народный поэт». Критику интересны были не глухие заборы г. Калинова, а живописный обрыв над Волгой. Там, где Добролюбов искал обличения, поэт Григорьев старался найти восхищение. Григорьев замечал в «Грозе» лишь красоту русской природы и прелесть провинциального быта, как будто забывая о трагизме изображенных в пьесе событий. Писатель считал ошибкой мнение некоторых «теоретиков» «подводить мгновенные итоги под всякую полосу жизни». Такие «теоретики», считал он, мало уважают жизнь и ее безграничные тайны.

Слайд 20





Итоги урока
Драма Островского «Гроза» своим появлением вызвала множество неоднозначных оценок. Особенно это касалось трактовки образа Катерины Кабановой, девушки с горячим сердцем. Одни критики воспринимали ее как героиню, сумевшую своим решительным поступком осветить мрачный мир «темного царства» и тем самым способствовать его разрушению (Добролюбов). Другие считали, что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать «лучом света», это всего лишь «привлекательная иллюзия» (Писарев). Третьи соглашались с трактовкой Добролюбова, уличая Писарева в неспособности объективной оценки (Антонович). Но были и те, кто стоял «над схваткой», не желая видеть ничего, кроме прекрасно написанного художественного произведения. Таков был взгляд А. Григорьева.

Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект критики. Добролюбов увидел только бунтарскую сторону характера Катерины, а Писарев заметил лишь исключительную темноту молодой женщины.
Описание слайда:
Итоги урока Драма Островского «Гроза» своим появлением вызвала множество неоднозначных оценок. Особенно это касалось трактовки образа Катерины Кабановой, девушки с горячим сердцем. Одни критики воспринимали ее как героиню, сумевшую своим решительным поступком осветить мрачный мир «темного царства» и тем самым способствовать его разрушению (Добролюбов). Другие считали, что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать «лучом света», это всего лишь «привлекательная иллюзия» (Писарев). Третьи соглашались с трактовкой Добролюбова, уличая Писарева в неспособности объективной оценки (Антонович). Но были и те, кто стоял «над схваткой», не желая видеть ничего, кроме прекрасно написанного художественного произведения. Таков был взгляд А. Григорьева. Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект критики. Добролюбов увидел только бунтарскую сторону характера Катерины, а Писарев заметил лишь исключительную темноту молодой женщины.

Слайд 21


«Луч света»  или «Привлекательная иллюзия»?    Урок-дискуссия в 10 классе по драме А.Н.Островского  «Гроза»   подготовлен учителем рус, слайд №21
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию