🗊Презентация Норма в современном языковом мире

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Норма в современном языковом мире, слайд №1Норма в современном языковом мире, слайд №2Норма в современном языковом мире, слайд №3Норма в современном языковом мире, слайд №4Норма в современном языковом мире, слайд №5Норма в современном языковом мире, слайд №6Норма в современном языковом мире, слайд №7Норма в современном языковом мире, слайд №8Норма в современном языковом мире, слайд №9Норма в современном языковом мире, слайд №10Норма в современном языковом мире, слайд №11Норма в современном языковом мире, слайд №12Норма в современном языковом мире, слайд №13Норма в современном языковом мире, слайд №14Норма в современном языковом мире, слайд №15Норма в современном языковом мире, слайд №16Норма в современном языковом мире, слайд №17Норма в современном языковом мире, слайд №18Норма в современном языковом мире, слайд №19Норма в современном языковом мире, слайд №20Норма в современном языковом мире, слайд №21Норма в современном языковом мире, слайд №22Норма в современном языковом мире, слайд №23Норма в современном языковом мире, слайд №24Норма в современном языковом мире, слайд №25Норма в современном языковом мире, слайд №26Норма в современном языковом мире, слайд №27Норма в современном языковом мире, слайд №28Норма в современном языковом мире, слайд №29Норма в современном языковом мире, слайд №30Норма в современном языковом мире, слайд №31Норма в современном языковом мире, слайд №32

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Норма в современном языковом мире. Доклад-сообщение содержит 32 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Норма в современном языковом мире
К.ф.н. доцент 
Н.В. Вагенляйтнер
Описание слайда:
Норма в современном языковом мире К.ф.н. доцент Н.В. Вагенляйтнер

Слайд 2





Работаем по плану:
Нормативность как определенный признак литературного языка.
Изменчивость норм языка и ее оценка в обществе.
Вариативность норм  в словарях и грамматиках.
Описание слайда:
Работаем по плану: Нормативность как определенный признак литературного языка. Изменчивость норм языка и ее оценка в обществе. Вариативность норм в словарях и грамматиках.

Слайд 3





Языковая литературная норма 
– это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития, то есть реализации языковой системы, принятые в данное время данным языковым коллективом в качестве образцовых или предпочтительных
Описание слайда:
Языковая литературная норма – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития, то есть реализации языковой системы, принятые в данное время данным языковым коллективом в качестве образцовых или предпочтительных

Слайд 4





Норма – явление историческое
Абитуриент – кто это?
Слово заимствовано в XIX в. из немецкого языка. Немецкое Abiturient восходит к среднелатинскому abituriens — «собирающийся уходить». 
«Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова (1936 г.): абитуриент — «учащийся среднего учебного заведения, который держит выпускные экзамены»
Описание слайда:
Норма – явление историческое Абитуриент – кто это? Слово заимствовано в XIX в. из немецкого языка. Немецкое Abiturient восходит к среднелатинскому abituriens — «собирающийся уходить». «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова (1936 г.): абитуриент — «учащийся среднего учебного заведения, который держит выпускные экзамены»

Слайд 5





В дальнейшем абитуриентами стали называть не только тех, кто оканчивал среднюю школу, но и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия в большинстве случаев относятся к одному лицу. 
В дальнейшем абитуриентами стали называть не только тех, кто оканчивал среднюю школу, но и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия в большинстве случаев относятся к одному лицу. 
«Словарь современного русского литературного языка» (1991 г.):
Абитуриент. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник. 2. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение
Описание слайда:
В дальнейшем абитуриентами стали называть не только тех, кто оканчивал среднюю школу, но и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия в большинстве случаев относятся к одному лицу. В дальнейшем абитуриентами стали называть не только тех, кто оканчивал среднюю школу, но и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия в большинстве случаев относятся к одному лицу. «Словарь современного русского литературного языка» (1991 г.): Абитуриент. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник. 2. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение

Слайд 6





у А.С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрот и банкрутство. 
у А.С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрот и банкрутство. 
Слово банкрот было заимствовано в XVIII в. из голландского или французского языка и первоначально в русском языке звучало как банкрут (и производные: банкрутство, банкрутский, обанкрутитъся). 
Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». К концу XIX в. окончательно победило произношение банкрот, банкротство, обанкротиться. Это стало нормой.
Описание слайда:
у А.С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрот и банкрутство. у А.С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрот и банкрутство. Слово банкрот было заимствовано в XVIII в. из голландского или французского языка и первоначально в русском языке звучало как банкрут (и производные: банкрутство, банкрутский, обанкрутитъся). Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». К концу XIX в. окончательно победило произношение банкрот, банкротство, обанкротиться. Это стало нормой.

Слайд 7





Произнесите слова вслух
Будничный, 
булочная, 
закусочная, 
игрушечный, 
нарочно, 
порядочно, 
порядочный, 
сливочный,
Описание слайда:
Произнесите слова вслух Будничный, булочная, закусочная, игрушечный, нарочно, порядочно, порядочный, сливочный,

Слайд 8





Запишите слова в форме Им.п. мн.ч.
Забор, 
стол, 
сад, 
бок, 
берег, 
глаз, 
рукав, 
поезд, 
год, 
трактор
Описание слайда:
Запишите слова в форме Им.п. мн.ч. Забор, стол, сад, бок, берег, глаз, рукав, поезд, год, трактор

Слайд 9





стол (один), 
стол (один), 
стола (два), 
столы (больше двух); 
бок (один), 
бока (два), 
бокы (больше двух)
Остаточные явления двойственного числа: 
бок, берег, глаз, рукав –а эти слова обозначают парные предметы
Описание слайда:
стол (один), стол (один), стола (два), столы (больше двух); бок (один), бока (два), бокы (больше двух) Остаточные явления двойственного числа: бок, берег, глаз, рукав –а эти слова обозначают парные предметы

Слайд 10





Норма
– это образец единообразного общепринятого употребления элементов русского языка (слов, словосочетаний, предложений)
Описание слайда:
Норма – это образец единообразного общепринятого употребления элементов русского языка (слов, словосочетаний, предложений)

Слайд 11





Кодификация
– это лингвистически достоверное описание и фиксация норм литературного языка в специально предназначенных для этого источниках (грамматиках, словарях, справочниках, пособиях)
Описание слайда:
Кодификация – это лингвистически достоверное описание и фиксация норм литературного языка в специально предназначенных для этого источниках (грамматиках, словарях, справочниках, пособиях)

Слайд 12





Потребность в кодификации языка  возникает  тогда, когда создается литературный язык, единый для всего общества
Потребность в кодификации языка  возникает  тогда, когда создается литературный язык, единый для всего общества
Описание слайда:
Потребность в кодификации языка возникает тогда, когда создается литературный язык, единый для всего общества Потребность в кодификации языка возникает тогда, когда создается литературный язык, единый для всего общества

Слайд 13





Нормы и правила разговорной речи не кодифицированы.  Следовательно, русский литературный язык, являясь в целом кодифицированным, включает и одну некодифицированную функциональную разновидность  –  разговорную речь
Нормы и правила разговорной речи не кодифицированы.  Следовательно, русский литературный язык, являясь в целом кодифицированным, включает и одну некодифицированную функциональную разновидность  –  разговорную речь
Описание слайда:
Нормы и правила разговорной речи не кодифицированы. Следовательно, русский литературный язык, являясь в целом кодифицированным, включает и одну некодифицированную функциональную разновидность – разговорную речь Нормы и правила разговорной речи не кодифицированы. Следовательно, русский литературный язык, являясь в целом кодифицированным, включает и одну некодифицированную функциональную разновидность – разговорную речь

Слайд 14





Свойства  языковой нормы
1)  норма исторически изменчива;
2) норма вместе с тем устойчива, даже консервативна, что обеспечивает стабильность и целостность литературного языка;
Описание слайда:
Свойства языковой нормы 1) норма исторически изменчива; 2) норма вместе с тем устойчива, даже консервативна, что обеспечивает стабильность и целостность литературного языка;

Слайд 15





3) норма создается и поддерживается коллективными усилиями говорящих (в первую очередь образованными людьми);
3) норма создается и поддерживается коллективными усилиями говорящих (в первую очередь образованными людьми);
4)  норма обязательна для всех носителей данного языка;
5)  норма охватывает все стороны языка
Описание слайда:
3) норма создается и поддерживается коллективными усилиями говорящих (в первую очередь образованными людьми); 3) норма создается и поддерживается коллективными усилиями говорящих (в первую очередь образованными людьми); 4) норма обязательна для всех носителей данного языка; 5) норма охватывает все стороны языка

Слайд 16





Виды норм
фонетические;
словообразовательные;
морфологические;
синтаксические;
лексические нормы, или нормы словоупотребления
Описание слайда:
Виды норм фонетические; словообразовательные; морфологические; синтаксические; лексические нормы, или нормы словоупотребления

Слайд 17





Найдите ошибки и скажите, какой вид нормы нарушен
1.Инженера собрались на совещание. 
2.Он сказал обидчивое слово. 
3.Где мой туфель? — Вот твоя туфля.
4.Мне подарили несколько брелков.
5. Да, это интересный феномЕн!
6. Мы не имеем средств для оплаты за материалы
Описание слайда:
Найдите ошибки и скажите, какой вид нормы нарушен 1.Инженера собрались на совещание. 2.Он сказал обидчивое слово. 3.Где мой туфель? — Вот твоя туфля. 4.Мне подарили несколько брелков. 5. Да, это интересный феномЕн! 6. Мы не имеем средств для оплаты за материалы

Слайд 18





Языку присуща вариантность – способность к образованию видоизменений, модификаций одной и той же языковой единицы на различных уровнях языка 
Языку присуща вариантность – способность к образованию видоизменений, модификаций одной и той же языковой единицы на различных уровнях языка 
(фонетическом, акцентологическом, грамматическом, лексическом, орфографическом)
Описание слайда:
Языку присуща вариантность – способность к образованию видоизменений, модификаций одной и той же языковой единицы на различных уровнях языка Языку присуща вариантность – способность к образованию видоизменений, модификаций одной и той же языковой единицы на различных уровнях языка (фонетическом, акцентологическом, грамматическом, лексическом, орфографическом)

Слайд 19





Варианты языковых единиц 
– это формальные разновидности одной и той же языковой единицы, которые при тождественной функции различаются частичным несовпадением, обычно регулярным, своего звукового состава (завоевание - завоеванье, строгать – стругать и т. д.)
Описание слайда:
Варианты языковых единиц – это формальные разновидности одной и той же языковой единицы, которые при тождественной функции различаются частичным несовпадением, обычно регулярным, своего звукового состава (завоевание - завоеванье, строгать – стругать и т. д.)

Слайд 20


Норма в современном языковом мире, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21





Орфоэпические варианты 
– видоизменения одной и той же языковой единицы на уровне произношения звуков, различающиеся либо с фонетической стороны (составом фонем), либо с акцентологической стороны (местом ударения), либо комбинацией этих признаков:
було[чн]ая – було[шн]ая, 
[г]алоша – [к]алоша (устар.), 
чтобы — чтоб
уполномочивать — уполномачивать (прост.)
Описание слайда:
Орфоэпические варианты – видоизменения одной и той же языковой единицы на уровне произношения звуков, различающиеся либо с фонетической стороны (составом фонем), либо с акцентологической стороны (местом ударения), либо комбинацией этих признаков: було[чн]ая – було[шн]ая, [г]алоша – [к]алоша (устар.), чтобы — чтоб уполномочивать — уполномачивать (прост.)

Слайд 22





Грамматические варианты 
– разновидности грамматической формы слова, характеризующиеся тождеством грамматической функции и различием звукового состава грамматического элемента слов:
осмысление — осмысливание, 
слесарничать — слесарить, 
геройски — по-геройски
секторы и сектора, 
внештатный – нештатный, 
обточка и обтачивание
Описание слайда:
Грамматические варианты – разновидности грамматической формы слова, характеризующиеся тождеством грамматической функции и различием звукового состава грамматического элемента слов: осмысление — осмысливание, слесарничать — слесарить, геройски — по-геройски секторы и сектора, внештатный – нештатный, обточка и обтачивание

Слайд 23





Лексические варианты 
– разновидности одного и того же слова, характеризующиеся тождественной лексико-семантической функцией и частичным различием звукового состава неформальной части слов:

ветр – ветер, 
глас – голос, 
позлатить – позолотить
Описание слайда:
Лексические варианты – разновидности одного и того же слова, характеризующиеся тождественной лексико-семантической функцией и частичным различием звукового состава неформальной части слов: ветр – ветер, глас – голос, позлатить – позолотить

Слайд 24





Нормы принято делить на императивные (строго обязательные) и диспозитивные (оставляют за говорящим право выбора). 
Нормы принято делить на императивные (строго обязательные) и диспозитивные (оставляют за говорящим право выбора). 
Резкие и немотивированные отступления от императивных (строго обязательных) норм литературного языка, нарушения правильности речи, являются речевыми ошибками.
Нарушения языковых (речевых) норм, не являющихся императивными, строгими, называют речевыми недочетами
Описание слайда:
Нормы принято делить на императивные (строго обязательные) и диспозитивные (оставляют за говорящим право выбора). Нормы принято делить на императивные (строго обязательные) и диспозитивные (оставляют за говорящим право выбора). Резкие и немотивированные отступления от императивных (строго обязательных) норм литературного языка, нарушения правильности речи, являются речевыми ошибками. Нарушения языковых (речевых) норм, не являющихся императивными, строгими, называют речевыми недочетами

Слайд 25





1. Правильный vs неправильный
Правильному варианту может быть противопоставлен абсолютно неправильный вариант, на который налагается запрет. Для указания на такие варианты в словарях вводятся запретительные пометы: не рек., неправ., грубо и т.д.: 
свёкла – неправ. свеклА
баловаАть – не рек.  бАловать;  
кУхонный – неправ. кухОнный; 
инженЕры – грубо неправ. инженерА
Описание слайда:
1. Правильный vs неправильный Правильному варианту может быть противопоставлен абсолютно неправильный вариант, на который налагается запрет. Для указания на такие варианты в словарях вводятся запретительные пометы: не рек., неправ., грубо и т.д.: свёкла – неправ. свеклА баловаАть – не рек. бАловать; кУхонный – неправ. кухОнный; инженЕры – грубо неправ. инженерА

Слайд 26





2. Рекомендуемый и допустимый
Один из вариантов считается более предпочтительным, хотя использование второго допускается в разговорной речи. В словарях такие пары сопровождаются пометами допустимо, доп.устар.: 
творОг – доп. твОрог;  
индустрИя – доп. устар.  индУстрия;
деньгАм – доп. устар. дЕньгам;
сОлит – доп. солИт
Описание слайда:
2. Рекомендуемый и допустимый Один из вариантов считается более предпочтительным, хотя использование второго допускается в разговорной речи. В словарях такие пары сопровождаются пометами допустимо, доп.устар.: творОг – доп. твОрог; индустрИя – доп. устар. индУстрия; деньгАм – доп. устар. дЕньгам; сОлит – доп. солИт

Слайд 27





3. Равноправные
В словарях они фигурируют без помет и соединяются союзом и. Эти варианты могут в одинаковой степени использоваться в литературной речи:
бАржа и баржА
в цЕхе и в цехУ 
достичь и достигнуть
Искристый и искрИстый
волнАм и вОлнам
порядо[шн]ый и порядо[чн]ый
Описание слайда:
3. Равноправные В словарях они фигурируют без помет и соединяются союзом и. Эти варианты могут в одинаковой степени использоваться в литературной речи: бАржа и баржА в цЕхе и в цехУ достичь и достигнуть Искристый и искрИстый волнАм и вОлнам порядо[шн]ый и порядо[чн]ый

Слайд 28





4. Профессионализмы /профессиональные жаргонизмы
− слова в определенной профессиональной среде, формы в которых специфичны. 
В данном случае словарь дает помету проф., что означает допустимость такого произношения только в профессиональной среде, но в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка: 
кОмпас – у моряков компАс
эпилЕпсия – у медиков эпилепсИя
шофЁры – в профессион.речи шоферА
флюорогрАфия – у медиков флюорографИя
Описание слайда:
4. Профессионализмы /профессиональные жаргонизмы − слова в определенной профессиональной среде, формы в которых специфичны. В данном случае словарь дает помету проф., что означает допустимость такого произношения только в профессиональной среде, но в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка: кОмпас – у моряков компАс эпилЕпсия – у медиков эпилепсИя шофЁры – в профессион.речи шоферА флюорогрАфия – у медиков флюорографИя

Слайд 29





Следовательно, в основе языковой нормы всегда лежит выбор одного из нескольких вариантов
Следовательно, в основе языковой нормы всегда лежит выбор одного из нескольких вариантов
Описание слайда:
Следовательно, в основе языковой нормы всегда лежит выбор одного из нескольких вариантов Следовательно, в основе языковой нормы всегда лежит выбор одного из нескольких вариантов

Слайд 30





Оценки изменений в языке:
Описание слайда:
Оценки изменений в языке:

Слайд 31





Итак, главным проявлением речевой культуры является использование  слов, не причиняющих вред другим людям, не оскорбляющих их чувства и не разрушающих ценность общения с ними
Итак, главным проявлением речевой культуры является использование  слов, не причиняющих вред другим людям, не оскорбляющих их чувства и не разрушающих ценность общения с ними
Описание слайда:
Итак, главным проявлением речевой культуры является использование слов, не причиняющих вред другим людям, не оскорбляющих их чувства и не разрушающих ценность общения с ними Итак, главным проявлением речевой культуры является использование слов, не причиняющих вред другим людям, не оскорбляющих их чувства и не разрушающих ценность общения с ними

Слайд 32


Норма в современном языковом мире, слайд №32
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию