🗊Презентация Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №1Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №2Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №3Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №4Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №5Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №6Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №7Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №8Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №9Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №10Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №11Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №12Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №13Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №14Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №15Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №16Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №17Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №18Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №19Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №20Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №21Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №22Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №23Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №24Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №25Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №26Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №27Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №28Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №29Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №30Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №31Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №32Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №33Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №34Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №35Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №36Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №37Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №38Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №39Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №40Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №41Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №42Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №43Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №44Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №45Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №46Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №47Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №48Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №49Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №50Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №51Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №52Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №53Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №54Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №55Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №56Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №57Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №58Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №59Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №60Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №61Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №62Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №63Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №64Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №65Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №66Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №67Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №68Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №69Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №70Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №71Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №72Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №73Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №74Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №75Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №76Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №77Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №78Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №79Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №80Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №81Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №82Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №83Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №84Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №85Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №86Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №87Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №88Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №89Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №90Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №91Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №92Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №93Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №94Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №95Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №96Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №97Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №98Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №99Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №100Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №101Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №102Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №103Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №104Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №105Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №106Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №107Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №108Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №109Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №110Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №111Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №112Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №113Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №114Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №115Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №116Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №117Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №118Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №119Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №120Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №121Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть, слайд №122

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть. Доклад-сообщение содержит 122 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания; классификация наук
Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки
Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть
Описание слайда:
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания; классификация наук Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть

Слайд 2





Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания; классификация наук
идеалы, нормы и онтологические принципы естествознания XVII-XVIII столетий опирались на специфическую систему философских оснований, в которых доминирующую роль играли идеи механицизма.
Описание слайда:
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания; классификация наук идеалы, нормы и онтологические принципы естествознания XVII-XVIII столетий опирались на специфическую систему философских оснований, в которых доминирующую роль играли идеи механицизма.

Слайд 3






В качестве эпистемологической составляющей этой системы выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами природы, которые раскрывают тайны своего бытия познающему разуму. Причем сам разум наделялся статусом суверенности.
Описание слайда:
В качестве эпистемологической составляющей этой системы выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами природы, которые раскрывают тайны своего бытия познающему разуму. Причем сам разум наделялся статусом суверенности.

Слайд 4






В идеале он трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов.
Описание слайда:
В идеале он трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов.

Слайд 5






Эта система эпистемологических идей соединялась с особыми представлениями об изучаемых объектах. Они рассматривались преимущественно в качестве малых систем (механических устройств) и соответственно этому применялась "категориальная сетка", определяющая понимание и познание природы.
Описание слайда:
Эта система эпистемологических идей соединялась с особыми представлениями об изучаемых объектах. Они рассматривались преимущественно в качестве малых систем (механических устройств) и соответственно этому применялась "категориальная сетка", определяющая понимание и познание природы.

Слайд 6






Напомним, что малая система характеризуется относительно небольшим количеством элементов, их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями.
Описание слайда:
Напомним, что малая система характеризуется относительно небольшим количеством элементов, их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями.

Слайд 7






Для их освоения достаточно полагать, что свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей, вещь представлять как относительно устойчивое тело, а процесс как перемещение тел в пространстве с течением времени, причинность трактовать в лапласовском смысле.
Описание слайда:
Для их освоения достаточно полагать, что свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей, вещь представлять как относительно устойчивое тело, а процесс как перемещение тел в пространстве с течением времени, причинность трактовать в лапласовском смысле.

Слайд 8






Соответствующие смыслы как раз и выделялись в категориях "вещь", "процесс", "часть", "целое", "причинность", "пространство" и "время" и т.д., которые образовали онтологическую составляющую философских оснований естествознания XVII-XVIII вв.
Описание слайда:
Соответствующие смыслы как раз и выделялись в категориях "вещь", "процесс", "часть", "целое", "причинность", "пространство" и "время" и т.д., которые образовали онтологическую составляющую философских оснований естествознания XVII-XVIII вв.

Слайд 9






Эта категориальная матрица обеспечивала успех механики и предопределяла редукцию к ее представлениям всех других областей естественно-научного исследования.
Описание слайда:
Эта категориальная матрица обеспечивала успех механики и предопределяла редукцию к ее представлениям всех других областей естественно-научного исследования.

Слайд 10






Радикальные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII - первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке.
Описание слайда:
Радикальные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII - первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке.

Слайд 11






В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической.
Описание слайда:
В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической.

Слайд 12






Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Например, в биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития.
Описание слайда:
Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Например, в биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития.

Слайд 13






Но и в ней, с разработкой теории поля, начинают постепенно размываться ранее доминировавшие нормы механического объяснения. Все эти изменения затрагивали главным образом третий слой организации идеалов и норм исследования, выражающий специфику изучаемых объектов.
Описание слайда:
Но и в ней, с разработкой теории поля, начинают постепенно размываться ранее доминировавшие нормы механического объяснения. Все эти изменения затрагивали главным образом третий слой организации идеалов и норм исследования, выражающий специфику изучаемых объектов.

Слайд 14






Что же касается общих познавательных установок классической науки, то они еще сохраняются в данный исторический период.
Описание слайда:
Что же касается общих познавательных установок классической науки, то они еще сохраняются в данный исторический период.

Слайд 15






Соответственно особенностям дисциплинарной организации науки видоизменяются ее философские основания.
Описание слайда:
Соответственно особенностям дисциплинарной организации науки видоизменяются ее философские основания.

Слайд 16






Они становятся гетерогенными, включают довольно широкий спектр смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты (от сохранения в определенных пределах механицистской традиции до включения в понимание "вещи", "состояния", "процесса" и другие идеи развития).
Описание слайда:
Они становятся гетерогенными, включают довольно широкий спектр смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты (от сохранения в определенных пределах механицистской традиции до включения в понимание "вещи", "состояния", "процесса" и другие идеи развития).

Слайд 17






В эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение ее на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с появлением специфики нормативных структур в различных областях научного исследования.
Описание слайда:
В эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение ее на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с появлением специфики нормативных структур в различных областях научного исследования.

Слайд 18






Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки.
Описание слайда:
Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки.

Слайд 19






Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.
Описание слайда:
Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Слайд 20






Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия.
Описание слайда:
Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия.

Слайд 21






В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики).
Описание слайда:
В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики).

Слайд 22






Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.
Описание слайда:
Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

Слайд 23






В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.
Описание слайда:
В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.

Слайд 24






В противовес идеалу единственно истинной теории, "фотографирующей" исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.
Описание слайда:
В противовес идеалу единственно истинной теории, "фотографирующей" исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.

Слайд 25






Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике.
Описание слайда:
Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике.

Слайд 26






Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта "самого по себе", без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения
Описание слайда:
Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта "самого по себе", без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения

Слайд 27






которые взаимодействуют с объектом (классический способ объяснения и описания может быть представлен как идеализация, рациональные моменты которой обобщаются в рамках нового подхода).
Описание слайда:
которые взаимодействуют с объектом (классический способ объяснения и описания может быть представлен как идеализация, рациональные моменты которой обобщаются в рамках нового подхода).

Слайд 28






Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия).
Описание слайда:
Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия).

Слайд 29






Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем.
Описание слайда:
Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем.

Слайд 30






В отличие от малых систем такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы.
Описание слайда:
В отличие от малых систем такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы.

Слайд 31






Именно включение таких объектов в процесс научного исследования вызвало резкие перестройки в картинах реальности ведущих областей естествознания. Процессы интеграции этих картин и развитие общенаучной картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе.
Описание слайда:
Именно включение таких объектов в процесс научного исследования вызвало резкие перестройки в картинах реальности ведущих областей естествознания. Процессы интеграции этих картин и развитие общенаучной картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе.

Слайд 32






Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро- и мега-мира в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи.
Описание слайда:
Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро- и мега-мира в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи.

Слайд 33






Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства. Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Последняя, в свою очередь, рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире.
Описание слайда:
Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства. Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Последняя, в свою очередь, рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире.

Слайд 34






Все эти радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки.
Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания.
Описание слайда:
Все эти радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания.

Слайд 35






Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.
Описание слайда:
Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

Слайд 36






Радикально видоизменялась и "онтологическая подсистема" философских оснований науки. Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и др. В принципе можно показать, что эта "категориальная сетка" вводила новый образ объекта, который представал как сложная система.
Описание слайда:
Радикально видоизменялась и "онтологическая подсистема" философских оснований науки. Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и др. В принципе можно показать, что эта "категориальная сетка" вводила новый образ объекта, который представал как сложная система.

Слайд 37






Представления о соотношении части и целого применительно к таким системам включают идеи несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного. Причинность не может быть сведена только к ее лапласовской формулировке - возникает понятие "вероятностной причинности", которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории.
Описание слайда:
Представления о соотношении части и целого применительно к таким системам включают идеи несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного. Причинность не может быть сведена только к ее лапласовской формулировке - возникает понятие "вероятностной причинности", которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории.

Слайд 38






Новым содержанием наполняется категория объекта: он рассматривается уже не как себетождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик.
Описание слайда:
Новым содержанием наполняется категория объекта: он рассматривается уже не как себетождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик.

Слайд 39






Все описанные перестройки оснований науки, характеризовавшие глобальные революции в естествознании, были вызваны не только его экспансией в новые предметные области и обнаружением новых типов объектов, но и изменениями места и функций науки в общественной жизни.
Описание слайда:
Все описанные перестройки оснований науки, характеризовавшие глобальные революции в естествознании, были вызваны не только его экспансией в новые предметные области и обнаружением новых типов объектов, но и изменениями места и функций науки в общественной жизни.

Слайд 40






Основания естествознания в эпоху его становления (первая революция) складывались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, формирования нового (по сравнению с идеологией средневековья) понимания отношений человека к природе, новых представлений о предназначении познания, истинности знаний и т.п.
Описание слайда:
Основания естествознания в эпоху его становления (первая революция) складывались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, формирования нового (по сравнению с идеологией средневековья) понимания отношений человека к природе, новых представлений о предназначении познания, истинности знаний и т.п.

Слайд 41






Становление оснований дисциплинарного естествознания конца XVIII - первой половины XIX в. происходило на фоне резко усиливающейся производительной роли науки, превращения научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении.
Описание слайда:
Становление оснований дисциплинарного естествознания конца XVIII - первой половины XIX в. происходило на фоне резко усиливающейся производительной роли науки, превращения научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении.

Слайд 42






В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством. Различные сферы научной деятельности специализируются и складываются соответствующие этой специализации научные сообщества.
Описание слайда:
В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством. Различные сферы научной деятельности специализируются и складываются соответствующие этой специализации научные сообщества.

Слайд 43






Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма,
Описание слайда:
Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма,

Слайд 44






формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.
Описание слайда:
формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.

Слайд 45






В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.
Описание слайда:
В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Слайд 46






Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.) меняет характер научной деятельности.
Описание слайда:
Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.) меняет характер научной деятельности.

Слайд 47






Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Если классическая наука была ориентирована на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.
Описание слайда:
Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Если классическая наука была ориентирована на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.

Слайд 48






Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.
Описание слайда:
Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.

Слайд 49






Реализация комплексных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках.
Описание слайда:
Реализация комплексных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках.

