Описание слайда:
Важно отметить, что сегодня произошло размежевание терминов "популярная музыка" и "поп-музыка". Поп-музыка (pop music) происходит от сокращенного словосочетания "популярная музыка" (popular music). Однако эти наименования имеют разное содержательное наполнение. К популярной музыки относят наиболее известные и наиболее часто выполняемые произведения (в том числе и народные, джазовые, симфонические и др.). К ней можно отнести и творчество Г. Миллера и И. Штрауса (1825-1899) и даже В.А.Моцарта (1756-1791) [7]. То есть, термин "популярная культура" означает свойство культурных феноменов выступать одновременно и в качестве сложных, элитарных, и в качестве распространенных, популярных.
Важно отметить, что сегодня произошло размежевание терминов "популярная музыка" и "поп-музыка". Поп-музыка (pop music) происходит от сокращенного словосочетания "популярная музыка" (popular music). Однако эти наименования имеют разное содержательное наполнение. К популярной музыки относят наиболее известные и наиболее часто выполняемые произведения (в том числе и народные, джазовые, симфонические и др.). К ней можно отнести и творчество Г. Миллера и И. Штрауса (1825-1899) и даже В.А.Моцарта (1756-1791) [7]. То есть, термин "популярная культура" означает свойство культурных феноменов выступать одновременно и в качестве сложных, элитарных, и в качестве распространенных, популярных.
Британский исследователь Д. Маккуейл, отличая термин "популярное" от наиболее широко применяемого "массовое", указывает на то, что популярная культура - это культура, которая не претендует на массовость, буквально - это культура, которая популярна в различных слоях общества . Кроме того, использование термина "массовая культура" предполагает некоторый снобизм в критике "масс", которые будто не получили достаточного образования или не обладают тонкостью эстетического суждения. Автор наделяет массовую культуру следующими характеристиками: нетрадиционность (отличие от "традиционной" культуры), неелитарнисть, массовость производства, популярность, комерциализованисть и гомогенность . На основе этих характеристик мы можем выделить те, которые отличают популярную культуру от массовой - это сравнительная близость к элитарной культуры, гетерогенность и более высокая избирательность производства и потребления.
Однако с ним не согласен Дж. Холл, утверждая, что, несмотря на некоторую негативность, термин "массовый" охватывает довольно важный аспект современной культуры, а именно - то, что в конце ХХ века большая часть культуры массово производится, массово распределяется и потребляется на массовой основе. Трансляция культуры через СМИ дает основу для "озабоченности" появлением массового общества. Лишенный своих унизительных коннотаций, термин "массовый" обнаруживает фундаментальный аспект современной культуры, тот, которому культурные исследования вынуждены противостоять
Подобной точки зрения придерживается и российский культуролог А. Генис. Он называет словосочетание "массовая культура" "бессмысленным" (ведь "культура, как воздух, не может принадлежать массам"), но при этом утверждает, что "низкий характер срока скорее связан со способом производства культуры, чем ее потребление" ].
Важно отметить, что в научной литературе встречается подход, когда массовая и популярная культуры рассматриваются как функционально и содержательно автономные. В частности, в "Справочнике американской политической культуры" Д. Белла отмечается, что популярная, элитарная и народная культуры - разные, но разница между ними не в качестве. Они представляют три различных типа отношений между творцами и потребителями (аудиторией) По мнению Д. Белла, популярная культура - это культура массового спроса. Произведение становится популярным, если он создан так, чтобы соответствовать жизненному опыту и системе ценностей большинства. Ему предоставлено формы, позволяют большинству людей иметь к нему легкий доступ, а его понимание или трактовка не требует особых знаний или подготовки [10, 29]. Популярной культурой называют ту область культуры, которую принимает и понимает большинство населения в любой историко-культурную эпоху. Эта культура имеет свои эстетические особенности и находится в сложном комплексе взаимодействий с другими пластами культуры (элитарной и народной)
По определению А. Костиной, "популярная культура - область культуры, которая доступна для понимания представителям всех социальных слоев и групп и которая получила широкое распространение в обществе, в том числе и в молодежной среде. Популярной культуре присуща опора на общепринятое в социальном и эстетическом смысле, она апеллирует к обыденного сознания, для ее усвоения не требуется специального знания и навыков. Существенной чертой популярной культуры является ее ориентация на сопровождение досуговой деятельности. его основная функция - развлекательная ".
Некоторые исследователи определяют популярную культуру как сравнительно новый пласт культуры в современном обществе. Например, Г. Ашин предлагает определять термином "популярная культура" культурный слой, существующий наряду с массовой и элитарной культурой и занимает между ними промежуточное положение .
В западных исследованиях, в частности в "эстетике поп?? Лярного искусства "А. Каплана, данный термин, как правило, выступает как взаимодополняющий по отношению к термину" массовая культура ", что подтверждает анализ феноменов культуры, где подчеркивается несостоятельность популярного искусства к развитию, его несамостоятельность:" Популярные искусство является дважды вторичным: сначала оно становится академическим, а потом ... популярным "
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам констатировать, что термины "популярная культура" и "массовая культура" хотя и находятся в одном ряду, но не являются синонимами, поскольку означают несколько разные социокультурные явления, имеющие не только общие, но и отличительные черты.