🗊О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне»

Категория: История
Нажмите для полного просмотра!
О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №1О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №2О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №3О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №4О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №5О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №6О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №7О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №8О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №9О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №10О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №11О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №12О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №13О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №14О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №15О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №16О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне», слайд №17

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне». Презентация содержит 17 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне»
Описание слайда:
О номинации действующих лиц в драме М.Горького «На дне»

Слайд 2





Задание 1
Задание 1
Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» (Последнее стояло на афише премьерного спектакля).
Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии «На дне»?
Задание 2
Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам?
Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?
Описание слайда:
Задание 1 Задание 1 Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» (Последнее стояло на афише премьерного спектакля). Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии «На дне»? Задание 2 Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам? Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?

Слайд 3





Фотографии действующих лиц
Фотографии действующих лиц
Описание слайда:
Фотографии действующих лиц Фотографии действующих лиц

Слайд 4





Портрет М.Горького
Портрет М.Горького
Описание слайда:
Портрет М.Горького Портрет М.Горького

Слайд 5





Особое место среди ночлежников занимает Бубнов . В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников. Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов.  Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» - промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др.
Особое место среди ночлежников занимает Бубнов . В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников. Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов.  Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» - промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др.
Описание слайда:
Особое место среди ночлежников занимает Бубнов . В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников. Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов. Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» - промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др. Особое место среди ночлежников занимает Бубнов . В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников. Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов. Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» - промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др.

Слайд 6





Бубнов
С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека» (VII). Понятия чести и совести для него значения не имеют.
Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова  просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!» (VII)
 Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М.Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле – лишние», (VII) – говорит он насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.
Описание слайда:
Бубнов С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека» (VII). Понятия чести и совести для него значения не имеют. Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!» (VII) Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М.Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле – лишние», (VII) – говорит он насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.

Слайд 7





Сатин
Особый интерес М.Горький проявлял к богомильству. В этом древнем славянском вероучении писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и спесней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу» Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»
Описание слайда:
Сатин Особый интерес М.Горький проявлял к богомильству. В этом древнем славянском вероучении писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и спесней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу» Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»

Слайд 8





Сатин
Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг» (VII). Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М.Горькому называть этого босяка  Константином , что значит «твердый, постоянный». Ведя заочный спор с Лукой, сам о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (VII).  
ИЗВЕСТНО, ЧТО МНОГИЕ МЫСЛИ М.ГОРЬКОГО В ДРАМЕ ВЫСКАЗЫВАЕТ ИМЕННО САТИН.
Описание слайда:
Сатин Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг» (VII). Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М.Горькому называть этого босяка Константином , что значит «твердый, постоянный». Ведя заочный спор с Лукой, сам о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (VII). ИЗВЕСТНО, ЧТО МНОГИЕ МЫСЛИ М.ГОРЬКОГО В ДРАМЕ ВЫСКАЗЫВАЕТ ИМЕННО САТИН.

Слайд 9





Лука
Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки.  Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.
Для Луки все люди одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»
Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает.
Описание слайда:
Лука Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью. Для Луки все люди одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает.

Слайд 10





Лука
Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.
Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»
Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.
Описание слайда:
Лука Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа. Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!» Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.

Слайд 11





Актер
Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»
Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от 
мира сего.
Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город».
Персонаж драмы М.Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков.  Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом.
Этот образ высоко оценил А.П.Чехов.
Описание слайда:
Актер Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от мира сего. Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город». Персонаж драмы М.Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом. Этот образ высоко оценил А.П.Чехов.

Слайд 12





Барон
По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков.
Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода.
Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой.
Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.
Описание слайда:
Барон По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков. Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода. Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой. Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.

Слайд 13





Клещ
Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена».  Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти».Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить:«Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!»
 Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает».
 Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос..
Описание слайда:
Клещ Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти».Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить:«Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!» Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает». Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос..

Слайд 14





Квашня
Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению.
Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки.
Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль).
Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»
Описание слайда:
Квашня Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению. Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки. Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль). Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»

Слайд 15





Настя
Еще одна героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»
В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.
Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».
Описание слайда:
Настя Еще одна героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!» В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни. Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».

Слайд 16





Костылев
Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».
Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.
Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.
Для М.Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.
Описание слайда:
Костылев Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают». Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум. Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец. Для М.Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.

Слайд 17





Вопросы:
Вопросы:
1. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы?
2. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их?
3. Почему, по мнению М.Горького, без имени нет человека?
4. Какова же цель номинации действующих лиц?
Описание слайда:
Вопросы: Вопросы: 1. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы? 2. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их? 3. Почему, по мнению М.Горького, без имени нет человека? 4. Какова же цель номинации действующих лиц?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию