Описание слайда:
Понятие необходимого и случайного. Познание причинности приводит к выявлению необходимости как всеобщей формы бытия. Исследуя причинно-следственные связи, люди замечают, что причина со следствием связаны так, что, если появляется причина, неизбежно наступает и следствие, если причина отсутствует, отсутствует и следствие. Другими словами, люди обнаруживают, что связь причины со своим следствием носит необходимый характер.
Поскольку понятие необходимости формируется на основе исследования причинности, в частности, на основе уяснения необходимого характера причинно-следственной связи, некоторые философы и естествоиспытатели отождествляют необходимость с причинностью. Между тем причинность и необходимость представляют собой различные понятия, касающиеся различных сторон действительности. В самом Деле, понятие «причинность» отражает обусловленность одних форм бытия другими, их генетическую связь. Понятие же необходимости отражает неизбежность проявления тех или иных связей и свойств при соответствующих условиях.
Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, то есть обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступать.
Так, необходимым свойством абразивов является снятие мелких стружек при обработке поверхности деталей. Данная необходимость порождена внутренней причиной (взаимодействием абразивов с поверхностью деталей) и определяется Необходимость, следовательно, выражает один из аспектов внутренней стороны предмета или явления; случайность же, наоборот, выражает внешние свойства и признаки материальных образований, она неразрывно связана с условиями и обстоятельствами бытия данного предмета или явления.
Критика идеалистических и метафизических воззрений на необходимость и случайность. Идеалисты, как правило, отрицают необходимость и ее объективный характер. По их мнению, необходимость характерна лишь для сознания, является его свойством, формой деятельности, методологическим требованием.
Необходимость, например, по Канту, существует только в сознании. Она у него выступает в качестве формы рассудочной деятельности и привносится в мир человека. В виде сугубо логической связи трактуется необходимость в воззрениях Маха, в работах современных буржуазных философов, считающих, что необходимая связь между причиной и следствием в объективной действительности сама по себе не существует, что она привносится в мир субъектом, когда он пытается выразить эту связь в понятийной, логической форме, руководствуясь различными семантическими и синтаксическими правилами. Но если это так, то правомерен вопрос: почему мы, руководствуясь соответствующими семантическими и синтаксическими правилами, используя различные математические формулы при описании той или иной объективной причинно-следственной связи, получаем истинное знание? Ведь если наше знание истинно, то есть соответствует действительному положению вещей, то необходимость, необходимые связи существуют не только в движении мыслей, в сознании, но и в познаваемой объективной действительности, в вещах. И только потому, что необходимость существует объективно (вне и независимо от сознания, мышления), она имеет место в познании, в мыслительной деятельности, ибо последняя подчиняется законам, которые являются отражением всеобщих законов объективной действительности.
механики (трение, резание) и геометрии (ориентированные грани абразивных зерен) . Случайным в данном примере будет, во-первых, твердость обрабатываемой поверхности (кожа, дерево и т. д. вплоть до стали и алмазов), во-вторых, форма абразивов (порошок, шлифовальный круг, брусок, точильный камень, полировальная и доводочная паста) и, в-третьих, вид абразивов: природные (алмаз, корунд, наждак, гранат, кварц, пемза, трепел) или синтетические (карбид бора, карборунд, алунд, измельченное стекло). Во всех перечисленных случаях мы имеем дело не с внутренними причинами и закономерностями, а со свойствами, отношениями и моментами абразивов, зависящими от внешних обстоятельств и условий. Можно, например, воспользоваться абразивами как в форме бруска, так и в форме шлифовального круга, точильного камня и т. п. Необходимость же
во всех этих случаях остается неизменной, иными словами, при взаимодействии абразивов любой формы с обрабатываемой поверхностью детали будет происходить снятие стружек.