Слайд 50






Все чаще изменения этих картин протекают не столько под влиянием внутридисциплинарных факторов, сколько путем "парадигмальной прививки" идей, транслируемых из других наук. В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира.
Описание слайда:
Все чаще изменения этих картин протекают не столько под влиянием внутридисциплинарных факторов, сколько путем "парадигмальной прививки" идей, транслируемых из других наук. В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира.

Слайд 51






На ее развитие оказывают влияние не только достижения фундаментальных наук, но и результаты междисциплинарных прикладных исследований. В этой связи уместно, например, напомнить, что идеи синергетики, вызывающие переворот в системе наших представлений о природе,
Описание слайда:
На ее развитие оказывают влияние не только достижения фундаментальных наук, но и результаты междисциплинарных прикладных исследований. В этой связи уместно, например, напомнить, что идеи синергетики, вызывающие переворот в системе наших представлений о природе,

Слайд 52






возникали и разрабатывались в ходе многочисленных прикладных исследований, выявивших эффекты фазовых переходов и образования диссипативных структур (структуры в жидкостях, химические волны, лазерные пучки, неустойчивости плазмы, явления выхлопа и флаттера).
Описание слайда:
возникали и разрабатывались в ходе многочисленных прикладных исследований, выявивших эффекты фазовых переходов и образования диссипативных структур (структуры в жидкостях, химические волны, лазерные пучки, неустойчивости плазмы, явления выхлопа и флаттера).

Слайд 53






В междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске.
Описание слайда:
В междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске.

Слайд 54






Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.
Описание слайда:
Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.

Слайд 55






Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Последние выступают особым состоянием динамики исторического объекта, своеобразным срезом, устойчивой стадией его эволюции. Сама же историческая эволюция характеризуется переходом от одной относительно устойчивой системы к другой системе с новой уровневой организацией элементов и саморегуляцией.
Описание слайда:
Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Последние выступают особым состоянием динамики исторического объекта, своеобразным срезом, устойчивой стадией его эволюции. Сама же историческая эволюция характеризуется переходом от одной относительно устойчивой системы к другой системе с новой уровневой организацией элементов и саморегуляцией.

Слайд 56






Исторически развивающаяся система формирует с течением времени все новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.
Описание слайда:
Исторически развивающаяся система формирует с течением времени все новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.

Слайд 57






Формирование каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Деятельность с такими системами требует принципиально новых стратегий. Их преобразование уже не может осуществляться только за счет увеличения энергетического и силового воздействия на систему.
Описание слайда:
Формирование каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Деятельность с такими системами требует принципиально новых стратегий. Их преобразование уже не может осуществляться только за счет увеличения энергетического и силового воздействия на систему.

Слайд 58






Простое силовое давление часто приводит к тому, что система просто-напросто "сбивается" к прежним структурам, потенциально заложенным в определенных уровнях ее организации, но при этом может не возникнуть принципиально новых структур. Чтобы вызвать их к жизни, необходим особый способ действия: в точках бифуркации иногда достаточно небольшого энергетического "воздействия-укола" в нужном пространственно-временном локусе, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации с новыми структурами.
Описание слайда:
Простое силовое давление часто приводит к тому, что система просто-напросто "сбивается" к прежним структурам, потенциально заложенным в определенных уровнях ее организации, но при этом может не возникнуть принципиально новых структур. Чтобы вызвать их к жизни, необходим особый способ действия: в точках бифуркации иногда достаточно небольшого энергетического "воздействия-укола" в нужном пространственно-временном локусе, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации с новыми структурами.

Слайд 59






Саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний.
Описание слайда:
Саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний.

Слайд 60






Включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными "созвездиями возможностей". Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан.
Описание слайда:
Включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными "созвездиями возможностей". Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан.

Слайд 61






В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле.
Описание слайда:
В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле.

Слайд 62






В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, Метагалактика, Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов). В последние десятилетия на этот путь вступила физика.
Описание слайда:
В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, Метагалактика, Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов). В последние десятилетия на этот путь вступила физика.

Слайд 63






Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея "Большого взрыва" и становления различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики), а с другой - благодаря разработке идей термодинамики неравновесных процессов (И. Пригожин) и синергетики.
Описание слайда:
Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея "Большого взрыва" и становления различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики), а с другой - благодаря разработке идей термодинамики неравновесных процессов (И. Пригожин) и синергетики.

Слайд 64






Именно идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира, пронизанной идеями глобального эволюционизма.
Описание слайда:
Именно идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира, пронизанной идеями глобального эволюционизма.

Слайд 65






Ориентация современной науки на исследование сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает идеалы и нормы исследовательской деятельности. Историчность системного комплексного объекта и вариабельность его поведения предполагают широкое применение особых способов описания и предсказания его состояний - построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации.
Описание слайда:
Ориентация современной науки на исследование сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает идеалы и нормы исследовательской деятельности. Историчность системного комплексного объекта и вариабельность его поведения предполагают широкое применение особых способов описания и предсказания его состояний - построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации.

Слайд 66






С идеалом строения теории как аксиоматически-дедуктивной системы все больше конкурируют теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы, и т.д.
Описание слайда:
С идеалом строения теории как аксиоматически-дедуктивной системы все больше конкурируют теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы, и т.д.

Слайд 67






В естествознание начинает все шире внедряться идеал исторической реконструкции, которая выступает особым типом теоретического знания, ранее применявшимся преимущественно в гуманитарных науках (истории, археологии, историческом языкознании и т.д.).
Описание слайда:
В естествознание начинает все шире внедряться идеал исторической реконструкции, которая выступает особым типом теоретического знания, ранее применявшимся преимущественно в гуманитарных науках (истории, археологии, историческом языкознании и т.д.).

Слайд 68






При изучении "человекоразмерных" объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия.
Описание слайда:
При изучении "человекоразмерных" объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия.

Слайд 69






В этой связи трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к "человекоразмерным" объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Возникает необходимость экспликации связей фундаментальных внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными ценностями общесоциального характера. В современных программно-ориентированных исследованиях эта экспликация осуществляется при социальной экспертизе программ.
Описание слайда:
В этой связи трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к "человекоразмерным" объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Возникает необходимость экспликации связей фундаментальных внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными ценностями общесоциального характера. В современных программно-ориентированных исследованиях эта экспликация осуществляется при социальной экспертизе программ.

Слайд 70






Вместе с тем в ходе самой исследовательской деятельности с человекоразмерными объектами исследователю приходится решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Внутренняя этика науки, стимулирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, постоянно соотносится в этих условиях с общегуманистическими принципами и ценностями. Развитие всех этих новых методологических установок и представлений об исследуемых объектах приводит к существенной модернизации философских оснований науки.
Описание слайда:
Вместе с тем в ходе самой исследовательской деятельности с человекоразмерными объектами исследователю приходится решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Внутренняя этика науки, стимулирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, постоянно соотносится в этих условиях с общегуманистическими принципами и ценностями. Развитие всех этих новых методологических установок и представлений об исследуемых объектах приводит к существенной модернизации философских оснований науки.

Слайд 71






Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий, как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания. Соответственно развивается и обогащается содержание категорий "теория", "метод", "факт", "обоснование", "объяснение" и т.п.
Описание слайда:
Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий, как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания. Соответственно развивается и обогащается содержание категорий "теория", "метод", "факт", "обоснование", "объяснение" и т.п.

Слайд 72






В онтологической составляющей философских оснований науки начинает доминировать "категориальная матрица", обеспечивающая понимание и познание развивающихся объектов. Возникают новые понимания категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархии пространственно-временных форм), категорий возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), категории детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешние воздействия) и др.
Описание слайда:
В онтологической составляющей философских оснований науки начинает доминировать "категориальная матрица", обеспечивающая понимание и познание развивающихся объектов. Возникают новые понимания категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархии пространственно-временных форм), категорий возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), категории детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешние воздействия) и др.

Слайд 73






Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания
Описание слайда:
Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания

Слайд 74





Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки
В самом общем виде мир классической рациональности — это мир целостности и единства, единства, которое может быть познано, а познающий — автономный независимый субъект.
Описание слайда:
Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки В самом общем виде мир классической рациональности — это мир целостности и единства, единства, которое может быть познано, а познающий — автономный независимый субъект.

Слайд 75






Уверенность в том, что возможно универсаль­ное познание мира (создание единой системы, объясняющей мир), обнаружение единого порядка изменчивости мира, связана с осозна­нием права и на изменение этого мира в соответствии с известным ходом истории.
Описание слайда:
Уверенность в том, что возможно универсаль­ное познание мира (создание единой системы, объясняющей мир), обнаружение единого порядка изменчивости мира, связана с осозна­нием права и на изменение этого мира в соответствии с известным ходом истории.

Слайд 76






Современная рациональность возникает тогда, когда человек сталкивается с тем, что единое универсальное объяснение мира перестает «работать», единый порядок оказывается внутренне противоречивым,
Описание слайда:
Современная рациональность возникает тогда, когда человек сталкивается с тем, что единое универсальное объяснение мира перестает «работать», единый порядок оказывается внутренне противоречивым,

Слайд 77






мир как объект нашей упорядочивающей деятель­ности (деятельности философского разума, научного рассудка или здравомыслия) «вырывается из-под его контроля».
Описание слайда:
мир как объект нашей упорядочивающей деятель­ности (деятельности философского разума, научного рассудка или здравомыслия) «вырывается из-под его контроля».

Слайд 78






Примером этому могут служить как общественные события такого масштаба, которых раньше не знал человеческий разум, катастрофические для человеческого разума
Описание слайда:
Примером этому могут служить как общественные события такого масштаба, которых раньше не знал человеческий разум, катастрофические для человеческого разума

Слайд 79






(мировые войны, революции), так и результаты научных исследований, в которых обнаруживаются противоречивость классических схем (естествознание) или невозможность взгляда на мир как на внеличностную конструкцию (социально-гуманитарное познание).
Описание слайда:
(мировые войны, революции), так и результаты научных исследований, в которых обнаруживаются противоречивость классических схем (естествознание) или невозможность взгляда на мир как на внеличностную конструкцию (социально-гуманитарное познание).

Слайд 80






Тогда возникает необходимость изменить свой взгляд на мир, свою «привычную схему»; тогда становится заметным, что то,
Описание слайда:
Тогда возникает необходимость изменить свой взгляд на мир, свою «привычную схему»; тогда становится заметным, что то,

Слайд 81






что мы видим, зависит и от того, как мы смотрим, и потому не учи­тывать этого нельзя. Это осознание постепенно проникает во все сферы теоретической и практической деятельности.
Описание слайда:
что мы видим, зависит и от того, как мы смотрим, и потому не учи­тывать этого нельзя. Это осознание постепенно проникает во все сферы теоретической и практической деятельности.

Слайд 82






В принципе, развитие эксперимента и конструктивное обоснование создаваемых теоретических схем уже на этапе построения частных теорий способно неявно втянуть в орбиту исследования новый тип взаимодействий,
Описание слайда:
В принципе, развитие эксперимента и конструктивное обоснование создаваемых теоретических схем уже на этапе построения частных теорий способно неявно втянуть в орбиту исследования новый тип взаимодействий,

Слайд 83






структура которых не представлена в картине исследуемой реальности. В этом случае возникает рассогласование между ней и некоторыми теоретическими схемами, а также некоторыми экспериментами.
Описание слайда:
структура которых не представлена в картине исследуемой реальности. В этом случае возникает рассогласование между ней и некоторыми теоретическими схемами, а также некоторыми экспериментами.

Слайд 84






Такое рассогласование может потребовать изменения прежней картины исследуемой реальности. Необходимость такого рода изменений осознается исследователем в форме проблемных ситуаций.
Описание слайда:
Такое рассогласование может потребовать изменения прежней картины исследуемой реальности. Необходимость такого рода изменений осознается исследователем в форме проблемных ситуаций.

Слайд 85






Однако разрешение последних и перестройка сложившейся картины мира представляется отнюдь не простым процессом. Этот процесс предполагает экспликацию и критический анализ философских оснований прежней картины исследуемой реальности, а также анализ идеалов познания с учетом накопленного наукой эмпирического и теоретического материала.
Описание слайда:
Однако разрешение последних и перестройка сложившейся картины мира представляется отнюдь не простым процессом. Этот процесс предполагает экспликацию и критический анализ философских оснований прежней картины исследуемой реальности, а также анализ идеалов познания с учетом накопленного наукой эмпирического и теоретического материала.

Слайд 86






В результате такого анализа может быть создана новая, на первых порах гипотетическая картина исследуемой реальности, которая затем адаптируется к опыту и теоретическим знаниям.
Описание слайда:
В результате такого анализа может быть создана новая, на первых порах гипотетическая картина исследуемой реальности, которая затем адаптируется к опыту и теоретическим знаниям.

Слайд 87






Ее обоснование предполагает ассимиляцию накопленного эмпирического и теоретического материала и, кроме того, предсказание новых фактов и генерацию новых теоретических схем.
Описание слайда:
Ее обоснование предполагает ассимиляцию накопленного эмпирического и теоретического материала и, кроме того, предсказание новых фактов и генерацию новых теоретических схем.

Слайд 88






Плюс ко всему, новая картина реальности должна быть вписана в культуру соответствующей исторической эпохи, адаптирована к существующим ценностям и нормативам познавательной деятельности.
Описание слайда:
Плюс ко всему, новая картина реальности должна быть вписана в культуру соответствующей исторической эпохи, адаптирована к существующим ценностям и нормативам познавательной деятельности.

Слайд 89






Учитывая, что процесс такого обоснования может занять довольно длительный период, новая система представлений о реальности не сразу выходит из гипотетической стадии и не сразу принимается большинством исследователей.
Описание слайда:
Учитывая, что процесс такого обоснования может занять довольно длительный период, новая система представлений о реальности не сразу выходит из гипотетической стадии и не сразу принимается большинством исследователей.

Слайд 90






Многие из них могут придерживаться старой картины мира, которая получила свое эмпирическое, теоретическое и философское обоснование на предшествующих стадиях научного развития.
Описание слайда:
Многие из них могут придерживаться старой картины мира, которая получила свое эмпирическое, теоретическое и философское обоснование на предшествующих стадиях научного развития.

Слайд 91






Рассогласование между ней и новыми теоретическими моделями или результатами эксперимента воспринимается такими исследователями как временная аномалия, которая может быть устранена в будущем путем коррекции теоретических схем и выработки новых моделей, объясняющих опыт.
Описание слайда:
Рассогласование между ней и новыми теоретическими моделями или результатами эксперимента воспринимается такими исследователями как временная аномалия, которая может быть устранена в будущем путем коррекции теоретических схем и выработки новых моделей, объясняющих опыт.

Слайд 92






Так возникает конкурентная борьба между различными картинами исследуемой реальности, каждая из которых вводит различное видение изучаемых наукой объектов и взаимодействий.
Описание слайда:
Так возникает конкурентная борьба между различными картинами исследуемой реальности, каждая из которых вводит различное видение изучаемых наукой объектов и взаимодействий.

Слайд 93






Типичным примером такой борьбы может служить тот период развития классической электродинамики, когда в ней соперничали исследовательская программа Ампера-Вебера и исследовательская программа Фарадея.
Описание слайда:
Типичным примером такой борьбы может служить тот период развития классической электродинамики, когда в ней соперничали исследовательская программа Ампера-Вебера и исследовательская программа Фарадея.

Слайд 94






Первая основывалась на механической картине мира, слегка модифицированной применительно к открытиям теории электричества (в этой картине предполагалось,
Описание слайда:
Первая основывалась на механической картине мира, слегка модифицированной применительно к открытиям теории электричества (в этой картине предполагалось,

Слайд 95






что взаимодействие тел и зарядов осуществляется путем мгновенной передачи сил в пустоте), вторая вводила новую картину физической реальности (представление о полях сил, с которыми взаимодействуют заряды и тела, когда передача сил осуществляется с конечной скоростью от точки к точке).
Описание слайда:
что взаимодействие тел и зарядов осуществляется путем мгновенной передачи сил в пустоте), вторая вводила новую картину физической реальности (представление о полях сил, с которыми взаимодействуют заряды и тела, когда передача сил осуществляется с конечной скоростью от точки к точке).

Слайд 96






Фарадеевская картина физической реальности прошла длительный этап уточнения и развития и лишь к концу XIX столетия утвердилась в качестве электродинамической картины мира.
Описание слайда:
Фарадеевская картина физической реальности прошла длительный этап уточнения и развития и лишь к концу XIX столетия утвердилась в качестве электродинамической картины мира.

Слайд 97






Процесс ее превращения в господствующую систему представлений о физической реальности был обусловлен как генерированными ею экспериментальными и теоретическими открытиями, так и развитием ее философского обоснования, посредством которого новая физическая картина мира была вписана в культуру XIX столетия.
Описание слайда:
Процесс ее превращения в господствующую систему представлений о физической реальности был обусловлен как генерированными ею экспериментальными и теоретическими открытиями, так и развитием ее философского обоснования, посредством которого новая физическая картина мира была вписана в культуру XIX столетия.

Слайд 98






Развитие теоретического знания на уровне частных теоретических схем и законов подготавливает переход к построению развитой теории. Становление этой формы теоретического знания можно выделить как третью ситуацию, характеризующую динамику научного познания.
Описание слайда:
Развитие теоретического знания на уровне частных теоретических схем и законов подготавливает переход к построению развитой теории. Становление этой формы теоретического знания можно выделить как третью ситуацию, характеризующую динамику научного познания.

Слайд 99






Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности
Описание слайда:
Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности

Слайд 100





Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть
Наличие двух ветвей духовной жизни современного общества было замечено известным английским писателем и ученым Ч. П. Сноу. Сноу отмечал разделение научного сообщества на две полярно противостоящие группировки:
«Итак, на одном полюсе — художественная интеллигенция,на другом — ученые, и как наиболее яркие представители этой группы — физики.
Описание слайда:
Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика, власть Наличие двух ветвей духовной жизни современного общества было замечено известным английским писателем и ученым Ч. П. Сноу. Сноу отмечал разделение научного сообщества на две полярно противостоящие группировки: «Итак, на одном полюсе — художественная интеллигенция,на другом — ученые, и как наиболее яркие представители этой группы — физики.

Слайд 101






Их разделяет стена непонимания, а иногда — особенно среди молодежи — даже антипатии и вражды. Но главное, конечно, непонимание. У обеих групп странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в плане эмоций. Те, кто не имеет отношения к науке, обычно считают ученых нахальными хвастунами»
Описание слайда:
Их разделяет стена непонимания, а иногда — особенно среди молодежи — даже антипатии и вражды. Но главное, конечно, непонимание. У обеих групп странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в плане эмоций. Те, кто не имеет отношения к науке, обычно считают ученых нахальными хвастунами»

Слайд 102






В отечественном интеллектуальном сообществе также было заме­чено имеющееся разделение между естественнонаучной и гумани­тарной его частью, что нашло отражение в дискуссии 1960-х гг. «физиков и лириков».
Описание слайда:
В отечественном интеллектуальном сообществе также было заме­чено имеющееся разделение между естественнонаучной и гумани­тарной его частью, что нашло отражение в дискуссии 1960-х гг. «физиков и лириков».

Слайд 103






Создание гуманитарных факультетов и кафедр в технических и естественнонаучных вузах было продиктовано стремлением преодолеть недостатки узкоспециального образования и повысить культурный уровень представителей технических специальностей и естествоиспытателей.
Описание слайда:
Создание гуманитарных факультетов и кафедр в технических и естественнонаучных вузах было продиктовано стремлением преодолеть недостатки узкоспециального образования и повысить культурный уровень представителей технических специальностей и естествоиспытателей.

Слайд 104






При этом молчаливо предполагалось, что специальные естественнонаучные и технические дисциплины не несут никакой культурной «нагрузки».
Описание слайда:
При этом молчаливо предполагалось, что специальные естественнонаучные и технические дисциплины не несут никакой культурной «нагрузки».

Слайд 105






Такой подход означал на деле абсолютное противопоставление науки и культуры, а также принижение роли естественных и технических наук по сравнению с гуманитарными науками, искусством и художественной литературой. Делавшиеся при этом ссылки на работу Сноу давали превратное ее толкование.
Описание слайда:
Такой подход означал на деле абсолютное противопоставление науки и культуры, а также принижение роли естественных и технических наук по сравнению с гуманитарными науками, искусством и художественной литературой. Делавшиеся при этом ссылки на работу Сноу давали превратное ее толкование.

Слайд 106






Если Сноу отмечал серьезное отставание гуманитарной культуры от понимания сущности и последствий научно-технической революции, то гуманитарии стремились использовать его работу для компрометации естественных и технических наук, для формирования пренебрежительного отношения к ним, для отрицания гуманистического и философского значения этих наук.
Описание слайда:
Если Сноу отмечал серьезное отставание гуманитарной культуры от понимания сущности и последствий научно-технической революции, то гуманитарии стремились использовать его работу для компрометации естественных и технических наук, для формирования пренебрежительного отношения к ним, для отрицания гуманистического и философского значения этих наук.

Слайд 107






Цивилизация и ее техническая основа при этом рисуются обычно как нечто давящее на природу и человечество, чудовищно громозд­кое и тяжелое. Одним из современных авторов, чутко воспринимав­шим дух нашего времени, она ощущалась, например, как существующая «в децибелах заглушек и шумов нашей радиоэлектрической, железобетонной, нефтегазоносной, визжащей транзисторами и тор­мозами, грохочущей сталью колес и гусениц мегатонной цивилизации».
Описание слайда:
Цивилизация и ее техническая основа при этом рисуются обычно как нечто давящее на природу и человечество, чудовищно громозд­кое и тяжелое. Одним из современных авторов, чутко воспринимав­шим дух нашего времени, она ощущалась, например, как существующая «в децибелах заглушек и шумов нашей радиоэлектрической, железобетонной, нефтегазоносной, визжащей транзисторами и тор­мозами, грохочущей сталью колес и гусениц мегатонной цивилизации».

Слайд 108






Можно заметить, что хотя такое восприятие индустриальной цивилизации и имеет под собой веские основания, все же оно односторонне, поскольку не учитывает тенденций миниатюризации (нанотехнологии), биологизации, информатизации и т. п. в современном техническом развитии.
Описание слайда:
Можно заметить, что хотя такое восприятие индустриальной цивилизации и имеет под собой веские основания, все же оно односторонне, поскольку не учитывает тенденций миниатюризации (нанотехнологии), биологизации, информатизации и т. п. в современном техническом развитии.

Слайд 109






При восприятии техники как «грохочущей и мегатонной» совершенно упускают из вида, что между неорганиче­ской природой и миром идей и ценностей человека находится мир живого, тесно связанный как с неорганической природой, так и с ми­рами самая сложная картина, пожалуй, представлена в современ­ной постиндустриальной культуре.
Описание слайда:
При восприятии техники как «грохочущей и мегатонной» совершенно упускают из вида, что между неорганиче­ской природой и миром идей и ценностей человека находится мир живого, тесно связанный как с неорганической природой, так и с ми­рами самая сложная картина, пожалуй, представлена в современ­ной постиндустриальной культуре.

Слайд 110






Здесь новые теоретические представления становятся необходимым компонентом выживания культуры, но они же одновременно являются и силами, разрушающими эту культуру. Такой тип социального бытия вынужден проходить в условиях «перманентной культурной революции».
Описание слайда:
Здесь новые теоретические представления становятся необходимым компонентом выживания культуры, но они же одновременно являются и силами, разрушающими эту культуру. Такой тип социального бытия вынужден проходить в условиях «перманентной культурной революции».

Слайд 111






Появление новых реалий, имеющих техногенный источник, требует осмысления их в терминах культуры. Новые теоретические представления вклю­чаются в культуру (в том числе и в повседневную, обыденную, а не только в научную или философскую) путем постоянной перестрой­ки ее фундаментальных положений. А такая перестройка не может происходить без перестройки социальной и духовной сфер. Наука затрагивает в итоге жизнь и интересы каждого человека. Казалось бы, сугубо научная деятельность Маркса, Фрейда, Рентгена или Бора в той или иной степени коснулась миллиардов людей.
Описание слайда:
Появление новых реалий, имеющих техногенный источник, требует осмысления их в терминах культуры. Новые теоретические представления вклю­чаются в культуру (в том числе и в повседневную, обыденную, а не только в научную или философскую) путем постоянной перестрой­ки ее фундаментальных положений. А такая перестройка не может происходить без перестройки социальной и духовной сфер. Наука затрагивает в итоге жизнь и интересы каждого человека. Казалось бы, сугубо научная деятельность Маркса, Фрейда, Рентгена или Бора в той или иной степени коснулась миллиардов людей.

Слайд 112






В первую очередь эти новые представления затрагивают область метафизических положений. Главным образом наука оказывает влияние на онтологию, ибо она теперь решает, какие классы объектов признавать существующими, а какие — нет. В этой облас­ти у новых представлений могут возникнуть наибольшие сложности с традиционными представлениями, которые давно стали частью обыденного опыта и в силу этого мыслятся в качестве само собой разумеющихся.
Описание слайда:
В первую очередь эти новые представления затрагивают область метафизических положений. Главным образом наука оказывает влияние на онтологию, ибо она теперь решает, какие классы объектов признавать существующими, а какие — нет. В этой облас­ти у новых представлений могут возникнуть наибольшие сложности с традиционными представлениями, которые давно стали частью обыденного опыта и в силу этого мыслятся в качестве само собой разумеющихся.

Слайд 113






Но, как правило, сложностью это является для самой науки или для метафизики, а не для обыденного сознания. Для обы­денного мышления эти проблемы, как правило, остаются невидимы­ми, тогда как философский фундамент может требовать пересмотра всех основоположений для того, чтобы допустить существование, скажем, искривленного пространства или элементарных частиц.
Описание слайда:
Но, как правило, сложностью это является для самой науки или для метафизики, а не для обыденного сознания. Для обы­денного мышления эти проблемы, как правило, остаются невидимы­ми, тогда как философский фундамент может требовать пересмотра всех основоположений для того, чтобы допустить существование, скажем, искривленного пространства или элементарных частиц.

Слайд 114






Напротив, обыденное мышление оказывает весьма существенное сопротивление, когда эти новые представления затрагивают вопро­сы социального порядка или религиозного мировоззрения.
Описание слайда:
Напротив, обыденное мышление оказывает весьма существенное сопротивление, когда эти новые представления затрагивают вопро­сы социального порядка или религиозного мировоззрения.

Слайд 115






Когда перед мировоззрением встает задача создать целостную картину и при этом затрагиваются основы устоявшейся космологии, ему приходит­ся лавировать между собственными интересами (которые, как правило, отождествляются с интересами «самой истины»), интересами властных, обладающих символической или реальной властью соци­альных (в том числе и научных) структур, интересами общественного порядка — словом, считаться с интересами всех тех, кто претенду­ет на право решать вопросы подобного рода, даже если не всегда имеет моральное право делать это.
Описание слайда:
Когда перед мировоззрением встает задача создать целостную картину и при этом затрагиваются основы устоявшейся космологии, ему приходит­ся лавировать между собственными интересами (которые, как правило, отождествляются с интересами «самой истины»), интересами властных, обладающих символической или реальной властью соци­альных (в том числе и научных) структур, интересами общественного порядка — словом, считаться с интересами всех тех, кто претенду­ет на право решать вопросы подобного рода, даже если не всегда имеет моральное право делать это.

Слайд 116






Любое новое теоретическое представление должно пройти сложную работу, в результате которой оно может быть изменено до неузнаваемости. Для этого необходимо проверить его логическую непротиворечивость по отношению ко всей совокупности остальной духовной сферы культуры, должны быть перестроены не только ее научные, но и метафизические, религиозные, этические и социальные представления.
Описание слайда:
Любое новое теоретическое представление должно пройти сложную работу, в результате которой оно может быть изменено до неузнаваемости. Для этого необходимо проверить его логическую непротиворечивость по отношению ко всей совокупности остальной духовной сферы культуры, должны быть перестроены не только ее научные, но и метафизические, религиозные, этические и социальные представления.

Слайд 117






Любое нововведение, затрагивающее чьи-либо социальные интересы, проходит несколько этапов коллективной цен­зуры, гласной и негласной, сознательной и бессознательной. Успеш­ное прохождение этой цензуры обеспечивает образование, одной из важнейших функций которого становится производство социально востребованного типа личности.
Описание слайда:
Любое нововведение, затрагивающее чьи-либо социальные интересы, проходит несколько этапов коллективной цен­зуры, гласной и негласной, сознательной и бессознательной. Успеш­ное прохождение этой цензуры обеспечивает образование, одной из важнейших функций которого становится производство социально востребованного типа личности.

Слайд 118






Информациональное общество конституируется рево­люционным переворотом в сфере новых технологий. Этот переворот должен привести к погружению социальной и экономической жизни общества в интернет-сети. В то же время зарождающееся «информа-циональное общество» строится таким образом, что «генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источ­никами производительности и власти»
Описание слайда:
Информациональное общество конституируется рево­люционным переворотом в сфере новых технологий. Этот переворот должен привести к погружению социальной и экономической жизни общества в интернет-сети. В то же время зарождающееся «информа-циональное общество» строится таким образом, что «генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источ­никами производительности и власти»

Слайд 119






Человечество постепенно приходит к сознанию того, что индустриа­лизация, если ее осуществлять без оглядки на природные факторы, порождает явления, разрушительный потенциал которых сопоста­вим с последствиями применения ядерного оружия. Экологический фронт проходит по самому переднему краю борьбы за выживание человечества наравне с регулированием региональных конфликтов, преодолением экономической отсталости и т. п.
Описание слайда:
Человечество постепенно приходит к сознанию того, что индустриа­лизация, если ее осуществлять без оглядки на природные факторы, порождает явления, разрушительный потенциал которых сопоста­вим с последствиями применения ядерного оружия. Экологический фронт проходит по самому переднему краю борьбы за выживание человечества наравне с регулированием региональных конфликтов, преодолением экономической отсталости и т. п.

Слайд 120






Сфера политики смыкается в наши дни со сферой охраны природы в единую дисциплину — политэкологию. Свое практическое выра­жение в международных делах политэкология находит в концепции экологической безопасности — таком состоянии межгосударствен­ных отношений, при котором обеспечиваются сохранность, рациональ­ное использование, воспроизводство и повышение качества окружаю­щей среды в интересах устойчивого и безопасного развития всех госу­дарств и создания благоприятных условий для жизни каждого человека.
Описание слайда:
Сфера политики смыкается в наши дни со сферой охраны природы в единую дисциплину — политэкологию. Свое практическое выра­жение в международных делах политэкология находит в концепции экологической безопасности — таком состоянии межгосударствен­ных отношений, при котором обеспечиваются сохранность, рациональ­ное использование, воспроизводство и повышение качества окружаю­щей среды в интересах устойчивого и безопасного развития всех госу­дарств и создания благоприятных условий для жизни каждого человека.

Слайд 121






В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и прави­тельств проходила Конференция ООН по окружающей среде и разви­тию, которая констатировала невозможность движения развивающих­ся бедных стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые богатые страны. Признано, что эта модель ведет к катаст­рофе: Земля не выдержит столь мощного потребления ее ресурсов и загрязнения окружающей среды.
Описание слайда:
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и прави­тельств проходила Конференция ООН по окружающей среде и разви­тию, которая констатировала невозможность движения развивающих­ся бедных стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые богатые страны. Признано, что эта модель ведет к катаст­рофе: Земля не выдержит столь мощного потребления ее ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Слайд 122






В связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития (sustainable development). Заметим, что широко вошедшее в обиход понятие «устойчивое разви­тие» — весьма неточный перевод англоязычного термина (sustain — поддерживать, подкреплять), так что точнее sustainable development переводится как поддерживающее или сбалансированное развитие. Однако в русскоязычной литературе уже укоренилось понятие «ус­тойчивое развитие», которому Международной комиссией по окру­жающей среде и развитию в 1987 г. дано следующее определение:
Устойчивое развитие —это такое развитие, которое удовлетво­ряет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу воз­можность будущих поколений удовлетворять свои собственные по­требности.
Описание слайда:
В связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития (sustainable development). Заметим, что широко вошедшее в обиход понятие «устойчивое разви­тие» — весьма неточный перевод англоязычного термина (sustain — поддерживать, подкреплять), так что точнее sustainable development переводится как поддерживающее или сбалансированное развитие. Однако в русскоязычной литературе уже укоренилось понятие «ус­тойчивое развитие», которому Международной комиссией по окру­жающей среде и развитию в 1987 г. дано следующее определение: Устойчивое развитие —это такое развитие, которое удовлетво­ряет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу воз­можность будущих поколений удовлетворять свои собственные по­требности.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию