🗊 Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №1  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №2  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №3  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №4  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №5  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №6  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №7  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №8  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №9  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №10  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №11  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №12  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №13  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №14  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №15  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №16  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №17  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №18  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №19  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №20  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №21  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №22  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №23  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №24  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №25

Вы можете ознакомиться и скачать Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс) . Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого 
«Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)
Описание слайда:
Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)

Слайд 2






1) Образовательная:
- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.
2) Развивающая:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
- учить сжато излагать повествовательный текст;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
3) Воспитательная:
- воспитание общечеловеческих ценностей;
- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Описание слайда:
1) Образовательная: - рассмотреть главных героев рассказа и их поступки. 2) Развивающая: - формировать умение анализировать текст художественного произведения; - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; - учить сжато излагать повествовательный текст; - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников. 3) Воспитательная: - воспитание общечеловеческих ценностей; - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Слайд 3





Из словаря С.И.Ожегова:

Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, невольник.
Пленять – 1) захватить, 2)     прельстить, привлечь,   подчинить.
Описание слайда:
Из словаря С.И.Ожегова: Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.

Слайд 4


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. 

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет  в1852 году.
Описание слайда:
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

Слайд 7


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





Военно-грузинская дорога
Описание слайда:
Военно-грузинская дорога

Слайд 10





.


 
- Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей. 

- Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету. 

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках. 

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. 

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока. 

Кульминация – второй побег. 

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости. 

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?
Главные герои- Жилин и Костылин.
Татары и русские (Жилин и татары)
Дина и другие жители аула.
Война и мирная жизнь.
Описание слайда:
. - Тема и идея художественного произведения; Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей. - Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету. Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках. Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока. Кульминация – второй побег. Развязка – Жилин оказывается в своей крепости. Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость. -Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. -Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью? Главные герои- Жилин и Костылин. Татары и русские (Жилин и татары) Дина и другие жители аула. Война и мирная жизнь.

Слайд 11









 
                                                                              План:
                                                             1.Военное звание.
                                                             2.Внешняя характеристика:
                                                             3.Плен:
                                                             а) место жительства в плену;
                                                             б) питание пленных;
                                                             в) занятия;
                                                            г) подготовка к побегу;
                                                             4.Первый побег.
                                                             5. Второй побег.
- Что общее у героев и что их различает?
  -  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?        
( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.) 
- А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?    
( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.
Описание слайда:
План: 1.Военное звание. 2.Внешняя характеристика: 3.Плен: а) место жительства в плену; б) питание пленных; в) занятия; г) подготовка к побегу; 4.Первый побег. 5. Второй побег. - Что общее у героев и что их различает? - Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену? ( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.) - А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? ( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

Слайд 12


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.
Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

- найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)   

                  Жилин                                Костылин

ходит по аулу                                           спит

всматривается                                           скучает

выпытывает информацию                      считает дни 

рукодельничает                                  ждет ответ на письмо

      -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

- Как завоевывает Жилин симпатию горцев?    

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

            - Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;

            - однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

- Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?  

( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг 

- Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?
Описание слайда:
Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама. - найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради) Жилин Костылин ходит по аулу спит всматривается скучает выпытывает информацию считает дни рукодельничает ждет ответ на письмо -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи. - Как завоевывает Жилин симпатию горцев? (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; - Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; - однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) - Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему? ( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг - Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Слайд 14





- Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?     
- Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?     
- Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.
-  А Костылин?
(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)
Описание слайда:
- Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену? - Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену? - Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. - А Костылин? (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

Слайд 15


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





 
-Какие друг с другом и с другими качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях людьми.
Описание слайда:
-Какие друг с другом и с другими качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях людьми.

Слайд 17


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20





Вывод:
Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.
-Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»
Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.
- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?
Что обозначает:
Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?
Описание слайда:
Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою. Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом. -Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?» Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя. - Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Что обозначает: Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

Слайд 21







В чём смысл названия рассказа?


  ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. 
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)
Описание слайда:
В чём смысл названия рассказа? ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

Слайд 22


  
  Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник»  (Урок литературы. 5 класс)   , слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23






Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?
2.  Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Описание слайда:
Итог урока. Рефлексия. 1. Чему учит рассказ? 2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой? - Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Слайд 24





Домашнее зедание.
Сочинение
«Жилин и Костылин: разные судьбы».
Описание слайда:
Домашнее зедание. Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Слайд 25






ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
bibliotekar.ru/rus/index.htm 
lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.html
Описание слайда:
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ bibliotekar.ru/rus/index.htm lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.html



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию